История создания дивана. Диван — история происхождения

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Мой Муж Лег На Диван Между Мной и Моей Подругой...

    ✪ Диван Nieri, часть 2 надеюсь заключительная 😂

    ✪ Как сделать Диван Честер своими руками ПОДРОБНО/Sofa Chester Hand Made

    Субтитры

Происхождение названия

Слово «диван» появилось не позднее XVI века и означало на фарси , на турецком и арабском языках сначала «исписанные листы бумаги» или «списки» , затем этим словом стали обозначать учётные книги, потом канцелярии и в конце концов типичную для подобных учреждений мебель - длинные скамьи с мягкой набивкой .

Основные части, детали и применяемые материалы

Каркас-остов

Каркас дивана - это спроектированная определённым образом конструкция, которая принимает основную часть нагрузки при эксплуатации изделия. Несущая часть состоит из деревянных деталей: брусков и досок . В основном, для изготовления данных несущих деталей применяются сосна , ель , берёза , ольха .

В качестве щитовых элементов и элементов заполнения рамок каркаса используют детали из фанеры , ДСП , ДВП .

Мягкие элементы и настилочные материалы

Основным настилочным материалом при изготовлении мягкого элемента является пенополиуретан (ППУ), который имеет разную плотность и рассчитан на разные нагрузки. Разные марки ППУ применяются в разных частях дивана, например: белый пенополиуретан применяют для декоративных элементов, который не несут нагрузки (боковые стенки, задняя стенка и т. д.), также он может использоваться как упаковочный материал; марки, способные выдерживать значительные нагрузки в течение всего срока эксплуатации (15 лет) применяются на сиденье.

Эластичные мебельные ремни применяются для распределения нагрузки на каркас при эксплуатации. Они имеют разную степень растяжения, что позволяет правильно подбирать степень мягкости изделия.

В подушках и боковых конструкциях могут применяться нетканые полотна, пласты и «шарики».

Облицовка

Обивочные ткани

  • Шенилл - классифицируется как ткань с разрезным ворсом. Шенилловая пряжа используется в плетении Лэно (вид ажурного плетения, напоминающий кружево) для хлопка, шелка, шерсти и других производных тканях, которая режется вдоль основы, что создаёт полосы ворса (шенилловые полосы), а затем используются как уто́к в текстиле, который может быть одно- и двусторонний. Шениллы имеют сложный состав (натуральные и синтетические волокна), примерно 50 % - хлопок, 50 % - синтетика и относятся к группе мебельных тканей со сложным рисунком плетения, имеющие в структуре одну или несколько шенилловых нитей. Шенилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встаёт в общую структуру ткани.
  • Велюр - это ткани, которые получают при переплетении пяти нитей, четыре из них попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая - образует ворс. Далее ткани между двух образованных основ режутся и отделяются, таким образом, друг от друга, образовывая два рулона ткани с ворсистой поверхностью.
    Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Ворс отделывают тиснением, расчёсывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тиснёным и др.
    Для обивки мягкой мебели применяются велюры хлопчатобумажные и шерстяные. Хлопчатобумажный велюр имеет две основы. Плотность основы больше плотности утка́. Полотно велюра состоит из нитей вискозного шёлка и штапельной или шерстяной пряжи.
  • Флок (заменитель бархата) - это обивочная ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35 % - хлопок, 65 % - синтетика), на которую электростатическим способом наносится ворс. Сначала изготавливается канва из хлопковой нити редкого полотняного переплетения («сеточка»). Она пропитывается клеем и растягивается в электромагнитном поле, где на неё напыляется ворс. В результате получается ворсовая ткань нейтрального белого цвета. Потом ткань окрашивается печатным способом.
  • Гобелен - одна из тех натуральных природных обивочных тканей. Гобелен отличает правильное переплетение пряжи с фигурой или орнаментальная композиция и множество различных оттенков и расцветок. Его можно стирать.
  • Жаккард - ткань со сложным рисунком и рисунком крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка). Это достигается путём переплетения нитей основы (продольных) и утка́ (поперечных) в заранее определённом порядке. По составу сырья ткань может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной, например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.

