Сколько лет патриарх кирилл во главе рпц. Краткая информация о священнике

Биография патриарха Кирилла вызывает интерес как у человека, близкого церкви и религии, так и у простого обывателя. Патриарх Кирилл - довольно известная персона, и большинство россиян видело его по телевидению или хотя бы знает о его существовании.

Патриарх ведёт активную деятельность не только в России, но и во всём православном мире. Помимо обязанностей главы церкви, он вносит весомый вклад и в развитие своей страны, сближая светскую и церковную власть. Принимает участие во внешней политике государства, занимается благотворительностью.

Краткая информация о священнике

Детство и молодость будущего патриарха

Владимир Михайлович Гундяев (именно такое мирское имя имел нынешний глава РПЦ) родился 20 ноября 1946 года в послевоенном тогда ещё Ленинграде в семье священнослужителя. Фамилия будущего главы русской церкви происходит от слова «гундять», то есть, говорить в нос. Правда, мы можем видеть удивительные ораторские способности патриарха, которые совсем не соответствуют значению фамилии.

Отец Михаил, женатый на Раисе Гундяевой , учителе иностранного языка, к моменту рождения сына был рукоположен в иереи. Володя был средним ребёнком в семье, у него есть старший брат и младшая сестра, их нынешняя работа и жизнь также тесно переплетаются с духовной и церковной деятельностью. Стоит сказать о том, что дед Владимира, Василий Гундяев тоже был священником.

Детство Владимира Гундяева было обыкновенным. Владимир получил среднее общее образование затем поступил в духовную семинарию в Ленинграде, а закончив её - в учреждение высшего богословского образования Петербурга. В 1969 году Владимир Гундяев принял монашеский постриг и получил имя «Кирилл» .

В 1970 году будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с отличием закончил духовную академию, получив кандидатскую степень в сфере богословия. Этот момент может считаться началом деятельности будущего патриарха, кстати, первого патриарха, рождённого в Советском союзе.

Начало церковной деятельности отца Кирилла

Молодая прыть будущего главы церкви позволила ему с самого начала религиозной деятельности добиться значительных успехов, почему в итоге за столь короткий срок у него и получилось стать главой РПЦ. В первый же год после завершения обучения в духовном вузе и ухода от мирской жизни священнослужитель стремительно двигался по иерархической лестнице, получая сан за саном. По истечении всего трёх лет стал занимать пост ректора духовной семинарии и академии Ленинграда.

В марте 1976 года отец Кирилл был рукоположен в сан епископа . Всего через год был возведён в архиепископы, а ещё через год возглавил патриаршие приходы в Финляндской республике. В 1978 году архиепископ Кирилл начал преподавать в Московской Духовной Академии.

В 1984 году будущий глава РПЦ был назначен главным архиепископом Вяземских и Смоленских приходов, а через два года - ещё и приходов Калининградской области. Отец Кирилл трудился не покладая рук, проявляя усердие и огромное желание служить Господу, за что был поощрён постоянным членством в рядах Синода, где стал принимать активное и непосредственное участие в разработке законов, касающихся свободы вероисповедания и прав верующих. В феврале 1991 года получил сан митрополита.

Во времена смены государственного строя и развала Советского союза во всех политических вопросах занимал чёткую позицию мира. Это позволило митрополиту заслужить доверие и уважение среди населения.

В середине 90-х годов РПЦ вела широкую политическую активность, главным активистом был будущий патриарх, который выступал в роли премьер-министра РПЦ. Благодаря его деятельности удалось воссоединить Русскую православную церковь и приходы зарубежных стран. Помимо этого, были восстановлены, стабилизированы и нормализованы отношения с католической церковью во главе с Ватиканом в лице Папы Римского.

Приход к патриаршеству и деятельность в новом сане

К высшему сану РПЦ тогдашний митрополит пришел благодаря своей активности, связанной с социальной и политической сферой. С 1995 года отец Кирилл тесно сотрудничал с правительством России, вёл духовно-просветительскую работу на телевидении. Митрополит успешно создал концепцию взаимоотношений светской и церковной власти, которая была принята в 2000 году.

