Закрытый способ прокладки кабеля. Требования к прокладке электрических кабелей

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Освещение квартиры или дома — очень важный момент на стадии проектирования ремонта. Свет задаст оттенок, подчеркнет фактуру и зонирует пространство. Также освещение влияет и на настроение. Разобраться в вопросах освещения мы поможем вам в этой статье.

Основное освещение

Основное освещение должно давать ровный световой поток по всей площади и может состоять в свою очередь из нескольких групп освещения, находящихся, к примеру, на разных уровнях гипсокартонного потолка. Для этого типа освещения стоит учитывать направленность света, его интенсивность и цветопередачу. Например, иллюминация не должна отбрасывать теней на ваше рабочее место или же, наоборот, ослеплять, а также создавать блики от блестящих элементов интерьера. При этом желательно комбинировать группы освещения использованием ламп разной цветовой передачи от теплого света до ламп холодного белого свечения. Такая организация позволит подобрать освещение в одном и том же помещении непосредственно для вашего настроения и целей, будь то работа за письменным столом либо же отдых на диване с чашкой чая в руках.

Декоративное освещение

Иллюминация уже не несет в себе только функцию заменителя солнечного света в темное время суток. Освещение может удачно акцентировать внимание на определенных элементах интерьера. Декоративный свет делает вашу комнату уникальной, прибавляет многообразия вашему благоустройству. Задачи декоративного освещения локальные.

Визуальное увеличение пространства

В маленьком помещении с прекрасным ремонтом может быть неуютно. При ремонте маленьких квартир, кроме организации эргономичного интерьера, стоит продумывать правильное расположение источников света. Такие приемы, как использование больших окон, применение зеркал, а также компактная мебель, наряду с правильно спроектированным искусственным освещением, визуально увеличат пространство в помещении. Так, например, установка точечных светильников вдоль стены углубит комнату за счет отражения света. Все темные углы также должны быть освещены. Используйте подсветку карнизов, тумб и ниш. Слишком много или мало потолочных осветительных элементов это плохо. Ищите золотую середину и не приобретайте слишком большие и пестрые светильники. Здравый минимализм — лучший друг свободного пространства.

Акцент на предметах интерьера

У вас есть красивая картина и вы хотите, чтобы гости ее оценили? Почему бы и нет. Декоративный свет может выделить определенные предметы интерьера и подчеркнуть их достоинства. Светильники в этом случае должны иметь направленный свет. Интенсивность светового потока должна быть приближенной к естественному солнечному освещению. Для подсветки также могут быть использованы светодиодные ленты, встроенные в стену или потолок. Подсветите нишу в стене, экзотический цветок или большой аквариум и гости обязательно будут в восторге от оформления вашей квартиры. Но не стоит забывать о том, что осветительные приборы все же не вечны и стоит позаботиться о дальнейшей замене лампочек или диодов без трудоемкого демонтажа конструкции.

Разделение помещения на зоны

Квартира для современного человека — это не только место для отдыха. Правильное зонирование пространства поможет сделать комнату одновременно и комфортной и функциональной. Причин зонирования может быть несколько:

  1. Разделение функционального пространства. Например, совмещение столовой и зоны отдыха в одном помещении.
  2. Выделение тематического уголка в помещении. Обозначение пространства библиотеки в гостиной.
  3. Разделение пространства на зоны с целью визуального увеличения или уменьшения помещения.

Свет, установленный в арке или перегородке, визуально разделит комнату. Поможет в зонировании также разное направление светового потока на участки помещения. В каждой из зон используйте разное по цвету освещение , а также светильники различных конструкций.

Цветотерапия в освещении

Еще древние египтяне говорили о целебном воздействии цвета на организм человека. Цвет влияет на настроение и работоспособность человека, поэтому цветотерапия сейчас так популярна в современном дизайне. Так, например, синий цвет символизирует у многих народов вечность и небо. Ученые полагают, что синий цвет улучшает концентрацию и внимание, позволяет человеку дольше находиться в бодрствующем состоянии. Синие тона декоративной подсветки хорошо подойдут для домашнего рабочего кабинета или офиса.

