Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны. Тайна Янтарной комнаты

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее "восьмое чудо света" может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий "информированный источник", по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с "восьмым чудом света" началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать "что-нибудь этакое" поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна - он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

"Восьмое чудо света" так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал "мозаику", дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Так "отремонтированная" комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, - писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера - гауляйтера Эриха Коха - в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге "Тайна Янтарной комнаты" передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

- (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: "Осторожно! Это янтарная комната", - отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был "хранителем" Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он "пытался" помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой - умерли от тифа.

В газете "Русская Чехия" в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: "Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена", - сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете "Калининградская правда" была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх - на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей "Калининград" археологи обнаружили ещё один "ход", где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж - в районе города Валбжих - обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её "в качестве сувенира" во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

О Янтарной комнате знает или слышал, наверно, каждый образованный человек. Возможно вы понятия не имеете, где она находится, но о ее красоте и ценности вы наслышаны точно. Помню, еще в школе на уроке истории нам рассказывали о Царском Селе и в том числе о Янтарной комнате. Говорили о ее уникальности, невероятной красоте и много еще о чем. Но, представлять по рассказам - это одно, видеть глазами - совсем другое. Жаль, что подлинник был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Но, на мой скромный взгляд, "современный новодел" ни чуть не уступает своему оригиналу. Мастера янтарного дела и реставраторы серьезно постарались передать вид комнаты таким, какой он был раньше.

Первое мое посещение Екатерининского дворца было самым волнительным. Как только я зашла в Янтарную комнату, меня накрыло ощущение, что она горит, но не ярким пламенем, а тлеет углем! Такое впечатление производит сочетание блеска янтаря, зеркал и солнечного света. Стены играют всевозможными оттенками: от светло-желтого до темного, лимонного и медового. Столь насыщенные краски, я думаю, больше нигде не встречаются в таком объеме и сочетании. При том, глаз четко разделяет искусственный, "мертвый" цвет золоченой резьбы интерьера и природный живой цвет камня. Меня поразило больше всего, насколько необычно и красиво выглядит янтарь в таком огромном количестве. Раньше я видела работы из янтаря, но это были шкатулки, вставки в качестве украшений, небольшие статуэтки или ювелирные украшения.

Сама история создания Янтарной комнаты и дальнейшая судьба необычна и очень интересна. Загадка исчезновения покрыта пеленой тайны, разгадать которую не могут и сегодня.

Немного истории

В XVIII веке Пруссия считалась европейским центром по добыче и отделке янтаря. Здесь жили и трудились лучшие мастера янтарного дела. Прусский король Фридрих I, взойдя на престол, отдал приказ о строительстве резиденций для себя и своей супруги королевы Софии-Шарлотты. Оформление интерьеров было поручено придворному архитектору Иоганну Эозандеру. Под его руководством трудились лучшие резчики по янтарю и слоновой кости.

Янтарные панно должны были украсить кабинет резиденции королевы в Литценбурге (позднее переименован в Шарлоттенбург). Но после ее смерти в 1709 году было решено установить панно в Ораниенбурге. Планировалось, что во дворце будет целая янтарная галерея.

Фридрих I так стремился быть лучшим во всем, что порой это выходило в копеечку для бюджета страны. Он страстно хотел перещеголять французского короля Людовика XIV (Король-солнце, Людовик Великий). Ведь до этого янтарь использовался лишь для украшения дорогих подарков царским и приближенным особам. Из него делали статуэтки, ларцы, элементы украшения для мебели. Янтарь ­­- мягкий по своей структуре материал. Он идеально подходит для изготовления мелкого декора, но не для архитектурного оформления помещений. К тому же, янтарь был в то врем дорогим и ценился на вес серебра.

В 1713 году Фридрих I скончался. Его идея о создании янтарной галереи так и не была завершена. Сын короля Фридрих-Вильгельм I был менее расточительным, чем его отец. Он сразу просчитал во сколько обойдется казне завершение оформления янтарной галереи, и отказался от этой идеи. Уже имеющиеся панно были установлены в одном из кабинетов нового короля.

