Самодельные ленточные распиловочные станки чертежи и размеры. Ленточная пила своими руками – не так страшен чертеж, как его воплощение

При подборе оборудования для домашней мастерской ленточную пилу редко включают в разряд первоочередного инструмента: большинство операций можно выполнить и без неё. Я долгое время обходился тем, что у меня было, но в результате созрел для изготовления ленточной пилы. В результате поисков я наткнулся на сайт канадского изобретателя Маттиаса Вандела. Он предлагал сделать ленточную пилу практически полностью из дерева. При этом характеристики её были очень приличными, а любую запчасть потом несложно сделать самому.

Основные характеристики моей самодельной ленточной пилы

Моя пила отличается от той, что была в чертежах разработчика, но я и не стремился повторить проект один в один. Многое зависит от выбранного двигателя, пильных лент и заготовок. Я использовал те полотна, что смог найти. Асинхронный электродвигатель подходящей мощности тоже завалялся в закромах. Пильные полотна оказались чуть короче рекомендованных - я решил не рисковать и уменьшил внутренний размер рамы на 10 мм.

Конструкция ленточной пилы. Большая часть деталей - из дерева.

Характеристика Моя пила Пила автора
Высота (без тумбы), мм 1 200 1220
Ширина (со столом), мм 900 720
Глубина (со столом), мм 500 460
Диаметр колеса 16 м (400 мм)
Стол (ширина х глубина), мм 510 х 470 490 х 460
Наклон стола, градусы 0-45
Масса (без тумбы), кг 50 45
Максимальная толщина заготовки, мм 260 270
Отступ полотна от рамы, мм 400 394
Длина полотна, мм 2 667 2 700
Ширина полотна, мм 6-16 4-18

Изготавливаем раму ленточной пилы

Это основной элемент станка. Я использовал сосновую дюймовку, простроганную на рейсмусе до толщины 19 мм. Рама склеена из нескольких слоёв досок с перехлёстом. Нельзя использовать для рамы ДСП, МДФ, фанеру или мебельный щит. Рама имеет С-образную форму, где сверху монтируется основа для направляющей механизма натяжения с верхним колесом, а снизу крепятся две ноги, соединяемые с основанием. Рама состоит из шести основных слоев и дополнительных накладок. Для увеличения жёсткости предусмотрены диагональные элементы. При поэтапном склеивании необходимо контролировать перпендикулярность элементов, чтобы рама получилась плоская (без скручивания). Раму склеивал без основания, оставив под него пустые пазы. Вклеить основание удобнее уже после установки блока оси нижнего колеса. Моего запаса струбцин не хватало, и я дополнительно использовал саморезы. Поверхности готовой рамы отшлифовал и покрыл лаком в два слоя.



1. Склеивание первого слоя рамы. Эта операция задаёт форму рамы. 2.При приклеивании следующих слоёв нехватка струбцин компенсируется саморезами. 3.К готовой раме прикручены направляющие для подвижного блока верхнего колеса. 5. Пропиливание пазов в подвижной рамке блока верхнего колеса под вставки. 5. Теперь треугольные вставки можно вклеить в пазы подвижной рамки… 6. выбрать четверти по бокам. 7. Устройство натяжения пильного полотна. 8. В этом положении виден упор собрано пока без рукоятки вращения. Три регулировочного винта блока регулировки дубовые пластины выполняют роль пружины. верхнего колеса. 9.Склеивание колеса из трёх фанерных кругов. 10.Фланцы (часть – с подшипниками) с подкладками подогнаны к заготовкам колес и промаркированы. 11. Шкив двигателя точил непосредственно на самом двигателе.

Блок крепления верхнего колеса

Следующий этап - сборка и установка подвижного блока крепления верхнего колеса. Он должен перемещаться в вертикальном направлении и обеспечивать натяжение пильного полотна. Для этого на подготовленных «рогах» рамы закрепил профиль из дуба, который формирует направляющий паз. Блок - это прямоугольная рамка с вставленным в неё подвижным держателем вала верхнего колеса. Рамку изготовил из древесины дуба. Для усиления угловых соединений использовал дополнительные вставки. Склеив рамку, пропилил в углах пазы. Затем вырезал треугольные вставки и вклеил их в пазы. В завершение по бокам рамки выбрал четверти под направляющие в основной раме. Рамка должна перемещаться в пазах без ощутимых люфтов. В верхней части рамки установил длинный болт для её перемещения и регулировки натяжения пильного полотна. На держателе (бруске с отверстием и выбранными четвертями с противоположных сторон) вала колеса вверху установлен винт для регулировки наклона колеса. Крепится держатель к рамке двумя саморезами, а за счёт люфтов достигается его подвижность для регулировки. Под винт установлена металлическая подкладка. Вал в держателе после настройки пилы фиксируется саморезом. Пружинящий эффект при натяжении полотна создают три дубовые пластины.

