История появления диванов. История дивана

Ремесленники и крестьяне были людьми, у которых было очень мало свободного времени для того, чтобы хорошенько задуматься о комфортности мебели, на которой они сидят. Такими размышлениями были увлечены знатные европейцы, устававшие от жестких скамей не меньше, чем фермеры устают от работы в поле. История возникновения мягкой мебели началась с того, что люди стали обтягивать тканью стулья. Эта ткань в последствие стала обивкой, пространство под которой заполнялось шерстью и другими натуральными мягкими материалами.

Это – первая страница интересной и многогранной истории мягкой мебели, первая веха в эволюции ее удобства, комфорта, многообразия и роскоши.

Со временем стулья стали получать сидения более вытянутой формы. На такую мебель можно было даже прилечь. Все это создало предпосылки для того, чтобы появились классические банкетки и кушетки, позже превратившие в ныне хорошо известные нам диваны. Появлению диванов также предшествовало создание на Востоке такого вида мебели, как софа.

Как появилась мягкая мебель?

Некоторым людям может показаться, что столь чудесное изобретение человечества, как мягкая мебель, появилось с некоторым запозданием. Еще давно, во времена Древнего Египта и Греции, люди создавали различные модели скамей и стульев из самых разных материалов – от дерева до камня. Их делали мягкими с помощью специальных подушечек. Первыми изделиями, носящими гордое имя «мягкая мебель», принято называть конструкции, обтянутые тканью. В прошлом такую мебель делали исключительно из натуральных материалов – этого во многих случаях так не хватает мебели, производимой ныне.

Прошло много лет, и только тогда люди стал изобретать искусственные наполнители, ставшие мощными конкурентами натуральным материалам. Но сегодня все возвращается на круги своя. Каждый уважающий себя производитель мебели старается создавать свои изделия исключительно из натуральных материалов.

Факты из истории

Йозеф Хоффман – дизайнер и архитектор из Австрии, прославившийся своим творческим союзом с К. Мозером, стал человеком, сделавшим неоценимый вклад в развитие производства мягкой мебели. Ему удалось собрать воедино достижения ортопедии и науки о сопротивлении материалов. Эти работы были признаны мировым сообществом, и по сей день используются в мебельном ремесле.

Мягкие кресла и диваны были очень привлекательными предметами интерьера, именно поэтому они быстро вошли в моду и остаются популярными и сегодня. Ежегодно дизайнеры изобретают множество новых форм и стилей мебели, что только подогревает интерес к ней.

Несколько столетий назад, а именно в XVII на развитие дизайна мягкой мебели очень сильно повлияли декор и неординарные формы итальянского барокко. Еще через сто лет мебели коснулся и французский стиль рококо, придав ей некой изысканности и грациозности. Примерно в это же время проявилось влияние ампира.

В XIX веке миру явились легендарные честерфилды с туманных берегов Англии. Век XX ознаменовался появлением арт-деко, а к 60-80-м годам зародился стиль, ныне называемый минимализм и фьюжн.

Как появились журнальные столики?

Эпоха истинной утонченности... Времена на границе XVIII и XIX веков. Именно в этот период в Англии и Франции стало модным проводить время за чашечкой кофе, сидя в уютных креслах, или же за чтением книг. Именно в эти времена зародился джентльменский обычай пить кофе и читать свежую утреннюю газету. Для всего этого кроме комфортного кресла был необходим и маленький столик – на нем можно было оставить бокал своего любимого напитка или ту самую газету. Прошло еще почти сто лет, прежде чем журнальные столики стали одним из обязательных предметов интерьера в каждом благородном европейском доме.

Прародители современных журнальных, или как их еще называют кофейных, столиков были изготовлены из дерева, металлов и декоративных камней. Сегодня же к этим материалам добавилось стекло, алюминий, керамика, пластик, МДФ, сталь и многое другое. Этот список ограничивает лишь фантазия дизайнеров и бюджет заказчиков.

