Поделки из дудника. Работа с природным материалом (борщевиком) Творческий проект
Александр Ветошкин изготовил аналог австралийского музыкального инструмента
Артист Национального музыкально-драматического театра Коми Александр Ветошкин уже много лет мастерит коми традиционные музыкальные инструменты. Помимо этого он изобретает и авторские инструменты. Например, из сухого стебля борщевика он сделал аналог диджериду (музыкальный инструмент австралийских аборигенов) и представил его сыктывкарцам на открывшейся только что выставке «Рождение музыки».
– Идея использовать борщевик в качестве трубы пришла спонтанно, – рассказал «Республике» Александр Ветошкин. – Это, конечно, очень похоже на дидж, но звук немножко слабее из-за рыхлой структуры стебля борщевика. Да и мы пока еще не владеем той техникой игры, которая используется при игре на диджериду. Я из борщевика уже делал «посох дождя», калюки, а тут вот такое. Звук отличается от настоящего диджа, но ведь у нас и не было претензий на создание «коми диджериду». А вообще аналогов этого инструмента довольно много, в том числе и среди финно-угров: у мари, например, это пуч, у мордвы – торома. Честно говоря, мне бы хотелось быть ближе к финно-угорской культуре, нежели к австралийской.
По словам Александра Ветошкина, ему интересно использовать природный материал для создания каких-либо музыкальных инструментов, как это всегда было в традиционной культуре коми. В Австралии диджериду изготавливаются самой природой. В засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта, и внутри ствола образуется полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска.
Коми диджериду и другие свои интересные музыкальные инструменты Александр Ветошкин представил публике в минувший четверг на открывшейся в Сыктывкаре выставке музыкальных инструментов «Рождение музыки». Выставка посвящена двадцатилетию республиканского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. В зале Финно-угорского культурного центра России представлены духовые, струнно-смычковые, клавишные инструменты, а также традиционные коми музыкальные инструменты, отреставрированные или созданные мастерами союза.
Мастера по изготовлению коми народных музыкальных инструментов Александр Ветошкин и Александр Забоев рассказали посетителям выставки об истории, технике изготовления некоторых духовых и струнных коми народных музыкальных инструментов и показали их в действии. Мастера делали уклон не столько на самих инструментах, сколько на материалах, из которых они изготовлены. Александр Ветошкин и его коллега по театру Анна Попова исполнили вокально-инструментальную композицию на тему частушки-страдания «Мича пуясса ме борйи» под аккомпанемент коми инструментов – сигудöк и öтика пöлян.
В экспозиции также представлена коллекция музыкальных инструментов известного мастера Владимира Павлова из фондов Музея культуры и истории Сыктывдинского района. На выставке можно увидеть и работы его дочери – Татьяны Павловой, мастера, члена Союза художников Российской Федерации. Также показаны работы председателя союза Валерия Остроухова. Профессиональный музыкант-скрипач, педагог, мастер музыкальных инструментов, он уже более тридцати лет занимается изготовлением и реставрацией скрипок.
Как же здорово, когда столько мастериц собираются вместе! Новые творческие идеи, оригинальные решения, удовольствие от процесса, и как результат, столько необыкновенной красоты сразу!
Сначала было непросто. Многие из вас впервые попробовали технику кимекоми, и возникали сложности в изготовлении шариков, иногда не удавалось найти необходимые материалы, или просто не было возможности выбраться в магазин. Но если уж мы захотели сделать что-то чудесное, ничего нас не остановит, ведь правда? И очень интересно было читать ваши рассказы о том, как не имея возможности выбраться в магазин, вы делали шары из запасов лент, и даже из кусочков одежды, как непросто было фотографировать шары, так как солнышко нас не балует в это время года, как вы переживали из-за того, что не могли найти следующий этап проекта. С удовольствием читала рассказ Ольги Helga-Cat о том, как у нее получилось закончить набор до того, как был опубликован последний мастер-класс. А еще очень радостно было читать отчеты о том, как дети осваивают эту диковинную технику.
Скажу, что и мне было непросто. За время проекта я получила от вас более 200 писем, почти на все ответила:)) И каждый раз с нетерпением ждала новые фотографии с вашими работами, и вы не переставали удивлять:)
Подумайте только, все вместе вы сделали около 170 шаров - и это только те, о которых вы мне написали, в действительности, уверена, что их гораздо больше!
