Пещерные города в крыму. Пещерные города – самая загадочная достопримечательность Крыма

11 августа 2012, 10:11

Одним из первых жилищ человека стали пещеры. Люди использовали для жилья и укреплений эти естественные образования, так создавали и свои. В результате получившиеся пещерные города были очень необычными по своему внешнему виду. Некоторые из них существуют и успешно функционируют и в наши дни. Некоторые являются храмовыми комплексами с древних времён. Но большинство из них люди давно покинули. Но эти пещерные города отнюдь не остались мертвыми и забытыми. Тайны их не дают покоя современникам. Впереди большая и кропотливая работа археологов и реставраторов по изучению и сбережению этих свидетелей бурной и яркой истории. человечества. О самых известных подобных поселениях и пойдет речь ниже. Петра(Иордания)
Петра – главная достопримечательность Иордании, внесена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Петра - это город, высеченный в скалах, который за неповторимый оттенок скальных сооружений называют Розовым городом.
Петра находится в 3 часах езды от столицы Иордании Аммана. Петра – удивительный и, судя по всему, очень древний город. Считается, что около двух тысяч лет до нашей эры в эти земли пришли набатейцы.

Потом их завоевал Рим. В архитектурных элементах Петры искусствоведы находят памятники, которые могли принадлежать и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам.

Строительство двух цитаделей в самом сердце Петры приписывают крестоносцам. Но на самом деле, об этом древнем и таинственном городе ничего точно не известно. Эта загадочность и непередаваемая красота города привлекает путешественников со всего света.

Пещерные города Крыма Мангуп-кале, Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Качи-кальон, Челтер-коба и множество других - все эти замечательные памятники крымской античности и средневековья объединены общим названием - "пещерные города". Расположенные на высокогорных плато с загадочно чернеющими окнами пещер, они уже не одно столетие будоражат воображение путешественников, вызывая удивление и восхищение. Об их происхождении ходят самые противоречивые предположения. Мангуп-кале

Мангу́п-Кале - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица средневекового православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250-300 м и образующей плато площадью около 90 га. С трех сторон плато ограничено отвесными 70-метровыми обрывами. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отроги, из-за которых в плане Мангуп похож на четырехпалую кисть руки. О времени основания Мангупа нет единого мнения у его исследователей. Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на плато было поселение.

В обрыве южной стороны плато есть спуск к древнему пещерному храму. Спустившись, можно попасть на площадку, с которой каменная лестница приводит в обширный естественный грот, по сторонам которого расположены монастырские помещения.Сейчас в храме живут несколько монахов, проходят службы, восстанавливается его облик. Эски-кермен Этот один из значительных пещерных городов Крыма располагается южнее Бахчисарая, в двадцати километрах от Ялты. Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. В средние века он был крупным торговым и ремесленным центром местности, доминировуя в хозяйственном быте близлежащих населенных пунктов. Город Эски-Кермен был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы. Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами.
Чуфут-кале Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся и посещаемый из пещерных городов возле Бахчисарая. Первоначальное название города неизвестно, как не установлено и время его возникновения: одни исследователи считают 6 век, другие 10-12 века. Археологические раскопки свидетельствуют, что в 6-8 вв. в балке Майрам-Дере жили аланы – сарматское племя, проникшее в Крым в 1 в. н.э.

Плато возвышается на 200 м над ущельем, с трех сторон имеет обрывистые скалистые склоны, а с четвертой, восточной стороны седловиной соединено с горой Бешик-Тау. Крепость Чуфут-Кале была хорошо укреплена. Однако в 1299 г. во время очередного набега на Крым войска Ногая осадили город. Им удалось пробить стенобитными машинами большой проём в южной части оборонительной стены и ворваться в крепость. Жители почти все были уничтожены. Позднее оборонительные сооружения были восстановлены. Восстановленная часть крепостной стены заметна и сейчас. Позднее, с образованием Крымского ханства, город стал татарской крепостью и получил название Кырк-Ер – Сорок укреплений. Сюда была перенесена ставка первого крымского хана Хаджи-Давлет-Гирея. Восточнее крепостной стены татары поселили караимов (тюрки по происхождению, последователи ветхозаветной Библии), живших в прилегающих долинах. Те, в конце 14 - начале 15 в., воздвигли для защиты своего поселения ещё одну, Восточную оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. После ухода татар в Бахчисарай караимы остались в пещерном городе, который получил новое название – Чуфут-Кале – Иудейская крепость.
После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Тепе-кермен Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 535м над уровнем моря и 225м над окружающей местностью в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м. Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов. Пещеры словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину. Помимо одиночных встречаются и "квартиры" из 2, 3 и даже 4 помещений, связанные между собой. Верхние пещеры у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на врага. На плато встречаются выбитые в камне погреба и высеченные в скале цистерны для хранения воды. Пещеры нижнего и среднего этажей использовались как загоны для скота и для других хозяйственных целей. Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу Ногая в 1299 году. Качи-Кальон
Качи-Кальон расположен южнее Бахчисарая в долине реки Кача. Огромный скальный массив Качи-Кальон с природными гротами по своим очертаниям напоминает нос огромного, плывущего корабля.

Установлено, что по-началу здесь было небольшое сельское поселение,основанное готоаланами или потомками тавроскифов в начале нашей эры, при котором вскоре возводится укреплённое убежище, это дало повод называть памятник городищем. Позднее возник относительно небольшой православный монастырь, который просуществовал вплоть до 1921 г.
К сожалению, Качи-Кальон почти не изучался, и все то, что уже сделано археологами, пока всего лишь разведки. Поэтому так спорны суждения исследователей, основанные, главным образом, на общих и достаточно субъективных впечатлениях от этого огромного археологического памятника.
Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии построена в VIII - IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 года, до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен.
Челтер-коба
Монастырь Челтер-коба расположен в Бельбекской долине, в обрыве мыса Ай-Тодор.
Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе одного пещерного храма. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. здесь были проведены археологические исследования. Монастырь выглядит единовременным комплексом, без следов значительных ремонтов и перестроек. Скорее всего, обитель была основана в XIV-XV вв. на северной границе княжества Феодоро. Современные обитатели приспосабливают пещерные помещения для нужд монастырской жизни – делают перегородки, дополнительные пристройки, что далеко не всегда благоприятно влияет на сохранность скита, являющегося объектом культурного наследия общенационального значения.
Мира Ликийская(Турция)

Мира Ликийская – древний город (современное название - Демре), затерявшийся между эпохами и народами, некогда населявшими эту землю.
Ликийцы, индоевропейский народ, населявшие юго-западную часть Анатолии, принадлежат к числу недостаточно исследованных народов древности. Эта местность согласно надписям на ликийском языке именуемая Термиллой, была обитаемой за несколько тысяч лет до нашей эры. Сама Мира была основана примерно в V веке до н.э., и одной из достопримечательностей города являются знаменитые скальные захоронения - высеченные в скале гробницы древних ликийцев.
Находятся они на отвесном срезе скалы, которая буквально изпещрена этими «пещерами». У ликийцев существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Каждая гробница с внешней стороны пышно украшалась барельефами и резьбой, по которым можно определить, - чем занимался усопший при жизни… А рядом со скальными гробницами находится римский театр, архитектура которого и в особенности красота скульптурных барельефов, говорят о прекрасном художественном вкусе местных мастеров.

Вардзия и Уплисцихе(Грузия) Одна из самых интересных достопримечательностей Грузии – пещерный город Вардзия. Древнее сооружение представляет собой целый комплекс коридоров и комнат, выдолбленных в каменной породе почти тысячу лет тому назад. Пещерный город находится на юге Грузии, всего в 6 километрах от границы с Турцией. История Вардзии начинается в конце XII века.
Вардзия представляет собой настоящий подземный город с множеством тоннелей, лестниц и проулков. Внутри скалы нашлось место не только для монастыря, но и для нескольких библиотек, бань и множества жилых построек. Настоящий муравейник!

