Славянские традиции устройства дома. Русская изба Славянские знания по обустройству дома

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Внутреннее обустройство русской избы


Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка - это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи - нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь - душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы - Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.





Издавна, считалось, что плотник – 1-ый на селе работник . Плотник укладывал брёвна так плотно, что

и щёлочки не увидишь.

Крестьянский дом назывался «родной, родимый» , как

называли близкого, родного человека.

Исстари в нашем крае дома строили из дерева .

При строительстве деревянного дома отдавалось предпочтение деревьям хвойных пород.Недаром бытовала поговорка: «Изба елова, да сердце здорово!»



Избу ставят – Бога славят.

Во всякой избушке свои погремушки.

Изба детьми весела.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Изба крепка запором, а двор – забором.

Своя избушка – та же подружка.


Место для строительства выбиралось «счастливое»: сухое, светлое, благополучное.


Выбор деревьев для сруба

Сосна Ель Лиственница



Что такое венец?


Изба – модель мира

потолок – небо, пол – земля,

подпол – подземный мир, окна - свет


Приметы и суеверия

1.Под каждый угол венца клали клочок шерсти

(чтоб дом был тёплый), монетки (для богатства и

благополучия), ладан (для святости).

2. В стене или в крыше нового дома проделывали

отверстие , чтобы из него выходили все беды и

напасти.

3. Когда строительство было завершено, в дом

пускали кошку или курицу с петухом , которые

определяли, можно ли здесь жить.


Окна в доме


Виды крестьянских построек

Дом «брус »

Дом «кошель»

Дом «глаголь»


Крыша







Русская печь . 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.




Кут («бабий угол») и коник

(мужская лавка) в избе















Практическая часть

Мы провели опрос преподавателей.ю родителей и ребят в гимназии. Нам хотелось узнать, какому жилью они отдадут предпочтение: квартире или деревянномурусскому дому.

100% опрошенных хотят жить в доме.

Каковы же преимущества дома?

  • Нет шумных соседей.
  • Легче дышится. Запах хвои успокаивает человека,

оздоравливает организм.

  • Комфортная температура.
  • Возможность перепланировки, удобной парковки

и ведения подсобного хозяйства.

  • Меньше пыли.
  • Возможность готовить пищу в печи …

Мы прогулялись по некоторым улицам нашего

города, чтобы выяснить, каких домов у нас больше: каменных или деревянных.Оказалось,

что деревянных.

На улице Челюскина из 34 рассмотенных нами

домов деревянных было 27 .

На улице Володарского из 75 домов 51 деревянный

На участке улицы Советской нами было посчитано

всего 35 домов. Из них деревянных - 28 .

В Дьякове мы обошли 34 дома и смогли убедиться,

что там тоже сохраняется тенденция к преоблада-

нию деревянных домов – их на нашем участке

встретилось 21 .

Из 43 домов Хохломской улицы мы насчитали

29 деревянных.


Выводы

1.Наша работа помогла нам познакомиться с

истоками родного искусства строительства

жилого дома.

2. Мы узнали, как было устроено внешнее и

внутреннее убранство русской избы.

3. Познакомились с предметами быта наших

предков.

4. Провели социологический опрос и исследование.

5.Построили модели избы и выполнили рисунки.

Таким образом наша гипотеза , что

Барная стойка в интерьере гостиной

Интерьеры современных гостиных сегодня все чаще дополняют барными стойками. Они становятся не только стильным решением, но и несут полезную нагрузку. С их помощью можно придать гостиной индивидуальности, сделать ее больше, удобнее и обновить интерьер с минимальными затратами. Об это и многом другом читайте в нашей статье.

Как выбрать и разместить кровать в комнате для девочки

С возрастом потребности девочек меняются и от того, насколько правильно подобрана мебель для детской комнаты, напрямую зависит их формирование как личности. В статье мы рассматриваем критерии выбора мебели в детскую для девочек в зависимости от возраста и любимых занятий.