Изготовление колёс пилы

Колеса пилы имеют диаметр 400 мм. Их как раз нужно делать из фанеры или МДФ. Колёса у меня вышли толщиной 29 мм. Склеил их из трёх фанерных кругов. Самый ответственный участок здесь - центральная часть колёс. Заготовки вырезал с помощью фрезерной машинки. В центре круга сверлил отверстие 0 6 мм и в него устанавливал центр фрезерного циркуля. Потом это отверстие использовал для совмещения заготовок и склеивания. Вырезал круги с припуском 10 мм под чистовую обработку. Валы 0 25 мм (под приобретённые подшипники) мне изготовил токарь. Они имеют с одной стороны ограничитель, а с другой - внутреннюю резьбу М12. Для изготовления фланцев использовал фанеру. Перед тем как сверлить в них отверстия под подшипник сверлил в центре отверстие 0 6 мм и, совместив его с центром колеса, сверлил по четыре отверстия под шканты. Положение фланца на колесе маркировал. Фланец состоит из двух частей. Внешняя деталь толщиной 15 мм держит подшипник, а внутренняя - толщиной 10 мм формирует зазор между колесом и подшипником. Диаметр отверстия в колесе должен быть немного больше диаметра вала. Самая ответственная операция - сверление отверстия диаметром 52 мм под подшипник во внешней части фланца. Специально для этого я купил кольцевую пилу 0 52 мм и после проверки прошлифовал её по наружному диаметру на 0,3 мм. Подшипники потом запрессовывал с помощью киянки. Перед приклейкой фланцев к колесу вырезал держатель вала нижнего колеса - деревянный брусок с отверстием для вала, который крепится снизу рамы. Сверлить отверстие непосредственно в раме нежелательно: велика вероятность, что сверло уведёт. Держатель же проще повернуть на нужный для коррекции угол. В колесах просверлил по четыре технологических отверстия, чтобы в них можно было продеть струбцины при склеивании. Сразу после склейки колеса надел его на вал. Благодаря предварительному центрированию фланцев и просверленным отверстиям под шканты, у одного моего собранного колеса практически отсутствовало биение, а вот у второго была некритичная «восьмёрка» до 3 мм. Для подгонки колеса в размер по диаметру и для формирования профиля нужно было соединить колесо с двигателем. На первом этапе использовал временный шкив из фанеры – прикрутил его саморезами к колесу. Шкив для двигателя я выточил, используя сам двигатель, а затем соединил ремнём двигатель и временный шкив колеса. Зафиксировав колесо, прикрутил деревянный брусок в качестве упора и с помощью токарных резцов обточил колесо до 0 400 мм. Диаметр колеса на валу контролировать сложно, поэтому я замерял длину окружности. Она равна 1 256 мм. Обработанной кромке колеса придал бочкообразную форму. Благодаря этому лента не соскальзывает с колеса, а, наоборот, на нём самоцентрируется. Угол скоса должен быть 5 градусов с каждой стороны.

12. Когда все детали были готовы, приклеил фланцы к колесу. 13. В качестве держателя использовал блок крепления нижнего вала. 14.Колесо обточил до нужного диаметра придав кромке бочкообразную форму. Скос в каждую сторону - примерно 5 градусов. 15.После предварительной сборки колёса. 16.Направляющая в комплекте с блоками опорных подшипников. 17. Установлена направляющая с верхним опорным подшипником, но пока без «сухарей». На колёса натянуты резиновые камеры (после окончательной сборки их нужно приклеить). 18.Опора рабочего стола оснащена выставил регулировкой в одну плоскость. механизмом наклона

Изготовив оба колеса, на одном из них установил штатный приводной шкив (читайте о подобном решении ). Его толщину и форму подгонял под используемый ремень, а диаметр рассчитал так, чтобы скорость движения пильного ленточного полотна была примерно 800 м/мин. Теперь оставалось только отбалансировать колёса. Для этого я взял подшипники с внешним 0 22 мм. Их потом использовал в качестве опорных для пильного полотна. Закрепив горизонтально временную ось и надев на неё подшипники, установил колесо так, чтобы оно легко вращалось, и самая тяжёлая его часть опускалась вниз. Сверлом Форстнера делал небольшие углубления в нижней зоне колеса с тыльной стороны. В результате таких манипуляций я добился, чтобы колесо перестало вращаться в любом положении. На этом балансировка закончилась. Колеса покрыл лаком в два слоя.

Затем на колеса натянул разрезанные камеры от 16″ колес детского велосипеда. Резина защищает поверхности колёс от повреждения полотном, снижает шум и предотвращает проскальзывания. Балансировку, правда, пришлось повторить.

Крепление колёс на раму ленточной пилы

Первым установил верхнее колесо. На вал надел шайбы из фторопласта. Колесо крепил болтом с толстой шайбой, вкручивая его в торец вала. Регулировочным болтом выставил верхнее колесо параллельно раме. Блок нижнего колеса закрепил на раме струбцинами и навесил нижнее колесо. С помощью линейки и фторопластовых шайб выставил колёса в одну плоскость. Смещением нижнего блока добился, чтобы линия, соединяющая центры валов, была параллельна вертикальной стойке рамы. Эту операцию выполнял с установленным штатно пильным полотном. После настройки блок крепления нижнего вала зафиксировал. Проверив вращение пилы вручную, решился на пробный пуск. Соблюдая осторожность, включил станок. Испытания прошли успешно. Лента перемещалась посередине колёс, никакой вибрации и подозрительных шумов. Заменив полотно на самое узкое, провёл повторное испытание. Можно было вклеивать основание под двигатель и крепить его к раме.
21. Установлены рабочий стол с пластиной нулевого зазора и вороток механизма натяжения пилы. Станок готов к испытаниям. 22.Рабочий стол можно наклонить под нужным углом. Виден опорный саморез регулировки положения рабочего стола. 23.Прочный каркас мобильной тумбы-подставки.24.Защитный экран двигателя.

