Полезные советы о том, как сохранить тепло в квартире зимой. Теплые тона в интерьере

Интернет полон советов о том, как можно сократить энергопотребление в домашних условиях. Среди самых нестандартных решений – покраска батарей в тёмный цвет, покрытие окон светоотражающей плёнкой и полная замена радиаторов. Мы обратились в Институт систем энергетики имени Мелентьева с просьбой объяснить, какие из советов на самом деле помогут сэкономить, а какие являются заблуждением, хотя и основаны на знаниях курса школьной программы. На наши вопросы отвечал заведующий лабораторией научно-технического центра ИСЭМ СО РАН кандидат технических наук Михаил Ермаков.

Большинство советов, найденных в Сети, легко можно объяснить с точки зрения здравого смысла. Тексты под названием «Лучшие советы по энергосбережению» часто включают в себя прописные истины, и так известные практически каждому с детства: уходя, нужно гасить за собой свет, выключать электрические приборы. Но иногда встречаются и весьма любопытные советы. Условно их можно разделить на несколько групп – направленные на экономию светоизлучения, энергопотребления и теплоотдачи.

Гори ясно

На обеспечение жилья светом, как утверждают некоторые интернет-статьи по энергосбережению, уходит большая часть потребляемой электроэнергии. Поэтому большинство советов по энергосбережению касаются именно освещения. Первым пунктом во многих списках идёт замена ламп накаливания на энергосберегающие. Несмотря на споры о том, насколько эффективны такие источники света в условиях Сибири, Михаил Ермаков отмечает, что энергопотребление этих ламп примерно в три раза ниже ламп накаливания. При среднем потреблении семьёй из четырёх человек, проживающей в трёхкомнатной квартире, 600 кВт-ч в месяц на освещение тратится порядка 30%, или 200 кВт-ч. Значит, при использовании энергосберегающих ламп общее электропотребление квартиры можно сократить на 20%. При стоимости электроэнергии 0,82 рубля за киловатт-час общие затраты на электроэнергию составляют 492 рубля, на освещение – 164 рубля.

«Если заменить все лампы в квартире, то экономия может составить 115 рублей. Если же провести мысленный эксперимент и представить, что тариф у нас составляет 3,5 рубля, как на Дальнем Востоке, то сомнения в использовании энергосберегающих ламп даже не возникнут», – заключает Ермаков.

Согласен он и с тем, что переход вместо общего на местное освещение, пропагандируемое во многих советах, также поможет сэкономить электричество.

– Мы традиционно пользуемся общим освещением, а если приехать, например, в США, то в частных домах практически нигде его не встретишь, – говорит Михаил Ермаков. – В комнатах имеются торшеры, светильники, а люстры на потолке отсутствуют, ведь для чтения книги необязательно освещать всю комнату. Другой вопрос, что наши люди привыкли к яркому освещению и мы чувствуем себя некомфортно в полумраке. Но если стоит вопрос об энергосбережении, то можно однозначно сказать: переход на местное освещение – это энергосберегающее решение. Сократить потребление электроэнергии на освещение с помощью такого мероприятия можно примерно в два раза, что в целом составит 15% от общего электропотребления квартиры, – подчёркивает учёный.

Поможет сэкономить обстановка жилья в светлых тонах, а также чистые окна. Таким образом можно сократить затраты на освещение примерно на 10–15%, говорится в одном из «сетевых» советов. «В этом есть правда, – отмечает Михаил Ермаков. – Всё очень просто. Чистые, не заставленные цветами окна пропускают больше дневного света в комнату, а светлые стены лучше отражают свет. Всё это приводит к тому, что утром электрическое освещение можно отключить раньше, а вечером включить позже. За счёт этого и достигается экономия, – объясняет специалист. – Но здесь следует отметить, что масштаб экономии невелик и заметить его по показаниям счётчика достаточно сложно, поскольку всегда имеются месячные колебания потребления».

И надо следовать «золотому правилу»: уходя, гасите свет. Это отмечают и специалисты, и авторы статей по энергосбережению.

Бытовой подход

Второе место по распространённости занимают советы, связанные с экономным использованием электроприборов. Больше всего внимания уделяется телевизорам и компьютерам, которые обязательно нужно переводить в спящий режим или полностью выключать (если они не используются долгое время), а также кухонной технике.

– Правда ли, что диаметр конфорки должен точь-в-точь соответствовать диаметру кастрюли или сковородки, чтобы сэкономить на приготовлении пищи? – исследовав список энерго-сберегающих советов, спросили мы у своего научного консультанта.

