Казачья нагайка. Казачья боевая нагайка своими руками Донская нагайка своими руками

Казак без нагайки - что монах без молитвы .

Нагайка - нагайская, татарская плеть, камчук короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребляется у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен.

Разновидности нагаек.

Нагайка – старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия. Она была весьма эффективной в ближнем бою у казаков-линейцов, у кавалеристов.

Донской тип – длина рукояти/длина плети - 1-1,5/2; длина рукояти - примерно 30-40 см.(по руке - от локтевого сгиба до середины ладони), толщина - по руке; длина плети - 45-55 см. (по руке - вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращении плеть не должна доставать до туловища).

Кубанский тип - отличается от донского меньшей длиной рукояти (15-20 см.) и способом крепления плети - рукоятка как бы вплетается в саму плеть, и зримого окончания рукояти и начала собственно плети нет. Длина рукояти к длине плети ~ 1/3-4.
Согласно Указа Государя Императора Александра III от 24 августа 1885 г., «нагайка общего казачьего образца должна составлять принадлежность каждого казака от генерала до простого казака». В соответствии с Уставом строевой казачьей службы от 1899 г., степовым казакам было определено носить её на плечевой перевязи (до этого носилась за голенищем сапога).
В казачьей культуре оружие - атрибут полноправного человека. Как разновидность оружия, нагайка являлась знаком казачьего достоинства и в повседневной жизни была даже знаком власти у строевого казака. Таким образом, нагайка является своего рода «табельным оружием», служащим для самообороны и занятий казачьими боевыми искусствами.
В повседневной жизни – символ власти и достоинства полноправного строевого казака. Должна быть у каждого, от рядового казака до генерала включительно.
В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Традиционно дарится тестем зятю на свадьбе. В доме должна висеть на левом косяке двери в спальню.
В качестве знака полной покорности и уважения может быть брошена к ногам пришедшего гостя или старика, который обязан её поднять, а бросившего – расцеловать. Если гость через нагайку переступал, это означало, что покорность ему неугодна и обида или грех провинившегося не прощён, жди разбирательства дела.
В старину на охоте казак, жалея порох на скаку догонял и убивал своей нагайкой волка.
В ближнем бою в умелых руках не имеет себе равных.
Наша нагайка покрыта неувядаемой славой в веках. Её знают и помнят друзья и враги в России и во всём мире. В 1900 году при подавлении «боксёрского» восстания в Китае забайкальцы при таких нагайках взяли Пекин. Раньше или позже её видели другие столицы мира.
Носится на плечевом ремне, либо посредством петли на большом пальце правой руки. При шашке носится на поясном ремне на карабинчике справа, без шашки так же, но слева.
Во все времена считалось особо оказанной честью получить нагайку в подарок.

Конструкция нагайки


1. хват - место непосредственного захвата рукояти ладонью, в основном, покрыт кожаной оплеткой.
2. шалыга (оголовок) - металлическая обойма, надеваемая на окончание рукояти (для нанесения ударов обратной стороной нагайки). Иногда - конец рукоятки небольшого ножа - зализки, закладываемого в рукоять нагайки как в пенал.
3. обоймица - состоит из темляка и завода.
4. темляк - петля для продевания кисти руки. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.
5. завод - малая петля, предназначена для продевания плети.
6. укреп - сочленяет рукоять с плетью - кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.
7. зацеп - деталь, сочленяющая рукоять с плетью - металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.
8. долонь - кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней - расширяющийся, предназначен для защиты коня от удара металлическими частями укрепа.
Плеть - ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей:
9. махра - густая бахрома из тонких кожаных ремешков, расположенных в верхней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке.
10. сарвень - кожаная оплетка ударной части - ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура - витеня.
11. шлепок - окончание бьющей части плети - кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара (трансформация боевой части кистеня).

Нагайка - разновидность оружия. Знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.
Происхождение оружия и этимология названия точно не известны, что служит богатой почвой для самых разнообразных спекуляций на эту тему. Часто упоминаемый вариант - от названия народа «ногайские татары», «ногайцы».
Нагайка изготавливалась путём плотного сплетения кожаных ремешков, с мешочком на конце. В мешочек (называемый "шлепок") вкладывается груз.