Всего в Вардзии насчитывается свыше 600 различных помещений, которые протянули вдоль горы на расстояние более километра, а весь подземный комплекс уходит в глубину горной породы на 50 метров! Всего в пещерном городе 13 этажей, и к каждому проведён водопровод. В случае нападения врагов, в городе-крепости могло одновременно укрыться до 20 тысяч человек, а благодаря трём потайным ходам обороняющиеся могли наносить неожиданные удары по силам противника.
Долгое время пещерный город находился в запустении, однако в конце прошлого века Вардзию снова восстановили, а монашеская жизнь в нём возобновилась. На данный момент в монастыре древнего города проживает порядка 10-15 монахов. Уплисцихе В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире - древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Уплисцихе - дословно: крепость владыки; один из политических центров Восточной Грузии античной эпохи.
Наскальные сооружения здесь относятся к очень древнему доантичному и античному периодам. Часть комплекса доэллинистического периода и довольно точно датируется VIII-V вв. до н. э., часть значительно более древняя. Это был крупный языческий центр, а после принятия Грузией христианства в IV веке, к IX веку становится одним из важнейших городов страны. Именно в IX веке на месте бывшего языческого храма Солнца была построена христианская кирпичная церковь-базилика.
Недалеко от церкви сохранился алтарь IV-V в. до н.э. и высеченный в камне крест раннехристианского периода. В город с реки ведет высеченная в камне широкая дорога. Из центра с площади расходятся оборудованные системой канализации улицы.
Сохранились жилые и хозяйственныее помещения, винохранилища, фрагменты крепостных стен и храмы VI-VII и X-XI веков, потайной подземный ход, приводящий к реке, а также глубокие 8-метровые колодцы-тюрьмы (VI-VIII вв.). Среди прочих уникальных экспонатов, можно увидеть винодавильню которой 8 000 лет. Это самая древняя, сохранившаяся до наших дней, винодавильня в мире. Пещерный город Арбель(Израиль) Арбель - это местность в Галилее. Природная красота долины Арбель прекрасно сочетается с богатейшей историей этого края. Гора Арбель – возвышается на 380 метров над озером Кинерет и на 180 метров над уровнем моря. Из скал горы бьет источник Арбель. У подножия горы Арбель – находится Вади Хамам, что в переводе означает “Ручей голубей”. Множество голубей укрываются среди скал, в пещерах.
Отвесные утёсы, окружающие реку, испещрены по всей длине с обоих сторон некогда обитаемыми пещерами. Укрепление представляет собой группу пещер, расположенных в трёх ярусах, соединённых лестницами и переходами. Кое-где находим складские помещения и емкости для воды. Эти сооружения всегда оштукатурены изнутри. Наверняка была система сбора дождевой воды. Спускаясь с горы по красивейшему пешеходному маршруту, туристы попадают в развалины крепости, вырубленной в отвесной скале; там, в пещерах нашли свое укрытие вооруженные повстанцы, восставшие против Ирода Великого в 39 г. до нашей эры. Римляне долго не могли с ними справиться, пока не спустили с горы на тросах большие деревянные клети с воинами, и, только тогда, уничтожили повстанцев. В последующие века там прятались жители Галилеи. Естественная неприступность пещер дополнялась достроенными стенами, делающими пещерную крепость очень крепким орешком для осаждающих. Хорошо видны следы более поздней достройки 16 -17 веков. Эти работы велись здесь по приказу друзских правителей из династии Ман, которые владели этим районом во времена Турецкой империи. Крепость сильно разрушена и это придаёт своеобразное очарование прогулке по ней. Матера (Италия)
Город Матера, Италия – древнейший населенный пункт на юге страны, расположенный в области Базиликата и являющийся самым хорошо сохранившимся примером пещерного поселения. По степени ценности для мировой науки и культуры Матере можно присвоить первое место среди всех подобных поселений Средиземноморья.

Особенность этого города, жизнь в котором уникальным образом приспособлена к местному ландшафту, заключается в том, что первые поселения здесь датируются еще временами палеолита.

В 1993 году город Матера (Италия) был занесен в список ЮНЕСКО в качестве объекта Мирового культурного наследия. На экскурсии по городу можно увидеть кажущиеся фантастическими дома-пещеры, вырубленные непосредственно в толще скальной породы и именуемые сасси («камни»). Если верить ученым, то возраст самых древних сасси насчитывает семь тысячелетий. Есть здесь и более «молодые» сооружения, о времени возведения которых свидетельствуют церкви, построенные предположительно в 6 веке.
Стены и потолки некоторых церквей в этом «пещерном» городе украшены сохранившимися до наших дней фресками 11-12 веков. В Матере и её окрестностях снята большая часть фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Учхисар в Каппадокии(Турция)
Уникальные горы вулканического происхождения покрывают всю площадь Каппадокии. Это осадочные горные породы туфа, их достаточно легко обрабатывать, что и позволило местным жителям прорубать в них дома и создавать целые пещерные поселения. Первые такие жилища появились здесь еще несколько тысяч лет назад. Одной из самых населенных деревень пещерного типа является Учхисар. Хотя большая часть современных жителей уже успела перебраться в новые благоустроенные дома, прорубленные в пещерах жилые помещения по–прежнему имеют своих жильцов. Некоторые пещеры используются как склады и хранилища, но в других живут люди. Многие пещерные квартиры имеют современные кирпичные пристройки. Хозяева прорубленных в скалах квартир охотно показывают их туристам, продают сувениры, что и является для них своеобразным туристическим бизнесом. Рядом со старинной пещерной деревней мирно соседствуют современные дома.
Цапаранг в Тибете В 250 км от подножия горы Кайлас, на огромном плато, на берегах реки Сатледж лежат величественные развалины некогда могущественного королевства Гуге.
Древние руины лежат в окружении испещренных эрозией и временем желто-коричневых скал, и вся местность представляет собой огромную безжизненную пустыню. По некогда оживлённой дороге, в древности связывающей Тибет с Индией и Туркестаном, шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайласу.
Королевство Гуге занимает территорию вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Къюнглунг (долина Гаруды) до индийской границы. Весь районКоролевство Гуге представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах красного песчаника. В древних источниках первые сведения о населенных городах в этом районе относятся к 2800 году до н.э. Цапаранг- разрушенная столица древнего царства Гуге. В 1685 году Цапаранг был завоёван мусульманами. Город подвергся серьёзным разрушениям. Но особенно серьезные разрушения были нанесены городу во времена правления Мао Цзэдуна во время Культурной революции в Китае: были разрушены многие храмы, статуи и сооружения. Пещерные храмы Индии Пещеры Эллоры
Считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра. Все пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве.
С точки зрения датирования времени создания отдельных храмов и монастырей, для ученых Эллора вероятно является одним из самых проблемных объектов среди всех пещерных сооружений Индии.


Пещеры Аджанты
Пещеры Аджанты вырублены в отвесных гранитных скалах, в ущелье высотой 22 м. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий – в III–VII в. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры были обнаружены случайно в 1819 г. Один английский офицер, охотившийся в горах, преследуя тигра, случайно заметил неясные очертания пещер.
Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты.
Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей искусства. Живопись Аджанты - уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории.
Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимосвязано - люди, боги и животные, небо и земля.
Пещеры Элефанта Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Элефанта вблизи города Мумбаи. Так называемый Город пещер содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В 1987 г. пещерные храмы на острове Элефанта вошли в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый впечатляющий среди этих памятников VII и VIII вв. – комплекс древних пещерных храмов с огромными изваяниями внутри. Главное зрелище здесь представляет пятиметровый массивный бюст трехголового Шивы, который воплощает в себе его ипостаси как Создателя, Охранителя и Разрушителя. «Пещеры Шивы», эти знаменитые древние пещеры острова Элефанта, вырублены в скале, составляя сакральный храмовый комплекс, посвященный богу Шиве. Меса-Верде(США) Меса-Верде - это название плато и национального парка, расположенного на нем, а не пещерного города. Как именовали свои поселения индейцы-анасази, предки пуэбло, никто и никогда уже не узнает. Собственно, и сами поселения остались бы неизвестными, если бы не упорство историков и археологов. В течение шестисот лет с XIII века, когда анасази таинственно исчезли из этих мест, до XIX, когда началось изучение района, на Меса-Верде не ступала нога человека.
До сих пор за плато и пещерными поселениями тянется шлейф загадочности. Но доподлинно известно, что архитектура анасази - это первый в Америке пример строительства «многоквартирных» домов: скальный део-рец в Меса-Верде насчитывает около ста различных помещений. Дворец расширяет трактовку термина «пещерный город»: это не система пещер, использовавшихся для проживания, а полноценное здание, целиком построенное внутри огромного грота, над скальным уступом.
Жизнь в Маса-Верде была непростая: из своих скальных домов на плато, где велось сельское хозяйство, индейцы выбирались по веревочным или деревянным лестницам, качавшимся над пропастью.

