Разогрев голоса перед пением. Как понять, что правильно распелись перед пением

Перед тренировкой всегда нужно разогревать мышцы, и голосовые связки - не исключение. Для долгосрочного здоровья ваших голосовых связок полезно будет перед пением или каким-либо выступлением делать распевку. Существует несколько упражнений, которые вам в этом помогут. Если у вас намечается выступление, то во избежание усталости и возможных повреждений голосовых связок, делайте 10-минутные распевки несколько раз на протяжении дня. Большинство вокальных разминок включают в себя исполнение разных звуков голосом, но также необходимо выполнять упражнения, которые разогревают легкие, губы, язык и тело, чтобы вы расслабились и были готовы петь.

Шаги

Часть 1

Разогрев тела

    Откройте горло. Один из первых и самых простых способов разогреть тело перед пением - открыть горло и диафрагму с помощью зевания. Для того чтобы заставить себя зевнуть, подумайте об этом или же просто посмотрите видео, как кто-то зевает.

    • Повторите процедуру с зеванием 2–3 раза, чтобы полностью раскрыть горло и диафрагму.
  1. Задействуйте мышцы кора. Использование мышц живота и правильная подача звука телом очень важны, когда вы поете. Чтобы задействовать мышцы, которые вы должны использовать, издайте легкий кашель. Обратите внимание на то, какие именно мышцы участвуют в этом действии, поскольку это мышцы, которые вы должны использовать при пении.

    • К мышцам кора среди прочих относятся также поясничные мышцы, мышцы тазового дна и диафрагма. Задействуйте эти мышцы во время пения, так вы сможете полностью раскрыть свой голос.
  2. Расслабьте шею и плечи. Тело должно быть расслаблено во время пения, чтобы мышцы и тело не были напряжены, особенно во время исполнения высоких нот. Чтобы расслабить верхнюю часть тела, просто поднимите плечи к ушам, держите их в таком положении в течение пяти секунд, а затем расслабьте. Повторите упражнение 4–5 раз.

    • Голос всегда должен исходить из диафрагмы, но иногда для того, чтобы взять высокие ноты, люди используют другие части тела вместо живота. Это неправильно.
    • Чтобы избежать подобной ошибки, продолжайте расслаблять шею и плечи во время распевки, особенно перед тем, как брать высокие ноты.
  3. Делайте дыхательные упражнения. Поскольку дыхание - это своего рода механизм, который создает голос, перед пением очень важно также сделать несколько дыхательных упражнений. Можете выполнить следующие два упражнения:

    • Расслабьте плечи и грудь, сделайте глубокий вдох, при этом живот слегка поднимается. Затем медленно выдохните. Продолжайте дышать в таком ритме еще две минуты.
    • Вдыхайте, как и раньше, но выдыхайте медленнее, создавая при этом шипящий звук. Повторяйте в течение одной минуты.
  4. Ослабьте напряжение в челюсти. Напряжение в челюсти и ротовой полости может также повлиять на ваше пение, поэтому перед пением максимально расслабьте данную часть. Чтобы ослабить напряжение, сделайте следующее:

Часть 2

Упражнения для вокальной разминки

    Жужжание. Начните, издавая звук жужжания нижним диапазоном горла при выдыхании. Повторите данное упражнение до десяти раз, затем повторите то же самое, но с открытым ртом, создавая звук «а-а-а».

    Прожужжите до-ре-ми. Как только вы сделаете базовую распевку, начните разминку голоса, изменяя высоту, распевая до-ре-ми вверх и вниз. Начните с нижнего диапазона и как только закончите первый подход вверх и вниз по шкале, перейдите к более высокой тональности и повторите.

    Разогрейте губы. Выполняйте специальные упражнения для губ (напоминают жужжание или бурчание), которые разогревают не только губы, но и голос. Чтобы выполнить это упражнение, необходимо свободно закрыть губы, слегка надуть их и просто выдыхать воздух (для этого просто представьте звук мотора или фырканья). Проделайте данное упражнение еще на двух выдохах, а затем сделайте еще три-четыре упражнения для губ, начиная медленно покачивать головой из стороны в сторону.