– Правда. Если диаметр конфорки больше диаметра кастрюли, то часть конфорки излучает тепло в пространство, нагревая стены и потолок, а не кастрюлю. При соответствии посуды диаметру конфорки больше электро-энергии используется рационально, именно на нагрев содержимого, – по-яснил специалист.

В целях экономии холодильник стоит ставить как можно дальше от плиты, ведь так антифриз, за счёт которого он функционирует, будет работать эффективнее, подтвердил Ермаков.

– Циркуляция антифриза в системе холодильника осуществляется с помощью компрессора, который потребляет электроэнергию, – рассказывает об устройстве холодильника наш собеседник. – При сжатии и расширении антифриза изменяется его температура. Холодный антифриз охлаждает содержимое холодильника, нагреваясь сам. Этот нагретый антифриз необходимо, в свою очередь, как-то охладить. Обычно у холодильников имеется радиатор размером во всю заднюю стенку, посредством которого антифриз и охлаждается. У современных холодильников охлаждение идёт через боковые стенки. Если поставить холодильник близко к электроплите, то интенсивность охлаждения антифриза ухудшится, компрессору придётся дольше работать, чтобы антифриз охладился до нужной температуры, тем самым потребляется больше электроэнергии. Конечно, масштаб экономии от положения холодильника в обычных условиях ощутить сложно, но мероприятие это абсолютно беззатратное.

Именно в целях эффективной работы антифриза нужно размораживать холодильник хотя бы раз в полгода, отмечает специалист: «Разморозка помогает более интенсивно действовать антифризу, что снижает время работы компрессора и, соответственно, экономит электропотребление». Совет охлаждать продукты до комнатной температуры перед их помещением в холодильник тоже помогает сэкономить энергию. «Здесь действует тот же принцип. Всё, что сокращает время работы компрессора, является энергосберегающим мероприятием», – объяснил Михаил Ермаков.

Кроме того, сэкономить на электричестве на кухне можно с помощью чайника. Так, использование электрочайника на самом деле экономичнее кипячения воды на плите. Объясняется это, по словам Михаила Ермакова, довольно просто. «Дело в том, что вся потреблённая электроэнергия идёт на нагрев воды в чайнике. А при кипячении на электроплите энергия тратится на нагрев конфорки, которая, в свою очередь, нагревает чайник с водой. Когда он закипел и вы убираете его с плиты, то конфорка какое-то время остаётся горячей и постепенно остывает, отдавая своё тепло. Это тепло не возникло из ниоткуда: на нагрев конфорки ушло какое-то количество электроэнергии, – поясняет учёный. – Поскольку тепло ушло не в воду, а нагрело воздух и вместе с воздухом ушло в атмосферу через вентиляцию, это нерациональные потери тепла, а следовательно, и электроэнергии, израсходованной на его получение. Поэтому кипячение воды в электрочайнике действительно более экономично».

– Есть ещё один способ сэкономить: кипятить не полный чайник, а, например, половину объёма, – подчёркивает Ермаков. – Многие наполняют ёмкость целиком, кипятят воду и наливают пару кружек чаю. После этого вода в чайнике остывает до следующего чаепития. В следующий раз происходит то же самое: вода в чайник доливается, и её снова всю кипятит. Если чайник заполнять наполовину, то это почти в два раза сократит расход электроэнергии на нагрев воды, при этом никто не пострадает, все напьются чая.

Станция Батарейная

Но самые любопытные советы, с которыми мы столкнулись, связаны с теплопотреблением. Чего только не придумано, чтобы утеплить квадратные метры. Сейчас по Интернету гуляет картинка, которая иллюстрирует самые нетривиальные решения. Среди них – установка теплоотражающих экранов за радиатором, изменение цвета и даже замена имеющихся чугунных батарей на алюминиевые.

– Правда ли, что для эффективной работы радиаторов их нельзя заставлять мебелью или скрывать за решёткой для придания эстетического вида?

– Это правильно, – подтвердил правдивость совета Ермаков. – В любой комнате организуется циркуляция воздуха, в том числе и через радиаторы. Все нагретые тела излучают тепло в окружающее пространство. Заставляя радиаторы мебелью, мы ухудшаем теплообмен, поскольку батарея нагревает заднюю стенку, например, шкафа. При этом затрудняется циркуляция воздуха. И снижение теплоотдачи может быть достаточно ощутимым.

