Реактивный Чкалов или пролет под «Коммунальным» мостом Новосибирска. Советская подмостовая авиация

Валерий Чкалов на истребителе Fokker D.XI пролетел под Троицким мостом Петербурга, мотивация поступка - женщина. Так ли это, доподлинно неизвестно. Доподлинно известно, что в 1941 году на съемках фильма Михаила Калатозова “Валерий Чкалов”, для нужной киношникам картинки, летчику Евгению Борисенко, пришлось шесть раз повторить этот трюк. Выполнял он его на самолете–амфибии Ш–2, размах крыльев которого больше чем у истребителя Чкалова, поэтому пролет было сделать сложнее, чем самому герою.

Во время войны Герой Советского Союза летчик Николай Андреевич Рожнов после отработки штурмовиком по передовой стал возвращаться домой, ему на хвост сели пять Ме–109, одного он сбил, уходя от остальных, на бреющем полете пролетел под железнодорожным мостом, ушел, воевал до победы.

Газета «Правда» напечатала про него статью: «Подвиг летчика Рожнова». Вдохновила его на этот маневр, дерзкая выходка Чкалова.

4 июня 1965 года военный летчик–ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в канском гарнизоне, совершил полет под мостом в метре от воды на реактивном истребителе МИГ–17.

Рассказ очевидца: "И вот, когда мы находились где–то на середине моста, случилось то, что нельзя было представить в самом жутком сне. Внезапно из–под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове, боясь утраты казенного имущества. Чуть позже мы ощутили запах керосина.

К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место "эффект испорченного телефона". Вместо истребителя МиГ–17 уже фигурировал пассажирский Ту–104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях".

Летное происшествие имело широкий резонанс не только в СССР, но и за рубежом. После этого полета летчика арестовали, хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Р. Я. Малиновский, приказал вновь допустить В. Привалова к полетам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов на подмосковной Кубинке.

Совершил этот поступок тридцатилетний капитан Привалов не на спор и не из–за женщины. Причина была другая. Он хотел показать, что есть еще в Вооруженных Силах летчики с большой буквы, что непродуманная лихая "рубка" родной армии во время хрущевской оттепели не искоренила чкаловских традиций и пилотской лихости. Кроме того, это был и своеобразный протест против холуйского подавления новаторства, инициативы и "затирания" боевых летчиков.

И Летчик-ас Валентин Привалов
Воспоминания пожилого человека

Валерий Чкалов на истребителе Fokker D.XI пролетел под Троицким мостом Петербурга, мотивация поступка - женщина. Так ли это, доподлинно неизвестно. По теме:


___


Доподлинно известно, что в 1941 году на съемках фильма Михаила Калатозова “Валерий Чкалов”, для нужной киношникам картинки, летчику Евгению Борисенко, пришлось шесть раз повторить этот трюк. Выполнял он его на самолете–амфибии Ш–2, размах крыльев которого больше чем у истребителя Чкалова, поэтому пролет было сделать сложнее, чем самому герою. Во время войны Герой Советского Союза летчик Николай Андреевич Рожнов после отработки штурмовиком по передовой стал возвращаться домой, ему на хвост сели пять Ме–109, одного он сбил, уходя от остальных, на бреющем полете пролетел под железнодорожным мостом, ушел, воевал до победы. Газета «Правда» напечатала про него статью: «Подвиг летчика Рожнова». Вдохновила его на этот маневр, дерзкая выходка Чкалова.

Рассказ очевидца: "И вот, когда мы находились где–то на середине моста, случилось то, что нельзя было представить в самом жутком сне. Внезапно из–под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове, боясь утраты казенного имущества. Чуть позже мы ощутили запах керосина.

К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место "эффект испорченного телефона". Вместо истребителя МиГ–17 уже фигурировал пассажирский Ту–104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях".

Летное происшествие имело широкий резонанс не только в СССР, но и за рубежом. После этого полета летчика арестовали, хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Р. Я. Малиновский, приказал вновь допустить В. Привалова к полетам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов на подмосковной Кубинке.


Валентин Привалов


Совершил этот поступок тридцатилетний капитан Привалов не на спор и не из–за женщины. Причина была другая. Он хотел показать, что есть еще в Вооруженных Силах летчики с большой буквы, что непродуманная лихая "рубка" родной армии во время хрущевской оттепели не искоренила чкаловских традиций и пилотской лихости. Кроме того, это был и своеобразный протест против холуйского подавления новаторства, инициативы и "затирания" боевых летчиков.

Но лихой поступок ради женщины - это я тоже понимаю.
_______

Да, кстати, настоящее ли фото? Конечно нет, вот и тут

Краевед, историк, сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев специально для сайт рассказал о юбилее события в Новосибирске, ставшего "супермемом" в социальных сетях спустя многие годы.

В пятницу, 4 июня 1965 года было облачно, но очень тепло. Кто-то из праздных горожан сидел на берегу Оби, открывая пляжный сезон, кто-то ехал по Коммунальному мосту, а кто шёл по нему пешком. И вот около полудня все они услышали страшный рёв, и увидели как из-под этого моста (а, некоторые утверждали, что из-под воды) выросли волны, вынырнуло большое серебристое "нечто" и стремительно унеслось вдаль. На берега накатилось цунами.

