Почему до первой звезды нельзя: тайны Рождественского сочельника. «До первой звезды»: история и традиции Рождества

Канун праздника Рождества Христова - 24 декабря - называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).

Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК?

6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко.

Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос - как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2 :2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.

Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь - это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

Как правило верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время - 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю - это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью - конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху - особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый - можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы - пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках - аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес.5 :16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.

Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние - когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника - вечер праздника Рождества?

Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из-за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.

Вечерняя служба в великие праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или навечерие Рождества Христова, — канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности — уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.

Символ сочельника

Главное постное блюдо сочельника (видоизмененное "сочевник") — сочиво, от которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", — вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.

По толкованию священнослужителей, зерно символизирует воскрешение, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

Сочиво - традиционное блюдо из пшеницы или ячменя с добавлением меда и орехов, которое готовят православные в сочельник, вечер накануне Рождества. Смотрите видеоинструкцию по его приготовлению.

Сочиво или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По традиции это делается по окончании утреннего богослужения.

По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища — "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного — сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и молитве, все другое отходило на второй план", — напоминает Агейкин.

Издавна на Руси в сочельник помимо сочива готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой — в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.

Необычное богослужение

Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества — вместо сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.

Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан — как Богу и смирна — как человеку на погребение.

Обычно в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого. Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Если сочельник приходится на субботний или воскресный день, которые в Церкви всегда выделяются среди прочих (и по своему характеру не постные, а праздничные), тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.

Также накануне Рождества читаются так называемые паремии — отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.

По окончании литургии и Великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.

Звезда на востоке

"Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, — это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается прежде всего особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник", — говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина — допускается.

Традиция полного воздержания от пищи в сочельник относится прежде всего к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Тайна боговоплощения

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель — часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.

Верующие всегда старались ознаменовать сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.

С вечера сочельника на Руси также начинали колядовать: ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в святочные дни — период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.


  • Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан.


  • Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, - праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли. Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.


  • У православных христиан принято Сочельник - ночь перед Рождеством - проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило - тщательно убирали дом. Ну, может, не так основательно, как к Пасхе, но все-таки скоблили полы, натирали до блеска кастрюли-сковородки, чистили столовое серебро. Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.Традиционные рождественские цвета - красный и зеленый, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Излюбленная символика праздника - ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда . У католиков принято вешать на стены и двери рождественские венки из соломы и веток хвои, у нас больше прижились елочные букеты. В убранстве дома должны присутствовать свечи . Они придают особый уют и очарование всей атмосфере новогоднего праздника, символизируя Солнце, а рождественские свечи - свет Христа. На Руси к Новому году и к Рождеству делали особые толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня.


  • Хотя Рождество и сугубо семейный праздник, большим грехом считается отказать в угощении случайно оказавшимся рядом обездоленным людям . Конечно, звать их за домашний стол, может, и не стоит, но ведь нетрудно отнести несколько пирожков и горсть конфет к ближайшей церкви. Или раздать соседским ребятишкам по шоколадке - тоже не в тягость. Особенно пожилым родственникам, стоит позвонить и поинтересоваться здоровьем. Традиционно на Рождество подносили съедобные подарки, причем не только в православном, но и в католическом мире: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного годятся любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.


  • 40-дневный Рождественский пост (28.11-6.01), усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, "молоко" разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим "молоком" приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.


  • Поскольку 7 января заканчивается пост и разговеться следует видимо с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.


  • Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.


  • До первой звезды в Сочельник обычно сидят в тишине и думают . К счастью, зимой первая звезда на небе появляется довольно рано, примерно в половине шестого вечера. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу - петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.


  • В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами . Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.


  • Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.


  • В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию . Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "Бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой".


  • Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.


  • За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.


  • Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).


  • Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство традций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки . Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.


  • Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.


  • Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом . Это один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Традиции празднования православного Рождества в странах мира

У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимние святки - у русских, коляда - у украинцев и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки - костюмированные шествия со звездой и песнопениями, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. Украина

В Украине празднование Рождества начинается на Свят вечер - 6 января. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост - целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день - им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются «кутя - пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар - компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

В первый день Рождества - 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин». Издавна в Украине на Рождество колядовали - пели колядки. Колядки - величальные обрядовые песни зимнего цикла - популярны и в современной Украине.

Также среди молодежи распространены рождественские гадания. В Украине считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

В Беларуси , как и в Украине, православное Рождество отмечается как государственный праздник. Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова отмечают 6 января. Название «сочельник» происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом - сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.

Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю).

Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю. Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю. Россия

Похоже празднование Рождества и в России . Рожеству предшествует Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво - вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника.

В день накануне Рождества пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, начинался предпраздничный ужин. Стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. По давней традиции на рождественском столе должно быть непременно 12 блюд.

На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

В Армении Рождество празднуют 6 января, в этот же день отмечают и Крещение Христово. Подготовка к Рождеству начинается вечером 5 января, когда служится Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.

Традиционно на Рождество в Армении на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино.

В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход «Алило» в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются «несущие благую весть». Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя.

В Сербии и Черногории Рождественский сочельник, 6 января, называется в «Баднидан». Среди религиозных праздников он занимает почетное второе место после Пасхи, а вот среди семейных праздников Рождество для сербов на первом месте. Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) - праздник родителей и детей.

В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Бадняк - это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.

Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка - «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.

В ночь перед Рождеством ужин должен быть постным. На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!» Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).

Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная капуста с копченым свиным мясом, пирог с каймаком, «пребранац» - вареная фасоль с растительным маслом и луком и т. д.

Кульминация празднования Рождества - преломление «погачи» - домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку.

Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его поедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».

После приходит время разламывать погачу. Ее сначала вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.

В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы.

В Албании заметный процент населения в стране исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество отмечается достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты - елка, подарки, застолья. Праздник отмечается 7 января.

Греческое Рождество (Кристоугенна) также впитало в себя популярные суеверия и народные поверья. В канун Рождества распространены колядки. Греческие детишки идут от дома к дому и поют песни, возвещающие приход Спасителя.

Рождество в Греции отмечается в кругу семьи, главная часть праздника - обильный стол. По православной традиции празднику Рождества предшествует пост продолжительностью несколько недель.

Греция - одна из немногих стран, где существуют свои зловредные рождественские духи. По поверью, калликанцарос, зловредные эльфы с неприятной внешностью, в течение 12 дней после Рождества приносят в дом хаос. Защиту от духов дарует горящий ладан или небольшое подношение. Также во многих семьях небольшой деревянный крест украшают базиликом и окунают в плоскую чашу с водой. По поверью, вода становится святой после этой процедуры, и тогда ее разбрызгивают по углам дома, чтобы отпугнуть злых духов.

Практически каждому человеку знаком такой обычай, как украшение новогодней елки звездой. Но мало кто задумывается, почему и для чего ею принято украшать верхушку праздничной ели. Новогодняя звезда - это неизменный атрибут Нового Года, новогодний ритуал, которому исполнилось уже не одно столетие.

История новогодней звезды

На самом деле, это не просто обычай, а знаковый жест, дань памяти великому событию, которое произошло более 2000 лет назад. Конечно же, речь идет о рождении Иисуса Христа. Так получилось, что Новый год отмечается в европейских традициях практически в одно время с Рождеством Христовым, причем абсолютно неважно — православный это праздник или католический. У католиков Рождество — 25 декабря, а у православных — 7 января. По старому стилю раньше всегда праздновали Рождество до 1 января, поэтому во всем христианском мире украшали елку специальной игрушкой — звездой.

Эта звезда носит название Вифлеемской. В Вифлееме родился Иисус, а волхвы, которые присутствовали при этом событии, видели данный символ прямо над местом рождения Спасителя. С того момента восьмиконечная звезда и стала символом его Рождества, а позднее и Нового года.

Традиции новогодней звезды

Первая и самая главная традиция — это украшать новогодней звездой верхушку елки, символизируя этим появление той самой знаковой звезды на небе во время Рождества. Этой традиции отдается уважение во всех европейских странах и католическо-православных культурах по всему миру.

Как известно, волхвы принесли свои дары ко дню рождения младенца Иисуса, символизируя свое уважение к Богу и к пророчеству, связанному с Христом. Именно поэтому неслучайным является обряд и традиция класть подарки под елку, на которой красуется звезда. Это символизирует принесение даров самому Богу. Таким образом, новогодняя восьмиконечная звезда напоминает нам об одном из самых важных моментов мировой истории и истории христианства в частности.

Новогодняя звезда символизирует исполнение пророчества и вселенскую радость. Поэтому и у людей не религиозного склада этот символ ассоциируется с благополучием, приносит любовь и сближает людей. Желаем, чтобы и вам новогодняя звезда подарила добро, счастье и любовь. Проявляйте уважение к древним традициям и не забывайте нажимать на кнопки и

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени моги расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в воем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).