Установка теплоотражающих экранов из изолона или фольги тоже поможет сохранить тепло. «В данном случае мы говорим о том, что радиаторы нагревают наружную стену, а та, в свою очередь, отдаёт тепло улице, – отмечает Ермаков. – Причём нагрев этот происходит локально, в зоне радиатора. Затруднив теплопередачу в этом месте установкой слоя теплоизоляции, мы тем самым сохраняем тепло в квартире. Сократить теплопотребление за счёт такого мероприятия можно примерно на 5%».

– Другой вопрос, что часто наши квартиры перетапливаются, – добавляет он тут же. – В радиаторы подаётся гораздо больше тепла, чем необходимо. При этом, если ухудшить теплообмен, заставив радиаторы мебелью, никакого дискомфорта не ощутить. Наоборот, теплопотребление приблизится к норме.

А вот замена привычных чугунных радиаторов на алюминиевые, по мнению Михаила Ермакова, сэкономить не поможет: «Менять старые радиаторы на новые если и стоит, то только из-за эстетики. Теплоотдача секций современных алюминиевых или биметаллических радиаторов действительно выше, чем чугунных. Поэтому для отопления комнаты их требуется меньше. Но в целом, если количество секций подобрано в соответствии с размером помещения, никаких изменений в теплопотреблении произойти не должно. Это, наверное, первый случай из приведённых, который можно назвать заблуждением», – говорит он.

Что касается изменения цвета батарей с привычных светлых тонов на тёмные и даже чёрный, то это не только не поможет сэкономить, но и, наоборот, увеличит потребление тепла. «Все нагретые тела излучают тепло в окружающее пространство. Причём чем темнее тело, тем выше его коэффициент излучения и, соответственно, больше теплоотдача. Но масштаб её увеличения такой, что в обычных условиях незаметен. Гораздо больший эффект повлекут за собой сдирание многочисленных слоёв краски со старого радиатора и свежая покраска. Но отнести данное мероприятие к энерго-сберегающим не получается», – подчёркивает Михаил Ермаков.

– А есть ли смысл обклеивать окна светоотражающей плёнкой?

– Теоретически – да, – отвечает Ермаков. – Но сам я это, конечно, не проверял. Здесь работает тот же принцип излучения. Незашторенные окна способствуют излучению тепла в атмосферу. Если нанести с внутренней стороны стекла плёнку, которая будет отражать инфракрасное излучение, то это будет сберегать тепло.

Однако, как отмечает специалист, экономить таким образом бессмысленно. А вот проветривание окон залпом действительно поможет не только сохранить больше тепла, но и исключить появление сквозняков.

– В целом, – говорит Михаил Ермаков, – нужно понять, что энергосбережение начинается не с каких-то суперсовременных технологий, а в первую очередь с головы, с нашего отношения к этому вопросу. Представленные советы дают незначительную экономию, которую обычному человеку ощутить практически невозможно, поэтому сократить бытовое энергопотребление можно лишь комплексно, применяя описанные выше мероприятия. Но для этого нужно практически полностью поменять свой образ жизни в бытовом смысле.

Всё осложняется ещё и тем, что экономию тепловой энергии, в отличие от электрической, из-за отсутствия счётчика почувствовать практически невозможно. «В большинстве существующих домов, кроме совсем новых, отсутствует возможность установки теплосчётчика в квартире. В этом случае любая экономия в своём жилье при отсутствии экономии у соседей никак не скажется на оплате за тепло», – говорит Михаил Ермаков. Часто на радиаторах отсутствуют регулирующие устройства, позволяющие снижать потребление тепла. Без этого любые энергосберегающие мероприятия, констатирует учёный, приводят к повышению температуры в помещении, для создания комфортных условий открывается форточка, и вся экономия улетучивается в атмосферу.

Большинство из нас задумывается о сохранении тепла в квартире или доме уже зимой, в отопительный сезон, когда нет возможности заменить батарею или окна, а температура в помещении не повышается до необходимых 18–20 градусов. Многие специалисты советуют произвести , обновить деревянные рамы и обработать их специальным составом. Конечно, этот способ вполне подойдет тем, у кого есть лишние деньги, кто не обладает свободными средствами, справляется своими силами.

Итак , мы возьмем за основу принципы сохранения тепла . В этом нам помогут несколько полезных, не требующих больших затрат советов.

