В каком году был сделан первый снимок. Изобретение фотографии и первые фото

Как обычно, полагают, что фотографию изобрел один человек. Конечно, это не так. Фотография была изобретена не одним человеком, а целой плеядой увлеченных людей. История возникновения фотографии идет с незапамятных времен, с камеры-обскура...

А дело было так: невероятное бурление фотографической жизни началось в 1839 году, когда Дагер опубликовал свое важное сообщение об изобретении фотографии. В том же 1839 году Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки, а Джон Гершель прочитал в Королевском обществе (Академия наук в Англии) свой доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, того самого гипосульфита, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории. А до этого больше чем 100 лет фотография пробивала себе путь к свету...

Но задолго до этих событий первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль темной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно (как всегда случайно!) смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворенного серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась темной, в то время как смесь, защищенная от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провел несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребренном меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые с помощью камеры-обскуры спустя немногим более столетия привели к открытию фотографии. И за это ему надо сказать большое спасибо.

И все-таки где было начало фотографии? Где точка отсчета? Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива.... Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый десятого века Алхазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевернутого изображения. Он видел это перевернутое изображение на белых стенах затемненных комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки.

Большая камера-обскура, сооруженная в Киме Атанасиусом Кирчером в 1646 году, показана без верхней и боковой стенок. Это было небольшое передвижное помещение, которое легко переносилось художником на место, где он хотел рисовать. Художник забирался в это помещение через люк. На гравюре он очерчивает, с обратной стороны, изображение на прозрачной бумаге, которая висит напротив одной из линз.

Алхазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом. Перевернутое изображение камеры-обскуры объясняется просто: свет прямыми линиями проходит через небольшое отверстие, сделанное в центре. Линии света, отраженные от основания освещенного солнцем пейзажа, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху стены затемненной комнаты. Подобным же образом линии света, отраженные от верхней части пейзажа, идут к основанию стены, и все линии соответственно проходят через центр, образуя перевернутое изображение. В первые годы пятнадцатого столетия художники стали стремиться к тому, чтобы воспроизвести на своих полотнах свет.

Живой интерес к оптике в шестнадцатом столетии заложил основы научных открытий следующего века. В 1604 году Кеплер определил физические и математические законы отражения зеркал. В 1609 году Галилей изобрел сложный телескоп. В 1611 году Иоганн Кеплер разработал теорию линз, которые стали надежными научными инструментами. Интерес к оптическим явлениям охватил всю Европу, словно лихорадка. Художники, так же как и ученые, оказались под сильным влиянием этих научных изысканий. Если художники продемонстрировали ученым, как нужно видеть мир, то теперь ученые платили им за эту услугу. Изобразительное искусство шестнадцатого столетия, особенно в Венеции и Северной Италии, отразило огромный интерес к оптическим явлениям и в семнадцатом столетии он стал почти всеобщим.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. Около 1660 года. Дерево. Масло.

Архитекторы, художники сцены, скульпторы стали жертвами любви к иллюзии. Как обычно, они пали первыми! Фантазия видения художников была безгранична. Некоторые голландцы — Карел Фабрициус, Ян Вермеер, Сэмуэль ван Хугстратен — и испанец Веласкес шли даже дальше воспринимаемых возможностей невооруженного глаза и рисовали явления, которые можно было видеть лишь с помощью зеркала или линз. Картина Вермеера «Девушка в красной шляпе», например, представляется нам так, будто сделана фотокамерой, которая дает «беспорядочные круги» вокруг ярко освещенных мест, когда не каждый луч в потоке света четко сфокусирован. Для художников семнадцатого, восемнадцатого и начала девятнадцатого веков камера-обскура стала приносить большую практическую пользу и размер камеры все время уменьшался.

