Инструменты маляра и их назначение. Столь необходимый малярный инструмент

Поверхность, подлежащая окрашиванию, обычно имеет вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые устраняют и выравнивают с помощью шпатлевок. Шпатлевание не повышает защитных свойств покрытий: слишком толстый и недостаточно эластичный слой шпатлевки подвержен растрескиванию, в результате чего нарушается прочность всего покрытия.

Шпатлевки наносят на хорошо просушенный грунт деревянным, пластмассовым или металлическим шпателем (рис. 33, а-е) (для ровных поверхностей) или куском листовой резины (для криволинейных поверхностей). Шпатлевки можно наносить также краскораспылителем или специальными удочками с насадкой диаметром 6 мм.

Рис. 33. Ручные инструменты:
а-е - шпатели, ж - колодка для шлифовальной шкурки, з - скребки, и - приспособление для шлифования поверхности; 1 - полотно, 2 - накладка, 3 - колпачок, 4 - ручка, 5 - ванночка, 6 - держатель, 7 - колодки, 8 - мягкое основание, 9 - шлифовальная шкурка, 10 - зажимной винт, 11 - фигурный скребок, 12 - cкребок с удлиненной ручкой, 13 - стальные щетки

Для лучшего сцепления шпатлевки с грунтом поверхность оштукатуривают для придания ей шероховатости, а затем удаляют пыль. Последнее обязательно, так как даже тончайший слой пыли резко ухудшает адгезию.

Для более эффективного выравнивания поверхность сначала шпатлюют в наиболее углубленных местах. После просушивания зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой (рис. 33, ж-и), в случае необходимости снова шпатлюют эти участки или всю поверхность.

Шпатлевать поверхность более чем в 3 слоя неэффективно. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 0,5 мм для масляных, лаковых и перхлорвиниловых, 1 мм -для эпоксидных и других подобных шпатлевок.

Нанесение лакокрасочных материалов кистью - один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при окрашивании малых и сложной конфигурации площадей и поверхностей при высококачественной и альфрейной отделке, для исправления дефектов при ремонте, и т. п.

Кроме того, метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ - он прост, лакокрасочный материал хорошо прилипает к основанию при растушевывании, экономно расходуются материалы. К недостаткам относят высокую трудоемкость (1м 2 за 4-6 мин).

Окрашивающий состав наносят конусом кисти без сильных нажимов, при этом материал ложится широкими полосами, которые затем растушевывают в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кисть держат под углом 45-60° к окрашиваемой поверхности.

Рис. 34. Ручные инструменты и приспособления:
а - ванночка для валиков и кистей, б - нож для очистки стекол, в - ролик с грифелем, г - обойные ножницы, д - роликовый нож, е - щетка, ж - малярный валик, з-к - приспособление для очистки и окрашивания труб; 1 - корпус, 2 - ручка, 3 - сетка под валики, 4 - ячейки под кисти, 5 - накладки, 6 - лезвие, 7 - прижимной винт, 8 - зажимной винт грифеля, 9 - грифель, 10 - рейка, 11 - ролик, 12, 15 - подвижная обойма, 13 - прижим, 14 - щетка, 16 - пишущий валик с покрытием, 17 - рабочая часть, 18 - неподвижная обойма, 19 - выталкиватель

Существует большое разнообразие кистей, отличающихся по размеру, массе, форме, материалу и предназначенных для выполнения многих операций. Лучший материал -свиная щетина, обладающая от природы конусообразной формой и раздвоением окончаний волос, что позволяет добиться высокого качества покрытия. Для обычного окрашивания применяют комбинированные кисти из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.). Последние более износоустойчивы.

Размер кисти соответствует виду работ. Самые большие называют маховыми, их применяют для окрашивания стен, потолков, полов, крыш и т. д. По массе щетины их изготовляют в 200, 300, 400 и 600 г, для чего пучки перевязывают шпагатом и насаживают на заостренный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м. Сверху на 1/2-2/3 длины пучка рабочую часть также обматывают шпагатом. Оставшаяся свободная щетина имеет различную длину для разных окрашивающих составов: короче - для масляных, эмалевых (с растиркой по поверхности), длиннее - для водных.