Прошло много времени, успело смениться несколько эпох и вот популярность завоевывают такие стили как эклектика, модерн, арт-деко и т.д. Словом, стилей этих было и есть очень много, и именно благодаря их появлению на сегодняшний день мы имеем столь широкое разнообразие столов. Именно поэтому главная проблема тех, кто задумывается о приобретении журнального столика – определиться, что же именно нужно.


Изготовление мебели

Доски и фанеру распиливают, превращая в заготовки. В это время в другом цехе раскраивают материал, необходимый для того, чтобы пошить чехлы. Позже из этого материала в швейном цехе изготавливают чехлы подлокотников, сидений, спинок и других элементов.

В сборочном цехе заготовки встречаются с различными механизмами и комплектующими. Там делают каркас мебели и устанавливают элементы, благодаря которым мебель станет мягче – пружинные и пенополиуретановые блоки и прочее. Все это оклеивается изоляционным материалом, препятствующим смещению и скольжению обивки.

Цех обивки – место, где каркас обивается заранее подготовленным чехлом. Невидимые части мебели здесь защищают с помощью специальной технической ткани. На заключительном этапе проводится сборка элементов мебели, обиваемых по отдельности. Также устанавливаются различные декоративные элементы. Многообразие современной мебели поражает человеческое воображение, а появление новых, и совершенствование старых технологий заставляет мебельную индустрию уверенно шагать вперед!

Римляне пировали, лежа на клине или триклиниях — удобных лежанках с приподнятым изголовьем. Они были мраморными или бронзовыми, устеленными для мягкости покрывалами и подушками. Лежа на боку, опираясь на одну руку, или на животе, гости брали еду с низких столиков, уставленных яствами. Проводить день в неподвижности было прерогативой высшего класса. Римские знатные матроны, например, принимали гостей тоже лежа или полулежа на клине. Эту античную моду с удовольствием переняли светские красавицы 19 века. Однако, об этом позже.


Символом роскоши и преуспевания были диваны и на Востоке. Широкие тахты без ножек с мягкими шикарными подушками из дорогих тканей так и манили прилечь. На них знать проводила день в праздности. Здесь ели и пили, курили кальян и вели беседы. А утомившись от бесед можно было поспать, не сходя с места.

Европейцы пошли другим путем. Мягкая мебель в виде диванов и диванчиков, которые появились в 17 веке — начале 18 века во Франции, были далеки от восточных. На них не принято было величаво возлежать или попросту валяться. Да и попробуй развались в тогдашних костюмах, — в корсетах и огромных юбках на каркасе. В них лучше всего было красиво стоять или присесть на краешек канапе и кушетки. Именно канапе и кушетки и стали первыми разновидностями европейских диванов. Кому-то пришло в голову объединить несколько составленных вместе стульев, а, может быть, расширить кресло так, чтобы в нем поместились трое-четверо. Так и получилось канапе. Эдакая сороконожка — с шестью или восемью ножками. Также канапе было снабжено тремя спинками и двумя подлокотниками по бокам. Позже спинки слились все-таки в одну, порой ассиметричную, хотя существовали канапе и с несколькими спинками. На таком диванчике принято было чинно сидеть и беседовать, лучше всего, конечно же, о любви.

Знаменитая кушетка, как считается, взяла начало именно от античных лож — клине. Свое название кушетка получила от французского couche — «ложе, постель» или coucher — «укладывать». Появились она в 17 веке, классический вид приобрело в начале 18-го века. В отличие от канапе, кушетки не имеют подлокотников. Эта невысокий диванчик, с одной стороны у которого есть изголовье или круглый валик. Можно встретить кушетки с небольшой ассиметричной спинкой.

В эпоху ампира, когда стала модной одежда и мебель в античном стиле, на кушетки в красивых позах улеглись светские дамы, подражая древнеримским матронам. Мода эта была чрезвычайно сильна при Наполеоне. Ведь задумав создать из Франции великую мировую империю, он подражал Древнему Риму. Красавицы в античных туниках (уже без корсета) принимали гостей полулежа на кушетке. Поза эта, чрезвычайно живописная и соблазнительная, позволяла выставить ножки в хорошеньких туфельках, которые в обычной жизни показывать было неприлично. Их также можно было поставить на маленькую скамеечку. Лежа на кушетках вели беседы, музицировали, читали стихи. Одно условие — возлежать могла только хозяйка гостиной, гости вели себя более сдержанно.