Зеленый цвет в свою очередь символизирует траву и молодость. Место для отдыха, окрашенное в зеленые тона, позволит человеку расслабиться и отдохнуть. Считается, что зеленый цвет увеличивает рождаемость, поэтому будет отличным выбором для спальни.

Сочетание подсветки и дизайнерских замыслов в обустройстве квартиры, дома или офиса может быть ограничено только вашей фантазией, но не стоит переусердствовать с количеством элементов или цветовой гаммой декоративного света, иначе вы рискуете получить не уютное место, а рождественскую гирлянду вокруг себя.

Электропроводка делается на самом раннем этапе ремонта. Специалисты советуют придерживаться следующих правил и последовательности:

  1. Перед монтажом провода следует составить проект освещения и отметить места будущей укладки кабелей на стенах.
  2. Токопроводящие провода должны укладываться строго вертикально или горизонтально. Повороты формируются под прямым углом.
  3. Следует придерживаться примерно одинакового расстояния от проводки до перекрытий, дверных проемов и окон, но не менее 100 мм.
  4. Автоматические выключатели на вводном щите должны распределять нагрузку равномерно. Например, разбейте нагрузку по комнатам или по принципу освещение/силовые потребители. Учитывайте токовую нагрузку на каждую группу отдельно.
  5. Помните, что фаза должна разрываться выключателем.
  6. Сечение провода стоит выбирать, исходя из потребляемой мощности освещения. Провод сечением 1 мм 2 рассчитан на нагрузку 11 ампер, а лампочка накаливания мощностью 100 ватт потребляет примерно 0,45 ампер.
  7. Монтаж следует делать аккуратно. В местах соприкосновения проводов в стене желательно уложить дополнительную изоляцию, усилить провода при подводе к осветительным приборам использованием изолирующих трубок. Все скрутки должны быть качественными и хорошо заизолированными. Лучше использовать пайку или специальные клеммные соединители.
  8. Всегда проверяйте качество продукции и никогда не экономьте на комплектующих для электропроводки.

Существуют определенные нормы для основного освещения помещений, исходя из их размеров.

Комфортное проживание в доме возможно лишь при грамотно спроектированном освещении и правильно рассчитанной освещенности для каждого конкретного помещения. Причем заниматься проектированием электрики лучше до начала ремонтных работ, поскольку это существенно сэкономит вам средства и время. Для начала нужно продумать световой сценарий для всей квартиры (дома) и для каждого помещения в отдельности.

Световой сценарий – это план расположения всех осветительных приборов, объединение их по группам, план расположения выключателей и переключателей для всех групп светильников с учетом открывания дверей и расстановки мебели. Светильники с переключателями (несколько выключателей на одну группу светильников в разных комнатах) и светильники с регуляторами мощности требуют отдельного обозначения на плане, поскольку их монтаж требует от электрика дополнительных манипуляций.

Что бы добиться хорошего результата при самостоятельном проектировании освещения в квартире нужно учитывать несколько важных факторов.

  • Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов – все это вредно для зрения и утомительно для психики.
  • Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета отделки, потому что разные цвета по-разному отражают свет. Так темные и матовые поверхности большой площади поглощают свет, а светлые и глянцевые отражают, увеличивая освещенность.
  • Соблюдайте нормативные значения оптимальной освещенности для различных типов помещений. Подробно
  • Учитывать функциональность освещения и особенности человеческой деятельности, осуществляемой в различных помещениях.

Особенности проектирования освещения в прихожей

Для прихожей, как правило, характерны небольшие размеры и недостаточность или полное отсутствие естественного освещения. Желательно, чтобы настенные и потолочные светильники имели закрытую форму, что бы лампочка оставалась невидимой из любой точки помещения или имела матовое напыление.

Плафоны для бра лучше выбирать непрозрачные, так как с близкого расстояния лампы могут ослеплять. Эти правила справедливы для любых помещений маленькой площади.