По мере истирания кисти витки постепенно снимают. Выбирают маховыми кистями двумя руками.

Кисти меньших размеров для работы одной рукой называют ручниками - круглыми и плоскими. В круглых ручниках щетину приклеивают в выточке на торце рукоятки, а в плоских - зажимают в жестяной или пластмассовой оправе кисти. Размеры ручников обозначают четными номерами от 6 до 30.

При окрашивании по трафарету используют трафаретные кисти, имеющие более короткую и жесткую щетину.

Для выполнения тонких линий применяют обводочные (цировочные) кисти из длинного беличьего волоса.

Рис. 35. Малярные кисти (а-ж) и торцовки (з, и)

Широкие мягкие кисти из длинного барсучьего волоса - флейцы - применяют для сглаживания свежеокрашенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти. Флейцы изготовляют круглые и плоские. При работе флейц не окунают в краску, а пользуются сухим и держат перпендикулярно к поверхности без нажима.

Щетки-торцовки используют для придания поверхности шероховатости. Изготовляют их из короткой отбеленной щетины, укрепленной на деревянной оправке размером 100 х 200 мм. При работе сухой торцовкой ударяют по свежеокрашенной поверхности.

Для других целей применяют специальные кисти: макловицы, фигурные, филеночные и т. д.

Для успешной работы следует соблюдать определенные правила работы кистями.

В любой новой кисти содержатся пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить.

Лучшие результаты дает кисть конусообразной формы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхности (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев.

Перед началом работы кисть «разрабатывают» - окунают в окрашивающий состав, отжимают о стенку, поворачивают и т. д. до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабочей емкости для равномерного распределения краски.

Лакокрасочный материал наносят толстым слоем и затем растушевывают кистью. Большие поверхности удобнее окрашивать по частям, производя заключительную штриховку на всех участках в одном направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывать слой лакокрасочного материала необходимо до начала высыхания «сырого края» предыдущего участка поверхности, иначе на границе участков слой утолщается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности.

Такая технология пригодна для большинства окрашивающих составов, но может частично изменяться в отдельных случаях. Так, лакокрасочные материалы для промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому наносить их и перекрывать «сырые» края следует умело и быстро. В заключении штриховать эмали, масляные и другие подобные составы необходимо снизу вверх, чтобы уменьшить отекание краски. При окрашивании дерева последние штрихи делают вдоль волокон, при окраске потолков - по направлению к свету.

Окрашивание кистью применяют преимущественно для медленно высыхающих составов.

Намного труднее наносить кистью быстросохнущие материалы с активными летучими растворителями, так как при нанесении повторных слоев или при растушевывании растворяются нижележащие слои и покрытие получается несплошным и неровным. При необходимости первый слой следует наносить только в одном направлении без растушевки, а после просушивания - второй в другом направлении.

По окончании работы лакокрасочный материал отжимают с кисти шпателем или скребком, кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат, вращая на воздухе.

Следует избегать появления на кисти грибков и насекомых, поэтому ее в сухом виде следует хранить завернутой в промасленную бумагу или целлофан.

Кисти из беличьего, барсучьего и хорькового волоса отмывают от краски теплой водой с мылом.

Наиболее эффективным ручным инструментом для нанесения большинства окрашивающих составов, особенно водных и водоразбавляемых, являются малярные валики (рис. 36) различных конструкций. Сущность метода окрашивания ими заключается в том, что лакокрасочный материал предварительно равномерно заполняет поры поролоновой обшивки или пространство между волосом стриженой овчины, а при прокатывании по поверхности изделия переносит на нее окрашивающий состав и частично растушевывает его.

Рис. 36. Накатное устройство с набором валиков:
1 - накатный валик, 2, 6 - зажимные винты, 3 - питающий валик, 4 - ось, 5 - разъемная скоба, 7 - ручка

Этот метод по сравнению с кистевым более производителен, но имеет ограничение, так как может быть применен только для плоских поверхностей, хотя в ряде организаций разработаны специальные фигурные валики для окрашивания труб, радиаторов отопления и т. д.