Дизайн кухни с барной стойкой

Какое-то время тому назад дизайн кухни с барной стойкой считался элементом роскоши. Некоторые же люди считали, что барная стойка на кухне - непристойный элемент. Сегодня то, что раньше казалось роскошью, стало элегантной и функциональной частью кухонного интерьера. Как вы уже поняли, тема нашей очередной статьи - дизайн кухни гостиной с барной стойкой.

Дизайн кухни с мебелью из магазина "Икеа"

Выбор кухонной мебели - задача не из простых. Поиск подходящего кухонного гарнитура выливается в однообразное перемещение из одного мебельного салона в другой. Мы предлагаем воспользоваться услугами Икеа, где можно выбрать дизайн кухни и подходящую мебель не выходя из дома. Более подробно об ассортименте шведского бренда и способах выбора читайте в нашей статье.

Шкаф в интерьере гостиной

Шкаф в интерьере гостиной может играть ключевую роль в формировании обстановки. Предлагаемый производителями богатый выбор моделей, стилей и форм может поставить в тупик покупателя. Мы решили разобраться во всем этом многообразии и подготовили для вас небольшой обзор нестандартных решений, которые позволят создать в гостиной приятную и непринужденную атмосферу.

Лучшие идеи дизайна большой кухни

Большая кухня – одно из важных домашних помещений. Она предназначена не только для приготовления еды, но и для проведения свободного времени и общения. Поэтому дизайн большой кухни должен быть функциональным, комфортным и уютным. Из нашей статьи вы узнаете самые новые тенденции оформления огромной кухни и найдете несколько советов от профессиональных дизайнеров.

Декор старого шкафа своими руками

Всегда ли нужно покупать новую мебель для смены домашней обстановки? Может стоит попробовать сделать уникальный декор старого шкафа своими руками? Тем более, что для этого существует множество способов и технологий, о которых мы подробно рассказываем в нашей статье. Также мы раскроем секреты реставрации старого шифоньера и способы его украшения.

Дизайн проекты гостиной для квартиры и частного дома

Интерьер гостиной создает наше настроение, а перед этим мы сами выбираем для нее дизайн проект. Конечно, ремонт на фото дизайнерских агентств смотрится стильно и красиво. При этом мало кто задумывался о том, что эта красота не для живых людей. Так почему бы не сделать его уютнее, обратившись к настоящим профессионалам?

Диван в интерьере гостиной

Диван можно назвать главным предметом любой гостиной. Это центр отдыха, центр комнаты и любимое место для посиделок с друзьями или семьей. Правильно подобранный диван может создать уютную и комфортную атмосферу, поможет настроиться на расслабляющий лад и, конечно, станет стильным акцентом комнаты. Если найти нужный цвет и размер дивана, то вся комната преобразится. В этой статье мы поговорим о том, какую роль играет диван в интерьере гостиной.

Дизайн прихожей в частном доме

Каждый современный человек стремиться сделать свой дом привлекательным, стильным и уютным. Хорошо, что в современном мире для этого есть все условия и возможности для выгодных и практичных покупок. Поэтому многие люди с радостью пользуются такими условиями для того, чтобы украсить свой дом и сделать его ярким и необычным. Каждая комната играет свою большую роль, поэтому не стоит отказываться от перспективы воспользоваться такими отличными условиями. Современный дизайн прихожей в доме помогает сделать его практичным, удобным для каждого. Поэтому многие с радостью заказывают проекта дизайна, или создают его сами, своими собственными силами. Если вы хотите, чтобы дизайн прихожей в доме был выполнен с умом и расстановкой, то обязательно нужно воспользоваться советами данной статьи.

Обустройство дома своими руками - это творческий и очень интересный процесс. Тем более современные материалы и огромный выбор инструментов позволят вам воплотить дизайнерскую идею в жизнь. Многие сейчас спросят: а с чего начать обустройство дома? Создание элементов декора для мужчины, который хоть раз в жизни держал инструменты в своих руках, не составит особых затруднений.





Первоначально необходимо сделать чертеж, приобрести все нужные детали и собрать их по инструкции. Таким образом, экономя свои денежные средства, вы создаете новый неповторимый стиль домашнего оформления. Место для изготовления мебели своими руками обязательно нужно выбрать с хорошим освещением. Согласитесь, что демонстрировать своим друзьям шкаф, который вы сделали своими руками - достойно уважения.