В 2008 году после кончины тогдашнего патриарха Алексия местоблюстителем был назначен митрополит Кирилл, которого год спустя на поместном собрании избрали Московским и всея Руси. Дата интронизация митрополита Кирилла - 1 февраля 2009 года . Легко посчитать, сколько лет митрополиту Кириллу было на момент получения высшего сана в православной церкви - 63 года.

Патриарх Кирилл и сегодня занимает свой пост. Священник регулярно наносит визиты своим заграничным коллегам. За рубежом отец Кирилл имеет влияние и уважение: его считает человеком с огромным багажом фундаментальных знаний, острым интеллектом и развитой эрудицией. Его тесные связи с западными представителями православной церкви позволили укрепить сотрудничество европейских приходов со РПЦ и в общем скрепили отношения России со странами Евросоюза.

В прошлом году патриарх поддержал петицию о введении закона, запрещающего проведение аборта.

Скандалы, связанные с персоной священника

Патриарха Кирилла поддерживает 99% населения, однако, он не единожды фигурировал в громких скандалах, получивших широкую огласку. Большинство религиозных деятелей выступили в защиту патриарха, окрестив данную акцию провокацию с целью запятнать репутацию РПЦ в общем и доброе имя отца Кирилла в частности. Патриарха Кирилла упрекали в следующем:

  • Участие в организации незаконного ввоза в страну крупных партий алкоголя и табачной продукции премиум-класса.
  • Связи с КГБ.
  • Церковный модернизм.

Затем священника пытались обвинить в нарушении обета о нестяжательстве. Зарубежные средства массовой информации даже заявили, что патриарх - долларовый миллиардер, включив в его владение особняк, часы со стоимостью $30,000, круизный лайнер, личный самолёт и огромный автопарк, состоящий из спорткаров . После этого обвинения глава церкви стал героем не одного мема в интернете. В том же интернете то и дело мелькает обвинение в том, что отец Кирилл по национальности еврей, так как его мать якобы в девичестве имела фамилию Вексельман (на самом деле - Кучина).

Однако глава церкви заявил, что все средства Московской патриархии используются по назначению и ничего не оседает в карманах деятелей церкви. Все заявление признаны провокацией и нелепой попыткой подорвать и унизить личный авторитет патриарха Кирилла.

Семья и дети

Патриархом может стать только представитель чёрного духовенства, то есть, человек, принявший монашеский постриг и давший обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Из первого обета следует, что патриарх не может иметь жену и детей. Из второго - что владыка должен подчиняться заветам Господа, из третьего - патриарх не имеет права зарабатывать на своей деятельности, становиться богатым и накапливать состояние, иметь какой-либо пассивный доход, Поэтому личная жизнь священника заключается в служении Господу и обществу.

Отец Кирилл не может иметь мирскую семью, однако, его многочисленная паства и есть семья патриарха, его дети. Глава церкви много времени и средств тратит на помощь детям-сиротам, участвует в благотворительных акциях.

В настоящем времени патриарх Кирилл ведёт широкую научно-просветительскую деятельность. Является автором серии книг и статей о православной истории. Почётный член отечественных и зарубежных духовных образовательных учреждений.

Биография Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (мирское имя – Владимир Михайлович Гундяев) возглавил русскую православную Церковь (РПЦ) 1 февраля 2009 года после смерти его предшественника Алексия II.

Детство и семья

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье.

Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.


Отец будущего патриарха Михаил Васильевич Гундяев (1907 г.р.) мечтал стать священнослужителем с младых ногтей. После окончания школы он какое-то время работал помощником в церкви Лукоянова, а в 1926 переехал в Ленинград, где поступил на Высшие богословские курсы. Он исправно посещал все лекции и дословно записывал их.


Через два года курсы закрыли, Михаил ушел в армию. Отслужив, он поступил в техникум, затем в индустриальный университет. Изначально он планирован пойти учиться на врача, но из-за отметки о богословских курсах в личном деле его «завернули». В 1934 году его арестовали по «Кировскому делу» за службу в церкви и пение на клиросе – всего за несколько дней до свадьбы. Михаила обвинили в покушении на жизнь Иосифа Сталина.


Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем.

Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.


Два года спустя потеплевшие было отношения церкви и государства снова начали портиться. За служение на Михаила был наложен немыслимый по тем временам штраф – 120 тысяч рублей (для сравнения, на автомобиль «Победа», который стоил примерно тысяч 15, даже обеспеченные люди копили годами). Часть денег собрали по ленинградским приходам, но до самой смерти Михаила многодетная семья (кроме Николая и Владимира у супругов подрастала дочь Елена, 1949 г.р.) безвылазно пребывала в долгах и терпела страшную нужду. Спасали благодарные прихожане, выручавшие продуктами.


На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх.

Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.

Образование

Окончив восьмилетку, Владимир не стал продолжать школьное образование. Он решил зажить самостоятельной жизнью, не обременяя нуждающихся родителей, у которых на попечении все еще оставалась его младшая сестра. Устроившись в «вечерку», в 1962 году Владимир стал работать картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции.


В 1965 году Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1967 продолжил обучение в духовной академии. По встречающейся в некоторых источниках информации, проходил программу в ускоренном режиме по требованию митрополита Никодима Ротова, келейником (т.е. секретарем) которого Владимир стал позже, в 1970 году.

Религиозная деятельность

В апреле 1969 года Владимир Гундяев был пострижен в монахи и наречен Кириллом, рукоположен в иеродиакона, следом – в иеромонаха. Годом позже он окончил академию с отличием и степенью кандидата богословских наук.


Деятельность на должности секретаря Никодима он совмещал с преподаванием в своей альма-матер. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита, в октябре того же года стал настоятелем православного храма в Женеве, Швейцария.


С этого момента Кирилл начинает продвигаться вверх по служебной, если можно так сказать, лестнице. За 20 лет он прошел путь от архимандрита до митрополита; был председателем комиссии Священного Синода, которая занимается решением текущих вопросов РПЦ.

Интервью будущего патриарха (1989 год)

Общественная деятельность

В 90-х годах Патриарх Кирилл все больше углубляется в общественную деятельность. В 1994 году вышла телевизионная передача «Слово пастыря» с его участием, которая освещала духовно-просветительские вопросы понятным для простого зрителя языком.

«Слово пастыря» с митрополитом Кириллом (1997)

В то же время Кирилл, будучи председателем Отдела внешних связей РПЦ МП, организовал работу над созданием концепции Русской православной церкви в сфере церковно-государственных отношений. Результатом его работы стали принятые в 2000 году на архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ» – документ, излагавший официальную позицию православной церкви при взаимодействии с государством.


С 1995 года начинается плодотворная работа Патриарха Кирилла совместно с Правительством Российской Федерации. Он неоднократно был членом в различных консультативных органах, принимал участие в решении вопросов, связанных с Чеченской Республикой, в пору военных кампаний; занимался организацией различных культурных мероприятий: празднование 2000-летия христианства, проведение года Российской Федерации в ряде стран.


Патриаршество

В 2008 году умер Патриарх Алексий II. На должность Патриаршего Местоблюстителя был назначен митрополит Кирилл. В 2009 году был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав на голосовании Поместного Собора РПЦ около 75% голосов.


Патриарх Кирилл сделал многое для объединения РПЦ за рубежом. Регулярные визиты в соседние страны и встречи с религиозными деятелями и представителями других конфессий значительно укрепили положение церкви, а также расширили границы сотрудничества между государствами.


Несмотря на преданность делу, Патриарх неоднократно высказывался по поводу радикально настроенных групп, заявляя, что подобных проповедников необходимо опасаться. По его словам, все чаще в народе появляются лжеучители, которые ввергают людей в смуту, ведь за красиво оформленные лозунгами прячется мощное орудие разрушения церкви.

Скандалы

Одним из первых скандалов, возникших с упоминанием имени тогда еще митрополита Кирилла, стало дело об использовании налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции в начале 90-х годов. Издание «Новая газета» опубликовало статью, в которой говорилось о личной заинтересованности митрополита в сделках по импорту подакцизных товаров. Однако абсолютное большинство религиозных деятелей заявило, что это – не что иное, как провокация; спланированная кампания, которая преследует цель запятнать имя честного человека.


