Какова роль воспитания в жизнедеятельности человека. Детство

В настоящее время против человека ведутся боевые действия на уровне формирования его мировоззрения и миропонимания.

В том, что это так, сомневаться не приходится. Преступники или опера стали героями всех кинофильмов, да и не только в кино мы это наблюдаем, наша реальность нам преподносит таких картинок ещё больше, так как телевизор и интернет стали школами по взращиванию будущих преступников.

Телевизионные сводки заполнены сообщениями о чём угодно, только не о положительных событиях, происходящих в общественной жизни.

Это говорит о том, что обществу навязываются чуждые ему стандарты поведения, поэтому я решил описать и высказать своё представление о смысле слова воспитание и сами подумайте почему её разрушили.

Воспитание - это процесс питания человека информацией, которая поступает к нему с молоком матери, водой, воздухом, пищей, звуками, любовью родителей, знаниями, вкладываемыми в ребёнка и взрослого человека.

Воспитание определяет правильность движения РАЗУma по временной оси собственных часов Личности и Сущности. В ходе воспитания формируется устойчивое Мировоззрение и Правила поведения человека, через заложение информации в структуры управления поведением и мыслительной деятельностью, формирующей Сознание.

Чем растение поливают, таким оно и вырастает!

Человеку нужны знания о Правилах Созидания, о возможностях и задачах его РАЗУma, строении собственного тела и определении своего влияния на окружающий мир, для организации своей жизни. Где сегодня, в какой школе, институте вы получите такие нужные человеку знания?

Воспитание формирует генетику человека и способствует передаче накопленных знаний потомкам. Когда временная ось Личности совпадает с временной осью Сущности, тогда жизнь человека правильная.

Человек на 50% в своём будущем поведении зависит от процесса воспитания.

Вся жизнь человека есть процесс его воспитания или умственного разложения, развития - разделения цельности на составные части, забывая о том, что разделившийся в себе не устоит перед тяготами жизни. Искажение смысла слова воспитание, указывает на ложь, реализуемую государствами в интересах возможности управлять мыслительной деятельностью и действиями человека, основанными на закладываемых в него Знаниях. Знания могут быть истинными или ложными, отсюда и действия правильные или неправильные. Основным ресурсом питания является знание. Знания передаются только во времени. Во времени живёт и создаётся новая Информация. Если знания передаваемые человеку ложные, не соответствующие его генной этике, то и деяния его будут соответствующими. Если так будет продолжаться воспитание человека, то он деградирует до уровня животного и станет биороботом. Видимо такова цель сегодняшних политиков, не понимающих того, что они разрушают будущее своих детей, внуков, толкая человечество к переходу в яму для производства ила.

Дитя рождается на свет беспомощным существом. И не только при рождении, но и долгое время спустя ребенок остается слабым, ограниченным в своих движениях, в своей способности самостоятельно добывать пищу, отстаивать свое существование.

Длительное бессилие ребенка создает необходимость длительного ухода, постоянной заботы и помощи, которые, естественно, могут дать родители. В семье в течение ряда лет обеспечены ребенку любовь, ласка, уход, тесное общение со взрослыми, дающее возможность усвоить путем подражания и выучки необходимые для жизни навыки и умение овладеть важнейшим и могущественнейшим орудием человеческого развития - речью.

Под влиянием воспитания беспрерывно развертываются и осуществляются возможности его роста и развития. Благодаря обучению, воспитанию и самовоспитанию он научается не только использовать все накопленные предыдущими человеческими поколениями сокровища знания, искусства, техники, но и приумножать, обогащать их новыми приобретениями.

Воспитание ребенка не только обогащает его ум новыми знаниями, но и вооружает его средствами, дающими ему возможность выйти самостоятельно на арену жизни личным трудом изменять условия своего существования, создавать новое, не имевшееся ни в собственном опыте, ни в опыте других.

Воспитание ребенка и его развитие не отделимы друг от друга. Не может быть
правильного развития без разумного воспитания, и обратно: всякое воспитание было бы бесплодным, если бы пластичность телесной и душевной организации ребенка, о которой будет сказано ниже, не открывала необозримую перспективу для развития. В конечном результате неразрывно связанные друг с другом развитие и воспитание лают возможность родителям и педагогам воспитывать ребенка таким, каким он должен быть.

Воспитательное воздействие на податливый организм ребенка исключительно велико.

Однако, говоря об огромной созидательной роли воспитания, мы никоим образом не должны внушать себе представления о ребенке как о глине, из которой воспитатель может лепить все, что ему угодно. Такой взгляд находится в полном противоречии не только с наукой, но и с ежедневным нашим жизненным опытом и для дела воспитания вреден. Если ребенок с ранних лет жизни и впитывает в себя все, что кругом происходит, что он видит и слышит, будучи легко подверженным внушению и в высшей степени чувствительным ко всякого рода воздействиям как положительным, так и отрицательным, - то все же ребенок не губка и не граммофонная пластинка. Все, что действует на него извне, по-разному перерабатывается в его сознании, по-разному отражается в его стремлениях и действиях, в зависимости не только от возраста и от его предшествующего развития, но и от свойственных именно данному ребенку особенностей, характеризующих его как личность.

