Марк подвижник творения. Преподобный марк афинянин

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие преподобного Марка

    Монашество и пустынножительство возникло на Руси вместе с принятием христианства.

    Из Супсальской летописи известно, что еще при князе Владимире в Киеве, около Десятинной церкви, был монастырь. Сердцу русского монашества, Киево-Печерской Лавре, положили начало пустынножитель пресвитер Иларион и преподобный Антоний.

    Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII и начале XIII столетий, т.е. после основания Киево-Печерской Лавры, коея являлась высочайшим образом иноческого жития.

    Подобно Киево-Печерскому, стали образовываться и псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.

    Место, где находятся Псковские пещеры, издавна было окружено таинственным ореолом. В древности поток Каменец был глубок, “аки ров”, и в нем водились бобры, а кругом стоял дремучий лес.

    Звероловы-изборяне, по прозванию Селиши, были первыми людьми, которые, охотясь в Печерских лесах, часто слышали церковное пение, исходившее из горы, но никого не видели.

    Летописец передает слова самого зверолова: “Раз случайно пришли мы на поток к этому месту, на край горы, где теперь стоит Богородичная церковь. (Это было в тот час дня, когда обыкновенно совершается церковное богослужение). Пришли мы и слышим пение как бы церковных песнопений, поют стройно, благочинно, а поющих не видно. Воздух кругом того святого места был наполнен благоуханием, как бы от множества фимиама”.

    Не видя поющих и не зная истинной причины этого явления, звероловы приняли это за явление ангелов, за необъяснимое действие благодати Божией, освящавшей то место, к которому Пречистая Богородица оказала впоследствии свое особое благоволение.

    Изборяне приобрели эту землю у псковитян. Земельный участок теперешнего монастыря по разделу достался “земцу” Ивану Дементьеву, который и поселился у речки, положив начало деревне Пачковке.

    Он же и открыл “Богом зданную пещеру”, когда рубил лес на Святой горе. Дерево, стоявшее на крутом обрыве горы, падая, увлекло за собою еще одно большое дерево и несколько малых. Земля обсыпалась, и открылось устье пещеры с надписью: “Богом зданная пещера”.

    Преподобномученик Корнилий, муж праведный и летописец правдивый, добавляет: “О сем явлении сказаша нам инок Тернуфие (Патернуфий) Снетогорского монастыря, иже пасынок Ивану Подгорьскому (Дементьеву) бысть, иная же и прочая от того слышахом”.

    Открытие этой пещеры относится к 1392 г. Но сколько времени подвизались в ней ушедшие от мира сего, ведомо Единому Богу, как ведомы Ему имена их. И только имя одного из них, именно преподобного Марка, сохранило предание.

    Из летописи явствует, что преподобный Марк является четвертым великим пустынножителем, подобно трем древним, и “тезоименит им верою и терпением”. (В начале Соловецкой рукописи 1632 г. идет речь об апостоле Марке; он “иноческое житие отхождением во уединение на молитву и одеждою и всяким терпением изобрази”. Далее упоминается Марк пещерный Киевский. Марк же Псково-Печерский считается по еще третьем пещерном Марке четвертым Марком).

    Подробных сведений о жизни прп. Марка нет: “О сем бо известно не могохом обрести, каков бяше старец и коего рода человек, или како в сие место прииде и колико время лежит и како скончался”. Мог он быть местным жителем, знающим тайны пещеры, а может быть, по Промыслу Божию, открыл ее, придя в это святое место из иных концов земли Русской.

    Высок был монашеский подвиг. Первые Псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливонских рыцарей. Иноков убивали и забирали в плен. Кому удавалось, бежали в Каменецкие пещеры. Так преподобный Марк и спасавшиеся в лесах и пещерах в долине Каменца положили начало святой обители Печерской. И эта обитель находилась долгое время как бы сокрытой.

    В преданиях о преподобном Марке говорится, что здешние охотники порой видели его молящимся на склоне холма (над местом будущего Успенского храма) у трех камней, два из которых и поныне лежат под сенью огромных монастырских дубов в верхнем монастырском саду, а третий, как предполагают, ушел в землю.