Кожа

  • Кожа натуральная (см. кожа) является основным облицовочным материалом для изготовления высококачественной, «престижной» мягкой мебели.
  • Искусственная кожа (кожезаменитель, кожзам) - материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ покрытием на хлопчатобумажных и полиэфирных трикотажных основах. В зависимости от назначения, выпускается с поливинилхлоридным и комбинированным поливинилхлорид-полиуретановым покрытием различной толщины, то есть путём соединения плёнки поливинилхлорида или полимерных полиэфирных материалов с различными основами - трикотажной, тканой или нетканой.
    Искусственная кожа не уступает по эксплуатационным характеристикам натуральной коже, достаточно износостойкий материал, предназначенный как для бытовой мебели, так и для мебели общественных помещений.

Искусственный мех

Искусственный мех применяется в основном при изготовлении диванных подушек или при отделке.

Механизмы трансформации дивана

  • «Книжка» - это механизм, который раскладывается откидыванием спинки назад (до щелчка) и незначительным выдвижением сиденья вперед. Изготавливается с применением двух деревянных рам и пружинных блоков, что делает его в особенности долговечным и комфортным. Имеет два положения: «диван» и «кровать».
  • «Еврокнижка» («Кушетка») - альтернатива «книжке». Принцип работы: сиденье выдвигается вперед, а подушки спинки опускаются в образовавшееся пространство. Достоинства: легкость трансформации, более ровное (в отличие от книжки) спальное место, повышенная надежность эксплуатации, возможность ставить диван вплотную к стене, наличие ящиков для белья, большая площадь спального места.
  • «Клик-Клак»(«Клик-кляк») - это аналог «Книжки», с той разницей, что в конструкции Клик-Клак предусмотрено дополнительное промежуточное положение спинки «Релакс» (иногда два положения), благодаря которому человек сможет располагаться в положении полусидя и полулёжа.
    Достоинства: имеет три варианта положения (сидя, полусидя, лёжа); компактен; имеются ящики для белья; практически ровная поверхность спального места.
    Недостатки: диван нельзя ставить вплотную к стенке из-за спинки, которая должна иметь запас пространства для раскладывания.
  • Французская раскладушка - механизм трансформации тройного сложения. Механизм «французская раскладушка» применяется обычно в мебели для гостей.
    Достоинства: компактность в сложенном виде.
    Недостатки: неровная поверхность при раскладывании; необходимость снимать элементы перед трансформацией; отсутствие ящика для белья, короткий срок эксплуатации (5 лет).
  • Американская раскладушка (Седафлекс, Sedaflex) - механизм трансформации двойного сложения, рассчитан на повседневное использование.
    Достоинства: прочность, удобство раскладывания, пригодность для повседневного применения.
    Недостатки: неровная поверхность при раскладывании
  • Выкатной диван - наиболее прочный механизм, рассчитанный на частые трансформации.
    Достоинства: наибольшая надёжность по сравнению с другими механизмами трансформации; компактность; большое спальное место.
    Недостатки: заниженная высота спального места, если спать перпендикулярно стене, то может ощущаться стык.
  • Дельфин - механизм трансформации, в основном для угловых диванов. «Дельфин» состоит из нескольких частей, одна из которых находится под сиденьем в особом выдвижном отсеке. Вторая часть содержится в особом выдвижном блоке, расположенном под сиденьем.
    Достоинства: лёгкость трансформации, большое спальное место, ровная поверхность спального места.
    Недостатки: требует прочной качественной древесины для изготовления дивана с таким механизмом.
  • Реклайнер (англ. recliner - откидываться назад, полулежать) - это современный вариант высокомеханизированного кресла, у которого откидывается спинка в положение полулёжа и выдвигаются дополнительные подставки под ноги. Механизм трансформации кресла придаёт изделию повышенную комфортность. В диване используется путём объединения нескольких механизмов для кресел.

Диванная подушка

Является комплектующим изделием для обеспечения дополнительного комфорта, а также имеет декоративную функцию. В отличие от обычной подушки не предназначена для сна.

