Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии? Румынская оккупация молдавии.

. Дипломатические отношения были установлены в 1992 году . Румыния является членом НАТО (Молдавия участник Индивидуального партнёрского плана) и Европейского союза (Молдавия страна-участник Восточного партнёрства). Протяжённость государственной границы между странами составляет 683 км .

История

В 1990-е годы отношения между странами были в целом хорошими. Румыния была первым государством признавшим независимость Молдавии и оказывала существенную поддержку в становлении органов власти молодой республики. Молдаване и румыны имели разное отношение к основным социальным и политическим вопросам вследствие того, что Молдавия была частью Российской империи (Бессарабская губерния) и Советского Союза (Молдавская Советская Социалистическая Республика), а Румыния была независимым королевством , а затем стала социалистической республикой . В 1990-е годы многие румыны воспринимали молдаван как «обрусевших» и относились к ним снисходительно, что мешало преодолеть культурные различия и было источником растущего недовольства среди большинства молдаван. В те годы Президент Румынии Ион Илиеску старался поддерживать позитивные отношения с Россией и не стал вмешиваться в Вооружённый конфликт в Приднестровье .

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. Среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» . Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

27 августа 2014 года Молдавия сделала небольшой, но символический шаг в сторону ослабления своей зависимости от импорта российского газа, начав импортировать газ из Румынии. Молдавские власти аргументировали этот шаг своими опасениями по поставками газа из России в преддверии зимнего сезона из-за конфликта на востоке Украины . Румынией был построен трубопровод длиной 43 километра к 23-й годовщине независимости Республики Молдова от Советского Союза. 27 августа 2015 года посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил, что Молдавия должна оставаться суверенным и независимым государством, а возможное присоединение к Румынии не приведет к положительным результатам. Он также заявил, что Молдова не является Румынией, так как имеет свою собственную историю, многонациональное население, говорящее на разных языках. Джеймс Петтит также отметил проблемы в

В феврале дискуссии о возможности скорого объединения Молдавии с Румынией вспыхнули в Кишиневе с новой силой. Поводом послужили и тайное избрание 20 января правительства во главе с премьер-министром Павлом Филипом, и связанные с этим массовые протесты. Свою роль сыграли и новые партии, открыто продвигающие идеи унионизма, и громкие заявления румынских политиков. НАТО планирует модернизацию молдавской армии, а прогноз Stratfor на 2016 год гласит: «к западу от России Польша, Венгрия и Румыния будут стремиться вернуть регионы, утраченные в пользу России в разные моменты». «Лента.ру» проанализировала перспективы скорого объединения двух стран.

Контрольный выстрел

Контрольным выстрелом стала представленная 18 февраля на пресс-конференции в Бухаресте стратегия объединения двух стран, подготовленная Национал-либеральной партией (НЛП), которую до вступления в должность возглавлял нынешний президент Румынии Клаус Йоханнис. Документ предполагает создание единого социально-экономического, культурного, информационного пространства, открытие рынка рабочей силы в Румынии для всех граждан Молдавии, увеличение поддержки из румынского госбюджета молдавских СМИ, в том числе общественного телевидения, а также продвижение культурных ценностей для «развития румынской идентичности». В длинном перечне пунктов есть и положение о разработке нормативной базы для формирования общей жандармерии и полиции. Это политический документ, пояснил вице-председатель НЛП, депутат парламента Виорел Бодя. «Мы намерены привлечь к нему внимание других политических партий, руководства страны и гражданского общества. Мы заинтересованы в реализации последовательных действий в решении бессарабского вопроса», - подчеркнул он.

О чем говорят президенты

Идею объединения давно и упорно продвигает и бывший президент Румынии Траян Бэсеску. «Мы - нация, живущая в разных государствах из-за того, что так решили Гитлер и Сталин. Объединение произойдет, когда румыны с обоих берегов Прута захотят жить в одном государстве. Это реальность, и ни одна близкая Румынии страна не воспротивится исполнению этого идеала», - заявил он в интервью молдавским СМИ. По его мнению, если граждане «двух румынских государств» решат вопрос объединения демократическим путем, «никто этому не воспротивится», в том числе Москва.