Стало возможным пользоваться камерой-обскурой на природе, и для этой цели в семнадцатом веке были модифицированы закрытые кресла и тенты. В 1620 году Кеплер, великий астроном и физик-оптик, ставил темную палатку в поле, устанавливал линзу в прорезь палатки и наблюдал за изображением, которое появилось на белой бумаге, прикрепленной к противоположной стенке палатки, напротив линзы.
Размеры камеры-обскуры вскоре стали два фута в длину и меньше фута в высоту (1 фут = 30,8см.), линза устанавливалась с одной стороны, а у основания другой — зеркало. Рефлексный тип камеры-обскуры создал Иоханн Цан в 1685 году. Его ящик имел то преимущество, что зеркало помещалось внутри под углом 45 градусов к линзе и изображение отражалось в верхней части ящика. Здесь он помещал матовое стекло, покрытое калькой, и легко мог обводить изображение. Цан изобрел также еще меньшую по размерам рефлексную камеру-обскуру с вмонтированной линзой. Она очень напоминала камеры, которыми пользовался Ньепс сто пятьдесят лет спустя. Возросшее число людей со средним достатком в восемнадцатом веке вызвало спрос на портреты за умеренную цену. Раньше портреты были лишь привилегией богатых. Первым ответом на этот спрос было создание «силуэта», способа, при котором просто обводили контуры или тени, проецируемые на бумагу, а затем эту бумагу вырезали и наклеивали. «Обводка лица», изобретенная Жиль-Луи Кретьеном в 1786 году, была в принципе тем же самым, что и «силуэт», но с небольшим преимуществом: обведенный контур гравировался на медной пластинке. С этой пластинки можно было сделать несколько отпечатков.


Вырезанные рукой силуэты Чарльза Вейджа, двух лет, и его матери. 1824 год.
В начал
е девятнадцатого века американский художник Рембрандт Пиль делал подобные силуэты, которые он называл "профилеграфиями".

И наконец-то случилось! Нисефор Ньепс из Франции был первым человеком, который успешно получил изображение с помощью солнца. В 1827 году он пытался представить свой доклад Королевскому обществу в Лондоне. Но так как Ньепс держал свой процесс в секрете, отказываясь описать его в докладе, Королевское общество не приняло его предложение (времена были сложные, и такие открытия держались в секрете, как сейчас держатся в секреты нано-технологии). К докладу, тем не менее, были приложены несколько фотографий, сделанных как на металле, так и на стекле. В 1853 году Роберт Хант, один из первых историков фотографии, сообщил, что некоторые из этих фотопластинок находились в коллекции Королевского (Британского) музея. Р. Хант пишет: «Они доказывают, что Н. Ньепс знает метод создания изображений, с помощью которого свет, полутона и тени передаются столь же естественно, как это наблюдается в природе; он преуспел также в создании своих гелиографии, которые не подвергаются дальнейшему воздействию солнечных лучей. Некоторые из этих образцов очень хорошо отгравированы». Нас не должно удивлять то, что эти фотопластинки напоминали гравюры, так как Ньепс в действительности изобрел фотогравюру, а те образцы, которые видел Р. Хант, были приняты именно за гелиогравюры, а не фотографии, сделанные с помощью камеры-обскуры.

Персональная, переносная камера-обскура начала 19 века.

Как видите путь фотографии к свету был тернист и сложен. В те далекие времена химия и физика были изучены очень плохо, химиков сжигали на кострах, обвиняя их в колдовстве. Это было серьезной причиной долгого развития не только фотографии, но и науки в целом.

Этот снимок под названием «Вид из окна» в 1826 году сделал первооткрыватель фотографии Жозеф Нисефор Ньепс. Кадр снят из окна верхнего этажа в имения Ньепса в Бургундии, Франция. Изображение получено с помощью процесса, известного как гелиография.

Первую цветную фотографию создал физик и математик Джеймс Клерк Максвелл в 1861 году. Это изображение трехцветного банта под названием «Тартановая лента» (или «Ленточка из шотландки»).

Фотографы НАСА сфотографировали первый запуск на мысе Канаверал в июле 1950 года. Двухступенчатая ракета Bumper 2, которую вы видите в кадре, содержала ракету V-2 (верхняя ступень) и WAC Corporal (нижняя ступень).

Первый цифровой снимок был сделан в 1957 году; почти за 20 лет до того, как инженер компании Kodak Стив Сассон изобрел первую цифровую фотокамеру. Это цифровой скан снимка, первоначально снятого на пленку. На нем изображен сын Рассела Кирша.

