Особенности педагогической профессии.
Под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и представим деятельность педагога как разновидность педагогической системы.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предметность.
Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации, являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.
Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специфика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.
Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду деятельности.
В таком случае в чем же специфика деятельности педагогической?
Во-первых , в целевой установке, общественной значимости педагогической деятельности, в ходе которой в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых , в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной деятельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и развития. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, овладевающим ею (обучающийся, воспитанник).
Такая специфика предмета педагогической деятельности усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом воздействия целого ряда факторов (семья, друзья, средства массовой информации и пр.).
Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях. И самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.
В-третьих , в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивающих его функционирование и достижение поставленных целей. Педагогические средства, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой деятельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обусловливаются потребностями общества в определенных типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и результат педагогического деятельности - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, и воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно содержит в себе нравственные начала.
Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.
Особо следует сказать о специфике педагогической деятельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.
Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и работает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю начальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего образования - 25%, общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования - 44 %.
При этом усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количество сократилось примерно на две тысячи.
Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития специфику профессиональной деятельности сельского учителя.
К объективным факторам, способствующим повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.
Данная специфика определяется также и преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
♦ более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);
♦ достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
♦ оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем (рис 5).
Исторически сложившиеся особенности сельского расселения, огромные пространственные контрасты, социально-экономические различия регионов России определили такую особенность сельской школы, как ее малочисленность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамедлительного и кардинального решения.
К данным проблемам относятся следующие.
1. Устаревшая материально-техническая база . В настоящее время более 15 тыс. сельских школ требуют капитального ремонта, около трех тысяч находятся в аварийном состоянии.
2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение . Недостаточная укомплектованность общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, кадрами, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное"- 23,2%) снижают качество образования. Сокращение объема и источников финансирования сельской школы ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюджета на одного обучающегося в сельских общеобразовательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеобразовательных учреждениях.
3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организацию образовательного процесса.
4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
5. Малокомплектность и малочисленность большинства сельских школ. В большинстве из них нет параллельных классов, а во многих начальных школах существуют классы-комплекты. Поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при наличии одного ученика, количество таких школ по стране весьма значительно. В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, для средних школ он может составлять десятки квадратных километров. Все это требует от педагогических коллективов дополнительных и подчас весьма значительных затрат сил и времени для обеспечения своевременного посещения детьми учебных и внеурочных занятий. Это касается, прежде всего, организации регулярного подвоза школьников к образовательному учреждению, а при наличии интерната - установления и поддержания в нем условий жизни, сводящих к минимуму негативное влияние отрыва детей от семьи, осуществления мер педагогического воздействия на школьников в период их пребывания вне школы.
6. Обучение в сельских школах позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой их знаний.
7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психологической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.
Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2-3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предметов имеет и некоторые положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не видеть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:
♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;
♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последовательно на нескольких уроках, что в случае не сложившихся взаимоотношений между учителем и учащимися может привести к педагогическому конфликту. Преподавание учителем нескольких предметов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрицательное представление о ребенке;
♦ как правило, сельские школы, в которых работает большинство учителей-многопредметников, расположены в отдаленных населенных пунктах, сообщение с которыми затруднено. В результате учителя находятся практически в вынужденной изоляции, что мало способствует росту их профессионализма.
9. В условиях сельской школы значительно сложнее обстоят дела с повышением квалификации учителей, обменом опытом учебно-воспитательной работы. Учительские коллективы - сельских школ в среднем насчитывают 12-15 человек (городские 35-40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.
В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Однако сельским педагогам сложнее поддерживать связь с различными методическими службами, библиотеками. Данные различных обследований показывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество внешкольных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.
Исключительно велика роль сельского педагога в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.
Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.
Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать будущим педагогам в процессе общепедагогической подготовки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.
Кадры педагогов в средних специальных учебных заведениях ком-плектуются и пополняются в основном за счет инженеров и других специалистов высшей квалификации, прошедших школу опыта работы на производстве, в учреждении, конструкторском бюро, колхозе, совхозе и т. д. Такие преподаватели имеют то положительное качество, что они не только обладают необходимым запасом теоретических знаний, но и получили опытным путем умения и навыки их применения в условиях хозяйственной деятельности. Они знают требования производства к будущему специалисту среднего звена. Многие из них получили также педагогическое образование. Но достаточно ли этого, чтобы стать настоящим педагогом? Опыт работы учебных заведений убедительно показывает, что педагог для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей должен обладать сложным комплексом специфичных черт и качеств, характеризующих его как специалиста и как личность, облеченную особым социальным статусом - воспитателя подрастающего поколения. Педагог среднего специального учебного заведения несет большую долю ответственности не только за подготовку высококвалифицированного специалиста, отвечающего современ-ным требованиям производства или другой сферы общественной жизни, но также формирует молодого человека как личность. За годы учебы в техникуме у молодежи должны созреть и закрепиться все черты и качества, необходимые человеку, самостоятельно вступающему в жизнь социалистических производственных коллективов, человеку - активному 7з 12* 339 проводнику идей и политики Коммунистической партии, наделенному морально-этическими и гражданскими качествами члена социалистического общества.