К вечеру почти весь город потихоньку обсуждал происшедшее. Никто уже не сомневался, что стремительным "нечто" являлся самолёт. Правда, истории расходились от потерявшего управление пассажирского Ту-104 (печально прославившегося своей аварийностью) до испытаний новейшего авиационного вооружения. Не обошлось и без любимого слуха "Cherchez la femme". Радиосеть хранила молчание, газеты назавтра тоже ничего не прояснили. А вот владельцам УКВ-приёмников сквозь треск глушилок удалось услышать западные размышления о будущем бреющих полетов и истеричные маоистские выкрики об отработке русскими новой тактики уничтожения китайских мостов и переправ.Лишь годы спустя город узнал о том, что его Коммунальный (официально Октябрьский) мост теперь является ни много ни мало, а мировой достопримечательностью.

И остаётся ей до сих пор, поскольку никто в мире ещё не повторил полёт под мостом на РЕАКТИВНОМ самолёте.

Да, правда была в том, что этим "подводным" серебристым болидом оказался реактивный истребитель МИГ-17, на котором от "скуки и безысходности" пролетел в арку моста тридцатилетний капитан советских ВВС Валентин Васильевич Привалов. Не замечало его начальство, не присваивало очередного звания, дважды был отклонён рапорт об отправке в командировку на помощь братскому Вьетнаму. А лётчик он неплохой и характер заводной – кипит, недаром сослуживцы "Валетом" прозвали. Вот и припёрло.



Приписан был лётчик в Канске, а здесь четыре красноярских истребителя находились в расположении 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево. На учения округа прибыли. И вот, возвращаясь с Юргинского полигона, с отработки "условной цели" для зенитчиков, Привалов увидел перед собой наш красавец-мост. И необходимо сказать, что случайность тут не при чём: лётчик уже присматривался к нему, будучи недавно с ребятами на пляже.

Встав в русло реки, Привалов погасил скорость до 700 километров в час, снизился к воде, потом притормозил ещё и направил машину в центральную арку моста.

Ширина арки 120 метров, размах крыльев – менее 10. Двенадцатикратный запас. Но с учетом высоты моста в 30 метров, а главное, скорости самолёта в момент прохождения, оцененной специалистами в 400 км/час, и времени для последующего манёвра пролёт был снайперским. Сразу после пролёта, от которого, как рассказывают очевидцы, бывшие на мосту, обнажилось дно реки, машина стала резко набирать высоту. Между Коммунальным и железнодорожным мостами 950 метров. Причём, второй выше. 400 км/час. 111 м/сек. С учётом ускорения в запасе менее 8-9 секунд. Говорят, самолет прошел почти впритирку над фермами второго моста.

По большому, да и по малому счёту, фокус Привалова был преступным. Ладно бы он рисковал только собственной жизнью, что уже было в его биографии. Ладно бы он разрушил один из мостов, остановил Транссиб. Но ведь на Коммунальным мосту были люди, автомобили, общественный транспорт.

О ЧП немедленно было сообщено в Москву. Вся канская группа лётчиков была арестована.

Привалова срочно исключают из рядов КПСС. Сидя на гаупвахте, он ждёт расставания не только с небом, но и со свободой. На третьи сутки что-то "щелкнуло". Летчика освободили, вручили документы на поезд и приказали немедленно отбыть в Канск, в расположение части. Без конвоя. Туда уже приходит телеграмма министра обороны СССР маршала Малиновского: летчика не наказывать, дать отдохнуть. Привалова восстанавливают в партии, но всё же влепляют строгач с занесением.

А через некоторое время его переводят в Горьковскую область, в учебную часть, потом присваивают майора, потом подполковника, назначают командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Сам Валентин Васильевич так и не проникся сомнительной ценностью своего поступка. Он говорил: "Мост - это всего лишь случайность. Если бы не мост, то было бы что-то другое в том же роде".



Открыли тему полётов под мостами французы. Ещё в начале прошлого века.

Следом у нас Славороссов, Фриде, Грузинов, Чкалов, Борисенко. Ушел под мост от преследования фашистов лётчик Рожнов. Уже в наше время неоднократно пролетали под мостами на спортивном самолете и моторном Яке. В Вильнюсе даже вверх тормашками. Безумств в мире хватает, но ни один другой лётчик на планете не торопится повторить подобный трюк на реактивном самолёте.

Естественно, фотографии происшествия нет. Да и быть не могло.

Никто даже фотоаппарат поднять бы не успел. Но есть широко растиражированный коллаж, который несколько лет назад выполнил сотрудник музея нашего города Евгений Социховский. На мой взгляд, очень искусно, хотя и математически неверно.

Понравилось? Расскажи друзьям!

4 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в Канском гарнизоне, на реактивном самолете пролетел под мостом в метре от воды.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех . В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей , а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, увидел под собой Коммунальный мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы города.

Построенный в 1952-55 годах мост состоял из семи 128-метровых пролётов.

Коммунальный мост лётчик Привалов приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!». И вот такой случай представился. На цель лётчик заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час.

В Новосибирске тот день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…
Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.
Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост.

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, арестовали. О чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Родиону Малиновскому. Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.

На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком». Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский».

Людские потери стран во второй мировой
Потери немецкой авиации
Как кормили пленных немцев

Голландцы о русских
Англичане о русских
Японцы произошли от чукчей
Английские морпехи примёрзли к памперсам и отказались от участия в учениях
Норвежские дети перенимают русский язык