Первой фотографией человека считают снимок, который вы видите выше. Его сделал Луи Дагер. Выдержка длилась около семи минут. В кадре запечатлен бульвар дю Тампль в Париже. В левом нижнем углу фотографии можно разглядеть человека, который остановился почистить ботинки.

Роберт Корнелиус настроил фотокамеру и снял первый автопортрет в мире, находясь на Честнат-стрит в Филадельфии. Он сидел перед объективом чуть более минуты до закрытия линзы. Это историческое селфи снято в 1839 году.

Первую фотографию-розыгрыш сделал в 1840 году Ипполит Байярд, который конкурировал с Луи Дагером, претендуя на звание «отец фотографии». Байярд якобы первым разработал фотографический процесс, но повременил с докладом о своем достижении. А расторопный Дагер представил отчет о дагерротипии, не упомянув Байярда, который отчаявшись сделал свой автопортрет с прискорбной подписью. В ней говорилось о том, что безутешный изобретатель утопился.

Первая аэрофотография сделана с воздушного шара в 1860 году. На ней запечатлен город Бостон с высоты 610 метров. Фотограф, Джеймс Уоллес Блэк назвал свою работу «Бостон, как его видит орел и дикий гусь».

Первую фотографию (дагерротип) Солнца сделали французские физики Луи Физо и Фуко Леон 2 апреля 1845 года.

Первая фотография из космоса получена с ракеты V-2, которую запустили 24 октября 1946 года. Это черно-белое изображение Земли, сделанное 35 мм фотокамерой на высоте 104.6 км.

Имя фотожурналиста неизвестно, но это изображение, сделанное в 1847 году, считают первой новостной фотографией. На ней запечатлен человек, которого задержала полиция во Франции.

Джон Куинси Адамс, шестой президент Соединенных Штатов, стал первым главой государства, которого сфотографировали. Дагерротип сделан в 1843 году, спустя много лет после того, как Адамс покинул пост.

Этот снимок сделал фотограф Уильям Дженнингс в 1882 году.

Катастрофы – это не самая приятная тема, но на ошибках прошлого можно учиться. Этот снимок сделан в 1908 году, когда погиб авиатор Томас Селфридж, ставший первой жертвой авиакрушения.

Первым Луну сфотографировал Джон Уильям Дрейпер 26 марта 1840 года. Он получил изображение методом дагерротипии из обсерватории на крыше Нью-Йоркского университета.

Первый цветной пейзаж, демонстрирующий миру природные краски, снят в 1877 году. Фотограф Луи Артюр Дюко дю Орон, пионер цветной фотографии, запечатлел ландшафт на юге Франции.

Земля была сфотографирована с Луны 23 августа 1966 года. Этот снимок получен с Лунного орбитального аппарата, путешествующего в непосредственной близости от спутника Земли.

Природа иногда демонстрирует свою громадную разрушительную силу. Это изображение торнадо сделано в 1884 году в округе Андерсон, штат Канзас. Фотограф-любитель А.А. Адамс находился в 22.5 км от смерча.

Как изобрели фотографию. Изобразительное искусство было очень популярно в средневековье. Богатые люди в те времена хотели запечатлеть себя на холсте, дабы о них знали потомки. Для этого нанимались художники, рисовавшие при помощи масла или акварели. Результат сложно назвать реалистичным, если только художник не являлся величайшим мастером этого дела. Свой Леонардо да Винчи жил не в каждом городе и даже не в каждой стране. Гораздо чаще художники обладали средним талантом, им приходилось искать другие способы получения реалистичных изображений.

Однажды кто-то придумал использовать для рисования камеру-обскура. Это устройство было известно уже достаточно давно. Такая коробка имела в одном конце маленькое отверстие, сквозь которое свет проецировался в другой конец. Художники слегка усовершенствовали камеру-обскура. Они подложили зеркало, после чего изображение стало попадать на размещенный сверху полупрозрачный лист бумаги. Оставалось только в точности срисовать картинку. А это уже чуть легче, чем рисование с натуры.
Минусом данного способа является долгая продолжительность рисования. К реализму изображения тоже были вопросы, ведь художник работал всё теми же красками, палитра которых не бесконечная и зависела от умений мастера. Неудивительно, что в будущем камера-обскура была усовершенствована ещё сильнее.