Успех работы педагога будет зависеть прежде всего от того, насколько сам он будет носителем этих качеств. Идейная закаленность, политическая зрелость, высокая коммунистическая сознательность советского педагога, глубокое понимание им целей и задач воспитания молодых строителей коммунизма - непременное условие успеха в работе, профессиональное качество педагога. Настоящий педагог воспитывает учащихся не только в определенные расписанием часы, а всегда и во всем, каждым своим шагом, поступком, словом и делом, всем своим поведением.
Такие требования к педагогу, вытекающие из задач коммунистического воспитания, порождают другую особенность его профессии - мно-гообразие функций, форм и методов работы. Педагог имеет дело с ма-териалом чрезвычайной сложности. Учащийся -не пассивный продукі природы. Он является объектом и одновременно субъектом воздействии воспитателей, педагогов и самых разнообразных факторов природной и общественной среды. В процессе формирующего ВЛИЯНИЙ педагога НИ воспитанника необходимо учитывать не только все многообразие внешнего воздействия, но также особенности психологической характеристики его возраста, индивидуальные различия в задатках и способностях, характере и привычках. Только умение проникнуть в психо логию каждого отдельного учащегося и коллектива группы в целом делает труд педагога полезным и высокоэффективным.
Профессия педагога требует от него всестороннего и основательного научного образования. Педагог не только должен располагать глубо кими современными знаниями в области тех наук, основы которых он преподает учащимся, но и быть всесторонне образованным: знать осно вы марксистско-ленинского учения, диалектический и исторический материализм, теорию и историю развития человеческого общества, законы классовой борьбы, стратегию и тактику коммунистического и рабочего движения. Педагог должен быть высококультурным человеком с ра:^ витыми эстетическими чувствами, вкусами и потребностями.
Такие требования к педагогу ставит сама жизнь, характер его труда. Современные учащиеся живут в условиях бурного развития^ науки и техники, оказывающих глубокое и всестороннее влияние на все стороны жизни. Развитие различных средств связи, в том числе индивидуального пользования, с одновременным развитием средств и способов массовой коммуникации приводят к тому, что учащиеся в состоянии получать самую разнообразную информацию из наиболее отдаленных районов земного шара.
В таких условиях педагог в своей преподавательской деятельности не может ограничиваться изложением научного материала учебника. Он должен быть также готов ответить на самые неожиданные вопросы любопытных учащихся. Постоянное пополнение своих научных знаний, а также знании в области истории, философии, политики, литературы и искусства укрепит авторитет преподавателя в глазах учащихся, по- может ему быть полезным в процессе всегдашних горячих споров молодежи но различным вопросам жизни. Поскольку воспитание входит в круг профессиональных обязанностей каждого преподавателя техникума, то одной из особенностей профессии педагога является любовь к детям, учащимся, педагогическому труду, умение правильно строить отношения с учащимися. «Воспитывать,- писал М. И. Калинин,- это значит так держать себя с учениками, чтобы при разрешении бесчисленного количества неизбежных в школьной жизни недоразумений и столкновений у них сложилось убеждение, что учитель поступил правильно» 1.
При этом большую роль играет соблюдение педагогом принципа единства уважения и требовательности к воспитаннику, такой требовательности, которая внешне и внутренне выглядит в глазах обоих: воспитателя (педагога) и воспитанника (учащегося) как неизменная форма уважения к нему. А. С. Макаренко подчеркивал, что этим советская школа, советская система воспитания, советский образ жизни принципиально отличаются от буржуазного.
Труд педагога требует большой силы волн, твердого характера, на-стойчивости и достаточной выдержки. Такие черты особенно необхо-* димы педагогу-наставнику и воспитателю молодежи.
Педагог, обладающий сильным характером, твердой волей и вместе с тем справедливый, всегда объективно оценивающий поступки и действия учащихся, оказывает более эффективное воспитательное влияние на них, чем педагог, не обладающий в достаточной мере указанными качествами.