Настройка направляющих пильного полотна

Гладкий торец пильной ленты упирается в наружное кольцо подшипника, а с боков её удерживают «сухари». Сначала я сделал «сухари» из фторопласта, но они быстро износились. Поэтому (по совету автора) заменил их на деревянные. В качестве защитного кожуха использовал прямоугольную дюралевую трубу, раскроив её дисковой пилой. Кожух прикрутил к шине саморезами. Шину нужно выставить с высокой точностью, так как при длине 300 мм даже незначительный перекос по отношению к пильному полотну будет ощутим. Для крепления шины в раме выбрал паз. Разметку выполнял по натянутому широкому полотну. Затем уточнил разметку паза по размерам направляющей шины. Но как я ни старался, при выборке паза ошибся на 0,3 мм, что привело к ошибке в нижней точке почти на 4 мм. Поэтому из остатка дюралевой трубы я вырезал уголок, расширил в раме паз на его толщину, а для коррекции положения подклеил несколько кусочков самоклеящейся бумаги толщиной 0,1 мм. Добившись желаемого результата, зафиксировал уголок саморезами. В фиксаторе предусмотрены два отверстия. Одно основное - для максимальной площади прижима шины, второе используется только при очень толстых заготовках, чтобы максимально поднять шину.

Изготовление рабочего стола для ленточной пилы своими руками

Сначала изготовил опору с механизмом наклона стола. Делал её из древесины дуба. К ней крепится нижний блок опорных подшипников. К поворотному механизму стола присоединил подкладку из ЛДСП для повышения жёсткости стола. На сам стол я пустил обрезок столешницы из ДСП. Она довольно толстая и прочная, а поверхность у неё - гладкая и скользкая. Кромки обшил буковыми рейками. В рабочей зоне в столе выпилил прямоугольное отверстие, а затем выфрезеровал выемку под вставку из МДФ. Вставку устанавливал при включенной пиле: заводил вставку в пазы и задвигал до упора, одновременно пропиливая её на нужную длину. При повороте стола под углом вставку либо вообще вынимаю, либо изготавливаю новую под конкретный угол. На гайку механизма натяжения полотен я изготовил вороток. Силу натяжения устанавливаю на глазок - порвать полотно практически невозможно. Чтобы удобнее было выставлять стол перпендикулярно к полотну, изготовил дополнительный упор для стола. Вкрученный в упор само- рез позволяет регулировать положение стола. А чтобы опилки не налипали на колёса, установил обрезанную зубную щётку на нижнее колесо.

Изготовление тумбы для пилы

Размеры тумбы я выбрал исходя из размеров основания пилы, а высоту подгонял так, чтобы стол был на уровне 1 050 мм от пола - для меня это в самый раз. Тумбу сделал из обрезков шпунтованной половой доски толщиной 35 мм. Каркас тумбы собрал на шкантах. Углы изнутри усилил металлическими уголками. Боковые вставки - из ламинированного ДСП. Задняя стенка - из МДФ. В общем, всё из обрезков. Верхний ящик тумбы служит для сбора опилок. Тумба установлена на колесики с возможностью их фиксации.

25. Правая стенка кожуха нижнего колеса скошена вверху для упрощения замены пильных полотен. 26. Задняя стенка защиты нижнего колеса установлена наклонно и направляет опилки в ящик. 27. Параллельный упор закреплён на рабочем столе.. Установка защиты. 28.Так выглядит защита подвижных элементов.. Установлены пусковая кнопка пилы и выключатель подсветки.

Защитные кожухи и элементы корпуса пилы являются одновременно и направляющими для удаления опилок. Все рабочие элементы пилы защищены экранами. В качестве материала для кожухов и экранов использовал МДФ толщиной 8 мм и сосновые доски.

С помощью ленточной пилы удается распилить разного рода материалы, имеющие внушительные объемы. Стоимость данного инструмента очень высокая, поэтому гораздо проще изготовить его самостоятельно. Об особенностях и этапах изготовления самодельной ленточной пилы, рассмотрим далее.

Устройство ленточной пилы и принцип ее работы

Ленточной пилой называют устройство, состоящее из полотна и расположенном на нем режущего зубчатого механизма, установленного на поверхности шкивы. В процессе вращения данного элемента пилы, происходит распиливание больших по диаметру бревен или металлических изделий, в зависимости от функционального назначения инструмента.

На ленточную пилу цена довольно высокая, поэтому ее самостоятельное изготовление обойдется в несколько раз дешевле. Перед началом работы, рекомендуем ознакомиться с устройством и принципом работы данного инструмента.

В зависимости от зубьев, установленных на пиле, она бывает двух видов. Первый вариант - узкая пила, зубья режущего механизма которой составляют не более 5-ти см. Широкие пилы подразумевают использование механизмов с зубьями более 8-ми см.