Одна из разновидностей кушетки — рекамье — получила свое название по имени известной красавицы наполеоновского Парижа мадам Рекамье. Известная законодательница мод и покровительница искусств она собирала в своем салоне политиков, художников, писателей и прочих властителей дум. Мадам увлекалась античностью. Специально для нее была изготовлена кушетка, в точности повторяющая рисунки с фресок, найденных при раскопках в Помпеях. Это кушетка с двумя изголовьями по бокам и без спинки.

Россия не осталась вдалеке от диванной моды. До России диваны добрались в середине 18 века. Это были восточные широкие диваны с мягкими подушками. Они, возможно, больше подходили русской натуре, воспитанной на печи. Считается, кстати, что моду на восточные диваны завел граф Потемкин. Однако, вскоре до России дошли и французские моды — и кушетки, и канапе, и лежащие на виду у всех красавицы.

В 20 веке европейские и восточные веяния соединились. Наиболее популярные диваны сегодня — широкие, невысокие, мягкие и удобные. Эти качества они взяли от восточных прототипов. От западных современные диваны получили ножки, спинки и подлокотники. Кроме того, в 20 веке некоторые диваны соединились и с другими предметами мебели. В начале века стали делать диваны, совмещенные со шкафами, этажерками, горками, баром. На протяжении столетия эта тема развивалась в соответствии с достижениями науки и техники — например, появились диваны со встроенными телевизорами или столиками для компьютера.

Кроме того, 20 век совершил настоящую революцию в диванном деле — стали применяться достижения науки новой ортопедии, современные технологии для создания удобного сидения. Отличный пример — знаменитый архитектор и дизайнер Ле Корбюзье. В 1928 году он создал просто революционные для того времени кушетки на пружинящем каркасе из гнутых стальных трубок и кубические диваны, втиснутые в хромированный металлический каркас.

Знаменитая пятнистая кушетка Ле Корбюзье стала новым словом в мебельном деле и настоящим символом сладкой жизни в 20 веке. На ней возлежат с бокалом в руке голливудские звезды, которые наследуют римский дух — они всего добились и им некуда спешить. Еще один хит от Ле Корбюзье — кубические кожаные диваны. Прошел уже почти век с их создания, а они до сих выглядят модно и современно.

В 20 веке дизайнеры и художники сделали диван одним из объектов для приложения своей творческой фантазии. На эти диваны и садиться-то не стоит — не дай боже, нарушишь задуманный образ! Хороший пример — это пожалуй, самый известный диван в мире — диван-губы от Сальвадора Дали. Алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандально известной в 30-е годы в Америке звезды Мэй Уэст, появился в 1937 году.

А каков диван в видении современных дизайнеров? Вот, к примеру, диван от иконы современного дизайна Филиппа Старка. Элементы дивана, соединенные между собой, можно расположить, как вам заблагорассудится — установить спинку под нужным углом или совсем опустить в виде изголовья, сделать подлокотники или превратить диван в одно большое ложе. В общем, настоящий диван-возможность.

Время чтения: 7 мин

Диван — один из главных предметов интерьера в любом жилище. В Европе он появился сравнительно недавно — всего пару веков назад, хотя в Египте еше в древние времена гостей принимали полулежа. Мы собрали для вас главные факты про историю дивана и выяснили, чем отличается кушетка от банкетки.

История дивана началась с каменной скамьи много веков назад. И серьезно эволюционировала за это время, превратившись в предмет искусства, за который готовы платить тысячи евро. А ведь до появления дивана мы обходились стульями, лавками, кроватями и сундуками! Про историю дивана нам рассказали преподаватель «Европейской школы дизайна» Анна Левицкая и архитектор-дизайнер Надежда Самохина.