    Святой Марк, проводя жизнь в отшельничестве и созерцании, побеждает плоть, умерщвляет ее во имя Богообщения, сознавая, что созерцание Бога есть собственная деятельность духа, жизнь небесная. Со смертию все прекратится, а созерцание Господа Сил будет на целую вечность источником блаженства. Душа его праведная вознеслась на небо, оставив тело свое бренное, высохшее от трудов и пустынной жизни и неустанной молитвы. Оно было погребено в дубовой колоде в виде лодки, выдолбленной, согласно преданию, им самим: колода служила угоднику Божию гробом и постелью. Первый устроитель монастыря, преподобный Иона, знал о нем и знал, где покоятся его святые мощи... “Гроб же его и мощи... где лежаху...”

    После преподобного Ионы кто-то другой из устроителей монастыря записал имя Марка в Синодик, в котором он значился: “первый Печерский инок Марк”.

    Третий из игуменов по имени Дорофей в 1523 г. “восхотеша гробницу большую соделати”, т.к. обнаружил “гроб оного старца Марка весь истлевший и распадший, кости же его с составами и с ризами, и с куколем, и главою неистлевшия”...

    Преподобномученик Корнилий в свое время усомнился в верности записи в Синодик. Никаких письменных свидетельств о подвигах преподобного Марка не было, поэтому, не зная точно, приказал изгладить имя его из Синодика“...мня себе, яко неправедно написано бысть”. Внезапно преподобный Корнилий был поражен болезнью - слепотой и “бысть в недоумении и скорби велицей”. Он известился духом о причине болезни и велел нести себя ко гробу старца (у него также отнялись руки и ноги).

    Здесь, испросив себе прощение, вышел здоровым из храма “никим не водим”. После этого преподобномученик Корнилий “повеле Марку в Синодике быти”.

    В 1642 году, по грамоте Псковского Епископа Геннадия, устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них, с пением псалмов, были положены мощи первых подвижников Печерских: преподобного Марка, преподобного Ионы и преподобной матери Вассы, - и поставлены при входе в пещеру.

    В 1773 году мощи преподобного Марка были переоблачены вторично в другие одежды и в настоящее время они находятся в гробу-футляре во 2-ом отделении усыпальницы при входе с левой стороны.

    Память преподобного Марка праздновалась ранее только 29 марта (11 апреля); с 1987 года она отмечается в день общецерковного празднования Собора Псковских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице; в последнее время память преподобного Марка совершается также и в день Собора Псково-Печерских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.

    Добротолюбие. Том I Коринфский Святитель Макарий

    Святой Марк Подвижник

    Святой Марк Подвижник

    Сведения о жизни и писаниях святого Марка

    Овятой Марк подвижник принадлежит к числу знаменитейших отцов Египетских. Но об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий (Лавсаик, гл. 20), видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что в этом никто сравниться с ним не мог; и что с юных лет любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет.

    Строгость жизни и чистота сердца поставили его на высокую степень духовного совершенства. Святой Макарий Александрийский свидетельствует об особенной милости Божией к нему во время причащения Святых Таин, которая указывает и на великую силу веры св. Марка, и на пламень любви его к Господу, и на смирение его крайнее.

    Святой Марк жил более ста лет и почил, надо полагать, в начале пятого века. Но он жил и обращался с первыми преемниками жизни и учения святого Антония, а может быть, и с самим Антонием.

    Благодать Божия, опыты жизни и изучение Слова Божия сделали его глубоко ведущим тайны духовной жизни. Не скрывая сего таланта, он учил и писал много; но до нас дошли только некоторые его писания. В русском переводе издано десять его слов. Патриарх Фотий читал их только восемь; а Никифор Каллист, кроме этих восьми, приписывает ему еще тридцать два слова (Церк. Ист. кн. 13, гл. 53, 544).

    В настоящий Сборник берем то, что находится в Добротолюбии, прибавляя к тому наставления, извлеченные из всех других слов, и располагаем все в таком порядке:

    1. Послание к монаху Николаю. Оно ставится на первом месте ради того, что в нем содержится очерк подвижнической жизни, с начала ее до конца.

    За ним будут следовать:

    2. Наставления, извлеченные из прочих слов св. Марка, – как продолжение уроков, данных в послании, и приготовление к пониманию кратких изречений, содержащихся в главах, которые и последуют тотчас.