    • Повторите данные упражнение с губами и головой, создавая при этом звук «б», делая своего рода вокальную разминку начиная с самой высокой тональности и заканчивая самой низкой, и наоборот.
  1. Практикуйте так называемую песню сирены. Произносите носовой звук [ŋ] (схож с английской носовой согласной). Продолжайте тренировать этот звук на протяжении трех-пяти тональностей. Каждый раз, когда доходите до самой высокой и самой низкой нот, постарайтесь взять ноту еще выше или ниже, расширяя свой диапазон.

  2. Тренируйте свою речь с помощью скороговорок в разных тональностях. Скороговорки - хорошая практика артикуляции, и если вы будете выговаривать их в различных тональностях и громкости, они станут отличным способом разогрева перед пением. Среди хороших скороговорок, которые стоит попробовать, следующие:

    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    • Белые бараны били в барабаны.
    • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
    • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Водовоз вез воду из-под водопровода.
    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
    • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.
    • Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Часть 3

Продвинутые техники разогрева
  1. Выдерживайте длительную ноту. Иногда в песне необходимо, чтобы певец длительное время держал ноту, а если вы не готовы к этому или не обладаете необходимой техникой, вы, скорее всего, не сможете полностью выдержать ноту, как требуется. Чтобы попрактиковать эту технику:

    • Тренироваться поддерживать постоянный поток воздуха во время пения.
    • Все мышцы должны быть расслаблены.
    • Во время пения держите все резонирующие полости (горло, рот, нос, грудь и другое) открытыми.
    • Выберите песню с высокими нотами и практикуйте ее исполнение частями, пока не будете максимально хорошо исполнять каждую часть этой песни.
    • Попробуйте сначала исполнить песню без слов, вместо этого воспроизводите единый звук, чтобы пройти по всем тональностям. Освоив это упражнение, можете исполнять песню целиком, со словами и всем остальным.
  2. Тренируйтесь брать низкие ноты. Исполнение песни с низкими нотами может оказаться не менее трудным, поскольку при низких нотах вы можете легко потерять контроль над звуком, так как при понижении тональности ваши голосовые связки расслабляются.

    • Чтобы контролировать низкие ноты, необходимо держать горло расслабленным и поддерживать резонанс голоса в области лица.
    • Если вы перестаете чувствовать мощь голоса в области лица при исполнении низких нот, сделайте движения головой из стороны в сторону чтобы открыть горло, и попробуйте снова.
    • Не волнуйтесь, если громкость голоса снижается, когда вы берете низкие ноты, так как их невозможно исполнять при высокой громкости. Вместо того чтобы повышать громкость голоса, сосредоточьтесь на поддержании тональности и чистоте ноты.

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Распевка для голоса - это то, с чего начинается любой вокальный урок. Она, словно физическое упражнение, развивает подготавливает их к дальнейшим нагрузкам, пробуждает. Пренебрежение подобной разминкой может привести к большим проблемам, которые будут связаны с голосом и возможностью петь. В данной статье мы рассмотрим несколько вокальных упражнений, которые необходимо знать и пропевать каждому вокалисту.

Подготовка к пению

Прежде чем вы приступите к разогреву, необходимо занять подходящую позу. Ни в коем случае не пойте сидя, согнувшись, или тем более, поджав ноги к груди. Воздух должен свободно циркулировать через все тело, мышцы должны быть расслаблены, мысли свободны. В таком состоянии любая распевка для голоса отлично разогреет связки, подготовит их к новым высоким (или низким) нотам, которые вам придется взять в серьезных произведениях.

Резонаторные разминки

Итак, для начала немного помычим. Представьте, что через все тело проходит большой канат, который своим концом достигает потолка. По нему должен выходить звук, плавно и равномерно. Такая распевка для голоса рассчитана на разработку резонаторов: верхнего и нижнего. Первый находится в переносице, а второй расположен в области груди. Если вы все время поете басом, то логично будет разрабатывать именно нижний резонатор. Если же ваш голос - сопрано и выше, то работайте через

Также наши вокальные связки отлично развивает распевка для голоса под названием «пылесос». На протяжении нескольких минут произносите звук, который представляет собой что-то среднее между «в» и «ф». Сначала глубоко вдохните, а потом начинайте выпускать воздух через рот, произнося подобный звук. Представьте, что изо рта равномерно и спокойно вытекает вода.

