Азовское море граничит. Морские границы россии

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

Украина продолжает демонтаж договорно-правовой базы отношений с Россией. В этот раз Киев хочет сменить статус Азовского моря с внутреннего на международный. Соответствующее предложение Петр Порошенко сделает западным партнерам в ходе заседания Генассамблеи ООН.

Следующая новость

О том, что президент затронет этот вопрос на встрече в Нью-Йорке, упомянул и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. «Мы рассматриваем различные опции в отношении договоров. Конечно, всем нам понятно, что Азов - это не внутреннее море, а территориальное море. К этому мы должны прийти», - рассказал глава МИД.

При этом буквально месяц назад украинские депутаты говорили, что не планируют разрывать соглашение с Россией. О невозможности отказа от договоренностей заявляла заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль. «О денонсации соглашения с Россией по Азовскому морю не может быть и речи. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос», - утверждала она.

«Нулевые шансы»


Источник фото: РИА «Новости»

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой в Керчи еще в декабре 2003 года. Затем на его основании в апреле 2004-го стороны определили статус Азовского моря и Керченского пролива.

Сам документ состоит из пяти статей. Суть соглашения в том, что обе страны считают акваторию моря и пролива своими внутренними водами. По этой причине торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в них свободой судоходства.

Также в договоре расписаны правила в отношении судоходства других государств. Согласно документу, военные корабли и другие суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом в порт одной из сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной. В ином случае проход считается незаконным. Этот пункт позволяет как российским, так и украинским военным беспрепятственно задерживать и досматривать суда другой стороны и иностранных держав.

По мнению российских депутатов, шансы Киева на пересмотр соглашения с помощью западных партнеров невелики. По словам сенатора от Крыма Сергея Цекова, результат попытки Порошенко поменять статус Азовского моря будет нулевым.

В данном случае международное сообщество примет во внимание не только мнение украинской, но и российской стороны. Азовское море мало интересует с экономической точки зрения Запад, поэтому договор останется в силе

Сергей Цеков сенатор от Республики Крым.

Кроме Великобритании и США, которые проявляют откровенно недружелюбное отношение к России, предложение Киева вряд ли кому придется по вкусу, добавил Цеков.

Даже если Киев получит одобрение ООН, Азовское море автоматически не приобретет статус международного пространства, уверен первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин. «Оснований для перемены статуса Азовского моря нет. Другое дело, что Украина таким образом намеренно отказывается от своего суверенитета, показывая свою преданность Западу, и пытается всеми способами усложнить России жизнь, усиливая западное влияние в регионе. Однако для иностранных союзников воды Азова не имеют привлекательности, поскольку море слишком мелкое для больших военных кораблей Запада», - отметил собеседник «360».

Между тем Украина заявила о намерении создать военную базу на Азовском море к концу 2018 года. По словам Петра Порошенко, в Бердянске уже спущены на воду два артиллерийских бронекатера ВМС Украины. Украинский истеблишмент не исключает, что на этой базе могут в будущем дислоцироваться иностранные суда.

Спланированные провокации

Несмотря на то, что официально Украина высказывается против денонсации договора, власти страны не первый месяц накаляют обстановку на Азове. Киев обвиняет Москву в блокировании судов, которые следуют в украинские порты через Керченский пролив, из-за чего они якобы простаивают, а их владельцы несут потери.

Также в начале сентября Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение усилить военное присутствие в Азовском море, а командующий Сухопутными войсками ВСУ заявил об увеличении армейской группировки в Приазовье. Военные спустили на воду два бронекатера типа «Гюрза-М»: «Лубны» и «Кременчуг». Всего в состав украинских ВМС входят шесть таких катеров.

По словам украинским военных, они стягивают группировку из-за «российской угрозы». Военно-морские силы (ВМС) Украины считают, что российские корабль и военный самолет спровоцировали опасные инциденты в Керченском проливе, в частности, во время прохождения украинских судов. Речь идет о поисково-спасательном судне «Донбасс» и морском буксире «Корец», которые уже вошли в Азовское море.

Согласно сообщению ВМС Украины, 20 сентября корабль «Приазовье» якобы совершил чрезмерное сближение с их судами, а 21 сентября истребитель Су-27 опасно приблизился к самолету Ан-26, который выполнял плановое задание над Черным морем.