Кроме того, качество и скорость работы ленточной пилы также зависит от формы зубьев, расположенных на режущем механизме. Максимальная высота зубьев составляет двадцать процентов от ширины рабочей площадки. В противном случае, полотно не выдержит нагрузку и попросту сломается.

Кроме того, от правильности расположения зубьев и интервала между ними и рабочей площадкой зависит скорость и качество работы пилы. При недостаточном интервале, опилки начнут скапливаться между пилой и приведут к ее поломке. Поэтому, минимальная ширина полотна на ленточной пиле составляет двадцать пять сантиметров, а минимальный размер зубьев составляет пять сантиметров.

Широкие пилы отличаются большей производительностью. Кроме того, в их использовании практически отсутствует проблема забивания опилок между брусом и рабочей поверхностью. Они не склонны к поломке или появлению на поверхности режущих механизмов трещин.

Для того, чтобы пила не заклинивала в процессе работы следует провести работу по разводу зубьев. При этом, первый зуб располагается с уклоном влево, второй - направо, а третий - прямо. Данный порядок повторяется постоянно. Таким образом, первый и второй зубья выполняют функцию пропила, а третий, занимается очищением поверхности от опилок.В данном случае, каждый из зубьев помогает очиститься от трети опилок. Однако, производительность работы данных инструментов, несколько ниже, так как каждый третий зуб, не участвует в процессе пиления. По сравнению с пилами у которых имеются высокие зубья, где каждый из них работает по назначению, а опилки убираются без участия зубьев.

В производстве ленточных пил используют некоторые хитрости, с помощью которых удается добиться высокой производительности пил. Для увеличения качества работы пилы с низкими зубьями, увеличивается ширина рабочего полотна. В таком случае, удается поднять зубья на большую высоту. Зубья подвергаются особой заточке, после которой производительность их работы составляет сто процентов. Опилки выносятся автоматически, а зубья не нуждаются в дополнительной разводке.

Как сделать ленточную пилу своими руками

Процесс изготовления ленточной пилы зависит от многих факторов, таких как двигатель устройства, его размеры, пильные ленты и дополнительные заготовки. Для работы прежде всего потребуется наличие асинхронного двигателя, его можно приобрести на рынке. Данный вариант пилы, инструкция по изготовлению которой представлена ниже, изготовлен практически из дерева и отличается такими характеристиками:

  • высота 120 см, ширина и глубина по 90 см;
  • диаметр колес составляет 40 см;
  • ширина и глубина рабочего места - 51х47;
  • стол способен наклоняться под углом в 45 градусов;
  • общий вес - около 50-ти кг;
  • заготовки максимальной толщиной в 26 см;
  • длина полотна - 2,66 м.

Перед началом работы следует изготовить чертежи ленточной пилы. Главным и очень важным элементом данного инструмента является рабочая поверхность, изготовить которую следует в первую очередь.

Для ее изготовления было использовано дерево, сосновка, толщиной в 2 см. Учтите, что использование фанеры, ДСП, мебельного щита или МДФ для изготовления данного элемента пилы - недопустимо.

Форма рамы напоминает буку С, в верхней ее части располагается механизм, на котором натянуто колесо, а на нижней части зафиксированы две ноги, соединяющие ее с основанием. В составе рамы присутствуют шесть прослоек и накладок. Для того, чтобы увеличить ее жесткость используют также и диагональные детали. Все элементы поддаются склеиванию поэтапно. При этом, тщательно проверяется жесткость их фиксации и перпендикулярность расположения. Рама обустраивается без основания, оно монтируется позже, по завершению работ над пилой. После изготовления рамы, она шлифуется и покрывается лаком или краской.

Процесс изготовления рамы из дерева состоит в следующем:

  • для того, чтобы определить форму элемента следует соединить между собой материалы для первого слоя;
  • в процессе склеивания последующих слоев, нехватку струбцин компенсируют с помощью саморезов;
  • на готовую раму устанавливают направляющие, на них будет фиксироваться рабочее колесо;
  • для вставок под колесо следует обустроить специальные пазы;
  • далее обустраивается механизм, отвечающий за натяжения полотен;
  • для того, чтобы склеить колесо используются три фанерных круга;
  • растачивание шкива двигателя осуществляется до его монтажа.

Дальнейшие работы по изготовлению ленточной пилы своими руками связаны с обустройством блока крепления для верхнего колеса. Данный элемент располагается вертикально и обеспечивает натяжение между собой полотен. Для формирования направляющего паза используется дубовый профиль. Блоком называют прямоугольную раму, во внутрь которой устанавливаются подвижные держатели и верхнее колесо. Для изготовления рамы используется именно дуб, из-за его прочности. Для того, чтобы дополнительно усилить угловые соединения применяют вставки. Посл склеивания рамы, внутри нее пропиливаются пазы.

Рама двигается по пазам плавно и легко. В верхней ее части монтируется специальный элемент в виде болта, который и отвечает за транспортировку рамы по полотну и за ее натяжение. В виде держателя используется брусок, имеющий определенное отверстие, на его поверхности устанавливается винт, который регулирует наклон колес. Фиксация держателя на поверхности рамы осуществляется с помощью саморезов, а дополнительные лифты помогают сделать его подвижным. Под винтом производится монтаж стальной подкладки, обеспечивающей его жесткость.