Также митрополита Кирилла обвиняли в связях с КГБ. В 2003 году президент Владимир Путин получил письмо, в котором прямо говорилось о том, что Кирилл является агентом КГБ. Автором письма выступил священник Московской хельсинкской группы, однако его действия, расцененные обществом как провокация, не принесли никаких результатов.

В 2010 году вокруг имени патриарха разгорелся новый скандал. Соратница Кирилла Лидия Леонова обнаружила в его квартире толстый слой пыли. Прибывшая комиссия постановила, что вещество попало из квартиры снизу – ее владелец, академик и священнослужитель УПЦ МП Юрий Шевченко делал ремонт. Экспертиза показала, что в пыли содержатся канцерогенные вещества. Нанесенный имуществу ущерб составил более 20 млн. рублей, которые Лидия Леонова в результате отсудила у Шевченко.

Патриарх Кирилл: «Не стремитесь лучше жить»

Однако прессу заинтересовал не столько нанесенный имуществу патриарха ущерб, сколько статус Лидии Леоновой, видимо, проживавшей в квартире Владимира Гундяева. Позже в эфире радиопередачи Владимира Соловьева владелец недвижимости пояснил, что квартира была подарена ему заместителем Юрия Лужкова по указу Бориса Ельцина , при этом сам патриарх «не прожил в ней и недели», а передал ее в пользование троюродной сестре – Лидии Леоновой.

В 2012 году на сайте РПЦ была выложена фотография патриарха с дорогими часами Breguet на запястье. Позже часы исчезли с фотографии, однако остались в отражении на столе. В пресс-службе РПЦ этот инцидент назвали «нелепой ошибкой фоторедактора». Вскоре на сайт вернулась оригинальная версия фотографии – с часами.

Журналисты считают, что на этом фото Владимир Гундяев сфотографирован с Лидией Леоновой и их сыном

Несмотря на то, что лично патриарх назвал ее своей троюродной сестрой, в прессе ее называли «сожительницей Кирилла Гундяева», а его самого – «примерным семьянином», и даже приводили в пример их совместную фотографию 1988 года. Однако заявление о какой-либо любовной связи между ними не выдерживает никакой критики, ведь патриарх Кирилл полностью отказался от личной жизни во имя служения Господу. Соответственно, жены (а тем более сожительницы) и детей у него быть не может.

Патриарх Кирилл сейчас

В феврале 2016 года впервые в истории глава РПЦ встретился с папой римским. Патриарх Кирилл и папа римский Франциск поцеловались, сфотографировались и, выпроводив из конференц-зала журналистов, приступили к беседе, которая продлилась более двух часов.


Интронизация, проходившая зимой 2009 года, выбрала митрополита Кирилла главой Русской Православной Церкви. Высший орган церкви провел голосование, в результате которого более 70% голосов было отдано за священника, возведя его в сан Патриарха Московского и всея Руси.

Семья священника

Церковный путь Патриарха во многом закономерен, поскольку внук и сын священника выбрали судьбу священнослужителя. Священник, названный при рождении Владимиром, родился осенью 1946 года, в городе на Ниве — Ленинграде. Дед патриарха, Василий Степанович, прошел семь ссылок и более 40 тюремных лагерей , включая ссылку на Соловецкие острова, а в годы правления Хрущева принял сан священника.

Отец Владимира, Михаил Гундяев, ведущий инженер военного Ленинграда времен блокады, повторяя путь отца, подвергся гонению и прошел колымские лагеря, весной 1947 года стал диаконом. Прожив достойную жизнь священника, Михаил Васильевич закончил свой жизненный путь настоятелем Никольского храма.

Мать будущего патриарха была школьной учительницей, преподавала немецкий. Кроме Владимира семья воспитывала еще двоих детей, мальчик был средним ребенком. Все дети имеют отношение к РПЦ. Брат — протоиерей и настоятель собора в культурной столице нашей страны, профессор СПбДА. Младшая сестра, возглавляет православную гимназию.