При окрашивании плоских поверхностей валик передвигают вверх-вниз (стены, двери и т. п.) или вперед-назад (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике. Одновременно маляр перемещается по фронту работ, а затем обратно и сухим валиком растушевывает окрашенную поверхность. Валик заполняют краской, частично погружая его в ванночку с краской, и прокатывают по накладной сетке для равномерного ее распределения и стекания излишней краски обратно в ванночку. Имеются конструкции с принудительной подачей краски непосредственно в корпус валика или через промежуточный валик.

При накатке рисунков или трафарета применяют разновидность малярного валика со сменными резиновыми насадками.

В зависимости от назначения длина валика может быть различной.

. Ручной инструмент для малярных работ .

Кисти: а ) – маховая; б ) – макловица большая; в ) – ручник; г ) – флейц; шпатели: д ) – стальной; ж ) – пластиковый; з ) – резиновый; валики: е ) – поролоновый; и ) – ворсовый; к ) – угловой.

Механизмы:

Ручной краскопульт(а ), пистолет распылитель (б) , и агрегат высокого давления (в ) . .

1 – воздушная форсунка; 2 – форсунка подачи краски; 3 – заглушка; 4 – игла клапана подачи краски; 5 –корпус; 6 – ограничитель хода иглы; 7 – воздушный клапан; 8 – курок; 9 – ручка; воздушный шланг; 11 – выпускной клапан; 12 – корпус ресивера; 13 – ручной жидкостный насос; 14 – впускной клапан; 15 – шланг подачи краски; 16 – фильтр краски; 17 – распыляющая форсунка; 18 – удочка; 19 – клапан подачи краски.

Краскопульты – это инструменты для бесконтактного нанесения окрасочных составов методом напыления мелких частиц жидкости на окрашиваемую поверхность (рис.76). Распыление жидкости может производиться аэрозольно в потоке воздуха и безаэрозольно, выдавливанием краски под большим давлением через форсунку. Наиболее просты в работе ручные пистолеты – краскопульты, работающие на сжатом воздухе. Их недостатком является образование аэрозольного облака в помещении уже через несколько минут после начала работы. Окрашивание больших площадей без частых замен колера можно производить окрасочными агрегатами высокого давления. Для окрашивания известковыми и клеевыми красками применяется ручной краскопульт, но сегодня эти краски почти не применяются.

42. Производство обойных работ.

Обойные работы выполняются малярами одновременно с малярными работами на объекте. Подготовка к оклейке выполняется аналогично подготовке к окрашиванию. После наклейки обоев в помещении можно укладывать ковровое покрытие, установить плинтус и обналичку на дверные коробки.

Виды обоев: тонкие бумажные; средней плотности; плотные; тяжёлые и линкруст; потолочные и стеклообои (рельефный стеклохолст). Ширина обоев обычно равна 0,5 и 1,0 метр. Тонкие обои наклеиваются внахлёстку, а все другие - встык (в законченном виде). Линкруст и некоторые виды дорогих обоев клеятся внахлёстку для точной прирезки. Все обои перед наклейкой нарезаются по высоте помещения с запасом 5 – 6 см., при этом, обои с геометрическим рисунком (раппортом) рассчитывают с добавкой к высоте помещения размера шага рисунка ко всем полотнищам, кроме первого. Это необходимо для возможности совмещения рисунка в смежных полотнищах. Все виды обоев, кроме стеклообоев и потолочных, промазываются клеем непосредственно перед наклейкой. Основание проклеивается заранее и к началу наклейки обоев должно быть полностью сухим. До начала наклейки, на поверхности обязательно намечают положение первой кромки полотнища вертикальной линией.

