Тестовые задания по орфоэпии. Русский язык (Орфоэпия

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет" РУССКИЙ ЯЗЫК (ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ) Упражнения и задания Тамбов Издательство ТГТУ 2005 Русский язык (ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ) ♦ Издательство ТГТУ ♦ ББК Ш13(Рус)-93 П58 Утверждено Редакционно-издательским советом университета Р е ц е н з е н т ы: Доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Р.П. Козлова Доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного технического университета М.Н. Макеева Автор-составитель Т.В. Попова Попова Т.В. П58 Русский язык (Орфоэпия. Графика и орфография): Упражнения и задания / Авт-сост.: Т.В. По- пова. Изд. 2-ое, испр. и доп. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 24 с. Материалы для практических занятий по русскому языку, содержат упражнения и задания, со- ответствующие разделам "Графика и орфография" и "Орфоэпия". Предназначено для студентов, обучающихся специальности "Связи с общественностью". ББК Ш13(Рус)-93  Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2005 Учебное издание РУССКИЙ ЯЗЫК (ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ) Упражнения и задания Редактор Т.М. Ф е д ч е н к о Компьютерное макетирование И.В. Евсеевой Подписано к печати 20.02.2005 Гарнитура Тimes New Roman. Формат 60 × 84/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Объем: 1,39 усл. печ. л.; 1,40 уч.-изд. л. Тираж 200 экз. С. 132 Издательско-полиграфический центр ТГТУ 392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Методическое пособие содержит материалы для практических занятий по курсу "Современный русский язык" и преследует цель помочь студентам в овладении знаниями из разделов "Орфоэпия" и "Графика и орфография". Упражнения и задания нацелены на формирование навыков анализа языко- вого материала и приведение его, где это требуется, в соответствие с орфоэпическими и орфографи- ческими нормами современного русского литературного языка. В систему упражнений и заданий вошли некоторые из материалов следующих сборников: 1 Гвоздев А.М. Современный русский язык. Сборник упражнений. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1964. 2 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Сборник упражнений по современ- ному русскому языку. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1966. ОРФОЭПИЯ Упражнение 1 Прочитайте слова, придерживаясь норм современного литературного произношения. Укажи- те допустимые варианты. Обратите внимание на омографы, определите их значение. Августовский, агент, агентство, агрономия, адекватный, алкоголь, алфавит, аналог, анатом, ано- ним, апартаменты, арбуз, арест, астроном, атлас, атлет, аристократия, асбест, аффикс. Баловать, балованный, баллотироваться, бахчевой, безудержный, без умолку, бензопровод, бар- жа, библиотека, библиограф, вкусные блюда, большие блага, буржуазия, бутыль, боа, бомбардировать, броня, будничный, бунгало, бюрократия. Верба, ворота, ватерлиния, ваяние, вероисповедание, ветеринария, взашей, видение, взяла, включит, включим, вклинить, во-первых, во- ры, ворожея, волки, вперегонки, втридорога, вьюга, высококвалифицированный. Газировать, газопровод, газированный, глазировать, глазированный, главенство, гастрономия, геге- мония, геодезия, госпитальный, гофрированный, губчатый. Давящий, датировать, далеко, двоюродный, делящий, дефис, де-юре, дедовский, диалог, дискант, диспансер, договор, добыча, документ, донельзя, на доску, дотемна, дочиста, драматургия, древко, длин- нота, дремота. Евангелие, евровидение, епитимья, еретик. Жаворонок, жалюзи, жизнеобеспечение. Забелённый, забронировать, завидно, закупорить, замкнутый, заплесневелый, запломбированный, запломбировать, заржаветь, засуха, звонить, затемно, злоба, значимость, засучить, заголовок, зубчатый. Изобретение, идучи, избалованный, избаловать, изредка, иконопись, иначе, индустрия, инструмент, ирис, искра, искус, искристый, испокон, исчерпать. КАМБАЛА, КАТАЛОГ, КАТАСТРОФА, КАУЧУК, КВАРТАЛ, КЕДРОВЫЙ, КИЛОМЕТР, КИОСКЕР, КИРЗОВЫЙ, КИРКА, КЛИМАТ, КЛИНОПИСЬ, КЛАДОВАЯ, КОКЛЮШ, КОЛ- ЛЕДЖ, КОЖУХ, КОЛОС, КОЛОСС, КОМЕЛЬ, КОМКАТЬ, КОНУРА, КОРЫСТЬ, КРАМОЛА, КРАПИВА, КРАСИВЕЕ, КРАШЕНЬЕ, КРЕМЕНЬ, КРОХА, КУЛИНАРИЯ, КУРЯЩИЙ, КУ- ХОННЫЙ. ЛАВРОВЫЙ, ЛЕНЯЩИЙСЯ, ЛОМОТЬ, ЛОСКУТ. Магазин, маляр, мальчиковый, мастерски, медикаменты, мельком, металлургия, мизерный, минусо- вый, мускулистый, молодежь. Набело, наверх, наголо, наготове, надвое, наискось, намерение, наотмашь, начать, начавший, нача- тый, некролог, ненависть, неподалеку, несессер, нормировать, нормированный. Обеспечение, обетованный, облегчить, обнаружение, ободрить, поострить, оброненный, община, огулом, одолжить, озорничать, окислить, огниво, отбыв, оптовый, опериться, осведомить, откупорить, откупоренный, отщепенец, очистной. Памятуя, папирус, паралич, партер, пасквиль, пахота, переданный, петля, плесневеть, пломбиро- вать, пломбированный, подбодрить, подзаголовок, подростковый, поедом, полынья, постамент, понять, поняв, понявший, поняла, премировать, приговор, прибыть, прибывший, приданое, принять, приняв- ший, принудить, прирост, принцип, приободренный, произведенный, простыня, процент, прожитый, пролитый, проясниться, псевдоним, пепелище, похороны, призывник. Разомкнутый, раскупорить, револьвер, ретироваться, ремень, ржаветь, русло, роман. Саван, сажень, сантиметр, сдвоить, селище, сироты, силос, случай, соболезнование, совестливый, согнутый, сосредоточенный, сосредоточить, средства, статус, статут, статуя, стенопись, столяр, судно, в складчину. Таможня, тандем, творог, терпящий, теплиться, тефтели, тигровый, тирания, торос, туфля, туча, рвать траву, тягота. Убранство, убыть, убывший, углубить, угля, угольный, угорь, удила, украинский, умерший, упро- чить, упрочение, усугубить, ушко. Факсимиле, фарфор, феномен, фетиш, фигляр, филантропия, филолог, философ, формировать. Ханжество, хаос, характерный, хлопок, хирургия, ходатайство, хозяева, христианин, хронометр, хлопковый. Цемент, цементный, центнер, цыган. Чардаш, черпать, чирей. Шасси, шоферский. Щавель, щеголь, щегол, щемит, щепа. Экзальтированный, экипировать, эллину, эксперт, эпилепсия. Юдоль, юриспруденция. Ягодица, ярем. Упражнение 2 РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ, УЧИТЫВАЯ ИХ ЗНАЧЕНИЯ. ПРИ ЗАТРУДНЕНИИ ОБ- РАЩАЙТЕСЬ К ОРФОЭПИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ. Авансировать, автократия, адюльтер, акрополь, актированный, альтовый, апостроф, асимметрия, аскет, базилик, бармен, без толку, благоволить, бойница, бряцать, бутыль, снег валит, востоковеде- ние, вертел, упустить из виду, скрыться из вида, втридорога, генезис, гладильный, глаженье, губча- тый, девичий, донага, досыта, дотемна, едучи, заиндевевший, законнорожденный, закупоривание, замковый, заморенный, запах, запорошенный, запыленный, засоленный, засоренный, заткнутый, знамение, знахарка, избаловать, индиго, индустрия, исковое заявление, искриться, исподволь, каучу- ковый, ластовица, ледник, лечащий, логовище, ломота, маклер, мессия, молящийся, намерение, на- стороже, настороженный, омоложенный, опошленный, осведомиться, оседланный, оседлый, острота, осужденный, отгул, откуп, отжим, отпрыск, отроду, жить на отшибе, панегирик, паралич, пеня, пере- текший, пиала, пиковый, постриг, прадед, премировать, приближенный, приговор, призыв. Упражнение 3 Образуйте краткие формы от следующих прилагательных и причастий. Прочитайте их, со- блюдая орфоэпические нормы и учитывая значения многозначных слов. Образец: бедный – беден, бедна, бедно, бедны. Белый, бледный, бойкий, босой, важный, вдохновленный, ввезенный, великий, верный, внесенный, взятый, измененный, включить, вкусный, вольный, врученный, гибкий, глупый, глухой, голодный, гор- дый, горький, дешевый, длинный, заглушенный, заданный, залитый, изданный, короткий, ловкий, мет- кий, нанятый, добрый, неправый, точный, чистый, оздоровленный, острый, поднятый, приближенный, сложенный, целый. Упражнение 4 Образуйте формы прошедшего времени от следующих глаголов и прочитайте их, соблюдая орфоэпические нормы. ОБРАЗЕЦ: БРАТЬ – БРАЛ, БРАЛА, БРАЛО, БРАЛИ. Браться, бряцать, взять, вобрать, всплыть, гнать, гнаться, дать, добраться, ждать, (не) жить, из- брать, лгать, надорваться, назвать, понять, спать, отпереть, прервать, прибыль, привиться, расторг- нуть, родиться, сдаться. Упражнение 5 Укажите, какой звук [о] или [э] необходимо произносить в ударном