Правление софьи алексеевны. Кто такая царевна софья алексеевна

София Алексеевна - третья дочь царя Алексея Михайловича, родилась в 1657 г. Воспитателем ее был Симеон Полоцкий. После смерти Федора Алексеевича на престол был избран Петр I (1682).

Вместе с этим возвышалась семья Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I Натальи Кирилловны. Семья Милославских, родственники первой жены царя Алексея Михайловича, во главе, которой стала царевна Софья Алексеевна, воспользовалась происходившими тогда волнениями стрельцов, чтобы истребить главнейших представителей семьи Нарышкиных и парализовать влияние на государственные дела Натальи Кирилловны.

Результатом явилось провозглашение 23 мая 1682 г. двух царей: Иоанна и Петра Алексеевичей, которые должны были править совместно, причем Иоанн остался первым царем, а Петр - вторым. 29 мая по настоянию стрельцов за малолетством обоих царевичей правительницей государства была провозглашена царевна Софья. С этой поры и до 1687 г. она сделалась фактически правительницей государства. Была сделана даже попытка провозгласить ее царицей, но она не нашла сочувствия среди стрельцов. Первым делом Софье надо было усмирить волнение, поднятое раскольниками, которые под предводительством Никиты Пустосвята добивались восстановления "старого благочестия".

По распоряжению Софьи главные предводители раскольников были схвачены, а Никита Пустосвят казнен. Против раскольников были приняты суровые меры: их преследовали, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению. Вслед за раскольниками были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа, князь Хованский, приобретший большую популярность среди стрельцов и обнаруживавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению к боярам, но и к Софье, был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый.

При Софье был заключен вечный мир с Польшей в 1686 г. Россия получила навсегда Киев, уступленный раньше по Андрусовскому миру (1667) только на два года, Смоленск; Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии. Тяжелые обстоятельства, нападения турок, принудили Польшу заключить такой невыгодный для нее мир. Россия обязалась за него помочь Польше в войне с Турцией, которую Польша вела в союзе с немецкой империей и Венецией. Вследствие принятого Россией на себя обязательства любимец Софьи, князь Голицын, два раза ходил в Крым. Эти так называемые крымские походы (в 1687 и 1689 гг.) окончились неудачей. Во время первого похода была зажжена степь. В этом обвинили малороссийского гетмана Самойловича, не сочувствовавшего вообще походу. Он был низложен, а на его место был избран Мазепа. Русское войско принуждено было вернуться.

Во второй поход русские дошли уже до Перекопа, Голицын начал было переговоры о мире; переговоры затянулись, войско ощущало сильнейший недостаток в воде, и русские принуждены были воротиться, не заключив мира. Несмотря на эту неудачу, Софья наградила своего любимца, как победителя. С Китаем в правление Софьи был заключен Нерчинский договор (1689 г.), по которому оба берега Амура, завоеванные и занятые казаками, были возвращены Китаю. Договор этот был заключен окольничим Федором Головиным и вызван постоянными столкновениями с китайцами, угрожавшими даже настоящей войной.

Правление Софьи продолжалось до 1689 года, пока Петр I занимался потехами. В этом году ему исполнилось 17 лет, и он задумал править самостоятельно. Наталья Кирилловна говорила о незаконности правления Софьи. Шакловитый вздумал поднять стрельцов в защиту интересов Софьи, но они не послушались. Тогда он решился погубить Петра и его мать. Замысел этот не удался, так как Петру донесли о намерениях Шакловитого и царь уехал из Преображенского, где он жил, в Троицко-Сергиевскую лавру. Софья уговаривала Петра возвратиться в Москву, но безуспешно посылала с этой целью бояр, наконец, патриарха. Петр не поехал в Москву, не возвратился и патриарх Иоаким, лично не расположенный к Софье.

Видя неуспех своих просьб, она отправилась сама, но Петр не принял ее и требовал выдачи Шакловитого, известного Сильвестра Медведева и других ее сообщников. Софья не выдала их сразу, а обратилась за помощью к стрельцам, к народу, но никто ее не слушал; иноземцы с Гордоном во главе ушли к Петру; стрельцы принудили Софью выдать сообщников. В.В. Голицын был сослан, Шакловитый, Медведев и состоявшие в заговоре с ними стрельцы были казнены. Софья должна была удалиться в Новодевичий монастырь; откуда она не переставала разными таинственными путями поддерживать отношения со стрельцами, которые были недовольны своей службой. Во время пребывания Петра за границей (1698) стрельцы подняли восстание с целью, поручить правление снова Софье.

Восстание стрельцов кончилось неудачей, главарей казнили. Петр возвратился из-за границы. Казни повторились в усиленной степени. Софья была пострижена в монашество под именем Сусанны. Пред окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Сестра Софьи, Марфа, была пострижена под именем Маргариты, и сослана в Александровскую слободу, в Успенский монастырь. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре и содержалась там под самым строгим надзором. Сестрам запрещено было видеться с нею кроме Пасхи и храмового праздника в Новодевичьем монастыре.

Умерла Софья в 1704 г. По общему мнению, она была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева", - как выразился о ней один из ее врагов.

С 16 мая 1682г. началось правление царевны Софьи Алексеевны. Были произведены важные назначения. Князь Василий Васильевич Голицын стал начальником Посольского приказа, князь Иван Андреевич Хованский - Стрелецкого приказа, боярин Иван Михайлович Милославский - начальником Иноземного, Рейтарского и Пушкарского приказов.

Софья полностью контролировала ситуацию в столице. Родственники Натальи Кирилловны либо были убиты, либо чудом сбежали из Москвы. Отца ее, Кирилла Полуэктовича, по челобитной стрельцов к «Великому Государю и Государыням Царевнам», постригли указом Великого Государя. Мать Петра изолировали ото всех.

Правительница хорошо наградила стрельцов. Она повелела выплатить им сверх жалования по 10 рублей каждому и приказала устроить только для стрельцов распродажу по самым низким ценам «животы боярские и остатки опальные». Софья приказала им очистить улицы Москвы от трупов, они сделали это беспрекословно. Она наградила стрелецкое войско почетным названием «Надворная пехота».

Но Петр еще оставался единодержавным правителем. В любую минуту власть Софьи могла поколебаться. Правительница через князя И. А. Хованского, первые несколько недель преданного ей, договорилась со стрельцами еще об одной сделке, и 23 мая победители и «многие чины Московского государства» (которые за неделю просто физически не могли быть опрошены из-за дальности расстояний между городами) пожелали, чтобы на престоле восседали оба брата - Петр и Иван. Челобитная, врученная И. А. Хованским царевне Софье, заканчивалась грозно: «Если же кто воспротивится тому, они придут опять с оружием и будет мятеж немалый».

Царевна выслушала И. А. Хованского, собрала в Грановитой палате высших чиновников государства и коротко изложила им «требование стрельцов». Бояре, думные дворяне, думные дьяки и окольничие покорно закивали головами: «Согласны! Согласны!».

Софья созвала Собор, но здесь произошла заминка. Некоторые люди посчитали, что двоевластие ничего хорошего стране не даст. В ответ их противники развили на Соборе целую теорию о пользе и выгоде такого способа государственного правления. В самом деле, одному царю трудно управлять большой страной. Двум - гораздо легче! Один идет с войском в поход, а другой правит государством. Очень мудро придумали стрельцы!

Софья и на этом не остановилась. И через два дня стрельцы потребовали, чтобы Ивана сделали первым царем, а Петра - вторым. 26 мая Собор требование их полностью удовлетворил. Это был бесконечный Софьин спектакль.

Цари Иван и Петр Алексеевичи и правительница Софья Алексеевна (с рис. В. Верещагина)

Уже 29 мая стрельцы вновь явились с требованием, чтобы «правительство, ради юных лет обоих государей, вручить сестре их». По -женски глупую ошибку совершила «мудрая», как ее называют некоторые историки, Софья. Разве можно было царевне унижать двор, потомственных бояр, патриарха, царей и царицу, которые, получив от стрельцов суровый наказ, вынуждены были просить, умолять Софью Алексеевну принять правление? Она держала в руках удачу, но в неумелых руках удача может натворить много бед.

Софья жеманилась, не соглашалась, играла роль; а ее упрашивали чуть ли не со слезами на глазах. А она опять кокетничала, и наконец-то согласилась. «Для совершеннаго же всем утверждения и постоянной крепости», она повелела во всех указах имя свое писать вместе с именами царей, не требуя другого титула, кроме «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны».