Избранный путь

Жизненный путь Патриарха сложился следующим обазом:

  • В 1961, окончив восьмилетнее обучение в школе, молодой человек уезжает из родительского дома.
  • В 62-м году устраивается в картографическое бюро, трудится техником геологической экспедиции.
  • Через три года, получив благословение митрополита, поступает духовную семинарию Ленинграда. Весной 1969, завершив с отличием учебу в духовной академии, пострижен в монахи, получает монашеское имя Кирилл. Через несколько месяцев после рукоположения во иеродиакона становится иеромонахом .
  • К началу девяностых годов получает назначение председателем комиссии Священного Синода. Будучи в сане архимандрита, по назначению Патриархата становится его представителем на совете церквей, проходящим в Швейцарии. В 1976 году занимается проблемами единства христиан и отношениями между церквями. Зимой 1984 становится архиепископом .
  • Кирилл становится митрополитом в 1991 году. Между вторым и третьим Всемирным Русским Собором, он выступает с критикой властей. Собор принял ряд политических, радикальных решений, которым не сопротивлялся митрополит, будучи его сопредседателем. Став менее оппозиционным, в 95-м году Митрополит Кирилл становится заместителем Главы проводимого мероприятия .
  • После смерти московского Патриарха на созванном заседании Синода голосованием, которое являлось тайным, митрополит избирается на должность Патриаршего Местоблюстителя .

Патриаршество

В 2009 году решением высшего церковного собрания митрополит Кирилл становится Патриархом Московским и всея Руси. Годы правления Кирилла повлияли не только на церковный мир, но и затронули экономику государства, повернув ее в лучшую сторону. Благодаря частым поездкам Патриарха по стране и миру положение русской церкви в мире стало крепче, заграничные поездки смогли положить начало расширения границ сотрудничества между странами.

Семья и дети — церковь и паства

Церковные каноны православной церкви не разрешают Патриарху иметь мирскую семью. Паства, в понимании церкви, является его семьей. А служение Богу наивысшее проявление заботы и любви к своей семье. Каждого из прихожан священнослужитель считает своим ребенком. В заботах о своих детях Патриарх проводит каждый день своей жизни.

Большое количество времени и сил Кирилл посвящает благотворительности, встречам с детьми, опекая сирот он подает пример всей своей пастве, показывая собственными действиями, что забота о ближних это не просто сочувствие словами, но и конкретные действия.

Православный Патриарх занимается как благотворительностью, так и внешнеполитической деятельностью, смело озвучивая свое мнение и идеологию.

Патриарх Кирилл — довольно яркая личность в просветительской деятельности. С 1994 года священник ведет цикл телепередач «Слово пастыря», в котором подробно разъясняет верующим ответы на волнующие паству вопросы. Изданы серии книг и статей, написанных Кириллом , описывающие историю христианства.

Активная гражданская позиция Патриарха подвигает его столь же бурной общественной деятельности. Триста тысяч человек поставили подписи под обращением Кирилла, призывающим запретить аборты в нашей стране. Вместо проведения абортов было предложено увеличить выплаты на рожденных детей, чтобы здоровье и семья были защищены государством.

Патриарх Кирилл – это бесспорно яркая и интересная личность, его забота и любовь к своей пастве не может остаться без внимания. Вера в справедливость и добро движет священнослужителя вперед, являясь для каждого живущего на земле достойным примером.

Патриарх Кирилл - популярный в России религиозный деятель с большим состоянием. По некоторым причинам он решил посвятить свою жизнь служению в храме. Он патриарх, который стал одним из наиболее узнаваемых религиозных людей в Российской Федерации, что способен вызывать как чувство восхищения, так и осуждения.

Многим известно, что патриарх Кирилл был задействован во многих скандалах, некоторые из них настоящие, а некоторые - нет. С чего же берут начало все эти скандальные события? Каким образом патриарх Кирилл стал священником и почему избрал путь храма? Насколько его церковные взоры справедливы и хорошо ли он справляется со своими обязанностями? Всё это мы поведаем в данной статье, чтобы те, кто хочет узнать все подробности о жизни и деятельности патриарха Кирилла, мог сделать это без затруднений.