В последнее время индивидуальная постройка становится все более актуальной. Это связано с тем, что люди стараются уединиться, переезжая из крупных городов в мелкие населенные пункты с экологически чистым воздухом. Именно в таком районе человек может ощутить себя спокойно и комфортно, но только для того чтобы построить такой загородный дом, необходимо приложить немало усилий, а также правильно его обустроить. Гармоничное соотношение предметов интерьера даст ощущение уюта и тепла в вашем доме.




Идеи для обустройства дома

Обустройство дома в городе несколько ограничивает творческий размах, но ничего, вы можете самостоятельно модернизировать любую из своих комнат, например, это может быть установка зеркал или сборка мебели, либо просто декорация комнаты необычными цветами. Оборудование балкона декоративной решеткой или веревками для сушки белья и цветников сделает более эффективным балконное пространство для бытовых нужд, а также украсит фасад вашего дома.

Некоторые советы для увеличения площади квартиры:

  • Замена прямых углов на выгнутые перегородки;
  • Разобрать внутренние стены между комнатами и сделать одну;
  • Освободиться от перегородок и сделать квартиру-студию;
  • Произвести замену дверей на раздвижные.

Также есть и другие альтернативы:

  • Повесить полупрозрачные или светлые шторы;
  • Сделать какую-нибудь стену зеркальной;
  • Фотообои либо роспись. К примеру, берег побережья сможет визуально увеличить пространство;
  • Для просторной квартиры будут в самый раз натяжные потолки в гостиной и паркет. А чтобы разбить квартиру на несколько секций, специалисты рекомендуют применять деревянные перекрытия. Также просторные квартиры можно обустроить под рабочий офис, а таких случаев сейчас много.

Стоимость обустройства дома

Сколько стоит обустройство дома? Вопрос, который заинтересовывает многих людей. Приблизительная стоимость обустройства дома колеблется от 100 долларов до нескольких тысяч долларов в зависимости от стоимости материалов и сложности работ.

Традиции обустройства дома

Какие традиции проявляются в обустройстве дома? У наших Предков были иные взгляды насчет расстановки дома, где росли дети, принимали гостей, любили и праздновали. Попробуем восстановить русские традиции и создать пространство, соблюдая обычаи для улучшения домашней жизни. Первоначально выбор места играл очень важную роль. Русские деревни не зря располагались вблизи озер и водоемов, на возвышенности возле ключей. Зона хорошо омывалась энергетическими потоками воздуха и воды.

При строительстве дома мужчина задавал ориентацию по сторонам света. Он ставил жилище, где лучи солнца больше всего давали тепла и света, где открывался живописный вид на обрабатываемые земли. Дома старались строить на южную сторону. Ни в коем случае нельзя строить на месте, где в прошлом была дорога. Потому что энергия жизни не скапливалась в доме, а проходила мимо по старому пути. Так же место неблагоприятное было, если там были обнаружены останки человеческих костей или происходили другие неприятные события. Это влекло за собой несчастья жителям будущего дома.

Строительство на месте бани также запрещено. Потому как баня считалась местом снятия грязи не только физической, но и энергетической. Говорилось, что там обитает дух банника. Это было неосвещенное место, где не было ни одной иконы. Поэтому там иногда происходит нечто необычное, если не соблюдать ритуалы посещения.

Благоприятным местом для строительства дома стало место отдыха рогатого скота. В народе оно обозначало силу плодородия. Животные более чувствительны к энергетическим потокам, и древние знали об этом.

Хочется отметить, что православная вера имеет языческие корни, которые христианство сохранило. Это подтверждают традиции обустройства дома русского народа - это по-прежнему серьезное и ответственное дело.

Славянский интерьер был образцом простоты и уюта. К примеру, русская печь являлась самым важным символом в любом русском доме. Она охватывала площадь около трех квадратных метров. Все тепло шло от печи, равномерно обогревая помещение в течение целых суток. Она позволяла долго удерживать пищу в горячем состоянии, сушить белье, а в сырую и пасмурную погоду спать на ней. Дело в том, что огонь, зажигаемый в печи - это символ всех языческих праздников. А в дальнейшем эта почитаемая стихия перебралась в православный храм в виде зажженных свечей.