Даже эти спланированные провокации Киева не способны изменить статус Азова, уверен президент Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко. «Ассамблея ООН может лишь выслушать господина Порошенко, но принять решение о перемене статуса внутреннего моря двух государств не в силах. Даже если теоретически предположить, что ООН примет подобную резолюцию, Россия может наложить на нее вето», - подвел итог собеседник «360».

человек поделились статьей

Следующая новость

Географическое положение Черного моря, пожалуй, известно каждому жителю нашей страны. Почему? Все дело в том, что практически все мы хотя бы раз в жизни, но бывали на его побережье, ну или планируем съездить туда в свой ближайший отпуск.

Карта Черного моря России показывает, что наша страна делит его с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией.

О местоположении, истории, климате и характерных особенностях этого участка мирового океана и пойдет речь в данной статье.

Раздел 1. Общая информация

Если посмотреть на Черное море на карте мира, можно убедиться, что принадлежит оно к бассейну Атлантического океана и относится к внутреннему типу морей. Его площадь равна примерно 422,0 тыс. кв. км (по другим сведениям - 436,4 тыс. кв. км).

Зрительно море напоминает форму овала с наибольшей осью 1150 км. Максимальная протяженность с севера на юг составляет 580 км. Средняя глубина - 1240 м, а наибольшая - 2210 м.

Порты Черного моря имеют ряд преимуществ, так как воды данного участка мирового океана соединяются с Мраморным через пролив Босфор, далее, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) - со Средиземным и Эгейским, а Керченским проливом - с Азовским морем.

По его акватории проходит линия границы между Европой и В северную часть моря глубоко вдается Крымский полуостров.

Воды его омывают территории сразу нескольких государств: России, Украины, Грузии, Румынии, Турции и Болгарии. На северо-востоке побережья располагается частично признанное государство Абхазия.

Бассейн моря обладает редким свойством. Его нижние слои заполнены сероводородом, из-за чего на глубине свыше 150 м полностью отсутствует жизнь (за исключением отдельных видов бактерий).

Географическое положение Черного моря весьма удачно. Почему? Все дело в том, что оно имеет важнейшее экономико-транспортное, стратегическое и военное значение, а также относится к крупнейшим рекреационным зонам Евразии. В портах Севастополя и Новороссийска сосредоточены основные военные базы Черноморского флота России.

Раздел 2. История Черного моря

Фото Черного моря, как правило, притягивают к себе внимание, подкупая красотой и некой безграничностью. Но, что же мы на самом деле знаем о нем?

Прежде всего, нельзя не упомянуть, что это сравнительно молодое море, имеющее несформировавшуюся экосистему, которая продолжает свое развитие: меняется уровень воды, появляются новые представители флоры и фауны, а некоторые исчезают.

В прошлом, а это около 8 тыс. лет назад, данное море и вовсе было озером. Его биосистема сильно подвержена внешним воздействиям - влиянием климата или человека. Несмотря на то что оно намного меньше океана и жизнь в нем менее разнообразна, берег Черного моря и его экология представляют интерес для ученых.

Раздел 3. Каков же климат стихии?

Климат Черноморья обусловлен среднеконтинентальным расположением и в основном относится к континентальному типу. Для этого региона характерна теплая влажная зима и сухое лето. и кавказское побережье защищены от ветров горами, благодаря чему здесь средиземноморский субтропический климат.

Географическое положение Черного моря таково, что на погодные условия оказывают значительное влияние циклоны Атлантики, которые приносят шторма и похолодание. Ветра юго-западного направления приносят обычно влажные средиземноморские воздушные массы.

В январе на севере держится средняя температура до +2°C, но бывает похолодание до -5°C, периодически выпадает снег. Гораздо теплее на южных и Кавказа. Здесь редко бывает ниже +5°C.

Июльская температура воздуха на севере моря в среднем составляет +25 -+27 °C. Благодаря морю, температура воздуха обычно не поднимается выше 37°C.

Самым теплым уголком Черноморья является побережье Кавказа, где в среднем +17°C в год. На кавказское побережье приходится большее количество осадков (1500 мм в год), меньше всего их на северо-западе (до 300 мм в год).