Еще во время правления его отца, с визитом в Пруссию приезжал русский царь Петр I. Он был впечатлен красотой янтарных панно и обмолвился, что хотел бы иметь их у себя. Король Вильгельм I, помня об этом, в знак дружбы преподнес панно Петру I во время его визита в 1716 году. Русский царь был невероятно рад. В ответ он направил прусскому королю 55 отменных, самых лучших гренадер и кубок из слоновой кости. В 1717 году янтарные панно прибыли в Россию. Но Петру Великому не суждено было любоваться их красотой. Он умер, не дожив до этого.

Зато его дочь императрица Елизавета Петровна нашла применение для панно. Она приказала украсить ими кабинет в своей резиденции - Третьем Зимнем дворце. Позже в 1755 году янтарный кабинет по приказу императрицы перевезли в Царское село, в ее новую загородную резиденцию. Помещение было гораздо больше прежнего.

Архитектору Ф.Б. Растрелли предстояла сложная задача по оформлению нового кабинета. Он использовал ту же хитрость, что и в Зимнем дворце. Нижний ярус, где недоставало янтарных панно, было решено украсить изображениями мозаики, выполненными на холсте. Как и прежде, между панно были встроены зеркальные пилястры. Картину дополняли резные золоченые украшения и свечи. Позднее, уже при Екатерине II, холсты заменили на янтарную мозаику.

Интерьер Янтарной комнаты

Комната украшена янтарным убором по трем стенам. Четвертая стена - это огромные окна. Панно располагаются в три яруса. Средний или центральный ярус состоит из 8 панно. На них в технике флорентийской мозаики изображены аллегории: Слух, Зрение, Вкус, Осязание, Обоняние. Все это янтарное пространство покрыто золочеными резными украшениями, зеркальными пилястрами.

В 1701 году взошедший на престол король Пруссии Фридрих I вместе с супругой Софией-Шарлоттой озаботились перестройкой своей столицы, желая превратить свою летнюю резиденцию Литценбург во дворец, ничем не уступающий французскому Версалю. Разработка проекта была поручена архитектору Эозандеру. С высочайшего одобрения, им было предложено создание янтарных панелей для облицовки одной из комнат дворца. Начал работу по созданию янтарных панелей архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер, в помощь ему датский король Фридрих IV милостиво отпустил «художника и янтарных дел мастера его датского величества». Не дождавшись окончания работ, в 1709 году София-Шарлотта умерла, а Фридрих 1 решил украсить янтарными панелями галерею во дворце Ораниенбурга.

Во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I имел возможность видеть уже практически готовые панели, и они привели его в необыкновенный восторг, им тут же было высказано желание иметь подобное. Судьба распорядилась так, что королю Фридриху I не судилось увидеть смонтированную диковинную галерею, так как он скончался в 1713 году.

Следующим прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, человеком весьма скупым, после коронации в 1713 году были отменены все дорогостоящие ранее начатые проекты, но янтарные панели все-таки были установлены в одном из кабинетов берлинского королевского замка. Позже Фридрих-Вильгельм I в качестве дипломатического дара преподнес янтарный набор императору Петру I, который не мог забыть диковину с прошлого визита.

В 1717 году с величайшей осторожностью в Петербург был доставлен «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке. В качестве благодарности, российский император отправил для пополнения Потсдамской гвардии пятьдесят пять гренадеров исполинского роста.

Нужно объяснить, в чем собственно состояла необычайность данных панелей. Ну, во-первых, материальная ценность — в те времена даже необработанные кусочки янтаря, имеющие вес более 75 г, оценивались на вес серебра. Во-вторых, трудно найти материал более неподходящий для отделки стен. Он крайне редко встречается крупными кусками, к тому же имеет огромное разнообразие оттенков и степени прозрачности. Обычно янтарь употребляется для мелких изделий — мундштуков, набалдашников для тростей, четок, бус, брошей.