  • Самые страшные враги тепла - сквозняки и щели в окнах . Для начала необходимо решить эту проблему. Тщательно заклейте щели специальным бумажным скотчем, предварительно подложив туда поролон, смоченные газеты или тряпки. Этот способ работает еще со времен наших прадедов. Сегодня в магазинах можно найти множество материалов для оклейки окон разной ценовой категории.
  • Чтобы тепло от батареи лучше прогревало воздух в помещении, выбирайте шторы длиной чуть ниже подоконника. Полезно установить ролль-штору, поскольку она будет препятствовать попаданию холода от окон зимой, а летом хорошо защитит от солнца.

  • Нежелательно использовать экраны для батареи, поскольку они задерживают поступление теплого воздуха и препятствуют прогреванию холодного. Зимой старайтесь снимать экраны.
  • Теплоотражающую пленку применяют в основном летом для снижения количества солнечных лучей, проходящих через окно. Зимой такая пленка выступит в роли энергосберегающей и будет препятствовать утечке теплого воздуха.
  • По возможности используйте настольные источники света и светодиодные лампы: в первом случае воздух нагревается не под потолком, а в пространстве рядом с вами, во втором - выделяется больше тепла при меньших энергозатратах.

Все эти советы помогут вам сохранить тепло в квартире без особых денежных затрат и сэкономить на счетах за электроэнергию. Не забывайте, что теплые тона в интерьере создают ощущение тепла, поэтому попробуйте использовать больше желтых, красных, оранжевых и коричневых оттенков, психологи утверждают, что этот способ помогает согреться.

Наш мир никогда не был монохромным, в нем заключено огромное количество тонов и цветовых переходов. Специалисты утверждают, что человек может различить примерно два процента оттенков от того, что доступно глазам птиц и некоторых насекомых. Вместо устаревшей и несовершенной системы разложения белого света на семь базовых цветовых полос художники, дизайнеры и визажисты разработали свою таблицу теплых и холодных цветов, потому что для живописи и колористики энергетика восприятия, тон и оттенки давно стали важнее, чем сам цвет.

Зачем нужна таблица цветов

Если быть точным, то семь базовых, фундаментальных цветов в природе существуют только в нашем восприятии для нашего зрения. Колористика реально доказала, что для человеческого глаза существуют только три базовых цветовых составляющих - желтый, красный и синий, плюс дополнительный белый. Из этих трех составляющих может быть получен любой цвет или оттенок, а теплым или холодным его может сделать добавка более или менее горячего, чем фоновый цвет.

В колористке существует четкое деление цветов на три группы:

  • К теплым тонам относят желтый, красный и оранжевый;
  • В группу холодных включают синий, голубой, фиолетовый;
  • Зеленый могут в равной степени относить одновременно к теплым и к холодным, но, по мнению специалистов, зеленый колер является родственником белого цвета, то есть, полностью равновесным.

К сведению! Такое деление на теплый и холодный является достаточно условным, проще было бы использовать понятие свободной энергии. Но проблема состоит в том, что оттенки теплого и холодного содержания необходимо систематизировать и, главное, подбирать по совместимости, исходя из восприятия человека, а не на основе данных приборов.

У человека нет дополнительных органов чувств, с помощью которых можно было бы попробовать оттенок «на зуб», осталось только рецепторное ощущение тепла и холода, которое мы и пытаемся использовать при классификации на холодную и горячую основы.

Использование таблицы холодных и теплых цветов

Практическое применение градации на холодные и теплые цвета основывается отчасти на психологии человека на основании нескольких правил взаимного влияния:

  1. Определение «холодный» или «теплый» происходит только на основании собственного психологического опыта и стереотипа человека. Так, например, белый и голубой ассоциируются со льдом и снегом, поэтому их комбинация может признаваться холодной;
  2. Контактирование на одном цветовом поле двух зон выраженного теплого и холодного цвета взаимное равновесное влияние. Например, при контакте синего и красного цветов первый становится мягче, теплее, второй эмоционально становится пронзительнее и жестче;
  3. Смешение цветовых основ между собой с добавлением белого позволяет управлять зрительной температурой цвета.

К сведению! Таблица с помощью последних двух пунктов пытается описать механизм, как можно сделать восприятие оттенка более теплым или холодным, так как ассоциативный метод не дает 100% результат.

Та же комбинация белого с голубым у разных людей может вызывать абсолютно разные ассоциации. Для одних это холодный голубой лед и снег, для других это раскаленное голубое небо вокруг белого солнца. Поэтому от психологии перешли к температуре цветовой матрицы.

Как изменять температуру цвета

Проще всего проиллюстрировать эффект изменения температуры цвета на трех наиболее важных для нас цветах, желтом, зеленом и красном.