Каждый член семьи имел свое пространство в доме. Место хозяйки - возле печи, место хозяина - у самого входа. Это место защитника и стража. Старики часто лежали на теплой и комфортной печи. А дети были разбросаны по всему дому, либо сидели на настиле, поднятом на уровне печи. Красный угол в доме обозначал христианский алтарь, место, куда каждый, кто заходил в избу, обязан был посмотреть и перекреститься, приветствуя хозяев. Из мебели можно назвать только стол и одну или две скамьи, заменяющие современную кровать. Такое пространство характерно для крестьян, ведь зажиточные люди жили совсем по-другому.

А таковы русские традиции в обустройстве дома:

  • Порог дома - это его основа. Бытует мнение, что на его месте скапливаются родовые духи. Именно поэтому на входе двери вешают или рисуют подкову или крест - символ защиты жилища.
  • На кухне расставляли высушенные соцветия подсолнуха и початки кукурузы - оберег для детей от болезней и сглаза. «Косы» из чеснока, лука и перца - дают крепкое здоровье.
  • Вышитые льняные полотенца различными узорами - символ жизни и залог здоровья жителей дома.
  • Окна - это своего рода связь с окружающей средой. Лицо жизни, тепла в славянских традициях - это восточная и южная сторона.
  • Ненужные вещи в доме создают хаос и беспорядок не только в доме, но и мыслях. Поэтому нужно систематически от них избавляться. А лучше всего это делать накануне Пасхи или перед Рождеством.

В былые времена русские соблюдали традиции, по которым каждая вещь в жилище должна иметь свое место, причем на протяжении многих веков. Предки знали, что все живое на нашей земле просыпается благодаря солнцу, поэтому двери должны выходить строго на юг. В некоторых селах до сих пор соблюдают такую традицию.

Левая сторона дома считалась владением потусторонних сил и имела женскую сущность. А правая сторона была живой и носила название «горница». Здесь было царство Бога тепла и света - Даждьбога. Обустройство дома в православных традициях включало в себя наличие множества икон и домашний алтарь.

Место. Ландшафт.

Наши Предки имели иные, нежели у нас, взгляды на то место, называемое домом, где им предстояло жить, растить детей, праздновать, любить, принимать гостей.

Попробуем обратиться к их опыту, восстановить для себя их ощущение пространства бытия, которое «делалось» ими с соблюдением обычаев и обрядов чтобы максимально успешно обслуживать их жизнь.
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды.

При постройке жилья крестьянин придавал ему ориентацию по сторонам света. Он ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Например, в Нижегородской губернии дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Дома однорядных поселений ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. На ровной и сухой площадке он строил овин и гумно, «на глазах» - перед домом ставил амбар. На вершину холма поднимал ветряную мельницу, внизу у воды, сооружал баню.

Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, "продувающим"; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту.
Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома.

Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня - место неосвященное - там нет икон. Баня - место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения.

Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. У народов мира есть множество сходных примет и обрядов, где используется чутье животных.
Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев - принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял.

Здесь уместно будет напомнить, что православие имеет языческие корни, которые христианство не уничтожило. Язычество христианина отражает реальность его бытия среди живой природы, которую он воспринимал как одухотворенную, то есть проявляющуюся как равный ему субъект. Предки наши - славяне, как правило, облекали знания в мифологические метафоры, пословицы, поговорки, приметы. От этого нисколько не снижалась ценность накопленного ими знания, сегодня забытого и мало используемого. Мы склонны скорее обратиться к современному дизайнеру, опирающемуся на опять таки на традиционное, но китайское фен-шуй, чем использовать опыт собственных предков.
Осколки картины мира древних славян сохранились у русских практически до конца ХIХ века. Говоря о строительстве дома, мы можем наблюдать ее проявления и в ниже описанном обряде.