Черное море не подвержено замерзанию, вода не остывает ниже +8 °C.

Раздел 4. Местная флора и фауна

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какие же организмы населяют Черное море? Характеристика показывает, что флора Черного моря состоит из более 260 видов зеленых, красных донных и бурых водорослей: кладофора, ульва, цистозира, зостера и т.д.

Фитопланктон моря включает около 600 видов, среди которых встречаются диатомовые водоросли и представители динофлагеллятов (динофизис, александриум, протоперидиниум).

Фауна менее разнообразна по сравнению с, например, Средиземным. В водах данного моря живет 2500 видов животных, включающих 160 видов млекопитающих и рыб, до 500 простейших одноклеточных, 500 ракообразных, 200 моллюсков, а также других беспозвоночных. В Средиземном же на сегодняшний день обитает примерно 9000 видов.

На дне моря нашли пристанище устрицы и мидии, моллюски-хищники рапана. Среди прибрежных скал и камней можно встретить крабов, имеются медузы, креветки, актинии и губки.

На малочисленность животного мира влияет соленость и температура воды, а также образование на глубинах сероводорода. Тем не менее, воды моря пригодны для существования неприхотливых видов, для которых не требуются глубины.

Раздел 5. Что за курорты находятся на Черном море?

Российские курорты находятся в Краснодарском крае. Самые популярные из них - Сочи, Анапа, Геленджик и Туапсе. Здесь построены лучшие санатории и пансионаты.

На Крымском полуострове расположены курорты: Евпатория, Алушта, Ялта, Судак, Феодосия, Черноморское и Соколиное. Райским уголком для отдыха являются здравницы Абхазии. К крупным туристическим центрам Украины относится Одесса, ставшая за последние годы настоящей жемчужиной у моря.

Сочи

Решили отправиться на Черное море? Отзывы путешественников единодушно заявляют, что не побывать тут на самом деле нельзя, и предпосылок для этого на самом деле много.

Прежде всего отметим, что Сочи является самым южным и теплым курортом России. И именно тут, на побережье, расположились десятки пансионатов и санаториев.

Пляжный сезон в Сочи длится с мая до середины октября. Солнечная погода держится 300 дней в году. Благоприятный минеральные источники и грязи оказывают оздоровительно-лечебное действие на человека. Санатории принимают желающих в течение всего года.

Природа этого региона уникальна и неповторима: горные ущелья с бурными реками, водопадами и пещерами, холодные озера, непроходимые леса и высокогорные лыжные спуски. Эти места привлекают любителей активного отдыха и экстрима.

Сочи славится не только пляжным отдыхом, но и культурными достопримечательностями. Здесь много музеев, театров, развлекательных центров, ресторанов и ночных клубов.

Ялта

Одним из самых знаменитых городов-курортов Крыма является Ялта. К тому же он входит в число одних из самых красивых городов мира.

Это современный курорт удивительного места под названием Черное море. Карта показывает, что пляжи здесь на самом деле огромные, протяженностью в 72 км.

Город считается столицей всех крымских курортов и важным административным, культурным и туристическим центром на южном побережье Крыма.

Изобилие солнца и растительности, теплое море и песок, чистый воздух, горы и огромное количество достопримечательностей создают благоприятные условия для отдыха и оздоровления.

Абхазия

На самом деле кажется, что сам Бог создал эти места для отдыха человека. Пляжный сезон длится с мая по октябрь и 220 дней в году можно наслаждаться солнцем.

Морская вода отличается низким содержанием соли, прозрачностью и идеально для купания. Туристическая Абхазия - это гостеприимный народ, роскошная природа и множество памятников истории.

Гостей ждут экскурсии к водопадам, минеральным источникам и озеру Рица, карстовым пещерам и руинам древнего города. Знаменитые курорты края - Пицунда, Гагра, Сухум и Гудаута.

Туристическая индустрия Абхазии развивается быстрыми темпами: отремонтированы старые пансионаты и построены новые комфортабельные отели, на улицах много ресторанов и развлекательных центров. Одним из популярных курортных мест является город Пицунда, находящийся в окружении сосновых лесов, которые создают особый микроклимат с целебным хвойным ароматом.