Для теплого желтого цвета увеличить температуру можно только добавлением оттенков с более низкой энергетикой, например, красного, как в таблице.

К более теплым, чем базовый желтый, относят, например, медово-желтый, цвет одуванчика или подсолнуха.

Для перехода в более холодные тона добавляют зеленый или голубой.

Красный цвет энергетически более теплый, чем желтый, поэтому управлять его температурой сложнее. Градация энергетики разных оттенков красного воспринимается сложнее всего.

Чтобы сделать красный цвет более холодным, приходится сдвигать его фон в сторону фиолетового с помощью добавки синего и серого.

Утепление красного выполнить намного проще с помощью добавки желтого.

Зеленый цвет изменяется по температурному насыщению значительно проще, так как он может быть получен смешением двух компонентов с разной температурой - желтого и голубого. Процедура придания необходимой энергетики фактически сводится к усилению одной из цветовых составляющих.

Тепло выходит из квартиры через окна, двери, щели и больше не возвращается, поэтому нужно сохранить его, чтобы в квартире было тепло и не расходовалась лишняя энергии и деньги на отопление дома.

Ниже полезные советы и рекомендации, которые помогут сохранить драгоценное и дорогое тепло во всех помещениях дома. Некоторые советы простые, некоторые требуют дополнительных финансовых затрат, но которые должны окупиться теплом в квартирах и домах.

Сохранение тепловой энергии

Почти 30% тепла уходит из вашего дома через щели в окнах и дверях. Самые простые способы теплоизоляции дверных и оконных щелей поднимут среднюю температуру в помещении на 4-5 °C. Для этого следует заклеить щели в окнах специальным теплоизолирующим скотчем. Не забудьте провести теплоизоляцию дверных щелей и провести другие теплоизоляционные меры в квартире.

Также выработанное в доме тепло может выйти через вентиляционные отверстия, а так как их наглухо закрывать нельзя, следует купить и установить на них специальные вентиляционные дверцы. Этот простой приём поможет сохранить тепло. В целом благодаря этому средняя температура в квартире может подняться на 5-7 °C.

Электрический вентилятор очень много тепла уносит из помещения, поэтому выключайте его сразу, как он закончит своё дело.

В отопительный сезон батареи отопления должны быть горячими. Если они недостаточно горячи, возможно, причиной этому стала образовавшаяся в радиаторе воздушная пробка. Для этого следует просто открутить клапан на батарее и дождаться когда потечёт вода.

Декоративные панели на батареях отопления забирают очень много тепла (где-то до 20%), к тому же расположенные в нишах они дают на 10% тепла меньше, чем те, что установлены непосредственно на стене (радиаторы выпирающего типа). Если в квартире холодно, снимите декоративные панели хотя бы на время отопительного сезона. Если вы сейчас находитесь в стадии ремонта, подумайте хорошенько, стоит ли прятать батареи в нише.

Как сохранить тепло в доме

Если теплозащитный экран, который расположен между стеной и батареей, покрыть фольгой, теплоотдача радиатора повысится на 20%. При этом расходы на отопления уменьшаются в среднем на 4%. Для этого необходимо лишь наклеить фольгу на ДСП и разместить такой теплозащитный экран на стене за батареей.

Батарея с гладкой поверхностью увеличивает теплоотдачу где-то на 10%. Кстати, лучше отдаёт тепло именно тёмно-коричневый цвет радиаторов в среднем на 8-10% по сравнению с батареей белого цвета. Для этого рекомендуется тщательно очистить батарею от старой краски, сделать поверхность гладкой при помощи абразивных или других средств и затем покрасить батареи в тёмно-коричневый цвет.

Длинные шторы перед радиаторами отопления делают всё для того, чтобы обогрев шёл на на квартиру в целом, а на стену, поэтому для более эффективного обогрева комнаты следует заменить длинные шторы на короткие, чтобы тепло могло свободно двигаться вглубь помещения. Из-за длинных штор вы можете потерять до 20% всего передаваемого батареями тепла.

В холода через обычное стекло может уйти 10-14% тепла всего помещения, поэтому рекомендуется на ночь закрывать окна короткими шторами, так вы сможете сохранить тепло в помещении.

Потеря тепла из-за открытых дверей и разбитых окон в подъезде может достигать 5-15% от суммарных потерь тепла дома. Рекомендуется закрывать за собой двери в подъезд и застеклить все окна в подъезде, ведь это сможет сохранить тепло во всём доме.

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.