Существуют ли скарабеи. Жук скарабей – талисман из Египта

Скарабей по-древнеегипетски – «хепри» . Имя Хепри носил древнеегипетский бог восходящего солнца, творец мира и человека, которого изображали в виде скарабея или как человек с головой скарабея. Почему же жук-скарабей стал символом и олицетворением египетского солнечного божества?


Кто он — священный скарабей?

Жуки-скарабеи (лат. Scarabaeus sacer) часто встречаются на побережьях Средиземного и Чёрного морей, в Южной и Восточной Европе, на Аравийском полуострове, в Крыму, Турции и, конечно же, в Египте.

Скарабей, представляет собой матово-чёрное насекомое с округлым гладким телом длиной 25–35 см. Старые скарабеи становятся блестящими чёрными. На голове жука расположен лобный выступ и глаза, поделенные на верхние и нижние части. На каждой ножке скарабея имеются шпоры, которыми он роет землю. Половые различия у них слабо выражены. Нижняя часть тела опушена тёмно-коричневыми волосками. Живут скарабеи около двух лет, почти всю жизнь они проводят под землей, выходя на поверхность в ночное время. Зимуют скарабеи, закапываясь в землю на глубину 2 метров. Вылет жуков из земли на поверхность начинается в марте и длится до середины июля.

Главной особенностью жуков является способ питания. Скарабеи относятся к жукам-навозникам, и питаются навозом крупного рогатого скота — коров, лошадей, овец.

Древние египтяне заметили необычное поведение скарабеев: едва пройдёт по дороге табун лошадей или стадо коров, оставив после себя кучи навоза, как тут же туда ни возьмись слетается целый рой чёрных жуков-скарабеев. Каждый из них начинает усердно лепить из навоза шарики, катая их по дороге, постепенно превращая их в почти идеальную сферу, зачастую превышающую по размерам и весу самого скарабея, и закапывают навозный шарик в землю, затем используют его в пищу и в качестве питательной среды для потомства.

Пары скарабеев образуются в процессе заготовки навозных шариков. «Сизифов труд» самца-скарабея привлекает самку и они совместно ищут подходящее место, роют в земле норку глубиной 15–30 см. После спаривания самец уходит, а самка начинает катать шарики грушевидной формы, откладывает яйца в этой питательной среде, и засыпает норку землёй, насыпая сверху «пирамидку».

Через 1–2 недели вылупляются личинки жуков. В течение месяца потомство скарабея питается пищей, которую заготовили для них родители, а потом личинки перерождаются в куколок . При неблагоприятной погоде куколки остаются в норке на зимовку. Весной молодые жуки покидают норки и выходят на поверхность. Скарабей появляется под землей, чтобы жить на земле и в воздухе – ведь эти жуки отлично летают!

Этот уникальный жук-скарабей широко распространённый в Западной Европе, Северной Африке и Центральной Азии, стал древним магическим символом, в религии не только для египтян. Скаробея «обожествляли» многие африканские племена, и древние народы Кавказа. Однако именно в Древнем Египте культ скарабея приобрел поистине эпический размах.

Откуда берут начало древнеегипетские мифы о скарабеях.

Жук скарабей в древнем Египте стал священным символом, примерно к III тысячелетию до нашей эры.

Исследователь древних петроглифов в регионе Махараштры Индии учёный Мисра (Bibhu Dev Misra) обнаружил уникальный петроглиф скарабея, созданный около 7000 г. до н.э. Господин Мисра утверждает, что древний петроглиф предшествует ранним датам древней египетской цивилизации примерно на четыре тысячи лет.

богиня Хат-хор = «Дом-Гора» — великая мать -3400-2920 гг. до н.э.

Знак Скарабея олицетворяет Сириус, в созвездии Большого Пса, которое является для северного полушария классическим зимним созвездием. С Сириусом связывалась богиня Хат-хор («дом Гора», т. е. «небо») , изображавшаяся в виде коровы, меж рогов которой находился Сириус.

Bibhu Dev Misra в своей статье пишет, что найденные им петроглифы указывают на более древнюю систему астрологических представлений о небесной сфере и относит возникновение символов созвездий к периоду около 10 000 лет до нашей эры. Возможно, наши астрологические знания являются наследием утраченной цивилизации, которая процветала во время Ледникового периода.

Господин Мисра предполагает, что древние петроглифы могут отражать «эзотерические знания о древнейших цивилизации «Золотого века» человечества, погибшего во время катаклизмов эпохи «Младшего дриаса» (10 900 г. до н.э. — 9700 г. до н.э.), когда наша планета была поражена многочисленными фрагментами гигантской кометы.

Древние петроглифы, недавно обнаруженные в Махараштре, вероятно, указывают на существование какой-то чрезвычайно древней забытой культуры, предшествующей на тысячи лет любой традиционной цивилизации, известной в истории, чья символика отражена в священных мифах и писаниях более поздних культур и цивилизаций во всём мире.

