Преподобная анастасия патрикия, александрийская. Значение и происхождение имени анастасия

23 марта (10 марта по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 5-й седмицы Великого поста . Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение - невареная постная пища без растительного масла (небольшие послабления в посте допускаются, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память преподобной Анастасии Патрикии и еще множества православных святых. Далее коротко расскажем о самых известных из них.

Преподобная Анастасия Патрикия . Среди угодниц Божиих первых столетий от Рождества Христова есть несколько святых Анастасий, а потому иногда верующие люди их отождествляют. В частности, преподобномученицу Анастасию Римляныню (также именуемую Анастасией Солунской) , чья память совершается 11 и 12 ноября по новому стилю, и преподобную Анастасию Патрикию , чье празднование приходится на сегодняшний день.

В отличие от святой Анастасии Римляныни, Житие преподобной Анастасии Патрикии пришлось на начало расцвета христианства в Ромейском царстве (Византийской империи) - период правления благочестивого императора Юстиниана , царствовавшего в 527-565 годах от Рождества Христова. Будущая святая старица была из знатного константинопольского рода, но рано овдовела, а потому приняла решение посвятить жизнь Богу.

Сам император Юстиниан, также овдовев, решил взять в жены святую Анастасию, но она твердо решила оставить мир, а потому была вынуждена скрыться из Константинополя. Вот как об этом рассказывает Житие преподобной:

Анастасия немедленно направилась в далекий скит к авве Даниилу за помощью. Чтобы спасти праведницу, старец облек ее в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, отец Даниил дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого у себя не принимать. Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В таком строгом затворе преподобная Анастасия прожила двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий..."

Господь открыл святой старице время ее кончины, она написала об этом авве Даниилу, который лично пришел к пещере преподобной Анастасии, приготовив все для ее христианского погребения. Старец исповедовал святую, причастил Святых Христовых Таин и испросил у нее благословения. После этого преподобная мирно отошла ко Господу со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой". Это произошло около 567-568 годов от Рождества Христова. В 1200 году честные останки святой Анастасии были перенесены в Константинополь и положены для поклонения близ храма Святой Софии.

Память мученика Кодрата Коринфского и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих . День раннехристианских мучеников, пострадавших за верность Христу и Его Церкви в середине III века в последний год антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова.

Мученик Кодрат с присными. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Павел Таганрогский . Русский святой XIX столетия , праведный старец, скрывавший свое дворянское происхождение, долго странствовавший по святым обителям, а в конце жизни поселившийся в Таганроге. Как свидетельствует жизнеописание старца:

"Он принимал к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту, молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы. Очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования..."

Святой старец отошел ко Господу на 87-м году земной жизни в марте 1879 года .

Преподобный Павел Таганрогский. Фото: brooklyn-church.org

Мученики Кодрат Никомидийский, Саторин, Руфин и прочие . Эти раннехристианские святые III столетия , как и мученик Кодрат Коринфский с присными, пострадали в годы антихристианских гонений императора-язычника Декия, а также его преемника - нечестивого Валериана, царствовавшего в Римской империи в 253-259 годах от Рождества Христова.

Священномученик Димитрий Легейдо, пресвитер . Православный священник, святой страдалец советских времен из многотысячного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской, принявший мученический венец в кровавом 1938 году .