Пещерный город Кандован(Иран)
Расположенная в отдалённой северо-западной части Ирана, деревня Кандован известна не только красотой окружающей природы, но также и уникальным жильём местных жителей.
Большинство домов здесь вырезаны в пещерах в форме конуса, сформированных вулканической лавой и пеплом. Общий пейзаж напоминает гигантскую колонию термитов. Жители Кандована утверждают, что их деревне более 700 лет.

В течение многих лет люди расширили свои жилища. Теперь пещеры разделены на несколько этажей, в них находятся такие помещения, как сараи, чуланы, стоила для животных.
В некоторых даже есть подъезды, окна и двери, а также лестничные пролёты, вырезанные в скалах. Пещеры являются одними из самых наиболее эффективных энергосберегающих жилищ в мире, обеспечивающих достаточную теплоизоляцию зимой и защищая от жары летом.

Сигирия(Шри-Ланка)
Сигирия - это древний город-крепость, построенный на скале. Сигиирия или Львиная скала - это главное достояние Шри-Ланки, ценнейший архитектурный и культурный памятник. Сама скала была образована из лавы крупного вулкана, который уже давно прекратил свое существование. С 200 метровой скалы открывается удивительный пейзаж: живописные сады, окружающие гору простираются на далекие километры.
История Львиной скалы начинается в 5 веке до н.э., приблизительно в это время здесь появился буддистский монастырь. Этот храм прекратил свое существование всего на 18 лет: с 477 по 495 год, а затем вновь был восстановлен и просуществовал до конца 14 века. Период развития Сигирии приходится на период правления короля Кассапы (477 - 495 года). Именно в этот короткий промежуток времени скала была преобразована в сложный город с дворцами, храмами, садами, фонтанами и оборонительными сооружениями.
Название "Львиная скала" также появилось при правлении Кассапы. Архитекторы Сигирии воплотили в жизнь грандиозную затею - центральный вход в город охранял огромный лев, высеченный из скалы, и чтобы зайти внутрь нужно было пройти через пасть каменного зверя. К сожалению, до наших дней "дожили" только лапы льва, но и они выглядят весьма внушительно.
Бамиан (Афганистан)
В свое время провинция Бамиан, расположенная в 225 милях от Кабула, привлекала к себе множество туристов. Север долины известен вырубленными в скалах огромными таинственными статуями Будды. Одна из них, 55 м в высоту, представляла собой самую большую статую Будды в мире. Во времена правления Канишки Великого Бамиан являлся значимым центром буддизма. Скульптуры божества, да и сама территория являлись священными. Священники создали тут множество келий, куда вели круглые отверстия в скалах.
Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы - исламские фундаменталисты - уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане. Силы Талибана умышленно взорвали статуи Будды, уничтожив главную гордость пещерного комплекса.
Пещерный храмовый комплекс Юньган(Китай)
Комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет.
Гроты Юньган вырублены в скале из пористого материала. Они протянулись на 1 км с востока на запад. В декабре 2001 г. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в «Список всемирного культурного и природного наследия».
В отличие от природной Пещеры Тростниковой Флейты, где рукотворной является лишь великолепная подсветка, оттеняющая красоты подземного мира, пещерные гроты Юньган – это полностью дело рук человеческих. Стоит только представить, какой труд бы затрачен, чтобы это уникальное место появилось, как невольно проникаешься уважением и неподдельными восхищением талантами древних мастеров. Матмата(Тунис) Туристов, побывавших среди пустынных холмов Матматы в центральной части юга Туниса потрясает вдохновенная экзотика "лунного пейзажа" этих мест. Миллионы жителей нашей планеты видели их, не подозревая, что это Тунис, потому что Джордж Лукас снимал здесь "Звездные войны", а Стивен Спилберг "Индиана Джонс. В поисках потерянного ковчега".
Но главная достопримечательность Матматы - берберские жилища.Дома матматских берберов напоминают скорее не пещеры, а лисьи норы - они имеют округлые входы и ветвятся внутри мягкой местной породы. Часто на дверных косяках изображаются рыбы и ладони - охранительные символы берберов. Войдя в «дом», попадаешь в просторный внутренний двор под открытым небом (собственно, это ещё не нора), а вот уже из него в разные стороны прорыты пещерные комнаты - спальни, гостиные, детские и кладовки.
В здешней мягкой породе легче строить жилища изнутри, чем возводить из неё жилые дома снаружи. Даже в самую испепеляющую жару внутри дома не жарко. Зимой стены прекрасно держат тепло, и жилище можно натопить ничуть не хуже, чем обычную квартиру.
Настоящей популярностью среди туристов тунисский пещерный город пользуется с тех пор, как одна из пещер «снялась» в роли дома Люка Скайуокера в "Звездных войнах".

А. ГЛАЗОВА (г.Санкт-Петербург)

С чем ассоциируется Крым? Конечно, с морем и горами. Крымские горы - это Главная гряда и скрывающаяся за нею Средняя гряда, где расположены удивительные пещерные города, остатки бурного крымского Средневековья. Описание пещерных городов появилось в трудах первых русских путешественников, заставших древние города и поселения уже мертвыми, их наземные постройки к тому моменту стерло время.

МАНГУП - ОТЕЦ ГОР

Средняя гряда Крымских гор. Каньон реки Кача.

Сохранившаяся на горе Мангуп высеченная в скале виноградодавильня.

Мангуп. Развалины княжеского замка.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Пещеры Дырявого мыса. 1. Лестница слева ведет в большое помещение, из него можно попасть в маленькие кельи. 2. На фото виден столб, о назначении которого спорят ученые.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Крепость Каламита, принадлежавшая феодоритам, и крепость Чембало, защищавшая генуэзцев.

Пещерный монастырь Челтер-коба.

Пещерный монастырь Шулдан. На снимке - площадка с гробницами.

Пещерный монастырь Шулдан. Полукруглый алтарь со ступенчатой скамьей.

В скале под развалинами крепости Каламита высечены пещеры Инкерманского монастыря.

Эски-кермен. Въезд в город - это все, что осталось от мощной стены с тремя воротами, расположенными друг за другом.

Эски-кермен. Вход в храм "Три всадника". Внутри храма сохранилась фреска, на которой видны Георгий Победоносец и всадник.

Чуфут-кале - южный фланг восточной оборонительной стены.

Южный вход в Чуфут-кале.

Мавзолей дочери хана Тохтамыша - Джанике-ханым (1437 год).

В долине реки Кача лежит пещерный монастырь Качи-кальон.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В этой скале вырублен Успенский пещерный монастырь. В последние десятилетия его восстановили, построили и эту часовню.

Церковь с баптистерием - уникальное сооружение города Тепе-кермен (его расцвет пришелся на XII-XIII века).

В обрыве Баклинского плато обосновался город земледельцев и виноградарей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся ямы для продуктов и многочисленные давильни для винограда.

Средняя гряда Крымских гор значительно ниже Главной, и горы здесь похожи на застывшие волны: один склон пологий, другой - крутой. Такая форма называется "куэста". На плоских вершинах куэст еще в IV-VI веках начали возникать поселения, некоторые из которых затем превратились в крепости. Именно в это время появились первые укрепления и на горе Мангуп. В более поздние времена ее величественные очертания породили у татар второе название горы - Баба-даг, в переводе на русский - Отец гор. Турецкий путешественник Эвлие Челеби писал о Мангупе в 1666 году: "Раскинулась эта скала как плоская равнина.., а вокруг нее зияют пропасти в тысячу аршин - настоящие бездны ада! Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью..."