Нагайка

Существует несколько видов нагаек:
донская
кубанская
уставная (изготавливалась согласно уставу царской армии)
уральская.

Нагайки использовались в качестве оружия, а также в качестве охотничьего оружия при охоте на хищников (волков, лис). При таком способе охоты необходимо было нанести хищнику удар по носу.
В Средней Азии существует аналогичная нагайке плеть, которую называют камчой.

Нагайкой владеешь - силу имеешь.

Образ казака практически у каждого ассоциируется с нагайкой – короткой плетью, которая с конца 19 века по приказу царя была обязательным атрибутом его обмундирования.

История названия

Существует две версии, по которым нагайка получила свое название. Первая предусматривает в названии имя хана Нагаейа, который по преданиям использовал данный инструмент для контроля над своими стадами большого рогатого скота и лошадей. Вторая же связана с ногой, поскольку плеть убиралась именно за голенище обуви, когда не использовалась. Последняя версия более предпочтительна, поскольку сразу указывает на использование оружия именно для ведения боя. Казаки издавна использовали нагайку в ближних схватках с противником и могли нанести ею смертельные раны. Также она часто использовалась при охоте, чтобы не тратить порох и не спугнуть других зверей шумом выстрелов. Лишь после окончания войн, нагайка стала использоваться казаками как инструмент наказания провинившихся.

Традиции и поверья

В доме нагайка всегда имела особое место на стене и часто преподносилась как подарок от тестя зятю на свадьбе. Примирение рассорившихся казаков знаменовалось их обменом нагайками, а голосования всегда проводились поднятием этого предмета вверх. Казачьей плети всегда приписывали особую силу и верили, что она способна сберечь некрещеного малыша от злых духов. Владение нагайкой было обязательным для каждого казака, обучение начинали уже в детском возрасте.

Этапы обучения

Восьмилетних мальчиков начинали обучать владению оружия с примитивных приемов. Сначала требовалось лишь научиться правильно ею управлять. Для этого плеть должна была вращаться вокруг мальчика, не задевая его с грузом на конце и без него. Также нужно было освоить одновременное владение двумя плетьми, только после этого переходили к отработке ударов. Среди последних выделяют шлепок, с оттяжкой и с отдачей. Основные хитрости и особенности приемов передавались сыновьям от отцов.

Материалы изготовления

Нагайка любого казака состоит из рукоятки и самой плети. Рукоятка всегда должна быть жесткой и на 10-15 см короче плети. Для этого ее изготавливали из дерева, оплетая кожей для удобства или оставляя основной материал открытым. На каждой рукояти всегда находится две петли разного размера. Большая предназначена для продевания в нее руки казака, а поменьше для заправки неиспользуемой плети.

Плеть всегда изготавливалась из кожи и начиналась от рукояти, украшенная бахромой. Основная часть состояла из оплетенного ремешками шнура с кожаным мешочком на конце. Использовался он для утяжеления плети во время ударов, в него клали грузы.

Разновидности казачьих плетей

Существует их всего две – кубанская и донская. Последняя отличается удлиненной рукоятью и плетью. Донской нагайкой легче выполнять вращательные движения, а вот кубанская идеально подходит для щелчковых ударов. Она не имеет резкого перехода от рукоятки к плети и вся оплетена кожей.

Изготовление нагайки

Ранее данный вид оружия делался исключительно из кожи рогатого крупного скота, все время, находясь в намоченном состоянии. Весь процесс начинался с рукоятки, постепенно оплетая ее, переходя к изготовлению плети. Занимались изготовлением мастера, передающие свои секреты только последователям. Чтобы сделать нагайку сегодня не нужно искать кожу животного, можно просто использовать для этого старую кожаную куртку.

Современному владельцу такого атрибута следует помнить о его назначении, истории и связанных с ним традиций предков.

Первая русская революция 1905 года безусловно отразилась на всех слоях общества. Участие знаменитого (причем по сей день) казачества в событиях тех лет закрепило за ним образ таких карательных отрядов.