Дата изобретения фотографии: год и век

Развитие химии позволило ученым изобрести специальный слой асфальтового лака, реагирующего на свет. В 1820-е годы Жозеф Нисефор Ньепс придумал наносить данный слой на стекло, которое затем клалось на камеру-обскура вместо листа бумаги. Более точной даты изобретения фотографии неизвестно. Сам (если его можно было так называть) назвал своё устройство гелиографом. Теперь картину рисовать было не нужно, оно принимало форму самостоятельно.
От изобразительного искусства фотографирование в то время отличалось только в худшую сторону. На получение изображения требовалось всё так же много времени. Картинка была черно-белой. А её качество впору называть ужасным. Сейчас изобретение фотографии приписывают к 1826 году. Именно такую датировку имеет самый ранний сохранившийся снимок. Он называется «Вид из окна». Француз Ньепс запечатлел на этой фотографии пейзаж, открывающийся из окна его жилища. С трудом и некоторой долей фантазии в кадре можно разглядеть башенку и несколько домов.

В каком году изобретение фотографии получило развитие

С того времени развитие фотографии пошло серьезными темпами. Уже в 1827 году Жозеф Нисефор Ньепс вместе с Жаком Манде Дагерром решили вместо стекла использовать серебряные пластинки (основа была из меди). С помощью них процесс экспонирования удалось сократить до тридцати минут. Был у данного изобретения и один недостаток. Для получения конечной фотографии приходилось держать пластину в темном помещении над парами нагретой ртути. А это не самое безопасное занятие.
Снимки стали получаться всё более качественными. Но тридцать минут экспонирования - это всё ещё очень много. Не каждая семья готова выстоять перед объективом фотокамеры в неподвижности такое количество времени.
Английский изобретатель примерно в те же годы придумал сохранять изображение на бумагу, имеющую слой хлористого серебра. Картинка в этом случае сохранялась в виде негатива. Затем такие снимки достаточно легко копировались. Но экспозиция в случае с такой бумагой возросла до часа.
В 1839 родился термин «Фотография». Его впервые использовали астрономы Иоганн фон Медлер (Германия) и Джон Гершель (Великобритания).

Изобретение цветной фотографии

Если дата изобретения фотографии определяется XIX веком, то цветные снимки появились гораздо позже. Взгляните на фотографии, хранящиеся в вашем семейном альбоме. В большинстве своём всё это черно-белые кадры. Изобретение цветной фотографии состоялось в 1861 году. Джеймс Максвелл воспользовался методом цветоделения, благодаря чему получился первый в мире цветной фотоснимок. Беда данного метода в том, что для создания фотографии приходилось использовать сразу три камеры, на которые устанавливались разные цветофильтры. Поэтому практика цветной фотографии ещё долго не была распространена.
С 1907 года начали производиться и продаваться фотопластинки от Братьев Люмьер. С их помощью уже получались вполне неплохие цветные снимки. Взгляните на автопортрет Сергея Михайловича Прокудин-Горского. Он сделан в 1912 году. Качество уже весьма достойное.

С 1930-х годов начали выпускаться альтернативы данной технологии. К их производству приступили известные и поныне компании Polaroid, Kodak и Agfa.

Цифровое фото

Но в каком году изобретение фотографии фактически случилось заново? Сейчас можно сказать, что это случилось в 1981 году. Компьютеры развивались, постепенно они научились отображать не только текст, но и картинку. В том числе и фотографии. Получить их в первое время можно было только путем сканирования. Всё начало меняться с выходом на рынок камеры Sony Mavica. Изображение в ней фиксировалось при помощи ПЗС-матрицы. Результат сохранялся на дискету.

Постепенно цифровые фотоаппараты начали выводить на рынок и другие крупнейшие производители. Но это уже совсем другая история. История изобретения фотографии на этом почти завершилась. Сейчас большинство фотографов использует цифровые фотоаппараты. Изменения идут только в формате снимков и в их разрешении. Появились 360-градусные панорамы и стереоснимки. В будущем стоит ожидать появления и новых видов фотографий.