положении. Афера, безнадежный, блекнуть, береста, блеф, бытие, ваучер, вахтер, волонтер, введенный, включенный, внесенный, гренадер, доведенный, желчь, желчный, жернов, заведенный, завороженный, заморенный, занесенный, заплетенный, запорошенный, заселенный, засоренный, иноплеменный, иссу- шенный, комбайнер, местоименный, маневр, маркер, никчемный, новорожденный, озлобленный, омо- ложенный, опека, оседлый, отметенный, оцененный, переведенный, перевезенный, переплетенный, пе- рерожденный, пересек, пересекший, планер, погруженный, подведенный, приближенный, прирученный, разведенный, расцененный, расцепленный, стажер, стартер, сведенный, сложенный, совершенный, сте- кольный, тапер, унесший, уцененный, филер, филистер, холеный, холщовый, чеботы, чеботарь, шафер, шофер, шерстка, щекотно, щелочь, щепоть. Упражнение 6 Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите, где возможны варианты про- изношения и написания. Изменяется ли при этом значение слова? Составьте словосочетания с данными словами. Автозаводск...й, валов...й, временн...й, занят...й, мастерск...й, обходн...й, развит...й, переходн...й, пе- реводн...й, переносн...й, подвижн...й, пухов...й, языков...й. Упражнение 7 Определите, в каких из данных слов согласный перед е смягчается. Артель, агрессия, аллея, антенна, атеизм, дедукция, декада, декан, дельта, депо, детектор, интервью, кафе, кофе, кредо, купе, контекст, корнет, корректный, корсет, креп, крем, лазерный, лакей, ланцет, ли- дер, литера, лютеранин, мадемуазель, малокомпетентный, маркизет, маузер, менестрель, метеор, метр (мера длины, учитель), милиционер, модель, модерн, нейлон, нефрит, одесситы, одесский, пантера, пан- теон, пастернак, патент, патронесса, паштет, пенсне, пике, полинезийцы, полисинтетический, полисе- мия, продюсер, протез, протектор, протекция, профессор, регби, регент, ревю, рейхстаг, резюме, рейд, ректор, рента, ретро, референт, рецепт, сарделька, сейф, секретарь, секретер, сексолог, секта, сенсация, сепсис, сервелат, сервиз, сервис, сессия, синтезировать, стек, тандем, тевтонский, текст, тембр, темп, тенденциозный, тендер, теннис, тенор, теолог, термин, термический, терракотовый, территория, терро- ризм, терьер, тефтели, фанера, фортепиано, фрейлина, фрезеровщик, фреска, френч, фюзеляж, фюрер, херес, хореограф, цитадель, чебурек, шартрез, шатен, шедевр, шинель, шоссе, эдельвейс, экзема, экзем- пляр, экспресс, экстенсивный, экстерном, экстрасенс, энергетик, эстет, юмореска. Упражнение 8 Как произносятся сочетания нч, нщ, зч, сч, сш, зш в следующих примерах? Барабанчик, батончик, бубенчик, венчик, воланчик, кончик, одуванчик, птенчик, барабанщик, бе- тонщик, гонщик, доменщик, зеленщик, каменщик, сменщик; возчик, грузчик, доносчик, заказчик, заносчивый, исчезнуть, переписчик, подносчик, подписчик, расчетный, расческа, счетчик; бесшабашный, бесшумный, влезший, возросший, с шумом, без шапки, расширить, расшитый. Упражнение 9 Как произносятся сочетания тс, дс в следующих примерах? Братский, городской, заводской, Кисловодск, наследство, Петрозаводск, родство. Упражнение 10 Как произносится сочетание чт в следующих примерах? Мачта, мечтать, нечто, ничто, ничтожный, почтить, прочту, что, чтобы, что-нибудь. Упражнение 11 Как произносятся сочетания жж, зж, жд в следующих примерах? Дождь, нет дождя, жженка; можжевельник, брызжет, вожжи, возжатъся, с дрожжами, моз- жечок, забрезжить, нагромозжу дрова, отъезжать, визжать, дребезжать, размозжить, позже, съез- жать, брюзжать, чисто езжу, жужжать, сожжен, изжарить, безжалостный. Упражнение 12 Установите по "Орфоэпическому словарю русского языка" под редакцией Р.И. Аванесова произношение удвоенных согласных в следующих словах. Аббат, аббревиатура, агрессия, аккуратный, аллея, аннотация, антенна, аппарат, ассигновать, ассо- циация, аффикс, баллада, бассейн, панна, гамма, групповой, дилемма, дискуссия, доллар, иллюзия, ил- люстрация, ирреальный, капелла, классика, колонна, комиссионный, корреспонденция, коэффициент, либретто, матросский, металлический, миссия, мокко, новелла, пассажир, параллельный, пресса, расса- да, рассудок, россказни, русский, сумма, телеграмма, терраса, трасса, хоккей. Упражнение 13 Прочитайте слова и определите, в каких из них имеются непроизносимые согласные. Бездна, безвозмездный, безмолвствовать, гигантский, завистливый, костлявый, лестный, местный, наместник, невестка, областной, поездка, поздно, праздник, радостный, солнце, счастливый, хвастли- вый, шествовать, шефствовать, шестнадцать. Упражнение 14 Спишите словосочетания, вставляя вместо точек, где необходимо, непроизносимые соглас- ные. Конста…тировать факт, сума...