    3. 200 глав о духовном законе.

    4. 226 глав к тем, которые думают оправдаться делами.

    При переводе служили: Греческое Добротолюбие, Творения св. Марка в издании св. отцов Migne, Patrologiae graecae. t. 65, – и рукопись монастыря св. Саввы, что в Палестине, которая полнее и точнее других.

    Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

    ПОДВИЖНИК НА ПОКОЕ Архимандрит Мелхиседек (из Оптинского Патерика) Надпись на чугунном памятнике, водруженном над могилой, находящейся близ алтаря Казанского храма Оптиной Пустыни, гласила: «На сем месте погребено тело архимандрита и схимника Мелхиседека. В Оптиной

    Из книги Русский инок № 13, июль, 1910 автора Автор неизвестен

    Архимандрит Иона, великий подвижник 19–20 веков (Основатель Киево-Свято-Троицкого общежительного монастыря).Архимандрит Иона, в мире Иоанн Мирошниченко, происходил из мещан посада Крюкова, Полтавской губ., Кременчугского уезда. Родители его - Павел и Пелагея были люди

    Из книги Труды автора Север Сульпиций

    Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

    Авраамий - подвижник Печерской, преподобный Преподобный Авраамий - подвижник Печерской обители XIV века. Мощи его почивают Антониевых пещерах. Память его совершается 21 августа/3 сентября и 28 сентября/11 октября в Соборе преподобных, почивающих в Ближних

    Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

    Усердный труженик и незаметный подвижник Отец Аверкий искал безмолвной жизни, однако, оказав послушание Старцу, оказался в особножительном монастыре. Ему дали ответственное послушание келаря и трапезника. В его обязанности входило раздавать отцам продукты и вино. Потом

    Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

    СВЯТЫЙ МАРК ПОДВИЖНИК Сведения о жизни и писаниях святаго Марка.Святый Марк подвижник принадлежит к числу знаменитейших отцев Египетских. Но об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий (Лавс. гл. 20), видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихаго и

    Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

    Память святой мученицы Перпетуи и с нею святых юношей Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты жены Святая Перепетуя происходила из знатного рода и жила в городе Карфагене . Она тайно от своего отца, язычника, приняла святое крещение и, не смотря на его

    Из книги Святой Уар: Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных автора Мацукевич Анатолий Александрович

    Из книги Автобиография автора Кавсокаливит Порфирий

    Та самая Благодать, которую имел мой почитаемый подвижник, излучилась и на мою душу Божественный пленВ кириаконе, куда я ходил на бдения и службы, я узнал святых людей, - рассказывал старец Порфирий. - Послушайте, я расскажу вам об одном неизвестном святом.Над нашей

    Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

    Подвижник и два послушника «Я хотел пойти жить с хиппи на Матале», - говорил однажды Старец…Здесь речь идет об одном острове в Греции, где собираются тусовки хиппи со всеми обычными проявлениями протеста: наркотики, дикий пляж, полная свобода нравов. - исихазм. руЛюбовь

    Из книги Вкус истинного Православия автора Серафим Иеромонах

    Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню, жертвует всем, и своим покоем, лишь бы достичь некоторым образом чувства благодати Божией, быть согретым Христом, в объятиях (ангали) Христовых, соединиться, почувствовать содружество с

    Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

    Позднейшие века: святой Марк Эфесский В XV веке, в период "Унии", заключенной на Флорентийском Соборе, ситуация представлялась схожей с эпохой св. Фотия: латиняне обращались к авторитету Августина, цитируя его (временами неточно) в защиту различных своих учений, таких как

    Из книги Цветочки Святого Франциска автора

    Глава 32: О том, что без помощи свыше подвижник не может освободиться от зла, ни снискать добродетели; и о том, что усыновление человека Богу происходит не по делам, но по благодати 1. Из аввы МаркаСотвори любовь, вспомни, как Господь сказал: Без Меня не можете делать ничего

    Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

    Глава XIII Как Святой Франциск и Брат Массео положили хлеб, который они получили в милостыню, на камень подле источника; и как Святой Франциск восхвалял добродетель Святой Бедности, моля Святого Петра и Святого Павла умножить его любовь к ней. И как Святые Петр и Павел

    Из книги Святая простота. Рассказы о праведниках автора Зоберн Владимир Михайлович

    Святой апостол и евангелист Марк Святой Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (см.: Деян. 12, 12). Принятое Православной Церковью предание почитает Марка одним из числа

    Из книги автора

    Неведомый миру подвижник Это случилось в те времена, когда люди были более религиозны и тщательнее заботились о спасении своей души. Они искали Бога и стремились к Нему. Некоторые уходили в монастыри, в леса и пустыни для созерцания, молитвы, поста и изнурения своей плоти.