Подробная биография патриарха Кирилла

Ниже будет приведена подробна биография знаменитого российского церковного служителя патриарха Кирилла.

Какой возраст у патриарха Кирилла?

Патриарх Кирилл не относится к числу эстрадных звёзд , поэтому ему совершенно не к чему смотреться молодо либо же быть стройным. Для служителя храма, напротив, лучше будет, если он смотрится внушительно и принципиально. При ответе на вопросы сколько ему лет, какой у него вес и рост, можно сообщить, что:

  • Его рост составляет 178 см;
  • Вес - 92 килограмма;
  • На сегодняшний день его возраст составляет 70 лет.
  • День рождение патриарх Кирилл отмечает 20 ноября.

Невзирая на перечисленные предпосылки, патриарх с особенной тщательностью следит за своим внешним видом. Любит заниматься плаванием , кататься на лыжах и совершать пешие прогулки. Так что, кроме служения Богу, он не забывает о том, что за собой тоже необходимо следить. На протяжении своей жизни, патриарху Кириллу удалось повидать почти что всё, сумел пройти длинную дорогу, на которой он сталкивался и с хорошим, и с плохим. Давайте рассмотрим всё это более тщательно.

Биография

Началом биографии патриарха Кирилла служит 20 ноября, 1946 года. Увлекательным фактом будет то, что когда он был ребёнком, его мать посетила с ним церковь. Тогда по ребяческой ошибке он прошёл через Царские Врата. После чего испуганная мать потащила его к священнослужителю для отпущения греха. Однако тот только махнул рукою и произнёс: «Архиереем будет».

Было ли это совпадение либо же пророчество, но ребёнок по имени Кирилл в этот день и вправду сделал первый шаг к тому, чтобы пройти длиннющий церковный путь. Однако это было ещё чрезвычайно далеко, так как всё, что происходило в его жизни, естественно, случалось постепенно, и как было предначертано судьбой. Истинное имя Кирилла , что было ему дано при рождении - Владимир. Тогда он ещё был далёк от своей будущей деятельности патриарха Кирилла.

Мать грядущего патриарха работала учительницей, учила детишек германскому языку. Отец как раз был священнослужителем, что, возможно, тоже обозначилось на выборе будущего пути. В общем, все семья мальчика тем или иным образом была связана с религией. Его дедушка часто подвергался ссылкам из-за связи с церковью, старший брат был настоятелем в одном из многих соборов Санкт-петербурга, а сестра работала руководителем в гимназии православного характера.

Перед тем, как начать свою деятельность, которая связана с церковью, будущий патриарх закончил 8 классов средней школы. Пытался добиться успехов в геологии , однако спустя три года решил вступить в духовную семинарию. По окончании духовной семинарии, перебежал в духовную академию, которая в то время была расположена в Ленинграде.

Второе имя Кирилл , юный Владимир получил после того, как постригся в монахи. С этого времени и берёт начало его религиозный путь - тогда он прошёл до митрополита.

Не один раз участвовал в том, что касалось развития столичного патриархата, всюду усердствовал добиться наибольшего успеха. Уже с 90-х годов, Кирилл начинает уделять огромное количество внимания связи с общественностью, продолжая развивать эту деятельность. Во время первой половины 90-х годов на телеэкранах запускается передача, где он участвует. Программа получила название «Слово пастыря», она была посвящена духовным вопросам и смогла добиться значимого рейтинга как в числе обычных жителей, так и в числе политиков.

Также в следующем году патриарх Кирилл приступает к активной работе и взаимодействию с правительством РФ:

Также патриарх начал вести свою страничку в Фейсбук . Патриарх общался там напрямую с теми, кто посещал его страничку и задавал вопросы. Он нередко отвечал на важнейшие и актуальные вопросы, что задавались другими пользователями. Священнослужитель имеет больше, чем 500 публикаций, также он автор нескольких книжек, затрагивающих религию и духовность.