Углы перекрывают полотнищем примерно на 50 мм. Большая нахлёстка может привести к образованию складок на обоях. Все выпускаемые сегодня обойные клеи создаются на основе карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) с различными добавками. Растворённый в воде клей консистенции густого киселя, наносится на вырезанное в размер полотнище кистью или валиком. Подготовленное полотнище складывается в три слоя, подаётся маляру - наклейщику, стоящему на подмостях или лестнице-стремянке и наклеивается от потолка к полу. Пузыри воздуха выдавливаются мягким резиновым валиком от середины к краям с одновременной коррекцией стыка полотнищ. Правильно подобранный и нанесённый клей позволяет перемещать полотнище по основанию на 5 - 10 мм. в течение 2 – 3 минут. Во время производства работ, влажность в помещении значительно повышается, но проветривать комнаты нельзя. В противном случае, бумага обоёв высохнет быстрее клея, что приведёт к стягиванию полотнищ и раскрытию швов. Прирезку кромок стыков и запаса выполняют до высыхания клея, после этого кромки отгибают и дополнительно промазывают клеем. Потолочные обои выполняются из материалов, имеющих минимальные деформации при изменении влажности, что позволяет наклеивать их без увлажнения, т.е. клей наносят не на обои, а на орлеиваемую поверхность. Обои при этом, просто раскатываются из рулона и прижимаются валиком.

К атегория: Малярные работы

Инструменты, инвентарь и приспособления

Для выполнения малярных работ нужен различный инструмент, инвентарь и приспособления. Правильный подбор инструмента и уход за ним не только повышают производительность труда, но и сильно увеличивают срок службы инструмента.

При выполнении малярных работ вручную нужны кисти. Они бывают разными по размеру, форме и назначению. Изготовляют кисти из щетины, щетины с волосом и одного волоса. Кисти из одного волоса более дешевые, но менее качественные.

Маховые кисти. В них волос укреплен в металлическую обойму с ручкой. Бывают кисти в виде пучка волос, который требует вязки и насаживания на ручку, обычно длинную, называемую штырьком (рис. 1).

Маховые кисти большого размера применяются для окрашивания больших поверхностей, малые - малых.

Кроме маховых кистей для окрашивания больших поверхностей применяют побелочные кисти и макловицы.

Рис. 1. Вязка кисти: 1 - петля; 2 - надевание петли на кисть; 3 - обмотка шпагатом; 4 - закрепление длинного конца; 5 - готовая кисть

Побелочные кисти бывают шириной 200 мм, с короткой ручкой. Они напоминают собой как бы широкий и толстый флейц. Работают ими так же, как и маховыми кистями. При креплении побелочной кисти на длинную ручку лучше всего применять кистедержатель.

Макловицы имеют длину от 15 до 18,5 см, ширину - 8 и 8,5 см. Ручка макловицы крепится в середине колодки наглухо или на винтах. Макловицу можно крепить на длинной ручке. Для хранения макловицы на кромках ведра желательно укрепить на них держатель.

На рис. 2 показаны побелочная кисть и макло-вица.

Ручники -небольшие по размеру круглые кисти, волос которых (обычно щетина) закреплен в кольце или в тонком металлическом патроне. Диаметр кистей-ручников бывает разный.

Флейцы - плоские кисти, изготовленные из высококачественной щетины, вставленной в металлическую обойму, укрепленную на короткой деревянной ручке. Их применяют в основном для сглаживания свеженанесенной краски после окрашивания кистями. Ширина флейцев бывает от 30 до 150 мм.

Филеночные кисти изготовляют из жесткой щетины, закрепленной в металлическом патроне-оправе. Диаметр кистей от 5 до 20 мм. Применяются они для окраски мелких мест и вытягивания филенок (узких полос). Филеночные кисти бывают круглые и плоские.

Шеперки бывают плоские и пальчиковые. Ширина их от 50 до 150 мм. Они тоньше, чем флейцы. Применяются для окраски таких мест, где нельзя работать флейцем, а также для расхлестки (разделки) поверхностей при окрашивании их под ценные породы дерева и декоративные камни.

Рис. 2. Побелочная кисть и макловица

Работа кистями производится различно. Новые кисти следует слегка обработать, или, как принято говорить, подровнять. Если кисти из щетины, то их надо только смочить в воде и поработать на какой-либо грубой поверхности 20-30 минут. Отдельные волоски сотрутся, и кисть будет лучше наносить краску.

Если кисть из волоса, то ее можно слегка обжечь на огне, чем достигается удаление отдельно выступающих волосков.

После каждого дня работы кисти моют, полностью удаляя с них краску, и подвешивают волосом вниз для просушки, предварительно придав кистям форму факела. Чем лучше моется кисть, тем долговечнее срок ее службы.

При работе любой кистью краску следует набирать в таком количестве, чтобы она не стекала с кисти. Излишки краски отжимают о край посуды. Краску рекомендуется периодически перемешивать.