Действующий глава Румынии Клаус Йоханнис считает, что вопрос об объединении вполне обсуждаем, но при условии стабилизации ситуации в Кишиневе и в Бухаресте. Об этом он сказал в ходе публичных дебатов «Диалог ради Румынии. Политическая весна гражданского общества». Первый шаг, считает Йоханнис, - это европейская ориентация и стабилизация экономической ситуации Молдавии, второй - европейская интеграция страны и объединение как один из ее аспектов. «Ставить сейчас вопрос об объединении Молдовы с Румынией представляется несерьезным. Посмотрите вокруг: приднестровская проблема, экономическая нестабильность, коррупция, которая есть на обоих берегах Прута», - объяснил он свою точку зрения.

Сближение двух берегов - экономическое, политическое, информационное - должно стать одной из основных задач как политического класса, так и общества. Такую политическую линию обозначил молдавский президент Николай Тимофти 17 февраля во время своего официального визита в Бухарест. Две страны «объединены кровью, историей, духом, и нужно лишь возвести в превосходную степень это общее богатство во имя совместного процветания и безопасности», процитировала его пресс-служба. Тимофти отметил, что политический кризис в Кишиневе оживил диалог с Бухарестом. «Трудности сблизили еще больше, а перспективы сотрудничества все более очевидны и неизбежны», - убежден молдавский президент.

Смена партнеров

После того как к власти в Кишиневе пришли в 2009 году проевропейские силы, из риторики представителей правящего класса исчезли упоминания о России как о стратегическом партнере. Ее место заняла Румыния. Между Кишиневом и Бухарестом крепнут экономические связи на фоне их ослабления с Москвой. «Для этого молдавским властям пришлось спровоцировать эмбарго со стороны РФ. Газопровод Яссы - Унгены в шаге от запуска, модернизируются электросети, обсуждается запуск европейской железной дороги Яссы - Унгены, идет активное строительство мостов через Прут. Кредит в 150 миллионов евро должен привязать Республику Молдову к Румынии», - пишет в своем блоге депутат от пророссийской Партии социалистов, политолог Богдан Цырдя.

Правда, кредит, на который так рассчитывают молдавские власти, румыны пока выделили только на бумаге. Чтобы его получить, правительство должно выполнить ряд условий. Как заявил премьер-министр Румынии Дачиан Чолаш после встречи со своим молдавским коллегой Павлом Филипом, первый транш в 60 миллионов евро будет отправлен в Кишинев, когда молдавские власти продемонстрируют прогресс в проведении реформ. «Мы готовы поддержать новое правительство, так как это важно с точки зрения региональной безопасности - нам необходима стабильность. Мы призываем власти Молдавии прислушаться к гражданскому обществу страны, которое стремится в ЕС», - уточнил Чолаш.

В конце декабря в Кишиневе были обнародованы результаты социологического исследования: в Евросоюз стремится 39 процентов населения, присоединяться к Румынии не хотят 53 процента, а сторонников объединения - 21 процент. В феврале 2014 года в Гагаузской автономии, где проживает преимущественно русскоязычное население, был проведен консультативный референдум о геополитической ориентации региона. Идею «отложенного статуса автономии», дающую Гагаузии право на самоопределение в случае утери Молдавией независимости, поддержали тогда 98,8 процента участников голосования.

Рулевые в партии

Между тем в Кишиневе как грибы после дождя растут партийные формирования, декларирующие своей целью объединение с соседней страной. Самые крупные среди них - правящая Либеральная партия во главе с Михаем Гимпу, национал-либеральная партия во главе с Виталией Павличенко и Правая партия, вице-председателем которой недавно был избран Илья Илашку, участник вооруженного конфликта в Приднестровье. В 1992 году он был членом диверсионной группы «Бужор» и организовывал покушения на приднестровских политиков. В Тирасполе его задержали и приговорили в 1993 году к смертной казни, впоследствии замененной на пожизненное заключение. В тюрьме он был избран депутатом молдавского парламента, а затем и румынского сената. В 2001 году приднестровцы передали Илашку молдавским властям, он был освобожден и уехал в Румынию.

