Какой краскопульт лучше использовать для покраски мебели. Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла

Пульверизатор для работы с лаком принципиально не отличается от оборудования, предназначенного для покраски. Самый существенный момент - дюза (сопло) должна иметь соответствующий задаче диаметр. Оптимальная дюза для лака имеет диаметр, равный 1,4 миллиметра.

Также следует учитывать, что не каждый тип краскопульта подойдет для работы с лаком. К примеру, электрические модели не приспособлены для работы с лаками на основе органических растворителей.

Ниже разберемся в нюансах устройства краскопультов, способах их настройки и нанесения лака на деревянные поверхности.

Выбор краскопульта

Начинающие мастера часто стремятся сэкономить, отдавая предпочтение при покупке краскораспылителю с минимальным ценником. Однако, покупая дешевое оборудование, нужно понимать, что низкая цена - следствие не самых качественных материалов и максимального технологического упрощения пульверизатора. Поэтому не стоит слишком экономить на покупке распылителя - это скажется на качестве лакировки.

  1. Материал, из которого произведена крышка сопла. Лучший материал для этой детали - нержавеющая сталь.
  2. Герметичность конструкции. Краскораспылитель поддерживает определенное давление, поэтому его составляющие должны быть герметичными, иначе получить равномерно окрашенную поверхность будет невозможно. Герметичность обеспечивают прокладки, и лучший материал для них - тефлон.
  3. Местонахождение ресивера. Непосредственного влияния на работу оборудования этот параметр не имеет, однако, если бачок находится снизу, управлять краскопультом будет несколько сложнее, так как держать такое устройство нужно строго по вертикали.
  4. Материал, из которого произведен бачок. Металлические бачки легче отмывать от остатков краски или лака, однако контроль над расходом материала в этом случае затруднен. Пластиковые емкости отличаются ровно обратными характеристиками: их сложно мыть, зато легко отслеживать расход лакокрасочного состава.
  5. Материал, из которого изготовлен сам краскопульт. Оптимальный вариант - высокопрочный пластик. Он не такой тяжелый, как металл, а значит, работать с таким оборудованием будет физически легче. С другой стороны, многие мастера рекомендуют приобретать краскораспылители из нержавейки, мотивируя такой выбор долговечностью данного материала.
  6. Ширина факела. Этот параметр указывает на площадь, которую можно обработать за единицу времени. На ширину факела оказывает немалое влияние длина шланга. Стоит заметить, что не для всех работ критически важна большая ширина факела. К примеру, для обработки небольших деталей гораздо предпочтительнее тонкая струя. А вот для масштабных поверхностей лучше иметь большую ширину факела.
  7. Соответствие производительностей краскопульта и внешнего компрессора. Недопустима ситуация, когда мощность пульверизатора больше мощности компрессора.
  8. Легкость доступа к средствам управления аппаратом. Все кнопки на устройстве должны быть легкодоступны, так как именно с их помощью осуществляется управление давлением сжатого воздуха и другими функциями.

Обратите внимание! Диаметр сопла и зерно распыляемого состава - взаимозависимые параметры. Чем меньше зерно, тем меньше должно быть сопло. Разумно приобрести сразу несколько сменных сопел и игл.

Выбирать конкретную модель следует, исходя из реальных потребностей. Кому-то больше подойдет краскораспылитель с пластиковым бачком, а кому-то - металлическим, кто-то предпочтет широкий факел, а кто-то - узкий. Во многих случаях нет нужды в затратах на профессиональное пневматическое оборудование и проще обойтись электрическим или даже ручным аппаратом.


Конструкция краскопульта

В качестве примера разберем особенности краскопульта модели W670 от немецкой компании «Wagner». Пульверизатор включает в себя форсунку тонкого распыления, емкость для лакокрасочного состава, электрический мотор, удлинитель и шланг.

Краскораспылитель «Wagner» позволяет работать с любыми видами лаков: как с водоэмульсионными, так и растворяемыми органическими растворителями. Меняя рабочую насадку (их несколько в комплекте), можно наносить лак любого уровня вязкости.

Модель отличается большим углом распыления, что позволяет при нанесении лака обрабатывать максимально возможную площадь поверхности. Еще больше расширяет рабочую зону удлинительная ручка. Норма подачи краски контролируется за счет роликового устройства.