Вконтакте

В мире, где существуют Instagram и Facebook, фотографиями давно никого не удивишь. Но прежде чем вы назовете себя продвинутым фотографом, умеющим выставлять освещение и владеющим Photoshop, взгляните на эти старинные снимки – они были сделаны, начиная с 1838 года, и выглядят очень забавно с точки зрения современного человека.

1. Самый первый человек, появившийся на фото

Эта фотография Луи Дагерра одной из улиц Парижа была сделана в 1838 году. При ближайшем рассмотрении в нижнем левом углу снимка можно отыскать фигуру мужчины, которому чистят обувь. Это, вероятно, первая в мире фотография с человеком, случайно попавшем в кадр.

2. Первое в мире селфи!

Еще в 1839 году Роберт Корнелиус сфотографировал самого себя. Используемый метод был назван дагерротипом, в честь первого фотографа Луи Дагерра. А этот автопортрет считается одной из самых старых портретных фотографий. Фактически, это первое селфи в мире.

3. Самый старый фотопортрет женщины

Это портрет Ханны Стилли, родившейся в 1746 году. Что еще более интригует, так это то, что ей было 30 лет, когда образовались США! 94-летнюю Ханну Стилли запечатлели на века в 1840 году. Хотя оригинальный дагерротип этого портрета не сохранился, сам снимок появился в книге Алвы Горби «Семья Горби, история и генеалогия» (1936).

4. Самый старый снимок президента США

Первым сфотографированным президентом США стал Джон Куинси Адамс, и случилось это событие в 1843 году. Адамс был шестым по счету президентом страны с 1825 по 1829. В возрасте 76 лет его фотопортрет был сделан Филиппом Хаасом.

5. Первая новостная фотография

Это снимок процедуры ареста во Франции в 1847 году. Дагерротип происшествия является одним из самых старых фото, которое сопровождало новости. Так зародилась тенденция подкреплять всю новостную информацию визуальным подтверждением.

6. Первая фотография вечеринки!

На этом снимке 1844 года люди банально выпивают в компании. На фото присутствуют художник и фотограф Дэвид Октавиус Хилл (справа), востоковед Джеймс Баллантайн (слева) и доктор Джордж Белл. В момент фотографирования, они, вероятно, весело шутят, а на столе стоят три фужера с элем (да, пиво пили фужерами) и бутылка.

7. Самая старая фотография Аламо

Этот дагерротип 1849 года считается старейшим снимком часовни Аламо. Фото неизвестного автора сделано до того, как строения крепости Аламо были отремонтированы и перестроены в 1850 году американской армией. Во время ремонта внешний вид здания был существенно изменен.

8. Первый снимок с высоты

Эта фотография Бостона 1860 года с высоты 600 метров авторства Джеймса Уоллеса Блэка, который начал свою карьеру фотомастера именно с серии аэрофотоснимков с воздушного шара, а в 1872 году он прославился своими снимками Бостона после разрушительного пожара.

9. Самая ранняя фотография сборной Англии по футболу

Это фото английской сборной было обнаружено через 132 года после того, как его сделали. На нем суперзвезды футбола того времени перед пятым международным матчем Англии 4 марта 1876 года: 10 игроков с судьей, который позирует на память потомкам.

10. Первая фотография на паспорт

США считаются первой страной, где начали использовать фото в паспортах, и это стало обязательным с 1914 года. За США последовала Великобритания, а следом и все остальные страны. Это образец американского паспорта, датированный 2 марта 1915 года, с самой первой обнаруженной фотографией. Документ принадлежит 33-летней Маргарет Сэнджер, путешествовавшей под псевдонимом Берта Л. Уотсон.

И даже сейчас — ни то для каких-то магических ритуалов, ни то для удовлетворения своих эстетических запросов — вешаем мы на стену картины или фотографии!