Фото: Константин Черничкин / Reuters

Лидер «Правой партии» Анна Гуцу известна тем, что, будучи депутатом молдавского парламента от Либеральной партии, предложила перевести русские школы на платную основу. Ее также можно охарактеризовать как ярую сторонницу объединения с Румынией и вступления Молдавии в НАТО. По мнению Гуцу, уже сегодня ничто не мешает объединению - ни Гагаузия с ее «отложенным статусом», ни Приднестровье с его замороженным конфликтом. «Проблему Приднестровья, к примеру, вполне можно решить с помощью НАТО. Потому что приднестровский конфликт в момент, когда Республика Молдова объединится с Румынией, становится конфликтом на территории страны-члена НАТО и члена ЕС. Этот конфликт может в любой момент разморозиться, что невыгодно и России», - заявила недавно Гуцу в эфире одной из передач на местном телевидении. А жителей Гагаузии, считает политик, можно просто «заманить калачом». «На территории Румынии все нацменьшинства чувствуют себя прекрасно, может быть, даже лучше чем здесь! Там есть и русские, и украинцы, и венгры, для них созданы абсолютно все условия, и никто не ущемляет их права», - подчеркивает она.

Unirea-2018

В Кишиневе все чаще говорят о проекте Unirea-2018 («Объединение-2018). По словам политического аналитика, директора Института проблем безопасности, бывшего замминистра иностранных дел Валерия Осталепа, «план по исчезновению Молдавии как государства существует». «Уже есть бюджет, люди. Исполнители всего этого - румынские коллеги под руководством США», - не сомневается эксперт.

Той же точки зрения придерживается лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон. Реализация проекта, указывает он, может превратить Молдавию в «кровавый котел». «Поднимутся Приднестровье, Гагаузия, болгары и север Молдовы, где много русских. Сюда войдут румынские войска, а с другой стороны - украинские. В Приднестровье 200 тысяч российских граждан и российская армия. Для Европы это страшный сон. Война будет идти не просто в Украине, а прямо в Евросоюзе», - предупреждает политик.

Однако далеко не все согласны с подобными прогнозами. Например, депутат от Либерально-демократической партии, член молдавской делегации в ПАСЕ Валериу Гилецкий «о таких планах не слышал». С его точки зрения, «если люди в большинстве своем поддерживают идею выхода из какого-то союза или хотят с кем-то объединиться, это может произойти только на демократической основе, без всяких секретных планов». Бывший депутат парламента Стелла Жантуан, в свою очередь, уверена, что, хотя Бухарест и расширяет сферу своего влияния на молдавскую политику, говорить об объединении не приходится, потому что и у Румынии есть территориальные проблемы с Венгрией. А покушение Бухареста на территорию левого берега Прута, резюмирует эксперт, может вызвать перекройку границ в самой Румынии, потом в Польше и далее по списку.

Экс-президент Бэсеску заявил о начале возвращения Молдавии под управление Бухареста…

Бывший президент Румынии Траян Бэсеску на съезде партии «Народное движение» заговорил о возможном объединении Румынии и Республики Молдавия, что станет шансом для последней войти в ЕС. По его словам, решение по объединению двух стран он неоднократно предлагал принять молдавским президентам - действующему Николаю Тимофти, а также прежним - Михаю Гимпу и Владимиру Воронину. Но, как признается экс-президент, румынским политикам не хватает смелости обсуждать эту тему, а молдавским - тем более. Поэтому Траян Бэсеску убежден, что пришло время начать подготовку референдумов в Молдавии и Румынии.

«Румыния усилит свою позицию в НАТО и ЕС, Республика Молдова сможет избавиться от мук переходного периода, который, судя по событиям на Украине, не закончится никогда», - сказал Бэсеску, добавив, что без принятия этого решения Молдавии никогда не стать членом ЕС.

По мнению бывшего президента, официальный Бухарест должен приложить все возможные усилия, чтобы референдумы состоялись и оба государства объединились под румынским флагом. Траян Бэсеску выступил с критикой высказываний нынешнего президента Клауса Йоханниса, считающего, что самое важное сейчас для Румынии - присоединение к зоне евро.

