Где сейчас находится Янтарная комната.

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее "восьмое чудо света" может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий "информированный источник", по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с "восьмым чудом света" началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать "что-нибудь этакое" поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна - он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

"Восьмое чудо света" так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал "мозаику", дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Так "отремонтированная" комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, - писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера - гауляйтера Эриха Коха - в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге "Тайна Янтарной комнаты" передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

- (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: "Осторожно! Это янтарная комната", - отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был "хранителем" Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он "пытался" помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой - умерли от тифа.

В газете "Русская Чехия" в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: "Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена", - сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете "Калининградская правда" была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх - на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей "Калининград" археологи обнаружили ещё один "ход", где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж - в районе города Валбжих - обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её "в качестве сувенира" во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

И один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе .

Янтарная комната - описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета - вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности - он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет - это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался - слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII-XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей - Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII - начале XVIII века в Пруссии.

Янтарная комната - из истории

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры .

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок - ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе .

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната. Это шедевр янтарной мозаики, которая находилась до войны в Екатерининском дворце-музее под Санкт-Петербургом.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

Решение о восстановлении Янтарной комнаты было принято Советом Министров РСФСР в конце 1970-х годов. Восстановительные работы начались в 1983 году под руководством Александра Журавлева, привлечено к этим работам было 40 специалистов, и к ноябрю 1996 года, в условиях крайне нерегулярного финансирования, было выполнено около 40% объемов работ. За это время было потрачено чуть более 7 млн долларов из федерального бюджета.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «РургазАГ» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками, и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание».

Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер, а также все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петербурге.

Высота Янтарной комнаты - 7, 8 метра, площадь пола - 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем - 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

  • 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ».
  • 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.
  • Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря.
  • Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.








На фото, естественно, реконструкция, так как России Германией были переданы только фрагменты Янтарной комнаты.

Янтарную комнату называют восьмым чудом света.

Это действительно весьма незаурядная вещь, достойная восхищения. Но свой нынешний вид она получила после многочисленных изменений и архитектурных изысков, выполненных русскими мастерами под руководством архитектора Варфоломея Растрелли.

Фридрих Вильгельм I сплавил янтарный кабинет Петру Первому, потому что тот его просто утомил. Эта окаменевшая смола весьма капризная вещь, ее могут повредить прямые лучи света или температура чуть выше обычной. Янтарные изделия очень хрупкие, одно неловкое движение – и нет статуэтки или шкатулки, над которой долго корпел какой-нибудь немецкий мастер. Содержание кабинета влетало Фридриху в копеечку, поэтому при первом удобном случае он от него избавился, передав его своему названному брату «херру Питеру».

Петр I планировал установить Янтарный кабинет в Кунсткамере, но не успел. Его преемница, дочь Елизавета, решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции.

Тогда кабинет смотрелся весьма скромно, к тому же часть деталей оказалась утерянной. 22 панели, включая детали верхнего, нижнего и цокольного яруса, не могли покрыть все пространство стен. Недостающие фрагменты обер-архитектор Варфоломей Растрелли восполнил зеркальными пилястрами (узкие полоски стекла в полную высоту), с роскошными золочеными рамами с растительным орнаментом, и панно с росписью «под янтарь».

В 1745 году прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха, из числа утерянных элементов. С 1746 года комната стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села.

Зал Екатерининского дворца, где предполагалось установить Янтарную комнату, был выше, да и по площади превышал зал Зимнего дворца, поэтому работа предстояла непростая.

Выходом из положения стало увеличение числа пилястр, размещенных попарно у каждой панели с золочеными светильниками в центре каждой пилястры. Верх и низ пилястр украшен растительным орнаментом, верхний орнамент плавно переходил в изящные девичьи головки. Верхний ярус был заполнен, ввиду нехватки времени, живописью «под янтарь», впоследствии замененной золоченной резьбой по дереву в виде Амуров, поддерживающих вазы и образующих рамы, в центре которых были помещены золоченые канделябры.

В центре четырех наиболее крупных янтарных панелей в прекрасных, янтарных же рамах, были установлены мозаичные картины. Рамы, изготовленные из более темного по тону янтаря, четко выделялись на общем фоне.


История Янтарной комнаты могла бы стать прекрасным сценарием для исторического детектива. В этой истории есть всё: монаршая щедрость, баснословные богатства, война, воровство нацистов, неустанные поиски Советского Союза, таинственные смерти и действительно бесценное сокровище, которое словно сквозь землю провалилось. Впрочем, его не перестают искать и сегодня, выдвигая самые неожиданные версии того, где может находится сегодня легендарная Янтарная комната.