Стрельцы, не чувствуя меры, потребовали от Софьи морального вознаграждения за великие зверства и за услуги, оказанные ей. И она не смогла отказать бравым воинам. 6 июня Софья вручила стрельцам жалованную грамоту, скрепленную красной печатью и подписями первого царя Ивана и второго царя Петра, в которой бунт 15-16 мая 1682 г. называли «побиением за дом Пресвятые Богородицы». В честь славного подвига стрельцов было приказано установить неподалеку от Лобного места каменный столб с длинным списком преступлений людей невинно убиенных ими. На этом же «монументе смерти» было строжайше запрещено называть стрельцов нехорошими словами. Каменный столб установили. На него прикрепили жестяные доски с надписями. Стрельцы были довольны. И Софья тоже. Она стала единолично править страной. Гордая, надменная, властная, Софья производила впечатление уверенной в себе и всесильной регентши. Но величие это было обманчивым!

Раскольники

Уже в июне подняли головы раскольники. Среди стрельцов их было немало. Князь И. А. Хованский заигрывал с ними, часто вспоминая свою родословную, которая велась якобы от самого Гедимина. Софья, побаиваясь воинов, не смогла решительно пресечь попытки раскольников вернуть в церкви старые порядки и обряды.

Дело дошло до того, что Никита Пустосвят (единомышленник протопопа Аввакума) навязал ей идею короновать Ивана и Петра по старым обрядам. Трудолюбивый Никита напек просфоры и 25 июня понес их к Успенскому собору, куда со всей Москвы и ближних ее окрестностей спешили люди. «Наша взяла!» - было написано в счастливых глазах раскольника. Но вдруг он оказался в плотном заторе перед Красной площадью и пробиться к Успенскому собору не смог.

Обидная осечка лишь раздразнила староверов. Но ничего страшного, можно будет и перекороновать царей.

Диспут о вере и религии

В Москве собирались раскольники. И. А. Хованский играл с ними в ту же игру, в какую совсем недавно царевна Софья играла со стрельцами. Потомков Гедимина уважали в Европе. Старообрядцы могли сослужить И. А. Хованскому хорошую службу. Софья, нуждаясь в военной силе, разрешила раскольникам, за которых тот просил, устроить в Грановитой палате диспут о вере и религии. Но потребовала, видимо, из чисто женских соображений, чтобы эта важная акция проходила в ее присутствии.5 июня в Грановитой палате состоялся диспут. Хотя, строго говоря, никакого диспута не было и быть не могло.

Раскольники и сторонники патриарха Никона договориться между собой не смогут никогда. Софья это не понимала, да ее и не интересовали проблемы раскольников. Ее интересовала проблема власти. Она попыталась навязать свою волю собравшимся, но Никита Пустосвят ловко увернулся от ее вопроса: «Зачем они (раскольники) так дерзко и нагло пришли во дворец?».

И стал спорить с патриархом и архиепископом Холмогорским Афанасием, с которым в конце чуть не подрался. Стрельцы были на месте. Затем Никита, не обращая внимания на резкие внушения Софьи, грубо отозвался о Симеоне Полоцком. Правительница осадила его. Пустосвят, упорно продолжая свое дело, сказал, что еретик Никон поколебал душою царя Алексея Михайловича.

Прения раскольников в Грановитой палате (с рис. Н. Дмитриева)

Тут уж Софья (она твердо стояла на позициях официальной Православной церкви) совсем разгорячилась, всплакнула и ляпнула: «Нам нужно оставить царство и отправиться к христианским королям!». И тут же из толпы раскольников раздался довольный голос: «Вам, государыня, давно пора в монастырь. Полно царство мутить. Для нас двух царей достаточно, были бы они здоровы да крепки умом. А без вас в государстве пусто не будет!»

Бояре и выборные стрельцы горой встали на защиту Софьи, окружили ее, успокоили, уговорили занять свое место. Диспут не получился. В последующие дни Софья - надо отдать ей должное! - обласкала выборных стрельцов, угостила их медом да винами из царских погребов, обещала награды и увеличение жалованья. Стрельцы поняли ее с полуслова и твердо сказали: «Мы против старой веры. Это дело церковное, нас не касаемое. Государыню в обиду не дадим». И начались казни раскольников. Удар по ним нанесли страшный. Раскольники убегали на север, в Сибирь, на запад или вообще покидали Россию.

Опасность со стороны князя И. А. Хованского

Во второй половине лета 1682г. Софья почувствовала серьезную опасность со стороны князя И. А. Хованского. По Москве ходили слухи о том, что «потомок Гедимина» настраивает стрельцов на мятеж против бояр. Первым отреагировал на эти слухи Иван Милославский. Он выехал из Москвы и «кочевал» по подмосковным имениям, никому не говоря, где будет завтра утром.

Стрельцам тоже не жилось спокойно. Азарт борьбы у них пропал. Его нужно было постоянно поддерживать. Но чем? Стрельцы имели в Москве семьи. Это обстоятельство накладывало отпечаток на их моральный дух. В домашней обстановке человек меняется. Это - не воинский лагерь, не казарма. Люди И. А. Хованского, понимая, что для крупного взрыва злости нужна столь же мощная идеологическая подготовка, говорили стрельцам о готовящемся в Кремле плане их уничтожения.

В Кремле тоже было неспокойно. Сюда поступали сведения о том, что стрельцы вот-вот взбунтуются. В конце августа Софья вместе с царским семейством переехала в Коломенское. Стрельцы испугались этого шага, прислали Софье людей, которые убедительно уверяли ее в своей преданности. Но царевна была начеку. Поведение И. А. Хованского, начальника над всем стрелецким войском, ей не нравилось. Он приехал в Коломенское и сообщил, видимо, надеясь напугать царскую семью, что в Новгороде готовится войско для похода на Москву.

«Хованщина». 1682г. Миниатюра из «Истории Петра Великого» П. Крекшина. Список 1-й пол. XVIII в.

Софья потребовала, чтобы пригласили в Коломенское Стремянной полк. И. А. Хованский этого не сделал. Она еще несколько раз повторила свое повеление прежде, чем князь выполнил его. Он явно что-то замышлял. Правительница решила действовать на опережение. Она заманила его с сыном в ловушку, Хованских схватили, предъявили им какие-то обвинения и казнили. Младший сын, Иван, случайно вырвался из ловушки, помчался в Москву и поднял стрельцов. Софья в это время была уже в Троицком монастыре.

Князь В. В. Голицын организовал работы по укреплению монастыря, призвал на помощь иностранных специалистов из Немецкой слободы. Стрельцы, увидев, как слаженно работают люди в Троицком монастыре, испугались и прислали к царевне выборных людей вместе с плахой и топором: руби наши головы, Софья Алексеевна! Правительница не стала увлекаться казнями. Она предъявила стрельцам в общем-то достойные требования, они согласились на все.

Опытный военачальник и государственный деятель мог бы без особого труда определить, что стрельцы после всего случившегося с мая по сентябрь 1682г. уже не представляли серьезной военной силы. Софья не разглядела в них, внешне грозных, прогрессирующей деградации и по-прежнему верила в них. Стрельцы обещали не приставать к раскольникам, в дела государственные не лезть, в том числе и в дело казни И. А. Хованского. Через несколько дней они принесли Софье челобитную, в которой просили... сломать столб со списком возле Лобного места.

Легко можно догадаться, что после этого надеяться на стрельцов было бесполезно. В 1683г. Софья издала указ, в котором запрещалось под страхом смерти хвалить события 1682г.

Князь В. В. Голицын.

Многие конкретные государственные дела правительница доверила В. В. Голицыну - человеку увлеченному, эрудированному, прогрессивному, но не сильному волей.

Он родился в 1643г., занимал высокие посты при царе Алексее Михайловиче, а в царствование Федора Алексеевича участвовал в Чигиринских походах.

В его великолепном доме, по разным сведениям, находились разные астрономические снаряды, прекрасные гравюры, портреты русских и иностранных государей, зеркала в черепаховых рамах, географические карты, статуи, резная мебель, стулья, обитые золотыми кожами, кресла, обитые бархатом, часы боевые и столовые, шкатулки со множеством выдвижных ящиков, чернильницы янтарные...

Книги латинские, польские и немецкие, сочинения, относящиеся к государственным наукам, богословию, церковной истории, драматургии, ветеринарному искусству, географии, а также рукопись Юрия Сербинина.