Работая маховой кистью, ее надо периодически вращать в руках, что равномернее изнашивает волос. Сначала кисть приставляют к поверхности и делают на нее нажим небольшой силы. По мере расходования краски сила нажима увеличивается.

Кистью следует класть ровные штрихи краски, нормальной толщины. При избытке- краска течет, при недостатке- остаются незакрашенные места. Чтобы краска не стекала по штырьку на руки, на расстоянии 30-50 см от кисти штырек перевязывают тряпкой.

Работая кистью, следует правильно наносить штрихи. При всех случаях штрихи краски надо перекрещивать под прямым углом.

Окрашивая стены, штрихи краски следует сперва наносить горизонтально, а затем вертикально, тщательно растушевывая краску, без пропусков и грубых полос. Лучше всего работать вдвоем: один наносит горизонтальные штрихи краски, другой - вертикальные (рис. 3).

Рис. 3. Окрашивание стен маховыми кистями: 1 - нанесение горизонтальных штрихов; 2 - нанесение вертикальных штрихов

Когда краска малоукрывиста, работу приходится переделывать, т. е. окрашивать в третий раз. Для этого краску приготовляют более густой, чем она была, и вторично наносят ее на поверхность, растушевывая вертикальными штрихами.

Если окрашивание предусмотрено за три раза, то краску сначала наносят вертикальными штрихами, затем горизонтальными и в третий раз опять вертикальными.

Потолки окрашивают с учетом падения света и направляют последние штрихи по направлению световых лучей.

Ручниками работают таким же образом. Следует помнить, что чем тоньше наносится слой краски, тем выше качество отделки и ровнее ложится краска.

Флейцевание и торцевание выполняют для того, чтобы разровнять ранее нанесенные слои краски кистями. При работе флейцем следы краски, оставленные кистью, уничтожаются. Флейцуют по свеженанесенной краске. Флейц должен только слегка касаться своим концом окрашенной поверхности, разравнивая грубо нанесенные следы краски. Флейц в процессе работы вытирают от краски.

При работе торцовкой нанесенная кистью свежая краска разравнивается и на поверхности остается фактура, напоминающая собой шагрень (мелкие бугорочки). Торцовкой наносят равномерные несильные торцующие удары, но так, чтобы она всем своим волосом касалась поверхности. Наносить удары по одному месту несколько раз не рекомендуется.

На рис. 4 показано окрашивание поверхностей разными кистями.

Рис. 4. Окрашивание разными кистями: 1 - ручниками; 2 - флейцевание; 3 - торцевание; 4 - окрашивание цобелоч-ными кистями «кисть в кисть»

Взамен кистей широко применяют валики. Они производительнее кистей и придают нанесенной окраске как бы фактуру крупного шагреня. Диаметр валиков может быть от 40 до 70 мм, длина- от 100 до 250 мм. Изготовляют валики из меха и поролона.

Меховой валик (рис. 5) состоит из рукоятки со стержнем и осью, на которой крепится валик. На оси имеется шайба и гайка. Валик может быть деревянный, но лучше полый дюралевый. К деревянному валику крепят металлические втулки. На валик надевают сшитый меховой чулок из цигейки или овчины с шерстью не длиннее 15-20 мм. Можно применять ворсистую ткань. Так как валик набирает много краски, то ее отжимают о сетку, которая устанавливается наклонно в ванночке. Вместо сетки можно использовать лист стали с отверстиями диаметром не более 10 мм. Для этой цели можно применять конусообразное ведро.

Поролоновый валик (рис. 6) изготовляется из поролона путем высверливания его специальной фрезой. Фреза делается в виде цилиндра нужного диаметра со стенками толщиной не более 1 мм. Длина фрезы-цилиндра 130-150 мм. На одном конце устраивают зубчики, как у пилы. Другой конец закрывают донышком (крышкой), к которому приварен хвостовик. За последний фреза крепится в патроне сверлильного станка. Внутри фрезы на резьбе ставится полая трубка диаметром 10 мм, равная длине фрезы. Один конец трубки имеет резьбу, другой остро заточен. Закрепив фрезу в патроне и поставив сверлильный станок на высокие обороты, из массива поролона можно высверливать валики с отверстием в середине. Чтобы уменьшить трение, фрезу с наружной и внутренней сторон рекомендуется смазывать машинным маслом.