«Это просто смешно! Это всего лишь обязательство, содержащееся в договоре о присоединении к ЕС, оно не может быть целью для страны. Главной целью может быть только объединение с Республикой Молдова», - подчеркнул Бэсеску.

Экс-президент убежден, что после присоединения Румынии к НАТО и ЕС, которое он считает важным историческим шагом, Бухарест должен начать исправление ошибок. В частности, речь идет о пакте Молотова - Риббентропа, которых Бэсеску объявил военными преступниками.

«Румыния сегодня не может жить по сговору двух преступников - Сталина и Гитлера, подписанному двумя другими преступниками - Риббентропом и Молотовым. Сегодня мы живем согласно их договору, который разделил румын на два государства», - заявил Траян Бэсеску.

Нужно отметить, что Траян Бэсеску в Молдавии является национальным героем для тех, кто считает, что и молдавской нации нет, и молдавского языка нет, потому и не должно быть отдельного национального государства. Будущее, которое видит часть политической элиты и населения, - это интеграция в проект «Великая Румыния», призванный завершить существование Молдавии и ПМР. «Молдавии нет, есть две Румынии», - так утверждает официальная риторика Бухареста. И поэтому звучат обвинения в исторической неудаче в адрес Молотова и Риббентропа. Почему-то румыны стали забывать о собственном нацистском прошлом.

Например, забывают о маршале, премьер-министре и вожде Румынии в 1940–1944 годах Ионе Антонеску, подписавшем протокол о присоединении страны к Тройственному пакту. При этом Антонеску сделал заявление, в котором указал на «органическую и естественную связь» между легионерами, НСДАП и итальянскими фашистами. А уже к сентябрю 1940-го в Румынии было создано 35 концлагерей. Зато хорошо помнят про Бессарабию и Буковину и соответствующий пакт, подтвердивший легитимность присоединения этих территорий к СССР.

«Зародыш военного прорыва»

Именно на основе положений пакта Молотова - Риббентропа Бессарабия попадала в советскую сферу влияния, что повлекло за собой кардинальное изменение политики Москвы в отношении региона. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией в 1918 году Бессарабию, которая никогда до этого не являлась частью Румынии, а с 1812 года входила в состав России. В результате такого присоединения Бессарабии к Приднестровью была создана Молдавская ССР.

«Бессарабия не является для СССР ни простым вопросом престижа, ни незначительным территориальным вопросом… Бессарабия - политическая брешь, заботливо сохраняемая в границах буржуазного мира, зародыш военного прорыва в их планах разрушения этого мира…» - писал румынскому премьеру князь Стурдза.

Вячеслав Молотов отмечал, что в 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла у нее часть ее территории - Бессарабию - и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украиной. Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии. Теперь, когда военная слабость отошла в область прошлого, Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии СССР.

«Правительство СССР считает, что вопрос о возвращении Бессарабии органически связан с вопросом о передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла бы представить, правда лишь в незначительной степени, средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии», - писал Молотов.

Ситуация оставалась стабильной до распада СССР, послужившего катализатором для приднестровского конфликта и для роста амбиций Бухареста, который до сих пор мечтает о возвращении территорий в состав «большой Румынии».

В 1990 году Верховный совет Молдавской ССР принял Заключение комиссии по пакту Молотова - Риббентропа, в котором акт создания МССР объявлялся незаконным, а присоединение Бессарабии к СССР - оккупацией румынских территорий. На этом основании президиум Тираспольского городского совета заявил, что «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы». В дальнейшем противостояние между властями Молдавии и Приднестровья усиливалось, вылившись в 1992 году в битву за Бендеры.

А принятая 27 августа 1991 года парламентом Молдавии Декларация о независимости Республики Молдова объявляет недействительными пакт Молотова - Риббентропа и закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также отменяет «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате чего Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Молдавии, а южная часть входит в Одесскую область Украины.