«Скарабей» представляет собой символ движения солнца, его созидающую и животворящую силу.

Наблюдая за скарабеями, египтяне заметили интересную особенность – жуки катят свои шарики всегда с востока на запад, а летают только в полдень. Внимательные египтяне увидели в этом связь жуков с солнцем. Солнце проходит свой путь с востока на запад и скрывается за горизонтом, чтобы завтра опять появиться на востоке.

По представлениям древних египтян солнце являлось божеством, несущим жизнь всему живому и воскресение после смерти. Цикл развития скарабея внутри навозного шарика и его выход весной на поверхность земли египтяне соотносили с движением солнца.

Сходство настолько поразило древних египтян, что восходящее солнце они стали олицетворять с богом Хепри (Хепера, Хапер) , изображая его со скарабеем вместо головы.

Олицетворяя восходящее утреннее солнце с богом Хепри (hpr — «возникший», от hpr — «возникнуть, произойти»), египтяне поклонялись богу Ра (др. егип.: ri-a; копт.: Re (reɪ) или Rē) - дневному солнцу и богу Атуму (егип. — tm) - вечернему, заходящему солнцу.

Хепри частично перенимал функции бога солнечного диска Атона. Хепри отождествлялся с Атумом, Pa (Ра-Хепри), Амоном (Амон-Хепри).

Атум-Хепри в «Текстах пирамид» назван создателем Осириса (егип. jst jrt, Усир) — бога возрождения, царя загробного мира и судьи душ усопших.

Считалось, что Хепри возник сам из себя («он возник в своём имени »), иногда его отцом называют «отца богов» Нуна (др.-егип. «nwn» - «вода», «водный»). В древнеегипетской мифологии отец богов Нун существовал в начале времён, как первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум.

Значение сакрального символа скарабея, вероятно, не менялось на протяжении тысячелетий, ведь археологи находили подвести, кольца и амулеты со скарабеями в различных культурных слоях раскопок. Часто скарабей сочетался с другими сакральными изображениями. Например, в Каирском музее можно увидеть немало анкхов, на которых помимо прочих символов изображены священные скарабеи.

Скарабей стал в Египте символом труженика ученика на его пути к мудрости. Подобно тому как скарабей упорно и настойчиво превращает бесформенную, вязкую массу навоза в шарик, для того чтобы заложить в него семена жизни, ученик, идущий по Пути Мудрости, должен превратить бесформенную массу своих недостатков в идеальную, совершенную форму шара, подобного солнечному диску, исчезающему за горизонтом земли и вновь рождающемуся на востоке.

Даже из самой глубокой подземной тьмы, где скарабей оставляет кладку, его потомство снова рождается, пробуждаясь и воскресая, подобно божественной силе и мудрости, дающей вновь рождённой Душе возможность улететь в новую жизнь на земле.

Рядом со скарабеем изображены две змеи мудрости, правая и левая, ученик берёт от каждой из них и формирует свою мудрость.

Самую ценную, древнюю и почитаемую фигуру скарабея можно найти в храме Карнак, который расположился недалеко от Луксора. В Луксоре находится статуя священного скарабея, это место особо почитают местные жители.

В росписи погребальных саркофагов скарабеи появились примерно с 1000 года до нашей эры. Скарабеев часто изображали перекатывающим огненный шар солнца, символ цикличности мироздания и вечной жизни. Засушенных жуков скарабеев часто помещали в фаянсовые пилоны, которые, видимо, служили оригинальными погребальными украшениями , которые считались оберегами, гарантирующими воскрешение из мёртвых.

Роль скарабея в жизни Древнего Египта.

У египтян существовали поэтические религиозные тексты, которые величали скарабея богом, что живёт в сердце и охраняет внутренний свет человека. Сакральный символ скарабея постепенно стал связующим звеном между божественным началом и человеческой душой.

С жуком скарабеем связано много заклинаний, сохранившихся в «Текстах саркофагов» и «Текстах пирамид». Известно, что египтяне выполняли немало магических ритуалов, связанных со скарабеем.

Символ священного скарабея сопутствовал древним египтянам всю жизнь и вместе с ними переходил в загробный мир. Если тело после смерти мумифицировали, наподобие куколки скарабея, то вместо сердца вкладывали изображение священного жука. Без него не могло произойти воскресение души в загробном мире. Древние египтяне понимали важность сердца в организме человека и, располагая вместо него изображение священного жука, верили, что оно представляет собой первичный импульс к возрождению души. Несколько позднее вместо фигурки жука скарабея египтяне изготавливали сердце из керамики, а имена богов изображали рядом с символом священного жука.