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Преподобная Анастасия Патрикия, Александрийская, пустынница! 23 марта. ...Первые века новой эры полны упоминаний о святых мученицах или просто праведницах, прославившихся своей удивительной красотой. Однако житие преподобной Анастасии, слава о красоте которой гремела в Константинополе, стоит в этом ряду особняком. Недаром даже в ее имени есть отдельное, специальное дополнение: Анастасия, переименованная Анастасием-скопцом… В правление императора Юнистиана Великого в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых родителей, первая патрицианка в царском дворце, по имени Анастасия. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною:она была столь кротка и добронравна. что все, зная ее жизнь, смотрели на нее как на образец. и многие старались подражать ее добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным. непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбубил против святой ненависть в царице Феодоре. и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию.Услышавши о том от одного располеженного к ней человека и будучи исполнена божественного разумения, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, - отплыла в Александрию. Создавши здесь в одном месте на расстоянии 10 км от города небольшой монастырь. она проживала в нем, трудясь для Бога и угождая Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках рукоделие, а на устах - непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии Патрикийским. впоследствии, еще до времени мусульманского владычества, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком. По прошествии несколько лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь вспомнив о Анастасии, разослал повсюду гонцов, отыскивая ее с большим старанием. Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила блаженному старцу о обо всем, что с ней случилось. Тогда старец облек ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием- евнухом, отвел в одну из пещер и затворил там. Одному из братий указал место пещеры, куда и приказал ему однажды в неделю приносить небольшой кувшин воды и хлеб. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, прожила 28 лет, строго исполняя правило назначенное ей старцем. Столь доблестно подвизаясь. святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине. Когда Анастасия почила, старец дал ученику свою рясу и велел одеть усопшего брата. Одевая рясу, инок понял, что перед ним женщина, однако не посмел ничего сказать. Когда же, похоронив преподобную, они возвращались в свою обитель, ученик спросил авву, знал ли он, что мнимый брат - женщина, Старец подробно рассказал ученику все житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога. прославляемого во святых своих во веки. Аминь. *** На первый взгляд может показаться, что в этом житии нет особого подвига: женщина назвалась мужчиной и жила в отдаленном от города месте, чтобы царские слуги не смогли ее найти. Однако если вдуматься, то лишь сам факт двадцати восьми лет жизни, проведенных человеком практически не выходя из пещеры уже вызывает оторопь и благоговение. А если вспомнить, что изначально это была изнеженная и привыкшая к комфорту женщина, оставшаяся один на один с мрачной пустыней, то эта история начинает играть совсем другими красками. И добровольное отречение от собственного пола ради спасения души становится не самым важным, но все же неотъемлемым элементом всей этой картины в целом. Сложно говорить об этом как об однозначном примере для подражания - но за образец непреклонности, стойкости и веры, вне всякого сомнения, принять стоит.

История христианства на Руси с самого начала освящена женским именем. Святая равноапостольная Ольга преклонила колени перед Христом еще задолго до Владимирова крещения, тем самым предопределяя духовный путь Руси скорее как путь сердца и интуиции, а не рассудка и рационального анализа.

преподобная Анастасия Киевская

Так и крестилась впоследствии Русь – по зову души, не особо вникая в непонятные для ее ушей греческие молитвы, которые долго еще оставались и непереведенными, и необъясненными. Крестилась, как крестят неразумного ребенка, получающего сокровище благодати, еще не понимая ее. Впоследствии все появилось – и понимание, и научение. Но раньше этого Русь усеялась бесчисленным множеством монастырей и храмов и подарила миру тысячи великих святых, словно в подтверждение того, что она продолжает идти путем святой Ольги, путем сердца и интуитивного узнавания в христианском Боге своего Небесного Отца.

Вспоминая историю Русской Церкви, нельзя не заметить, как же горячо откликнулась на духовный выбор равноапостольной Ольги и ее внука, равноапостольного Владимира, русская душа, в особенности душа женская. Читая летопись, мы видим множество святых женщин, в частности из царских и княжеских родов. Первой такой инокиней, согласно Тверской летописи, стала супруга великого князя Владимира Рогнеда. После развода с супругом она приняла постриг с именем Анастасия. Ее имя открывает длинную цепочку царственных особ, ставших монахинями. Это и жена великого князя Ярослава I Ирина, и дочь великого князя Всеволода Анна, и жена Полоцкого князя Романа Предслава (Евфросиния), и многие другие царские и княжеские жены и дочери, посвятившие свою жизнь Христу. Возможно ли перечислить все подвиги благочестивых русских женщин, как монашествующих, так и не монашествующих? Они вошли в народную память не только как святые нашей земли, но и как основательницы и попечительницы больниц, детских домов и прочих центров благотворительности и милосердия, странноприимницы.

История женской святости на Руси удивительна. Но более поразителен тот факт, когда особенности русской женской религиозности вместе с обретением православной веры входят в сердце иностранки, и она становится глубоко русской женщиной и даже, если позволительно так сказать, матерью русского народа. Так случилось с последней русской императрицей Александрой Феодоровной и ее сестрой Елизаветой. Но еще ранее это произошло с женщиной, которую по праву можно назвать матерью и покровительницей города Киева. Может быть, именно такое имя носит в Небесном Царстве та, которую мир знал как великую княгиню Александру Петровну Романову, а Церковь прославляет ее как святую преподобную Анастасию Киевскую.