Нет сомнения, что это было одно из сочинений Крижанича, проектировавшего за несколько лет до царствования Петра целую систему реформ и отличавшегося громадною ученостью, начитанностью и необычайным знакомством с учреждением и бытом западной Европы.

Иностранцы были чрезвычайно высокого мнения о В. В. Голицыне. Он делал все, чтобы стабилизировать положение в стране и укрепить положение Софьи. Ему просто не повезло. Такие люди нужны были Петру, но жизнь поставила его рядом с Софьей. Отказаться от Посольского приказа, от Софьи этот глубоко порядочный человек не мог. Находясь «в близкой связи с царевною Софьею» еще во времена Федора Алексеевича, в событиях 15-16 мая В. В. Голицын не участвовал, но как только царевна взяла бразды правления, занял один из важнейших постов.

В ближайшем окружении Софьи кроме В. В. Голицына выделялись Николай Спафарий, монах Сильвестр Медведев и думный дьяк Федор Шакловитый.

О правлении Софьи

Коротко о правлении Софьи можно сказать, цитируя А. Г. Брикнера: «Характер внешней политики в правлении Софьи, именно война с татарами на юге, а также программа преобразований, приписываемая Василию Васильевичу Голицыну, вполне соответствует тому направлению, в котором впоследствии шел Петр и относительно Восточного вопроса, и относительно реформ в духе западно-европейского просвещения». Если согласиться с этим, то возникает резонный вопрос: «Почему же у Софьи не получилось то, что сделал Петр?». Почему же Софья за 7 лет правления осталась на отметке 1682г.?

Потому что она не являлась генератором, она не могла ни родить мощную государственную идею, ни реализовать ее. Потому что была Софья пусть и одаренной, как считают некоторые историки, но всего лишь потребительницей. И в этом была ее беда.

Ни на что большее не способная, не обладавшая даром политического шахматиста, царевна Софья смогла сделать лишь одно полезное дело - нейтрализовала И. А. Хованского, который натворил бы много бед в Москве.

Софья во всех случаях действовала как потребитель. Она даже власть взяла, как потребитель разбушевавшийся: «Мое! Отдай!». И стрельцов использовала именно как потребитель: кто-то «подготовил» стрельцов, обидел их, а она оказалась тут как тут... Ничего интересного, нового не совершила она и в международных делах. В 1684г. поляки и русские в Андрусове после 39 бесед уполномоченных так и не решили поставленных перед ними задач. Польша отказалась вернуть навечно русским Киев, а русские отказались воевать с турками и крымцами, периодически устраивавшими налеты на польские земли.

В 1686г. переговоры возобновились. С русской стороны их вел князь В. В. Голицын. С польской - воевода Познани Гримультовский и канцлер Литвы Огинский. В. В. Голицын проявил исключительное дипломатическое искусство на переговорах, продолжавшихся 7 недель, и в результате 21 апреля был заключен «вечный мир».

Россия получила Киев, обязалась воевать с султаном и ханом, а Софья, как самый нескромный потребитель, заявила народу: «Никогда еще при наших предках Россия не заключала столь прибыльного мира, как ныне». И далее после потока хвалебных словес было гордо сказано: «Преименитая держава Российскаго царства гремит со славой во все концы мира!». Естественно, о том пункте договора, в котором русские обязались воевать с могучими османами, в данном обращении ничего сказано не было.

Дело с договором Софья закончила опять же, как потребитель, приказав величать себя «самодержицею». Так в России появился новый сан. Раньше были просто самодержцы, а теперь к ним добавились самодержицы.

Крымские походы

Но как бы Софья себя ни называла, а дела-то нужно было делать - войско в Крым готовить. А вот с конкретными-то делами у нее явно не получалось! Первый поход в Крым провалился. В том походе русских погибло (по оценке шведа Кохена) около 40-50 тысяч человек.

Софья встретила возглавлявшего крайне неудачный поход В. В. Голицына... как великого победителя! Не скупясь, наградила военачальников, особенно - главнокомандующего.

На следующий год началась подготовка нового похода, а крымцы осуществили очередной набег на земли севернее Причерноморья и захватили 60 тысяч пленных. Эти цифры (быть может, слегка завышенные) были известны многим в Кремле. Положение В. В. Голицына пошатнулось. По своим личностным качествам он не мог (и вряд ли хотел!) мечтать о лаврах великих полководцев. Он был кабинетным руководителем, из него получился бы чудесный дипломат, царедворец, какой-нибудь русский Шатобриан, но делать из Василия Васильевича заправского вояку никак нельзя было. И Софья наверняка это понимала.

Беда ее заключалась еще и в том, что она не нашла верных, грамотных, способных вершить великие дела помощников. И этот прискорбный для Софьи факт говорит о том, что она «села не в свои сани».В. В. Голицын собирался во второй поход неохотно, предчувствовал беду. Однажды зимой в его сани бросился человек с ножом, хотел его зарезать.

Слуги едва спасли князя. За несколько дней до второго похода к воротам голицынского двора подбросили гроб с запиской: «Если поход будет таким же, как первый, тебя, князь, ждет гроб». Некоторые иностранцы в донесениях своим правительствам говорили, что Россия находится на грани бунта и поводом для него может стать неудача во втором Крымском походе. В. В. Голицын прекрасно знал об этом.

Царевна Софья Алексеевна. Рисунок XIXв.

В конце января 1689г. царь Петр сочетался браком с Евдокией Федоровной Лопухиной, что в те времена свидетельствовало о его совершеннолетии. А значит, надобность в регентше отпала. Софье надо было срочно укреплять позиции. И она послала Голицына во второй Крымский поход. Василий Васильевич повел войско без радости, постоянно думая о Москве и о царевне.

Еще в августе 1687г. в беседе с Шакловитым она попросила его узнать, что скажут стрельцы, если она решится венчаться на царство. Шакловитый принес ей неутешительный ответ. Стрельцы отказались подавать челобитную по этому поводу. Но Софья (если верить позднейшим признаниям Шакловитого) остановиться уже не могла. Несколько раз она заводила с ним откровенные беседы на тему: «А не убить ли нам царевича Петра?».

Отправляясь в поход, В. В. Голицын наверняка знал об этих поползновениях царевны - она с ним была предельно откровенна. Знал он и о том, что сил у Софьи в борьбе против молодого Петра было недостаточно! Именно поэтому он часто грустил в том походе, мечтая поскорее вырваться в Москву.

Русское войско на этот раз добрело до Крыма. Но штурмовать Перекоп князь Голицын не решился, вышел втайне от полководцев, среди которых были опытные военачальники, на переговоры с ханом, о чем-то с ним договорился (может быть, о том, чтобы крымцы дали спокойно добрести русским до Москвы?) и повел войско обратно, потеряв 20 тысяч человек убитыми и 15 тысяч взятыми в плен.

Эта военная неудача поставила точку в политической карьере Голицына и явилась началом падения Софьи. О дальнейших событиях ее жизни речь пойдет в рассказе о Петре, потому что она сделала в истории России все, предназначавшееся судьбой, а теперь слово и дело взял Великий Преобразователь.

Братья и сестры Петра I весьма многочисленны — только от первой жены, Марии Ильиничны Милославской, у царя Алексея Михайловича родилось 13 детей.

Вторая жена, Наталья Кирилловна Нарышкина, кроме Петра родила ещё двух девочек.

М. И. Милославская — первая жена Алексея Михайловича

Единокровные братья и сестры Петра I
дети Алексея Михайловича и Милославской

Дмиитрий Алексеевич

Царевич Дмиитрий Алексеевич (1 ноября 1648 - 16 октября 1649) - первый сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Умер во младенчестве по неизвестной причине. Захоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

Мерная икона с изображением Св. Преподобной Евдокии

Евдокия-старшая Алексеевна

(17 февраля 1650 - 10 мая 1712) - второй ребёнок царя Алексея Михайловича от его первой жены. Ничем особенно не отличающаяся Евдокия старалась максимально отстраниться от событий царской жизни. Когда её отец повторно женился, Евдокия не приняла мачеху бывшую на 1,5 года младше.

После событий стрелецкого бунта 1698 года Пётр I заподзрил её в содействии сестре Софье, бывшей главным соперником молодого царя. Доказать причастность Евдокии к мятежу не удалось, но оставшуюся жизнь царевна провела в Новодевичьем монастыре, где и скончалась 10 мая 1712 года в возрасте 62 лет. Захоронена в Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря.