Еще древние китайцы изобрели известную нам камеру-обскуру, что в переводе с латыни означает «темная комната» (camera obscura). Философы китайской школы философии Мо-Цзы еще в V веке до н.э. упоминали об эффекте : если затенить комнату, а в шторе проделать маленькое отверстие, то на противоположной стене появится перевернутое изображение вида из этого окна.


Фото:

Много позже, уже в X веке н.э., в Басре жил ученый Ибн ал-Хайсам, который наблюдал Солнце посредством обскуры. Он ставил палатку из плотного полотна, делал маленькое отверстие в стенке — и на противоположной стенке появлялось изображение Солнца.

В Средние века обскуру использовали для наблюдения солнечных затмений ученые Европы, среди которых был сам . Обскуры начали использовать художники для создания пейзажей.
Фото: ru.wikipedia.org

То есть, как получать изображение, люди знают уже больше 2500 лет. А вот его сохранять (не обводя все вручную) научились только около 200 лет назад.

Нетороплива — шли века, надежда человечества остановить мгновенье была еще недостижима. В 1694 году Вильгельм Хомберг описал первые фотохимичекие реакции, среди коих была и реакция на свет нитрата серебра.

Наконец в 1725 году немецкий ученый Иоганн Гейнрих Шульце заметил и описал факт, что при попадании лучей света на белую смесь, в которую входил и нитрат серебра, вещество быстро темнеет.

В 1733 году Честер Мур придумал первый линзовый объектив.

В 1777 году шведский ученый Карл Шееле установил, что обработка экспонированного нитрата серебра парами аммиака стабилизирует его состояние. Увы, последний шаг в фотографии (на пластинку нанести состав из нитрата серебра и засветить его в камере-обскуре, а потом обработать парами аммиака — и изображение будет стабилизировано) он не сделал.
Фото: ru.wikipedia.org

Француз Жозеф Нисефор Ньепс был глубоко штатским человеком и очень любил проводить исследования и изобретать. Он родился во Франции в революционную эпоху, и судьба здорово закрутила его жизнь — он в 1792 году поступил солдатом в революционную французскую армию. Воевал в Италии и Сардинии, дослужился до офицера и, по состоянию здоровья, ушел в отставку. С 1795 года он осел в Ницце, поступил на государственную службу, женился. И стал изобретать.

Изобрел двигатель внутреннего сгорания и продемонстрировал его — моторчик двигал по Сене лодку. Никто не заинтересовался, парусники были надежнее.
Начал изобретать . Сначала он производил опыты с хлористым серебром, но не нашел способа превратить негатив в позитив и отказался от использования соединений серебра в своих опытах. Зато нашел оригинальный процесс фиксации изображения — свет падал на медную пластинку, покрытую битумом, давая сразу позитивное изображение. Экспозиция длилась много часов.

В 1822 году сделал первый в мире фотоснимок — «Накрытый стол», который, увы, не дожил до наших дней. Самый первый снимок, существующий поныне, он сделал в 1826 году — «Вид из окна в Ле Гра». Экспозиция фотографии длилась 8 часов.

Фото: Joseph Nicéphore Niépce, ru.wikipedia.org

Далее исследования фотографии Ньепс вел вместе с Жаком Луи Дагерром. А после смерти Ньепса исследования стал вести его сын. Дагерр открыл, что есть возможность проявить скрытое изображение на посеребренной пластинке с помощью паров ртути.

7 января 1839 года на заседании Парижской Академии Наук было сообщено об открытии Ньепсом и Дагерром фотографического процесса, названного впоследствии дагерротипией. Начался век фотографии. Фотография тогда была еще даже не искусством, а скорее чудом: можно было получить хороший результат, но проще было все испортить, не получив ничего.
Фото: Jean-Baptiste Sabatier-Blot, ru.wikipedia.org

Для получения изображения нужна была экспозиция в десятки минут. Именно поэтому первые известные нам фотографии — пустынные пейзажи. Фотограф экспонировал светочувствительную пластину от полчаса до часа. Люди, проходившие в это время по улице в месте, где делался дагерротип, просто не успевали зафиксироваться на нем.