Для фиксации вала на поверхности держателя используется саморез. С помощью трех пластин, выполненных из дуба, удается добиться пружинящего эффекта на полотне.

Следующий не менее важный этап предполагает работу над колесами ленточной пилы ручной. Диаметр колес составляет около 40 см. Для их изготовления используется МДФ или фанера. Толщина колес составляет около трех сантиметров. Например, используя фанеру, следует изготовить три круга, которые в дальнейшем склеиваются между собой.

Особое внимание уделите центральной части колеса, для вырезания под нее заготовок используйте фрезерную машинку. В центральной части колеса просверливается отверстие, диаметром около 0,6 мм. При этом, во внутрь его устанавливается фрезерный циркуль. В дальнейшем по данному отверстию совмещаются между собой остальные заготовки.

Припуски при вырезании кругов составляют до одного миллиметра. При отсутствии опыта работы со слесарским инструментом, закажите подшипники и валы под них у специалистов или изготовьте их сами, если у вас имеется необходимое оборудование.

Одна сторона детали отличается наличием ограничителя, а вторая - внутренней резьбы. Для того, чтобы изготовить фланцы используется фанера. В каждом из четырех колес просверливается по одному отверстию под шканты, диаметр отверстия составляет 0,06 см. Основными составляющими фланцев выступают внешняя его часть, толщина которой составляет 1,5 см, подшипник и внутренняя часть, толщиной около одного сантиметра. Диаметр колеса немного больше диаметра вала.

Очень важным этапом является процесс сверления отверстий под подшипники, их диаметр составляет 5,2 см. Для работы потребуется наличие кольцевой пилы, а для прессовки подшипников во внутрь отверстия используйте киянку.

Перед фиксацией фланцев на поверхности колеса устанавливается держатель на нижнем валу. Он имеет форму деревянного бруска, фиксируемого на нижней части рамы. В каждом из колес просверливаются технологические отверстия, во внутрь которых устанавливают струбцины. После завершения работы над колесом, оно фиксируется на валу. Убедитесь в отсутствии биения колеса при его вращении. Для того, чтобы подогнать колесо и сформировать нужный профиль, следует произвести соединение колеса и двигателя.

Для этих целей рекомендуется использование временного фанерного шкива, устанавливаемого на колесе с помощью саморезов. Для выточки двигательного шкива, можно использовать непосредственно двигатель, который в дальнейшем соединяется с временным шкивом с помощью ремня.

Колесо должно быть четко зафиксировано, а в качестве упорного механизма используется деревянный брус. Для того, чтобы избежать соскальзывания ленты с поверхности колеса, ему придается бочкообразная форма. При этом, на каждой из сторон располагается скос примерно на пять градусов.

Инструкция ленточная пила своими руками:

1. После изготовления всех деталей фланцы устанавливаются на колесо, их фиксация осуществляется клеем.

2. Блок крепления на нижнем валу является также и удерживающих механизмом.

3. Кромка колеса не должна быть ровной, а сточенной на 4-7 градусов. Далее следует процесс монтажа всех направляющих и подшипников. На колесо устанавливается камера из резины.

4. Рабочий стол устанавливается в одной плоскости с наклонным механизмом.

После изготовления двух колес, на одно монтируется шкив штатного приводного типа. Его размер и толщина зависит от используемого ремня.

Далее следует процесс балансировки колес. Для этих целей потребуется наличие подшипников, которые станут опорными механизмами для пильных полотен. После фиксации горизонтальной временной оси устанавливается колесо и проверяется уровень его вращения. С помощью специального сверла проделываются углубления, в нижней части колеса снаружи, таким образом, колесо будет вращаться только в определенном положении. Настройка колес завершена, они покрываются с помощью лака.

Для того, чтобы защитить поверхность колес от разрушения вследствие трения и давления, на их поверхность можно надеть резину, например, от детского велосипеда. Кроме того, уровень шума, издаваемый пилой во время работы будет значительно ниже.

Далее следует фиксация колес на поверхности рамы. Вначале устанавливается колесо, расположенное сверху. На поверхность вала надевается шайба, в основе которой лежит фторопласт. Для фиксации колеса используется болт и толстая шайба, вкручиваемая в торцевую часть вала. С помощью регулировочного болта, колесо устанавливается в параллельном раме положении.

Для фиксации блока нижнего колеса используйте струбцины и установите колесо, расположенное снизу. Линейка поможет расположить колеса в одинаковой плоскости. После этого, следует фиксация блока, на нижнем валу. Проверьте как вращаются колеса вручную, еще раз проверьте их фиксацию, а затем запустите двигатель. Лента должна располагаться посередине колеса, движения должны быть плавными и симметричными.

Если присутствует вибрация и дополнительные звуки, следует выключить пилу и проверить параллельность установки колес.

Далее следует на пильное полотно установить направляющие. Для их изготовления лучше всего использовать дерево. Кроме того, следует изготовить защитную систему в виде прямоугольной трубы из дюралюминия. Для фиксации защиты на шине используйте саморезы. При выставлении шины соблюдайте точность, так как наличие перекосов - недопустимо. Шина фиксируется на поверхности рамы с помощью пазовых соединений. При проведении разметки полотно должно быть плотно натянуто. Далее следует фиксация шины.