Таким образом, кишиневская Декларация о независимости аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и, соответственно, молдавско-украинскую границы. А по официальной позиции Бухареста, Республика Молдова является «вторым румынским государством», а ее жители - румынами, что далеко не является правдой, поскольку, согласно результатам проведенной переписи населения, румынами себя назвали лишь 2,2% жителей, а вот молдаванами - 75,8%.

Все вышеизложенное лишь подтверждает тот факт, что Бухарест серьезно настроен по отношению к возвращению себе территорий Молдавии и части Украины, которые перешли в ее состав в 1940-е. Военный реванш и политический национализм, безусловно, становятся частью идеологического устройства Румынии, а гражданская война на Украине формирует все условия для будущего раздела страны и переносе театра военных действий в ПМР и Молдавию.

О возможных территориальных претензиях к Киеву говорит и тот факт, что еще до государственного переворота на Украине киевские власти всерьез опасались возможных претензий Бухареста. Напомним, что в украинской Бессарабии проживают примерно 150 тысяч румын. Для Румынии это может оказаться значимым аргументом, учитывая то, что Бухарест в 2009 году решал территориальные споры по поводу небольшого участка суши возле острова Змеиный через международный суд. А казалось бы, Румыния просто хочет отменить положения пакта Молотова - Риббентропа.

Бухарест силой решит приднестровский конфликт

Ранее генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд сделал прогноз, что Молдавия рискует превратиться в новую «горячую точку». При этом вероятный конфликт, по его мнению, выплеснется за пределы маленького государства, находящегося между Румынией и Украиной. С подобными предостережениями еврочиновник выступил на страницах The New York Times. Таким образом, тема военного конфликта при участии Румынии, Украины, Молдавии и ПМР больше не кухонные разговоры интеллектуалов, но политическая действительность.

«Румыния нуждается в Молдавии, - заявил, в свою очередь, Бэсеску. - Чем больше государство, тем оно важнее и весомее. Проблема не в деньгах, а в будущем. Присоединение Молдавии может стать основой для будущего Румынии. Необходимо провести переговоры с Кишиневом и принять государственную политику на предмет объединения».

Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов уверен, что Румыния намерена объединиться с Молдавией в ЕС, разумеется, только вместе с Приднестровьем. По его словам, Бухарест намерен не допустить превращения Молдавии (включая ПМР) в буферную зону между Россией и НАТО. Он пояснил, что эта схема видится румынским политикам реальной лишь при вышеприведенных условиях: российские войска выведены, вместо миротворцев на Днестре - гражданские наблюдатели, которые, конечно же, закроют глаза на возможную попытку силой решить приднестровский вопрос. И, самое главное, в ПМР не должно быть политических структур, которые могли бы попробовать сохранить эту самую буферную зону.

«Словом, вся бывшая МССР должна войти в состав Румынии (неважно, под каким «соусом»), а после этого объединенная «Великая Румыния», вышедшая на левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО. Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе», - резюмирует Сафонов.

Игорь Молотов

С каким государством сегодня граничит Приднестровская Молдавская Республика? С Республикой Молдова или уже с Румынией? Этот вопрос отнюдь не праздный и, пожалуй, многие маститые эксперты затруднятся ответить на него прямо, без оговорок. Дело в том, что процесс «переваривания» Румынией Молдавии, начало которому было положено в конце 80-х начале 90-х прошлого столетия, за 20 лет дал вполне ощутимые результаты. Не исключено, что это началось гораздо раньше, а вот очевидным стало в 80-х. Иначе откуда вдруг, как грибы после дождя, в тогда еще Советской Молдавии, одновременно появились многочисленные сторонники «румынизации» Молдавии - политики, общественные деятели разного калибра, художники, поэты, артисты и другие деятели культуры, представители трудовых коллективов? Именно в те годы отмечен резкий всплеск русофобских и румынофильских настроений в молдавском обществе. Чего только стоят «Десять заповедей бессарабского румына», написанные Хадыркэ, Виеру, Лари, Матковским, Цуркану, Чимпоем, Нэстасе, Друцэ и другими деятелями культуры и представителями молдавской интеллигенции, писавшими раньше стихи про Ленина и тексты к песням, исполняемым звездами советской эстрады.