Созданный мастерами янтарный кабинет — единственный пример использования этого камня для облицовки значительных поверхностей. Данная работа оказалась такой дорогой и трудоемкой, а само изделие столь непрочным и капризным, что никогда более подобные идеи не реализовывались. Современные реставраторы, которые воссоздавали Янтарную комнату, убедились, что янтарная мозаика болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, норовит отслаиваться от деревянной основы, коробится и осыпается. Сегодня появилось предложение отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, которые не будут препятствовать обозрению шедевра, но за которыми можно будет поддерживать особый микроклимат.

И вот Янтарный кабинет оказался предметом гордости российского императорского двора. В 1743 году Елизавета, дочь Петра I, приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце, для их монтажа и частичного ремонта был приглашен итальянец А. Мартелли. Поскольку новое помещение было значительным и панелей явно не хватало, то архитектором Ф.Б.Растрелли было принято решение о дополнении интерьера зеркалами и расписанными «под янтарь» панно. Позже, в 1745 году, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, преподнес царице еще одну специально для нее изготовленную янтарную панель.

С 1746 года собранная Янтарная комната стала служить местом для официальных приемов. В 1755 году комната была перенесена в новый Большой (сегодня Екатерининский) дворец в Царском селе. Там для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров, где Ф. Б. Растрелли также прекрасно справился с размещением панелей по прежнему принципу (с зеркалами и панно).

В 1770 году Янтарная комната была окончательно выполнена. Для этого специально приглашенные зарубежные мастера изготовили много дополнительных различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря. На четырех больших панно комнаты была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, специально заказанная для этого во Флоренции, которая изображала аллегории пяти чувств. В комнате разместили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.

Уникальное янтарное чудо требовало постоянного наблюдения и мелких реставрационных работ, для этого при Янтарном кабинете состоял специальный служитель. Помимо постоянного поддержания, за период существования комнаты было выполнено четыре крупные реставрации. В 1830 - 1833 годах, в 1865, 1893, и в советское время в 1933 - 1935 годах. Планировалась реставрация и в 1941 году.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стремительное наступление фашистских войск, в частности в ленинградском направлении, определило большую поспешность эвакуации. Поскольку Янтарная комната была сложно смонтирована на деревянных панелях 3-х метровой высоты, быстро разобрать ее и вывезти, не разрушив, практически не представлялось возможным. Янтарные панели побоялись снимать со стен, их оклеили несколькими слоями ваты, бумаги, ткани, в надежде, что никто не доберется. Понятно, что это не помогло. Расположившиеся во дворце немецкие солдаты обнаружили комнату и абсолютно по-варварски начали добывать себе трофеи, выламывая из стен куски облицовки, в результате чего она серьёзно пострадала. Одним из немецких унтер-офицеров была украдена и вывезена на родину одна из флорентийских мозаик, где она сохранилась до наших дней и была возвращена в 2000 году России немецкими властями вместе с также вывезенным янтарным комодом 1711 года.

Неизвестно, что могло остаться от комнаты, если бы вовремя не приехали ответственные за изъятие музейных ценностей в захваченных странах граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген, которые организовали охрану от своих же солдат и офицеров. Специальная команда аккуратно демонтировала интерьер зала и в 27 ящиках на грузовиках, а затем по железной дороге, вывезла сокровища в Кенигсберг. Там интерьер был собран в Королевском замке и до второй половины 1944 года экспонировался в качестве «национальной прусской святыни».

Стремительное приближение советских войск вынудило нацистское руководство экстренно прятать ценные вещи, в том числе и Янтарную комнату . Какое то время разобранная и упакованная, подготовленная к эвакуации комната находилась в Кенигсберге. Потом советские войска отрезали город от материковой части Германии, и возможность благополучно вывезти сокровища стала предельно мала. Осталось несколько вариантов- вывезти морем, по воздуху или прятать в городе. Вывозить груз любым транспортом было крайне рискованно. Воздушное пространство контролировалось советской авиацией, море кишело английскими и советскими подводными лодками, не оставлявшими не малейшего шанса кораблям благополучно уйти. Поэтому большинство экспертов склоняется к мнению, что, скорее всего, сокровища спрятаны в Кенигсберге или его ближайших окрестностях, известно, что город имел громадные подземные коммуникации, как древние, так и современные. В дополнение к существующим, с конца 1944 года нацистами были построены тайные бункеры, некоторые из них были обнаружены впоследствии, а часть не найдена до сих пор.

