История и значение синодального перевода библии. Синодальный перевод библии на русском языке Канонический синодальный

Описание

Широко используемый в интернете и в библейских компьютерных программах текст Синодального перевода был подготовлен немецкой миссией «Свет на востоке» при участии Российского библейского общества в начале 90-х годов ХХ века и воспроизводит православное издание Библии 1988 года, с некоторыми заимствованиями в неканонических книгах из Брюссельской Библии (протестантские издания Синодального перевода, помимо количества книг, отличались, например, пунктуацией или вариантами написания - «святого»/«святаго», «пришед»/«пришедши» и т. п.). Существует в трех вариантах: полный текст Синодального перевода с неканоническими книгами, текст одних только канонических книг (в протестантской среде) и текст канонических книг с номерами Стронга .

Уже после публикации перевод «встретил немало критических замечаний как в научном, так и в особенности в литературном отношении» . Согласно И. Ш. Шифману , стремление переводчиков следовать православной догматике привело к тому, что «в результате Синодальный перевод содержит многочисленные отклонения от масоретского текста, а также тенденциозные интерпретации оригинала» . И. М. Дьяконов указывает, что данный перевод «не соответствует уровню научных требований» .

История перевода

История русского перевода Библии восходит к созданному по инициативе Александра I Российскому библейскому обществу , под эгидой которого приблизительно в началась работа по переводу.

Перевод делался на основе масоретского текста, но в полном соответствии с православной догматикой.

В основу Синодальногого перевода новозаветной части Библии легли печатные издания греческого Нового Завета, прежде всего - Христиана-Фридриха Маттеи (1803-1807) и Иоханнеса Мартина Августина Шольца (1830-1836). В скобках в русский перевод вносились слова, отсутствовавшие в этих книгах, но наличествовавшие в церковнославянских текстах.

Альтернативные переводы

В XIX веке предпринимались и иные попытки сделать русский перевод; некоторые из них весьма новаторские и смелые, как-то: переводы прот. Герасима Павского († 1863), архимандрита Макария Глухарёва († 1847); были отвергнуты и даже запрещены Синодом.

Примечания

Литература

  1. Столѣтняя годовщина русскаго перевода Библіи . // «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ ». Прибавленія. 13 февраля 1916, № 7, стр. 196-208 (Речь профессора И. Е. Евсеева 31 января 1916 года в актовом зале Императорской Петроградской духовной академии на годовом собрании Комиссии по научному изданию славянской Библии, посвящённому памяти столетия со дня начала русского синодального перевода Библии).

Ссылки

  • Начало истории русского перевода Библии и Российское библейское общество
  • Иеромонах Алексий (Макринов). Вклад Санкт-Петербургской - Ленинградской духовной академии в развитие библеистики (переводы Священного Писания на русский язык и библейская текстология)
  • Опытъ переложенiя на русскiй языкъ священныхъ книгъ Ветхаго Завѣта митр. Филарета Дроздова (съ еврейскаго текста).
  • Юбилей синодального перевода Библии Svobodanews.ru 28.12.06

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Синодальный перевод" в других словарях:

    - … Википедия

    СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ - См. ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ НА РУССКИЙ ЯЗЫК … Библиологический словарь

    Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твёрдой обложки книги

    Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твёрдой обложки книги

    Библия Портал Библия Иудаизм Христианство … Википедия

    Библия … Википедия

    Русской Православной Церкви ОЦБСС РПЦ Адрес: 109004 г. Москва, ул.Николоямская, д. 57, стр. 7. Тип организации … Википедия

    Общепринятый термин в периодизации истории Русской Церкви, к которому обычно относят 1700 1917 годы: два десятилетия Местоблюстительства (1700 1721) обычно рассматривают в рамках данного периода (П. В. Знаменский, А.В. Карташёв,… … Википедия

Тексты Библии в синодальном переводе - канонические 66 и 77 книг.

Модуль Цитата из Библии BibleQuote Библия - Синодальный перевод - 77 книг - без указателей Стронга.

Издательство Московской Патриархии, 2000 год

Синода́льный перево́д

Синодальный перевод - это общепринятый термин, которым обозначают перевод книг Библии на русский язык. Этот перевод осуществлён в XIX веке по благословению Синода Русской Православной Церкви. Это первый и единственный перевод книг Священного Писания на русский язык, имеющий признанный статус в Русской Православной Церкви и выполненный в полном соответствии с учением православной церкви. Следует отметить, однако, что этот перевод не является богослужебным текстом в РПЦ. Однако как авторизованный Для богослужения как авторизованный текст Библии в РПЦ применяется церковно-славянский перевод Библии, выполненный в XVIII веке - Елизаветинская Библия.