Здесь даже в знойную погоду свежо и прохладно. Все пансионаты располагаются в живописной бухте недалеко от моря.

Раздел 6. Движение воды в Черном море

Считается, что порты Черного моря имеют массу преимуществ. Объясним почему. Обычно этот участок мирового океана тихий и спокойный. Волны появляются при ветреной погоде, чаще всего зимой. Высота их может достигать 15 м, что опасно только для небольших судов. Приливы и отливы не превышают 10 см и практически незаметны.

Вообще в море существует два типа течений - поверхностные и двойные. Первые вызваны циклонным типом ветров, а вторые образуются в Босфорском и Керченском проливах и вызваны разницей в плотности воды в двух бассейнах.

Течения поверхностного типа образуют два замкнутых кольца. Западное кольцо сужается к югу и составляет ширину напротив дельты Дуная примерно 100 км. Скорость этого течения почти 0,5 км/ч. Восточное кольцо достигает 50-100 км и имеет скорость до 1 км/ч.

Двойное течение в Босфоре возникает благодаря водообмену между Черным и Мраморным морями. Более легкая и менее соленая вода Черного моря поступает в Мраморное со скоростью до 2 км, а взамен получает нижним течением более соленую воду Мраморного моря.

Другое двойное течение образуется между Черным и Азовским морями. При этом опресненная вода Азовского моря попадает верхним течением в Черное море, получая взамен более соленую воду.

Помимо горизонтальных течений имеются вертикальные, ограниченные верхними слоями воды (до 80 м).

Раздел 7. Угрозы моря: ветра и туманы

Географическое положение Черного моря явно указывает на то, что туманы возникают над побережьем или прибрежьем в основном в холодное время года. При вторжении на сушу холодного морского воздуха туман образуется над морем недалеко от берега.

На побережье он появляется обычно весной. Наибольшая туманность отмечается зимой, особенно в Босфорском проливе (до 80 дней в году). Однако бывают продолжительные туманы. К примеру, зимой в Одессе они длятся до 10 дней. Фото Черного моря, сделанные в такую погоду, отличаются особым романтизмом и таинственностью.

Сила и скорость ветра на море больше, чем на побережье. При появлении циклонов над морем влажный воздух становится вертикально неустойчивым, образуя вихревые ветра и смерчи, опасные для малых судов. Скорость ветра зимой достигает от 3 до 40 м/сек. Иногда бывают шторма. Ночные ветра приносят на побережье прохладу.

Раздел 8. Чем опасны черноморские течения

Однако коварным и беспощадным может быть и Черное море, характеристика этого участка мирового океана явно указывает на существование тут изменчивого течения, направленного по всему периметру против часовой стрелки.

Течение образует два кольца, названные «очки Книповича» (в честь гидролога, описавшего это явление). Скорость движения зависит от вращения Земли. Также на изменение течения влияет сила и Иногда в прибрежных зонах возникают вихри, направленные против основного течения (антициклонические круговороты).

Движение верхних вдольбереговых течений изменчиво и определяется ветром. Одно из таких течений называется тягун, образующийся во время шторма. Волны, набегающие на берег, отступают мощными потоками по образующимся на песчаном дне руслам. Такие потоки очень опасны для людей и могут унести далеко от берега. Чтобы выбраться из них, нужно плыть к берегу не по прямой линии, а по диагонали.

Раздел 9. Почему море бывает неспокойным? Древняя легенда

Черное море на карте мира, даже на самой древней, просматривается весьма хорошо. Именно поэтому, видимо, знают о нем достаточно давно, складывая мифы и пересказывая былины. И вот одна из них.

В древности жил один отважный богатырь, о храбрости которого слагали предания. Однажды старый маг решил передать ему волшебную стрелу, чья магическая сила зависела от умыслов человека. Попав в руки к злодею, она могла принести много несчастий на земле. Богатырь никогда не использовал ее без надобности и в корыстных целях. Состарившись, он стал искать человека, кому можно было доверить стрелу. Но только достойному хозяину могла открыться ее тайна.