Действительно, увеличение революционного движения потребовало от правительства привлекать, помимо полиции и жандармерии, различные военные силы. Так, историк В.П. Трут в статье «Роль казачества в подавлении революции 1905-1907 годов» рассказывает, что уже в начале революции для подавление беспорядков использовались казачьи полки первой очереди, то есть непосредственно служившие в войсках, и частично полки второй очереди - те, которые жили в станицах, но периодически проходили так называемые лагерные сборы. А спустя чуть больше месяца, с 22 февраля 1905 года, полки второй очереди и различных казачьих округов империи мобилизовали. При этом 16 из них отправили на «внутреннюю службу» с целью поддержания порядка в разных регионах страны. Вместе с тем, на разгон беспорядков и усмирение недовольных масс казаков отправляли без огнестрельного оружия. Тогда-то в ход и шли знаменитые казачьи нагайки: этот инструмент, предназначенный для подстегивания лошадей (ведь казаки не имели шпор), против человека превращался пусть и не в летальное, но грозное оружие.

Итак, действительно изначально нагайка - это плеть с узким концом, с помощью которой управляли лошадью. Вообще плеть с древнейших времен была орудием пастухов, то есть опять же инструмент, используемый в повседневной жизни, который впоследствии приобрел функции оружия: для этого было необходимо усилить конец плети своего рода грузилом, что превращало инструмент управления лошадью или коровой в оружие если не нападения, то по крайней мере самозащиты.

Плеть использовали многочисленные кочевые народы по всей Азии, порой придавая ей чуть ли не магические свойства. Так, кочевники верили, что она пропитана потом коня, и к ней не могут подобраться бесы или прочая нечистая сила. По этой причине, как считается, был обычай вешать плеть у изголовья девушек (в том числе и беременных). У тюркских народов конные состязания с кнутами были популярным развлечением, а, например, киргизы вплоть до XX века практиковали конный бой голых по торс соперников: их целью было выбить бичом друг друга из седла.

У калмыков кнут назывался маля, у татар - камча, а у казаков - нагайка. Некоторые связывают название нагайки с именем Ногая, беклярбека, то есть, скажем, административного правителя какого-то региона, который тем не менее, не был чингизидом и соответственно не мог называться ханом (хотя Ногай, как отмечают, и по линии старшего сына Чингисхана Джучи был с ним в родстве). Ногай правил на самой западной территории Золотой орды между Дунаем и Днестром.

От его имени пошло имя тюркского народа ногайцы. Соответственно, достаточно логично выглядит предположение, что подобно тому, как одежду черкесов называли черкесской, плеть получила имя нагайка. Согласно другой версии, с изменением способа ношения оружия, например, не на руке, а в сапоге, то есть «у ноги», тюркское название камча преобразовалось в ту самую нагайку.

Уставная нагайка

Вместе с тем, предшественником нагайки именно как оружия мог быть и кистень, считают некоторые исследователи. Принцип действия и даже форма действительно имеют некие сходства: к деревянной рукояти прикреплен ремень (в случае кистеня это могла быть и цепь), на конце которого подвешен небольшой груз. С изменением доспеха необходимость в пробивной, ударной силе кистеня пропала, а вот нагайка с вполне выполняла необходимую оглушающую функцию особенно для конного воина.

Кстати неким переходным этапом между кистенем и нагайкой, который до сих пор используется казаками, вполне можно считать «волчатку». Ее казаки применяли, охотясь на волков. Это был более тяжелый, нежели классический, вариант нагайки: ее вес составлял 400 грамм, достаточно длинный - от 60 до 80 см и толстый в обхвате - 2,8 см. Интересно, что несмотря на большее сходство с кистенем, груз в плеть «волчатки» не вставляли, а рукоять была не деревянной, а также туго сплетенной из полос сыромятной кожи вокруг так называемого витеня - внутренней части плетения, прочно перетянутого ниткой.

Нагайка "Волчатка"

Классической же нагайкой принято считать донскую и кубанскую. У первой есть металлические кольца, которые соединяют плеть с рукоятью, при том длина рукояти и длина плети, как правило, были равными, хотя каждый мастер делал по-своему. В среднем рукоять меряли по руке от локтя до середины ладони, что примерно равнялось 30−40 см. В свою очередь, кубанская нагайка была короче - около 15−20 см. В отличие от донской, ее плеть продолжала рукоять, как волчатка.