Перевод книг Ветхого Завета осуществлялся с иврита (масоретского текста) с некоторым учётом церковнославянского текста, восходящего к переводу семидесяти толковников; Нового Завета - с греческого оригинала. Литературный язык перевода находится под сильным влиянием церковнославянского языка .

Перевод имеет высокий авторитет и широко используется не только в православной Церкви, но и в других христианских конфессиях, использующих русский язык для проповеди: российскими баптистами, евангелистами, пятидесятниками, адвентистами, харизматами, католиками, а также в парахристианской конфессии - мормонами.



Широко используемый в интернете и в библейских компьютерных программах текст Синодального перевода был подготовлен немецкой миссией «Свет на востоке» при участии Российского библейского общества в на чал е 90-х годов ХХ века и воспроизводит православное издание Библии 1988 года, с некоторыми заимствованиями в неканонических книгах из Брюссельской Библии (протестантские издания Синодального перевода, помимо количества книг, отличались, например, пунктуацией или вариантами написания - «святого»/«святаго», «пришед»/«пришедши» и т. п.). Существует в трех вариантах: полный текст Синодального перевода с неканоническими книгами, текст одних только канонических книг (в протестантской среде) и текст канонических книг с номерами Стронга. На основании текста Синодального перевода изданы также Библии для семейного чтения и Детские Библии.

Уже после публикации перевод «встретил немало критических замечаний как в научном, так и в особенности в литературном отношении». Согласно И. Ш. Шифману, стремление переводчиков следовать православной догматике привело к тому, что «в результате Синодальный перевод содержит многочисленные отклонения от масоретского текста, а также тенденциозные интерпретации оригинала». И. М. Дьяконов указывает, что данный перевод «не соответствует уровню научных требований».



История перевода


История русского перевода Библии восходит к созданному по инициативе Александра I Российскому библейскому обществу, под эгидой которого приблизительно в 1816 началась работа по переводу.

В конце 1815 года, по возвращении в Россию, Александр I ознакомился с издательской деятельностью Общества и устно повелел его президенту князю А. Н. Голицыну предложить Синоду своё желание «доставить россиянам способ читать слово Божие на природном своём российском языке, яко вразумительнейшем для них славянского наречия», о чём Голицын, как Обер-прокурор, докладывал Синоду 28 февраля 1816 года.


Руководство переводом осуществлял архимандрит Филарет (Дроздов). Принципы перевода Нового Завета были изложены в определении Комиссии духовных училищ от 16 марта 1816 года, которое, видимо, было написано Филаретом. Предполагалось, что существенно, что оригинальный греческий текст будет основой русского перевода, в отличие от прозвучавшего в докладе Голицына простого «переложения Нового Завета с древнего славянского на новое российское наречие».

В 1817 году были закончены четыре Евангелия, в 1818 году - Деяния, к 1820 году - послания и Откровение. В те же годы несколькими изданиями печатаются части нового русского перевода. Начат был и перевод Ветхого Завета.


Синод опасался, что перевод будет способствовать распространению ересей, протестантизма и масонства. Уже в конце 1824 г. часть тиражей были сожжены. Царь Александр I запретил распространение уже напечатанных переводов.


В 1826 году дело перевода и издания было приостановлено в силу общего изменения внутриполитической ситуации в России.
В 1845 митрополит Филарет составил записку в Синод «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славенского переводов Священного писания» Дело перевода возобновлено по смерти Николая I.


20 марта 1858 Святейший Синод постановил: «Перевод на русский язык сначала книг Нового Завета, а потом постепенно и других частей Священного Писания необходим и полезен, но не для употребления в церквах, для которых славянский текст должен оставаться неприкосновенным, а для одного лишь пособия к разумению Священного Писания. К переводу сему должно приступить со всевозможной осмотрительностью через лиц, испытанных в знании еврейского и греческого языков, по избранию и утверждению Святейшего Синода».

5 мая 1858 Постановление было утверждено Александром II. Перевод осуществляли профессоры духовных академий: Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. За основу был взят перевод Российского библейского общества, ранее отвергнутый, некоторые части заимствованы без изменений.


В 1860 был издан русский перевод Четвероевангелия, в 1862 - остальных книг Нового Завета.


В 1860 избран особый комитет по переводу Ветхого завета из трех профессоров: Моисея Александровича Голубева (после его смерти его место в комитете занял Павел Иванович Савваитов), Даниила Авраамовича Хвольсона и Евграфа Ивановича Ловягина. «Пятикнижие Моисея» вышло в свет в 1868.