В отверстие валика вставляется трубка, которая надевается на ось с гайкой и шайбой.

Станок в виде ножниц из двух спаренных валиков удобен для окрашивания отдельных стоек ограждений лестничных клеток, балконов и др. Это повышает производительность труда по сравнению с работой кистью.

Окрашивание валиками производится так. Для работы применяется ванночка или ведро с установленными в них отжимными сетками, которые нужны для того, чтобы отжимать о них излишки краски, набираемой валиками, обжав излишки краски, валик приставляют к поверхности стены или потолка и ведут его в нужном направлении на стенах сверху вниз, а на потолках -по направлению световых лучей.

Рис. 5. Меховой валик

Рис. 6. Поролоновый валик

Практика показала, что валиками лучше всего сначала наносить на стенах горизонтальные штрихи краски, затем вертикальные. От перекрещивания краска ложится более ровными слоями. Сначала валиком проводят первую полосу, затем рядом с ней вторую, но так, чтобы кромки краски перекрывались не менее чем на 4-5 см. Это необходимо для того, чтобы в местах стыков не было пропусков.

Иногда краску наносят кистями, но прокатывают по ней валиками, разравнивая ее и получая тем самым ровную окраску. До начала работы валиками рекомендуется произвести пробную работу. Валиками можно окрасить в день до 300 м2. При правильном режиме работы одним валиком можно окрасить до 4-5 тыс. м2.

На рис. 7 показано окрашивание валиком.

Чтобы отделить панель от верха стены, по линии стыка двух красок проводят филенку, т. е. узкую полоску, цвет колера которой подбирается под цвет панели. Иногда вместо одной филенки проводят две-три. Ширина филенок бывает разной. Узкие -от 5 до 10 мм, средние-от 12 до 18 мм, широкие - от 20 до 30 мм.

Филенки можно выполнять клеевыми, масляными и другими окрасочными составами.

Филенки отводят филеночными и пальчиковыми кистями, простыми и разъемными, или специальными приборами. Вытягивание производят по линейке, одна сторона которой имеет фаску. Линейку приставляют фаской к стене, но так, чтобы сторона с фаской была вверху.

Линейку берут длиной от 100 до 150 см. Так как по одной линейке невозможно провести точную ровную линию, то приходится предварительно пробивать линию намеленным шнуром, приставлять к этой линии линейку и вытягивать филенку.

Для отбивки линии берут тонкий крепкий шнур, намеливают мелом или какой-либо другой сухой краской (лучше всего охрой), приставляют в нужном месте, туго натягивают, затем шнур отводят от поверхности стены или потолка на 10-15 см и отпускают. Ударяясь о поверхность, шнур оставляет на ней следы краски в виде тонкой линии.

Рис. 7. Окрашивание валиком: 1 - набирание краски; 2 - окрашивание

Приставив линейку к отбитой шнуром линии, филеночную кисть смачивают в колере, приставляют к линейке и при совершенно одинаковом нажиме проводят филенку.

Рис. 8. Вытягивание филенок

Филенку можно отводить по трафарету или пальчиковой кистью, но лучше делать это специальным прибором.

Краску для работы наливают в баночку, которую закрепляют на поясе.

Для клеевых окрасочных составов краску для филенки берут обычную клеевую или же приготовляют из мела и пигмента.

На рис. 8 показано вытягивание филенок.



- Инструменты, инвентарь и приспособления

Основным инструментом для проведения малярных работ являются кисти-ручники (рис.13) - небольшие кисти с короткой круглой или граненой ручкой. Они применяются практически во всех видах работ: принаклейки обоев, покрытии лаком деревянных деталей, обработке поверхности перед настилкой линолеума или облицовкой плиткой. Лучшими кистями считаются кисти из чистой хребтовой щетины (они лучше держат краску), однако часто используются и жестокие сорта конского волоса. При окраске окон и дверей масляной краской желательно применять кисти диаметром 2-3 см, при окраски стен - до 4см.