Марфа Алексеевна

(26 августа 1652 - 19 июня 1707) - третий ребёнок царя Алексея Михайловича от его первой жены. В детстве к ней была приставлена наставница Авдотья Пыпина, обучавшая Марфу грамоте, чтению по Часослову и Псалтыри.

В 1689 году её сестра царевна Софья во время конфликта с братом Петром посылала её к царю в попытке примирения. За участие и помощь царевне Софье, Петр приказал выслать Марфу в Успенский монастырь и постричь в монахини под именем «Маргарита».

Проживая в монастыре, Марфа поддерживала связь с сёстрами. В 1706 году, во время своей поездки к матери, её племянник царевич Алексей Петрович тайно посетил монастырь.


Спустя пять лет, после смерти Марфы Алексеевны в 1707 году, её сестры Мария и Феодосия посетили общую могилу, ставшую последним пристанищем царевны, и организовали перезахоронение в склепе монастырской церкви Сретения Господня - небольшого одноглавого храма, построенного на территории кремля в XVII веке (спустя несколько лет там же будет похоронена Феодосия). До наших дней эта усыпальница не сохранилась.

Алексей Алексеевич

(25 февраля 1654 - 27 января 1670) старший сын Алексея Михайловича и четвертый ребенок от его первой жены. Царевича Алексея учил латинскому и польскому Симеон Полоцкий; кроме языков он изучал славянскую грамматику, арифметику и философию. Отличающийся любознательностью, памятью и большими способностями, он с удовольствием читал выписываемые для него из-за границы книги.

Царь Алексей Михайлович издал особую грамоту, возвещавшую о том, что его сын — будущий государь, когда мальчику исполнилось 4 года. Через боярина Матвеева велись переговоры о заключении его брака с племянницей короля Яна II Казимира.

Если царь отсутствовал в столице, Алексей считался временным правителем Русского царства и именно от его имени издавались официальные грамоты. Юный царевич Алексей внезапно скончался в возрасте 16 лет и был погребён в Архангельском соборе.

После смерти Алексея наследником престола стал следующий по старшинству брат, Фёдор.

Анна Алексеевна

Царевна Анна Алексеевна (2 февраля 1655 - 8 мая 1659) - третья дочь и пятый ребенок царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской. Родилась во время эпидемии чумы, разразившейся в Москве, поэтому роды проходили в Вязьме, куда Мария Ильинична со всем семейством приехала для встречи с Алексеем Михайловичем. Умерла в возрасте 4 лет.

Софья Алексеевна

(27 сентября 1657 -14 июля 1704) - стала шестым ребёнком и четвёртой дочерью Алексея Михайловича и его первой жены. После смерти своего брата Федора, участвовала в организации стрелецкого бунта 1682 года в результате которого заняла русский престол на правах регента при братьях Иване и Петре.

Правление Софьи не было удачным — через семь лет повзрослевший Петр сместил её с трона и сослал сначала в Святодуховский монастырь, затем — в Новодевичий, где царевна содержалась под охраной.

После событий стрелецкого бунта 1698 года Софья была заподозрена в содействии восставшим стрельцам, сослана и пострижена в монахини под именем Сусанны. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Екатерина Алексеевна

(7 декабря 1658 - 12 мая 1718) — согласно преданию, перед рождением своей пятой дочери Алексею Михайловичу явился во сне образ святой мученицы Екатерины Александрийской, после чего царь решил дать дочери такое нетипичное для Романовых имя. Во время событий стрелецкого бунта 1682 года А. И. Хованскому предъявляли обвинения в попытках захватить престол через женитьбу на Екатерине.

Царевна Екатерина старалась держаться в стороне от политических интриг собственной семьи — возможно именно это спасло её от обвинений в помощи восставшим во время стрелецкого бунта 1698 года, когда вскоре после ареста она была оправдана и освобождена.

Принимала участие в крещении любовницы Петра I Марты Скавронской, вскоре ставшей императрицей Екатериной I.

Умерла у себя дома на Девичьем поле и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Мария Алексеевна

(28 января 1660 - 20 марта 1723) — шестая дочь Алексея Михайловича родилась в Москве и была названа в честь своей матери, Марии Милославской.

Царевна Мария, как и другие её сестры, после начала правления Петра I попала в немилость и была сослана в монастырь. Она обвинялась в сочувствии своей сестре Софье и добрых отношениях с первой женой царя, Евдокией, а также её сыном царевичем Алексеем. Была привлечена к следствию по делу об измене сына Петра I, царевича Алексея, за то что помогала передавать его письма к матери. 25 июня 1718 года она была заточена в Шлиссельбургскую крепость, а после перевезена под домашний арест в Петербург. Освободили её лишь в 1721 году.

Умерла последней из всех своих сестер в 1723 году и была захоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Федор III Алексеевич

(9 июня 1661 - 7 мая 1682) - девятый ребенок Алексея Михайловича и Милославской, взошёл на русский престол после смерти отца.

Царевич интересовался европейской политикой, знал польский язык. Увлекался пением и музыкой. Обладал слабым здоровьем, поэтому в начале его царствования, пока Федор болел, фактическими правителями государства были А. С. Матвеев, патриарх Иоаким и И. М. Милославский.

За время правления успел провести общую перепись населения в 1678 году и 1679 ввел подворное налогообложение прямыми налогами, увеличившее нагрузку на без того прозябающих крестьян.

Пытался ввести польские обычаи при русском дворе — бритье бороды, запрет на появление в традиционной русской одежде, стрижка по польски и попытки учить польскому языку молодых бояр.

Продолжились репрессии против старообрядцев — были сожжены протопоп Аввакум и его сподвижники, предсказавших близкую смерть царя.

Единственный сын от первой жены царя Федора III умер на десятый день жизни, а его мать, Агафья Грушевская, скончалась на третий день после родов. От второй жены, Марфы Апраксиной, у Федора не было детей, поэтому после его смерти 27 апреля 1682 года вновь разгорелось противостояние между Милославскими и Нарышкиными за право посадить собственного наследника на русский трон.

Феодосия Алексеевна

(8 апреля 1662 - 25 декабря 1713) - десятый ребёнок Алексея Михайловича и Милославской, царевна была скромной и сдержанной. Не принимала участия в интригах, с 1698 года приняла монашеский постриг под именем Сусанна и прожила 51 год, после чего согласно собственному завещанию была похоронена вместе с сестрой Марфой в церкви Сретения Господня в Александровской слободе.

Симеон Алексеевич

(3 апреля 1665 - 18 июня 1669) - одиннадцатый ребёнок и четвёртый сын царя Алексея Михайловича и Милославской был как и многие другие дети царственной четы весьма болезненным ребенком и умер в возрасте четырех лет.

Лжесимеон

В начале 1673 года в Запорожье обявился юноша пятнадцатилетнего возраста, назвавшийся царевичем Симеоном, якобы скрывающийся до того у Степана Разина из-за ссоры в царской семье. По запросу московской власти был выдан, доставлен в Москву, а затем казнён по приговору царя и боярской думы 18 сентября 1674 года.

Иван V Алексеевич

(6 сентября 1666 - 8 февраля 1696) - Последний из детей Алексея Михайловича и Милославской. После смерти его старшего брата Федора в 1682 году, очутился в центре политических интриг между Нарышкиными и Милославскими, боровшимися за русский престол.

Никогда не проявлял собственной инициативы — ни во время правления царевны-регентши Софьи, воспользовавшейся стрелецким восстанием 1682 года и ставшей фактической правительницей при двух малолетних царях, ни после её свержения Петром I.

Иван не занимался управлением государством, участвовал исключительно в ритуальных церемониях. Будучи слабым здоровьем, уже к 27 годам плохо видел и был поражён параличем. Скончался в возрасте 30 лет.

Царевна Софья, стремясь оградить себя от притязаний Петра на престол, женила брата на Прасковье Салтыковой, одна из дочерей от этого брака стала впоследствии российской императрицей — Анной Иоанновной.

Евдокия-младшая Алексеевна

(8 марта - 10 марта 1669) - 13-й и последний ребенок царицы Марии Милославской. Умерла спустя два дня после рождения, а еще через три дня скончалась от «родильной горячки» и сама царица.

Полнородные братья и сестры Петра I
дети Алексея Михайловича и Нарышкиной

Наталья Алексеевна

(1 сентября 1673 - 29 июня 1716) - названная в честь собственной матери Натальи Кирилловны Нарышкиной, царевна Наталья разделяла увлечения Петра I западными традициями и всячески поддерживала его культурные преобразования.