    преп. Марк Подвижник

    Слово первое. О законе духовном, 200 глав

    1. Поелику вы многократно желали узнать, как закон, по слову Апостола, духовен есть (Рим. 7, 14); и что должны знать, и как поступать желающие сохранять его, то скажем о сем по силе нашей.

    2. Во первых надобно знать, что Бог есть начало, средина и конец всякого блага. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом.

    3. Всякое благо даруется нам от Господа, и кто так верует, тот не лишится его.

    4. Несомненная вера есть крепкий столп, и Христос бывает всем для верующего.

    5. Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой (дело) было по Богу.

    6. Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим.

    7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом.

    8. Кто имеет какое-либо духовное дарование, и состраждет не имеющим оного, тот состраданием сохраняет сей дар. Кичливый же, будучи поражаем помыслами самомнения, теряет оный.

    9. Уста смиренномудрого изрекают истину, а кто противоречит ей, тот подобен слуге, ударившему Господа в ланиту.

    10. Не будь учеником того, кто хвалит самого себя, чтобы вместо смиренномудрия не научиться гордости.

    11. Не возносись в сердце твоем разумением писаний, дабы не впасть умом в дух хулы.

    12. Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем поведевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленною надеждою.

    13. Кто молится телесно, и не имеет еще духовного разума, тот подобен слепому, взывашему: сыне Давидов, помилуй мя! (Марк. 10,8).

    14. Бывший некогда слепым, прозрев и увидев Господа, поклонился Ему и исповедал Его уже не сыном Давидовым, но сыном Божиим (Иоан. 9,35,38).

    15. Не возносись, изливая слезы в молитве твоей; ибо Христос коснулся очей твоих, и ты прозрел умственно.

    16. Кто подобно слепому, сбросил одежду, и приблизился ко Господу, тот делается его последователем и проповедником совершеннейших учений (Мак. 10,50,51).

    17. Злоба, питаемая помышлениями, делает сердце дерзким, а истребляемая воздержанием и надеждою, сокрушает его.

    18. Сокрушение сердца бывает одно ровное и полезное (которое ведет) к умилению; другое же не ровное и вредное, которое ведет к смущению.

    19. Бдение, молитва и терпение в постигающих нас (скорбях) доставляют сердцу безвредное и полезное сокрушение, если только излишеством не нарушим соразмерности в их соединении. Кто в сих терпелив, тот и в прочем получит помощь. Нерадивый же и послабляющий себе будет иметь при кончине нестерпимую болезнь.

    20. Сластолюбивое сердце бывает темницею и узами для души во время ее исхода, а трудолюбивое есть отверстая дверь.

    21. Жестокое сердце подобно железным вратам, во град вводящим, злостраждущему же и оскорбленному они сами собою отворятся, как и Петру.

    22. Есть много образцов молитвы, отличных один от другого; но ни один образ молитвы не вреден, кроме того, что не есть молитва, но делание сатанинское.

    23. Человек, намереваясь сделать зло, молится сперва по обыкновению в уме своем, и будучи промыслительно удержан, после много благодарит.

    24. Давид, намереваясь убить Навала Кармильского и будучи удержан от своего намерения воспоминанием Божественного воздаяния, много благодарил (Бога). Мы знаем также, что он сделал, забыв Бога, и не преставал делать, пока Пророк Нафан не привел его в памятование о Боге.

    25. Во время памятования о Боге, умножай моление, чтобы, когда забудешь о Нем, Господь помянул тебя.

    26. Читая Божественное Писание, старайся уразуметь сокровенное в нем; ибо сказано: елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася (Римл. 15,4).

    27. Вера , говорит Писание, есть уповаемых извещение (Евр. 11,1), и тех, которые не познали вселения Христова, оно называет неискусными.