На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно - березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» - «центр мира». На наш взгляд этот ритуал отражает представление наших предков о собственном времени и месте пребывания в мире. Заметим, что крестьянами ХIХ века это делалось вряд ли осознанно, с пониманием. Архаический смысл обряда мог означать, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина дома события, протекать его жизнь, жизнь его детей и,возможно внуков и правнуков. Ритуальное дерево заменялось живым, посаженным возле дома. Оно несло сакральный смысл древа мирового, а кроме этого, человек, посадивший дерево, манифестировал, что пространство вокруг дома - не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Выбор породы дерева - чаще всего сажали рябину, тоже был неслучайный. И плод рябины и лист имеет графику креста, а значит, в картине мира русских, являются естественным оберегом.

Особое значение придавалось закладке первого венца: он делил все пространство на домашнее и недомашнее, на внутреннее и внешнее. Из хаоса окружающей природы, стихии, выделялся остров обетованный - макрокосм человеческой жизни.

Усадьба. ДОМ.

Рассмотрим типическую форму традиционного жилья. Изба - клеть, представляющая из себя прямоугольник, над которой возвышается двускатная крыша. Попробуем прочесть это в системе фен-шуй. По стихиям - это земля, обогреваемая огнем. То есть энергетически дом являлся как бы продолжением стихии Земля, но чтобы она не была размыта стихией воды, льющейся сверху, крыша - огонь защищала и согревала. Огонь соединял пространство дома с Огнем небесным, Солнцем, Светом Звезд и Луны. По двускатной крыше энергия стекает на дом, омывая его. Для сравнения: наши сегодняшние дома-коробки лишены вертикали, которая бы способствовала как антенна, соединению с энергией Космоса. Это на прямую связано с самочувствием человека, живущего в таком доме и среди такой плоской архитектуры. В архитектуре Нижнего Новгорода, например, последних 10 лет стараются сделать башню, шпиль, высокую, устремленную к небо крышу, причем, как у жилых домов, так и у административных. Это интуитивное стремление компенсации за долгий период своеобразного серого застоя во внешнем убранстве и самочувствии. Что мы можем вспомнить из «архитектурных стилей» советского периода? «Сталинки», «хрущевки», панельное строительство. Как их внешний вид, так и внутреннее убранство нельзя назвать комфортным для человека.

На фасадах домов наших предков, например, в нашем лесном Нижегородском крае, была отражена в деревянной резьбе картина мира древних предков или присутствовали отдельные ее детали, как бы намеками ее обозначающие. Суть орнаментального украшения - изображение трех миров. Фронтон - верхний мир, срединная часть фасада - земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом - хтонический, непроявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа - все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы, через которые развертывалось пространство нужного качества. То есть предполагалось, что дом должен быть полной чашей, его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Это и обслуживали орнаменты фасада.

Интерьер.

Сакральные смыслы в простой русской избе, проявляющиеся в ритуалах, доминировали над чистотой и комфортом с нашей современной точки зрения.

Практически все домашнее пространство как бы «оживало», участвуя как место для проведения определенных семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, похоронами, приемом гостей
Начнем, как принято, от печки.

Русская печь - самый крупный объем в интерьере дома. Они занимала площадь 2,5 - 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивал равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней.

Печь, как уже нами отмечалось, домашний алтарь. Она согревает дом, огнем преображает продукты, принесенные в дом. Печь - место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит - сваха, пришла сватать.
А человек, переночевавший на печи, становится «своим».

Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Из всех стихий, огонь - самая почитаемая. Ни один из языческих праздников не обходился без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.
Отметим, что, например, в Нижегородском крае печь топилась по-черному, и ни о каком удобстве в нашем понимании - чистоте, свежем воздухе,- речи вообще не шло. Топка печи по-белому преобразила дом. В то же время традиционная мебель и интерьер заволжской крестьянской избы оставался неизменным. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки - правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа - «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке - «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи - «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 199)

У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства - у печи, поэтому оно так и называлось - «бабий кут». Место хозяина - отца - у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи - теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях - настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.

Грудной ребенок качался в зыбке, прикрепленной к концу шеста, который крепился к потолку через кольцо, укрепленное в нем. Это давало возможность перемещать зыбку в любой конец избы.

Красный угол .

Обязательной принадлежностью крестьянского жилища была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом.

Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Например, молитва обязательно читалась перед и после трапезы.