Знатные аристократы принимали гостей и вели светские беседы, лежа на скамьях

Античность: из Египта в Италию

История дивана насчитывает более 3 тысяч лет! Первые диваноподобные предметы интерьера были еще у древнеегипетской знати: на невысокие постаменты укладывали ковры и подушки. На них помещалось несколько человек, которые вели светские беседы. Такой прообраз дивана могли себе позволить только обеспеченные египтяне, а располагался он лишь в своеобразных «гостиных» — не приватных, а гостевых зонах. На нем было удобно вести неспешные беседы и принимать пищу.

За время своего существования восточные диваны особо не изменились

Позже мраморные широкие скамьи с удобными подлокотниками появились в Риме, тоже только у знатных сибаритов (любителей праздной роскоши). На скамьи укладывались подушки и ковры, чтобы древним римским аристократам было мягко полулежать на боку, опершись на локоть, попивая вино и принимая пищу. Называлось такое ложе «клиния» или «триклиния».

Клиния, или триклиния — мраморная прародительница современного дивана

Европа: Людовик XV, Наполеон Бонапарт и граф Потемкин

Аскетичная средневековая Европа не могла себе даже представить, что, принимая гостей, можно возлежать. Поэтому здесь история дивана имела другое развитие: эти предметы интерьера сперва здесь имели более строгий вид всевозможных скамей и деревянных стульев: спина сидящего должна быть прямой, чтобы подчеркнуть аристократичность семьи. У простолюдинов всей мебелью до конца XVIII века был сундук, стол да скамья.

В средневековой Европе диван не был местом комфорта

Что читают с этим материалом сегодня?

С приходом Людовика, любителя роскоши и удовольствий, в Европе появились первые диваны: скамьи для нескольких человек со спинкой, как правило, разделенной на три секции, с подлокотниками и на ножках. Диваны наполнялись лебяжьим пухом, шерстью и конским волосом. В эпоху императора Наполеона Бонапарта, подражавшего во всем древним римлянам, на диванах можно было не только сидеть, но и возлежать, принимая гостей, как римский патриций.

Диваны в стиле ампир и классицизм особо любили европейские аристократы вплоть до ХХ века

Но подобную вольность могли позволить себе салонные дамы высшего света: они принимали своих гостей, лежа на диване-кушетке с изголовьем-подлокотником с одной стороны. Такой вид дивана получил название рекамье — в честь мадам Рекамье, хозяйки блестящего парижского салона, чей портрет, в исполнении Жака Луи Давида, выставлен в Лувре. В Российской империи диваны стали популярны с легкой руки графа Потемкина.

Рекамье — получила свое название в честь француженки

Восток: дело комфортное

Своим названием «диван» обязан Востоку, а именно — языку фарси, на котором этим словом сперва обозначали «исписанные листы», затем «списки». Позже это все слилось в единый список документов или правил, которые изучали в общедоступных местах на широких удобных скамьях — отсюда, пожалуй, и начинается история дивана такого, каким мы его знаем. Любители истинной роскоши, персы, проводили на низких широких скамьях, устланных коврами и обложенными подушками, дни напролёт! Лежа на диванах, они ели, пили, курили кальян, спали и решали государственные дела.

На диване решались дела государства и проводился практически весь день

Подобные скамьи с мягкими подушками для нескольких человек могли себе позволить не только богачи, но и средний восточный класс. Без диванов невозможно представить и гаремы, в которых восточные женщины проводили большую часть своей жизни. С Востока диваны попали и в Восточную Европу.

В восточном жилище диван — главная мебель

ХХ век. революция: диван всемогущий

В конце XIX века мебель перестает быть прерогативой только богатых, и история дивана начинает другой виток, начиная нашествие на все дома — от самых бедных до «денежных мешков». Век технического прогресса принес дивану буквально безграничную власть: он превращается и в кровать, и в бар, и в стол, и даже в книжные полки, трансформируясь во всевозможные виды. А когда в начале ХХ века был создан поролон, его начали использовать как идеальный наполнитель.

Диван становится все мягче и комфортнее

Что читают с этим материалом сегодня?