И, конечно, мне нравятся ВСЕ ваши шары! Невероятно сложно выбрать лучшие, потому, что все они хороши по-своему:) Кто-то любит блестящее и нарядное, кто-то яркое и сочное, а кому-то по душе сдержанное и элегантное. На вкус и цвет.. сами знаете)))
И я выбирала на свой вкус, конечно:) Но так и не смогла выбрать одного победителя, поэтому первое место разделили наборы
Победительницы получат от меня в подарок отрезы новогодних тканей, пенопластовые заготовки, ленты, бусины, пуговки, бубенцы.
Для Натальи я приготовила свою книгу с автографом.
Также хочется выделить шары Кати Окатавы - чудесное цветовое решение, изумительно элегантный набор Марии Кокиной, изысканные шары Татьяны Борк и Вероники. Очень интересные шары с картинками получились у Инны Яакколы и Татьяны Труханович.
Понравились необычные шары Натальи Slonik, выполненные в технике калейдоскоп по второму мастер-классу. А яркие наборы Елены Малининой и Евгении поднимают настроение.
Музыка дождя.
Ох,как я давно хотела такую флейту себе.И вот,наткнулась на замечательный мастер-класс с оооочень подробным процессом изготовления от Александра Шустова Leto .+Вы можете посмотреть видео,как это красиво звучит .Спасибо ей большое.Еще не поздно собрать борщевик(только сухой!),не зеленый,и сделать себе волшебный инструмент.
Материалы и инструменты: сухой стебель борщевика, ножовка, зубочистки, шкурка, столовый нож, масса папье-маше (упаковка от яиц), клей ПВА (можно строительный), акриловые краски, акриловый лак, морилки двух цветов (у меня на водной основе), дешевая туалетная бумага, жесткая щетка,шило, блендер, крупа.
Сборы:
Для начала нам нужно добыть сам стебель растения. Это достаточно легко сделать, ведь борщевики растут вдоль дорог и в большом количестве вблизи деревень. Собирать борщевик можно с середины октября, всю зиму и в начале весны. Самое главное нам нужен именно полностью высушенный ствол. В нем не остается ядовитых соков, и никто не пострадает от ожогов. Очень вас прошу никогда не трогать это растение в зелёном виде. Оно очень ядовито! При попадании сока растения на кожу - образуются очень сильные ожоги. А вот в сухом виде оно безвредно.
Проще всего борщевик спилить ножовкой. Лучше выбрать ствол подлинней и потолще. От этого зависит звучание нашей флейты дождя.
Вот с такими, грязными палочками иногда приходится работать. Но я не смогла её оставить. Нет трещин, длинная и широкая. Будем брать:)
Чистка:
Итак, мы запаслись несколькими палочками - основами наших будущих флейт. Теперь нам необходимо их очистить. Берём наш столовый нож с закругленным концом и поддеваем верхнюю, ненужную нам, "шкурку" растения. Не расстраивайтесь если не получится счистить все сразу. Остальное мы смоем водой.
Отправляюсь в ванную и под струей воды, жесткой щеткой счищаю остатки:
У нас получилась очень красивого цвета соломки фактурная палочка. Теперь нам её нужно просушить, так что оставляем нашу будущую флейту в сторонку не меньше, чем на сутки. И идём готовить массу папье-маше.
Для этого берем бумажную упаковку для яиц, разрываем её на мелкие кусочки и погружаем все в воду, лучше теплую. На этом наши сегодняшние подвиги закончены и можно отдохнуть до завтра.
Готовим папье-маше:
Хорошенько промешиваем руками наше будущее папье-маше и достаем все содержимое из воды на полотенце, заворачиваем и отжимаем. Выкладываем получившуюся отжатую бумагу в глубокую тару. Я использую металлическую кастрюльку. Разделяем на более мелкие кусочки и заливаем все клеем ПВА. Берём блендер и превращаем все в однородную массу. После перекладываем в контейнер с плотной крышкой. Если мы хорошо отжали, то эта масса будет нам служить ещё очень долго. Она не будет высыхать и портится. ПВА сохранит её надолго.
Создаем перегородки:
Нам понадобится шило и наша просохшая палочка.
Нам необходимо сделать проколы шилом по всей длине флейты, спускаясь по спирали. Для равномерности перегородок, у любого края, привяжем нитку и накрутим её по спирали в несколько витков по нашему стволу и в конце закрепим её.
Распределим витки равномерно и начнем делать проколы с небольшим шагом. Когда мы дойдем до конца, снимаем нитку и вооружаемся зубочистками. Теперь нам нужно воткнуть зубочистки в каждую дырку от шила и утопить все зубочистки в противоположной стенке, так что бы кончик зубочистки вышел наружу.