Красный угол - христианский алтарь и печь - алтарь «языческий», составляли некое напряжение, располагаясь по диагонали пространства дома. Именно в это - передней части избы - располагалась красная скамья, стол, перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти дальше, в это обжитое, хранимое Богом и Огнем, пространство.

Кроме уже выше описанного первого уровня интерьера, был второй, расположенный на печном столбе, который располагался у внешнего угла печи - почти посреди избы и доходил по высоте до плеча печи. От печного столба, опираясь на него, шли два толстых бруса - один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 - 1,7 метра от пола. Первый - палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила - традиционного спального места. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». На хлебный брус как на полку, ставили свежевыпеченные хлеба и пироги. Как мы видим, второй жилой ярус непосредственно связан с жизненными процессами домочадцев - трапезой и сном. Если открыть дверь и заглянуть в избу, то что творится на полатях вообще не будет видно - они располагаются над головой вошедшего, а место у печки будет скрыто выступающим печным столбом и занавеской, которой иногда отгораживался бабий кут как раз по верхней границе, обозначенной хлебным брусом. Естественно, что с печным столбом - как бы самой сильной несущей конструкцией в дому - связано множество ритуалов. Например, когда ребенок становился на ножки и делал первые шаги, его навещала повитуха. Она ставила своего питомца спиной к печному столбу с приговором: «Как печной столб крепок, так и ты будь здоров и силен»

Из передвижной мебели можем назвать только стол и одну или две переметные скамьи. Пространство избы не предполагало излишеств, да они в крестьянской жизни и не были возможны. Совсем иное пространство в доме зажиточных поволжских или всегда свободных северных крестьян.

Окна и двери.

Вход в избу предварялся сенями, вход в дом - крыльцом. Крыльцо - это несколько ступенек вверх, потом дверь, ведущая в сени, сени, и дверь, ведущая в избу. Никогда двери не располагались на одной прямой. Поток воздуха и всего, что он нес, как бы завихрялся, ослабевал и в саму избу попадал уже «очищенный», наполненным добрым ароматом сушившихся в сенях трав и доносившимся со двора запахом коровы.

Окна и двери, как некие магистрали, проходы в дом и из дома всегда обрамлялись внешне и их пересечение сопровождалось ритуалами. Перед выходом хозяев на улицу она могла быть такой: «Господи благослови на хороший день, убереги от плохих, злых людей!». Перед тем, как войти в чужой дом, тоже читалась молитва.

Эти обычаи связаны с тем, что человек на подсознательном уровне различал пространство дома, где ему ничего не угрожало и пространство внешнее, где могло произойти всякое.

Окно - это и связь с миром мертвых. Например, через окно выносили умерших некрещеных детей: они умерли, хотя еще не были приняты миром живых. «Бог дал - Бог взял». То есть почти нет времени их земной жизни и душу ребенка возвращают в мир, откуда он только что пришел.

Через окно подадут на Святки колядующим - то есть тем, кто принес божественные пожелания хозяевам.

Освоение пространства.

Дом являлся как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем.
Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги - и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом.

Отстроенный полностью дом - еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д.
До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом "обживали" оставленные на ночь петух и курица По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми.

Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с "переселением" домового.
Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения:

«Хозяин домовой, пусти нас пожить» или:
«Хозяин и хозяюшка,
Будьте вместе с нами,
Дайте жизни хорошей.
Нам не ночь ночевать,
А век вековать».(3, с. 24, 21)

В 2012 году у россиян стало весьма популярным обустройство дома по законам фэн-шуй. Мудрость Китая основательно закрепилась в наших умах.

Но ведь у славян очень богатое наследие, с уникальной системой знаний о том, как сделать свой дом и жизнь в нем обеспеченной, успешной и здоровой!

Славянские традиции обустройства дома

Мы стараемся улучшить дом или квартиру любыми методами: кто с помощью поверий, а кто придерживается правил фэн-шуй. Применение в своем доме традиций славянского народа поможет . Термином феншуй (風水) в этой статье я пользуюсь, имея ввиду наши, славянские традиции обустройства дома. Напомним о некоторых подзабытых обычаях, которые можно использовать и сейчас.