Дальнейшие действия подразумевают изготовление рабочей поверхности для ленточной пилы, Для этих целей можно использовать ДСП со вставками из МДФ. Кроме того, под пилу должна быть изготовлена тумба, размеры которой зависят от размеров самого инструмента.

Установка электрических элементов, позволяющих обеспечить работоспособность механизма производится в конце. Возможен также вариант монтажа подсветки рабочей зоны, для этих целей потребуется наличие светильника. Для того, чтобы обеспечить параллельность упора пилы, использовался эксцентрик.

Ленточная пила видео:

Многим людям, которые владеют своими земельными участками, очень часто приходится работать с деревом, поскольку оно является основным строительным материалом. Процесс работы с этим сырьем продолжается постоянно: нужно приделать пристройку, нарубить дрова или обновить забор.

Ленточная пила обычно используется для распила древесины.

Различные пилорамы являются отличными помощниками в этом деле, так как обладают рядом преимуществ. Но поскольку такие изделия стоят недешево, ленточная пила своими руками — не такая уж и плохая идея.

Стоит упомянуть сразу, что ленточную пилораму сложно изготовить кустарным способом. Понадобится множество различных комплектующих, предстоит выполнить много сварочных и токарных работ, а также нужно заточить пилу специальным способом, но самое главное — скорректированная работа всего тандема.

Подробное описание процесса изготовления ленточной пилы своими руками

Первое, что необходимо сделать, определиться с помещением, в котором будет находиться изготавливаемая конструкция. Оптимальное место — 18м 2 (6х3м).

Затем нужно заняться изготовлением рабочей поверхности стола. Стандартные размеры — 420х720 мм. Стол необходимо вырезать из фанеры, чья толщина должна составлять не менее 20 мм, затем на получившийся прямоугольник следует наклеить текстолит. Далее следует произвести окантовку стола рейками из твердой породы дерева, это делается по периметру. В столе нужно предусмотреть пазы, их цель заключается в поддерживании проводки пилящей ленты. По завершении работ рабочий стол должен выглядеть как ящик с габаритами 420х720х500, который склеен из фанеры толщиной 20 мм.

После всех операций со столом к нему требуется присоединить несущую штангу — отрезок швеллера 8, длина которого равна 680 мм, полки лучше всего срезать до 20 мм в целях практичности. Штангу рекомендуется прикрепить кронштейном, из угла 40х40 мм, крепить следует болтами M8 в количестве 4-х штук. Шкивы привода пилы нужно выточить из фанеры 20мм. Их поверхность должна быть обклеена листовой резиной, для этих целей требуется применять полиуретановый клей. После того как шкивы будут покрыты резиной, дерево нужно пропитать эпоксидной смолой, отшлифовать, а также окрасить.

Когда изготавливается ленточная пила своими руками, не стоит упускать той детали, что рабочая поверхность должна быть в виде бочки, она способствует лучшей работе и удержанию пильной ленты.

Необходимо взять эпоксидную смолу, с ее помощью вклеить втулку из дюралюминия, в которой выточено специальное гнездо для шарикоподшипника.

После этого шкив (нижний) должен быть насажен на ось из стали. Крепится нижний шкив к оси 3-мя шурупами 5х20. После этого ось монтируется в буксу, в которой 2 шарикоподшипника, она должна быть вмонтирована в нижней конец штанги.

Ведомый шкив ременного привода должен монтироваться через дистанционную втулку, на другом конце оси. После этого необходимо сбалансировать ленточные шкивы.

Придаточное отношение ременной передачи от двигателя — i=1, а это означает, что ведомый и ведущий шкивы идентичны, кроме посадочного отверстия, поскольку на ведущем шкиве оно будет зависеть только от вала двигателя.

Чтобы изготовленная пила своими руками не имела колебаний пилящей ленты, необходимо установить демпфер. Он произведен из текстолитовых деталей на болтах М6. Неподвижный элемент гасителя колебаний должен быть закреплен под рабочим столом, что же касается подвижной планки, то она помогает выбрать нужный зазор.

Демпфер: 1 — основание, 2 — болт М6 (2 шт.), 3 — планка, 4 — гайка с шайбой.

Собирая ленточную пилу, следует учесть, что на ней предусматривается и верхний демпфер, но его монтаж необходим только в том случае, если верхний шкив будет «бить по диаметру». В другом же случае такой демпфер может только увеличить трение ленты. Он должен крепиться с помощью болтов М5, специальным кронштейном, выше рабочей поверхности стола на 105 мм.

После этого необходимо установить направляющую, которая будет подавать брус для распила. Она изготавливается из стального угла 100х100 мм. Перпендикулярные плоскости стального уголка рекомендуется отшлифовать на станке. Края одной полки необходимо снабдить 2-мя пазами, это позволит отрегулировать зазор между направляющей и лентой, а по середке — вырез. Он необходим для увеличения хода планки. Для более безопасной эксплуатации узел верхнего шкива, лента из которого заметна, только если располагается в рабочей зоне, должен изолировать защитный кожух.