Житие святой сегодня широко известно и не нуждается в очередном пересказе. Масштабная благотворительность в миру, длительная болезнь и чудесное исцеление, принятие монашества и строительство Покровского монастыря, настоятельские труды, уход за больными в основанной ею больнице... Обо всем этом много написано, подвиг княгини исследован и прославлен. Не повторяя вновь истории жизни Александры Петровны, хотелось бы оттенить некоторые грани ее подвижничества и его значения. Для этого зададим себе несколько вопросов.

Для чего вообще нам вспоминать историю инокини Анастасии? Зачем оглядываться так далеко назад? Ведь то было совсем другое время. Такой жизни уже не будет никогда. Феномен царской России навсегда ушел в прошлое, получив неоднозначную оценку. Россия ушла, а с ней ушли и ее святые – юродивые, преподобные, благоверные князья, праведные жены... Сейчас совсем другие люди, другая жизнь и другие идеалы.

Великая Княгиня Александра Петровна

Идеалы... А ведь в этом-то, наверное, и состоит причина наших воспоминаний о временах прошедших. Красота идеала имеет непреходящую ценность. Перед нами вопрос не государственного идеала, не идеала построения общества и даже не идеала национальной идеи. История жизни великой княгини Александры Петровны поднимает тему более значительную – тему женского идеала.

Память о таких святых, как Анастасия Киевская, восстанавливает поврежденный за сто лет кромешного безбожия образ русской женщины. Это евангельский идеал жертвенности и служения, внутренней красоты и молитвенной крепости, чуткости к боли другого и твердой решимости сделать все для ее облегчения. Идеал честной женщины, благочестивой матери, великой труженицы.

Но разве была русской великая княгиня Александра Петровна? По происхождению – нет. По духу – да. Она стала глубоко русской женщиной и даже идеалом русской женщины через воспринятое ею Православие. Это удивительный факт.

Владимир Соловьев утверждал: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В. С. Соловьев. Русская идея). Это замечательные слова. Не нужно быть академиком, чтобы понять: относительно Руси Бог задумал Православие. И только Православием Русь жива, и им она сильна, как израильский народ когда-то был силен своим Богом – и только Им. Русь без Православия немыслима и невозможна.

Православная вера сделала принцессу с немецкими корнями русской святой. Великая княгиня, раз и навсегда полюбив Православие, прониклась через свою веру замыслом Божиим о Руси и стала одним из строителей русской православной цивилизации – того, для чего и чем Русь должна жить. Всякая женщина, приближающаяся своей жизнью к идеалу инокини Анастасии, становится рядом с ней в великом деле явления красоты Православия всему миру. Может быть, ради этого еще Русь жива. Возможно, потому и жива, что такие женщины еще есть. И будет жить, если русские женщины будут такими.

Во многих киевских храмах есть икона инокини Анастасии. Но подвиг великой княгини – это не только подвиг исповедания веры, а также образец служения отечеству в евангельской системе координат. Святость матушки не столько монастырская, сколько гражданская. Великая княгиня всю жизнь прожила в миру – даже в монастыре она всегда находилась в бурлящем окружении мира. Но мир не поглотил ее – она научила мир. Научила нас святости в миру, показала, что служить ближнему можно не только в монашеских одеждах, но и в платье княгини, не только в великокняжеской приемной, но и на смиренном ложе болезни, не только в горячей молодости, но и в старческой немощи. Поэтому в киевских храмах должны быть иконы инокини Анастасии, а в киевских школах – ее портреты. Киевляне должны знать свою историю и лучших людей в истории Киева.