Во второй половине VI века на Мангупе выросла мощная крепость Дорос. Этот пограничный пункт Византийской империи предназначался для защиты рубежей от степных кочевников. В конце VIII века, когда большая часть Крыма находилась под властью Хазарского каганата, крепость Дорос превратилась в очаг антихазарского восстания - его возглавил архиепископ Иоанн Готский. Однако восстание жестоко подавили, о чем свидетельствует слой пожарища, обнаруженный археологами.

В Х веке Хазарский каганат прекратил свое существование, и Мангуп снова стал византийским. В это время многие местные жители занимались виноградарством и виноделием. На Мангупе сохранились виноградодавильни, высеченные в скале. Их легко узнать по двум резервуарам, соединенным желобком: в большем резервуаре толкли виноград, в меньший - стекало сусло.

Самые яркие страницы истории Мангупа пришлись на XIV-XV века. Тогда плато превратилось в столицу могущественного княжества Феодоро, во главе которого встали выходцы из Византии - династия Гаврас. До сих пор на Мангупе возвышаются руины княжеского замка и фрагменты крепостных стен.

Свое название княжество получило по имени Феодора Гавраса. Известно, что во второй половине XI века он правил Трапезундом (ныне это территория Турции), не жалел денег на поддержку монастырей, некоторое время жил отшельником в горах, затем возглавил борьбу против турок-сельджуков, был взят в плен и казнен, когда отказался принять магометанство. Греческая церковь чтит Феодора Гавраса под именем святого Феодора Стратилата ("стратилат" означает "воевода"). Племянника Феодора Стратилата, Константина Гавраса, в середине XII века попавшего в опалу при византийском императоре, сослали в Крым. Именно его потомки и объединили земли вокруг Мангупа в княжество Феодоро.

Княжество, лежавшее между татарскими владениями (они занимали степной Крым) и генуэзскими колониями, растянувшимися по южному и восточному побережьям, стало оплотом крымского православия. В обрывах Мангупского плато были высечены церкви и кельи нескольких монастырей. Один из них расположен в оконечности так называемого Дырявого мыса. (Он и вправду выглядит дырявым, так как противоположные стенки одной из пещер обвалились и образовалось сквозное отверстие.) Лестница, прорезанная в скале, ведет в большое помещение, из которого прорублены входы в маленькие кельи, не имеющие окон. Выдалбливая в скале этот комплекс, древние строители вырезали в большом помещении вертикальный столб, назначение которого до сих пор неясно. Однако туристов привлекает гулкий звук, наполняющий пещеру при ударе по нему.

Во второй половине XIV века княжество Феодоро стало для генуэзцев серьезным конкурентом в средиземноморской торговле. В ясную погоду с вершины Мангупа на западе видно море. Там, в Севастопольской бухте, располагался порт феодоритов, защищенный крепостью Каламита. Неподалеку, в Балаклаве, находилась крепость Чембало, принадлежавшая генуэзцам. Такое противостояние - свидетельство напряженных отношений соседей.

Княжество Феодоро, надежно защищенное от соседей - татар и генуэзцев, оказалось неспособным противостоять туркам-османам, нагрянувшим в Крым в 1475 году. Разгромив все крепости, и феодоритов и генуэзцев, турки окружили Мангуп. Осада длилась несколько месяцев, не принося результатов. Наконец османские воины пошли на хитрость: они имитировали отступление и тем выманили князя Александра с дружиной из города, а потом внезапно напали на них. Преследуя княжескую дружину, турки захватили Мангуп, разорили и сожгли город. Княжество Феодоро превратилось в кадылык - округ Османской империи.

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ ФЕОДОРИТОВ

На территории княжества Феодоро, в обрывах куэст, еще и сегодня можно увидеть несколько пещерных монастырей. Долгое время историки считали, что их появление - результат иконоборческой политики византийского императора Льва III Исавра: в 730 году он объявил почитание икон идолопоклонством. И тогда часть монахов, несогласных с политикой императора, укрылась в Крыму от его гонений. Однако последние археологические исследования показали, что не все пещерные монастыри относятся к VIII веку. Монастыри Челтер-коба, Шулдан и Чилтер-Мармара появились только в XIII. У них не было серьезных укреплений, да и располагались они вблизи дорог, так что монахи, видимо, чувствовали себя здесь хозяевами положения.

Возможно, именно монастырь Шулдан являлся одной из резиденций митрополита. В просторном пещерном храме монастыря сохранился полукруглый алтарь со ступенчатой скамьей. В центре алтаря видны прорубки для престола. Перед алтарем вырезаны гробницы. Еще несколько лет назад храм посещали только редкие туристы и местные мальчишки. Летом 2001 года на месте престола появился плоский камень, а в нише для образа - маленькие современные иконки и оплавившаяся свечка. Кто-то здесь совершал службу...

В скале, на которой возвышаются развалины крепости Каламита, высечены пещеры Инкерманского монастыря. Пережив многочисленные периоды расцвета и спада, теперь он стал действующим. Проезжающим мимо него курортникам бросаются в глаза прижавшаяся к скале церквушка и встроенные в стену обрыва балкончики.

По преданию, первый пещерный храм в Инкермане высек третий епископ Рима святой Клемент, сосланный в I веке в Крым за проповедь христианства. Но и в Крыму он собрал небольшую общину и продолжал проповедовать. В 1634-1635 годы священник Иаков, посетив Крымское ханство в составе русского посольства, описал Инкерман как место, где в древности процветало христианство. Он рассказал, что русские послы нашли здесь мощи неизвестного святого и хотели перевезти их на Русь. Святой явился к ним во сне и заявил, что хочет "по-прежнему зде учинити Русь".

Через 150 лет Екатерина II присоединила Крым к России.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Недалеко от Мангупа находится еще один большой пещерный город - Эски-кермен. Его первые оборонительные стены были возведены в VI веке, одновременно с мангупскими. В этом укреплении располагался гарнизон, набранный византийскими властями из местных жителей для защиты подступов к Херсонесу, крупному порту империи. Эски-кермен много раз подвергался набегам кочевников, был он и под властью Хазарского каганата. Сейчас въезд в город выглядит открытым и незащищенным, а когда-то здесь проходила крепостная стена с тремя воротами, расположенными друг за другом. Над главными воротами возвышалась башня. Несмотря на сложность и кажущееся совершенство оборонительной системы, ее разрушали еще в раннем Средневековье, возможно, при подавлении антихазарского восстания. Теперь о былой неприступности Эски-кермена напоминают лишь пещерные казематы, тянущиеся цепочкой вдоль обрыва.

Но вернемся к его лучшим временам. К XII веку Эски-кермен превратился в крупный торговый и ремесленный центр. Имел он тогда, видимо, и большое культурное значение - о том свидетельствует несколько пещерных храмов. Один из них высечен в отколовшейся от скалы глыбе. В этом храме старательно вырезан не только алтарь, но и ризница, в которой древние служители культа хранили предметы, необходимые для священнодействия. Сегодня храм носит название "Три всадника" - по сохранившейся внутри фреске.

В центральном всаднике, поражающем копьем змия, легко узнать Георгия Победоносца. Относительно других воинов есть лишь предположения. К сожалению, сейчас правая фигура сильно разбита, а между тем именно она представляется наиболее загадочной. За спиной всадника на крупе коня раньше просматривалось изображение мальчика. Прорезанные в полу гробницы, одна из которых явно детская, наводят на мысль, что с Георгием изображены местные святые, павшие при защите города и погребенные в храме. По другой версии, все три всадника изображают Георгия Победоносца. Левый воин с поднятым копьем - образ надежного защитника; правый - Георгий, спасающий из плена отрока, просившего в молитвах о помощи.

Поклонение святым воинам не уберегло жителей Эски-кермена от нападения татар. В 1299 году на Крым обрушились полчища темника Ногая. Город прекратил существование в то время, когда княжество Феодоро только набирало силу. Некоторое время на плато еще теплилась жизнь, но набег эмира Едигея в 1399 году нанес последний удар по Эски-кермену.

В 1578 году Эски-кермен посетил основоположник крымоведения Мартин Броневский. Картина, увиденная им, уже тогда мало отличалась от нынешней. Осмотрев пустынное плато с поросшими кустарником руинами домов и развалинами базилики, Броневский отметил: "...это место было некогда значительным и важным".

"ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД" И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Не только в княжестве Феодоро расположены пещерные города. Мягкий известняк Средней гряды прекрасно подходит для создания пещерных сооружений, и местные жители этим пользовались.

Самый посещаемый ныне туристами пещерный город Чуфут-кале лежит на окраине Бахчисарая. Еще 150 лет назад он был обитаем. В нем жили караимы (или караиты, карай) - этнос, сформировавшийся из потомков древнего коренного населения Крыма (киммерийцев и тавров) и хазар. От Хазарского каганата караимы переняли иудейскую религию, но священным писанием они признают только Пятикнижие Моисея (Тору) и отвергают Талмуд. Язык караимов близок к крымско-татарскому.

И. М. Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в начале 20-х годов XIX века, восхищаясь восходящим к небесам плато Чуфут-кале, назвал его "воздушным городом". Он записал: "Жилища караимов подобны орлиным гнездам на вершине крутой, неприступной горы... Чуфутские караиты ежедневно спускаются из гнезд своих в Бахчисарай, там целый день упражняются в ремеслах, в торгах; и лишь ночь наступает, возвращаются в домы свои..." Сейчас караимы рассеяны по всему Крыму. Как народ они на грани исчезновения: их осталось примерно 800 человек.

Чуфут-кале не похож на другие пещерные города - здесь еще сохранились многие наземные постройки: крепостные стены, башни, молитвенные дома караимов - кенассы и мавзолей дочери хана Тохтамыша, Джанике-ханым, датированный 1437 годом.

Джанике была женой эмира Едигея и стала заметной политической фигурой в распадающейся Золотой Орде. С ее именем связано несколько легенд. По одной из них, Джанике, стремясь помочь осажденному Чуфут-кале, всю ночь носила воду из потайного колодца в город. Кроме нее, тонкой как тростинка, никто не мог пробраться по подземному ходу к колодцу. Наутро обессилевшая Джанике умерла. Летом 2001 года спелеологи расчистили часть подземного хода, упирающегося в колодец, который расположен за пределами города. Ход имеет заваленное камнями ответвление, возможно, выходящее на плато. Если ход действительно соединяет город с колодцем, то легенда обретает реальность.

В скале напротив Чуфут-кале расположен Успенский пещерный монастырь. Вероятно, его основали монахи из Чуфут-кале, когда в середине XIV века город захватили татары. В Крымском ханстве Успенский монастырь был резиденцией митрополита и почитался не только среди христиан. Сохранились сведения, что крымский хан Хаджи-Гирей молился здесь о помощи в военных действиях. Видимо, Пресвятая Богородица услышала его, и династия Гиреев оставалась у власти еще 300 лет.

После присоединения Крыма к России в 1783 году Успенский монастырь посетили почти все наши венценосцы - Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. В советские времена монастырь пришел в упадок, но за последние годы его отстроили.

В ДОЛИНАХ КАЧИ И БОДРАКА

Пещерные города лежат в основном в долинах рек. Крупный российский этнограф П. Кеппен в 1837 году писал: "Проехав под навесом скалы, находишься в очаровательной тесной долине, где... пещеры, на вершине горы изрытые, свидетельствуют о заботливой деятельности каких-то неведомых жителей, подвизавшихся здесь неизвестно за что".

Речь идет о долине реки Кача и о пещерном монастыре Качи-кальон. Здесь можно видеть остатки церквей, но наибольший интерес вызывает огромное количество (примерно 120) виноградодавилен. Некоторые исследователи относят расцвет винодельчества ко времени Хазарского каганата (к VIII-Х векам). Монастырь же появился в этом месте не ранее XI века и продолжал действовать, получая материальную помощь от Русского государства даже после того, как Крым захватили турки. Это произошло в конце XV века, и постепенно пещерные монастыри пришли в запустение. В последующие столетия сюда забредали лишь пастухи с козами и овцами, спасаясь в прохладных пещерах от палящего солнца.

Выше по Каче находится гора-останец Тепе-кермен. Расцвет города, раскинувшегося на его вершине, приходится на ХII-ХIII века. Уникальным сооружением Тепе-кермена можно назвать "Церковь с баптистерием". Своим названием она обязана необычной крестообразной форме купели. Просторные размеры церкви позволяют предположить, что она и служила главным культовым центром города. В церкви и вокруг нее высечено много гробниц, однако, как и в других пещерных городах, все они были вскрыты и разграблены задолго до появления в этих местах путешественников - истинных любителей истории, стремившихся проникнуть в прошлое Крыма.

В долине Бодрака, в обрыве Баклинской куэсты, различимы пещеры еще одного городища. Это поселение земледельцев и виноградарей, ставшее в Х-ХIII веках малым городским центром. Баклинское плато из двух ярусов оказалось хорошим убежищем: местные жители строили дома на нижнем ярусе, а верхний прикрывал город со стороны степи и делал его незаметным для кочевников.

Бакла расположена на окраине Средней гряды. С ее вершины видны далекие дома Симферополя и раскинувшаяся до горизонта степь, горная страна Средней гряды и нежно-фиолетовые силуэты Главной гряды. Здесь ощущается вся многогранность Крыма. На этом маленьком клочке земли переплелись разнообразные ландшафты, культуры, эпохи...

Фото автора.

Пещерные города Крыма манят и притягивают своей загадкой. Кто эти мастера, которые строили эти дивные переходы, вытачивали целые храмы в глыбах скал и создавали такие вечные шедевры?
Пещерные города встречаются в разных уголках планеты: в Тунисе, в Китае, в Чили, в Турции, в Грузии и т.д. И есть такие же пещерные города и в Крыму. Стоит отметить, что на полуострове Крым существует несколько пещерных городов, которые были построены в разные времена и разными народами. Но объединяет их все тот же талант мастеров, которые ценой огромного труда создавали такие сооружения.

Чуфут-Кале: ханский город

Как добраться: Находится Чуфут-Кале в 3,5 километрах от Бахчисарая. Добраться до Чуфут-Кале очень легко можно проехаться на маршрутном такси, которые курсируют до этого места, или же пройтись по ул. Речной, минуя Успенский монастырь.

Чуфут-Кале

Всего в трех километрах от Бахчисарая расположен удивительный город в скалах — Чуфут-Кале . Здесь можно увидеть как комплексы пещерного города, с галереями, вырезанными в скале ступеньками и пещерными храмами, так и отдельные строения, построенные в разные эпохи. По мнению исследователей, это поселение основали аланы в V-VI веках, как оборонное сооружение на границах Византийской империи.

По мнению ученых это и есть город Фуллы, упоминания о котором можно встретить в разных источниках. Но затем город перешел в руки кыпчаков, называвших это место Кырк-Эр, которые точно так же оставили город после нашествия Ногая в 1299 году. В период Золотой Орды здесь была столица Крымского Ханства. Город активно развивался и укреплялся. Именно в этот период построены башенные укрепления, крепостные стены, промышленные постройки и даже монетный двор, что говорит о особом статусе поселения. В то же время в городе начали поселяться караимы. Город начал называться Чуфут-Кале и стал резиденцией первых Крымских ханов.

Но со временем в долине был основан город Салачик (сегодня предместье Бахчисарая), где построили ханский дворец и сюда переехал весь двор. Чуфут-Кале еще некоторое время оставался вооруженным форпостом, где мог спрятаться хан во время опасности, но все же город постепенно вымирал. Долгое время здесь оставались лишь караимы, но затем и они ушли, оставив на память лишь несколько восхитительных кенас в стенах Чуфут-Кале.

Мангул-Кале: каменная столица

Как добраться: Для тех, кто хочет посетить Мангул самостоятельно, удобнее всего добираться из Бахчисарая. Доехать до поселка Сала Ходжа и дальше пешком в горы по тропе.