Рассказывая о том, как создать ленточную пилу своими руками, необходимо уделить внимание и самой пилящей ленте. Изделие обязательно должно быть гибким и прочным. Лучше всего пилящая лента эксплуатируется, если изготовлена из холоднокатаной листовой стали таких марок, как У8, У10 или же 65Г. Она должна быть толщиной 0.2-0.4 мм, если работать предстоит с мягкими породами дерева, если с твердыми — то от 0.4 до 0.8.

1600-1700 мм — длина заготовки, которая требуется для описываемых размеров станка. Прежде чем загибать ленту в кольцо и спаивать, необходимо нарезать зубья интервалом через 3 мм. После этого место, которое будет спаиваться, необходимо посыпать бурой и прогреть на газовой горелке. Чтобы не допустить хрупкости металла, в том месте, где производилась спайка, следует нанести припой ПСР-40, а затем достаточно плотно сжать шов плоскогубцами, при желании можно отшлифовать место спаивания. Зубья необходимо заточить и немного развести, это содействует более продуктивной поверхности распила.

Пила, своими руками собранная, эксплуатируется для распиливания таких пород дерева, как липа, ель, сосна, осина и другие мягкие породы дерева. Для распилки твердых пород дерева, таких как дуб, красное дерево и тому подобное, необходимо установить ленту толщиной 0.8 мм.

Это один из нескольких возможных способов изготовления ленточной пилы кустарным способом.

Ленточная пила своими руками может быть изготовлена даже человеком без соответствующего опыта работы.

Самодельная ленточная пила является незаменимым помощником при работе с деревянными изделиями.

В процессе подбора приспособлений для домашней мастерской ленточную пилу чаще всего не включают в разряд основных инструментов, так как большую часть операций можно выполнить без нее. Однако бывают случаи, когда обойтись без данного приспособления не получится.

Чертежи самодельной пилы ленточного типа можно увидеть на рис. 1 и 2.

Характеристики приспособления будут зависеть от используемого двигателя, пильных лент и заготовок.

Последовательность действий по изготовлению пилы ленточного типа

Элементы, которые будут нужны для сооружения подобной конструкции:

  • шлифовальная машинка;
  • металлические уголки;
  • стальные листы;
  • лист фанеры;
  • деревянные рейки;
  • шурупы;
  • плоскогубцы.

Как сделать раму для пилы?

Для сооружения ленточной пилы необходимо наличие всех инструментов.

Основным элементом станка является рама. Ее можно склеить из нескольких слоев досок с нахлестом. Раму нельзя изготавливать из ДСП, МДФ, фанерных листов или мебельных щитов. Конструкция имеет С-образную форму. Сверху устанавливается основание для направляющей устройства натяжения с верхним колесом, а снизу закрепляется несколько ног, которые соединяются с основанием. Рама должна состоять из 6 слоев и накладок. Чтобы увеличить жесткость, следует установить диагональные перемычки. В процессе поэтапного склеивания нужно следить за перпендикулярностью элементов. Это надо для того, чтобы рама получилась плоской.

На начальном этапе рама склеивается без основания, однако важно предусмотреть соответствующие углубления. Вклеивать основание удобнее всего после монтажа блока оси нижнего колеса. Основание следует прошлифовать и покрыть лаком в несколько слоев.

Блок фиксации колес

Рисунок 1.Чертеж самодельной пилы ленточного типа: 1 — шкив привода ленты, 2 — основание, 3 — пила ленточная, 4 — ремень клиновой А710, 5 — демпфер, 6 — направляющая, 7 — штанга несущая, 8 — шкив привода ленты, 9 — стол, 10 — электродвигатель АОЛ-22-2, 11 — шкивы ременного привода, 12 — кронштейн, 13 — гайка M12, 14 — опора верхняя, 15 — винт регулировочный, 16 — ползун.

Первым делом надо собрать и установить подвижный блок фиксации колес. Он должен передвигаться вертикально и натягивать полотно пилы. Для этого нужно закрепить профиль из дуба. Блок является прямоугольной рамкой с установленным держателем вала колес. Чтобы усилить угловые соединения, можно установить дополнительные вставки. Когда рамка будет склеена, понадобится пропилить углубления в углах. Далее вырезаются треугольные вставки и вклеиваются углубления. По бокам рамки надо выбрать четверти под направляющие. Рамка должна свободно перемещаться в углублениях. Пружинящий эффект в процессе натяжения полотна создадут пластинки из дуба.

Далее понадобится установить колеса пилки диаметром 40 см. Они могут быть изготовлены из МДФ или фанерных листов. Заготовки можно вырезать с помощью фрезерной машины. В центральной части круга надо просверлить отверстие 0,6 мм, после чего установить в него центральную часть циркуля фрезера. Далее это отверстие можно будет использовать для того, чтобы совместить заготовки. Круги рекомендуется делать с припуском в несколько миллиметров под финальную обработку.

Перед фиксацией фланцев к колесу понадобится вырезать фиксатор вала нижнего колеса. Его нужно закреплять в нижней части рамы. Изготавливается деталь из деревянной рейки. Не рекомендуется сверлить отверстие в раме, так как сверло может увести. Держатель можно будет повернуть на угол, который нужен для коррекции.