шествие, действовать жес...че, искус...ный мастер, большой ма…штаб, полновес…ный аргумент, плес...нуть водой, уча...ствовать в спектакле, сер...цевина плода, вла…ствовать над людьми, ше...ствовать по городу, молодой пору…чик, хлес...нуть коня, русская сло- вес...ность, целос…ное представление, новый э...скалатор, лес...ничный пролет, редкос...ный экземпляр, разработка извес...няка, ровес...ник века, кос...ные взгляды, серьезная опас…ность, хрус...нуть веткой, завис...ливый человек. Упражнение 15 На основании рифм установите, как произносили авторы окончания прилагательных на -кий, -гий, -хий. Определите, в каких случаях произношение отразилось в написании. Обратите внима- ние на особенности произношения других рифмующихся частей речи. 1 Внимая бури вой жестокий, "Теперь, – он говорил, – у нас, На нашей родине далекой, Еще тепло" (Н. Некрасов) 2 Задохлись мы от пошлости привычной, Ты на простор нас звал, Казалось им – твой голос необычный Безумно прозвучал. (А. Белый) 3 Лишь вступил на двор широкий, Что ж? Под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех. (А. Пушкин) 4 Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской. (А. Пушкин) 5 "Знай наших! – молвил он жестоко. Что, хищник, где твоя краса? Где сила?" – и на шлем высокий Седые вяжет волоса. (А. Пушкин) 6 И видел я: Нева, и крепость, и Исакий, И академия, и мост через Неву, И "Стрелка" с биржею, и все, что видит всякий, Побывши в Питере, во сне иль наяву. (Л. Мей) 7 Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот снова след – размеренный и редкий И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу. (И. Бунин) 8 Экой снег какой глубокий! Лошадь дышит горячо. Светит месяц одинокий Через левое плечо. Раздается на полянках Волчьих свадеб дальний вой. Мы летим в ковровых санках По дороге столбовой. Ускакали с черноокой И одни. Чего ж еще? Светит месяц одинокий Через левое плечо. (К. Кедрин) 9 Соборов восковые лики, Колоколов дремучий лес, Как бы разбойник безъязыкий В стропилах каменных исчез. (О. Мандельштам) 10 С Москвою расставались мы по-братски, Но страсть растет в разлуке. И, как Чацкий, Я ей шепчу влюбленные слова. (В. Инбер) 11 Он идет, но как идет, Проследим сторонкой, Так ступает, точно лед Под ногами тонкий. (А. Твардовский) Упражнение 16 На основании рифм установите, одинаково ли произносятся одни и те же формы глагола (ин- финитив, повелительное наклонение, личные формы в настоящем и прошедшем времени, деепри- частия) с частицей -ся, -сь. Какие из вариантов являются орфоэпическими нормами? 1 Ртуть побежала по лесенке вниз, Снежные хлопья опять понеслись. (В. Инбер) 2 Каждый день я стою вот здесь, на горе, И шепчу ему: Отзовись! Корица в Ханчжоу цветет в октябре, В октябре поспевает рис. (А. Сурков) 3 Но не минуешь горьких слез, Которым срок не минул. Не каждой женщине пришлось Обнять родного сына. (А. Твардовский) 4 Если б ту слезу руками Из России довелось На немецкий этот камень Донести, – прожгла б насквозь. (А. Твардовский) 5 Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится И кукушкой прокричит. (О. Мандельштам) 6 За пустой околицей, За Донец-рекой Вздрогнет и расколется Полевой покой. (А. Сурков) 7 Волге долго не молчится. Ей ворчится, как волчице. (В. Хлебников) 8 Не хмурясь сумрачно, а смеясь, прохожие, как подростки, с азартом вешнюю топчут грязь, смешанную с известкой. (Я. Смеляков) 9 Вот люди, есть ли им подобные? Навряд. Ну, между ими я, конечно, зауряд, Немножко поотстал, ленив, подумать ужас! Однако ж я, когда, умишком понатужась, 10 Засяду, часу не сижу, И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу. (А. Грибоедов) 11 Не диво ль дивное, что вертоград нам снится, Где голуби в горячей синеве, Что православные крюки поет черница Успенье нежное – Флоренция в Москве. (О. Мандельштам) 12 Забыть, как сердце раскололось – И вновь срослось, Забыть свои слова, и голос, И блеск волос. (М. Цветаева) 13 Безмолвен рот его, углами вниз,