Функционализм, царивший в 20-х годах прошлого века, диктовал практичность, и история дивана в это время наполнена не всегда удачными экспериментами. Диван превратили в «шкаф», создав нишу для белья, затем попытались совместить с зеркалом, вмонтировав его в спинку в 30-х годах прошлого века. Ближе к 70-м в диван поместили бар, а в боковинах с торцевой стороны добавили ниши для книг. Угловые диваны впервые появились в середине прошлого века, чуть позже пришли модульные. В конце прошлого века стали применять ортопедические матрасы, превратив мебель для гостей в мебель для сна.

Диваны становятся модульными, и заменяют сразу несколько предметов мебели

История дивана в формах: от канапе до честерфильда


Канапе: бутерброд в миниатюре

Небольшое подобие дивана, скорее напоминающее скамью, с низкими подлокотниками и на тонких ножках.

Канапе, как диван для недолгого ожидания или сидения двух-трех человек, ввели в обиход Людовики — XV и XVI. Это идеальная мебель для прихожих — чтобы присесть, надевая обувь. Мини-диван дал название и мини-бутерброду.

Банкетка: диванчик для дам

Самая младшая и далекая «сестричка» дивана появилась в Средневековье в будуарах французских модниц и ничего общего с банкетами не имела.

«Банкетка» с французского переводится как скамеечка и выглядит так же, только на одного человека и с боковыми ручками: для удобства переноски. Банкетки использовались у туалетных столиков, а в ХХ веке вышли из спален.

Происхождению дивана (как удобного элемента мебели, так и самого слова, его определяющего) приписывают восточные корни далекого средневековья. Тогда он больше напоминал нагромождение подушек и низкую мягкую софу, на которой располагались знатные люди. По одной из версий, данное понятие также восходит к восточным счетоводческим конторам, где книги для записи назывались «диван». Там же были распространены низкие скамейки с мягкими сидениями, получившие аналогичное название. Однако существует множество других теорий его происхождения, от наименования турецкого совета до судебного органа в других странах.

Европа шла другим путем. На Западе этот предмет представлял собой нечто напоминающее несколько , соединенных единым сиденьем и раздельными спинками. Существовавшие в то время модели не обеспечивали комфортного размещения. Этому противоречили как бытующие тогда приличия, так и громоздкие дамские туалеты, состоящие из кринолинов, широких юбок и прочих пышных элементов. В этот период было принято сидеть на краешке, вкушая различные блюда и ведя светскую беседу.

Русь, традиционно двигаясь своим путем, пренебрегала диванами до середины 18 века, когда полководец Г.А. Потемкин дал им широкое распространение в высших кругах светского общества. Однако русское дворянство предпочитало мягкие турецкие кушетки, на которых было удобно отдыхать и проводить свободное время.

Когда речь заходит о трансформирующихся вариантах, многие ошибочно предполагают, что их возникновение является заслугой XX века. Однако мы вынуждены разочаровать скептиков, а также людей, сомневающихся в находчивости наших предков и их стремлении к многофункциональности мебели. Первые раскладные или трансформирующиеся изделия возникли еще в XVII веке во Франции. Известные любители роскоши и знатоки моды пользовались диванами, в которых можно было убрать подлокотники и насладиться качественным сном, а некоторые из них позволяли регулировать спинки для максимально комфортного сидения.

Конец девятнадцатого века стал эпохой индустриализации, а также активного патентования новых конструкций и моделей универсальных предметов интерьера. Причиной тому стало распространение аренды небольших (по сравнению с классическими особняками) квартир, где следовало не только удобно расположиться самому и обеспечить спальным местом прислугу (так возник кухонный стол-кровать), но и принять гостей, которые могли остаться на ночь. Ограниченное пространство стало причиной возникновения таких интересных решений, как шкафы-кровати, раскладывающихся из вертикального положения, а также создания различных механизмов для диванов, наделяющих их возможностями кушетки, обычного спального места, бельевого шкафа и хранилища для различных предметов (бара, например). Однако не обошлось без неудачных экспериментов. Стоит отметить раскладной вариант с педалью, который буквально выстреливал содержимое и мог стать причиной серьезных травм того, кто стоял на его пути.