Основу этого оружия делали из дерева, которое впоследствии оплеталось полосками кожи. Затем крепился темляк - петля, через которую продевали кисть. Сама оплетка называлась сервень: на конце сервеня был тот самый шлепок - кожаный карман, который укреплял плетение, не позволял ему распускаться и соответственно защищал кожу лошади от рассечения.

Донская нагайка

Правда, в этот самый кармашек и можно было положить что-то типа пули, тогда простой инструмент превращался в оружие. В конце XIX века создается Приказ под номером 125 «О вновь вводимом казачьем конном снаряжении», который уже четко прописывает обмундирование и вооружение казачьего войска и параметры нагайки, которая получает название уставная: ее рукоять становится тоньше, но длиннее, а конец сервеня не имеет кармашка. Правда, впоследствии уже сами казаки преобразуют уставную нагайку в уставно-боевую. Так, например, в рукоять нередко вставлялся клинок, который можно было достать, прикрутить к рукояти и, взяв шлепок, раскручивать нагайку.

Нагайка с клинком

Первая русская революция 1905 года безусловно отразилась на всех слоях общества. Участие знаменитого (причем по сей день) казачества в событиях тех лет закрепило за ним образ таких карательных отрядов. Действительно, увеличение революционного движения потребовало от правительства привлекать, помимо полиции и жандармерии, различные военные силы. Так, историк В. П. Трут в статье «Роль казачества в подавлении революции 1905−1907 годов» рассказывает, что уже в начале революции для подавление беспорядков использовались казачьи полки первой очереди, то есть непосредственно служившие в войсках, и частично полки второй очереди — те, которые жили в станицах, но периодически проходили так называемые лагерные сборы.

Спустя чуть больше месяца, с 22 февраля 1905 года, полки второй очереди и различных казачьих округов империи мобилизовали. При этом 16 из них отправили на «внутреннюю службу» с целью поддержания порядка в разных регионах страны. На разгон беспорядков и усмирение недовольных масс казаков отправляли без огнестрельного оружия. Тогда-то в ход и шли знаменитые казачьи нагайки: этот инструмент, предназначенный для подстегивания лошадей (ведь казаки не имели шпор), против человека превращался пусть и не в летальное, но грозное оружие.

Изначально нагайка — это плеть с узким концом, с помощью которой управляли лошадью. Вообще плеть с древнейших времен была орудием пастухов, то есть опять же инструмент, используемый в повседневной жизни, который впоследствии приобрел функции оружия: для этого было необходимо усилить конец плети своего рода грузилом, что превращало инструмент управления лошадью или коровой в оружие если не нападения, то по крайней мере самозащиты.

Плеть использовали многочисленные кочевые народы по всей Азии, порой придавая ей чуть ли не магические свойства. Так, кочевники верили, что она пропитана потом коня, и к ней не могут подобраться бесы или прочая нечистая сила. По этой причине, как считается, был обычай вешать плеть у изголовья девушек (в том числе и беременных). У тюркских народов конные состязания с кнутами были популярным развлечением, а, например, киргизы вплоть до XX века практиковали конный бой голых по торс соперников: их целью было выбить бичом друг друга из седла.

Наездники подстегивают лошадей. (wikimedia.org)

У калмыков кнут назывался маля, у татар — камча, а у казаков — нагайка. Некоторые связывают название нагайки с именем Ногая, беклярбека, то есть, скажем, административного правителя какого-то региона, который тем не менее, не был чингизидом и соответственно не мог называться ханом (хотя Ногай, как отмечают, и по линии старшего сына Чингисхана Джучи был с ним в родстве). Ногай правил на самой западной территории Золотой орды между Дунаем и Днестром.

От его имени пошло имя тюркского народа ногайцы. Соответственно, достаточно логично выглядит предположение, что подобно тому, как одежду черкесов называли черкесской, плеть получила имя нагайка. Согласно другой версии, с изменением способа ношения оружия, например, не на руке, а в сапоге, то есть «у ноги», тюркское название камча преобразовалось в ту самую нагайку.


Волчатка. (wikimedia.org)

Вместе с тем, предшественником нагайки именно как оружия мог быть и кистень, считают некоторые исследователи. Принцип действия и даже форма действительно имеют некие сходства: к деревянной рукояти прикреплен ремень (в случае кистеня это могла быть и цепь), на конце которого подвешен небольшой груз. С изменением доспеха необходимость в пробивной, ударной силе кистеня пропала, а вот нагайка с вполне выполняла необходимую оглушающую функцию особенно для конного воина.