В колесах надо просверлить несколько технологических углублений, чтобы в процессе склеивания можно было продеть пластинки для дополнительной фиксации.

Сооружение рабочего основания, штанги и других элементов

Рабочее основание пилки нужно изготавливать из фанерного листа толщиной 20 мм, который сверху оклеивается текстолитом. По периметру его надо окантовать планками из твердых сортов дерева. Для прокладки ленты в столике надо предусмотреть пазы небольшой ширины. В качестве основания можно использовать ящик размером 500х720х420 мм. Его нужно склеить из фанеры 20 мм. Данный элемент будет служить и местом для хранения опилок.

Рисунок 2. Чертеж самодельной пилы ленточного типа: 1 — основание, 2 — болт М6 (2 шт.), 3 — планка, 4 — гайка с шайбой.

Несущую штангу можно изготовить из швеллера длиной 680 мм. Его полки надо срезать до высоты 20 мм. Штангу следует закрепить к столу при помощи кронштейна из металлического уголка 40х40 мм и нескольких болтов М8. Шкивы привода ленты можно выточить из той же фанеры толщиной 20 мм. По рабочему основанию их нужно оклеить плотной резиной, которая стыкуется на ус. Сделать это можно с помощью полиуретановой клеящей смеси. Когда шкивы будут покрыты резиной, понадобится пропитать деревянные элементы эпоксидной смолой, прошлифовать и окрасить. На следующем этапе рабочему основанию нужно придать форму бочки, которая нужна для того, чтобы можно было с легкостью удерживать ленту. В верхний шкив понадобится вклеить втулку из дюралюминия. В данном элементе должно быть выточено отверстие под подшипник.

Нижний шкив следует насадить на ось из металла и закрепить несколькими шурупами 5х20 мм. Ось надо вставить в буксу с несколькими подшипниками. Конструкция должна быть смонтирована на нижнем конце штанги. На другом конце оси через втулку понадобится зафиксировать ведомый шкив. После установки нужно выполнить балансировку шкивов ленты. Шкивы изготавливаются из дюралюминия. Принцип функционирования и габариты элементов устройства натяжения ленты изображены на чертеже.

Установка демпферов и направляющей

Чтобы устранить колебания ленты, понадобится монтировать демпфер. Его можно собрать из текстолита. Деталь закрепляется болтами М6 в нижней части рабочего столика. Подвижная рейка дает возможность подобрать нужную щель. Стоит заметить, что на пиле предусматривается и верхний демпфер. Однако его разумно устанавливать лишь в случае, если верхний шкив начнет бить по диаметру детали. В остальных ситуациях такой демпфер лишь увеличит трение ленты. Если есть необходимость, его можно закрепить на штанге при помощи металлического кронштейна. Деталь крепится на 10,5 см выше плоскости рабочей поверхности.

Направляющую для подачи распиливаемой планки можно соорудить из металлического уголка 100х100 мм. Рекомендуется прошлифовать его перпендикулярные плоскости. В какой-либо из полок в крайних частях нужно сделать несколько углублений для регулировки щели. В средней части следует сделать вырез, чтобы увеличить ход рейки. Безопасность в процессе работы можно обеспечить защитным кожухом, который закрывает весь узел верхнего шкива ленты. Деталь для распила должна выходить из полости кожуха исключительно в рабочей зоне.

Монтаж ленты для пилы

Особое внимание нужно уделить самой ленте пилы. Чтобы ее сделать, понадобится подготовить листовой металл. Толщина металла должна составлять 0,2-0,4 мм в случае, если планируется распиливать мягкие породы древесины. Если нужно распилить более твердые породы дерева, то толщина металла должна быть примерно 0,4-0,8 мм. Большинство людей используют рулетки из стали толщиной примерно 0,2 мм и шириной 10 мм. Автоматические приспособления с изогнутым профилем ленты использовать не допускается — подойдут только старые экземпляры. Длина детали для приведенных габаритов станка — 160-170 см. На полоске с помощью напильника нужно нарезать зубчики. Шаг расположения элементов составляет 3 мм.

На следующем этапе ленту понадобится спаять в кольцо, а концы на длине 4-5 мм надо будет заточить по толщине на ус. После этого место пайки нужно посыпать бурой и прогреть на газовой горелке. На стык следует нанести припой, после чего плотно сжать шов плоскогубцами с накладками из асбеста. Если таких накладок на инструменте нет, то спай быстро остынет и металл в зоне губок станет хрупким. Если есть необходимость, то место стыка можно прошлифовать.

Чтобы получить более качественное основание распила, зубчики следует заточить и слегка развести.

В данном случае можно применить и полотна для фирменных пилок ленточного типа, которые продаются в магазинах. Однако размеры станка придется заранее делать с учетом размеров приобретаемого полотна.

Недостаток такого варианта самодельного приспособления — небольшой вылет полотна. Однако следует понимать, что это сильно упрощает конструкцию. Если такой вылет полотна не подходит, то можно его увеличить. Это можно сделать путем изменения расположения несущей штанги и использования шкивов большого диаметра.

Самодельная ленточная пила своими руками сооружается непросто, однако если следовать технологии, то можно избежать большинства проблем при изготовлении.

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.