Между Севастополем и Бахчисараем в прекрасном и живописном месте возвышается гора Мангул. С высоты птичьего полета Мангул напоминает лилию, благодаря огромному плато на вершине. Именно здесь и была построен Мангул-Кале — столица Феодоро, первого христианского княжества на Крымском полуострове. Существовала княжество в период расцвета Византийской империи VI-XV, а затем вслед за ней пало. Хотя совсем недавно археологи обнаружили в этом месте остатки поселений, которые датируются I тыс. до н.э. То есть люди облюбовали это плато еще в эпоху неолита.
Стоит отметить, что это самый большой пещерный город Крымского полуострова, который располагался на территории около 90 га. Это была огромная неприступная крепость на скалах. Сама природа позаботилась о безопасности этого места. Как столица княжества город был самодостаточным. Здесь были промышленные производства, монетный двор, городская тюрьма, княжеские хоромы, защитные башни, христианские храмы и другие постройки. Город был обеспечен водой, а это самое главное условие в те времена.

Княжество Феодоро было довольно известным во времена своего расцвета. Послы Феодоро были не только в Византии, но и в Московском княжестве и дети из знатных семей обоих государств приезжали в княжество на службу. Последним князем Феодоро стал Александр, которого казнили турки после захвата и разгрома Мангул-Кале в 1475 году. Но даже после падения Феодоро город еще триста лет продолжал существовать, сначала как турецкая крепость, затем как российская. Но все же Мангул-Кале постепенно превращался в город-призрак, и сегодня это довольно разрушенный, но все еще такой величественный форпост, который с высоты взирает за суетливой жизнью людей.

Экси-Кермен: самый «пещерный» город Крыма

Чтобы добраться до Экси-Кермена нужно выйти в с. Залесное около Бахчисарая. На автомобиле лучше добираться через поселок Красный Мак.

В шести километрах от села Залесное есть еще один пещерный город, который стоит обязательно посетить, если вы приехали в Крым. Это Экси-Кермен. В переводе название города означает «старая крепость» и действительно первоначальное задание города было в охране подступов к Херсонесу. Это была укрепленная крепость с массивными городскими стенами, крепостями и валами. Стоит отметить, интересное решение строителей, которые в скалах выдалбливали продольные постели, на которых и возводили стены.
Но в 1299 году Золотая Орда под предводительством Ногая разрушила город, до основания, уцелели лишь пещерные комплексы. Дальше Экси-Кермен существовал уже как открытое поселение. Практически все постройки были двухэтажными. Первый этаж это была пещера, выдолбленная в скалах, которая использовалась для подсобных и хозяйственных нужд, а второй этаж надстраивался из камня или дерева. Причем практически все дома были с балконами.
До наших времен сохранился именно пещерные постройки, а это около 350 пещер в черте города и еще 50 вокруг поселения. Такого большого пещерного комплекса в Крыму больше нет. Особый интерес вызывает Храм Трех Всадников. Это выдолбленное в полукруглой скале святилище, которое внутри украшено древними фресками с изображением святых и сцен из Ветхого завета. По мнению ученых в этих фресках таится загадка, которую пока не могут разгадать.
Также на территории Экси-Кермена до наших дней сохранились гробницы, вырубленные в скале и осадный колодец, глубина которого превышает 50 метров.

Тепе-Кермен: Крепость на вершине


Тепе Кермен

Как и многие другие пещерные города Крыма Тепе-Кермен выполнял оборонительные функции. Действительно разрушить, выдолбленные в скалах постройки не так просто и мало кому это удалось. А вот наземные сооружения страдали намного чаще. Тепе-Кермен строился с начала VI века н.э как приграничная крепость Византийских владений. Городище возвышается на 300 метровой скале, которая окружена отвесными скалами и лесом. Великие художники и писатели, которые здесь побывали сравнивают это место с огромным алтарем, который возвышается по среди долины.
Тапе-Кермен мало чем уступал Чуфут-Кале или Экси-Кермену.

О размерах города можно судить по пещерным комплексам, которые прекрасно сохранились до нашего времени. Самих пещер здесь около 250 и многие из них имеют несколько ярусов, которые соединяются, выдолбленными в скалах ступенями.

Расцвет города пришелся на XI-XIV века, но после нападения Золотой Орды в 1299 году, постепенно умирает. Хотя еще в XVI веке здесь функционирует пещерный монастырь.
Особый интерес вызывает пещерная церковь, с полукруглым алтарем и выдолбленным жертвенником. Стоилась церковь предположительно в VIII-IX веке. Особая ее примета — неправильной формы окна. Долгое время эти окна были одной из нерешенных загадок Тепе-Кермена, ответ на которую ученые получили случайно. Оказывается в день Пасхи, лучи восходящего солнца, проникая через эти окна образовывают на алтаре крест.

о на территории городища также обнаружены и дохристианские святилища, которые говорят о том, что люди здесь жили и задолго до прихода византийцев. История этого мало изученного комплекса, до сих пор полна загадок.

Кыз-Кермен: город легенд

Из Симферополя можно доехать до села Красный Мак, и выйти у памятника погибшим воинам. Дальше двигаться в сторону скал по грунтовой дороге.

Кыз-Кермен нельзя считать таким же пещерным городом как Тепе-Кармен или Чуфут-Кале. Во-первых этот город основан намного раньше чем другие. Первые поселения здесь были основаны скифами и таврами, которые облюбовали эту практически неприступную скалу, которая напоминает сковороду с вытянутой ручкой. Именно эта «ручка» и является единственным проходом на скалу, которая со всех сторон окружена отвесными скалами. А во вторых Кыз-Кермен, это одно из поселений которое не принадлежало Византийской империи, а было приграничным форпостом ее противников — Хазарского каганата.

Прямо напротив Кыз-Кермена расположена скала, где находятся остатки Тепе-Кермена и существует много легенд, которые объединяют эти города. В одной из них говорится о мосте, который был построен через ущелье, разделяющее эти поселения. Но в действительности такого быть не могло, и не потому что это не возможно было построить, а просто потому, что на время расцвета Кыз-Кермена о Тепе-Кермене еще никто не слышал. Еще одна загадка Кыз-Кермена обнаружена при раскопках остатков крепостной стены. Это скелет ребенка, которые замурован прямо между стенами. Считается, что это было жертвенное подношение и считалось, что такие духи будут охранять это место от вражеских набегов.

В Кыз-Кермене пещерных построек не так много — всего лишь три. Это военная сторожка, монашеская обитель и каменная цистерна для воды в одной из усадеб. Кстати, здесь нет таких осадных колодцев как в других городах. Но найдены источники в потайных гротах, которые до сих пор наполнены чистой водой. Вокруг этих источников найдены множественные остатки глиняных черепков, среди которых обнаружены остатки древнегреческих амфор, которые изготовлены еще две тысячи лет назад, а значит история Кыз-Кермена еще более древняя.

Рассказ о походе "Кыз-Кермен и Тепер-Кермен: покорение легенды"

Качи-Кальон: город в окружении виноградников

Качи Кальон

На самом деле сегодня здесь уже нет виноградников, но то, что тысячу лет назад их здесь было очень много свидетельствуют многие факты. Качи-Кальон — это необычный город, который нельзя ставить в один ряд с другими пещерными городами Крыма. Этот город никогда не выступал как оборонное сооружение. Конечно же, здесь были защитные стены и башни, но они служили лишь для охраны урожая города и соблюдения порядка.

Качи-Кальон — это был огромный комплекс по переработке винограда. А если проще сказать — первый завод. Практически в каждой пещере города, а их здесь около двухсот можно найти тарапаны — примитивные прессы по выжимке сока, выдолбленные прямо в скальной породе. Исследователи посчитали, что производственная мощность города, могла одновременное переработать около 250 тонн винограда, а если умножить это на весь сезон получаются очень внушительные цифры. В основном весь сок шел на экспорт, то есть это был такой промышленный город, который жил за счет торговли.

Если смотреть на Качи-Кальон снизу вверх нельзя не заметить множество камней, которые усыпают здешние холмы. Наверное здесь часто бывали обвалы или землетрясения, о чем свидетельствуют разброшенные куски скал с тарапанами, перевернутыми пещерами и даже остатками храмов. И, скорее всего, это и стало одной из причин, почему этот город опустел. Исследователи предполагают, что караимы, которые поселились в Чуфут- Кале пришли именно отсюда.
На территории города есть источник, который имеет название «святая Анастасия». Его вода считается целебной, особенно для женщин.