Этот скарабей был найден в гробнице фараона Тутанхамона (1340-1331 гг. до н.э.), открытой Говардом Картером в ноябре 1922 года. Фараон Тутанхамон умер в 19 лет, его мумия в золотом саркофаге и маске была помещена в 2 деревянных гроба. Ещё 3 саркофага Тутанхамона были из кварцита, покрытого красным гранитом. Вокруг саркофага стояли четыре золотые деревянные часовенки, занимавшие всю комнату.

Этот амулет, украшенный символом бога солнца – овальным камнем жёлтого цвета, заинтересовал учёных из миланского Музея естественной истории. Исследователи увидели в этом камне ключ к разгадке одной из тайн пустыни Сахара.

Камень жёлтого цвета, который открыватель гробницы Тутанхамона Говард Картер счёл полудрагоценным халцедоном, на деле оказался природным стеклом с необыкновенными свойствами — оно начинает плавиться при 1700 градусах Цельсия, что на 500 градусов выше температуры плавления других образцов природного стекла. Оказывается, в египетской Сахаре найдены целые россыпи такого стекла, от мелких кусочков до глыб весом 26 килограммов.

Если это особенное стекло раскалить докрасна и бросить в холодную воду, оно не треснет. То есть по своим характеристикам это силикатное природное стекло превосходит многие современные высокотехнологичные стекла.

С этим необычным природным стеклом столкнулись ещё в 30 годы прошлого века экспедиции, колесившие по Сахаре в поисках сокровищ древних цивилизаций и потерянных городов. По оценкам специалистов, только в районе плато Саад рассеяно более 1400 тонн этого чистейшего стекла жёлто-зелёного цвета. В некоторых из найденных образцов природного стекла имеются клубящиеся узоры чёрного цвета. Большое содержание в стекле иридия указывает на их внеземное происхождение. Иридий содержится в некоторых метеоритах и кометах. Учёные выдвинули гипотезу, что в стародавние времена над Сахарой взорвался большой метеорит, подобный Тунгусскому. При этом от высокой температуры богатые силикатами пески Сахары расплавились и превратились в стекло.

Это космическое метеоритное стекло использовалось людьми с давних пор. Исследователи пустыни Сахары часто находят ножи, топорики, наконечники стрел, сделанные из этого материала почти 100 тысяч лет назад.

До обнаружения скарабея в гробнице никто и не подозревал, что древние египтяне знали о необыкновенном стекле большого песчаного моря, за много километров от ближайшего жилья. Скарабей остаётся единственной драгоценностью из силикатного стекла, обнаруженной среди сокровищ Древнего Египта.

Что означают амулеты со скарабеем в наше время

Во все времена люди верили в чудодейственную силу различных амулетов, приносящих удачу, богатство, счастье. Египетские талисманы среди них считаются самыми сильными, но безопасных для человека.

Талисман жука скарабея является одним из самых почитаемых. Скарабей считается символом жизни, сохраняющим его владельцу молодость и красоту.

Первоначально амулеты изготавливали из камней, как драгоценных, так и поделочных. В ход шли зелёный гранит, мрамор, базальт или керамика, которую после просушки покрывали зелёной или голубой лазурью. Сейчас туристам предлагают амулеты из металла, украшенные камнями.

Всем известен такой символ, как жук скарабей - значение талисмана происходит родом из Египта, где ему придается огромное значение. Украшения и предметы декора со скарабеем предлагают туристам на местных рынках. Из этой статьи вы узнаете, что означают такие сувениры.

В статье:

Жук скарабей - значение талисмана в Египте

Жук скарабей - один из самых почитаемых в Египте символов. Эта страна подарила миру немало тайн и загадок, некоторые из них будоражат умы исследователей и по сей день. В их числе и талисманы, которыми издавна пользовались местные жители. В огромном количестве их можно увидеть на рынках Египта, в частности, речь идет о талисманах и сувенирах с изображением жука скарабея.

Приобретая такой сувенир, вы можете быть полностью уверены в том, что он несет в себе только положительное значение. Это могут быть шкатулки, статуэтки или украшения, и все эти предметы , и совершенно неважно, из какого материала они выполнены, и какую сумму вам пришлось отдать продавцу.

Изображения жука скарабея можно увидеть на старинных фресках, папирусах и статуях в Египте. Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.

Если понаблюдать за живым скарабеем, становится понятно, почему он так почитаем египтянами. Жук скатывает идеально ровные шарики из навоза и затем катит их туда, куда ему нужно. В этом древние египтяне заметили сходство с движением Солнца, символ его рождения ранним утром. Известно, что бог Солнца Ра был одним главных в египетском пантеоне, и Солнце вообще занимало очень важное место в их верованиях. Поэтому такое важное значение приобрел и жук скарабей, а также амулеты с его изображением.