Отдельно в прихожей стоит подсветить вешалку и зону у зеркала. Если помещение квадратное или близко к квадрату, то будет достаточно центрального потолочного светильника с несколькими плафонами, возможность направлять плафон в нужную сторону позволит подсветить нужную зону прихожей.

Освещение в прихожей и коридоре

Для освещения вытянутого помещения лучше использовать несколько бра, расположенных в его разных концах или несколько равномерно распределенных по потолку светильников. Для коридоров и прихожих обычно достаточно 50-100 люкс.

Проектирование освещения в гостиной

Гостиная – это комната, выполняющая несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают. Главный секрет хорошего освещения – для каждой функции свой светильник. Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света на разных уровнях, хорошо, если их яркость можно регулировать, главное, чтобы светильники были выполнены в едином стиле и соответствовали общей идее декорирования интерьера.

Вблизи диванов и кресел имеет смысл расположить торшеры или бра, создающими рассеянный свет. Архитектурные и декоративные элементы интерьера – колонны, арки, открытая кирпичная кладка – будут выглядеть эффектно, если их подсветить точечными напольными или потолочными светильниками.

Многоуровневые потолки с подсветкой позволят выделить отдельные зоны и создадут световые акценты. Именно в гостиной оригинальные варианты освещения, подчеркивающие общий стиль интерьера будут очень уместны. Подробнее о освещении и расположении розеток в гостиной читайте .

Проектирование освещения в спальне

В спальне желательно сделать многоуровневое освещение – общий верхний свет и местные подсветки. При проектировании учтите, что у каждого спального места должен быть отдельный светильник. Это может быть лампа на ночном столике с приглушенным светом или настенное бра над кроватью. Основное условие при этом – свет должен быть достаточным для чтения, но при этом не нарушать покой соседей по спальне.

Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены, идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники. У туалетного столика должна быть своя подсветка, как правило, это настольная лампа или два бра с двух сторон от зеркала. Подробнее о освещении и расположении розеток вспальне читайте

Проектирование освещения в кабинете

В кабинете необходимо сочетать местное освещение с общим. Это связано с тем, что утомление зрения и снижение работоспособности наступает тем быстрее, чем ниже освещенность (что часто происходит при использовании только общего освещения) и чем больше разница яркости рабочей поверхности и окружающих предметов (при местном освещении).

Освещение в кабинете

При проектировании освещения в кабинете необходимо помнить, что к местному освещению предъявляются дополнительные требования: свет на рабочую поверхность должен падать слева (для правши) и быть рассеянным, для этого абажуры настольных ламп делаются из светорассеивающих материалов. Следовательно, идеальный световой сценарий для кабинета: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или шарнирах. При работе за компьютером так же рекомендуется равномерное общее освещение комнаты и рассеянное освещение стола. Такой свет не должен слепить и давать бликов на экране монитора.

Правильное рабочее освещение кабинета предполагает монотонность и равномерность, а необычные и оригинальные световые решения здесь приносятся в жертву удобной работе. Про проектирование домашнего кабинета читайте .

Проектирование освещения в кухне и столовой

В кухне действуют те же правила, что и для кабинета – ведь это тоже рабочее место. Рассеянный, не ослепляющий общий свет дополняется встроенными над рабочими поверхностями столов точечными светильниками, лентовидными люминесцентными или светодиодными лампами.

Правильное освещение в кухне

Обеденная зона, независимо от местонахождения, будь то кухня, гостиная или столовая – место встречи всей семьи. Освещение обеденного стола должно быть мягким, уютным. Подвесной светильник над столом в теплых тонах (или несколько, если стол большой) создаст необходимую атмосферу домашнего комфорта и покоя. Про самостоятельное проектирование кухни написано .

Освещение в кухне и столовой

Освещение в ванной комнате

В ванной необходимо освещение двух типов: общее с рассеянным светом и направленное для подсветки у зеркала. Общее освещение может давать потолочный матовый плафон или равномерно распределенные встроенные влагозащитные точечные светильники. У зеркала можно разместить влагозащитные бра или купить зеркало со встроенной косметической подсветкой.