Вокальные упражнения

Теперь рассмотрим именно вокальные, основанные на мелодии и ладах распевки для голоса. Слова первой из них всем прекрасно знакомы: "Ми-Мэ-Ма-Мо-Му". Повторят эти слоги необходимо на одной ноте, с каждым разом повышая ее на полтона. Начинайте с самого нижнего звука, который доступен диапазону вашего голоса. Постепенно вы дойдете и до верхнего показателя. Для того чтобы упражнение стало более эффективным, вернитесь по всем пропетым нотам аналогично вниз.

Многие упражнения для распевки голоса строятся на квартовом или квинтовом звукоряде, который начинается с тонической ступени мажорного лада. Если пропевается только четыре ступени, то чаще всего растягивается слово «ми-я». На первые четыре ноты (движение вверх) приходится слог «ми», когда мы голосом спускаемся к тонике, пропеваем слог «я». Звук «ми-я» можно заменить на «зи-ма» и любые другие сочетания слогов.

Чаще всего квинтовые распевки начинают петь с пятой ступени мажорного лада, спускаясь к тонике. Один из вариантов слов - «родина моя», где каждый слог соответствует своей ноте. Постепенно такая распевка может повышать свой лад на полтона или понижать. Аналогично предыдущему случаю слова «родина моя» можно заменить на любой другой набор слогов.

Первое, что нужно знать обо мне — я не обладал изначально никакими выдающимися ораторскими или голосовыми навыками. Мне пришлось это все развивать в себе. Практически с нуля.

В 2005 году я был обычным парнем, с обычным, скучным голосом, не особенно уверенным в себе и своих навыках общения.

Но все изменилось, когда я пришел в клуб ораторского искусства (принадлежащий ко всемирной ораторской системе «Toastmasters» ) и начал пробовать выступать. Получалось не очень. Но я понял, что хочу выступать хорошо! И, более того, всегда мечтал научиться петь и стать профессиональным певцом.

Но все состоявшиеся артисты, которые меня прослушивали, в унисон твердили, что мой голос — не для сцены и шансов стать певцом у меня нет . Был только один человек, который в меня поверил — это ученый и тренер из Санкт-Петербурга Владимир Павлович Багрунов , у которого я в ноябре 2007 года прошел 3х-дневный групповой тренинг. Именно тогда и началось настоящее развитие моего голоса! Уже весной 2008 г. я стал его представителем в Киеве и начал преподавать по методике моего учителя, а летом того же года сбылась моя мечта — я поступил на вокальный факультет Киевской консерватории на 2й курс. Через 3 года, в 2011 г. — закончил ее и получил диплом бакалавра по специальности «Артист музыкального театра» .

Мои ораторские сертификаты и награды

Одновременно пришли и ораторские успехи — если раньше меня слушали без особого интереса, и о победе в конкурсах можно было только мечтать, то, в результате развития своего голоса и речи, я начал занимать на них призовые места, а в 2015 году стал победителем Всеукраинского конкурса! Еще одним достижением стало получение звания Заслуженного оратора в августе 2013 года. Кстати, я до сих пор являюсь единственным человеком в Украине, кто имеет такое звание.

В данный момент я также являюсь солистом-вокалистом киевского театра «КХАТ «, и выступаю на профессиональной сцене, как актер.

В этом месте не могу не выразить благодарность всем тем людям, которые помогли мне добиться успеха: Владимир Павлович Багрунов — мой первый учитель по постановке голоса, давший мне «дорогу в жизнь с красивым голосом». Его методика и сейчас является основой большинства упражнений в нашей Школе. Павел Васильевич Тютюнник — метр украинской вокальной педагогики. Помог мне стать настоящим певцом уже после окончания консерватории, из его системы взяты многие упражнения на громкие звуки, а также четкое понимание, от чего зависит сила и красота голоса. Александр Иванович Кравченко — мой любимый учитель актерского мастерства. Его фраза «Актер растет на похвале» является лейтмотивом и моих занятий. Глеб Валентинович Кривенко — психолог, ведущий мастер-классов по психодраме и импровизации, которые я посещал в течение 4 лет. Именно он дал мне ценнейшие советы по поводу моей речи, с которой я стал Чемпионом Украины по ораторскому искусству в 2015 году. И, конечно же, Александр Васильевич Токарчук — мой любимый тренер по сцендвижению. Его упражнения на телесное раскрепощение просто потрясающие!