Далее по частям выходили оставшиеся части книги до 1875 года, а в 1876 году был издан полный перевод.

Перевод делался на основе масоретского текста, но в полном соответствии с православной догматикой.
В основу Синодальногого перевода новозаветной части Библии легли печатные издания греческого Нового Завета, прежде всего - Христиан-Фридрих Маттеи (1803-1807) и M. A. Scholz (1830-1836). В скобках в русский перевод вносились слова, отсутствовавшие в этих книгах, но наличествовавшие в церковнославянских текстах.

Можно скачать:

  • Библию в Синодальном переводе в двух вариантах - канонические 66 книг и 77 книг.
  • 24/09/2013 - Модуль BibleQuote в кодировке UTF-8 Синодальный перевод, издание МП, 2000 - очень кропотливая и точная работа Петра Безрукова.

Для православных важно чтение, прежде всего канонического текста, используемого при богослужениях. Кроме глубокой укоренившейся традиции осмысления Слова Божьего на Руси именно посредством церковно-славянского текста(впрочем, мало отличающегося от греческого), здесь еще имеет значение, следующее обстоятельство. Библия (в РПЦ принят т.н. Елизаветинский текст) является необходимым атрибутом при совершении церковных таинств и связано с церковными клятвами, присягами, обетами, будь то приносимых православными ежедневно (при чтении молитв), также приносимыхправославными при святом крещении или приносимых на этом тексте священством церковных священнических присяг.

В связи с этим обстоятельством изучение и осмысление Закона Божьего, опираясь именно на этот текст, является делом для православных (ортодоксов) не только необходимым, но и спасительным, ограждающим его от многих духовных соблазнов, а вот апелляция к текстам иным, безусловно, таит в себе ряд опасностей. Основная опасность таится для толкователей, приносящих присяги на одной Библии, вдруг начинающих следовать нормам, утверждаемым другими текстами. Все это, как Вы понимаете, очень близко кклятвопреступлению.

Вместе с тем, в культурный оборот русского читателя сравнительно недавно был введен т.н. синодальный библейский текст и уж совсем-совсем недавно целый букет всевозможных библейских переводов и толковников. Порою даже может показаться, что синодальный перевод это только более доступное, более приближенное к русскоязычному читателю текст канонической Библии. Это, разумеется, совсем не так.

Культурное значение синодального теста в российской среде, несомненно, очень велико, а вот смыслы, зачастую, передаваемые этим текстом, увы, отстоят оттого, что принято называть Словом Божьим, весьма далече. Детальное сравнение этих двух текстов позволяет сделать вывод о том, что в синодальном тексте предпринята попытка системного искажения смысла Св. Писания, практически по всему объему текста, как по книгам ВЗ, так и по книгам НЗ.

И, тем не менее, чтение синодального теста считается делом совершенно необходимым и важным. Только в сравнениипостигается направление развития лжеименного разумения человеческого, его совершенно необязательного блуждания в поисках правильных смыслов и в "открывании воли Божьей". Синодальный текст, если пристально вглядеться взамысел исказителей, задает тот вектордеградации церковного и государственного устройства исопутствующие этомунравственное разложение человечества, называемое популярным словом - апостасия.

«Многие верующие православные люди покупают Библию, которая издана Российским Библейским Обществом в Москве, что явствует из надписи на титульном листе издания. На оборотной стороне титульного листа стоит благословение святейшего патриарха московского Алексия II, т.к. Библия является перепечаткой издания московской патриархии. Но “Российское Библейское Общество” печатает и распространяет не только Русский Синодальный перевод Библии, имеющий благословение Православной церкви.

А что структурно представляет из себя организация, именуемая Объединенные Библейские Общества? Это международная “экуменическая” организация, членами которой являются Библейские Общества США, Англии, Шотландии, Голландии, Канады, Австралии и других стран, которые делают отчисления в бюджет Объединенных Библейских Обществ. Из этих отчислений, составляющих десятки миллионов долларов, даются деньги на деятельность тех “библейских обществ”, которые, не имея своих собственных средств, живут за счет подачек, позволяющих им продавать Библии и другие издания по сильно заниженной цене, что позволяет держать монополию на издание и продажу Библии. Примеромможет служить Российское Библейское Общество, ни одно слово в названии которого не является правдой . На самом деле оно представляет из себя филиал Объединенных Библейских Обществ, т.е. католической миссии за экуменической ширмой. Объединенные Библейские Общества, фиговым листком для которых в России является вывеска “Российское Библейское Общество”, пытаются привлечь к сотрудничеству как можно больше православных, так как внедрять католицизм в Православную Церковь удобнее всего изнутри. Их особенно интересуют преподаватели Православных Духовных Академий и Семинарий. Если завербовать преподавателя Православной Духовной Академии или Семинарии, то он будет тихо отравлять студентов-семинаристов, а те, став священниками, будут распространять католическую ложь среди своих прихожан