Кстати неким переходным этапом между кистенем и нагайкой, который до сих пор используется казаками, вполне можно считать «волчатку». Ее казаки применяли, охотясь на волков. Это был более тяжелый, нежели классический, вариант нагайки: ее вес составлял 400 грамм, достаточно длинный — от 60 до 80 см и толстый в обхвате — 2,8 см. Интересно, что несмотря на большее сходство с кистенем, груз в плеть «волчатки» не вставляли, а рукоять была не деревянной, а также туго сплетенной из полос сыромятной кожи вокруг так называемого витеня — внутренней части плетения, прочно перетянутого ниткой.


Донская нагайка. (wikimedia.org)


Кубанская нагайка. (wikimedia.org)

Классической же нагайкой принято считать донскую и кубанскую. У первой есть металлические кольца, которые соединяют плеть с рукоятью, при том длина рукояти и длина плети, как правило, были равными, хотя каждый мастер делал по-своему. В среднем рукоять меряли по руке от локтя до середины ладони, что примерно равнялось 30−40 см. В свою очередь, кубанская нагайка была короче — около 15−20 см. В отличие от донской, ее плеть продолжала рукоять, как волчатка.


Уставная нагайка. (wikimedia.org)

Основу этого оружия делали из дерева, которое впоследствии оплеталось полосками кожи. Затем крепился темляк — петля, через которую продевали кисть. Сама оплетка называлась сервень: на конце сервеня был тот самый шлепок — кожаный карман, который укреплял плетение, не позволял ему распускаться и соответственно защищал кожу лошади от рассечения.

Правда, в этот самый кармашек и можно было положить что-то типа пули, тогда простой инструмент превращался в оружие. В конце XIX века создается Приказ под номером 125 «О вновь вводимом казачьем конном снаряжении», который уже четко прописывает обмундирование и вооружение казачьего войска и параметры нагайки, которая получает название уставная: ее рукоять становится тоньше, но длиннее, а конец сервеня не имеет кармашка. Правда, впоследствии уже сами казаки преобразуют уставную нагайку в уставно-боевую. Так, например, в рукоять нередко вставлялся клинок, который можно было достать, прикрутить к рукояти и, взяв шлепок, раскручивать нагайку.

Нам достаточно часто задаются вопросы о принадлежности наших нагаек к холодному оружию когда хотят «боевую нагайку». Однако, до сих пор вопрос о принадлежности к холодному оружию так называемой «казачьей боевой нагайки» и подобных им по способу изготовления гибко-суставчатых предметов остается раскрытым в криминалистической литературе ничтожно мало. Давайте разберемся является ли нагайка холодным оружием или нет?

Как указывает с своей работе преподаватель Московской академии МВД России Дьяконов П. А., в 1976 г. Тихоновым Е.Н. были описаны «боевые бичи» и «боевые плети», как ударно-раздробляющее ХО: «Боевые плети имеют длину до 100 см, изготавливаются из плетеных ремней или проволоки и нередко на конце имеют один или несколько ударных грузиков. Рукоятка плети обычно небольшая, по величине кисти руки, иногда имеет резиновую или кожаную петлю… Боевые бичи изготавливаются только самодельным способом из гибкого подвеса длиною более 100 см с рукояткой или петлей для кисти руки. Подвес обычно делается из проволоки, цепочки, резины и других материалов, иногда в него вплетаются грузики или шипы от колючей проволоки». В указанном описании есть некоторая неопределенность. Тихонов Е.Н. указывает на такой конструктивный признак оружия, как ударный груз — в плетях они «нередко» имеются, у бичей «иногда» вплетаются. Наверное, автор допускал случаи, когда «боевые плети» и «боевые бичи» могли и не иметь специального ударного груза. Отсюда возникает вопрос — по какому признаку разделять «боевые бичи и плети» (холодное оружие) и обычные казачьи нагайки, к оружию не относящиеся? На этот вопрос у Тихонова Е.Н. ответа нет.