В 2000 году погибает патриарх Алексий Второй. На его пост назначается митрополит Кирилл. Уже в следующем году он назначается на пост патриарха Москвы и Всея Руси, потому что ему удалось собрать самое большое количество голосов в Поместном соборе РПЦ. Необходимо подчеркнуть, что патриарх сделал чрезвычайно много для того, чтоб соединить РПЦ за рубежом. Он посещал другие государства. Целью этих посещений были встречи с местными религиозными служителями и другими церковными представителями. Всё это существенно способствует укреплению положения храма в Российской Федерации, расширяет границы взаимодействия церквей между странами.

Однако, невзирая на то, что Кирилл необыкновенно предан собственному делу, не один раз от него можно было услышать выражения относительно радикально настроенных групп. Заявлял, что таковых проповедников стоит бояться, так как ничего хорошего от них ожидать не стоит. Дескать, довольно часто в народе присутствуют шарлатаны, которые учат плохому , таким образом, подвергая людей тревоге, что стремительно сокрушает церковный устой.

Ниже будет приведено фото патриарха Кирилла в молодости.

Личная жизнь

Личная жизнь патриарха Кирилла, по крайней мере, формально, отсутствует. Так как он является человеком, что посвятил свою жизнь служению в храме, а не кому-то другому. Потому нет ничего необычного в том, что патриарх Кирилл холостой и не имеет семьи . В общем, для него личная жизнь – это государство, ведь он не один раз признавался в том, что для него чрезвычайно принципиально нести людям свет и правду. Как это соответствует правде, точно сообщить никто не может, но всё равно, необходимо учесть то, что он человек, который был признан религиозным деятелем и формально личной жизни у него быть не может, у него совсем иной путь, что принадлежит храму.

Семья

Для патриарха Кирилла семья – это его религиозная деятельность, так как он посвятил свою жизнь Богу. Потому и не странно, что он не женат, а также не имеет детей, ведь для него на первом месте сделать всё так, чтобы развивалось взаимодействие меж церковными домами в России и остальных странах.

У него это отлично выходит , ведь с самой юности он удачно проходил шаг за шагом «трудовую деятельность» церковного служителя, для того, чтоб чего-то в ней достигнуть. Трудно точно сказать, мучается ли он оттого, что у него нет собственной семьи с детьми. Ведь на самом деле, у него нету на это времени. Не считая этого, он абсолютно не одинок, за его советами к нему обращается много обыкновенных людей.

Дети

Для Кирилла детьми являются все его прихожане и люди, что нуждаются в его поддержке и дельных советах. Так, по крайней мере, гласит он сам. Не один раз он говорил, что готов посодействовать любому человеку, которому нужна будет его помощь. По этой причине он даже зарегистрировался в соцсетях, чтоб можно было отвечать на важнейшие и актуальные вопросы. Собственных легитимных детей у него нет, может быть, он бы даже желал, чтоб они у него были, но сан принудил его отрешиться от таковых обычных, семейных радостей, как супруга и дети. Однако выбрав себе путь монаха, а потом митрополита и патриарха, он отдал предпочтение духовному росту обыденным земным ценностям.

Жена патриарха Кирилла

Супруга патриарха — это вообще закрытая тема , так как когда-то он принял постриг и добровольно отказался от какой-либо личной жизни. И хотя довольно-таки часто можно услышать, что Кирилл «предался греху», что его не один раз видели в компании длинноногих и красивых моделей, на самом деле, все это не подтверждено. Большая часть людей думает, что всё это вымыслы, что патриарх Кирилл всё-таки верный церковнослужитель, который не собирается сворачивать с намеченного пути. Как бы там ни было, формально религиозный деятель не имеет ни супруги, ни собственных детей. Домом ему служит церковь, а детьми – его прихожане, а женщины для него не существуют.

Деятельность церковнослужителя

Будучи всем известным религиозным деятелем , естественно, вокруг патриарха Кирилла много сплетен. Ниже будут приведены некоторые из них, а также обсудим самые известные проявления его деятельности.