Замечу, что в конце 80-х - начале 90-х в СССР было немало очагов национализма, но молдавские националисты имели одну очень существенную отличительную черту - они не называли себя молдаванами, что было бы логично, они называли себя румынами. Например, украинским «руховцам» (представителям Народного Руха - брата-близнеца Народного фронта Молдавии), даже спьяну не пришло бы в голову называть себя, например, румынами или кем-либо еще - только украинцами. В школах РМ с того времени начали изучать Историю румын, отказались называть свой язык молдавским.

Сегодня ни для кого не секрет, что Румыния оказывала всестороннюю помощь Республике Молдова во время конфликта с ПМР. Снабжала оружием, техникой, поддерживала дипломатически и информационно. Расчет был сделан на то, что удастся быстро и жестоко разделаться с Приднестровьем, а затем Молдова поглотит его. Потом должно было произойти объединение Молдавии и Румынии. С цветами, транспарантами, на волне братской любви. Однако сценарий реализовать не удалось. Приднестровье захватить не получилось, а объединяться с Молдовой, оставив фактически в тылу пророссийскую Приднестровскую Молдавскую Республику, в Бухаресте не захотели. Да и Вашингтон этого не одобрил бы. Тогда, как и сегодня, Румыния надеется «сорвать весь банк», полностью заполучив территорию бывшей МССР. Поэтому Румыния сменила тактику, но оставила прежнюю стратегию, перейдя к ползучей экспансии.

В 1998-2000 годах к власти в Румынии пришли партии, входящие в Демократическую конвенцию Румынии (ДКР), а в Кишиневе - альянс «За демократию и реформы». Как отмечает директор программ Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ, в тот период политический диалог Республики Молдова и Румынии расширяется и активизируется на трех важных уровнях: глав государств, парламентов и правительств. Только в 1998 году президентам Республики Молдова и Румынии Петру Лучинскому и Эмилу Константинеску удалось провести три встречи. В этот же период председатель парламента РМ Думитру Дьяков совершает два рабочих визита в Бухарест (в июне 1998 года и апреле 1999 года), а в апреле 2000 года в Кишинев совершает рабочий визит председатель Сената Румынии Мирча Ионеску Куинтус. Кроме того, на уровне двух правительств в мае 1999 года состоялся официальный визит в Кишинев премьера Румынии Раду Василе, а в августе того же года официальный визит в Бухарест совершил премьер-министр РМ Ион Стурза. В апреле 2000 года стороны парафировали Договор о привилегированном партнерстве и сотрудничестве Республики Молдова и Румынии, правда, правительства его не подписали. В этот же период Румыния становится вторым по значимости после России торговым партнером Молдавии, также происходит подключение РМ к румынской энергосистеме.

После прихода к власти в Молдавии Партии коммунистов Республики Молдова во главе с Владимиром Ворониным многим казалось, что теперь дружбе Молдавии и Румынии пришел конец. Слишком уж громогласно Владимир Николаевич во время предвыборной кампании заявлял, что Молдавия меняет свой политический вектор с прозападного и прорумынского на пророссийский, и теперь не может быть и речи об отказе от молдавской государственности. Однако именно в период его правления в Молдавии была зарегистрирована Бессарабская митрополия румынского патриархата. Бессарбская митрополия - это идеологическая структура, которая получает деньги из Румынии. Находясь на территории той же Молдавии и той же Украины, фактически является структурой другого государства. Священнослужители Бессарабской митрополии действуют активно. Они не только общаются с местным населением и убеждают его в том, что мать-Румыния хочет только блага для своих чад, но и вытесняют представителей Митрополии Молдавии. То есть в стране, благодаря ПКРМ, сегодня во многих населенных пунктах фактически окормляют паству румынские пастыри. Кроме того, Воронин уравнял в правах ветеранов, воевавших на стороне фашистской Германии и Румынии во время Великой Отечественной войны и сражавшихся в рядах Красной Армии.