Порог дома

Начало, основа дома - его порог. С древних языческих времен он считался местом проживания родовых духов. Отсюда, видимо, и пошла традиция не беседовать с гостем на пороге, чтобы понапрасну не беспокоить духов. На входной двери или прямо над ней вешают или рисуют подкову или крест - символы и привлечения в него счастья.

Фэн-шуй кухни

Для наших
прабабушек комната с печью была местом, где они много времени проводили, готовя еду для многочисленных домочадцев. Да и сейчас жизнь всего дома вращается вокруг кухни.

На кухне - обязательно чистой и хлебосольной, готовят, ведут беседы, встречают гостей. Домовой дух-хранитель , по поверьям, тоже здесь обитает.

В этом уютном и самом популярном у всех домашних месте хорошо разместить :

  • Деревянные ложки - символизируют сытную жизнь
  • Декоративные ключи - символ богатства, изобилия
  • Высушенные соцветия подсолнуха и початки кукурузы - детские обереги которые защищают малышей от болезней и злого глаза
  • Бубенчики, свистульки, венички - защищают от разных бед
  • «Косы» из чеснока, лука и перца - дают крепкое здоровье

Обустройство гостиной

Общая комната, где по вечерам собирается все семейство и куда вы приглашаете гостей, должна быть самой светлой и просторной. Очень хорошо, когда в гостиной имеются большие окна, занавешенные пропускающими свет шторами, а также несколько светильников.

Потому что чем больше будет воздуха и света в гостиной, тем отраднее будет жизнь в доме. А чтобы ваш домашний очаг не покидали гармония и благодать, гостиная не должна долго пустовать.

Полотенца

Одним из
главных домашних оберегов на Руси считались вышитые льняные полотенца. Символ жизни, залог здоровья обитателей дома, линия судьбы - вот что обозначали вышитые рушники и салфетки , и ими украшали все комнаты в доме.

Цветы

Наши предки огромное значение придавали окружающему растительному миру: цветы, деревья, травы были и лекарями, и кормильцами-поильцами, и оберегами. К примеру, чтобы , у входа в дом высаживали можжевельник, папоротник и календулу. В квартире очень полезно выращивать столетник, разнообразные герани, нежные фиалки.

Строительство дома

Начиная возведение любой постройки, а тем более дома для собственной семьи, обратите внимание на . Для успешного проведения работ, итогом которых будет крепкий и ладный дом, начало этого важного дела надо приурочить к растущей Луне.

Славяне, прежде чем закладывать фундамент, во дворе сажали дерево. Ну а сейчас хозяин-застройщик в зависимости от того, какую породу этого символа жизни предпочтет, то и «наворожит» на будущее.

  • Если посадить дуб, можно привлечь в свое жилище силу и удачу.
  • Кедр принесет долголетие
  • Орех здоровье
  • Сосна способствует выздоровлению и помогает с деньгами
  • Вишня и клен одарят материальным достатком, преданностью и верностью

Окна дома

Окна - это некая своеобразная связь с окружающей природой. Олицетворение жизни, тепла, лета в славянских традициях - это восток и юг. Поэтому наши предки стремились строить свои дома так, чтобы окна комнат выходили на юго-восток. А кухня, кладовые и остальные помещения, а также вход в дом были с северной или западной стороны.

Ненужные вещи

Не зря
дом во все времена считался родовым гнездом, защитой от зла и ненастья. «Дома и стены лечат» - бесспорная истина. Наши славянские прародители делали свою жизнь безопасной, наполненной смыслом с помощью образов и духовных идей.

По их представлениям, каждая вещь в доме служит для конкретного дела. Ненужные, бессмысленные предметы в доме создают хаос и беспорядок. Вот от них-то и надо систематически избавляться, и лучше всего, по обычаю, это делать перед Рождеством и .

Заключение

Обращение к народным славянским традициям, связь с истоками поможет нам сделать «домашнюю вселенную» полной чашей, добавит в жизнь гармонии, удачи и добра. Насколько такой славянский фэн-шуй удастся, зависит только от добрых помыслов, трудолюбия и желаний самих хозяев дома.