Создание «Восьмого чуда света», именно так называют Янтарную комнату, началось в 1701 году по указанию прусского короля Фридриха I. Хотя оценки ее размеров варьируются, по некоторым данным, площадь Янтарной комнаты составляла около 55 квадратных метров после ее реконструкции в XVIII веке. На ее создание ушло более шести тонн янтаря, а также золото, бриллианты, рубины и изумруды. Являясь символом мира между союзниками, Янтарная комната дважды «переезжала» со своего места в дворце Шарлоттенбург сначала в Людские палаты в Санкт-Петербурге, а затем в Екатерининский дворец в Царском селе.

С началом Второй мировой войны бесценное сокровище потерялось навсегда. В 1941 году вторгшиеся нацистские солдаты разобрали ее, упаковали янтарные панели в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг (ныне Калининград), в Германию. Когда город был разрушен бомбардировками союзников в 1943 году, комната пропала без вести. С тех пор правительства, историки, археологи, охотники за сокровищами, да и все, кому не лень, неустанно искали Янтарную комнату, брали интервью у тысяч свидетелей, проверяли исторические записи, производили раскопки по всей Европе и т. д. Но ее до сих пор так и не сумели найти. Итак, рассмотрим теории, где же может находиться уникальное сокровище.

1. Осталась из Калининграде


Хотя известная теория утверждает, что Янтарная комната скорее всего была уничтожена при бомбежке Кенигсберга, некоторые доказательства противоречат этому. В отчете объемом более 1000 страниц, составленном после десятилетнего советского расследования, утверждалось, что ни один из свидетелей не заявлял о каких-либо необычных запахах, когда город горел после бомбардировок.

Казалось бы, при чем здесь запах. Дело в том, что янтарь при горении выделяет характерный запах, похожий на церковный ладан. А пропустить горение эквивалента 6 тонн ладана было бы тяжело. В 1997 году немецкая комиссия в Бремене подтвердила идею о том, что комната пережила взрывы. Одна из ее флорентийских мозаичных панелей появилась на аукционе и действительно была аутентифицирована. Продавец заявил о том, что не знает, откуда она взялась.

2. Спрятана в серебряной шахте на чешской границе


Охотник за сокровищами Хельмут Гензель в конце 1990-х и начале 2000-х годов напал на след украшенных драгоценными камнями панелей Янтарной комнаты. Бывшие офицеры СС, живущие в Бразилии, подсказали ему, где к окончанию войны многие высокопоставленные нацисты прятали свои трофеи. По их словам, панели были спрятаны на 800-летней шахте Николая Столлена недалеко от границы между Германией и Чехией.

Гензель был далеко не единственным, кто узнал об этой истории. И в то время как он с командой инженеров, горнорудных специалистов и историков пытались раскопать шахту с немецкой стороны, другая группа во главе с Питером Хаустейном (на тот момент он был мэром города Дюссельдорф), пыталась проводить раскопки с чешской стороны. Никто ничего не нашел.

3. Скрыта в темных глубинах лагуны


Мэр литовского города Неринга считал, что Янтарная комната скрыта под грязными водами соседней лагуны. По словам Стасиса Микелиса, под конец войны местные жители видели солдат СС, которые пытались закопать деревянные ящики на береговой линии. Они явно не рассчитывали на то, что уровень моря повысится. Микелис не только верил в свою теорию, но и собрал исследовательскую группу в 1998 году, чтобы найти Янтарную комнату. Впрочем, все было безуспешно.

4. Потеряна в Баварском лесу


Георг Штайн был фермером и охотником за сокровищами, который всю жизнь посвятил поискам Янтарной комнаты. Он утверждал, что обнаружил секретную радиочастоту и подслушал на ней последнее известное сообщение о передаче Янтарной комнаты. Сообщается, что это сообщение было отправлено из замка Лауэнштайн на границе Тюрингии по прямой короткой волне в Швейцарию. Затем Штайн организовал встречу с «поисковиком-конкурентом» в Баварии, но встреча так и не состоялась. В 1987 году Штайна нашли мертвым в лесу, раздетым догола, причем его живот был вспорот скальпелем. Причиной смерти записали самоубийство.

5. Под Вупперталем, Западная Германия


Пенсионер Карл-Хайнц Кляйне считает, что он знает о расположении Янтарной комнаты и том, кто ее спрятал. По словам Кляйне, главный рейхскомиссар нацистов в Восточной Пруссии Эрих Кох спрятал сокровище в своем родном городе Вупперталь в промышленной Рурской области. Это было бы неудивительно для Коха, поскольку даже нацисты в свое время удивлялись его наглому воровству и использованию заключенных концлагерей для личной выгоды.