    28. Как из дел и слов открывается мысль, так и из сердечных действий будущее воздаяние.

    29. Милостивое сердце очевидно будет помиловано, немилостивому же соответственное будет и последствие.

    30. Закон свободы научает всякой истине; и многие читают его по своему разумению, но не многие разумеют, по мере исполнения заповедей.

    31. Не ищи совершенства в добродетелях человеческих; ибо в них совершенного не находится: совершенство его сокрыто в кресте Христовом.

    32. Закон свободы читается с помощью истинного разумения, уразумевается чрез исполнение заповедей, а исполняется по милосердию Христову.

    33. Когда мы, понуждаемые совестию, станем направляться ко всем заповедям Божиим; тогда познаем, что закон Господень непорочен и хранится в добрых делах наших; но без милосердия Божия люди не могут исполнить его совершенно.

    34. Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, читают закон Божий только телесно, не разумеющи ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1Тим. 1,7); а потому и думают, что они исполняют его делами.

    35. Иное дело, по-видимому, бывает как хорошее, но намерение совершающего оное недоброе; а иное исполняется как бы худое, а намерение совершающего оное бывает доброе. Сим показанным образом некоторые не только делают дела, но и произносят слова, потому что одни дают делу иной вид по неопытности, или незнанию; другие по лукавому намерению, а иные по благочестию.

    36. Скрывающий под покровом похвалы осуждение и порицание, непонятен для простейших; подобен же сему и тщеславящийся под видом смирения, кои долго прикрывали истину ложью, напоследок попустительно обличаются делами.

    37. Иной, делая какое-либо, по-видимому, доброе дело, мстит чрез то ближнему; а иной, не сделав оного, получит пользу по мысли.

    38. Иное дело обличение по злобе и мщению; иное по страху Божию и истине.

    39. Оставившего грех и уже раскаивающегося не обличай более. Если же ты говоришь, что обличаешь его по Богу, то прежде объяви свои грехи.

    40. Начало всякой добродетели есть Бог, как и дневного света - солнце.

    41. Исполнив добродетель, вспомни сказавшего: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15,5).

    42. За скорби уготовлено людям благое, а за тщеславие и наслаждение - злое.

    43. Обижаемый людьми, избегает греха, и получает равное скорби заступление.

    44. Кто верит Христу относительно воздаяния, тот по мере веры, усердно переносит всякую обиду.

    45. Кто молится о людях обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними.

    Биография

    Об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий, видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что в этом никто сравниться с ним не мог, и что с юных лет любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет (это же повторяет Созомен).

    Святой Макарий Александрийский свидетельствует об особенной милости Божьей к нему во время причащения Святых Тайн, которая указывает и на великую силу веры св. Марка, и на пламень любви его к Господу, и на смирение его крайнее.

    После Марка остались многочисленные аскетические поучения, в частности в 1-м Добротолюбия помещены его «200 Глав о законе духовном» и «К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав» .

    Святой Марк жил более ста лет, и почил, надо полагать, в начале пятого века. Но он жил и обращался с первыми преемниками жизни и учения святого Антония , а может быть, и с самим Антонием.

    Древние и средневековые источники об авторе

    • Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Гл. 20. О Марке.
    • Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - СПб., 1851. (Кн. VI, гл. 29. 30).
    • Фотий Константинопольский. Свидетельство о книге преподобного отца нашего аввы Марка // Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. (Репринт изд. 1911 г.). То же - М.: Паломник, 1995.

    Сочинения Марка Подвижника

    • Против несториан / Пер. с греч., коммент.: Б. Барчунов // Богословский сборник. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. № 4; 2000. № 5.
    • Наставления святого Марка Подвижника о духовной жизни // Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - Т. 1.

    Против несториан. - Казань, 1901.

    • Слова 1 - 7 // Преподобный Паисий Величковский. Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцев. - Б.м.: Издательство Московской патриархии, 2000.
    • Слова 1 - 10 // Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. (Репринт издания 1911 г.). То же - М.: Паломник, 1995.
    • Выписки из творений преподобного Марка Подвижника // Святитель Игнатий Брянчанинов, еп. Кавказский и Черноморский. Творения. Приношение современному монашеству. - М.: Лепта, 2002.