В данной статье предлагаю Вам рассмотреть характеристики различных видов орфоэпических упражнений , которые могут быть использованы в работе при организации учебной деятельности младших школьников .

1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение, вызывание).

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  • Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ . какую работу при этом совершают органы речи?
  • Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.
  • Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.

Чай , часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо , чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак , чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить , чисто, чиркнуть, чибис, число.

2. Упражнения, целью которых является знакомство учащихся с литературной нормой.

  • Звук [г] на конце слов оглушается в [к].

Прочитайте вслух следующие слова: творог, порог, рог, пирог, сапог, плуг, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог.

3. Упражнения на сопоставление и противопоставление нормы и ненормированных образований.

Цель: помочь школьникам быстрее и лучше понять особенности звукопроизношения и путем систематической целенаправленной работы сформировать навыки орфоэпически правильной речи. С этой целью можно использовать различные по характеру сопоставления.

1) Сопоставление звуков и букв.

Цель: обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

  • Правильно произнесите название следующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ . Затем произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2) Сопоставление диалектных и нормированных фонетических особенностей.

Цель: развитие речевого слуха учащихся; выработка умений слышать звучащее слово, фиксировать внимание на его фонетических особенностях, исправлять и предупреждать фонетические ошибки.

Можно предложить такие упражнения:

  • Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; [г] на конце слова; [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: герой, грибок, сапог, погода, государство, погоди, порог, стог, где, когда, творог, друг.

  • Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Произнесите эти слова правильно.

Приведите подобные примеры рифмующихся слов.

3) Сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся.

Цель: выявление отклонений от норм литературного языка; выработка умений фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умения анализировать речь окружающих людей с точки зрения ее фонетических особенностей и давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

4. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки , возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао , радио , пау к, патрио т, фарао н.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал и т.д.

5. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильность/неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

6. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

Отбирая стихотворения (отрывки), логопеду следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

– Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, котрая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

7. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках.

  • Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила литературного произношения.

Рисунки: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, плуг, стог.

8. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов (например: га – го – гы – ге – ги и т.п.).

Приведенный перечень орфоэпических упражнений не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации орфоэпической работы. невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьника.

Москва, 2004 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вы учитесь в Театральном институте! Наконец сбылась Ваша мечта попасть в волшебный мир Театра! С этого времени Вы из зрителя-участника превращаетесь в создателя этого мира. Остаётся надеяться на то, что каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.

Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не добьётесь хороших результатов в своей работе.

За четыре года Вам предстоит овладеть техническими навыками освоения практических дисциплин, связанных с мастерством актёра.

Речь на сцене должна отличаться от повседневной, бытовой речи и служить образцом для подражания. Для того чтобы добиться профессионального звучания, необходимо время. Иногда требуются не год и не два, а целые десятилетия. Осознанное понимание своих речевых проблем поможет Вам быстрее найти способы их устранения.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и постепенно нарабатывает свою манеру.

Как правило, на одном курсе встречаются люди из разных городов и регионов России. Естественно, речь сибиряка или краснодарца будет отличаться от речи жителя столицы.