XX век – это эпоха стремительного развития промышленности, минимизации жилой площади и стандартизации. Он стал очередным новым толчком популярности многофункциональных решений. Изделия оснащали книжными полками, барами, ящичками и секретным отделом. Новым идеям не было числа, появилось множество механизмов реализации задачи «диван-кровать».

Не обошли стороной эту тему и именитые дизайнеры со всего мира, которые на протяжении всего столетия создавали эксклюзивные, а также доступные к тиражированию конструкции и формы. Появлялись как функциональные и красивые предложения, на которых было удобно сидеть или спать, так и провокационные предметы искусства, отражающие суть эпохи и приспособленные исключительно к созерцанию.

Классический диван с доминирующими прямыми линиями является образцом качественного и удобного изделия. Он возник в далеком 1910 году стараниями австрийского архитектора Йозефа Хоффмана. Его уровень и дизайн настолько совершенны, что дошли до нас практически без каких-либо изменений.

1928 год ознаменовался появлением концептуально новых конструкций от француза Ле Корбюзье. Он создал модель, в основе которой был каркас из металлических трубок, а часть для сиденья была выполнена наподобие гамака, и все это великолепие могло регулироваться в нескольких местах по высоте и наклону.

В 1938 году Сальвадор Дали создает очередной шедевр. На этот раз ним стал диван, но отойдя от канонов форм, Дали придал изделию форму женских губ, повторяющих соблазнительные изгибы Мэй Уэст, блиставшей в то время на сценах бродвейских мюзиклов. Спустя полвека это произведение искусства было продано на аукционе Содбис.

В целом XX век дал современным дизайнерам богатую пищу для размышлений. Они используют старые и новые материалы в невероятных сочетаниях для создания эксклюзивной мебели, отличающейся всеми качествами хорошей вещи:

    • Удобство. Мягкие подушки и спинка позволяют расслабиться, заняв наиболее комфортное положение.
    • Компактность. Раскладные варианты находят свое место даже в самых ограниченных интерьерах, по необходимости превращаясь в комфортные спальные места.
    • Многофункциональность. Помимо предназначений кровати и дивана, большинство современных моделей могут обладать просторными отсеками для хранения вещей и дополнительными отделами, отведенными под спальные комплекты.
    • Долговечность. Прочные материалы и минимум хрупких механизмов служат залогом того, что изделие надолго сохранит высокие эксплуатационные качества и не потеряет эстетичного внешнего вида.
    • Мобильность. Наличие устройств для перемещения и возможность разбора на отдельные части позволяет легко осуществлять его транспортировку. Особенности каркаса являются гарантией того, что качественный предмет будет прочным, жестким и легким.
  • Многообразие форм и расцветок. Современные производители предлагают не только различные конструкционные решения для выполнения основных функций дивана, но и богатый выбор форм.

Благодаря своим высоким эксплуатационным качествам, последнюю сотню лет особой популярностью пользуются некоторые механизмы систем.

Одним из самых древних видов, хорошо известным всем жителям постсоветского пространства, является «книжка». Он остается популярным благодаря безоговорочной надежности и простоте эксплуатации. Необходимо приподнять сиденье до характерного щелчка, и можно опускать уже готовую к использованию кровать. Из преимуществ данного механизма можно отметить демократичную цену, возможность использования ортопедического матраса, компактность и наличие ящика для белья. Однако такое устройство не позволяет приставить диван вплотную к стене, поэтому при отсутствии матраса наблюдается неровное спальное место с впадиной в середине.

Более простая и в тоже время удобная модель – «еврокнижка». Сиденье в ней выдвигается вперед на специальных ножках, а спинка опускается на освободившееся пространство. Минимум действий для трансформации и ровная поверхность дополняются наличием удобного ящика для белья. Существует вариант с названием «пума», механизм которого позволяет привести диван в положение кровати всего несколькими движениями. Надежность и простота эксплуатации являются его отличительными признаками.