Благодаря этим людям и моей работе над собой я стал тем, кем являюсь сейчас. Разница в моем голосе «до и после» хорошо слышна в этом видео:

Занятия с такими прекрасными педагогами позволили набрать достаточно знаний и умений, чтобы сформировать собственный уникальный подход и систему обучения , которую я назвал «Постановка голоса, речи и харизмы «, а также собственный педагогический стиль . В нем выделить в нем такие 5 ключевых пунктов:

  1. «Актер растет на похвале». И мои ученики тоже. Я стараюсь создать максимально комфортную и мотивирующую атмосферу на своих занятиях, потому что верю, что только в такой атмосфере человек может по-настоящему раскрыться и избавиться от зажимов, а значит и звучать максимально красиво и уверенно.
  2. Работа на результат . В сознании и учителя, и ученика всегда должен быть тот результат, который последний хочет получить, а значит нужно не только делать упражнения, а и беседовать, объяснять, развивать у человека способность, в частности, слышать и оценивать свой голос и голоса других, четко понимать принципы, по которым голос функционирует и видеть ту дорогу, по которой ты придешь к поставленному голосу.
  3. Я выкладываюсь. Мне нравится моя работа, поэтому во время занятий я отдаю ученикам очень много энергии, но меньше у меня ее не становится:) Особенно когда человек старается и сразу видишь результат своей работы.
  4. Мне нужно доверие и мотивация ученика . Я бы не смог, наверное, быть учителем в школе. Не люблю работать с тяжелой, немотивированной аудиторией. Хотя и умею мотивировать. Только когда есть доверие к педагогу и желание получить результат, то учитель получает настоящее удовольствие от работы, а ученик развивается семимильными шагами. Именно так, как правило, у меня и происходит.
  5. Я открыт к критике . Высказывайте пожелания, как Вы хотите, чтобы проходило занятие, но с доверием и уважением. Мне очень важно Ваше мнение. Педагог должен постоянно обучаться и совершенствоваться.

Вот собственно и все, что хотелось бы рассказать о себе, как о педагоге и тренере.

Подробнее о моей системе обучения, упражнениях и техниках, которые я применяю, можно узнать в разделе .

Буду рад видеть Вас на занятиях! Там уже поговорим не обо мне, а о Вас;) Приходите за результатом!

Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата - и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.

  1. Как формируется голос?
  2. Как дышим?
  3. Тренируем диафрагму
  4. Речевой способ пения
  5. Тренируем артикуляцию
  6. Повторение – мать... чего?
  7. Как разминаться?
  8. Вокально-хоровые упражнения

Как формируется голос?

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

  • верхние резонаторы - полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • нижний резонатор - трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • диафрагма - мембрана между грудной и брюшной полостями;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.

Как дышим?

Различают 4 типа дыхания:

  • Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
  • Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
  • Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания - наилучший.

Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь - не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.

Тренируем диафрагму

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую - на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох - плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды - и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

Речевой способ пения

Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах - например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ - когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.

Тренируем артикуляцию

Дикция - это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и» - улыбнуться, как чеширский кот. Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.

Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.

«Проснись и пой»

Следующий этап - вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.

Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.

Повторение – мать... чего?

Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.

Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.

Как разминаться?

Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:

  1. «Мычите». То есть – издавайте согласный «м» в течение пары-тройки минут.
  2. Приплюсуйте к «мычанию» звук «и». При этом он не должен отличаться от вашего обычного, разговорного «иканья». Пропеть эту парочку тоже несколько минут.
  3. Добавьте гласных: а, э, о, у. Все они, «пристроившись в хвост» за слогом «ми», должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
  4. Вспомните о других согласных – звуках «в» и «ф». Чередуя их, потренируйте связки (достаточно «раскачивать» голос в диапазоне одной-двух нот).
  5. А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.
  6. Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «мам», «но», «вав», «сам».

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

Вокально-хоровые упражнения

Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.

У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.

Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:

  • дыхательную разминку;
  • упражнения для разогрева резонаторов;
  • гаммы;
  • упражнения на длинных звуках;
  • арпеджио
  • упражнения для выравнивания гласных;
  • простые попевки-каноны;
  • упражнения на полифонию.

В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.