Для того чтобы воспитать у учащихся смелость, мужество, волю, направленную на преодоление трудностей, педагог должен сам обладать этими качествами. Таким образом, профессия педагога, как никакая другая, ставит его в положение примера для учащихся. Он должен быть примером решительно во всем, начиная с самого обыденного поведения, внешнего вида, манер и кончая высокой идейностью и нравственностью.
«...Учителя,- говорил М. И. Калинин,- должны быть людьми, с одной стороны, высокообразованными, а с другой стороны - кристально честными. Ибо честность, я бы сказал,- неподкупность характера, в высоком смысле этого слова, она не только импонирует детям, она их заражает, она оставляет глубокий отпечаток на всю их последующую жизнь»2.
л
Отсюда следует вывод об исключительном значении в труде педагога нравственно-педагогических знаний, убеждений и поведения, то есть единства нравственного сознания и соответственной практики поведения. Всякие отклонения от такого понимания коммунистической морали в ее конкретном проявлении не останутся незамеченными учащимися и окажут свое отрицательное влияние иа молодую формирующуюся личность.
Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., «Молодая гвардия», 1956, с. 143.
К а лин и и М. И. О воспитании и обучении. М., Учпедгиз, 1957, с. 261.
Одной кз особенностей педагогической деятельности является необходимость многосторонних связей с населением. Этого требуют задачи воспитания учащейся молодежи и подготовки молодых специалистов,
Связь с родителями - непременное условие успеха воспитания учащихся, Постоянное информирование родителей об учебе, участии в общественной жизни и поведении их детей создает более благоприятные условия для их воспитания. Контакты педагогов с родителями, установление между ними товарищеских отношений открывают для педагогов дополнительные источники информации с целью изучения учащихся и, наконец, связь с родителями имеет своей целью педагогическое просвещение родителей, включение их в сферу активного воспитательного воздействия на своих детей - учащихся техникумов. Вторым направлением контактов педагогов с населением является реализация принципа связи обучения с жизнью, практикой коммунистического строительства, Система подготовки специалиста предусматривает организацию на разных уровнях и разной продолжительности практической работы учащихся па производстве совместно со взрослыми людьми. Педагоги заботятся о создании благоприятных условий не только для успешного выполнения учащимися учебных трудовых заданий, -но и положительного нравственного климата в коллективах взрослых, где трудятся учащиеся. Путем бесед с рабочими и руководителями трудовых коллективов педагоги делают все возможное, чтобы люди и вся обстановка, где учащиеся проходят практику, содействовали воспитанию и развитию у них коммунистического сознания и поведения.
Среди многообразных связей с населением большое место занимают шефские отношения с производственными коллективами, воинскими частями, руководство специалистов ученическими научными кружка ми» конструкторскими бюро и т. д.
Такие формы связей педагогов с населением требуют от педагога хорошего знания жизни того города, района, где расположено учебное заведение, знания передовых люден своего района, специалистов, умения общаться с людьми, то есть развивать у себя высокие, положительные коммуникативные качества.
Только тесная связь педагога с семьями учащихся, с широкими кругами советской общественности, активное участие самого педагога в общественной жизни страны делает его труд достаточно общественно значимым и ценным.
Необходимость готовить творчески мыслящих специалистов требует от современных наставников учащейся молодежи - педагогов творческого начала в труде. Только педагог, постоянно ищущий новое в науке, влюбленный в поиск, может зажечь учащихся, научить их творчески применять знания на практике, находить новые решения хозяйственных или иных практических задач. Труд педагога предполагает не только умение применять известные в педагогике методы и приемы обучения и воспитания, традиционные средства, помогающие учащимся познавать процессы и явления действительности, но и анализировать свой и других педагогов опыт, внедрять в практику все новое, что разработано
педагогической наукой и проверено на опыте, быть в постоянном поиске путей и средств дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, сґюсобов подготовки молодых специалистов.
Еще по теме § 2. Особенности профессии педагога:
- Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Понятие о педагогической профессии, педагогической деятельности
2. Профессиональные функции педагога
3. Стиль педагогической деятельности
4. Особенности педагогической профессии
Заключение
Список литературы
Введение
Среди профессий, профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.
Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…
Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.
1. Понятие о педагогической профессии , педагогической деятельности
Профессия - вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки, опыта работы.
Педагог - лицо, ведущее преподавательскую или воспитательную работу (учитель, воспитатель, преподаватель, доцент, профессор и др.)