В те же годы над фотографией в Англии упорно работал Уильям Генри Тальбот. Он придумал, а затем усовершенствовал калотипию — процесс из двух этапов, когда в ходе первого получается негативное изображение, а уже с негатива можно получить позитивные копии — много фотографий, а не одну, как получалось при дагерротипии.

В 1840 году в Нью-Йорке Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли первое в мире портретное фотоателье. Снимали здесь оригинальным фотоаппаратом Уолкотта для дагерротипии с только что изобретенным объективом Йозефа Максимилина Пацваля. Для обеспечения неподвижности фотографируемого в течение всей экспозиции, длившейся много минут, человека сажали в кресло, голову удерживали неподвижно специальными держателями. Моргать было можно, но при этом нужно было смотреть в одну точку все время съемки. Однако люди все равно были в восторге.

Спрос рождает предложение. И в Европе, и в Америке появились многочисленные фотоателье, использовавшие как дагерротипию, так и калотипию.
Фото: ru.wikipedia.org

Фотография все дешевела. Серебряные пластинки стали сначала посеребренными, потом стеклянными, покрытыми светочувствительным слоем. Пыточное многоминутное ожидание сменилось яркой вспышкой магния. Раз — и готово!

В конце XIX века в фотографии прочно утвердился двухэтапный мокрый коллодионный процесс, вытеснивший и дагерротипию и калотипию, а наряду со стеклянными фотопластинками начали использовать целлулоидную ленту.

В 1888 году Джордж Истмен создал бокс-камеру Кодак, использовавшую рулонную целлулоидную пленку. Так началась любительская фотография.

Бизнес-процесс первой любительской фотографии был просто гениален! Джордж Истмэн на палубе парохода. Снимок сделан фотоаппаратом «Кодак» № 1
Фото: Frederick Church, ru.wikipedia.org

Камера стоила всего 1 доллар! Человек выкладывал доллар, получал заряженную камеру. Снимал. Отсылал камеру с экспонированной пленкой в компанию Истмена — и всего за 10 долларов получал обратно перезаряженный фотоаппарат, проявленную пленку и позитивные фото с пленки, сделанные контактным способом.

Сам фотоаппарат — $ 1, а один раз проявить и отпечатать — уже $ 10!

Использовалась фотопленка шириной 60 мм, так что рассмотреть снимки было очень удобно, стандарт фотопленки с кадром 24*36 мм сложился уже в 20−30 годы.

Одноступенчатый фотопроцесс был запатентован еще 1923 году. Он позволял сразу после экспозиции получить позитивный бумажный фотоснимок. Увы, разработка коммерческого использования сильно затянулась. Лишь в 1948 году начался массовый выпуск фотоаппаратов «Полароид»: навел, нажал на спуск, из фотоаппарата выползла лента снимка, все само проявилось за пару минут — и фотография готова. Ничего никуда не надо отсылать и самому ничего не надо делать — все делается автоматически.
Фото: ru.wikipedia.org

В конце XX века фотография была на пике. Миллионы туристов в отпусках или в путешествиях делали сотни миллионов снимков — и одноступенчатого процесса, и на многочисленные пленочные камеры. Миллионы фотоателье по всему миру едва успевали проявлять пленки и печатать с них фотографии. Десятки и сотни миллионов фотоальбомов по всему миру сохраняли самые разнообразные истории — и «как мы провели эти выходные», и как экспедиция покорила Эверест.

Бизнес процветал. И никто не ждал скорого его краха из-за появления цифровой фотографии, но…

Фото: Morio, ru.wikipedia.org

В 1984 году на Олимпиаде в Лос-Анджелесе корреспондент газеты «Yomiuri Shimbun» сразу после соревнования по модему переслал в редакцию снимки, сделанные им при помощи видеофотоаппарата «Canon RC-701».

В 1991 году выпущен первый профессиональный фотоаппарат «Kodak DCS100». Фото он сбрасывал на внешний диск весом 5 кг, поставляемый отдельным блоком. Начало было положено.

В 1995 году появилась первая цифровая мыльница «Casio QV-10». Спрос на новые изделия оказался ошеломляющим. Все фирмы кинулись удовлетворять его.

С тех пор прошло чуть больше 20 лет. Цифра выиграла. Что будет дальше?