Однако, далее, развивая свою точку зрения, он указывает, что «Боевые плети (бичи), как правило, не имеют рукоятки и в свернутом виде удобны для скрытого ношения и неожиданного применения, в них вплетаются или крепятся иным способом ударные грузы, которыми наносятся серьезные телесные повреждения». То есть, автор уточняет, что груз все таки должен быть (но, не указывает ни их веса ни количества) и делается упор на скрытность ношения и внезапность применения боевых бичей, что не является признаком ХО вообще.

Уже через два года (в 1978 г.) Филиппов В.В. критикуя позицию Тихонова Е.Н., указал: «Отвергнуты должны быть такие рекомендации по отнесению к холодному оружию различных предметов, которые не соответствуют официально принятым или исторически сложившимся типам оружия, а также подбор специальных названий для них (боевые плети, боевые бичи и т.п.). Такие предметы являются орудиями, изготовленными с той или иной целью, но не имеют аналогов в оружейной классификации, и поэтому не могут пополнять число разновидностей оружия. В противном случае разграничение холодного оружия и иных орудий стало бы невозможным». На что Тихонов Е.Н. в 1987 г. ему ответил: «…упоминания о боевых бичах как о древнем ударном холодном оружии имеются в научной литературе прошлого века… Криминалистическое учение о холодном оружии потому и является криминалистическим, что концентрирует в себе данные не только о классически выработанных видах (разновидностях) холодного оружия в военном деле, охотоведении и т.п., но и в преступной среде. Кстати, в этом плане такие предметы тоже можно считать своего рода исторически выработанными».

Однако говоря об упоминаниях о боевых бичах в литературе прошлого века, Тихонов Е.Н. ссылается на известную и очень подробную книгу П. фон Винклера «Оружие». В этой книге Винклер боевым бичом называет «палицу с подвижной главой, соединяющейся с древком посредством привязи или цепи». Свое описание он дополняет рисунком предмета, найденного около Тивериады.

Глядя на описание и рисунок, боевым бичом Винклер называет большой кистень или боевой цеп с обломанным древком, но никак не бич в том значении, о котором говорит Тихонов Е.Н.. По описанию и рисункам последнего, «боевые» бичи и плети - это обыкновенные плети разной длины с вплетенными в них грузиками. Также и Плескачевский В.М считает позицию Тихонова Е.Н. мало обоснованной. Указывая на описание боевой плети, сделанное Тихоновым Е.Н., он замечает: «Очевидно («нередко на конце имеют») автор допускает и отсутствие ударного груза, но тогда будет ли это оружием ударно-раздробляющего действия? И что должен понимать эксперт-криминалист под термином «ударный грузик», какова его масса? Или другой пример: «БОЕВОЙ БИЧ - древнерусское холодное оружие, напоминающее обычные хозяйственные бичи, но имеет короткую рукоятку или заменяющею ее петлю, а ближе к концу подвеса несколько ударных грузов… Общая длина их около метра и более». Невозможно признать общепонятной конструкцию «обычного хозяйственного бича», без чего и конструкция «боевого бича» не определяема».

Далее Дьяконов П. А. указывает, что в 1997 г. другой эксперт, Подшибякин А.С., тоже отнес боевые бичи и плети к ударно-раздробляющему холодному оружию, включив в эту группу также и казацкие нагайки: «боевые бичи (плети, НАГАЙКИ ) - разновидность ударно-раздробляющего оружия, включающая гибкую боевую (ударную) часть и жесткую рукоять. Жесткая рукоять позволяет четко направлять движение гибкой части, делать удар прицельным… Нагайка - укороченная плеть. На конце может быть несколько гибких частей (хвостов). В свою очередь они могут завершаться грузом, клинком, крюком и т.п. и приобретать режущие и другие свойства». Мы видим, что Подшибякин А.С., как и Тихонов Е.Н., не приводит каких-либо конструктивных особенностей, дающих возможность отличить боевую нагайку от обычной, служащей для управления конем. Дьяконов П. А. указывает на очень противоречивую позицию авторов «Словаря специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия». С одной стороны, они признают, что «плеть (бич, кнут, КАМЧА) - элемент боевой экипировки конного всадника , сохранявшийся вплоть до средневековья», а с другой - называют плети с грузом на конце ремня ударно-раздробляющим холодным оружием.