Возникновение педагогической профессии имеет объективно основано необходимостью передачи общественного опыта новым поколениям. Общество не могло бы развиваться, если бы молодое поколение не имело возможности творческого освоения накопленного опыта. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку определенных ролей в обществе.
Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, средства массовой информации. Как специфическая профессиональная педагогическая деятельность имеет место только в специально организованных учебных заведениях.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.
Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство цели и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
2. Профессиональные функции педагога
Профессиональные функции -- это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.
Они касаются отношений с детьми (воспитанниками) и их родителями, с коллегами (учителями) и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями. Если вести дальнейшее изложение вопроса по такому пути, то трудно будет «объять необъятное» и прийти к каким-либо определенным выводам. Поэтому мы сведем виды педагогической деятельности в пять групп, исходя из их ведущего содержания, раскрывающего основное направление этой деятельности.
Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога.
1. Воспитательная функция. Она основная, постоянная по времени, непрерывная как процесс и самая широкая по охвату людей. Она никогда не прекращается, относится ко всем возрастным группам людей и происходит решительно повсюду. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой. Поэтому эту профессиональную функцию педагога мы вправе считать основной и всеохватывающей.
2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. Систематическим обучением может заниматься только достаточно подготовленный профессионал. И в то же время обучение представляет собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Следовательно, обучающую функцию педагога мы отнесем к числу важнейших профессиональных.
3. Коммуникативная функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения. Педагог именно благодаря общению, в процессе общения воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу. Значит, и коммуникативная функция есть профессионально-педагогическая. Она настолько важна, что в последнее время исследованием проблем педагогического общения и педагогики общения занимаются многие ученые педагоги (И. И. Рыданова, Л. И. Рувинский, А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик и др.), психологи (С. В. Кондратьева, К. В. Вербова, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский и др.).
4. Организаторская функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие или дело следует организовать, когда (день и час) и где (школа, класс, музей, лес и т.п.) его провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (оформление) понадобится. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат. Вот почему мы организаторскую функцию считаем профессионально-педагогической.
5. Коррекционная функция связана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. Ее же результат не всегда и не сразу бывает таким, каким был мысленно (идеально) задуман, какой ожидался. Педагогу по ходу работы приходится вносить коррективы (исправления) в свои действия и действия воспитанников. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым. Этим и объясняется, что коррекционная функция также является профессиональной для педагога.
В педагогике и психологии есть и другие суждения о профессиональных функциях (и соответствующих педагогических способностях) учителей. Так, хорошо известны и получили широкое признание исследования психолога Н.В. Кузьминой, проведенные еще в 60-е годы. По ее мнению, основные профессиональные функции учителя следующие: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая (первоначально она не значилась). С ее точкой зрения наш подход совпадает в коммуникативной и организаторской функциях.
Совсем другую классификацию профессиональных функций учителя предлагает психолог А. И. Щербаков. Это две большие группы: а) общетрудовая, куда входят те функции, которые исследованы Н.В. Кузьминой, гностические заменены исследовательскими и б) собственно педагогическая. Смысл такой классификации состоит в том, что первая группа функций действительно может быть отнесена не только к педагогической профессии, но и ко многим другим.
Представляют интерес подход и суждения ученых Ю.Н. Кулюткина (педагог) и Г.С. Сухобской (психолог) о функциональных ролях учителя. В своей работе на разных этапах учебно-воспитательного процесса учитель выступает в роли практического исполнителя собственных планов, затем -- в роли методиста и исследователя. Ученые справедливо отмечают, что один и тот же учитель в зависимости от этапа учебно-воспитательной работы выступает то в одной, то в другой, то в третьей функции.
Таковы некоторые подходы разных педагогов и психологов к рассмотрению профессиональных функций педагога. Остается сказать, что профессиональные функции педагога только условно могут быть рассмотрены раздельно, а на самом деле они взаимосвязаны. Так, мы уже говорили, что обучающая функция является частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все другие, организаторская соотносится со всеми предыдущими и коррекционная является условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, значит, связана с соответствующими функциями.
3. Стиль педагогической деятельности
Каждый человек в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, и в частности от типа нервной деятельности, вырабатывает свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. На основе комбинации динамических, содержательных и результативных характеристик педагогической деятельности А. К. Маркова, А. Я. Никонова выделили четыре типа таких стилей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Учителю предстоит определить свой стиль и, если есть необходимость, совершенствовать его. Вот какую характеристику эмоционально-импровизационного стиля дают авторы. «Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал. Однако вашу деятельность характеризуют и определяют недостатки: отсутствие методичности, недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышение самооценки, повышенная чувствительность, обусловливающие, чашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке и т. д.