Рисунок 13

Кисти-флейцы (рис.14) применяются как для окраски небольших поверхностей, так и для сглаживания краски после других, более грубых кистей. Это плоские кисти шириной от 3 до 12 см. Изготовляются из качественной щетины или барсучьего волоса.

Рисунок 14

Для побелки потолка клеевыми и известковыми красками, а также для намазывания клея на обои применяется в основном кисть-макловица (рис.15). Она может быть круглой или прямоугольной, шириной от 12 до 18см, с длиной щетины 9-11 см. Ручка может быть как съемной, так и прикрепленной к колодке.

Рисунок 15

Маховая кисть (рис.16) - большая кисть диаметром 7-9 см и длиной до 10 см. Предназначена для окрашивания больших по площади поверхностей известковыми и клеевыми составами, а также масляными красками и эмалями. С ее помощью наносят грунтовку, а также размывают стены и потолок.

Рисунок 16

При выполнении малярных работ используются также валики (рис.17), которые на ровных поверхностях предпочтительнее кистей: производительность труда при применении валика возрастает в 3-4 раза при хорошем качестве работы. Валики бывают поролоновые (не подходят для работы с масляными красками, лаками и эмалями) и меховые (не подходят для работы с известковыми красками). Валики монтируются на специальной ручке, называемой станком.

Рисунок 17

При работе с валиком краску нужно наливать в специальную пластиковую ванночку (рис.18) для краски с сеткой, позволяющей отжимать излишки краски равномерно распределять ее по всей поверхности валика. Сначала валик опускают в краску, затем прокатывают по сетке, удаляя лишний раствор. Для облегчения процесса очистки ванночку можно выстелить куском полиэтиленовой пленки, края которого закрепляются по внешнему примеру ванночки липкой лентой (скотчем). После завершения работы пленка снимается и выбрасывается вместе с остатками краски, а ванночка остается чистой.

Рисунок 18

Для нанесения шпатлёвки на поверхность и отчиски поверхности применяют шпателя (рис.19,20). Шпателя бывают разных размеров: от 5см до 60см. В них емеется металлическое полотно и пластмассовая ручка.

Рисунок 19

Рисунок 20

Краскопульт(рис.21) - аппарат для механического распыления водно-растворимых невязких красочных составов при строительных отделочных работах. Применяют К. с ручным приводом (ручного действия) -- КРД и с приводом от электродвигателя (электрические) -- ЭК. Наибольшее распространение получили КРД с плунжерными, поршневыми и реже с диафрагменными насосами и ЭК с диафрагменными насосами. Красочный состав поступает через фильтр по всасывающему шлангу в насос, затем подаётся по нагнетатательному шлангу в удочку (длинную полую трубку) и распыляется форсункой. Избыток раствора через перепускной клапан по сливному шлангу возвращается в ёмкость.

Рисунок 21

Краскораспылитель (рис.22) - применяют в строительстве при выполнении окрасочных работ. Сжатый воздух под высоким давлением поступает в отверстие головки краскораспылителя, где смешивается с лакокрасочным материалом, дробя его на капли диаметром от 5 до 100 мкм. На выходе образуется струя полидисперсных капель (факел), которая оседает на окрашиваемой поверхности. Форма факела может изменяться в зависимости от давления, температуры и скорости сжатого воздуха, вязкости материала и конструкции краскораспылителя.

Плоский факел краскораспылителя используют для окраски больших площадей, а круглый - для маленьких предметов. Требуемый размер и вид струи можно получить, оборудовав краскораспылители специальной головкой с воздушным и механическим сжатием. В комплекте с аппаратом могут идти одна или несколько сменных головок.

Рисунок 22

Ёмкость для раствора (рис.23) - предназначена для приготовления и хранения раствора. Она бывает металлическая и пластмассовая, круглая и квадратная. Её вместимость зависит от размеров.

Рисунок 23

Тёрка(рис.24) - применяется для шлифовки поверхность. На её надевают наждачную бумагу, которую крепят с обоих сторон зажимами. Одевать необходимо аккуратно и ровно, что бумага не порвалась или не соскочила. Её лучше всего использовать для шлифовки больших площадей или фасада.