Апостол Павел говорит нам: “Всё Писание богодухновенно” (2 Тимофею 3:16), и апостол Петр учит, что “изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Петра 1:21). Таким образом, Священное Писание написано по наитию Святого Духа. Сам Господь сказал: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Матфей 24:35). Искажать Писание начали уже в первом веке, о чем пишет апостол Павел: “Мы не повреждаем слова Божия, как многие” (2 Коринфянам 2:17). Из этих слов явствует, что подлоги широко распространились уже во времена первых христиан, причем апостол Павел отмечает, что фальсификаторов было множество. О том же свидетельствует апостол Петр, говоря, что послания апостола Павла “невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания” (2 Петра 3:16). Вот пример подобных подмен. Канонический православный текст читает так (Евангелие от Марка 1:1,2): “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков...”. Далее следуют две цитаты из Ветхого Завета: первая — из книги пророка Малахии, вторая — из книги пророка Исаии. Но некий “сведущий” еретик, во след которому идут католики, опознав второй из цитируемых стихов как принадлежащий пророку Исаие, решил “поправить” Святого Духа и заменил в Евангелии от Марка (глава 1 стих 2) слова у пророков на слова у пророка Исаии.

Те, кто изготовляют или распространяют искаженный текст Писания (либо причастны к этому), являются распинателями Господа Иисуса Христа. Такназываемое “Российское Библейское Общество” есть не что иное, как жертвенник сатаны, на котором распинают Господа. Каждое издание искаженного текста Нового Завета является жертвоприношением сатане, хоть внешне оно и кажется бескровным! Руки служителей сатаны в крови Господа!»*

Так же поможет разобраться в этом вопросе книга «Две Библии- два пути», где очень подробно разбираются различия канонического текста Православной Церкви и синодального перевода.

*-Антон Иванов «Тайна подмены Священного Писания в России»


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.338. Анатолий (anatvk@???.lv) пишет: "Я как православный верующий думаю, что составители канонического текста создали логически полную структуру, а для более глубокого понимания смысла стиха (а не только для связи различных частей Писания) были введены параллельные места. Православная Библия имеет некоторые отличия от Синодального издания: -в пунктуационном плане; -в отсутствии в начале каждой главы оглавления; -в сокращениях названий книг и др. Насколько серьезны эти расхождения для православного? Ведь оглавления в начале каждой главы в Синодальном издании и нумерация, данная в Православном варианте, не совпадают, т.е. разбиты на разные смысловые группы. Полезно ли православному верующему изучать Писание по интернет ресурсу http://home.delfi.lv/anatvk (не есть ли это извращение, и не будет ли это зачтено мне в вину), или он (ресурс) предназначен для других конфессий?"

Вначале определенные соборы верующих составили канон Священных Писаний Ветхого и Нового Заветов (в разное время). Эти Писания состояли из книг, написанных на древних языках - еврейском, арамейском, греческом. Письмо было цельным, без пунктуаций, без разделений на предложения, главы, стихи, и тем более, без оглавлений и параллельных мест. Все это дополнялось с течением времени. Причем, если раздеоение на главы и стихи еще можно назвать канонизированным (хотя правильнее было бы сказать "стандартизированным", потому что в этом делении нет "святости" или "богодухновенности"), то оглавления и параллельные тексты - это чисто редакторская обработка.

Синодальный вариант и Православный вариант - это абсолютно одно и тоже, потому что Синод, благословивший Синодальное издании Библии, является правящим Синодом Русской Православной Церкви. Возможно, Вы хотели сравнить Церковно-Славянскую Библию с Русской; или Дореволюционное издание с твердыми знаками и "ятями" сравниваете с современным изданием; или Каноническое (протестантское) издание с Синодальным (неканоническим)? Уточните пожалуйста. А пока я кратко укажу на основные различия упомянутых мной изданий.

Церковно-Славянская Библия - Русская Православная Церковь считает церковно-славянский язык предпочтительным для богослужения и чтения Библии. Но так как он менее понятен людям, то допускается использование русского языка в проповеди. При этом вся разница в тексте Библии - это перевод.