За примерами подтверждающими это положение, ходить не далеко. И родители и воспитатели прекрасно знают, что одни и те же меры воздействия: окрик, выговор, наказание, похвала, награда - не только у детей разных семей, но и у детей одной и той же семьи, больше того - у одного и того же ребенка в разное время дают разные, иногда противоположные результаты. Что из этого следует? Из этого следует, что родителям не нужно успокаиваться на том, что они в известном случае должны применить к своему ребенку меру воздействия, которую рекомендует даже выдающийся педагог, а надо выяснить, находится ли эта мера в соответствии с особенностями их ребенка. Но для того чтобы выяснить это, необходимо возможно глубже и всесторонне знать и понимать ребенка, знать его сильные и слабые стороны, его интересы стараться понять его потребности.

Родители всегда должны помнить простые и мудрые слова одного из самых выдающихся русских педагогов - Ушинского: «Если мы хотим воспитать ребенка во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях». Следуют ли все родители этому завету? Знают ли они своих детей? Далеко, далеко не все. Но не только в том беда, что большинство родителей не в полной мере знают своих детей. Беда в том, что многие родители не сознают этой необходимости, не стараются вникнуть В душевный мир своих детей, выяснить их интересы и потребности. Вот этот пробел сознательные родители должны заполнить, так как иначе они при всем добром желании, при всей горячей любви не в состоянии будут правильно воспитать своих детей.

Есть еще одно обстоятельство, на которое следует здесь же указать: это недооценка огромного значения ранних лет жизни ребенка для его дальнейшего развития и воспитания.

В раннюю пору жизни, особенно в первые 3 года, организм чрезвычайно энергично растет и развивается: увеличивается в длину, нарастает его масса. Но дело не ограничивается одними количественными изменениями: совершенствуются отправления важнейших органов. Дитя быстро овладевает речью и движениями, проявляет богатство чувств, большую сообразительность. Одним словом, недавно еще беспомощное, бессловесное существо превращается в подвижного, отстаивающего свои желания, упорно стремящегося к самостоятельности ребенка. Эта энергия роста и развития, характеризующая первые три года жизни в течение последующих четырех лет, которые получили название дошкольного возраста, несколько затихает, но все же еще достаточно велика. В течение всего этого периода, который составляет раннее детство и обнимает ясельный или преддошкольный (от рождения до трех лет) и дошкольный возрасты (от трех до семи лет), весь организм ребенка и в особенности нервная система отличаются необыкновенной гибкостью, податливостью, то есть теми качествами, которые мы называем "пластичность". Именно пластичность является причиной того, что все, что воздействует на маленького ребенка извне: окружающая природа, домашняя обстановка, уклад семейной жизни и в особенности систематические воспитательные мероприятия, - находит в нем отклик, создает в нем новые качества, новые возможности. Таким образом, две черты, ярко выраженные в ранние годы жизни, - отзывчивость на все кругом происходящее и удивительная податливость (пластичность), создают для воспитания чрезвычайно благоприятную почву.

Эти же черты делают задачу воспитания в раннюю пору жизни особенно ответственной, ибо податливость ребенка проявляется в одинаковой степени как по отношению к разумным, так и к неправильным приемам воспитания, и часто след от них как положительный, так и отрицательный остается одинаково глубоким на всю жизнь.

Многие черты, характеризующие взрослого, уходят корнями в ранние годы жизни. Это подтверждается изучением биографий выдающихся людей, а также точными исследованиями ученых, единогласно удостоверяющих, что в раннем детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности человека. Выдающийся русский ученый академик Бехтерев говорил: «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека... и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь».

Из этого не следует, конечно, заключать, что правильное воспитание или, наоборот, ошибки воспитания в раннем возрасте имеют решающее значение для всего дальнейшего хода развития. Из этого следует лишь то, что при первом условии ребенок становится, так сказать, на правильные рельсы и облегчается его дальнейшее продвижение
по пути здорового развития, при втором - создаются тормозы для развития, возникают недостатки характера и поведения, для устранения которых потребуются в дальнейшем большие и длительные усилия.

Из всего сказанного вытекают три очень важных вывода: во-первых, воспитание ребенка следует начинать с первых дней; во-вторых, раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека и, в-третьих, вопросам воспитания ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте родители должны уделять большое внимание.
Для Женского журнала www.

Как общественное явление воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная социальная потребность, основа возникновения, функционирования и развития воспитания как общественного явления. Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду.

Определенный уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Воспитание и язык, культура

Язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей.