По свидетельству барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, русского эмигранта с фамилией Епанчин по матери, который вошел в историю своими знаменитыми поисками Янтарной комнаты , последним комнату видел офицер вермахта Георг Штайн 28 января 1945 года. Это были 80 ящиков с упакованными янтарными панелями, которые находились в подвале церкви под Кенигсбергом.

После войны в 1946 году в Кенигсберге, который стал уже Калининградом, работала экспедиция советских специалистов под руководством А.Я.Брюсова, в составе которой находился и А.Кучумов, ранее работавший в царскосельском Екатерининском дворце. В разрушенных и сгоревших во время бомбежек руинах экспедицией были обнаружены остатки сгоревших ящиков и иные фрагменты и это дало повод думать, что та же участь постигла и саму Янтарную комнату. Буквально через несколько месяцев, другими специалистами-исследователями был сделан вывод, что в данном месте Янтарная комната сгореть не могла, так как в плитах облицовки было большое количество различных металлических изделий, которые на пожарище не были найдены, а бесследно сгореть никак не могли. Так с тех пор безуспешно ищут Янтарную комнату . К настоящему времени ее следы «находили» примерно в ста различных местах, и каждый раз для этого строились убедительные версии почему именно там следует искать — и в Австрии, и в Чехии, и в Германии, ну и конечно в Калининградской области. В Советском Союзе в 1958 году было принято решение придать огласке данные по поиску, до этого времени держащемуся в секрете.

Со всего мира стекались возможные предположения. В 1967 году Эрих Кох, бывший гауляйтер Восточной Пруссии, который в это время отбывал пожизненное заключение в тюрьме польского г.Барчев, в интервью местной газете «Дзенник людовы» рассказал, что Янтарная комната спрятана в бункере под одной из кенигсбергских кирх - на Понарте. Сейчас это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Незадолго до своей смерти, Кох отказался от прежних показаний и объявил, что Янтарная комната была вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию одновременно с саркофагами с останками П. Гинденбурга, Президента Германии с 1925 по 1934 год, и его жены.

Янтарная комната является огромной ценностью, не только для России, но считается шедевром мирового ювелирного искусства.

После пропажи Янтарной комнаты во время Второй мировой войны, многие ученые искали ее, но тайн стало еще больше, чем вначале поиска.

Напомним. Сам Янтарный кабинет был задуман талантливым немецким скульптором и архитектором Андресом Шлютером по заказу прусского монарха Фридриха I. Король решил превзойти роскошь Версаля и планировал украсить янтарем свой кабинет и галерею загородной резиденции в Потсдаме. Работы по созданию Янтарного кабинета были завершены в 1709 году. Но произошел несчастный случай: плохо закрепленные янтарные панно неожиданно обрушились. В гневе король выгнал А. Шлютера из страны. При жизни Фридриха I работа над янтарной галереей и кабинетом так и не была закончена. Его приемник Вильгельм I, осуждавший любовь отца к роскоши, приказал остановить работы. Но уже готовые фрагменты, представляли собой настоящие ювелирные шедевры: панно удивительной красоты с уникальными орнаментами, цветочные гирлянды, выполненные из многочисленных, со вкусом подобранных, кусочков солнечного камня, картины и гербы, в изготовлении которых использовался янтарь разных оттенков. Уникальность работы немецких мастеров в том, что они впервые использовали янтарь для создания картин – раньше этот камень применялся только при изготовлении украшений, шкатулок, инкрустации мебели. Янтарные панно состояли из тысяч полированных пластинок: лучистые и прозрачные они создавали непередаваемый эффект солнечного света.