В Викисловаре есть статья «диван» Мебель Диван комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек Диван кровать мебельное изделие для сидения, трансформируемое в кровать. Диван тахта мебельное изделие для сидения,… … Википедия

- (соб. «счетная книга, канцелярия») в языках Ближнего Востока собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»). Стихотворения располагаются в алфавитном порядке их … Литературная энциклопедия

Литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия

ДИВАН - (перс. — запись, книга), в классических литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, составленный по определённому канону. Первоначально словом «Д.» назывались сборники письменных произведений, безразлично —… …

Литература народа синдхи, населяющего область Синд в низовьях р. Инд. Древнейший памятник С. л. синдхская «Махабхарата» (9 10 вв.), известный в переложениях на арабский и персидский языки. В основе С. л. богатый фольклор: народные песни,… … Большая советская энциклопедия

Ливия. Литература - Литература Ливии развивается на арабском языке. Возникновение литературы восходит к средним векам, когда на территории Л. развивалась общеарабская литература. В период турецкого господства (с XIV в.) литературная жизнь в Л. пришла в упадок.… … Энциклопедический справочник «Африка»

Узб. Nоdir Dеvоnbеgi хоnаqоhi перс. خانقاه نادر دیوانبیگی‎ … Википедия

УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература узбекского народа. Развивается на узбекском яз. В устно поэтическом творчестве большое место занимают сказки: о животных, волшебно фантастические и бытовые. Среди последних выделяется жанр латифа. В народных… … Литературный энциклопедический словарь

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

рис. 2. Gaetano Previati. Курительницы гашиша. Источник: www.pictorem.com

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.


рис. 4. Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.) Источник: builddirect.com

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

рис. 5. У. Цзинвэнь “12 красавиц”. Источник: chinaperevod.com

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.

рис. 6. Источник: livingspace.com.ua

Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.


рис. 7. Источник: faccents.com

Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

рис. 8. Портрет Марии Антуанетты. Источник: pinterest.co.uk

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.

рис. 9. Диванная в Большом Петергофском дворце. Источник: prosdo.ru

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.


рис. 10. Источкик: museum-design.ru

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.

рис. 11. Источник:museum-design.ru

В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

рис. 13. Современная кушетка рекамье. Источник: 1025theparty.com

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):

рис. 14. Источник:4.bp.blogspot.com

Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.

рис. 15. Источник:antiquesworld.ru

А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.

рис. 16. Источник: antiquesworld.ru

Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .


рис. 17. Диван в стиле модерн.

Такой известный нам сегодня предмет мебели как диван, берёт своё начало в странах Востока. Вначале, этим словом назывался высший государственный орган, при каком – нибудь правителе. Диван представлял собой комнату, украшенную восточными коврами и мягкими подушками, на которых восседали сановники. Потом это слово перекочевало в богатые восточные дома: так стали называть залы для приёма гостей.

В этих гостиных, у стен стояли длинные скамьи, покрытые коврами и множеством подушек, причём последние, прислоненные к стене исполняли роль своеобразной спинки. Это и были первые диваны. Так, это слово стало ассоциироваться не только с определённым помещением, но и с предметом мебели. Со временем у таких диванов появились спинки, выполненные из дерева и украшенные резьбой.

Диван от Римлян

Римляне тоже изобрели себе диван, правда, похож он был на него весьма отдалённо. У него были такие высокие ножки, что тому, кто хотел прилечь, приходилось взбираться наверх с помощью приставной лестницы. Со временем римские диваны стали пониже и приобрели форму подковы. Назывались они «сигмами», так как по очертанию были похожи на одноимённую букву греческого алфавита.

Диван от Греков

У греков тоже был свой диван, и назывался он «канапелон». Он представлял собой скамью с приподнятой спинкой и закруглённым боками, и стал впоследствии прародителем французского канапе. Этот маленький диванчик был очень изящным и красивым, он обивался тканью, спинка покрывалась позолотой, а ножки были обязательно резными. Изобретательные французы «размножили» своё канапе: появилось много его разновидностей, таких как: козетка, рекамье, конфидента и др. У французов тех времён пользовались большой популярностью и раскладные диваны, у которых можно было регулировать высоту изголовья и откидывать подлокотники. Таким образом, диван превращался в кровать.