Это насекомое ассоциировали с богом утреннего рассвета Солнца Хепри . Поэтому он считается символом возрождения, нового начала и светлых перемен, ведь рассвет, по мнению египтян, представляет собой возрождение всего сущего, которое происходит каждый день. Амулет со скарабеем означал новые возможности, придавал силы в трудные времена и помогал в саморазвитии и обучении.

Возможности божества рассвета были практически безграничными, поскольку египтяне считали, что он управляет самим мирозданием и его энергией. Поэтому верили, что владельцу амулета со скарабеем подвластно все. Также, как и большая часть египетских символов, он означал саму жизнь и жизненную энергию - то, без чего никто не смог бы существовать.

Жук скарабей использовался не только для создания амулетов. Он участвовал в ритуалах древней египетской магии, некоторые из которых дошли до наших дней. Но большая часть их них может испортить аппетит современному человеку.

Например, если женщина желала избавиться от бесплодия, она должна была смешать с водой порошок, изготовленный из высушенных скарабеев, и выпить полученное средство. Считалось, что символ зарождения новой жизни не мог не помочь забеременеть. Средство, которое защищало от вредоносного колдовства, включало в себя голову и крылья скарабея, масло и жир змеи. Его также употребляли внутрь.

Самые древние амулеты со скарабеем

Известно, что Египет - родина татуировок. Украшение тела рисунками было особенно популярным среди знатных людей. Они считали, что в загробном мире те станут их пропуском. Скарабей, нанесенный на тело, даровал милость богов, которые отвечали за жизнь после смерти, и делал его загробную жизнь полноценной. Считалось, что без такой татуировки дух остается неупокоенным.

Самые первые египетские обереги делались из камней. Это были как драгоценные камни, так и гранит, мрамор, базальт и известняк. Часто уже готовые изделия покрывались глазурью бирюзового или зеленого цвета - самые популярные цвета в Египте. Иногда их покрывали серебром и золотом.

Как и на большую часть подобных амулетов, на скарабеев наносились заклинания и специальные знаки. Они открывали силу, заключенную в предмете, и увеличивали ее. Иногда жуков изображали с человеческими чертами лица, в окружении богов, и иногда соединяли с другими символами. Это должны быть символы, сходные по своему смыслу, например, сердце, которое также означало жизнь.

Были и погребальные скарабеи, которые имели совершенно особенное значение в египетской культуре. Смысл они несли тот же - помощь в загробной жизни. Их помещали в захоронение, в специальные нагрудные украшения, изготовленные из фаянса.

статуя скарабею в Луксоре

Самое известное изображение этого жука находится в Карнакском храме в Луксоре. Это статуя довольно крупных размеров. Ежегодно возле нее можно заметить тысячи жителей других стран, которые приезжают увидеть Египет и прикоснуться к его культуре. Многие говорят, что при касании этой статуи можно почувствовать тепло, а после длительного нахождения возле нее отмечают прилив сил.

Местные легенды гласят, что если обойти вокруг статуи в Луксоре семь раз, при этом думая о своем желании, оно исполнится. Считается, что желание должно быть сложно осуществимым, из списка ваших долгосрочных и глобальных целей, ведь священный жук не слишком любит тратить свое время на мелочи.

Современное значение талисмана жук скарабей

Сейчас считают, что изображение этого насекомого помогает не только в загробной жизни, но и в земной. Такие амулеты защищают от нечистой силы, негативной энергии, энергетического вампиризма и других несчастий. Они помогают в делах, создании семьи, гармонизируют отношения пары и помогают .

Такой сувенир из Египта сделает своего хозяина более уверенным в своих силах, гармонизирует его энергетику. Он приносит невероятное везение буквально во всем, желание трудиться себе на благо, уничтожает лень и помогает достичь благосостояния и успеха. Но вместо вас он ничего делать не будет, вместо этого он научит мудрости и дарует способность видеть истинную природу всего, что с вами происходит.

Женщинам скарабей приносит молодость и красоту, внутренний магнетизм и обаяние. Мужчин наделяет упорством и постоянностью. Но влияние оберега не зависит от пола, ведь вы сами можете попросить у него то, что вам нужно. Если не хватает удачи в делах, везения в поиске подходящего партнера или мотивации для работы над собой, обращайтесь к вашему амулету. Положительно влияет он и на сексуальность, повышая либидо, избавляя от импотенции и бесплодия.

Как правильно носить амулет со скарабеем

Считается, что лучше всего оберег в виде скарабея работает, если он подарен. Но и лично купленный довольно неплох, даже обычный сувенир из Египта будет работать на ваше благо. Если вы дарите его кому-то из своих друзей или родственников, обязательно объясните ему природу этого предмета и как с ним обращаться. Ни один оберег не потерпит пренебрежительного отношения к себе.