Экскурсоводы заканчивают экскурсии по Качи-Кальону в Большом Гроте, который имел особое значение для города. От него по узкой дорожке, ширина которой была всего 40 см. можно было пройти в Малый Грот. Существовало поверье, что пройти по ней, и не сорваться в пропасть мог только человек с чистой совестью. Но сегодня эта дорожка засыпана обвалом и попасть по ней в Малый Грот уже невозможно.

Рассказ о походе "От Качи-Кальона до Сюйреньской крепости"

Бакла: житница Крыма

Из Симферополя сюда можно добраться электричкой выйдя на станции Почтовая, далее пешком до пос. Скалистый.


Это пещерный город находится в стороне от известных туристических маршрутов на самой границе между горным и степным Крымом. Этот город не может похвастать своей неприступностью, но его уникальность в его неприметности. Действительно обнаружить поселение можно лишь. Только подойдя вплотную к его стенам.
Основная часть города расположена на широком плато, которое напоминает балкон над долиной.
Так чем же примечателен этот город? Он никогда не был военным поселением, и здесь не обнаружено никаких оборонных сооружений, что довольно странно ведь при любых стычках между горным и степным Крымом Бакла находилась на линии фронта. К тому же при исследовании древнего поселения обнаружено множество каменных пиний, выдолбленных прямо в скальной породе. Пиния — это огромный кувшин, сделанный из глины, который использовался в древности для хранения товаров. Каменные пинии в Бакле служили для хранения зерна. Вместимость каждого сосуда около двух тонн, а всего их обнаружено около 120. То есть запасы зерна, которые хранились в городе, были довольно внушительны.

Но загадки Баклы на этом не заканчиваются. До сих пор не ясно кто и когда основал это поселение. На территории Баклы обнаружено древнее святилище, стены которого испещрены непонятными знаками, крестами и языческими символами. Но в то же время обнаружен и древнегреческий храм с выдолбленными нишами для свечей, вокруг которых на древнегреческом языке написано: «Блаоухание свечей — радость».

Сюйрень: загадка белой крепости

Добраться до крепости Сюйрень можно на рейсовых автобусах который курсируют по маршруту Симферополь-Севастополь, доехав до села Малое Садовое. Подняться по направлению к пещерному монастырю Челтер-Коба и дальше по дорожке в горы, тропинка вас выведет прямо на плато.

Сюйреньская крепость строилась для укрепления границ княжества Феодоро, но не исключено, что здесь были и более древние поселения. Визитной карточкой этого, разрушенного на сегодня бастиона, является белая башня, которая возвышается на неприступном плато.
О крепости Сюйрень не так много сведений, до сих пор не установлено кто же все-таки разрушил этот город, хотя многие предполагают, что это произошло в период захвата Крыма Золотой Ордой в XIII веке. Здесь сохранились остатки крепостных стен, башен некоторые хозяйственные постройки, но самое главное удивительные виды, которые открываются с высоты этого плато.
Но как пещерный город Сюйреньская крепость интересна монастырским комплексом, который здесь располагается на шести ярусах. Долгое время монастырь был заброшен, но сегодня он постепенно оживает и восстанавливается.

Сегодня пещерные города Крыма стали одной из самых интересных достопримечательностей полуострова, которая привлекает ежегодно миллионы туристов. Посмотреть на эти сооружения и попытаться постичь их тайны туристы приезжают самостоятельно или же в составах туристических групп, где опытные экскурсоводы рассказывают о самых интересных фактах возникновения и жизни этих городов, и народов, которые здесь жили. Но самые упорные и любознательные приходят в эти города пешком, пытаясь окунуться в те времена полностью. Пешие экскурсии по пещерным городам Крыма это одно из популярных туристических направлений. Конечно же, такие «прогулки» требуют подготовки и не каждому они по силам, но именно эти, рассчитанные на несколько дней пешие туры дают возможность углубиться в ту эпоху и понять жизнь и быт крымских народов.
Пешие экскурсии также бываю разной сложности: однодневные и многодневные. Однодневные экскурсии обычно включают посещение одного или двух городов. А вот многодневные экскурсии включают посещение не только пещерных городов, но и достопримечательностей которые находятся по пути. Маршрут экскурсий разрабатывается с учетом остановок и уровня группы. Следует понимать, что пешая экскурсия, это не просто прогулка по Крыму, а довольно сложные переходы по горным дорогам, с рюкзаком на плечах. Некоторые агентства предлагают перевезти поклажу до следующей остановки на автомобиле, но даже в этом случае вам не придется идти налегке, так как с собой необходимо иметь запас воды, дорожную аптечку и другие необходимые вещи. Ведь дневные переходы с остановками занимают 8-10 часов. Но уж если вы решитесь на такой тур, незабываемые впечатления и море эмоций вам гарантированы.

Бронирование отелей в Ялте

Бронирование отелей в Феодосии

Бронирование отелей в Саки

Бронирование отелей в Тарханкут

ПОИСК




Пещерные города Крыма

Так называемые «пещерные» города и монастыри – самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились.

Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V–VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от этих набегов. В сооружении «пещерных» городов участвовала и Византийская империя, в сферу интересов которой входила Таврика.

А укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии, когда там, в период VIII–IX вв., шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями.

«Пещерный город» Чуфут-Кале

Возникновение укрепленного городища относят к VI в., а его основателями считают сарматское племя алан. С VIII в. городом владели хазары, а после их ухода город-крепость становится центром христианского Кырк-орского княжества. (Кырк-Ор – Сорок укреплений, тюрк.). В 1299 г. войска золотоордынского темника Ногая во время очередного набега на Крым раззорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIV в., в период правления золотоордыского хана Джа-нибека. он был окончательно захвачен татарами и стал центром золотоордынского бейлика. Позднее, с образованием Крымского ханства, город был временной столицей ханства. Здесь, кроме христиан и татар, стали селиться и караимы.

«Пещерный город» Эски-Кермен

Эски-Кермен находится недалеко от Мангупа в б км к от села Залесное (если идти пешком). Автомобилистам надо ехать через село Красный Мак.

Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном природой месте. Эски-Кермен переводится как Старая крепость. Плато окружено отвесными скалами. Кое-где сохранились остатки крепостных стен.

«Пещерный город» Мангуп-Кале

Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. Дорога туда ведет через село Красный Мак, потом через Залесное; далее проселочная дорога ответвляется влево, в долину, над которой высятся безошибочно узнаваемые издали мощные мысы Мангупа.

Мангуп находится на вершине плато, возвышающегося над уровнем моря на 584 м. Человек присмотрел это плато задолго до появления на нем крепости. На плато найдены следы стоянки человека времен неолита (первая половина I тыс. до н. э.) В III-IV вв. на плато поселяются Скифо-сарматы. Возведение первых укреплений датируется VI веком, но от этих первичных укреплений осталось очень мало следов. По мимо этого город был защищен самой природой. Отвесные скалы высотой до 70 м с трех сторон надежно защищали город. Первоначально город назывался Дорос.

Качи-Кальон расположен в 0,5 км к северо-западу от с. Баштановка, на правом берегу реки Кача.

Поселение возникло здесь в VI в., а монастырь появился позднее – в VIII–IX вв.

На восточных склонах Каминского ущелья вокруг монастыря располагалось средневековое поселение, и XIII в. он был разрушен татаро-монголами, большая часть пещерных сооружений расположена возле четырех больших гротов. У стен сохранилась небольшая каменная скамья, под самым потолком вырублен крест. Внутри Большого грота имеются пещеры, расположенные в тpex ярусах. На верхней площадке Церковного грота есть источник с водоемом. Этот источник почитают целебным и называют по имени святой Анастасии Узоразрешительницы. Позади источника в скале вырублены крест и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея. У входа в Церковный грот находится священная черешни Она имеет обхват ствола у земли 1,6 м, высоту 9 м, возраст 150 лет. О дереве упоминается уже в XIX в.