Когда работа закончена, обламываем все точащие части зубочисток. Пока получается не очень изящно. Берём кусочек шкурки и зашлифовываем каждую зубочистку, так что бы она была вровень с поверхностью.
Фиксация:
Нужно закрепить зубочистки в нашей флейте. Многие мастера проливают внутрь все тот же клей ПВА. Я обклеиваю поверхность флейты бумагой в два слоя. Получается очень прочно.
Создание "дна":
Все, работа на сегодня закончена. Да и на завтра тоже. Теперь будем ждать полного высыхания нашей пробки. Зимой я сушу флейты облокотив их на батарею, а сейчас воспользуюсь обогревателем. Оставляем нашу флейту и набираемся терпения. В следующий раз она зазвучит. И это будет волшебство. Осталось только дождаться.
(после двух - трёхдневного перерыва) Не долгий, но очень приятный:
Сегодня мы сделаем не очень много, но уже сможем насладится звучанием нашей флейты.
Наша пробка полностью высохла и сегодня будет служить нам дном.
Готовим крупу, ставим нашу флейту дождя вертикально и начинаем засыпать. Я использую разную крупу: рис, гречка, чечевица, иногда горох. Каждое зернышко дает своё звучание. Рис шуршит по перегородкам, чечевица постукивает, и все в сумме даёт неповторимое журчание дождя. По объему обычно хватает от половины до полтора стакана крупы - все зависит от толщины и длины флейты дождя.
После того, как мы вдоволь насладимся звуком нашего дождика, мы делаем пробку с другой стороны и опять оставляем сушить на 2-3 дня.
После окончательной просушки флейты нам остается ошкурить её и нанести узор. Сегодня все время работы мы будем слушать, как перекатываются капельки дождя. Моя работа будет дольше на пару дней, так как я ещё вылепливаю лица хранителей дождя из той же массы папье-маше, и они должны просохнуть.
Теперь необходимо подобрать цвет. В этой флейте я использую две морилки на водной основе: цвета махагон и дуб. Делаем разметку на флейте простым карандашом. Стараемся проводить только одну линию. После того как разметка сделана, я покрываю всю поверхность флейты светлым цветом морилки. Морилка на водной основе сохнет очень быстро и это дает нам возможность закончить нашу флейту уже сегодня. После высыхания, белее темным цветом прорисовываем элементы.
После высыхания краски, покрываем флейту лаком. Просушиваем и наслаждаемся звуком дождя, радуем гостей и всю семью.
Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего мат
Выполнила учитель технологии Савельева Т.В.
Участники проекта ученицы 9класса:
Дудко Дарья
Щедрова Александра
Обоснование
Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат. Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.
Цель .
Организация самостоятельной творческой работы.
Научиться применять природный материал (борщевик) в народном творчестве. . Сделать оригинальную вазу из борщевика и прочих украшений. Такая вазочка станет приятным подарком для знакомых, родственников и друзей.
Задачи
Совершенствовать свои знания о природных материалах для поделок.
Выработать навыки работы с борщевиком.
- Изучить стадии развития борщевика Сосновского и определить наиболее безопасный для сборки материала период.
- Научиться обрабатывать собранный материал.
Предполагаемей результат
Формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества при организации и работе над проектом
Сроки выполнения
март2014г.
Содержание
Банк идей и предложений.
Выявление основных требований к изделию.
Сбор информации по тематике проекта.
- Технологический этап
Подбор материалов, инструментов и
приспособлений
- Заключительный этап
Изготовление вазочки.
- Организационно-подготовительный этап
Банк идей и предложении
Для начала нужно выбрать образец поделки из борщевика. Пересмотрев много литературы и сайтов в Интернете, мы не нашли много вариантов. Поэтому предлагаемые варианты мы придумали сами. Предварительно остановились на двух вариантах.
Первый это карандашница и второй - вазочки. Решили остановиться на вазочках, он показался наиболее интересным, а карандашницу оставить для другого раза.
Выявление основных требований к изделию.
Проектируя объект, следует учитывать последовательность сборки, красоту, органичность и целостность внешней формы, гармоничность. Необходимо все операции выполнять с большой аккуратностью. Обязательным условием является использование экологичных материалов.
Моё изделие должно отвечать следующим требованиям:
эстетические -вазочка должна быть красивой и яркой. Дизайн изделия должен отличаться оригинальностью.
экологические - изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении её должно быть как можно меньше отходов.
экономические - изделие должно быть изготовлено из доступных, бросовых недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость;
эксплуатационные - вазочка должна соответствовать назначению;
технологические - технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.