На материале приведенной характеристики хорошо видна зависимость учебного процесса от стиля учителя. В результате - у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками...» м рядом его индивидуельно-психологических особенностей.
Существенно, что приведенные выше характеристики учителя соотносятся с теми чертами, которые определяют успех общения вообще, согласно В. Леви, В. А. Кан-Калику. Такими чертами являются; интерес к людям, быстрая и точная реакция на собеседника, артистизм, доброе, оптимистическое, открытое, без агрессии отношение к людям, отсутствие предвзятости и тревожности. Очевидно, что именно учителю в силу специфики учебного предмета, требующего организации педагогического общения как средства (условий) и цели обучения, необходимо целенаправленно формировать у себя эти качества, если они недостаточно выявлены.
4. Особенности педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек - человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек - человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).
Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция педагогической профессии
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Коллективный характер педагогической деятельности
Если в других профессиях группы "человек - человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Творческая природа труда учителя
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Мотивы - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. педагогический воспитательный личность
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.
Коммуникации - понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между моделями. 2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.
Эвристика - система логических приемов и методических правил теоретического исследования.
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей
и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.
Креативность - способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.
Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.
Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Заключение
Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.
Личные качества, необходимые педагогу:
склонность к работе с детьми;
умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
высокая степень личной ответственности;
самоконтроль и уравновешенность;
терпимость, безоценочное отношение к людям;
интерес и уважение к другому человеку;
стремление к самопознанию, саморазвитию;
оригинальность, находчивость, разносторонность;
тактичность;
целеустремлённость;
артистизм;
требовательность к себе и другим;
наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Список использованной литературы
1. Ракова Н.А. Педагогика современной школы: Учебно - методическое пособие. - Витебск: Изд - во УО «ВГУ им. П.М.Машерова». - 215 с. 2009.
2. Сластен ин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
4. Антиголова Л.Н. Этико - психологические аспекты труда учителя. Омск. -2009.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.
контрольная работа , добавлен 25.06.2012
Возникновение и развитие педагогической профессии. Педагогические способности, функции и свойства личности учителя. Оценка качества работы педагога в урочной и внеурочной деятельности. Анализ персональной результативности учебно-воспитательного процесса.
курсовая работа , добавлен 01.03.2014
Общие задачи педагогической деятельности. Оценка совместимости учебной и воспитательной деятельности учителя. Анализ профессиональных и личностных качеств педагога. Значение культуры речи в педагогической деятельности, личностно-гуманная модель общения.
курсовая работа , добавлен 31.05.2014
Сущность, признаки, предмет, средства, продукт педагогической деятельности. Специфика особенностей труда учителя. Профессионально-значимые качества его личности. Выявление направленности на характер деятельности и профессиональных установок педагога.
курсовая работа , добавлен 22.06.2015
История зарождения педагогической профессии. Великие педагоги прошлого. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа труда учителя. Перспективы развития профессии в современном обществе.
контрольная работа , добавлен 27.06.2017
Понятие о самоопределении педагога. Система ценностей педагогической деятельности. Иерархическая структура педагогической направленности учителя. Мотивы выбора профессии. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами.
лекция , добавлен 26.03.2014
Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные, конструктивные, управленческие способности учителя. Совершенствование его профессиональных свойств.
реферат , добавлен 30.05.2014
Сущность и основные функции педагогической деятельности. Индивидуально-психологических особенности личности учителя. Понятие о педагогической позиции. Педагогическое мастерство, профессионализм и педагогическая техника. Мастерство учителя на уроке.
презентация , добавлен 15.01.2015
дипломная работа , добавлен 11.01.2014
Сущность профессии педагога как одной из важнейших в современном мире. Характеристика основных функций учителя. Роль характерологической особенности личности в формировании профессиональной направленности. Анализ качественных особенностей личности.
Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми - педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности - создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступаетрезультатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
. Профессиональные умения и личностные качества педагога
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:
педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - коллеги»;
педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).
Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
Основные понятия дошкольной педагогики
Методологические основы дошкольной педагогики отражают
современный уровень философии образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Определяет особое место ведущих деятельностей,
обеспечивающих возможность реализации
различных потребностей ребенка, осознание себя
субъектом (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский,
А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и
др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет
игра как ведущая деятельность, творческая по
характеру, самостоятельная по организации и
эмоционально-привлекательная для проявления себя
«здесь и теперь».