Подвиг великой княгини учит истинному евангельскому патриотизму – служению своему народу в усердном исполнении заповедей Христовых. Только тот патриотизм подлинный, который созидает и спасает человеческую душу. Патриотизм разрушающий и ненавидящий, постоянно ищущий врага и не замечающий недостатков своего народа, – это дьявольская подмена. Евангельский патриотизм творит волю Божию в недрах своего народа, прославляет имя Господа среди своей нации и далеко за ее пределами. Евангельский патриотизм превращает любой народ в народ Божий и дарит представителю любого народа куда более высокое имя – имя христианина. Тот англичанин будет лучшим англичанином, кто будет лучшим христианином. Тот американец станет лучшим из американцев, кто научится творить волю Божию. Так и великая княгиня в своем служении евангельского патриотизма спасла не только свою душу, но и тысячи вокруг себя, и стала лучшей из нас – гордостью святого города Киева. Она служила Богу через ближнего, и Господь превознес ее выше всех.

Память о святых женщинах, в земле Русской просиявших, – это не экскурс в прошлое, это взгляд в будущее. А будущее будет, если память о таких людях, как инокиня Анастасия, сохранится не просто как страница нашей истории, а как пример для подражания, образ, дорогой для сердца каждого русского человека, особенно для сердца русской женщины.

О, блаженная наша мати Анастасие! Якоже имела еси сердце твое преисполнено милосердия и любве Христовой, сице и нас научи Бога всем сердцем любити и к ближним нашим милостивыми быти.

Преподобная мати наша Анастасие, моли Бога о нас!

Икона преподобной Анастасии Патрикии - именная икона женщин по имени Анастасия, символ истиной веры, духовной чистоты. День памяти 23 марта.

В правление императора Юстиниана Великого в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию. Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:

Анастасия! непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!

Поразмысливши таким образом сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, - всё же прочее оставивши, - никем незамеченная отплыла в Александрию. Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком. Но возвратимся к первоначальной речи об Анастасии.

По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием. Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облёк ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвёл в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.

Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть всё это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слёзы, стенание, рыдание, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападение и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях?! Каким образом всё это отражала и побеждала и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями? Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.

Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу:

Святый отче! захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо - евнуха Анастасия.

Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:

Чадо! поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.

Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши всё необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил припавши на грудь евнуха плакал, говоря:

Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!

Блажен и ты, - отвечала на сие Анастасия, - новый Авраам!

Итак, - продолжал старец, - помолись о нас ко Господу.

Честный старец, - отвечала Анастасия, - в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.

Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, - продолжал старец.

Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:

Благослови сего моего ученика, а твое чадо.

Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, - сказала Анастасия, - знающий мои шаги в сей пещере и лишение жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илиин на Елисее!

Обратившись затем к старцу, евнух произнес:

Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.

Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала:

Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне.

После сего Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:

Господи в руки Твои предаю дух мой, - и с этими словами скончалась.

После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:

Чадо! одень брата.

Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело

Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.

Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:

Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?

Да, чадо, я знал это, - отвечал старец, - и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием - евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.

Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки. Аминь.

Преподобная Анастасия Патрикия

День памяти: 23 марта

(по новому стилю)

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из аристократической семьи. Благочестивая патрицианка была для многих образцом добродетели и пользовалась большим уважением императора Юстиниана (527 — 565). Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и отправилась в Александрию. Недалеко от города она основала небольшой монастырь и целиком посвятила себя Богу.
Через несколько лет император Юстиниан овдовел и решил разыскать Анастасию, чтобы жениться на ней. Узнав об этом, блаженная Анастасия немедленно направилась в далекий скит к авве Даниилу (память 18 марта) за помощью. Чтобы спасти Анастасию, старец облек ее в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, старец дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого у себя не принимать. Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В таком строгом затворе преподобная Анастасия прожила двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий.
Господь открыл блаженной день ее кончины. Узнав о близкой смерти, она написала об этом авве Даниилу несколько слов на черепке и положила его у входа в пещеру. Старец вскоре пришел и принес все необходимое для ее погребения. Он нашел святую подвижницу уже при смерти, исповедал и причастил Святых Таин. По просьбе аввы блаженная Анастасия благословила его и сопровождавшего его инока. Со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой», — святая тихо скончалась (+ ок. 567 — 568).
Когда была готова могила, старец дал ученику свою рясу и велел одеть усопшего брата. Одевая рясу, инок понял, что перед ним женщина, однако не посмел ничего сказать. Когда же, похоронив преподобную, они возвращались в свою обитель, ученик спросил авву, знал ли он, что мнимый брат — женщина, и старец поведал молодому монаху историю святой Анастасии. Позднее рассказ старца был записан и получил широкую известность.
Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Святой Софии.