Сбор информации
Из истории
Переселение растений и животных в результате хозяйственной деятельности человека давняя и серьезная экологическая проблема. Когда в 1960-е годы борщевик Сосновского завозили в нашу страну для выращивания в качестве кормовой культуры, никто и не предполагал, что этот чужестранец с Кавказа поведет себя настолько агрессивно и превратится в настоящее экологическое бедствие. Он настойчиво угрожает не только естественным экосистемам, но и здоровью людей. Но можно применять этот материал для поделок.
Попробуем выяснить как можно использовать борщевик в творчестве наиболее эффективно.
- Технологический этап
Подбор материалов, инструментов и приспособлений
Для изготовления вазочки из борщевика нам понадобится:
Бутылка пластиковая;
Борщевик;
Ракушки разной формы
Аквариумный песок
Клей «Титан»
Лак по дереву
Организация рабочего места и техника безопасности.
При работе над вазочкой и в целях сохранения жизни и здоровья мы выполняли и соблюдаливсе необходимые правила техники безопасности и охраны труда.
При выполнении ручных работ.
1.До начала работы: приготовить все необходимые материалы и приспособления; канцелярский нож, кухонный нож, наждачную бумагу, ножницы, инструменты и приспособления положить в отдельное для них место.
- Во время работы: быть внимательным к работе; нож и ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед, а нож ручкой вперед.
- По окончании работы: убрать рабочее место.
Сбор и обработка материала
Срезка борщевика в молодом возрасте опасна из-за ядовитого сока, попадающего на кожу и вызывающего ожоги, но эффективна, если работу проводить осенью (в сентябре-ноябре), когда растение уже сухое. Борщевик срезается уже сухой, режется на определенные отрезки или пластинки и шлифуется.
Предмет |
Стоимость |
|
Борщевик |
____ |
|
Бутылка из-под лимонада |
0 рублей |
|
Ракушки разной формы |
____ |
|
Бечёвка |
20 р |
|
Аквариумный песок |
20р |
|
Клей «Титан» |
60 р. |
|
Лак по дереву |
80 р.(1/6часть-13р) |
|
Итог:73 рубля. |
Заключительный этап
Изготовление поделки
Разрезаем и шлифуем борщевик.
Отрезаем от бутылки горло. Затем приставляем борщевик к бутылке, придерживая руками.
Обматываем бечевкой или резинкой и оставляем до высыхания.
Намазать клеем промежутки между борщевиком и наклеить ракушки длинной формы.
Промежутки между ракушками украшаем аквариумным песком.
Тем же аквариумным песком обрабатываем края.
Начинаем украшать вазу. При помощи ракушек делаем цветы и бабочек.
Вот таким образом мы получили отличную вазу, которую можно подарить на какой-либо праздник!
Ресурсное обеспечение
1. Губанов И. А. и др. Иллюстрированный определитель растений Средней России. 2. Майденова И.П. Кавказские виды рода Heracleum, Тб., 1950.
4. Сказка о борщевике. Часть 1, 2008 Канашева Л.
5. сайт www.myjane.ru
Беседа с настоящими верхневолжскими ремесленниками под звуки экзотического музыкального инструмента с красивым названием «Флейта Дождя» - так у редакции ТИА началось утро понедельника. Мастерица на все руки Елена Борискова радушно встретила гостей в своем доме в поселке Кушалино и провела настоящий рукодельный мастер-класс. Гвоздем программы стало ненавистное и вездесущее ядовитое растение - борщевик. Удивительно, но именно из него рукодельница и создает свои флейты.
Елена рассказала об истории и этнической принадлежности этого необычного музыкального инструмента:
- Его использовали шаманы древней Африки, Индонезии и Латинской Америки, чтобы вызывать дождь и управлять грозовыми тучами. Я, конечно, уже придаю ему немножко другое значение: это релаксация, украшение интерьера, подарки друзьям и родным. Флейт я делаю много и многие из них потом дарю.
Елена взяла в руки самую большую свою «Флейту дождя», перевернула ее как песочные часы, и в этот момент произошло чудо: комнату наполнили настоящие звуки воды - казалось, что тысячи маленьких капель стекаются куда-то в потоке.
На деле, конечно, никакой воды в сухих стволах жгучего растения-великана не было, а были лишь сотни семян, падающих вниз и проходящих на своем пути лабиринт из зубочисток.
Мастерица рассказала, что хоть борщевик и славится как опасное растение, способное вызывать серьезные ожоги, если собирать его с умом, то ничего плохого не произойдет.