С 2005 года Владимир Воронин, после провала подписания «меморандума Козака», находясь под впечатлением от цветных революций в Грузии и Украине, уже не помышляет о СНГ. Он начинает «активно дружить» со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску, выступать за открытые отношения с ЕС, НАТО, Румынией. Владимир Воронин, действуя в русле интересов своих «румынских друзей» и тех, кто за ними стоит, стал заявлять о том, что Россия должна покинуть берега Днестра, вывести своих миротворцев. Он называл русских оккупантами и говорил, что российские войска представляют угрозу национальной безопасности Молдавии. А в это время Бухарест говорил о том, что российские войска представляют угрозу для Румынии. Именно тогда Румыния объявляет о своем желании играть более активную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, предлагает Кишиневу свои услуги в качестве адвоката в Евросоюзе.

Были даже разговоры о румынском проекте разрешения конфликта на берегах Днестра. Правда, позже Румыния и Молдавия разругались. В 2007 году из Молдовы даже выдворили двух румынских дипломатов, объявив их персонами нонграта. Но через полгода отношения Молдавии и Румынии вновь стали налаживаться, что стало подтверждением аксиомы «милые бранятся, только тешатся». Но, видимо, слишком уж много внимания к себе требовал молдавский коммунист Владимир Воронин. И не то чтобы он не соглашался с Бухарестом, просто надо было его упрашивать, обихаживать, не исключено, что и материально заинтересовывать. Поэтому общими усилиями его подвинули. Во время беспорядков и погромов в Кишиневе, сопровождавших приход к власти АЕИ, над зданием президентуры повесили румынский флаг, что было знаково, учитывая, как сегодня развиваются отношения Молдавии и Румынии. Эксперты отмечают, что после прихода к власти АЕИ процесс сближения РМ и Румынии заметно активизировался и ускорился.

Получая поддержку от США и видя «зеленый свет» со стороны молдавского руководства, только в первый год пребывания у власти АЕИ, Румыния открывает в Молдавии два своих телеканала - «Публика ТВ» и «Журнал ТВ». Она увеличивает количество своих НПО, СМИ, выделяет инвестиции. О том, что Румыния получает на эти цели финансовую поддержку от США, говорится в отчетах американского аналитического центра «Стратфор». Кроме того, в Молдавии была предельно упрощена процедура получения румынского гражданства, в структурах власти разрешили иметь двойное гражданство. В результате многие министры, депутаты, и.о. президента в Молдавии являются гражданами Румынии.

15 июля 2010 года появилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В Молдове начали отмечать День Румынии, День советской оккупации, а в Румынии стали, не стесняясь, заявлять о том, что нет в природе молдаван и молдавского языка, есть только румынская провинция Бессарабия. Эмиль Бок, премьер Румынии, 22 сентября 2010, будучи в США, заявил, что цель внешней политики Румынии - «устранение границы с Молдавией в рамках Евросоюза». 15 марта 2010 в Кишиневе открылось Парламентское бюро румынского сенатора Виорела Бадя, вице-председателя комиссии по внешней политике.

По мнению политолога Богдана Цырди, фактически с этого времени в Молдавии начали официально функционировать румынские органы государственной власти. Есть повод также говорить об интеграции силовых структур РМ и Румынии. Активно обсуждается договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдавией. Как сообщают СМИ, предполагается контроль над вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Говорится также о создании смешанной молдавско-румынской военной комиссии во главе с министрами обороны, которая будет следить за исполнением договора, а также через посольства обмениваться информацией.

«Процессы интеграции Молдавии и Румынии идут постоянно. Правда, с различной скоростью, поэтому иногда возникает впечатление, что движения Румынии и РМ навстречу друг другу нет. Но это кажущаяся видимость. Есть два вида процессов - явные и скрытые. Скрытые предопределяют видимые. Они важнее и глобальнее. Но по видимым можно судить о том, в каком направлении движется ситуация. Сегодня процесс реинтеграции РМ и Румынии идет активнее, появились новые авторы этих процессов, новые цели. И до тех пор, пока не произойдет объединение, процессы будут идти, нельзя уже остановить запущенные двигатели», - считает ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил.