В ФГТ к ООП дошкольного образования
перечислены детские виды деятельности:
двигательная, коммуникативная, продуктивная,
познавательно-исследовательская, трудовая,
музыкально-художественная, чтение
художественной литературы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-
ТВОРЧЕСКИЙ
Раскрытие потенциала каждого ребенка, его
способности к активности, творчеству,
инициативности.
ЛИЧНОСТНЫЙ
Развитие запросов, желаний, интересов,
склонностей ребенка. Предпочтение отдается
гуманному, демократичному (помогающему) стилю
воспитания.
Смысл педагогической позиции заключается в
поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже
имеется в наличии, но еще не достигло должного
уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
Современная подготовка специалистов по дошкольн. воспитанию
В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:
· участвовать в работе совета педагогов;
· избирать и быть избранным председателем совета педагогов ДОУ;
· выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;
· защищать свою профессиональную честь и достоинство;
· требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;
· повышать квалификацию;
· профессиональное мастерство;
· аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;
· участвовать в научно-экспериментальной работе;
· распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;
· получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.
В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог обязан:
· выполнять Устав ДОУ;
· соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;
· охранять жизнь и здоровье детей;
· защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;
· сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать
Концепции воспитания дошкольников
Педагогическая концепция – это система идей, выводов о
закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его
организации и методах осуществления.
В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной
педагогике выделяют следующие концепции детства.
Концепция
Д. Б.Эльконина
Природа детства рассматривается в контексте
конкретно-исторических условий, которые определяют
развитие, закономерности, своеобразие и характер
изменения детства человека.
Детство рассматривается как социально-
психологическое явление в жизнедеятельности
человека, как необходимое условие для приобретения
личностью человеческих способов удовлетворения
органических, социальных, духовных потребностей,
овладения человеческой культурой.
Роль взрослого – оказание помощи ребенку в
овладении родным языком, практическими
действиями, культурой.11
Концепция
Д. И. Фельдштейна
Детство – особое явление социального мира.
Функционально детство – необходимое состояние в
системе развития общества, состояние процесса
вызревания подрастающего поколения, подготовки к
воспроизводству будущего общества.
физического роста, накопления психических
новообразований, определения себя в окружающем
мире, собственная самоорганизация в постоянно
расширяющихся и усложняющихся контактах и
взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Сущностно детство – особое состояние социального
развития, когда биологические закономерности,
связанные с возрастными изменениями ребенка,
значительно проявляют свое действие, «подчиняясь»
во все большей степени регулирующему и
определяющему действию социального.
Концепция
Ш. А. Амонашвили
Детство определяется как безграничность и
неповторимость, как особая миссия для себя и для
людей. Ребенок наделен от природы неповторимым
индивидуальным сочетанием возможностей и
способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти,
создать условия доброжелательности и заботы, и тогда
ребенок, став взрослым, принесет окружающим его
людям радость.
«Человек нужен человеку, и люди рождаются друг
для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам,
вызывает к рождению нужного человека. Вот он и
рождается со своей миссией».
Концепция
В. Т. Кудрявцева
Детство определяет бытие культурного целого и
судьбу отдельного индивида. Ценность детства во
взаимодетерминации культуры и детства как сферы
самой культуры. Выделяются две ведущие
взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок
– культуроосвоение и культуросозидание. Эти же
задачи решает и взрослый, который поддерживает и
обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой.
Результатом их решения для детей и для педагога
будет субкультура детства.
Концепция детства
В. В. Зеньковского
Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре
ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит,
переживает, создавая образы, которые всплывают в
сознании и которые служат средством выражения
эмоциональной сферы, а сама игра служит целям
телесного и психического выражения чувств ребенка.12
Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные,
порождаемые запросами реальной образовательной действительности
Концепции воспитания.
В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась
система общественного дошкольного воспитания, что было связано с
социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила
коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего
поколения.
В 1920-х - начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской.
Основные направления концепции: воспитание идейной направленности;
коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
В этот период появляются первые программные документы – Проект
программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок
детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование
патриотического и интернационального воспитания.
1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей,
в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).
Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое
дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения
детей в детском саду (1962 г.). В дальнейшем эта программа переиздавалась
и уточнялась вплоть до 1989 г. Все программы были направлены на
подчинение одной идеальной цели – воспитанию всесторонне развитой 15
гармоничной личности – и были едиными и обязательными для всей системы
дошкольного воспитания.
В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной
модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и
ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности
личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания
идейности, патриотизма, коллективизма.