Пульверизатор комплектуется насадкой I-Spray, дающей два вида струи: плоскую по горизонтали и плоскую по вертикали. Еще одна насадка - PS800 - предназначена специально для распыления тонким слоем жидких составов, в первую очередь, лаков.

Характеристики оборудования:

  1. Метод распыления - воздушный.
  2. Питание - электросеть 220 В.
  3. Необходимая мощность - 350 Вт.
  4. Мощность распыления - 120 Вт.
  5. Допустимая вязкость грунта - 3300 мПа/с.
  6. Максимальная подача - 375 миллилитров в минуту.
  7. Объем бачка - 0,8 л или 1,8 л.
  8. Длина удлиняющего кабеля - 60 сантиметров.
  9. Длина воздушного шланга - 3,5 метра.
  10. Масса - 4,3 кг.

Комплектация пульверизатора:

  • краскораспылитель;
  • насадка I-Spray и бачок на 1,8 литра;
  • насадка для жидких составов PS800 и бачок на 0,8 литра;
  • шланг для воздуха;
  • удлинитель;
  • рукоять;
  • ремень на плечо;
  • заливная воронка;
  • инструкция по эксплуатации;
  • гарантийный талон.

Краскопульт оснащен ступенчатым переключателем мощности. Присутствие этой опции дает возможность регулировать напор и ширину факела, выбирая наиболее подходящий режим, при котором лак будет ровно ложиться на поверхность без излишнего разбрызгивания.

Переключатель в положении «0» свидетельствует о включенном пульверизаторе. Если поставить переключатель на «1», устройство функционирует на среднем скоростном режиме, позволяющем распылять даже самые жидкие лаки. Режим «2» означает, что аппарат способен к разбрызгиванию вязких составов.

Важно! Перед применением краскопульт нужно настроить.

Делается это следующим образом:

  1. Подвешиваем пульверизатор в вертикальном положении над пробным листом картона или дерева на расстоянии 15-20 сантиметров.
  2. Нажимаем на курок и удерживаем его до той поры, пока на лаковом пятне не возникнут потеки.
  3. Далее корректируем настройки в соответствии с поставленными целями.
  4. Сопло проворачиваем так, чтобы факел напоминал веер.
  5. Тренируемся в нанесении сплошных полос лака, делая перехлесты в различных направлениях.
  6. Для создания однородного покрытия перемещаем струю с одинаковой скоростью. Все движения плавные, без рывков.
  7. Жмем на курок у края обрабатываемой поверхности, но не перед ее началом.
  8. Наклонять пульверизатор нельзя.

Открываем ножом банку (входит в комплект с краскораспылителем) и заполняем бачок лаком - не до верха, чтобы массу можно было дополнительно разбавлять и размешивать. Доливаем в бачок воду (примерно 10% от общей массы). Хорошо размешиваем смесь.

При необходимости добавляем дополнительные компоненты. Однако вначале ингредиенты нужно профильтровать. Лучше всего для этой цели подойдет сетчатый фильтр, который можно приобрести там же, где и лак. Если фильтра нет под рукой, можно воспользоваться капроновым чулком.

Смесь приготавливаем в специально выделенной для этого металлической емкости. Не нужно добавлять сразу весь состав, поскольку лак из-за воздействия добавок очень быстро становится вязким. Лучше сделать несколько замесов.

Компоненты смеси:

  • отвердитель (составляет примерно половину смеси);
  • антисиликон для придания покрытию устойчивости к пыли, жиру и образованию кратеров (доля вещества приблизительно 5-7%);
  • ускоритель высыхания (2-3% от общего количества).

Совет! Ускоритель особенно пригодится при низких температурах воздуха, однако может стать причиной мутноватого цвета поверхности. Даже если это произошло, отчаиваться нет причин, поскольку дефект можно исправить полировкой.

Добавки позволяют значительно улучшить технические характеристики лака. Однако слишком усердствовать в этом деле не стоит, так как превышение допустимых концентраций приведет к ухудшению качества состава.

Очень важно тщательно размешивать состав. Это позволит добиться однородности смеси. Дело в том, что молекулы составляющих смесей начинают активно взаимодействовать между собой только при интенсивном размешивании. Помешивать лак нужно и в процессе работы. Для этого нужно периодически встряхивать емкость на протяжении 15-30 секунд.