В 1706 - 1707 гг. царевна организовала в Преображенском дворце театральные представления на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. В качестве реквизита и обстановки были использованы материалы из «комедиальной храмины» организованной Петром I, но не имевшей успеха.

В 1710 году, перебравшись в Санкт-Петербург, Наталья Алексеевна перевезла свой театр для дворянской публики в новую столицу.


Умерла в 42 года от неизвестного заболевания желудка.

Феодора Алексеевна

(14 сентября 1674 - 8 декабря 1677) - третий ребенок царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Нарышкиной. Умерла в возрасте трех лет и была похоронена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, а впоследствии перезахоронена в подземной палате южной пристройки Архангельского собора.


Царевна Софья Алексеевна и Петр I Алексеевич.

В допетровскую эпоху участь девочек, рожденных в царских покоях, была незавидной. Жизнь каждой из них развивалась по одинаковому сценарию: детство, юность, монастырь. Царевен даже не обучали грамоте. С подобным положением дел наотрез отказалась мириться дочь царя Алексея Михайловича и сестра Петра I царевна Софья. Благодаря острому уму и хитрости, эта женщина стала фактической правительницей на Руси на целых семь лет.


Портрет Царя Алексея Михайловича.

Вплоть до XVIII века судьба царевен была предопределена. По статусу им запрещалось выходить замуж за придворных, а мысль о браках с европейскими монархами не допускалась, т. к. для дочерей русских правителей переход в католицизм был невозможен. Именно поэтому никто особо не обременял себя обучением царевен грамоте. В основном их образование ограничивалось основами рукоделия. После того, как девушкам исполнялось 20-25 лет, их отправляли в монастыри. Исключением стала дочь царя Алексея Михайловича Софья.

Портрет Софьи Алексеевны. Эрмитаж.

Софья Алексеевна была одной из 16 детей царя Алексея Михайловича. Маленькая царевна отличалась от своих сестер: она проявляла любознательность, отказывалась проводить время в бесконечных молитвах, не слушалась мамок-нянек. К удивлению придворных, ее отец не только не рассердился на дочь за такое неповиновение, а, напротив, нанял ей учителя.

Уже в 10-летнем возрасте царевна Софья научилась читать и писать, освоила несколько иностранных языков, интересовалась историей и науками. По мере взросления царевны слухи о ней расползались далеко за пределы страны. Прижизненных изображений царевны не сохранилось, но по мнению современников, Софью нельзя было назвать красавицей. Француз Фуа де ла Нёвилля описывал ее так: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен».

Князь Василий Васильевич Голицын.

После кончины Алексея Михайловича русский трон занял его сын Федор Алексеевич. Он был очень болезненным, поэтому царевна вызвалась присматривать за братом. В перерывах между уходом за царем, Софья заводила полезную дружбу с боярами и разбиралась в придворных интригах. Именно тогда произошло ее знакомство с князем Василием Голицыным.

Голицын имел прекрасное образование, слыл талантливым дипломатом, был хорошо воспитан. Царевна, сама того не желая, влюбилась в князя, который еще и был на 14 лет старше ее. Однако Голицын считался примерным семьянином. У царевны с князем завязались доверительные отношения.


Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. А. И. Корзухин, 1882. |

Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич скончался, на трон возвели малолетнего Петра, а регентом назначили его мать Наталью Нарышкину. Царевна Софья не захотела мириться с подобным положением дел, и при поддержке князя Голицына она устроила стрелецкий бунт, после которого новоиспеченного царя и его мать свергли. Буквально через пару недель на царствование посадили двух братьев Петра и Ивана, а Софью назначили регентшей.

Царевна Софья Алексеевна.

Начало правления Софьи ознаменовалось рядом положительных реформ. В Россию привлекались иностранные торговцы, учителя, мастера. Была открыта Славяно-греко-латинская академия. При царевне немного смягчили наказания. Теперь обвиненных в воровстве не казнили, а ограничивались отрубанием руки. Женщин-мужеубийц не оставляли умирать в страданиях, закопанных по грудь, а сразу отсекали им головы.

Время шло, и Петр повзрослел. Теперь он уже не во всем слушался сестру. Мать Наталья Нарышкина постоянно нашептывала юному Петру историю о том, каким образом его сестра сумела стать фактической главой государства. К тому же все знали, что регентство Софьи должно закончиться по достижению Петром совершеннолетия или же после его женитьбы. По настоянию матери царь женился в 17 лет, но Софья и не думала складывать с себя полномочия.

Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История Петра I», соч. П. Крекшина.

Ситуация обострилась в начале августа 1689 года. К Петру в село Преображенское прибыло несколько стрельцов, сообщивших ему о возможном покушении. Наследник скрылся в Троице-Сергиевой лавре. Постепенно все бояре и стрелецкие войска перешли на его сторону.

Василий Голицын предусмотрительно уехал в свое имение. Единственным, кто поддерживал Софью, был ее фаворит – начальник стрелецкого приказа Федор Шалковитый. Позже его обезглавили, и Софья Алексеевна осталась совсем одна.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Илья Репин.

Петр I сослал ее в Новодевичий монастырь и приставил охрану. Женщине продолжали оказывать почет и даже кормили с царской кухни. В 1698 году стрельцы, недовольные реформами «подмененного немцами» Петра, пребывавшего в тот момент заграницей, снова попытались возвести Софью на престол. Дело закончилось тем, что царь приказал насильно подстричь сестру в монахини.

Карамзин называл царевну Софью Алексеевну «одной из величайших женщин, произведенных Россиею», хотя он же вынужден был признать, что полная превратностей жизнь царевны наложила на него как на историка «печальный долг быть ее обвинителем». Но ка’к быть! — задача, которую поставила перед собой эта неординарная женщина, требовала особых решений. Значительность замысла Софьи — верховная власть, сосредоточенная в женских руках, — впечатляет и сегодня. Она была первой из дерзнувших...

Даже такая просвещенная и весьма эмансипированная дама, как императрица Екатерина II, называла новорожденных августейших дочек «бесполезным украшением дворца», а уж об отношении к женскому потомству в княжеском тереме XVII века и говорить не приходится. Трудно сказать, как тогдашний государь Алексей Михайлович относился к наличию девяти дочерей, но даже если и без особого восторга, то эту печаль ему могли компенсировать семеро сыновей. Правда, по какому-то злому року каждый из них имел изъяны в здоровье, от которых дети либо умирали в младенческом возрасте, либо едва достигнув совершеннолетия. Даже младший и самый крепкий из сыновей, Петруша, страдал припадками, заставлявшими его родителей время от времени впадать в трепет. Зато дочери вызывали гораздо меньше тревог, в основном размышления по поводу того, что с ними делать дальше?



Замуж русских царевен не выдавали: заморские женихи в государстве Российском тогда еще были не в чести, свои же для царской крови считались слишком худородными. А потому кончали свой век принцессы, как правило, в монастыре, в зрелых годах становясь инокинями, зачастую возглавляя жизнь обители. Но, как писал российский историк М.И. Семевский, «никакой монастырь не мог быть скромнее и благочестивее царских теремов».

На обособленной женской половине, среди исключительно женского окружения, в молитвах и постах, в занятиях рукоделием, в чтении церковных книг да в невинных девичьих забавах проходила жизнь, в которой царевны были невидимками. Ни один посторонний взгляд не проникал на эту половину. В церквях они стояли на месте, где их никто не мог увидеть. Паломничество в святые места, на богомолье, совершалось в рыдванах с плотно занавешенными оконцами.

Словом, достаточно познакомиться с классическим трудом российского историка и археолога И.Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях», дабы поистине возрадоваться тому, что вам повезло родиться не царской дочерью и не в те времена (особенно если вы — женщина).

Там, на этой женской, даром что царской, половине, были, кажется, подавлены все человеческие чувства и стремления, не оставлявшие места ни проблеску инициативы, ни мечте, ни поступку, ни личному мнению, одна лишь — тишь, безгласие, смирение, испуг и жажда тени.

И вот представьте, что сквозь это вековечное наслоение запретов и послушного следования им, вспарывая дремоту и благолепие, отмежевываясь от вереницы совершенно одинаковых, неотличимых друг от друга царственных невольниц появляется небывалая женская фигура. Она — воплощенный вызов времени и нравам, отстаивает право не на какое-нибудь необычное или скандальное по тем временам замужество. Она метит куда выше — ей нужен трон и звание первого лица государства.