Спустя несколько лет, Вильгельм I обменял это янтарное сокровище на 55 русских солдат, рост которых был более двух метров. Так янтарная комната оказалась в России, в сокровищнице русского царя Петра I. Эти ценности не заинтересовали русского монарха, поэтому длительное время находились в подсобных помещений Летнего дворца. Только в 1743 году дочь Петра I, Елизавета Петровна решила украсить покои Зимнего дворца Янтарным кабинетом.

Поручили создать кабинет из солнечного камня гениальному архитектору Варфоломею Растрелли. В подсобке находились панно площадью около 55 кв.м, но планируемый Янтарный кабинет, был в шесть раз больше размером, чем кабинет Фридриха I. Растрелли блестяще справился с этой проблемой: он использовал для дополнительной отделки деревянную позолоченную резьбу, картины из яшмы и агата, зеркала, золотые бра. Комната получилась удивительной и изысканной красоты.

200 лет Янтарная комната не подвергалась никаким переделкам. В сентябре 1941, оставшаяся охрана Царского Села была выведена на Пулковские высоты, Янтарную комнату никто не демонтировал, поэтому вовремя вывезти ее не удалось.

Только после снятия блокады с Ленинграда удалось подсчитать невозвратные потери сокровищ города. Фашисты ограбили до нитки Екатерининский дворец. Вывезено было все: от шелковых обоев и паркетных полов до всех дверей. Янтарная комната также была вывезена гитлеровцами в конце 1941 года в Кенигсберг – столицу Восточной Пруссии. С тех пор следы ее теряются.

Существует множество версий, где же может находиться Янтарная комната. У каждой версии есть свои противники и сторонники. И хотя найдено достаточно много документов, сопровождающий любой поиск, всемирно известный шедевр так и не нашли. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, не хочет, чтобы эта тайна была раскрыта. Многие утверждают, что как только исследования подходят к какой-то результирующей точке, так что-то случается: либо внезапно пропадают документы, либо умирает важный свидетель и т.д. Если это действительно так, то поиски Янтарной комнаты могут продолжаться вечность.

Но остановимся на самых интересных версиях. Иосиф Сталин никогда особо не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный – как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку А. Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести… Янтарную комнату. Сталин не ожидал такого предложения и был возмущен. Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много, а тем более, ее, в свое время русским подарил монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если этот шедевр вернется в Германию. Но Сталин решил этот вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить этот шедевр ювелирного искусства за такие короткие сроки, как желает Сталин, невозможно. Но Сталина это не смутило, ему нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.

Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днем и ночью. А надзирающим, за работой, был назначен А. Толстой. Работе очень мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей сразу прекратился. Барановский перенес инфаркт, но продолжал работу. Создавалось две копии Янтарной комнаты: копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии Янтарной комнаты были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копия оказалась не совсем точной: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря и т.д.

За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты заменили на копию Барановского. Затем ее тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната. Вот только вручить немцам подарок не успели – ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.

Итак в Пушкино оказалось три Янтарные комнаты: подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет. Только Алексей Толстой и директор музея Павловского дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Но о судьбе этих людей долгое время было ничего не известно.

Очень странно выглядит тот факт, что об этой перевозке Янтарной комнаты Алексей Толстой ничего не сказал, когда после войны создавали комиссию по ее розыску, хотя входил в состав этой комиссии.

Один из исследователей, посвятивший себя поиску Янтарной комнаты — Александр Кучумов, в последствие, с горечью говорил: «Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!».

Только чудом можно считать то, что в восьмидесятых годах прошлого столетия нашелся один из учеников Барановского – Андрей Николаевич Воробьев. Именно он якобы сопровождал перевозку подлинника Янтарной комнаты в 1941 году. Из его рассказа следует, что в Москве подлинник Янтарной комнаты был помещен в запасники Третьяковской галереи. В то время весь персонал этой галереи был уже отправлен за Урал, а помещения Третьяковки были в полном распоряжении НКВД. В одной из комнат галереи Янтарная комнаты была установлена – ее тщательно сфотографировали и измерены. Сталин вроде тоже приезжал посмотреть на этот шедевр ювелирного искусства.