Особенности обработки поверхности

Подготовительные работы

  1. Качество лакировки во многом зависит от того, насколько основательно была подготовлена поверхность. Поэтому вначале удаляем старое покрытие и хорошо отшлифовываем и обезжириваем поверхность. Особое внимание уделяем состоянию древесины, наличию на ней следов гниения. Если обнаружены пораженные участки, их также тщательно зашпаклевываем и отшлифовываем мелкозернистой наждачкой.
  2. Разворачиваем всасывающую трубку краскораспылителя загнутым концом вперед. В таком положении лак из емкости будет поступать в форсунку равномернее.
  3. Ставим переключатель мощности на «двойку». Этот режим предназначен для работы с вязкими составами.

Обратите внимание! Мягкие породы древесины нужно вначале грунтовать с «фиксацией ворса». Затем следует еще раз отшлифовать поверхность.

При нанесении лака нужно придерживаться ряда технологических требований. К примеру, следует знать, что первоначально выпущенный лак обычно бывает неоднородного состава: из распылителя вылетают сгустки смеси. Поэтому прежде чем наносить лак на чистовую поверхность, нужно распылить немного лака на пробник (картон, кусок дерева, бумагу и т.п.). Тестовое распыление делаем как при горизонтальном, так и при вертикальном положении форсунок.

  1. Удостоверившись, что факел обрел нужную форму и ширину, а состав выделяется равномерно, начинаем лакировку поверхности.
  2. Наносим лак плавными движениями от плеча, то есть всей рукой - благодаря такому стилю движений проще поддерживать рекомендуемое расстояние до обрабатываемой поверхности.
  3. Если распыление лака началось, останавливаться можно лишь тогда, когда вся поверхность обработана, иначе возможно образование неровностей и пятен.
  4. Если работу нужно завершить, то вначале следует отвести распылитель от обрабатываемого участка и лишь после этого его отключать.
  5. Распылитель перемещаем по направлению от себя, чтобы излишки лакокрасочного состава попадали на необработанные участки.
  6. Стараемся сохранять одно и то же расстояние от аппарата до обрабатываемой поверхности.

После высыхания слоя лака поверхность шлифуем, очищаем от пыли и наносим следующий слой лака.

Особенности лакировки древесины

Древесина - особый материал, который отличается по своим свойствам от металла или штукатурки. Одно из таких отличий - неравномерное впитывание лакокрасочных составов разными участками деревянной поверхности. Более мягкие участки после лакировки могут иметь матовый оттенок, а более плотные - глянцевый. Чтобы исправить подобный дефект применяют морилки. В некоторых случаях используются тонирующие лаки, которые не только окрашивают древесину, но и подчеркивают древесную структуру. При желании можно придать дереву вид другой, более респектабельной породы.

Применение непрозрачных лакокрасочных составов подразумевает сохранение вида естественной текстуры. Особенно часто такие лаки применяют для лакировки дорогих сортов древесины, например, дуба. Благодаря высокой плотности дуб впитывает в себя состав, однако текстура древесины не маскируется, а наоборот - акцентируется.

Популярна отделка под «седой дуб». Методика создания такой поверхности состоит из нескольких этапов. Вначале древесина защищается. Затем на нее наносится грунтовка и белая краска. После этого поверхность шлифуется вплоть до голой древесины. Однако даже после удаления краски в мягких слоях имеются ее остатки в виде прожилок, благодаря чему после нанесения лака и возникает эффект «седого дуба».

Нередко используется технология старения древесины. Защищенную и прогрунтованную поверхность в бессистемном порядке неравномерно смазывают восковой свечой. Затем на поверхность наносится краска. В тех местах, где дерево было обработано воском, краска начнет осыпаться неровными кусками. Разрушающийся слой краски закрепляют лаком. После этого дерево приобретает старинный благородный вид.

Некоторые породы деревьев с трудом поддаются обработке. К примеру, сосна имеет смолистый состав. Уже после лакировки древесина часто выделяет смолу, что сводит все усилия по лакировке на нет. Поэтому еще до нанесения лака сосну нужно обессмолить.

Нанесение лака на древесину с помощью краскопульта технологически схоже с покраской. Однако существуют и отличия, которые связаны с подбором соответствующего задаче оборудования. Перед покупкой краскораспылителя для лака рекомендуется посоветоваться с продавцом-консультантом, который поможет подобрать подходящую модель.

На фото мы видим, как выглядит компрессор для покраски.

Ещё лет 30 назад пневматические краскопульты были доступны только на заводах и крупных фабриках. Компрессоры того времени отличались огромными размерами и невероятным уровнем шума, да к тому же, они требовали подключения к промышленной электросети в 380 вольт.