На волю

Софья — третья по счету дочь царя Алексея Михайловича от первого его брака с Марией Милославской — родилась в 1657 году. Отношение к ее появлению на свет было вполне традиционным, и если верить бытописателю, то «не только стола и именинных пирогов, но очень часто и выхода к обедне в день ангела Софьи не бывало».

Нет точных указаний, при каких обстоятельствах и когда именно царь-батюшка заметил, что эта его дочь разительно отличается от других. Но что заметил, сомнений не вызывает. Доказательством этому служит то, что учили Софью совершенно по-особому. К девяти годам уже полностью освоившая грамоту, она стала ученицей самого, пожалуй, просвещенного и разностороннего человека той эпохи — Симеона Полоцкого, проповедника, писателя и поэта, известнейшего общественного и церковного деятеля. Он был первым мужчиной, кому было доверено воспитание царской дочери. Понятно, сколь глубоким было влияние этого мудрого и опытного человека на царевну, все хватавшую с лета и засыпавшую своего учителя вопросами, выдававшими далеко не детское мышление.

Софья демонстрировала острый, пытливый ум и, как писали, способность «к самым нежным проницательствам». Она легко постигала суть сложных понятий, явлений и их взаимосвязь. Среди прочих наук она особо выделяла «гишторию». Герои древности — Византия, Рим, Запад — вот что подстегивало воображение юной царевны.

Великолепная память позволяла Софье с легкостью осваивать языки, и это обстоятельство явилось ключом к библиотеке отца, которая была вскоре предоставлена в ее распоряжение. Самые разнообразные книги на греческом, польском, латыни проглатывались с жадностью, совершенно не наблюдаемой у братьев, обучающихся вместе с нею. По природе же своей Софья явно была заводилой и командиршей, умевшей настоять на своем и подчинить себе разновозрастную ватагу братьев и сестер. Выделялась царевна и своим физическим развитием — крепкая, с по-мужски резкими, угловатыми движениями, лишенная малейших признаков девичьей нерешительности и застенчивости.

Она при любой возможности пыталась разнообразить постную теремную жизнь, и это ей удавалось. Справедливости ради надо сказать, что ее батюшка, Алексей Михайлович, внес свою лепту в более светское, чем полагалось по правилам, воспитание дочерей: он часто брал их с собой в загородные поездки и даже, что немаловажно, дал взглянуть на театральные представления «с французской пляскою». Эти впечатления отразились в Софье звонким эхом. Она начала писать стихи о красотах божьего мира, потом сочинила пьесу и разыграла в тереме ее представление, в которое, разумеется, солируя, вовлекла братьев и сестер.

Впрочем, разносторонняя одаренность Софьи сказалась и в таком исконно девичьем занятии, как рукоделие. О том, что и в нем она оставила позади себя многих, свидетельствует тот факт, что в апартаментах царя лежал, для вящей отцовской гордости, ковер, сотканный ее руками.

Софье было 19 лет, когда в 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. На похоронах за гробом покойного несли на носилках нового царя — хворого 15-летнего брата Софьи, Федора. Затем шла вдова, вторая жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина, а следом — царевна Софья, исполненная вражды к мачехе — молодой, красивой, успевшей познать личное счастье, да к тому же имевшей сына Петра — будущего наследника престола. Смерть государя практически сразу обнажила беспощадное, не на жизнь, а на смерть, соперничество между родней его первой жены — Милославскими и второй — Нарышкиными.

Софья действовала хитро. В первую очередь она поставила себе целью навсегда вырваться из постылой женской половины царского терема. А потому как только здоровье Федора Алексеевича ухудшилось, она, притворно или нет, причитая и рвя на себе волосы, добилась права постоянно находиться возле больного. Она кормила и поила его из своих рук, давала ему лекарства и всячески хлопотала над ним. Ну а по сути пребывала в непосредственной близости от трона, среди бояр, военачальников, влиятельных лиц, умея слышать все разговоры и во все вникать с пользой для себя. Когда ей это было надо, Софья умела приноровиться к каждому, не жалея льстивых слов. В свою очередь и окружение умиравшего царя не могло надивиться на ум, обширные знания и благочестие, столь старательно демонстрируемые царевной.

В конце апреля 1682 года, во время похорон брата, Софья, опять же вопреки всем обычаям, единственная из всех царевен присутствовала, громко стеная, на этом печальном обряде до самого конца. А народ, как-то уже забывший о самом невероятном факте явления вчерашней затворницы, вовсю сочувствовал горю громко рыдающей сестры усопшего.

Итак, первый выход был сделан, и едва ли сыскалась бы сила, способная загнать Софью обратно в терем.

Восхождение

Между тем ситуация с престолонаследием начинала накаляться. Преемником покойного царя мог стать либо 16-летний Иван (сын Милославской), либо 10-летний Петр (сын Нарышкиной). При обсуждении кандидатов разноголосица мнений достигла предела. Причем «несогласие» было как среди привилегированной верхушки, так и среди «площадных». Дело решил голос патриарха Иоакима, являвшегося согласно тогдашнему закону первым лицом в государстве в случае смерти царя и высказавшегося за Петра. 27 апреля 1682 года царем был провозглашен Петр, реальной же правительницей становилась его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна.

Казалось бы, далеко идущие планы амбициозной царевны развеялись в прах. Но что для одних конец, для других — начало. Софья не могла допустить возвышения ненавистной мачехи. Ей и в голову не приходило отступиться. Напротив, уже с открытым забралом она вступила в политическую борьбу. Смелости ей было не занимать, но она хорошо понимала, что для успеха своего плана необходимо иметь определенную поддержку, точнее, как минимум две ее разновидности: одну — интеллектуальную — силу мысли, умеющей найти нужные ходы в хитросплетениях борьбы, другую — физическую — стихийную и при необходимости карающую. И то, и другое ею было найдено.

«Первый галант»

Еще будучи вхожей в апартаменты брата Федора, Софья особенно отмечала для себя Василия Васильевича Голицына, представителя знатнейшего боярского рода.

Голицын, уже вполне зрелый человек, был счастлив в браке со своей второй женой Евдокией Ивановной, урожденной Стрешневой, от которой имел четырех сыновей и двух дочерей. Судя по обширной корреспонденции, боярин Голицын был отменным семьянином, редким хозяином. Он постоянно заботился как о воспитании всех своих отпрысков, так и о здоровье и благополучии супруги. Дом его, первейший в Москве, был устроен совершенно на западный манер: с изящной мебелью и обширной библиотекой. Помимо этого, Голицын был «прозападником» — его живо интересовало устройство европейской жизни, тамошние нравы и обычаи казались ему не в пример разумнее своих. Все прибывавшие в Московию иностранцы непременно были гостями Голицына и неизменно приходили в восхищение от общения с этим умнейшим человеком. «Я думал, что явился к какому-нибудь итальянскому герцогу, все блистало в доме Голицына великолепием и вкусом», — писал один из иностранных вояжеров.

Василий Васильевич начал быстро возвышаться еще в годы правления Алексея Михайловича. Позже, уже при Федоре, достигнувший боярства Голицын выказал блестящие дипломатические способности и к тому же задумал провести обширные реформы как в гражданской, так и в армейской жизни. Но болезненность царя да запутанный клубок интриг возле трона отодвигали все его устремления в неясное будущее.

Другой силой, на которую вознамерилась опереться Софья в предстоящей схватке за власть, были стрельцы. При дворе ее батюшки они представляли собой род дворцовой гвардии, охранявшей царя, и потому считались людьми привилегированными. Со смертью же Алексея Михайловича они лишились некоторых льгот (освобождения от городских служб и права беспошлинной торговли), а стало быть, и значительной части дохода, что привело к назреванию в их среде недовольства, усугублявшегося недопустимым превышением власти со стороны командиров стрелецких полков. Царица Наталья Кирилловна хоть и старалась частично удовлетворить их требования, до конца погасить опасно тлеющие угли злобы не смогла.

Софья же, уловившая эти настроения и понимавшая, что они вполне способны перерасти в вооруженное выступление против власти, умело направляла стрелецкий гнев. Ею и ее сторонниками был пущен слух, что Нарышкины-де, царица с родственниками, «извели» отвергнутого престолонаследника Ивана.

Со стороны царевны это была откровенная провокация, свидетельствующая, что средств для победы она не выбирала. И этой победы — неправедной, оплаченной кровью многих людей — она добилась.