«Раскладушка» может быть французской, американской или бельгийской. Их отличают незначительные конструктивные особенности, но французский вариант не пригоден для ежедневного использования. Суть устройства заключается в том, что раскладывающаяся часть хранится под сиденьем дивана. Приподняв его, необходимо вытащить сложенную вдвое конструкцию, превращающуюся в полноценную кровать. В нем нет бельевого ящика и перед ним необходимо пространство.

Выдвижные модели предполагают выкатывание или вытягивание скрытого отдела, содержащего в себе часть спального места. К ним относятся классическая софа, «аккордеон» и «дельфин». «Аккордеон» относится к категории угловых диванов, когда из-под основного длинного сиденья выдвигается дополнительная секция, содержащая большую подушку. Благодаря простоте и надежности конструкции, эти решения отличаются самыми высокими эксплуатационными качествами. Именно поэтому существует такой богатый выбор дизайнов и расцветок данных предметов интерьера с выдвижными механизмами.

Некоторые энциклопедии утверждают, что европейский диван ведет свою родословную от простой деревянной скамьи. Тем не менее, слово «диван» явно персидского происхождения, впрочем, как и «софа» - турецкого. Первые настоящие мягкие кресла и диваны, набитые шерстью, появились к середине пышного XVII века, когда суровое средневековье осталось далеко позади.

Кушетка - один из самых старых типов дивана. Это длинное, обитое тканью или кожей сиденье с регулируемым наклоном изголовья. При взгляде на кушетку сразу видно, что она произошла от стула. Родство выдают тонкие изящные ножки. К середине XVIII века кушетки были распространены и в Европе, и в европейских колониях.

А вот классическое французское канапе совершенно не похоже на кушетку, хотя тоже родственно стулу. На изящных, обычно резных, ножках крепится такая же резная рама. У канапе длинная, во всю длину сиденья, спинка. Ее форма наводит на мысль о том, что несколько спинок стульев соединили вместе. На канапе принято было сидеть, в то время как на кушетке обычно непринужденно полулежали светские красавицы.

Софа - низкий, чрезвычайно располагающий к неге диван, пришедший к нам с мусульманского Востока. Софа покрыта яркой обивочной тканью или кожей. На софе располагаются солидные мебельные подушки. Поначалу их набивали шерстью или конским волосом, но потом появились стальные пружины. И вот уже более полутора веков человечество, блаженствуя в минуты отдыха, опирается на такие подушки.

Поначалу внешне сдержанный Запад предпочитал на софе сидеть, а не лежать. Поэтому наш глаз сейчас радуют разнообразные типы соф, оснащенные спинками как у кресел, сиденья которых разделены своего рода мягким столиком. Но постепенно идея лежания на диване победила. Надо отметить, что в России она победила раньше, поскольку и Восток нам ближе (вспомните Обломова).

С тех пор как европейцы стали лежать и даже спать на диванах, те преобразились до неузнаваемости. Конечно, в гостиных сохранились классические салонные диваны. К ним даже добавились шикарные стилизации, подобные диванам «версаче» в духе, скажем, Людовика XVI, со всей блестящей парадной атрибутикой. Свою лепту внесли и приверженцы новых материалов, создавшие изящные конструкции из хромированных трубок и черных или цветных кожаных подушек, из гнутой фанеры и даже из надувных модулей. Салонный диван все также призван услаждать глаз и внушать уважение, впрочем, как и его офисный собрат, украшающий интерьеры помещений для переговоров и комнат отдыха.

Зато в огромном количестве размножились совершенно новые разновидности диванов, главная задача которых - обеспечить удобное спальное место, причем не только случайному гостю на одну ночь, но и хозяину дома. Что делать, издержки урбанизации не позволяют многим разместить в своей квартире несколько спальных комнат, поэтому ночью гостиная превращается в спальню. Между тем, совместить диван и кровать совсем не просто. Кровать имеет широкое ложе, на котором удобно лежать не только в одиночку, но и вдвоем. А дивану, чтобы на нем было удобно сидеть, опираясь на спинку, такая ширина не нужна. К тому же, широкое ложе занимает достаточно много места.