До сих пор между Молдавией и Румынией нет договора о государственной границе. После принятия молдавским парламентом «Декларации о независимости» 27 августа 1991 года и аннулирования пакта Молотова-Риббентропа и Закона СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», молдавско-румынская граница перестала существовать, равно как и молдавско-украинская. И не стоит думать, что договор вот-вот появится. Еще в 2005 году на встрече румынского экс-премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану с представителем Соединенных Штатов Америки - заместителем госсекретаря Робертом Зэликом говорилось о том, что Румыния продолжит стратегию втягивания Молдовы на Запад. Тема разговора Попеску-Тэричану с Зэликом стала известна, благодаря сайту «Викиликс». Попеску-Тэричану говорил о Молдавии и Румынии как о странах с общей историей, культурой, лингвистическим наследием. При этом отмечалось, что Молдавия должна стать членом Евросоюза, а граница между Румынией и Молдавией существовать не должна.

«Это подтверждает, что процесс румынизации Молдавии только усиливается. Сегодня нам вообще приходится говорить о том - с кем приходится вести переговоры: с Молдовой или уже с Румынией? Сам факт существования Молдовы стоит под вопросом. Нас это не может не тревожить, так как процессы в РМ - это, по сути, поглощение Молдавии Румынией», - отмечает проректор Приднестровского государственного университета Михаил Кушаков.

Ни для кого уже не секрет, что именно Румыния из своего далеко не профицитного бюджета финансирует дискредитацию советского периода в истории Молдавии. Об этом открыто сообщает департамент по связям с румынской диаспорой министерства иностранных дел Румынии. Идет также финансирование средств массовой информации в РМ, которые связаны с пропагандой румынских ценностей. Департамент выделял деньги газетам «с традициями» в Республике Молдова, которые продвигали неизменные румынские и европейские ценности.

То есть работа по румынизации Республики Молдова идет по всем направлениям. На днях стало известно, что подключат к популяризации идеи объединения РМ и Румынии агитбригады. Платформа Actiunea 2012, выступающая за присоединение Республики Молдова к Румынии, намерена начать агитационную кампанию в странах Европы. Об этом сообщает Интернет-портал ava.md со ссылкой на сообщение данной организации. В каждом из 41 уезда Румынии уже сформированы местные организации, продвигающие идею, что «Бессарабия - это Румыния», а также успешно развивается кампания «Мой дом знает правду», в рамках которой около 300 человек ведут агитацию среди населения за присоединение Молдавии.

«Информирование об исторических реалиях не остановится на этом. Мессидж «Бессарабия - это Румыния» будет передан дальше в рамках кампании, которая охватит все страны Европы. Через расширение пространства распространения мессиджа платформа Actiunea 2012 желает затронуть иностранное общественное мнение в связи с историей румын и напрямую, ясно и концентрированно продвигать исторические эпизоды, представленные искаженно», - говорится в сообщении организации. Среди заявленных целей платформы значится «поддержка инициативы присоединения Республики Молдова к Румынии и активная борьба за поиск идеала румын на обоих берегах Прута в рамках одного государства».

В контексте всего сказанного становится абсолютно непонятным - почему у российских политиков разного уровня так сильно желание буквально «затолкать» Приднестровье в Молдавию, а стало быть, в Румынию? Неужели так хочется помочь реализовать, наконец, Бухаресту свои планы по захвату территории бывшей Молдавской ССР, а Соединенным Штатам - замкнуть балто-черноморскую дугу вокруг России? В заключение хотелось бы процитировать слова российского генерал-майора в отставке, президента фонда «Русский» Леонида Шершнева, сказанные им во время передачи «Круглый стол» на телеканале «КМ ТВ»:

«Безопасность Приднестровья и России тесно связаны. Рубеж, который удерживает Приднестровье - это рубеж безопасности России. Тогда, в 1992-ом, Приднестровье спасло честь России. Если бы Приднестровье тогда не отстояло честь России, я уверен, что НАТО было бы уже где-то на границе Московской области. Мы еще недооценили для судьбы самой России роль тех позиций, которые заняло тогда приднестровское руководство и приднестровский народ. Это еще не оцененная нами вещь. Мы, конечно, должны низко поклониться приднестровскому народу за все. Он тогда сыграл огромную позитивную роль в обеспечении безопасности России».

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".