В тоже время, сенсацией стало событие, произошедшее в декабре 1994 года на лондонском аукционе антиквариата. Там была выставлена на торги гемма с изображением римского воина, которая, по уверениям экспертов, являлась частью подлинной Янтарной комнаты. Еще одна часть, утерянного шедевра, появилась в 1997 году. Полиция Потсдама обнаружила четыре мозаичных картины, относившихся к Янтарной комнате. Подлинность находки подтвердили сотрудники Царскосельского музея. Там же в Германии были найдены два комода, входившие в состав Янтарной комнаты.

Возможно, эти факты подтверждают версию, что подлинник Янтарной комнаты все же был вывезен гитлеровцами при грабеже музеев Санкт-Петербурга во времена Второй мировой войны.

Активный поиск Янтарной комнаты начался с 1949 года, после того как Молотов, позвонив секретарю калининградского обкома, спросил: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». К поиску были подключены практически все спецслужбы и специалисты-музейщики. Поисковики выяснили, что именно в Кенигсберг немцы свозили все предметы искусства, награбленные в странах Европы, поскольку гитлеровцы считали его самым спокойным местом: военные действия шли далеко, американские и английские бомбардировщики туда не долетали. Только в середине 1944 года город бомбили американцы. В результате налета в городе возникли пожары, пострадал и замок, где, предположительно, могла находиться Янтарная комната.

Также, для хранения ценностей, немцы строили большое количество бункеров. Возможно, Янтарная комната находилась в одном этих многочисленных подземных хранилищ. Так, из протоколов допроса сотрудников СД, в обязанности которых входила охрана ценностей, выяснилось, что они укладывали в одном из бункеров ящики с особо ценными экспонатами. Сегодня уже многие бункеры гитлеровцев исследованы, там, действительно нашли оружие, деньги, произведения искусств, но следов Янтарной комнаты не найдено.

Существует еще и некая «морская версия», суть которой в следующем: Янтарная комната была погружена на транспорт «Вельгельм Густлоф» для перевозки на Земланский полуостров, но корабль был потоплен русской подводной лодкой. Пока этот транспорт не удалось поднять из морских глубин, но подготовительные работы уже ведутся.

Начиная с 1979 года, в Петербурге приступили к восстановлению знаменитой Янтарной комнаты. Планировалось открыть ее для посещений к празднованию 300-летия города. Реставраторам понадобилось более 6 тонн янтаря и 7,754 миллиона долларов и еще $3,5 млн, были переданы в фонд восстановления немецкой фирмой ‘Рургаз АГ’.

Сегодня восстановленную Янтарную комнату можно увидеть в Царкосельском музее. Она является жемчужиной Екатерининского дворца и, несомненно, одним из чудес света.

Подпишитесь на нас


История Янтарной комнаты могла бы стать прекрасным сценарием для исторического детектива. В этой истории есть всё: монаршая щедрость, баснословные богатства, война, воровство нацистов, неустанные поиски Советского Союза, таинственные смерти и действительно бесценное сокровище, которое словно сквозь землю провалилось. Впрочем, его не перестают искать и сегодня, выдвигая самые неожиданные версии того, где может находится сегодня легендарная Янтарная комната.

Создание «Восьмого чуда света», именно так называют Янтарную комнату, началось в 1701 году по указанию прусского короля Фридриха I. Хотя оценки ее размеров варьируются, по некоторым данным, площадь Янтарной комнаты составляла около 55 квадратных метров после ее реконструкции в XVIII веке. На ее создание ушло более шести тонн янтаря, а также золото, бриллианты, рубины и изумруды. Являясь символом мира между союзниками, Янтарная комната дважды «переезжала» со своего места в дворце Шарлоттенбург сначала в Людские палаты в Санкт-Петербурге, а затем в Екатерининский дворец в Царском селе.