Тогда богатырь решил спрятать оружие в Черном море и попросил своих сыновей отвезти ее на самую его середину. Он знал, что они с первого раза не выполнят его наказ, и отправил их снова. Сыновья исполнили волю отца и опустили стрелу на дно моря. Это разгневало море, оно стало шуметь и по сей день пытается выбросить на берег стрелу.

Раздел 10. Черное море теплеет?

Можете ли вы точно сказать, где находится Черное море? Карта показывает, что его вполне стоит считать самой южной морской границей нашего государства. И, безусловно, оно является еще и самым теплым. Однако бытует мнение, что температура в нем постепенно повышается. Так ли это на самом деле?

Черное море (Краснодарский край берется за основу изучения) заполнено сероводородом, а значит, для жизни пригодны только прибрежные и поверхностные слои воды. Кстати, из-за этого оно относится к одному из самых малообитаемых морей мира.

Также на экосистему моря негативно влияет всемирное потепление, которое привело к повышению температуры воздуха зимой и неполному охлаждению верхних слоев моря. А это в свою очередь затрудняет процесс вертикальной ротации верхних слоев воды на глубину для поддержания границ сероводорода.

Потепление привело к тому, что сероводородная зона поднялась к поверхности моря почти на 12 метров и эти воды стали безжизненны. Объем воды, обогащенной кислородом, продолжает уменьшаться, что вызывает опасения экологов. А значит, Черное море, координаты которого 43°17′49″ с. ш. 34°01′46″ в. д., скорее всего, будет теплеть и дальше.

На Украине наконец то озадачились вопросом - как делить будем Азовское море? Тут некоторые блокаду Крыма с суши собрались вводить. Значит у некоторых есть и другие интересы.
Так вот. Думаю, что ответ будет таким.
А ни как делить не будем!
Азовское море - внутреннее море России.
И прежде чем вводить блокаду, задумайтесь о том, как проходить будете Керченский пролив?
Можно конечно намекнуть и на другие варианты развития ситуации. Но это в другой раз.

28 ноября 1869 года принадлежность косы к Кубанской области была подтверждена указом российского Сената, и границей было предписано считать середину пролива между Крымом и крайней точкой Таманской косы.

После Октябрьской революции и Гражданской войны, Постановлением ВЦИК от 13 августа 1922 года, коса Тузла была включена в состав Крымской области.

Указом Верховного Совета РСФСР в январе 1941 года было принято решение «О перечислении острова Средняя коса (Тузлы) из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР».

После передачи Крыма Украине в 1954 году административная граница между Крымской областью и Краснодарским краем не пересматривалась.

В годы Великой Отечественной войны на занятую немецким гарнизоном косу был высажен советский морской десант. В жестоком бою с 6 по 9 октября 1943 года коса была освобождена от немецких войск.

Практическая передача косы и проведение административной границы между РСФСР и УССР были реализованы только в начале 1970-х годов. Причем, сделано это было в форме согласования графического начертания на карте административных границ на уровне заместителей председателя Крымского облисполкома и Краснодарского крайисполкома.

Территориальный спор

Согласно позиции России, из указа Президиума Верховного Совета СССР года о переходе Крымской области в состав Украины следует, что Украине передавалась в административно-территориальное распоряжение только континентальная сухопутная часть Крымской области. Юрисдикция на прибрежные воды морей, исходя из принципа, что акватории прибрежных морей принадлежат государству в целом, а не его отдельным субъектам, оставалась за СССР .

В 2003 году со стороны Краснодарского края России была предпринята попытка восстановить косу путём создания искусственной дамбы. Это положило начало конфликта между Украиной и Россией по поводу принадлежности острова, восстанавливаемой косы и возможного изменения режима судоходства в Керченском проливе. После встречи президентов Путина и Кучмы строительство дамбы было приостановлено.

интересно, а где сейчас этот клоун от шоу-СМИ? - 2003 год - Тренировка вторжения России в Крым и на о. Тузла

В 2005 году специальная комиссия украинского парламента признала, что остров Тузла в Керченском проливе может исчезнуть уже через год, если не защитить его от волн. Течения в Керченском проливе, которые ускорились из-за дамбы, построенной в 2003-м году, размывают не только Тузлу, но и Аршинцевскую косу возле Керчи. Было проведено укрепление берега острова блоками.