    Цитаты

    Исследовательская литература о Марке подвижнике

    • Барсов Н. И. Из истории христианской проповеди в IV веке: Представители догматико-полемического типа проповеди в IV веке на Востоке. - Харьков, 1886.
    • Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - Т. 1.
    • Краткое сказание о преподобном отце нашем Марке Подвижнике // Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. (Репринт издания 1911 г.).
    • Марк Аскет // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев . - М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995. - Т. II.
    • Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.
    • Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3-х томах. - М.: б.и., 1998. - Т. 3. С. 47-50.
    • Флоровский Г. В. Восточные отцы Церкви. - М.: АСТ, 2002. С. 522-525.

    Примечания

    Ссылки

    • Биография на научно - богословском портале Богослов. Ру
    • Ашмарин Андрей Александрович Учение преп. Марка Подвижника о таинстве Крещения

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Марк Петроний Сура Септимиан
    • Марк Порций Катон (сын Утического)

    Смотреть что такое "Марк Подвижник" в других словарях:

      Марк Аврелий - Марк Аврелий родился в 121 г.н.э. Стал императором в 40 лет, в 180 г. умер. Его Мемуары, переведенные на греческий язык, представляют собой серию максим, сентенций и наблюдений, сделанных во время тяжких военных походов, без намерения… … Западная философия от истоков до наших дней

      Марк (Михаил) - подвижн. в схиме, Мефодий в монашестве, род. 1739 г. приш. в Саровскую пустынь и 1778 г. пострижен; † 1818 г. 4 ноября. Дополнение: Марк (Михаил), подвижник; † 1817 г. 4 ноября. {Половцов} …

      Марк, преп. псково-печерский - первый подвижник псковской пещеры. Память марта 29 го. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

      ДОБРОТОЛЮБИЕ - Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50 е гг. ХХ в. Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50 е гг. ХХ в. [греч. Θιλοκαλία],… … Православная энциклопедия

      ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ - [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καρπάθιος], автор 2 сотниц глав, 1 я из которых включена в «Добротолюбие». Составители греч. сборника удержали вслед за рядом рукописей эпитет «преподобный» (ὅσιος) при имени И. К. Вселенский Патриархат 20 авг. 1983 г. причислил … Православная энциклопедия

      ИИСУС ХРИСТОС - [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

      Исповедь - У этого термина существуют и другие значения, см. Исповедь (значения). Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2 я треть XVII в. Национальная г … Википедия

      Добротолюбие - (Москва, 1905 год) «Добротолюбие» (греч … Википедия

      Милосердие (христианство) - Жизнь христианина Христианский портал · ‎ … Википедия

    Преподобный Марк Подвижник
    Ближний - «древо познания добра и зла»

    Отношения с ближними

    «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении» (1, 132).

    «Ищущий прощения грехов любит смиренномудрие. Осуждающий же другого налагает печать на свои злые дела» (1, 126).

    «Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым уязвляется последними» (1, 45).

    «Поношение человеческое причиняет сердцу скорбь, но для терпящего оное бывает причиною чистоты» (1, 49).

    «Молящийся разумно, переносит находящие на него (скорби), а злопамятный еще не молился чисто» (1, 113).

    «Как нельзя пасти овец вместе с волками, так невозможно получить милости тому, кто делает зло ближнему» (1, 123).

    «Не желай слушать о несчастии враждебных тебе людей. Ибо слушающие таковые речи собирают плоды своего произволения» (1, 173).

    «Быв кем-либо обижен, поруган, или изгнан, не о настоящем думай, но ожидай будущего; и найдешь, что он был тебе виновником многих благ, не только в настоящем, но и в будущем веке» (1, 114).

    «Невозможно от сердца простить чьи-либо проступки без истинного ведения; ибо оно показывает каждому, что (горькое) постигающее (его) есть его собственное» (2, 49).

    «Когда увидишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, то знай верно, что он готовит тебе стыд» (90).

    «Если кто потерпит какое-либо посрамление за истину Христову; то он во сто крат прославится от многих. Впрочем, лучше всякое добро делать ради будущих (воздаяний)» (73).

    «…Во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть. Радоваться же не просто и не без рассуждения: но потому, что имеем случай простить согрешившему (против нас) и получить прощение собственных наших грехов».