С началом Второй мировой войны бесценное сокровище потерялось навсегда. В 1941 году вторгшиеся нацистские солдаты разобрали ее, упаковали янтарные панели в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг (ныне Калининград), в Германию. Когда город был разрушен бомбардировками союзников в 1943 году, комната пропала без вести. С тех пор правительства, историки, археологи, охотники за сокровищами, да и все, кому не лень, неустанно искали Янтарную комнату, брали интервью у тысяч свидетелей, проверяли исторические записи, производили раскопки по всей Европе и т. д. Но ее до сих пор так и не сумели найти. Итак, рассмотрим теории, где же может находиться уникальное сокровище.

1. Осталась из Калининграде


Хотя известная теория утверждает, что Янтарная комната скорее всего была уничтожена при бомбежке Кенигсберга, некоторые доказательства противоречат этому. В отчете объемом более 1000 страниц, составленном после десятилетнего советского расследования, утверждалось, что ни один из свидетелей не заявлял о каких-либо необычных запахах, когда город горел после бомбардировок.

Казалось бы, при чем здесь запах. Дело в том, что янтарь при горении выделяет характерный запах, похожий на церковный ладан. А пропустить горение эквивалента 6 тонн ладана было бы тяжело. В 1997 году немецкая комиссия в Бремене подтвердила идею о том, что комната пережила взрывы. Одна из ее флорентийских мозаичных панелей появилась на аукционе и действительно была аутентифицирована. Продавец заявил о том, что не знает, откуда она взялась.

2. Спрятана в серебряной шахте на чешской границе


Охотник за сокровищами Хельмут Гензель в конце 1990-х и начале 2000-х годов напал на след украшенных драгоценными камнями панелей Янтарной комнаты. Бывшие офицеры СС, живущие в Бразилии, подсказали ему, где к окончанию войны многие высокопоставленные нацисты прятали свои трофеи. По их словам, панели были спрятаны на 800-летней шахте Николая Столлена недалеко от границы между Германией и Чехией.

Гензель был далеко не единственным, кто узнал об этой истории. И в то время как он с командой инженеров, горнорудных специалистов и историков пытались раскопать шахту с немецкой стороны, другая группа во главе с Питером Хаустейном (на тот момент он был мэром города Дюссельдорф), пыталась проводить раскопки с чешской стороны. Никто ничего не нашел.

3. Скрыта в темных глубинах лагуны


Мэр литовского города Неринга считал, что Янтарная комната скрыта под грязными водами соседней лагуны. По словам Стасиса Микелиса, под конец войны местные жители видели солдат СС, которые пытались закопать деревянные ящики на береговой линии. Они явно не рассчитывали на то, что уровень моря повысится. Микелис не только верил в свою теорию, но и собрал исследовательскую группу в 1998 году, чтобы найти Янтарную комнату. Впрочем, все было безуспешно.

4. Потеряна в Баварском лесу


Георг Штайн был фермером и охотником за сокровищами, который всю жизнь посвятил поискам Янтарной комнаты. Он утверждал, что обнаружил секретную радиочастоту и подслушал на ней последнее известное сообщение о передаче Янтарной комнаты. Сообщается, что это сообщение было отправлено из замка Лауэнштайн на границе Тюрингии по прямой короткой волне в Швейцарию. Затем Штайн организовал встречу с «поисковиком-конкурентом» в Баварии, но встреча так и не состоялась. В 1987 году Штайна нашли мертвым в лесу, раздетым догола, причем его живот был вспорот скальпелем. Причиной смерти записали самоубийство.

5. Под Вупперталем, Западная Германия


Пенсионер Карл-Хайнц Кляйне считает, что он знает о расположении Янтарной комнаты и том, кто ее спрятал. По словам Кляйне, главный рейхскомиссар нацистов в Восточной Пруссии Эрих Кох спрятал сокровище в своем родном городе Вупперталь в промышленной Рурской области. Это было бы неудивительно для Коха, поскольку даже нацисты в свое время удивлялись его наглому воровству и использованию заключенных концлагерей для личной выгоды.