15 мая 1682 года под гул набата с развернутыми знаменами стрельцы ворвались в Кремль. Несмотря на то что царица вывела на крыльцо и невредимого царевича Ивана, и вместе с ним Петра, разъяренную толпу вооруженных людей это уже не остановило. Началось кровавое побоище, в результате которого практически все Нарышкины были перебиты. Залив кровью Москву, стрельцы, ловко направляемые Милославскими, почуявшими час своего торжества, в поданной ими челобитной потребовали, чтобы царями стали оба брата — Иван V и Петр I. Вторая челобитная, появившаяся через несколько дней, содержала еще одно требование — чтобы по случаю их малолетства страной правила Софья. И боярская Дума, видимо, еще не отошедшая от предшествующих кровавых событий, сочла это требование справедливым.

Встав наконец у руля власти, Софья тем не менее осознавала, что радость по случаю этой победы может оказаться преждевременной — слишком уж реальной силой стали обладать после бунта стрельцы во главе со вновь назначенным князем Хованским, крайне почитаемым ими. В своих опасениях она не ошиблась и спустя некоторое время решилась на новую интригу. Под благовидным предлогом она выманила Хованского из столицы в село Воздвиженское, где он предстал перед судом по обвинению в государственной измене и, как явствовало из приписанной ему анонимки, в угрозе «царский корень известь». Хованский был казнен. Среди исследователей этого вопроса бытует устойчивое мнение, что бумага, стоившая ему головы, была «организована» ближайшим окружением Софьи, а возможно, и ею самою.

В итоге стрелецкое войско осталось без предводителя, Софья же бросила клич о мобилизации дворянского ополчения для охраны законной власти и трона. Убедившись, что у стрельцов нет сил на новое выступление, она дала знать из Лавры в Москву о подготовке ее торжественного въезда. Так началось семилетнее правление царевны Софьи Алексеевны государством Российским.


На троне

Каким же оно было, это правление, и что чувствовала, сидя на троне, женщина, добравшаяся до него через кровь, казни, измены, клевету? Приведем мнение сторонника Петра, князя Б.И. Куракина, человека, которого трудно заподозрить в симпатиях к ней: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Главой правительства Софья назначила Голицына, и многие достигнутые в годы ее правления успехи явились итогом их политического и человеческого альянса. Всегда настороже, всегда лавируя между то и дело возникающими группировками, они тем не менее делали свое государственное дело.

Софья отменила смертную казнь за непристойные слова, заменив сие прегрешение ссылкой, теперь женщины, убившие своих мужей, уже не карались страшной смертью — «окапыванием», что означало зарывание виноватой живьем в могилу. Ужесточилась борьба с произволом местных властей, взятками, поборами. Софья проявила ряд инициатив по оживлению торговли с Западом, развитию промышленности. Особенно это коснулось ткацкого производства. В России стали изготавливать дорогие ткани: бархат, атлас и парчу, которые ранее привозили из-за моря. Для обучения русских мастеров выписывались специалисты-иностранцы.

В 1687 году Софья закончила начатое еще при Федоре по инициативе Симеона Полоцкого дело создания Славяно-Греко-Латинской академии. Ею поощрялось строительство каменных хором в Москве, западные заимствования более удобных бытовых условий жизни, введение «политеса», изучение языков, разного вида искусств. Удовлетворялась также потребность в широко, по-европейски образованных людях — отпрыски благородных фамилий посылались для обучения за границей. Пошла Софья навстречу своему фавориту и в деле развития школьного образования.

Нельзя было отказать ей и в политическом такте. Так, например, Софья сочла нужным поддержать своего явного недоброжелателя, патриарха Иоакима в его борьбе с расколом. Используя все свое влияние и умение как обольщать, как и устрашать противника, она весьма чутко держала руку на пульсе государства, по возможности гася искры недовольства, распрей, интриганства.

Заметны были успехи и во внешнеполитической сфере. 21 апреля 1686 года был заключен Вечный мир с Польшей. Согласно выговоренным Голицыным условиям Речь Посполитая юридически признала переход Киева к Русскому государству и подтверждала принадлежность ему Левобережной Украины, Смоленских и Северских земель.

Еще одним, крайне важным для России политическим событием стал так называемый Нерченский договор с Китаем (1689 год), с которым соприкасались границы русских владений в Сибири. Но были и явные провалы, в конце концов, внесшие свою лепту в крушение Софьи и ее фаворита. Голицын, без сомнения, был на редкость умен и опытен, но, зная свою силу дипломата, совершенно не метил в полководцы. Софья же, ослепленная любовью и желающая видеть на его седеющей голове лавры императора, тем не менее настояла на том, чтобы именно он возглавил злосчастный Крымский поход. К тому же ей со всех сторон твердили, что именно этот человек способен стать гарантом победы. Для Голицына эта задача была явно не по зубам. Лесть же застлала Софьино сознание, и она не сумела почувствовать, что как раз таким образом недруги Голицына хотели избавиться от слишком авторитетного и влиятельного лица. И владычица клюнула на эту наживку.

В результате из похода 1687 года войско вернулось с полпути: татары подожгли степь. Против огня и безводицы было бесполезно новейшее по тем временам вооружение армии: ружья с кремниевыми замками и «винтовые пищали», разработка которых началась еще при царе Алексее Михайловиче. Однако даже бесславное возвращение армии Софья обставила с торжественностью и помпой — ей хотелось поддержать реноме фаворита, о котором в открытую говорили, что он зря погубил людей.

Не менее неудачным оказался и второй Крымский поход, предпринятый два годя спустя. Опасаясь попасть в огненную ловушку, ранней весной русская армия в колоннах прошла через непреодолимое, по мнению западных стратегов, Дикое поле и в полном порядке добралась до Перекопа. Европа была удивлена, а Софьино окружение снова разочаровано: ощутимых итогов от того, что 100-тысячное войско грелось под южным солнцем, никто не видел. По Москве же носились слухи, что крымский хан откупился от Голицына двумя бочками золотых монет, на поверку оказавшихся фальшивыми.

Так или иначе, но все эти неудачи и осуждения бессмысленных потерь и урона казне били по престижу Софьи как государыни. Вероятно, для нее было бы гораздо лучше продемонстрировать свое недовольство Голицыным, хотя бы на время отстранив его от дел или даже услав в наказание из столицы. Но именно в этот момент влюбленная женщина говорила в Софье куда явственнее, нежели государыня. Она совершенно извелась от долгой разлуки со своим галантом, и то, что он вернулся живым и невредимым, было для нее главным и самым приятным итогом обеих крымских кампаний.

Страсть ее души

Какие удивительные по пронзительной нежности и нескрываемому любовному восторгу письма писала Софья Голицыну. Будь Василий Васильевич менее умен, мог бы под потоком ее славословий вообразить себя единственной «надежей» государства, без которого все рухнет и превратится в пыль. Исследователи утверждают, что осталось лишь два письма государыни Голицыну, настоящие гимны во славу обожаемого человека: «...А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! ...Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь. Если бы мне возможно было, я бы единым днем тебя поставила перед собою».

Весточки от него во время долгого отсутствия были для нее воздухом, необходимым для того, чтобы жить. Однажды Софья пешком шла на поклонение от села Воздвиженского в Троице-Сергиеву лавру, а это более десяти километров. И совсем на подходе к монастырю ей, уже немало уставшей в то время, передали письмо Голицына. Земля словно качнулась под ней. В ответ Софья отписала своему любезному, что не чуяла земли под ногами, не помнила, как вошла во двор монастыря и, сгорая от нетерпения, читала на ходу строки, написанные любимой рукой.

Хотела ли Софья выйти за него замуж? При всей осторожности мнений на этот счет, многие высказывались за то, что это было ее горячим желанием. А ведь и здесь ситуация для нее складывалась драматично: как быть с голицынской женой Евдокией Ивановной?

Вероятно, и сам Василий Васильевич оказался во власти противоречивых чувств. С одной стороны, ни в чем не повинная примерная жена, с которой счастливо прожита жизнь, с другой — «как честный человек» он имел моральные обязательства перед доверившейся ему «девицей Софьей».

Тогда многих из их окружения интересовало, как же разрубит Голицын этот узел? Иностранный дипломат Невиль уловил сомнения фаворита. «На удаление жены он не мог решиться, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Совершенно очевидно, что развод уронил бы Голицына в глазах соотечественников, да и материальную сторону вопроса он не мог не учитывать. Был ли готов к таким жертвам царский фаворит?