Не стоит также верить в легенды о скарабеях, которые едят людей, это не имеет под собой никаких реальных оснований. Сформируйте исключительно положительный образ трудолюбивого жука скарабея.

Он может быть выполнен не только в виде украшения, ювелирного или бижутерии. Встречаются и шкатулки, расчески, рукоятки ножей с этим символом. Действовать в этом случае оберег будет немного по-другому. Если это украшение, вы можете пользоваться им как личным талисманом. Изображенный на расческе или зеркале скарабей будет влиять напрямую на вашу внешность, на орудии труда - подарит удачу в этой деятельности и т.д.

Жук скарабей может быть неплохим вариантом . Он защищает от аварий и других неприятностей в дороге, а также воздействия нечистой силы и другого негатива на стоянках, во время пути и стояния в пробках. Насекомое практически все время находится в движении, что позволяет считать его изображение хорошим амулетом для путешественников и людей, которые часто ездят в командировки.

Изображение упорного жука хорошо подходит студентам и школьникам. Это неплохой вариант оберега для обретения мудрости, получения знаний, стремления к учебе и умения распоряжаться своими знаниями и свободным временем. Он поможет на экзаменах и во время всего учебного года.

Значение этого талисмана предполагает, что им можно пользоваться в офисе, если это статуэтка, например. Так он более эффективно будет помогать вам продвигаться по карьерной лестнице и добиваться большей зарплаты или увеличения прибыли.

Удивительно, что самый обыкновенный жук, весь смысл жизни которого состоит в катании навозных шариков, может ассоциироваться с каким-нибудь божеством.

И, тем не менее, священный скарабей (лат. Scarabaeus sacer ) в Древнем Египте был очень уважаемым представителем отряда жесткокрылых. Жрецы даже вставляли его вместо вырезанного сердца умерших во время их мумифицирования. Такое необычное действо должно было символизировать полет души и возрождение человека в духовном мире.

Само же катание шаров у древних египтян было символом движения солнечного светила, ведь скарабей направляет свой груз всегда строго с востока на запад, словно повторяя путь солнца по небосводу. Делает он это по вполне практическим соображениям - так гораздо легче ориентироваться в пространстве. Все, что жук собрал, послужит ему для питания и для развития потомства.

Интересно, что сами скарабеи согласны есть любой навоз, в то время как для своих деток они выбирают самый, по их мнению, лучший - овечий. Именно в процессе катания, период которого длится с марта по июль, и происходит знакомство будущей супружеской четы.

После того, как самец и самка накатают несколько шариков, они закапывают их в отдельные лунки и присыпают сверху землей. Теперь можно и приступить к продолжению рода. Наверное, скарабеи стеснительны, раз специально для спаривания выкапывают глубокую норку, протяженностью от 10 до 30 см, которая оканчивается просторной гнездовой камерой.

Оплодотворив самку, самец отправляется по своим делам, а будущая мамаша откладывает довольно большое яйцо в один из шариков, соблюдая главное правило: у каждого малыша должен быть собственный домик. Причем за сезон у нее может быть около десятка отпрысков. На этом и ее миссия заканчивается - скарабеи, как и большинство жуков, не заботятся о потомстве.

Через 5-12 дней из яйца вылупится личинка, которая спустя месяц с небольшим превратится в куколку. Понадобится еще две недели, чтобы куколка развилась во взрослую особь. Однако молодые скарабеи не спешат выбираться во враждебный внешний мир: они предпочитают отсиживаться в т.н. «ложном коконе», пока сезонные дожди не размягчат его твердую оболочку. Некоторые даже умудряются провести таким образом зиму.

Взрослые скарабеи черного цвета. Молодежь матовая, а старые жуки, которых жизнь успела потрепать и «натереть», становятся блестящими. Размер средней особи от 2,5 до 3,7 см, при этом половой диморфизм развит слабо, т.е. неспециалисту очень сложно отличить самца от самки. Знатоки же замечают на внутреннем крае задних голеней самцов золотисто-рыжую бахрому, которой нет у самок. Глаза у обоих полов большие, а лобный киль слабый. Задняя часть щек и темя в мелких зернышках. Ноги и нижняя часть тела покрыты темно-коричневыми волосками.

Интересно, что обитают священные скарабеи не только в Египте. Их можно встретить во всех южных районах западной Европы: во Франции, Италии, Греции, Болгарии, а также на крайнем юге степей Украины, в Крыму и Грузии.