Коха судили за коррупцию в 1944 году и приговорили к смертной казни, но приговор отменили, и рейхскомиссар продолжил накапливать свое личное состояние до конца войны. После того, как его схватили в Польше, Коха приговорили к смертной казни за убийство 72 000 поляков и за отправку еще 200 000 человек в трудовые лагеря. Но он снова избежал приговора и отправился в тюрьму, где и пробыл до смерти в течение 27 лет, так и не раскаявшись.

6. Утонула в результате кораблекрушения в Балтийском море


Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф» в ночь на 30 января 1945 года стала одной из крупнейших катастроф в истории морских перевозок. На борту лайнера, рассчитанного менее чем на 2000 человек, было 10 582 человек, пытавшихся эвакуироваться. Но в море корабль был торпедирован подводной лодкой и пошел на дно. По оценкам, в эту ночь погибло 9 343 человека, половина из них – дети. Точное местоположение остатков «Густлоффа» давно известно и обыскано. Но некоторые по-прежнему утверждают, что в его трюме могут быть скрыты панели Янтарной комнаты. Поскольку обломки «Густлоффа» были признаны военной могилой, обыскивать их запрещено.

7. На борту «Призрачного поезда», Валбжих, Юго-Западная Польша


Уже давно ходят слухи, что нацистский поезд, нагруженный сокровищами, был потерян в секретных туннелях под горой в Валбжихе. Никто не знает названия поезда, его миссии или откуда прибыл его драгоценный груз. Некоторые считают, что отсутствие записей о поезде только подтверждает их гипотезу. Некоторые теоретизируют, что поезд, возможно, перевозил золото и прочие ценности интернированных евреев, в то время как другие настаивают на том, что на поезде находились панели Янтарной комнаты. В 2015 году два человека, немец и поляк, утверждали, что нашли поезд. Местное правительство Валбжиха отказалось комментировать это заявление, но предупредило, что поезд может быть заминирован, если он даже существует.

8. В бункере в Мамерки, северо-восточная Польша


В 2016 году сотрудники Музея Мамерки сообщили, что нашли скрытую комнату в бункере Второй мировой войны, используя георадар. Бартломей Плебанчик из музея считал возможным, что панели Янтарной комнаты были спрятаны внутри этой комнаты. Его теория была основана на показаниях перебежчика-нациста. В 1950-х годах бывший немецкий солдат сказал полякам, что зимой 1944 года он был свидетелем того, как из грузовых автомобилей, прибывших под усиленным конвоем, что-то разгружали в бункер.

9. Похоронена в туннелях под рудными горами в Восточной Германии



В 2017 году охотники за сокровищами Леонард Блюм, Питер Лор и Гюнтер Экхардт утверждали, что определили местоположение комнаты с помощью архивных документов и радара. Как восточногерманская, так и российская тайная полиция проводили многолетние поиски Янтарной комнаты. В их записях (по крайней мере, так утверждается) нашли свидетельства того, что был обнаружен ключ к местонахождению комнаты.

Очевидцы утверждали, что в туннели заносили множество ящиков, после чего вход в туннели взорвали. Блюм, Лор и Экхардт с нетерпением обследовали «Княжескую пещеру» у чешской границы, и результаты были поразительными. Г-н Блюм сказал: «Мы обнаружили очень большую, глубокую и длинную систему туннелей, но не смогли пройти дальше». Их поиски продолжаются.

10. Секретное место в СССР, известное только Сталину



Согласно официальному протоколу, кураторы Екатерининского дворца после начала войны попытались разобрать и спрятать Янтарную комнату. Но когда хрупкие панели начали разрушаться, ее решили не трогать и законсервировали на месте. Но они не могли перехитрить нацистов, которые сразу обнаружили Янтарную комнату и демонтировали ее за двое суток. Эта теория заговора утверждает, что Иосиф Сталин обманул всех. Панели, которые вывезли нацисты, были репликами, а настоящая Янтарная комната уже была отправлена и скрыта где-то в другом месте. Если это правда, Янтарная комната, возможно, была спасена, но в итоге потеряна навсегда.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664-1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657-1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI-XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695-1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688-1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893-1897 годах. Позднее, в 1933-1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской . Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» - возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Великолепие Янтарной комнаты, а также поистине титанический труд мастеров-реставраторов, вдохновили гражданина Германии Рейно Шульце (Reino Schulze) на создание музыкального произведения, которое он назвал . Вы можете прослушать его в исполнении духового оркестра Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Your browser does not support this audio format.