Патриарх Кирилл на судне с женщинами

Следует обратить внимание, что вокруг него, как и обычно, бывает с общественными личностями, нередко крутятся сплетни, вспыхивают конфликты. Нередко его винили в различных грехах , трудно сообщить, какие из них действительно правдивы, а какие ненастоящие. Довольно-таки часто можно было услышать обвинения, что патриарх Кирилл забавляется на судне с девицами, что растрачивает церковные доходы на то, чтоб сделать лучше свою жизнь.

Сам патриарх опровергает либо же просто игнорирует подобные обвинения, дескать, все это козни его противников и врагов храма. Естественно, все люди порочные, но существуют ли поводы для обвинения Кирилла трудно сказать, но что бы там ни было, он по-прежнему остаётся человеком, который в первую очередь служит Богу.

Патриарх Кирилл и Япончик

Связан Кирилл и совершенно с нелепыми слухами . К примеру, в Сети можно нередко найти обвинения, что Япончик и патриарх Кирилл - это один и тот же человек. Идёт речь о популярном воре, похороненном в двухтысячных годах. Почти все прихожане лицезрели бесспорное сходство этих людей. Как будто патриарх имеет чёрное прошлое, и сейчас успешно спрятался для того, чтоб не угодить в тюрьму. Снова-таки, правда это либо нет - неизвестно , но большая часть российских религиозных людей думают, что все это козни остальных религиозных кампаний, задача которых состоит в том, чтоб попортить репутацию добросовестного религиозного деятеля.

Слово пастыря

Как было сказано выше, церковный деятель не один раз имел взаимодействие с общественностью, для того, чтобы нести слово Божие в народ. Одним примером данных проектов, является передача «Слово пастыря», где лицо патриарха Кирилла мерцало на экранах, чтобы на него смотрели и слушали миллионы людей, желающих найти ответы на поставленные актуальные вопросы. Данная религиозно-просветительная программа была ориентирована именно на то, чтобы каждый, кто желает пересмотреть свою жизнь, либо просто нуждающийся в помощи, имел возможность попробовать это сделать совместно с патриархом Кириллом.

Кирилл с удовольствием помогал тем, кто желал помочь самому себе и жить достойно. Естественно, и тут находились злые языки, будто священник делает все это ради рекламы . Довольно сложно сказать, кто же тут прав, и в какой степени Кирилл является тем, за кого себя выдаёт, но тем или иным образом, необходимо проявлять почтение к его сану и активной деятельности, которая полностью связана с религией, а также церковью.

О нём ходило, ходит и будет ходить много слухов, которые даже могут казаться полным бредом. Однако к огорчению, так выходит, что общественные люди, каждый день подвергаются наличию множества противников, бывает и тех, кому они нечаянно перебежали дорогу. Потому людям остаётся только выбирать сторону человека, которого они считают правым.

Патриарх против абортов

Не глядя на возраст патриарха Кирилла , он не прекращает свою динамичную работу. С приходом осени текущего года Кирилл подписал обращение, призывающее запретить делать аборты в Российской Федерации. Под этой петицией были поставлены подписи более чем 300 тыс. людей.

В собственном обращении, которое было согласовано с комиссией Патриархии, церковный деятель призывает всех к тому, что здоровье и благополучие семей с новорождёнными детишками должно защищаться законом. В данном документе он призывает власть страны запретить провождение вмешательств, которые прерывают беременность, таких как:

  1. Медикаментозных;
  2. Хирургических.

Заместо проведения абортов выступило предложение относительно повышения материальной помощи будущим матерям и матерям с детьми до размера прожиточного минимума. Естественно, на подобное обращение реакция жителей была разноплановой. Одна половина людей таковой призыв считает правильным и поддерживает, а вторая протестует.

Общественники высказали своё негативное мнение относительно введения запрета на прерывание беременности, объясняя это тем, что в нынешних критериях оно может привести к существенному росту подпольных абортов. Что касается повышения пособия для будущих матерей, то с учётом сегодняшнего состояния экономики этого просто не может быть.

Кроме того, было высказано мнение про то, что для уменьшения количества искусственного прерывания беременности не следует вводить какие-либо запреты, это нужно делать методом проведения работы храма.

Патриарх Кирилл