Международное научное название

Scarabaeus sacer Linnaeus ,

Описание

Чёрный, матовый (старые потертые жуки становятся блестящими) жук длиной 25-37 мм. Низ тела и ноги в тёмно-коричневых волосках, бахрома на внутреннем крае задних голеней самца золотисто-рыжая. Все вырезки между зубцами наличника полукруглые, средняя немного шире боковых. Глаза большие, их верхние доли заметно, а нижние - гораздо крупнее булавы усиков. Лобный киль слабый, в середине широко прерван и всегда с двумя резкими коническими бугорками. Наличник в ячеисто-морщинистой пунктировке, задняя часть щек и темя в зёрнышках, сильно варьирующих по величине и густоте. Переднеспинка сильно поперечная с широко закруглёнными и грубо зазубренными боками, её основание со слабой бороздкой вдоль базального ряда крупных блестящих бугорков и коротких щетинок, диск мелко шагренирован и в редких неравномерных зёрнышках, частично смешанных с точками. Количество и размер точек и зёрнышек весьма изменчиво. Средние и задние голени едва расширены перед вершинами. Половой диморфизм : у самца на внутреннем крае задних голеней имеется бахрома из густых золотисто-рыжих волосков, отсутствующих у самок; пигидий самки более выпуклый, чем у самца.

Ареал

Особенности биологии

Живёт на песчаных почвах, избегает засоленных участков. Лёт и катание шариков навоза с середины марта до конца июля, преимущественно ночью. Питается помётом крупного рогатого скота и лошадей. Высоко в горы не поднимается. Типичные обитатели аридных ландшафтов с жарким и сухим летом. Жуки появляются весной и пока ночи холодные, активны в жаркое время дня. Летом большинство видов переходят на ночной образ жизни, когда начинается интенсивный лёт на источники света. Жуки, слетаясь к кучкам навоза, изготавливают из него шарики разного размера, иногда значительно превышающие размеры самого жука. Эти шарики укатываются на расстояние десятков метров и в подходящих местах закапываются в землю, где поедаются одним или двумя жуками. Нередко из-за обладания готовым шариком между жуками возникают драки. В процессе совместного катания шариков образуются «супружеские» пары, начинающие работать совместно и заготавливать пищу для потомства. С этой целью самцы и самки выкапывают норки, заканчивающиеся на глубине 10-30 см гнездовой камерой. В них происходит спаривание, после чего самец обычно покидает гнездо, а самка приступает к изготовлению одного-трёх грушевидных навозных овоидов. В их узкой части помещается круглая «колыбелька» и откладывается яйцо, после чего вход в норку засыпается. Стадия яйца длится 5-12 дней, личинки 30-35 дней, куколки - около двух недель. Оплодотворённые самки способны за активный период выкопать более десятка норок-гнезд. Жуки, после превращения из куколок, остаются внутри овоидов, преобразованных в «ложный кокон» длительное время, пока осенние или весенние дожди не размягчат их, а иногда в них зимуют.

В египетской мифологии

Галерея

    Египетский амулет

Напишите отзыв о статье "Священный скарабей"

Примечания

Ссылки

  • (статья Елены Сикирич) - о древнеегипетском символе

Отрывок, характеризующий Священный скарабей

– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.

September 30th, 2013

Самый, наверное, известный из скарабеев – скарабей священный (Scarabaeus sacer), жук, обожествленный древними египтянами. В шариках, которые катают жуки, они увидели образ солнца с его суточным движением по небу, а в зубцах на голове и лапах жука – подобие солнечных лучей. Изображениями священного скарабея украшали гробницы, его рисовали на папирусах, запечатлевали в камне. Жуку воздавали почести и считали его символом счастья.

В храмовом комплексе Карнак недалеко от г. Луксора (территория древних Фив) сохранилась колонна, которую венчает каменный скарабей. Согласно легенде, тот, кто семь раз обойдет колонну и прикоснется к жуку, может загадывать желание – оно сбудется. И ходит вокруг жука бесконечный хоровод приехавших взглянуть на Карнакские храмы туристов. Сбываются ли их желания – неизвестно, но владельцам многочисленных окрестных лавочек есть за что благодарить священного скарабея.

Сослужили древние легенды пользу и науке – в определенной степени из-за них известный энтомолог прошлого века Жан-Анри Фабр заинтересовался скарабеем и раскрыл многие его тайны. Благодаря наблюдениям этого ученого мы узнали множество интересных фактов и из жизни родственников священного жука – испанского копра, копра Изиды, лунного копра и некоторых других. Именно Фабр обнаружил, что большая часть шаров, которые катают скарабеи, – это их пищевые запасы. Жуки, как самцы, так и самки, не только сами лепят шары, но и воруют и отнимают их друг у друга. Заполучив тем или иным образом шар, жук старается откатить его подальше, зарыть в землю и там, в уюте и спокойствии, предаться трапезе. Скарабей очень прожорлив, и вскоре ему приходится выбираться на поверхность за новой добычей.