Коха судили за коррупцию в 1944 году и приговорили к смертной казни, но приговор отменили, и рейхскомиссар продолжил накапливать свое личное состояние до конца войны. После того, как его схватили в Польше, Коха приговорили к смертной казни за убийство 72 000 поляков и за отправку еще 200 000 человек в трудовые лагеря. Но он снова избежал приговора и отправился в тюрьму, где и пробыл до смерти в течение 27 лет, так и не раскаявшись.

6. Утонула в результате кораблекрушения в Балтийском море


Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф» в ночь на 30 января 1945 года стала одной из крупнейших катастроф в истории морских перевозок. На борту лайнера, рассчитанного менее чем на 2000 человек, было 10 582 человек, пытавшихся эвакуироваться. Но в море корабль был торпедирован подводной лодкой и пошел на дно. По оценкам, в эту ночь погибло 9 343 человека, половина из них – дети. Точное местоположение остатков «Густлоффа» давно известно и обыскано. Но некоторые по-прежнему утверждают, что в его трюме могут быть скрыты панели Янтарной комнаты. Поскольку обломки «Густлоффа» были признаны военной могилой, обыскивать их запрещено.

7. На борту «Призрачного поезда», Валбжих, Юго-Западная Польша


Уже давно ходят слухи, что нацистский поезд, нагруженный сокровищами, был потерян в секретных туннелях под горой в Валбжихе. Никто не знает названия поезда, его миссии или откуда прибыл его драгоценный груз. Некоторые считают, что отсутствие записей о поезде только подтверждает их гипотезу. Некоторые теоретизируют, что поезд, возможно, перевозил золото и прочие ценности интернированных евреев, в то время как другие настаивают на том, что на поезде находились панели Янтарной комнаты. В 2015 году два человека, немец и поляк, утверждали, что нашли поезд. Местное правительство Валбжиха отказалось комментировать это заявление, но предупредило, что поезд может быть заминирован, если он даже существует.

8. В бункере в Мамерки, северо-восточная Польша


В 2016 году сотрудники Музея Мамерки сообщили, что нашли скрытую комнату в бункере Второй мировой войны, используя георадар. Бартломей Плебанчик из музея считал возможным, что панели Янтарной комнаты были спрятаны внутри этой комнаты. Его теория была основана на показаниях перебежчика-нациста. В 1950-х годах бывший немецкий солдат сказал полякам, что зимой 1944 года он был свидетелем того, как из грузовых автомобилей, прибывших под усиленным конвоем, что-то разгружали в бункер.

9. Похоронена в туннелях под рудными горами в Восточной Германии



В 2017 году охотники за сокровищами Леонард Блюм, Питер Лор и Гюнтер Экхардт утверждали, что определили местоположение комнаты с помощью архивных документов и радара. Как восточногерманская, так и российская тайная полиция проводили многолетние поиски Янтарной комнаты. В их записях (по крайней мере, так утверждается) нашли свидетельства того, что был обнаружен ключ к местонахождению комнаты.

Очевидцы утверждали, что в туннели заносили множество ящиков, после чего вход в туннели взорвали. Блюм, Лор и Экхардт с нетерпением обследовали «Княжескую пещеру» у чешской границы, и результаты были поразительными. Г-н Блюм сказал: «Мы обнаружили очень большую, глубокую и длинную систему туннелей, но не смогли пройти дальше». Их поиски продолжаются.

10. Секретное место в СССР, известное только Сталину



Согласно официальному протоколу, кураторы Екатерининского дворца после начала войны попытались разобрать и спрятать Янтарную комнату. Но когда хрупкие панели начали разрушаться, ее решили не трогать и законсервировали на месте. Но они не могли перехитрить нацистов, которые сразу обнаружили Янтарную комнату и демонтировали ее за двое суток. Эта теория заговора утверждает, что Иосиф Сталин обманул всех. Панели, которые вывезли нацисты, были репликами, а настоящая Янтарная комната уже была отправлена и скрыта где-то в другом месте. Если это правда, Янтарная комната, возможно, была спасена, но в итоге потеряна навсегда.