- Опасен сок борщевика, поэтому для творчества растение нужно собирать сухим, то есть либо поздней осенью, либо и вовсе прошлогодний, тогда он не наносит никакого вреда.
Процесс подготовки стеблей борщевика для будущих флейт трудоемок, ведь растение зачастую может быть грязным, тогда его приходится мыть под душем и чистить - Елена делает это жесткой металлической щеткой. Затем она сушит стебель, который, кстати, полый внутри, делает дырочки по спирали, и вставляет в них обычные зубочистки. Далее следует наполнение инструмента различными крупами или семенами, а затем самая приятная часть работы - декорирование.
- Зубочисток много уходит и крупы тоже. А вот украшения разные беру, но обязательно природные: камушки, перышки всякие. Наполняю флейту по-разному - на слух определяю, чтобы звук нравился. Бывает, наполню, потом не нравится, тогда высыпаю все и начинаю сначала. Звук флейты зависит от толщины стебля, его длины, от того, на каком расстоянии друг от друга зубочистки воткнуть и, самое главное, от наполнителя - пшено дает эффект шелеста, горох звучит гулко. У гречки очень красивый звук, часто ее использую.
Изготовлением «Флейт дождя» Елена занимается уже около 9 лет. Она рассказала, как случайно увидела этот инструмент на одном городском празднике и решила сделать такой же самостоятельно.
- Как именно тот борщевик шумел, я тогда еще не очень понимала, дома начала наугад пробовать. Первую свою работу я сделала без перемычек, без вот этих вот зубочисток, украсила ее, а потом уже поняла, что звучит как-то не так и мне не нравится. Позже методом проб и ошибок выяснила, как именно лучше делать. А еще позже все это в интернете много раз видела и убедилась, что действительно нужно протыкать стебель внутри. Но вот что касается декорирования - это уже чисто моя фантазия, украшаю, как душе угодно, очень люблю джут и другие природные материалы, чтобы все было натуральным.
Интересно, но, по словам Елены, далеко не каждый может услышать в шелесте пересыпающихся семян звуки воды.
- Дети почему-то всегда слышат море. А вот у взрослых у всех по-своему, кто-то вообще ничего такого не слышит. Я лично слышу воду, дождь и море.
Семья поддерживает хобби Елены. Она рассказала, что материалы собирает вместе с сыном, правда, в творчестве он не очень охотно участвует, но заготовки помогает делать, чистит борщевик, например.
По образованию Елена - технолог швейного производства, в Тверскую область она приехала с семьей в 2004 году и именно здесь посвятила себя творчеству.
- По специальности я никогда не работала - всегда шила на заказ, тоже такая творческая работа у меня была. А когда мы в Верхневолжье приехали, то здесь меня окончательно, что называется «поперло» на творчество. Есть в Твери такая Надежда Новожилова, она занимается золотошвейной вышивкой, я у нее училась, у меня есть диплом и даже работы в храме - настоящая церковная вышивка. Занималась также бисероплетением, делаю еще цветы из ткани. Всего понемногу, в общем. Особенно сейчас, когда столько всего интересного в области рукоделия можно на просторах интернета увидеть: и куклы, и цветы - хочется все попробовать.
Помимо «Флейт дождя» рукодельница также продемонстрировала маракасы из борщевика, ручную вышивку, кукол из кукурузных листьев, цветы из органзы, «Ловцы снов» из джута и даже кошачий домик из картона.
Подруга Елена Татьяна Попова - тоже рукодельница, она делает замысловатые этнические украшения из бисера и камней. Татьяна рассказала о том, как случайно пристрастилась к этим разноцветным маленьким бусинкам и камушкам:
- Все началось с интереса дочки к бисеру. Потом и я, помогая ей, увлеклась, а направление почти сразу выбрала этническое, ведь оно весьма интересно. Такие украшения идут всем и сочетаются почти с любой одеждой - в этом их особая прелесть.
Подруги уверены, что интерес к этническим ремеслам и национальному рукоделию обязательно нужно возрождать среди молодого и подрастающего поколений. В будущем они с другими односельчанами хотят организовать творческие кружки и преподавать в них. Муж Татьяны, человек с художественным образованием, например, сказал, что мог бы преподавать роспись по дереву. Он, кстати, и список составил, где перечислил все ремесла и другие дисциплины, занятия которыми среди молодежи принесли бы пользу культуре Тверского края.
Помимо вышивки, бисероплетения, в списке оказались гончарное дело, скульптура, ковка и многое другое, даже краеведение и походы. При этом энтузиасты уверены, что в селах и городах Верхневолжья такие мастера есть и при возможности с радостью возьмутся за обучение ребят.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000