Когда наступает пора откладывать яйца, самки священного скарабея делают особые шары, как правило, из более нежного – овечьего – навоза, и поодиночке (жуки ряда других видов выполняют свои родительские обязанности вместе) зарывают их в землю. Потом в шар откладывается яичко, и на этом забота самки о потомстве заканчивается. Когда запас еды подходит к концу, личинка в шаре окукливается, а примерно через месяц из куколки выходит взрослый жук.

Куда интереснее семейные взаимоотношения многих других видов скарабеев. Например, у испанского копра, лунного копра (С.lunaris), самцы которого носят на голове слегка изогнутый рог, и некоторых других копров, или калоедов, самец и самка бок о бок трудятся, выкапывая под подходящей кучей навоза довольно большую галерею, заканчивающуюся расширяющейся камерой. Туда жуки перетаскивают большое количество навоза и формируют из него особый «пирог» удлиненной или сферической формы. В таком «пироге» происходят специфические процессы анаэробной ферментации, в результате чего будущая еда для личинок становится более гомогенной и легкоусвояемой.

И только когда «пирог» готов, самка начинает лепить из него питательные шары для будущего потомства. А потом продолжает заботиться о личинках – если шар начинает трескаться и грозит высохнуть, самка заделывает трещины, если на нем появляется плесень – счищает ее. И так происходит до тех пор, пока из своих колыбелек не выйдут молодые жуки или пока мать не умрет. Последнее случается чаще – большинство скарабеев размножается один раз в жизни и не доживает до появления потомства из куколок.

Сложны и удивительны родительские заботы и австралийских скарабеев из рода цефалодесмис (Cephalodesmius). Взрослые жуки появляются на поверхности в конце лета и тут же роют себе кормовые норки, в которые стаскивают запасы еды. Осенью происходит встреча самца и самки. И хотя до сезона размножения еще далеко, они больше не расстаются, а заводят общую норку, где запасают корм на зиму. Пора размножения наступает весной. Теперь оба родителя постоянно снуют туда и обратно, притаскивая в нору огромное количество самых разнообразных кормов – в отличие от большинства скарабеев представители этого рода питаются в основном растительным материалом.

Среди их запасов можно найти и прелые листья, и маленькие цветочки, и небольшие плоды, и семена, и помет животных. По мере накопления запасов добыча корма становится в основном заботой самца, а самка начинает «обрабатывать» доставленную провизию. Она добавляет в общую массу свой собственный помет и помет самца и начинает формировать из всего этого шары, в которых проходит специфический процесс брожения. Когда питательная масса «созревает», самка делает из нее своеобразные чашечки, откладывает в них по яичку и закрывает крышечками – так что в итоге опять-таки получаются шары.

С этой поры самка цефалодесмиса уже никогда не покидает гнезда – все ее силы уходят на заботу о своих будущих детях. Как только в колыбельке выводится личинка и начинает питаться содержимым своего шара, забот у матери прибавляется. Она добавляет к шару новые порции корма, которым продолжает снабжать ее самец.

Пока личинка маленькая, мать добавляет к ее шару только перебродившую массу, но потом переходит на не полностью «созревший» и даже свежий, только что принесенный самцом корм. Развивающаяся личинка в это время начинает издавать в своем шаре звуки, возникающие за счет трения маленьких бугорков на внутренней поверхности последнего брюшного сегмента и особых гребешков на голове. Функция этих звуковых сигналов неизвестна, но ученые предполагают, что таким образом личинка может сообщать матери о своем состоянии и потребности в пище. Взрослые же цефалодесмисы никаких звуков не издают.

Когда развитие личинки завершается и она готова к окукливанию, мать заштукатуривает поверхность шара специальной смесью из своего помета, помета самца и личинок (последний выделяется из шара через стенки). После того как смесь высыхает, шар становится особенно прочным и крепким. «Запечатав» одну колыбель, самка продолжает ухаживать за другими, но к тому моменту, когда молодые жуки должны появиться на свет, родители уже погибают.

Однако навозные жуки Австралии поражают не только удивительными семейными взаимоотношениями. Например, в Австралии живет единственный представитель подсемейства, не способный летать. Обнаружили этого жука совершенно случайно, и не в природе, а в музейных коллекциях. В 1972 г. австралийский исследователь Эрик Маттьюз, работавший в Парижском музее, обратил внимание на необычный экземпляр с этикеткой «Квинсленд, из коллекции Генри Бейтса».

Каким образом австралийский жук попал к одному из величайших натуралистов прошлого века, который работал в основном на Амазонке, а в Австралии никогда не был? Оказалось, что Бейтс купил этот экземпляр у коллекционера Франциска Дю Булай, который действительно бывал в Квинсленде, в районе, расположенном примерно в 150 км от того места, где бескрылые жуки обнаружены ныне.

Бескрылость их обнаружили тоже случайно – когда непонятный экземпляр из старой коллекции размягчили и приподняли выпуклые надкрылья жука. Точнее, крылья у него есть, но маленькие, неспособные обеспечить полет тяжелого насекомого.