Присущие каждому человеку индивидуальные черты связаны с объективными обстоятельствами жизни, такими как семья, школа, уровень образования, круг общения и место жительства.

Что же такое профессиональная речь актёра? Какими качествами она должна обладать? Прежде всего, требуется общая ясность речи. Поставленное дыхание, чёткая дикция, звучный голос, нормы современного литературного произношения и законы логики речи, чувство ритма, развитый речевой слух – вот неполный перечень обязательных для освоения элементов.

Вы держите в руках учебно-методическое пособие с рекомендациями по исправлению речевых недостатков. Оно поможет Вам отрабатывать и закреплять полученные на занятиях навыки самостоятельно.

Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.

Типичные речевые ошибки

Вот то, что вызывает наибольшие трудности в произношении:

1. Артикуляция гласных звуков.

2. Произношение безударных гласных на месте букв «А» и «О».

3. Произношение безударных гласных на месте буквы «Е».

4. Произношение безударных гласных на месте буквы «Я».

5. Произношение «И» после твёрдого согласного.

6. Стяжение слова и утрата гласного звука.

7. Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными.

8. Оглушение и озвончение согласных на стыке слов, в середине и в конце слов.

9. Предударный гласный на месте буквы «А» после Ч и Щ.

Произношение сочетаний гласных «СЧ», «ЗЧ» как [ЩЩ] или [ЩЧ]

«ТЧ», «ДЧ» как [ЧЧ]

«ТЩ» в начале слова как [ЧЩ]

«СЩ», «ЗЩ» как [ЩЩ]

«ЖЧ» как [Щ].

10. Произношение сочетаний согласных «СШ, ЗШ» как [ШШ], «СЖ, ЗЖ» как [ЖЖ]. «Ш», «Ж» перед мягкими согласными.

11. Произношение свистящих согласных С, З, Ц.

12. Фрикативный Г (Г с призвуком Х).

13. Произношение мягких согласных ТЬ , ДЬ .

14. Смешение звуков Р и Л , РЬ и ЛЬ .

15. Пропуск («съедание») согласных звуков.

Цель этого пособия – избавить Вас от недостатков речи в вышеуказанных случаях. Авторами предлагается один из способов для самостоятельной работы:

    определяем ошибку;

    вспоминаем нормы орфоэпической и дикционной точности;

    начинаем работать над ошибкой по методу «от простого к сложному», то есть: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.

Как определить свои речевые ошибки?

    Запишите на диктофон любой выбранный Вами текст;

    внимательно прослушайте запись;

    дайте прослушать эту запись другим людям;

    сопоставьте своё и чужое мнение;

    определите, какие речевые недостатки встречаются в Вашей речи.

Откройте нужную Вам страницу.

Ознакомьтесь со всеми упражнениями, связанными с данной темой.

Методика работы над упражнением:

    внимательно прочитайте условия выполнения упражнения;

    попробуйте произнести предлагаемый материал медленно, контролируя правильность выполнения данных условий;

    ориентируйтесь на многократное повторение данного упражнения.

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района)

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек.Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.(наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
(Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

Формулировка задания:

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

Ответ: сверлит.

Что нужно знать ученикам для правильного выполнения задания?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет с место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм).

Ударение в именах прилагательных.

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй,околозЕмный иоколоземнОй,мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.!!!

1. Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т.п.

2.Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно -стрОйны - стройнА.

3.Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА -живЕе, стройнА- стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах.

1. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать- прЯтала, начинАть - начинАла.

2. Группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать -ждал - ждАло- ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли- лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

3. Глаголы с приставкой вы-, имеют ударение на приставке: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать -вЫзвала.

4. У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

5. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

6. О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях.

1.Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый- проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый - завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ.

2.Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть -завёрнутый.

3. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

Привожу список слов, которые встречаются в задании №4 (его нужно выучить).

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

водопровОд

газопровОд

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант (ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нефтепровОд

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

обспЕчение

Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

созЫв, см. призЫв

стеногрАфия

танцОвщица

тОрты, тОртов

флюорогрАфия

христианИн

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

грУшевый

давнИшний

знАчимый

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

лососЁвый

мозаИчный

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

благоволИть

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,звонИм

исключИть-исключИт

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться-крАлась

кровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть…

опОшлить-опОшлят

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плЕсневеть

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли — принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

ходАтайствовать

щемИть-щемИт

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший — налитА

нанЯвшийся

начАвший

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

закУпорив

начАвшись

Наречия

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.