Европейский диван

В восемнадцатом веке, в Европе появились диваны большого размер а, примерно такие, какие мы привыкли видеть в наше время. Не обошла мода на них и Россию. Но появлению у нас диванов мы обязаны не французам, а туркам, так как повсеместное распространение этот предмет мебели получил в нашей стране, после русско-турецкой войны. По примеру восточных владык, русская знать располагала диваны у стен в своих гостиных.

Двадцатый век внес в развитие диванов свои коррективы. Большим спросом стали пользоваться раскладные диваны – кровати, так как в малогабаритных квартирах ценился (и ценится) каждый метр. В настоящее время, диван – это такой предмет интерьера, над которым постоянно экспериментируют дизайнеры и художники, превращая его, порой, в очень оригинальные конструкции.

Диваны, представленные в нашем салоне магазине Арсенал и в интернет на сайте сайт, выполнены в лучших традициях мебельных мастеров и на известных фабриках Испании. Они представляют собой настоящее произведение искусства, и выполнены из самых качественных материалов. Посмотрите на красивый и удобный диван мебельной фабрики TAYMOBLE: модель Cosmos или взгляните на диван фабрики Alexandra.

В нашем мебельном магазине Вы найдете не только диваны и кресла, а оригинальную . Порадуйте себя и своих близких хорошей и качественной вещью, ждем Вас!

Диван когда-то был прерогативой состоятельных людей. Эта статья рассматривает то, как диван развивался в течение многих веков. Слово "диван" происходит от арабского слова «suffah», что в преводе означает "скамейка".

Наличием удобного дивана carrick мы обязаны нашим друзьям египтянам, которые начали первыми использовать диван больших размеров как огромную зону отдыха для групп людей около 2000 лет назад! Немного позже, римляне также пользовались гостиной, которая часто имела вид классической роскоши с отдыхом на стульях и элегантных скамейках. Тем не менее, этот вид мебели был зарезервирован только для элиты, а большинство людей пользовалось толстые коврами и гобеленами для обставки своих домов и изоляции их от сырости и холода.

Тем не менее, диваны был неузнаваемым до 16-го и 17-го века. Первым типом диванов был назван Chaise Lounge и его все еще можно найти сегодня в современных формах. Шезлонги являются длинными Г-образными диванами с опорой на задней панели и были предназначены для сидения и расслабления!

В 18-м веке столяр по имени Томас Чиппендейл начал издавать каталоги, которые они назвали в те дни как книга картин, буклеты были полны новых идей дизайна мебели. К ним относятся проекты для раннего дивана. Именно после этого периода версия дивана становится окончательной. Стало обычным делом украшать роскошные дома элиты таким предметом домашнего хозяйства.

Внутренности этих ранних диванов обычно были набиты соломой, конским волосом, а для более престижных и богатых перьями. База была несколько жестче и часто покрыта бархатом или тканью. Вы все еще можете увидеть эти типы диванов, если вы посетите Chatsworth House или другие национальные трастах.

В конце концов эти животные продукты были заменены на более мягкие неаллергические сорта. Эти новые конструкции и сооружения были сделаны посредством использования пружин, которые были значительно более удобными для пользователей.

К тому времени, в начале 1900-х на смену старому дивану пришел новый, полюбившийся нам, диван узнаваемой формы. Деревянные рамы и пружины (изобретение Морриса) вступили в силу, а затем через некоторое время был создан поролон Dunlop. Эта пена была использована в качестве наполнителя для мягкого диваны и был идеальным "ингредиентом", мог бы принять любую форму и был таким прочным, чтобы обеспечить длительный срок службы.

В восьмидесятые годы стали появляться большие диваны, и цены на них неуклонно падали. В эпоху массового производства все больше и больше людей могли позволить себе удобный диван для своего дома. Диваны больше не был прерогативой для высшего класса!

Эмансипация диван также означала открытие многих других видов диванов и новых видов продукции, включая угловые диваны, диваны-кровати, надувные диваны, диваны с водными матрасами и даже большие четырехместные диваны Beasty. Новая конструкция стала модульной, благодаря которой люди могут составить диван в соответствии с потребностями и оставить много свободного места в гостиной.