    Ближний - «древо познания добра и зла»

    «Когда же услышишь, о возлюбленная душа, о преступлении Адама и Евы, то веруй, что в начале это случилось собственно ними, ныне же найдешь, что то же самое мысленно бывает со мною и с тобою.

    …Ибо, возродившись Крещением и будучи водворены в раю Церкви, мы преступили заповедь Возродившего нас. Господь повелел нам любить всех единоверных, и от всех, чрез терпение, вкушать приносимый ими нам плод, по сказанному в Писании: «От всякаго древа, еже в раи, снедию снеси» (Быт. 2:16); а мы, последовав внушению змия, одних возлюбили, как добрых, других же возненавидели, как злых, что и означает древо познания добра и зла, вкусивши от которого, мы умираем мысленно, не потому, чтобы Бог сотворил смерть, но человек ее навлек на себя, возненавидев ближнего….

    Мы… должны помнить, что если мы возненавидим кого-либо из единоверных как злого, то и Бог возненавидит нас как злых; и если кого-либо отвергаем от покаяния как грешника, то и мы будем отвержены (Богом) как грешники; и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших.

    Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос, сказал нам: «не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждении будете: отпущайте, и отпустятся вам (Лк.6:37).

    …Все Божественное Писание, как Ветхое, так и Новое… показывает нам сей закон, чтобы, познав его духовность и таинственное предопределение и убоявшись удобоизменчивости нашей во всем, мы постарались не только явно, но и тайно (во глубине сердца) любить ближних наших.

    …Посему и должно о всяком деле, сказав однажды, потом прощать тому, о ком думаем, что он нас обидел, хотя бы сия обида имела правильное основание, хотя бы и вовсе не имела его, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.

    А если мы не можем сего делать по причине возобладавшего нами греха, то и должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу (к прощению обид)» (4).

    Покаяние

    «Не ищи совершенства в добродетелях человеческих; ибо в них совершенного не находится: совершенство его сокрыто в кресте Христовом» (1, 31).

    «Кто не пребывает в рассматривании своей совести, тот не примет на себя и телесных трудов ради благочестия» (1, 185).

    «Кто добровольно не подъемлет и произвольных трудов за истину, тот сильнее накажется невольными. Познавший волю Божию, и посильно исполняющий оную, чрез малые труды избежит великих» (1, 187 - 188).

    «Если кто, явно согрешая и не каясь, нимало не страдал до самой смерти своей, считай, что его постигнет немилостивый суд» (1, 112).

    «Причина всякого порока есть тщеславие и сласть. Не возненавидевший их не истребляет страсти» (1, 99).

    «Разумный ум не может быть празден, но если бы и был совершен, то, когда находится в здравом состоянии, упражняется в правом делании; если же, под предлогом совершенства, оставит делание благого, то во всяком случае преклоняется к противному» (3).

    «Если мы до самой смерти будем подвизаться в покаянии, то и таким образом еще не исполним должного, ибо ничего достойного Царствия Небесного не сделали. Ибо, как мы едим, пьем, говорим и слышим, так естественно должны и каяться» (3).

    «Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей; и все это должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез это бесстрастными» (3).

    «Как неопытный теленок, спеша за травою, попадает в место, окруженное стремнинами; так бывает и с душой, мало по малу прельщаемой помыслами» (1, 74).

    «Когда сердце какою-либо сластию подвигнется с места трудолюбия; тогда оно, подобно тяжелому камню, катящемуся вниз, бывает неудободержимо» (2, 73)

    «Не оставляй неизглаженным греха даже и самого малого, чтобы впоследствии он не повлек тебя к большему злу» (1, 127).

    «Когда ум, укрепившись о Господе, отвлекает душу от долговременного худого навыка; тогда сердце бывает мучимо, как палачами, умом и страстями, влекущими его туда и сюда» (2, 75).

    «…Я достоверно узнал, что никакая власть не понуждает нас несправедливо ни к добру, ни ко злу; но что со времени Крещения в началах действий, кому мы по нашей собственной воле поработаем, Богу или диаволу, тот по справедливости потом и поощряет нас ко всему, что составляет его область» (4).