Рисунок 24

Подмости применяемые в молярных работах:

Леса (рис.25) - предназначены для выполнения молярных и других работ на высоте. Леса бывают деревянные и металлические. На лесах имеются стойка на которых они стоят, перекладины которые держат стойки вертикально и удерживают щиты, щиты на которых стоит рабочий и опорные перекладины которые при необходимости не дают выпасть рабочему они расположены диагонально.

Рисунок 25

Вышки-туры (рис.26) - используются для ведения любых видов строительных и монтажных работ. Строительные вышки можно использовать как внутри, так и вне помещений. В сравнении со строительными лесами, вышки-туры обладают более легкой конструкцией, мобильностью, компактностью и простотой монтажа.

Малярный инструмент необходим для придания фасаду и внутренним поверхностям помещений законченный вид. Профессиональные инструменты позволяют выполнить работу быстрее и качественнее, поэтому их стоит приобретать не только тем, кто каждый день занимается отделочными работами. Это необходимо, чтобы в дальнейшем не заниматься повторной отделкой поверхности из-за некачественно выполненной работы.

Валики

Малярные валики предназначены для покраски больших поверхностей, так как они позволяют наносить большое количество отделочного материала за минимальное время. При помощи валиков также наносится лак и клей. Все подобные инструменты имеют небольшой вес и просты в использовании. Для отделки помещения многими владельцами квартир часто покупаются валики для декоративной штукатурки.

Конструкция всех валиков достаточно проста: на изогнутом металлическом стержне закреплена ручка и ролик, который может быть пластиковым, деревянным или металлическим. На ролике расположена шубка. Валики могут применяться не только для нанесения составов, но еще и для разравнивания обоев.

Виды валиков:


Чтобы подобрать валики для работы в определенном доме, необходимо определить, для чего именно они могут понадобиться. При покупке структурного валика для декоративной штукатурки стоит тщательно выбирать узор.

Вспомогательные инструменты

Во время проведения малярных работ используется множество вспомогательных инструментов. Например, распространенными предметами являются ванночки для краски, кюветы для растворов, щетки, необходимые при оклеивании стен обоями, и другие инструменты.

Чаще всего используются следующие малярные инструменты:


Применение профессиональных малярных инструментов позволяет ускорить процесс отделки помещения и выполнить работу более качественно.

Малярные кисти

Описываемые инструменты являются незаменимыми при окраске поверхности или покрытии ее лаком. Кисть представляет собой рукоятку из дерева с закрепленной на ней щетиной. Стоит помнить, что после покупки не стоит сразу же приступать к работе, так как профессиональный малярный инструмент необходимо подготовить. Из-за жесткости щетины при нанесении краски на поверхность остаются полосы. Чтобы это предотвратить, необходимо опустить пучок в воду примерно на час. В результате волос станет мягче и не будет выпадать.

Если на поверхность будет наноситься масляная краска, изделие перед использованием нужно будет хорошо просушить. Но даже после этого инструмент может оставлять полосы. Избавиться от выступающих волосков можно при работе на жестком материале. Многие профессионалы сначала смачивают кисть краской и работают на таких материалах, как бетон, кирпич или штукатурка. После проведения таких операций кисть полностью разгладится и не будет оставлять полос.

Распространенные виды кистей

Описываемые инструменты различаются в зависимости от формы, предназначения и размера щетины. Часто для отделки приобретаются:


Проще приобрести набор кистей, а не искать все виды таких изделий отдельно.

Общая классификация кистей

Чтобы выбрать определенный инструмент для работы, следует рассмотреть особенности различных типов кистей. По форме пучка они разделяются на:


Также кисти разделяются по размеру пучка:


Кроме этого, кисти разделяются по материалам ворса:


Виды кистей по назначению

Чтобы выбрать кисть для определенной задачи правильно, стоит рассмотреть их разновидности:


Кельма

При совершении отделочных работ часто используется такой инструмент, как кельма. Обычно она применяется для нанесения штукатурки. Если финишная отделка происходит с использованием декоративной штукатурки, необходимо правильно подобрать инструмент для ее нанесения. Кельма для декоративной штукатурки обычно изготавливается из нержавеющей стали и применяется как для нанесения и разравнивания состава, так и для придания рельефа.