Воспитание тесно связано с формами общественного сознания: политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией. Формы общественного сознания представляют собой духовную питательную среду воспитания.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе и сознании подрастающего поколения.

Мораль и нравственность буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную систему моральных норм, а воспитание – приспосабливает его к последним.

Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное – ведет к его нарушению.

Наука ориентирует ребенка на постепенное овладение системой объективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

Искусство формирует художественное познание мира, порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, загробный мир. В то же время она вносит свой вклад в воспитательный процесс, формирование мировоззрения человека.

Воспитание в педагогике употребляется в широком и узком значении.

В широком педагогическом значении воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

В узком педагогическом значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Кроме воспитания педагогика изучает и самовоспитание , под которым понимается целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание является непременным условием совершенствования человеческой личности.

  • – глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования;
  • – глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности;
  • – идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни;
  • – наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития;
  • – определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по воспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к самовоспитанию, а также требуют постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Существенную роль в этом играют познание и анализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.

Особенности самовоспитания выражают психологические предпосылки, основные условия и используемые в процессе самовоспитания методы.

Психологические предпосылки самовоспитания предполагают определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, отношениях, поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию, означают, что в ходе последнего требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.

Воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

ь диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

ь организация учебно-воспитательной деятельности детей;

ь использование положительных факторов в развитии качеств личности;

ь воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

ь формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

«Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического». Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека -- это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий-- вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % -- своим способностям и склонностям.

Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: «Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое».

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как обще-планетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле -- это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание -- явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор -- это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников -- это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом -- человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), «когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей». Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Есть двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какова роль воспитания ребёнка в наше время? Как его нужно воспитывать, чтобы он стал успешным и уважаемым человеком. Очень важный и непростой, на мой взгляд, вопрос.

Прежде чем говорить о роли воспитания в современном обществе я решила выяснить каков смысл этого слова, как его определяют различные толковые словари.

Самое простое и понятное определение я нашла в словаре Ефремовой:

Воспитание – это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Для меня не является большим открытием, что всё начинается с семьи. Я считаю, что главные общечеловеческие и моральные принципы поведения человека закладываются в человеке с самого раннего детства, а значит в семье. Мои родители воспитывали моего старшего брата и меня, скорее всего, так же, как их воспитывали их родители, а мои родители – были замечательными, хоть и очень простыми, но хорошо воспитанными людьми. Мама и папа были оба родом из крестьянских семей, оба пережили тяжёлое военное детство и подростками приехали в город Павловский Посад, чтобы трудиться рабочими на фабриках этого славного подмосковного города. Трудились честно, добросовестно, были передовиками производства, с гордостью по праздникам прикрепляли к одежде трудовые знаки отличия. Они любили друг друга, уважали и ценили свою семью и своих друзей. Они умели радоваться своему простому человеческому счастью, они были богатыми людьми, потому что им хватало того, что у них было: дом, семья, дети, друзья.

Методы их воспитания были достаточно просты, основным принципом которых был

личный пример. Они никогда не читали нотаций, нам с братом было достаточного одного их взгляда, чтобы понять, что мы сделали что-то не так, поступили не правильно. Как ни банально это прозвучит, но, мои родители были убеждены в том, что нельзя воспитать словами, только поступки и действия могут побудить ребёнка к правильным шагам.

Анализ методов воспитания в моей семье, навёл меня на мысль, что идеи эти не новы. И действительно, в их основе лежат основные библейские заповеди:

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Конечно, за более чем 2000 лет мир сильно изменился, и, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Современное общество восхваляет и возносит порой на высокий пьедестал людей, которые как раз живут совсем по другим принципам. Бытует мнение, что в наше время хорошо воспитанный человек, имеющий моральные принципы, вряд ли добьётся успеха и в карьере, и общественной, и личной жизни. Если не можешь переступить через дружбу, если не можешь идти к намеченной цели по головам, если мнение людей, живущих рядом с тобой, тебе небезразлично, то ты – лузер, и твоё правильное воспитание закроет перед тобой множество дверей!

Лично для меня это не так! И у меня перед глазами множество примеров, опровергающих эту, мягко выражаясь, сомнительную идею о том, что в современном мире хорошее воспитание – лишь помеха. Самым ярким примером, конечно, были и остаются для меня мои родители, а также мой старший брат, который, живёт по принципу: главное – это честно выполнять свои обязанности, на каком поприще ты бы ни трудился, а почёт, уважение и материальное благополучие обязательно у тебя будут. А ещё мои любимые учителя, имена которых я до сих пор вспоминаю с огромным уважением и благоговением, ведь именно на них я всю жизнь ориентируюсь в своей педагогической деятельности. Мне бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь и обо мне говорили моя дочь, мои внуки и, может быть, ученики и последователи, с такой же теплотой и гордостью, с какой сейчас о них говорю я.