    «Корень постыдной похоти - человеческая похвала; так как и целомудрия - обличение наших пороков, не тогда, когда только слышим оное, но когда и принимаем его» (1, 95).

    «Прежде нежели истребишь из себя зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо каково вложенное в него, таковых оно и приложений требует» (1, 177)

    «Ухищрение лукавого есть многосложная сеть; и кто, запутавшись в ней, отчасти вознерадит (о сем), тот весь опутывается ею» (1, 172).

    «Диавол уменьшает (в наших глазах) малые согрешения: ибо иначе он не может привести нас к большому злу» (1, 94).

    «Зло одно от другого получает силу: подобным образом и добро возрастает одно от другого, и того, в ком оно есть, побуждает к большему» (1, 93).

    «Допустив в себе начало порока, не говори: он не победит меня. Ибо насколько ты предался ему, настолько уже побежден им. Все бывающее начинается от малого, и, будучи мало помалу питаемо, возрастает» (1, 170-171).

    «Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения. Не говори: «Что мне делать? Я и не хочу, а забвение приходит». Это за то, что ты, помня, пренебрег должное. Какое помнишь добро - делай; (тогда) и то, которого не помнишь, откроется тебе, и не предавай мысль безразсудному забвению» (1, 58-60).

    «Не говори: «Я не знаю должного, и потому не виноват, не делая оного». Ибо, ежели бы ты делал добро, какое знаешь, то и прочее открылось бы тебе по порядку, будучи постигаемо одно посредством другого. Неполезно тебе прежде исполнения первого узнать последующее. Ибо разум кичит, по причине бездействия, а любовь созидает (см.: 1 Кор. 8, 1), поелику вся терпит (см.: 1 Кор. 13, 7)» (1, 84).

    Пост

    «…Как более других постящиеся, мы начинаем высокомудрствовать и уничижать меньших, а такое мнение о себе и о ближних тяжелее всякого греха.

    Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе; так и мы, если поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя.

    Но, может быть, кто-нибудь скажет: «Если в молитве заключается главное дело правды, то какая надобность в посте?» Всячески большая, ибо, как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие — из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды.

    …Как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия».

    Знание и деятельность

    «Оставивший деятельность, и утверждающийся на простом ведении, вместо обоюдоострого меча, держит трость, которая во время брани, по Писанию (Ис. 36,6), пронзит руку его и, взойдя в нее, еще прежде врагов, - вольет яд надмения» (1, 86).

    «Видел я людей простых, смиренномудрых на самом деле, и они были премудрее мудрецов. Другой из простых, услышав, что тех хвалят, не подражает их смиренномудрию, но, тщеслаясь простотою, делается еще и гордым. Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом» (1, 79-80).

    «Те, которые под предлогом подвигов возносятся пред нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных. Знание без дел, соответствующих ему, еще не твердо, хотя бы и истинно, ибо всякую вещь подтверждает дело. Часто от нерадения о делании помрачается и разум. Ибо что совершенно перестают делать, то мало-помалу и из памяти истребляется». (2, 11-13)

    Скорби

    «Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия; ибо истинная любовь искушается противными. Не полагай приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое неопытен» (1, 65-66).

    «В невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего оные к покаянию, и избавляет от вечной муки» (2, 139).

    «Невольным злоключениям многие противопоставляли многое; но без молитвы и покаяния никто не избежал скорбей» (1, 92).

    «Молись, чтобы не постигло тебя искушение. Пришедшее же прими как твое, а не чужое» (1, 164).

    «Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи. Ибо некоторые благоугождающие (Богу) бывают искушаемы. Ибо писано: нечестивии и беззаконницы изженутся (Псал. 36, 28). Подобным образом, и хотящии благочестно жити о Христе, гоними будут (2 Тим. 3, 12)» (1, 174).

    Использованная литература:

    1. Прп. Марк Подвижник. О законе духовном

    2. Прп. Марк Подвижник. О тех, которые думают оправдаться делами

    3. Прп. Марк Подвижник. О покаянии, всегда всем необходимом

    4. Прп. Марк Подвижник. Советы ума своей душе

    5. Прп. Марк Подвижник. О посте и смирении

    6. Прп. Марк Подвижник. Послание монаху Николаю

    Код для блогов / сайтов