Дореволюционное издание - в русском языке существовало несколько дополнительных букв алфавита и некоторые правила орфографии, которые устарели и были оставлены. Это нисколько не влияет на сам текст, и даже на его звучание (произношение). Различие видимо только в написании.

Синодальная Библия - содержит неканонические (апокрифические) книги и дополнения к книгам, а также вставки и разночтения в тексте Ветхого Завета, которые отсутствуют в еврейском оригинале, но присутствуют в греческом варианте Ветхого Завета. Такие вставки помечены прямоугольными скобками .

Каноническая Библия - отличается от Синодальной только отсутствием неканонических дополнений и вставок из греческого текста. Весь остальной текст абсолютно идентичен.

Имеются еще и современные переводы Библии и Нового Завета. Эти современные переводы имеют некоторые преимущества, но их точность перевода следует еще установить. Потому они не являются авторитетными и общепризнанными (по крайней мере, пока еще не являются таковыми).

Могут быть самые разные издания Библии, как с оглавлениями, так и без них; как с параллельными местами, так и без таковых; с приложениями, картами, комментариями, и безо всяких приложений. Все эти дополнения имеются только для удобства использования Библии, но никак не влияют на ее текст и ее Богодухновенность. Параллельные места - это частное дополнение, не являющееся частью текста Библии, и призвано служить только удобству пользователя Библии. Есть самые разные наборы паралледьных ссылок, составленные разными людьми. Используйте любой из них.

Священное Писание можно изучать в любом виде, если только в нем не искажен сам текст. Иногда люди прилагают к нему комментарий, неверно толкующий само Писание. Тогда можно прийти к заблуждению, а не к истине. Но если изучать только текст, то в этом нет ничего предосудительного. Что же касается приведенного Вами ресурса - это вполне нормальная электронная Библия, каких много. Я пользуюсь другой Библейской программой, но все отличие подобных программ в том, что они имеют разное удобство пользования и разную стоимость. Библия всегда одинакова для всех конфессий, потому нет надобности бояться того, что изучение Библии как-то навредит Вам.

Читайте еще по теме "Библия. О Книге книг":

Спрашивает Максим: Здравствуйте, хочу Вас спросить является ли Библия канонического синодального перевода равнозначной во всех смыслах с Библией в современном переводе.

Отвечает Андрис Пешелис.

Здравствуйте, Максим!

В моем понимании из переводов Библии на русском синодальный перевод самый лучший.

Правда, необходимо знать ньюансы.

Например, Ветхий Завет в синодальном переводе переведен с древнегреческой Септуагинты.

Поэтому нуммерация Псалмов в синодальном переводе не совпадает с нуммерацией в других переводах Библии и местами необходимо уточнять содержание текста по древневрейским текстам, например, в книге Даниила 9.гл. переведена с наводкой на интерпретацию пророчества, на что указывают еврейские комментаторы, что этот перевод уж слишком христианизирован.

В Откр. 1:10 в синодальном переводе переведено: "в день воскресный", а в древнегреческом там написано: "в день Господен".

В основе синодального перевода Нового Завета лежат древнегреческие рукописи большинства (их около 5000), которые использовали также и реформаторы для переводов Библии, например их использовали для перевода на немецком Лютера, английской Библии короля Джеймса, итд., но эти древнегреческие рукописи больше не используют в современных переводах Библии!

В том числе и в современных переводах Библии на русском!

Эти рукописи большинства сегодня считают испорчеными потому, что они слишком подозрительно совпадают между собой и не предлагают спектр разночтений, как те "самые лучшие", но самые древние 25.

В современных переводах используют синтез 25 древнегреческих рукописей, которые во время Реформации не использовался. Во время Реформации одна из самых лучших рукописей, в понимании современных переводчиков, лежала в архиве Ватикана - Ватиканский кодекс. Он в чтениях текста не совпадает даже с латинской Вульгатой, которую Лютер не переводил, потому что считал ее неточной. Другая самая лучшая рукопись во время Реформации лежала в мусоре монастыря на Синае - Синайский кодекс.

Эти рукописи не использовались для перевода русского синодального перевода, поэтому она содержит все слова Нового Завета. Для современных переводов на русский используют рабочий текст Нового Завета на древнегреческом, который на 2200 слов короче чем тот с которого переводили синодальный перевод.

В моем понимании переводить необходимо все слова текста, но в современности эту мысль не поддерживают, а считают, что необходимо переводить смысл, или мысль, а не все слова.