Дьяконов П. А. полностью согласен с позицией Филиппова В.В. и Плескачевского В.М. и полагает, что отнесение к холодному оружию ударно-раздробляющего действия бичей, плетей, НАГАЕК, кто бы их не называл «боевыми», необоснованно расширяет круг объектов, относящихся к ХО.

При этом Дьяконов П. А. исходит из того, что ни плети, ни нагайки, ни бичи никогда не состояли на вооружении именно как оружие, а использовались либо для управления лошадью, либо как инструмент для наказания провинившихся, либо в ритуальных целях, чему имеется достаточно много свидетельств.

Так, барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший в начале ХVI в. Москву, описывает «русскую» кавалерию: «… к шпорам прибегают весьма немногие, а большинство пользуется плеткой, которая висит на мизинце правой руки, так что они могут всегда схватить ее, когда нужно, и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия, то они оставляют плетку , и она висит по-прежнему. Обыкновенное оружие их составляют: лук, стрелы, топор и палка, наподобие булавы, которая по-русски называется кистень. Саблю употребляют более знатные и более богатые». То есть, нагайка использовалась на Руси только как инструмент для управления лошадью. В европейских странах плеть практически не использовалась, так как там существовало несколько иное конское снаряжение, защитное вооружение и системы выездки лошадей, для которых требовались шпоры, а не плети.

Далее в работе Дьяконова П. А. отмечается, что в упоминаются принадлежности конского снаряжения, с некоторыми отличиями, но практически одинаковые - седло с подушкой и стременами, потники, подпруги, подхвостник, нагрудник, узда и уздечка, поводья, а из других предметов конского снаряжения - плеть, аркан, путы, торока, переметные сумы и пр., но плеть служит не только для управления конем. Плетью расправляются с младшими по возрасту родственниками, секут ослушников. В алтайском эпосе Эрзамыр сечет плетью брата-ослушника (Баскаков, 278-279) и даже грозит тем же старику-хану; Когутэй объясняется с шестью свояками, зажав «десятигранную» плеть в руке, и бьет их, «куда плеть попадала» (Когутэй, 155-156). В очень серьезной и обстоятельной работе Э. Аствацатурян приводит описание О.В. Маргграфа об устройстве и изготовлении черкесских нагаек, где сказано: «к более тонкому концу нагайки прикрепляют удлиненный ремешок — нашлепку, который предохраняет плеть от ломки во время удара по лошади.

Т аким образом, не имела ударного груза. Также нет упоминания о грузе и в известном Приказе №125, определяющем материалы, размеры и способ изготовления нагайки (плети) для «всех казачьих войскъ, кроме Кавказскихъ».

Плети использовались для наказания провинившихся, о чем упоминал в своей работе Дьяконов П. А.. При Петре I, в регулярной армии вплоть до отмены в ней телесных наказаний, плети, кнуты, розги, батоги, входили в «инструментарий» полковых профосов (военных полицейских и палачей), но в этот подробный список не включена нагайка, как одна из разновидностей. Также нагайки использовались для разгона бунтовщиков конной жандармерией, которую большевитская пропаганда намеренно «путала» с казаками.

Что касается эффективности использования «боевых» нагаек и плетей, то Дьяконов П. А. считает, что она невелика. Он не сумел отыскать исследования такого рода объектов в судебно-медицинской практике и предполагает, что повреждения, причиненные такими орудиями, сводятся к гематомам и разрывам кожного покрова, чего для оружия явно недостаточно. Таким образом, по мнению Дьяконова П.А., отнесение так называемых «боевых» нагаек (плетей, бичей), а по существу обычных плеток и кнутов, к ударно-раздробляющему оружию не обосновано и приводит к искусственному расширению круга холодного оружия, что может иметь негативные последствия в экспертной практике. Эти объекты, хотя иногда и используются в преступных целях, не являются оружием, а относятся к средствам дозированного ударного воздействия со специфической сферой применения - в пастушестве и коневодстве, а также как принадлежность строевого казака. Следовательно, при криминалистической оценке группы гибко-суставчатых объектов, относимых к холодному оружию ударно-раздробляющего действия, необходимо исключать устройства, никогда на вооружении не состоявших, не применявшихся в охотничьих целях и являющихся изделиями хозяйственно-бытового назначения.