Вновь открытый жук получил латинское название Onthophagus apterus, которое отражало его «бескрылость». Однако экземпляр из коллекции Бейтса продолжал оставаться единственным известным ученым.

Живых жуков нашли только через 24 года – в 1996 г., когда несколько насекомых этого вида попали в энтомологические ловушки, расставленные учеными на западе Квинсленда. Оказалось, что бескрылые навозные жуки обитают в небольших горах, в местах отдыха валлаби, и питаются пометом этих сумчатых. Позже еще одна колония была обнаружена в другом районе, также в местах отдыха валлаби.

Такая приверженность жуков к одному месту, в течение многих веков изобилующему кормом, может, по мнению ученых, объяснить их неспособность к полету. Однако это лишь предположение – ведь в таком случае популяция навозников оказывается очень уязвимой. Стоит произойти изменениям в ландшафте, валлаби сменят место отдыха – и тогда жуки исчезнут…

Интересно, что хотя в Австралии встречается около 400 видов навозных жуков, все они достаточно специализированы и приспособлены к своеобразным условиям «пятого континента». И когда вслед за европейскими переселенцами здесь появились стада овец и коров, оказалось, что их помет некому перерабатывать! В 60-е гг. нашего века проблема приняла угрожающие масштабы – огромные площади были покрыты подсыхающим и засохшим навозом.

В результате пришлось привозить и акклиматизировать здесь африканских навозников, которые приспособились отлично справляться с богатым «урожаем», оставляемым стадами копытных. После многочисленных экспериментов на должность «ассенизаторов» были назначены представители вида Onthophagus gazella, которых, кстати, уже использовали в этой должности в Техасе и Калифорнии. Эти жуки очень трудолюбивы и спокойно относятся друг к другу – от 10 до 50 пар могут одновременно «работать» над одной лепешкой навоза, не вступая в конфликты.

Этот вид, наверное, и самый продуктивный среди навозников. Личинка в шаре развивается в течении 2,5 недели, а куколка – 2 недели. Половое созревание наступает у жуков уже через 4–5 дней после выхода из гнездовой норки. Каждая самка лепит от 10 до 12 шаров и откладывает туда по яичку, а самец помогает ей создавать запасы пищи для будущих детей….

К навозникам относят три подсемейства жуков семейства пластинчатоусых (Scarabaeidae)1; афодии (Afodiinae, около 2500 видов); настоящие навозники, или геотрупы, (Geotrupinae, около 900 видов), и скарабеи (Scarabaeinae, около 4500 видов).

Экологически все три подсемейства весьма сходны – их представители перерабатывают органическое вещество помета и переносят его в почву, где дальнейшее разложение осуществляется различными микроорганизмами.

Навозные жуки, и в частности скарабеи, – отличные летуны. Обычно они добираются к источнику корма по воздуху, а куда лететь – им подсказывает прекрасно развитое обоняние.

Хотя скарабеи, как уже сказано, не любят сухости и потому обычно избегают пустынь, среди них есть ряд видов, которые все-таки приспособились жить в регионах с засушливым климатом. Для выживания у них выработались своеобразные формы поведения. Например, в сухих степях и пустынях Туркмении весьма крупный (до 5 см) навозный жук тмол (Synapsis tmolus) и более мелкий (до 3 см) испанский копр (Copris hispanus) сохраняют влагу корма, сначала быстро зарывая свою пищу прямо на месте, а потом перенося ее в более глубокие норы, в которых воздух остается влажным.

Австралийский жук Coproecus hemiphaericus закапывает сухие экскременты совсем глубоко, около водоносных слоев, и там они отсыревают и размягчаются до нужной кондиции. Многие виды скарабеев, обитающие в пустынях Северной Америки и в горных пустынях, зачастую вообще не выходят из нор грызунов, где для них есть и пища, и благоприятный микроклимат.

А некоторые австралийские навозники, питающиеся пометом сумчатых, поступают иначе. Влаги в экскрементах пустынных млекопитающих и так не много, а попадая на сухую почву, они моментально превращаются в твердые камешки. Чтобы не дать пище высохнуть, жуки хватаются своими цепкими лапками за шерсть около анального отверстия зверя и так путешествуют, ожидая вожделенную добычу. Затем они спрыгивают и быстро утаскивают свой трофей под землю.

Особенно интересен тот факт, что в природе, скарабей является африканским ассенизатором. Обитающие на равнинах Африки стада слонов, съедающие в день 250 кг еды, большую часть её возвращают обратно земле, в виде больших навозных куч. Возможно, Африка погрязла бы в огромном слое навоза, если бы её не спасали каждый день тысячи жуков - скарабеев живущих там. Именно они способствуют утилизации навоза.