Важным событием в этот период было принятие народами мира
Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах
говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение,
получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его
личности и т. д.
В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на
концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство»
(СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997)
В настоящее время широко распространена педагогическая концепция
целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской
деятельности (М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка – это
единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения
ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и
индивидуальности.
В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает
компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности,
отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности
(«Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром
вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он
самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально-
личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны
с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком
позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и
программ в целях развития его индивидуальности.
Традиционный подход включает физическое, умственное,
нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о
необходимости расширения содержания воспитания за счет полового,
правового, экологического, этнокультурного и др.
Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции,
который находится в стадии научного осмысления (Г. М.Киселева,
Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B.C. Безрукова и др.).B.C. Безрукова
рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:
как принцип (основоположение) современного состояния
педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового
воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей»,
«Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции
достигаются более высокие результаты в научной и педагогической 16
деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и
воспитания детей;
как процесс непосредственного установления связей между объектами и
создания новой целостной системы (например, сочетание в одном
занятии разных видов искусств), объединение форм и методов
познавательной деятельности (наблюдение + рассказ +
экспериментирование + модель);
как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во
взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное
обучение и т.д.).
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна
интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция
заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции
видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.)
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. Л. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь к отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели сноси деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек - человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Таким образом, одной из особенностей педагогической деятельности является то, что ее объект имеет двойственную природу (Л. К. Маркова): с одной стороны - это ребенок, ученик во всем богатстве его жизнедеятельности, с другой - это те элементы общественной культуры, которыми владеет учитель и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Это двойственность природы педагогической деятельности нередко приводит к тому, что молодой учитель неадекватно понимает предметную сферу своей деятельности, в центре которой находится ребенок, и неоправданно сводит (редуцирует) ее к работе с учебным материалом, к подготовке и проведению уроков, забывая, что последние - лишь инструмент педагогической деятельности, а не суть ее. Поэтому педагогическая профессия требует сложной подготовки учителя - общекультурной, человековедческой и специальной.
В. Д. Сластён в качестве основных специфических особенностей педагогической профессии выделяет ее гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция труда учителя связана прежде всего с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом совместной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на помощь ребенку в решении задач, стоящих перед ним сегодня, но и на подготовку его к самостоятельному достижению новых, сложных, перспективных целей, определяющих путь его дальнейшего развития.
Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы «человек - человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в развитие личности воспитанника. Именно поэтому сегодня все чаще говорят о совокупном (коллективном) субъекте педагогической деятельности.
В психологии «коллективный субъект» - это взаимосвязанная и взаимозависимая группа людей, выполняющих совместную деятельность.
Под совокупным (коллективным) субъектом педагогической деятельности в широком смысле понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Основными характеристиками коллективного субъекта являются взаимосвязанность и взаимозависимость, совместная активность и групповая саморефлексия.
Взаимосвязанность в педагогическом коллективе способствует формированию преддеятельности, т.е. формированию мотивации на достижение единой цели, формированию общей педагогической направленности, иными словами, формированию учителей-единомышленников. Понятие «единомышленники» не означает отказ от своих личных взглядов и педагогических приемов. ...Единомышленники - это люди, думающие об одном, но думающие неодинаково, неоднозначно, решающие вопросы этого одного по-своему, с позиций своих взглядов, на основании своих открытий. Чем больше оттенков внутри какой-либо человеческой общности, тем более она жизненна. Поэтому чем более будут разниться мысли учителей об одном деле, тем глубже и многообразнее будет реализовано это одно дело».
Совместная активность как характеристика коллективного субъекта предполагает не только совместную деятельность, но и совместную коммуникацию, общение, групповое поведение, внутригрупповые отношения. Педагогическая деятельность невозможна без обмена опытом, без дискуссий и споров, без отстаивания собственной педагогической позиции. Педагогический коллектив - это всегда коллектив людей разного возраста, разного профессионального и социального опыта, а педагогическое взаимодействие предполагает общение и отношения не только с коллегами, но и с учениками и их родителями. Поэтому только в том случае, если педагогический коллектив становится коллективным субъектом, он способен перевести существующие противоречия в конструктивную совместную активность, а не превратить их в постоянный конфликт. Л. С. Макаренко утверждал: «Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорош им мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».
Важнейшей характеристикой коллективного субъекта является способность группы к саморефлексии , в результате которой формируются чувства «Мы» (переживания своей принадлежности к группе и единения с ней) и образ-Мы (групповое представление о своей группе, се оценка). Подобные чувства и образы могут быть сформированы только в коллективах, имеющих свою историю, традиции, уважающих педагогический опыт, накопленный старшим поколением и открытых к новому педагогическому поиску, умеющих дать критическую, объективную оценку своей профессиональной деятельности.