Современный компрессор для краски стал гораздо компактнее, и при этом практически не потерял в мощности. Но встал вопрос, как его правильно выбрать, особенно если учесть огромное количество производителей, представленных в любом строительном магазине, и именно об это мы и поговорим в этой статье.

Мы видим пример, как происходит покраска компрессором автомобиля.

На первый взгляд, все компрессоры могут показаться одинаковыми, но почему же тогда у них такая феноменальная разница в цене? Цена компрессора зависит от множества факторов, и подбирается он в зависимости от того, как вы его будите использовать.

Не всегда целесообразно брать самое мощное оборудование, особенно если вы собираетесь работать им не постоянно. Чуть ниже мы рассмотрим несколько популярных моделей в ценовой категории до 10 000 рублей, которые идеально подойдут для покраски даже такими густыми как .

Но перед тем как говорить о конкретных моделях, давайте рассмотрим основные характеристики, которые напрямую влияют на стоимость компрессора для покраски:

  • Объём ресивера . В зависимости от модели он может быть как совсем маленьким, объёмом 5 литров, так и огромным, объёмом до полтонны. Размер ресивера влияет на то, как интенсивно вы используете компрессор. Чем больше вы тратите воздуха, тем больше должен быть ресивер, чтобы снизить нагрузку на двигатель.
  • Количество рабочих цилиндров . Их может быть от одного до четырёх. Чем больше у компрессора цилиндров, тем быстрее он нагнетает воздух в ресивер. 4 цилиндра используются в основном на промышленном оборудовании, а компрессоры, о которых говорим мы, имеют 1 или 2 цилиндра и этого вполне достаточно для бесперебойной работы при максимальной нагрузке.
  • Мощность электродвигателя . Бытовые компрессоры работают от обычной сети и не требуют специального подключения. Мощность двигателя может быть от 0.5 до 3 киловатт, и выбирать её следует исходя из того, как часто вы пользуетесь этим оборудованием и какие максимальные нагрузки намереваетесь использовать.

  • Максимальное рабочее давление. У разных моделей оно может колебаться от двух до 12 атмосферных единиц. Этот показатель влияет на то, какие краски вы используете в работе. Чем жиже краска, тем меньше давления требуется на её распыление. Например, для хватит и двух атмосфер, а чтобы распылить молотковую эмаль потребуется не менее 8.
  • Мобильность. Самые маленькие компрессоры можно легко переносить на руках, другие же требуют стационарной установки. Оборудование, о котором говорим мы, может передвигаться при помощи небольших колёс. Такой компрессор легко перемещается с места на место и не требует постоянного местоположения.

Итак, с основными характеристиками мы разобрались, но при выборе качественного инструмента они помогут мало. Производителей техники очень много, но практически у всех существует одинаковый набор проблем, которые так или иначе появляются в процессе эксплуатации.

А перед тем, как перейти к описанию дефектов. Рекомендуем вам посмотреть видео в этой статье, на котором показана инструкция, как красить компрессором.

Основные причины выхода компрессора из строя

Самодельный компрессор, собранный из деталей от старого холодильника.

Основная причина выхода компрессоров из строя – это неправильный расчёт мощности и нагрузки. Какой-то универсальной формулы не существует, так как все краски имеют свои характеристики плотности и вязкости, к тому же, каждый мастер разводит краски самостоятельно.

Важно! Оптимальный цикл работы компрессора – 5 через 2. То есть после работы в течение пяти минут, компрессору необходимо не менее двух минут отдыха.

Частота включения и выключения компрессора зависит от всех факторов приведённых выше одновременно. Тут важно учитывать, какой тип покраски для вас более свойственен. Если вы чаще красите ровные поверхности, то есть инструмент работает при постоянном нажатии рычага краскопульта, желательно подбирать инструмент с большим количеством цилиндров и размером ресивера.

Из строя при повышенной нагрузке может выйти и электродвигатель, но более частой поломкой становится прогорание клапанов компрессии. Они представляют собой язычки из тонкой стали, которые поднимаются при движении цилиндра вверх и опускаются после забора воздуха.

Чем интенсивнее работает компрессор, тем больше эти язычки нагреваются и в одни момент просто перестают работать. В этом случае двигательно продолжит вращение, а цилиндры своё движение, но компрессии в ресивере уже не будет.

Компрессор одного из самых популярных отечественных производителей, компании «Интерскол».