Отсюда можно сделать вывод, что нагайки, в современном их виде без металлических грузов, могут использоваться казаками общественных организаций как атрибут принадлежности к казачьему народу, а при привлечении Государством таких организаций к охране общественного порядка или охране Государственной границы, в чрезвычайных ситуациях, как средство дозированного ударного воздействия.

Вместе с тем, по мнению Дьяконова П.А., заслуживает внимания предложение Плескачевского В.М. о включении в криминалистическую классификацию холодного оружия ударно-раздробляющего действия охотничьей камчи «ВОЛКОБОЯ», оснащенной на «боевом» конце металлическим грузом и являющейся, по сути, кистенем .

Он обосновывает свое предложение тем, что у некоторых народов существует традиционная форма конной охоты на лис и волков, когда загнанное и обессилевшее животное добивалось ударом плети. Такой способ охоты существовал у монголов, тюркских народов и казаков. Этот способ охоты упоминается и описывается как в эпической, так и в художественной литературе. «Охота эта калмыцкая и казачья, поэтому для нее нужны волк, степь и лошадь,- писал известный русский писатель Владимир Гиляровский. - Да еще особая нагайка, . От обыкновенной казацкой нагайки она отличается тем, что она длиннее наполовину и втрое толще, хотя сплетена также из тонких сыромятных ремней, а иногда в нее вплетали кусок свинца. Только это совершенно лишнее - и без свинца удар такой нагайки страшен, а с коня, на скаку, она разбивает волчий череп, а то и хребет можно перешибить…».

Хорунжий А.Н. Тильченко

Список литературы.

  • Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. - М., 1995.
  • Вейс Г. История цивилизации. Т. 1 - 3. - М., 2000.
  • Военный энциклопедический словарь. - М. 1983.
  • Герберштейн С. Записки о московских делах. - СПб., 1908.
  • Дьяконов П. Экспертиза холодного оружия \\ Социалистическая законность. - 1982, № 9.
  • Дьяконов П.А., Пономарев В.В. Словарь основных терминов и определений экспертизы холодного оружия. - М., 1992.
  • Дьяконов П.А., Черные дыры в Российском Законодательстве. - «Оптим.ру», 2002, №3
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней. - Минск, 2000.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. Археология СССР. Свод археологических источников. - М. - Л., 1961.
  • Липец Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М., 1984.
  • Плескачевский В. М. Определение круга объектов криминалистической экспертизы холодного оружия \\ Новые разработки, технические приемы и средства судебной экспертизы. - М., 1988.
  • Плескачевский В. М. Экспертиза холодного оружия и некоторые процессуальные вопросы, связанные с ней \\ Вопросы судебной экспертизы. - Сб. научных трудов № 3. - Баку, 1966.
  • Подшибякин А.С. Холодное оружие: Уголовно-правовое и криминалистическое исследование. - Саратов, 1980.
  • Подшибякин А. С. Холодное оружие: криминалистическое учение. - М., 1997.
  • Советская военная энциклопедия. - М., 1977. - Т.4.
  • Советская военная энциклопедия. - М., 1978. - Т.5.
  • Советская военная энциклопедия. - М., 1978. - Т.6.
  • Тихонов Е. Н. Уголовно-правовая и криминалистическая оценка холодного оружия. - Томск, 1976.
  • Тихонов Е. Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. - Барнаул, 1983.
  • Тихонов Е.Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. - Барнаул, 1987.
  • Тихонов Е. Н., Любарский М. Г., Спицкая Л. В., Хазиев Ш. Н., Якушевская И. И. Словарь специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия. - М.,1993.
  • Устинов А. И., Филиппов В. В. Криминалистическое исследование некоторых видов холодного оружия народов Востока. - М., 1984.
  • Холодное оружие и бытовые ножи / Под общ. ред. А.И. Устинова. - М., 1978.
  • Энциклопедический словарь. - М., 1955.
  • Яблоков Н. П. К вопросу об экспертизе холодного оружия \\ Теория и практика криминалистической экспертизы. - Вып. 2. - М., 1956.
  • Якушевская И. И. Об исследовании некоторых необычных образцов холодного оружия \\ Экспертная техника. - Вып. 114. - М., 1990.