Таким образом, совокупность характеристик коллективного субъекта педагогической деятельности позволяет судить о психологическом климате (атмосфере) в педагогическом коллективе, от которого во многом зависит эффективность работы учителя, его удовлетворенность собственным трудом, возможность самореализации и самоактуализации в профессии.
Педагогическая деятельность как творческий процесс. Важнейшей и системообразующей особенностью педагогической деятельности является ее творческий характер. Начиная с классиков педагогики и заканчивая новейшими исследованиями педагогической деятельности, все авторы так или иначе рассматривали деятельность педагога-воспитателя как творческий процесс. Наиболее полно данная проблема представлена в трудах В. А. Кан-Калика. Он рассматривает педагогическое творчество как процесс решения бесчисленного множества задач в меняющихся обстоятельствах.
Необходимо отметить, что в любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, т.е. в любой деятельности обязательно сочетаются творческий и нетворческий (алгоритмический) компоненты. Алгоритмический - предполагает стандартную ситуацию, исключающую свободу выбора при решении задачи. Творчество имеет место тогда, когда метод деятельности не задан заранее, а определяется самим субъектом деятельности в соответствии с особенностями ситуации. Однако роль творческого компонента в разных видах деятельности существенно различна. Алгоритмический компонент педагогической деятельности представлен совокупностью нормативного психологопедагогического знания и опыта. Однако они применяются в постоянно изменяющихся условиях, нестандартных ситуациях. Так, тщательно разработанный конспект урока в ситуации «живого» общения с учениками неизменно претерпевает изменения. В этом и заключается специфика педагогического творчества. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров отмечают, что «сама природа педагогического творческого труда характеризуется целым рядом параметров, которые в самом прямом смысле слова имеют нормативный характер, что отнюдь не исключает их эвристического начала, но предполагает некоторое знание этой нормативности. Если этого не происходит, то результаты педагогического творчества не могут быть достаточно эффективными, так же как нельзя слагать стихи, не владея знанием техники рифмы, размеров и т.п.». Однако большинство исследователей отмечает, что именно в педагогической деятельности творческий компонент преобладает над нормативным (алгоритмическим), так как требуется постоянный выбор оптимального варианта решения педагогической задачи.
В чем же отличие педагогического творчества от творчества научного, технического, художественного? Отвечая на этот вопрос, В. И. Загвязинский указал на следующие особенности творчества педагога.
1. Жестко лимитировано, спрессовано во времени. «Учитель не может ждать, пока его “осенит”», он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение на самом уроке в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им ситуация».
2. Поскольку педагогическое творчество слито с учебно- воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. «Негативные допустимы лишь в мысленных пробах и прикидках».
3. Педагогическое творчество - всегда сотворчество.
4. Значительная часть творчества педагога осуществляется на людях, публично (умение управлять своим психофизическим состоянием).
Специфичен также и результат педагогического творчества. Н. В. Кузьмина отмечает, что «продуктами» педагогического творчества всегда являются педагогические новации, направленные на совершенствование педагогического процесса или педагогической системы в целом. Сфера педагогического творчества, а следовательно, и появления педагогических изобретений необычайно широка. Они могут быть как в области отбора и композиции содержания информации в учебной и внеучебной деятельности, так и в области отбора и организации различных видов деятельности, в создании новых форм и методов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач. Однако чаще всего указывают на субъективность новизны в педагогическом творчестве (открытие, сделанное учителем, важно не столько для педагогической теории или практики, сколько для него самого и его учеников в ходе решения конкретной педагогической задачи).
Педагогическая деятельность, являясь творческой по своей сути, требует от каждого учителя созидательного подхода к своей профессиональной деятельности. Однако степень творческой реализации конкретного учителя зависит от его мотивов, личностных качеств, индивидуальных способностей, уровня знаний, общекультурного и профессионального опыта. Поэтому педагогическое творчество может быть реализовано на разном уровне. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества.
1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Используется обратная связь, корректируются воздействия по результатам. Но учитель действует «по методичке», по шаблону.
2. Уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
3. Уровень эвристический. Учитель использует творческие возможности живого общения с учениками.
4. Уровень творчества (самый высокий) характеризует учителя полной самостоятельностью. /Педагог может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обучаемости, воспитанности, развития класса.
Таким образом, каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Он так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.