В 2014 году, в ходе кризиса на Украине и обострения ситуации в Крыму, произошло фактическое присоединение бо́льшей части Крымского полуострова к России, в связи с чем 21 марта 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Керченский пролив «больше не может являться предметом переговоров с Украиной ».http://ru.enc.tfode.com/Коса_Тузла

Ке́рченский проли́в (Kerç boğazı;-), называемый древними греками Боспор Киммерийский (по народу — киммерийцы) — пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря. Западным берегом пролива является полуостров Крым, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина начинается в конце осени и длится несколько месяцев. По Керченскому проливу рекомендуется проводить условную границу Европы и Азии, оставляя Азовское море в пределах Европы. Традиция деления восходит к античности.

История

Миф, архаика
Еврипид описывает, как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио — возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом.
Эсхил называет переправу через пролив — «Коровий брод» .
В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду.

Вы синие, синие волны,
Где с морем сливается море,
Где жало аргосской осы
Когда-то по лютой пучине
К берегам азиатским Ио
Промчало от пастбищ Европы!
Кого переправили к нам вы?
Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота. В 5 веке до н. э. представители старинного милетского аристократического рода Археанактидов основали на западном берегу пролива город Пантикапей — столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи .Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы

2.Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
К воротам тесным моря. Там, отважившись,
Должна ты Меотиды переплыть пролив.
И память в людях славная останется
Об этой переправе. Будет имя ей -
«Коровий брод» — Босфор.
Европы кинешь ты
Равнины, на Азийский материк придешь.
«Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией полководца Неоптолема и варварами : «Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военначальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял» (Страбон, II, 1, 6) «Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном». (VII, 3, 18)

XX век

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года. Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства.

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ) . В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Первоначально эти паромы планировали использовать на строящейся железнодорожной переправе через Енисей в Игарке, но в 1953 году эта стройка была закрыта и паромы перевезли в Крым. Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. Однако после торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив так и не было восстановлено

Территориальный спор

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Косы Тузла на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова "Коса Тузла перечисленная территория" и "Коса Тузла и стратегические интересы России".

В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, начали в спешном порядке возводить дамбу от Тамани в сторону украинского острова Тузла. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской. В качестве ответной уступки Украина согласилась подписать договор, по которому Керченский пролив был признан совместными внутренними водами России и Украины.

Прошло 10 лет со времен конфликта с РФ вокруг острова Тузла в Азовском море - Подробности - Интер - 29.09.2013. ПинзЭнык, Кучма.. а теперь Нищеброд дефолтный/патрашенко/, подписавший проект по реструктуризации госдолга Украины именно тогда, когда кредиторы заявили о несогласии с планом реструктуризации через своих представителей — юридическую фирму Ширман и Стерлинг.
Прос*ть такую территорию, в надежде обменять на стеклянные бусы - вот классика хохляцкой жадности, неуемного воровства и непрофессионализма.

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжались долго.МИД Украины считал позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над двумя третями Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняла Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требовала поделить Керченский пролив аналогичным образом «в соответствии с международным правом».

Коса Тузла и стратегические интересы России
Травников А.И.

Издатель Феникс
Год 2005

В политике маленькая коса Тузла в Керченском проливе - это не мелочь. Это принцип. Принцип отстаивания национальных интересов России. А принципы не могут быть предметом торга. Вопрос, впервые поднятый А.Травниковым в середине 90-х, разразился кризисом в отношениях между Россией и Украиной 2003 года. Сегодня тема вновь может статьактуальной. Тем более, что окончательного решения вопроса ни по Тузле, ни по Черноморским базам пока нет. В книге приводятся только факты. Читатель сам вправе делать выводы.
http://flikeinvest.org.kniga-diva.ru/kniga/2029

"мнение титульной украинской нации" и "аналитиков" по обслуживанию урковлады)))- Самый нереальный проект Кремля: Керченский мост-призрак

31 авг. 2015 г.
Уже осенью через Керченский пролив перебросят первый мост. Пока технологический, для подвоза материалов к строительным площадкам. Движение по пассажирскому мосту откроют в 2018 году. Сейчас строительство ведется ударными темпами

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.