Также, часто выходят из строя вентиля подачи воздуха, так как пользуются ими очень часто. Покупая компрессор, обязательно обратите внимание на качество вентилей. Во-первых, они должны быть полностью латунными или бронзовыми. И во-вторых, поворотная ручка не должна быть из силумина или пластика, эти материалы быстро ломаются при частой эксплуатации.

Помимо этого, многие пользователи часто забывают о необходимости следить за уровнем масла в редукторе, которое имеет обыкновение испаряться. Регулярно проверяйте уровень и при необходимости дополняйте его.

Важно! Не используйте постороннее масло для заливки в редуктор компрессора. Каждый производитель техники, как правило, впускает своё собственное масло, но если такого нет, можно использовать специальное компрессионное масло, которое отличается низкой вязкостью.

Большинство неполадок можно исправить своими руками, но только в том случае, если ваш инструмент уже снят с гарантийного обслуживания. В противном случае, внутрь лучше не лезть и доверить эту работу профессионалам, которые обязанные всё починить в самые короткие сроки и совершенно бесплатно.

Правила эксплуатации

Мы видим процесс покраски стен с помощью компрессора на плечах.

Цена и марка компрессора не являются залогом его длительной и безупречной службы. Очень многое зависти от того, насколько правильно вы его эксплуатируете.

Существует несколько правил, соблюдая которые удастся значительно продлить срок службы даже самого недорого компрессора:

  • Всегда следите за уровнем масла в редукторе . В каждом компрессоре специально для этого есть небольшое окошко с метками. Не допускайте, чтобы уровень падал ниже критической черты, но и не переливайте сверх нормы, так как излишки начнут заливать цилиндры и масло может попасть в воздушные шланги.
  • Постоянно следите за состоянием фильтров . Компрессоры берут воздух снаружи, поэтому фильтры очень быстро засоряются, особенно если вы работаете в закрытом помещении. Как правило, на продажу устанавливают самые дешёвые тряпочные фильтры, которые приходят в негодность всего через пару недель, поэтому лучше их сразу заменить на войлок или нечто подобное.
  • Если во время работы вы заметили, что компрессор не выключается уже довольно длительное время, остановите работу и дайте инструменту отдохнуть. Перегрев рабочих узлов существенно сокращает срок эксплуатации.

Компрессор с самодельной защитной решёткой. Базовая комплектация не всегда отвечает нормам.

  • Не оставляйте компрессор на морозе. При минусовой температуре, масло в редукторе начинает густеть, и двигателю требуются дополнительные усилия, чтобы провернуть вязкую жидкость. Это создаёт существенную нагрузку на ротор, и двигатель может просто сгореть. Если масло всё же загустело, отнесите компрессор в тепло и дайте ему прогреться, после чего его можно эксплуатировать на морозе. Во время работы масло разогревается самостоятельно.
  • Регулируйте выходное давление отдельно под каждый тип краски . Чем меньше создаётся нагрузка на двигатель, тем лучше. Например, нитро эмалям или водным краскам достаточно и двух атмосферных единиц, и нет никакого смысла использовать максимальные 12 атмосфер.
  • Регулярно сливайте из компрессора конденсат. Для этого снизу ресивера предусмотрено специальное сливное отверстие. Конденсат всегда скапливается внутри при изменении температуры и когда его набирается достаточное количество, он начинает поступать в воздушные шланги и смешиваться с краской. Результатом будет не распыление краски, а её разбрызгивание.

Соблюдая эти нехитрые правила, электрокомпрессор для покраски прослужит вам верой и правдой долгие годы, даже если он не принадлежит к семейству известных брендов.

Популярные модели

И снова разновидность компрессора для покраски.

Компрессор для окраски – вещь не из дешёвых, и цена некоторых моделей может достигать нескольких десятков тысяч. Зачастую это плата за известный бренд. Да, такие модели отличаются высоким качеством и длительной эксплуатацией, но не всегда есть смысл брать такую технику, особенно если вы работает этим инструментом лишь время от времени.

Для удобства, представим вам несколько популярных моделей компрессоров в виде наглядной таблицы. Мы не будем здесь приводить их стоимость, так как она может существенно колебаться, но отобрали мы только те модели, цена которых не превышает 10 тысяч рублей.

Модель Характеристики
Страна производитель Количество цилиндров Рабочая мощность (атмосферных единиц) Производительность (литров в час) Объём ресивера (литров)