Не стоит обращать внимания на хвалебные отзывы иностранцев относительно ее наружности, никогда в глаза не видевших Софью, равно как и на мнение того же Вольтера, упоминавшего о ее «прекрасной наружности» по прошествии ста лет.

Софья, с далеко не женственными, оплывшими чертами лица, со следами золотухи на неровной коже, с широкой и короткой талией, не по возрасту тучная, в 25 лет казалась 40-летней. Так свидетельствовали очевидцы, не находившие в ней ни одной «прельстительной» черты. Да и дошедшие до нас изображения лишь подтверждают это. Но как же ярки и значительны должны были быть ее внутренние дарования, чтобы, бросая свой отсвет на это непривлекательное лицо, совершенно преображать его. А ведь наверное, так оно и было! К некрасивости так же можно приглядеться, как и не замечать прекрасных черт, коли они перед тобой и днем, и ночью. Нечто подобное случилось с Голицыным. И мало-помалу обожающая его молодая государыня — у них с Софьей была значительная разница в возрасте — стала видеться ему в роли новой супруги. Самой Софье инициативы было, как всегда, не занимать.

Во всяком случае, Семевский так описывает развитие их связи: «...пылкая, любящая Софья уговорила своего министра убедить жену постричься в монахини, затем испросить дозволения у патриарха и жениться на ней. Добрая жена Голицына не прекословила, не противилась»...

Но, увы! «Царское время» Софьи истекало.

«Зазорное лицо»

Ее постоянные стычки с взрослеющим сводным братом Петром давали обоим понять, что скорее всего дело добром не кончится. Взаимные обиды нанизывались одна на другую. Софья была оскорблена тем, что Петр отказался «по-царски» принять возвратившегося из Крыма Голицына. Петра возмутило, что она посмела участвовать в соборном Крестном ходе, что для женщины было недопустимо. Когда же он остывал, мать Наталья Кирилловна показывала ему различные официальные бумаги, подписанные Софьей, на что она фактического права не имела. И досада Петра неуклонно крепчала. Софья вместе со своим окружением с подозрительностью поглядывала в сторону села Преображенское, где уже женатый государь упражнялся со своим «потешным» войском, которое на самом деле могло оказаться прекрасным оружием для смещения ее с трона.

И Софья решила упредить удар. Для этого надо было убрать с дороги Петра. Как и в первый удачный для себя раз, она сделала ставку на стрельцов. Казалось, осечки не будет — теперь во главе их стоял ее верный слуга Федор Шакловитый. Из покоев Софьи в стрелецкие полки поползли слухи, что Нарышкины опять обижают Милославских: обещают-де не только «извести» царевича Ивана, но называют «великую государыню царевну «девкою», не ставят ее ни во что. Но желаемого озлобления против ненавистных ей Нарышкиных вызвать не удалось: стрельцы всегда имели претензии к обоим противоборствующим семействам. И как ни старался Шакловитый, ему не удалось добиться от стрелецких начальников подписей на челобитной с просьбой, чтобы Софья венчалась на царство.

Между тем как Кремль, так и Преображенское жили в напряженном ожидании близкой развязки. В такой ситуации любая ложная тревога, чей-то пьяный клич могли сыграть роль горящей тряпки, брошенной в пороховой погреб. Так и случилось. В ночь с 7 на 8 августа 1689 года кто-то пустил слух, что «потешные» из Преображенского идут в Кремль извести «государыню-царевну». Суета и бряцание оружием среди стрельцов, которые готовились к отражению атаки, ввели в заблуждение сторонников Петра. Те помчались в Преображенское с вестью, что стрельцы идут на него.

Страх, испытанный Петром во время первого стрелецкого мятежа и учиненной в его ходе резни Нарышкиных, овладел им с новой силой. И вот 17-летний Петр, бросив мать, беременную жену Евдокию и своих «потешных», вскочил на лошадь и в одной рубашке умчался в Троице-Сергиеву лавру. Лишь на следующий день к нему, нашедшему защиту у архимандрита, подтянулось «потешное войско», оставшиеся ему верными стрельцы и мать Наталья Кирилловна. Так образовалось два непримиримых лагеря: Софьин — в Кремле и Петров — в Лавре.

Софья обратилась к патриарху с просьбой посодействовать смягчению ситуации. Но тот напомнил ей, что она всего лишь правительница при государях, подтвердив тем самым свою верность законным государям: Петру и Ивану. Несколько ободренный Петр написал брату: «Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас». Он призывал брата «государство наше успокоить и обрадовать вскоре» жестко и окончательно, показав кто есть кто.

Василий Васильевич Голицын, большой дока в государственных вопросах, не мог не понимать, что «сидение на троне» дамы его сердца — нелегитимно. Но в создавшейся ситуации ничем помочь ей не мог. Более того, ему было совершенно ясно, что предстоящее падение Софьи увлечет в бездну и его, что приведет не просто к окончанию блестящей карьеры, но и, возможно, к плахе. К чести его, надо сказать, что он не сделал ни малейшей попытки уйти от печальной участи.

Между тем пристыженные голосом патриарха стрельцы пришли к «зазорному лицу», Софье, с требованием выдать им их начальника, склонявшего их к государственной измене и даже убийству «государя Петра». Ей ничего не оставалось, как выдать Шакловитого, который вскоре был отправлен в Лавру, а затем казнен.

Дальше Софья начала стремительно терять сторонников. Как-то незаметно ее покидали недавно клявшиеся в верности бояре, крупное и мелкое начальство, как обычно облеплявшее ступеньки трона. Стрельцы устроили ехавшему в Москву Петру покаянную встречу, положив в знак покорности свои головы на плахи, выставленные вдоль дороги.

Прошел лишь месяц с начала открытого противостояния Софьи, семь лет весьма активно правившей государством, и Петра, практически не выезжавшего из Преображенского, и тем не менее уже всем казалось странным, как это они почитали за государыню всего-навсего женщину, так ловко вывернувшуюся из мрака терема на свет Божий...

Конец

В конце сентября 1689 года Софья по приказанию Петра была заключена в Новодевичий монастырь. Отстраненная от власти и государственных дел, бывшая правительница, которой исполнилось 32 года, вполне могла бы заняться еще одним делом, к которому у нее был талант, — писательством. Николай Михайлович Карамзин, читавший в рукописи одно из ее произведений, пришел к мнению, что «царевна могла бы сравниться с лучшими писательницами всех времен, если бы просвещенный вкус управлял ее воображением».

Но отлучение от всего, что составляло суть азартной, неукротимой натуры Софьи, свело на нет все ее устремления. Любое иное занятие казалось ей теперь мелким, никчемным, недостойным той высоты, с которой она только что была сброшена. Как, в каких занятиях коротала она свои монастырские дни — неизвестно. Но в 1698 году повеяло надеждой — в отсутствие Петра стрелецкие полки, предусмотрительно, как ему казалось, расквартированные им в отдалении от Москвы, решились пойти походом на Первопрестольную.

Целью этих «пакостников», как называл их Петр, было вернуть на престол Софью, а не жаловавшего их государя, коли явится из-за границы, «извести».

Срочно возвратившийся Петр железной рукой подавил мятеж. Столица превратилась в кровавый эшафот. Девять лет не видевший обитательницу Новодевичьего монастыря брат явился к ней для последнего объяснения: улик в том, что Софья была причастна и к этому выступлению, было предостаточно.

Ее «первому галанту» двоюродный брат Борис Алексеевич — сподвижник Петра, вымолил жизнь, и Василий Голицын отделался ссылкой в Каргополь, а три года спустя его отправили в еще более отдаленные места — в архангельское село Кологоры.

Голицын пережил Софью на 10 лет и умер в 1714 году в возрасте 71 года. Судьба сосланной вместе с ним семьи сложилась трагически. Не вынеся тягот ссылки, старший сын Алексей с годами впал в тихое помешательство, да и внука Голицына, Михаила, также ожидала незавидная участь — в 40 лет он был произведен в придворные шуты императрицей Анной Иоанновной. Это для его «шуточной» свадьбы с карлицей Евдокией Бужениновой был построен знаменитый «Ледяной дом».

Софья же была обречена на пожизненное пребывание в монастырских стенах. После подавления неудавшегося стрелецкого бунта бывшая правительница по приказу Петра была пострижена в монахини под именем Сусанны. Незадолго до смерти она приняла схиму и вернула себе имя Софья. Скончалась царевна 4 июля 1704 года в возрасте 47 лет, обретя вечный покой в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.