Сохранились церковь, высеченная в отдельном обломке скалы, многоярусные пещеры – бывшие часовни, кельи, хозяйственные помещения, виноградодавильни-тарапаны (их здесь около 120), вырубленные в скальном массиве. Впечатляет грандиозный куполообразный четвертый грот с пещерами и источником св. Анастасии. Всего здесь было около 150 пещерных помещений, соединенных между собой навесными лестницам-мостиками.

В пещерном монастыре можно увидеть: руины внешнего пояса оборонительных стен (X в.), пещерную церковь святой Анастасии и усыпальницы в отдельных глыбах камня (VIII в.), вырубленный в глыбе известняка храм святой Софии (XIII-XVIII вв.), различные хозяйственные постройки (VIII в.).

Византийская крепость VI-II К и в 2 км от села Кудрино. От Бахчисарая надо пройти 14 км на юго-восток, к горе Бешик-Тау. От источника, вытекающего у подножия этой горы, нужно свернуть влево и идти к востоку. Северные и западные склоны покрыты лесом, а на южном склоне находится множество пещер в нескольких ярусах.

Эта крепость-замок возникла в V-VI вв. и, по всей видимости, принадлежала местному феодалу.

Городище расположено на отдельно стоящей скале высотой 535 м. Название Тепе-Кермен в переводе означает «крепость на вершине». В обрывах скалы высечено около 250 пещер различного назначения. Располагались пещеры группами в два-четыре ряда по вертикали. На самом плато пещер меньше, и они видны только по кромке обрывов. Войти в крепость можно было на северо-западной оконечности плато, где была вырублена узкая дорога. Оборонительные сооружения состояли из двух линий. Общая площадь городища 1,4 га. С плато Тепе-Кермена хорошо видны купола Крымской обсерватории.

Наиболее интересные объекты для осмотра: культовые и хозяйственные сооружения VIII-XIV вв., пещерный храм во имя святых Константина и Елены XI-XII вв., пещерная церковь с баптистерием V-VI вв.

Кыз-Кермен

Убежище и укрепленный город X-XIII вв. Находится в 2,5 км к северу от с. Кудрино, рядом с Тепе-Керменом, памятники разделяет глубокая балка.

Город занимал значительную площадь и имел все предпосылки стать значительным и крупным торгово-ремесленным центром того времени. Но не стал – в IX в. его разрушили хазары. С тех пор поселение здесь так и не восстановилось.

Укрепление занимает оконечность мыса, вытянувшегося с севера на юг на 700 м, с запада на восток – на 240 м. Площадь городища 12 га. В самом узком месте мыс перегораживает стена длиной 125 м. В 350 м к северо-западу находится источник. Перед оборонительной стеной, метрах в ста к северу, хорошо различимы постройки, ограды, террасы IV-V вв. Пещерных сооружений на городище мало, они сохранились только на восточном обрыве, откуда открывается вид на Тепе-Кермен.

Бакла

С тюркского переводится как «фасоль, бобы». Находится в междуречье Альмы и Бодрака, в 2 км от с. Скалистое. Он лежит несколько в стороне от традиционных туристских маршрутов, поэтому редко посещается. Это самый северный «пещерный город» в Крыму.

Городище основано около IV-V вв. Позднее были построены оборонительные сооружения – цитадель, примыкавшая к краю обрыва, и стены, её окружавшие. Вне стен крепости находилось поселение: скальные церкви, зерновые ямы, виноградодавильни-тарапаны, жилые дома и около сотни пещерных помещений.

С юга территория ограничена обрывами высотой 12-20 м, с севера, востока и запада была обнесена оборонительной стеной с башнями. Протяженность городища 175х55 м, площадь крепости 1 га. В районе Баклы насчитывается около 100 пещерных сооружений. Перед восточной линией обороны устроена вылазная калитка. Вокруг городища, на склонах возвышенности и в долине располагалось открытое поселение, просуществовавшее с III по XIV в.

В VІ-Х в. это византийская крепость, приобретающая в XII в. черты небольшого города. В 1299 г., во время набега на Крым золотоордынского темника Ногая, Бакла была разгромлена, и с тех пор здесь тишина и запустение...

Чуфут-Кале
Тепе-Кермен
Бакла
Кыз-Кермен
Качи-Кальон
Челтер-Мармара
Шулдан
Кыз-Куле

«Пещерными городами Крыма» называют руины средневековых городов, крепостей и монастырей, расположенных на горных плато и скалистых мысах в юго-западной части Крыма. Большинство из них находится в Бахчисарайском районе и неподалеку от Севастополя.

Первые «пещерные города Крыма» были основаны предположительно в V-VII вв. племенами, населявшими крымские степи и предгорья, — скифами, сарматами и аланами, спасавшимися от нашествия кочевников в труднодоступных горных районах.
Помимо естественных укреплений — неприступных обрывистых скал, горные поселения были надежно защищены оборонительными стенами, боевыми и сторожевыми башнями, крепостными рвами. Благодаря удачному расположению вблизи оживленных торговых путей они нередко превращались в крупные центры ремесла и торговли. Причины гибели «пещерных городов Крыма» разные: некоторые из них разрушили войны и опустошительные набеги кочевников, другие были оставлены жителями после изменения политической ситуации на полуострове, когда у их населения уже не было необходимости скрываться на высокогорных плато за мощными крепостными стенами. Многие города просуществовали несколько столетий, а жители последнего из них — Чуфут-Кале — покинули город в середине XIX в. Самые известные и наиболее посещаемые из этих мест — Чуфут-Кале, Эски-Кермен и Мангуп.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Сегодня о былом величии «пещерных городов» напоминают только безмолвные руины, скупые летописные сведения и местные предания.

Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся «пещерный город», находит в трех километрах от Бахчисарая. Время основания города неизвестно: одни исследователи относят его к VI веку, другие — к Х-ХI вв. В 1299 г. войска Золотой Орды хитростью захватили крепость, разместили в ней свой гарнизон и назвали город Кырк-Ор, что означает по-татарски «сорок укреплений». В начале ХV в. в Кырк-Оре поселились ремесленники-караимы — потомки тюркских племён, исповедовавшие разновидность иудаизма. Они построили новую часть города, и вскоре Кырк-Ор превратился в крупный центр ремесла и торговли Юго-Западного Крыма.

Молитвенные дома караимов — кенасы.

В ХV в. город стал укрепленной резиденцией первого крымского хана Хаджи-Гирея, боровшегося за независимость Крымского ханства от Золотой Орды. Однако после падения Золотой Орды крепость Кырк-Ор утратила своё оборонительное значение. В плодородной долине у её подножия была столица — Бахчисарай («город в садах»), куда переселились хан и его подданные, оставив жить на вершине горы лишь караимов. Поскольку их считали иудеями, город получил своё последнее название — Чуфут-Кале («Иудейская крепость»).

Местные караимы были ремесленниками и торговцами, иногда занимались земледелием и скотоводством. Самые богатые из них держали лавки в Бахчисарае, однако там им разрешалось находиться только до захода солнца, а на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. После включения Крыма в состав России в 1783 г. Екатерина II разрешила караимам селиться в Бахчисарае, Евпатории, Симферополе и других крупных городах империи. Для Чуфут-Кале это было началом конца: один за другим жители покидали каменистое плато с суровыми условиями жизни, и к середине XIX в. город окончательно опустел. Большинство городских построек было разобрано самими жителями, нуждавшимися в материале для строительства новых домов в Бахчисарае.

Сегодня городские кварталы представляют собой бесформенные груды камней, некогда бывших двухэтажными, стоявшими впритык домами. Своеобразный памятник средневекового зодчества — остатки крепостных стен города, высота которых достигает 10, а толщина 5 метров. У Южных ворот города стена образует «мышеловку» — тесный проход, в который попадал враг, прорвавшись через обитые кованым железом ворота. Во времена осады над проходом устраивался настил, с которого на врага лили из котлов кипящую воду и смолу. Рядом находятся четырехъярусные боевые пещеры. Молитвенные дома караимов — кенасы, хорошо сохранившиеся до наших дней, были построены в XIV и XVIII вв.

Одно из самых старых кладбищ на территории Крыма

Устройство обеих кенас одинаково. В первом помещении, сидя на скамейках, молились старики, а в большом зале — мужчины. Женщины молились отдельно на балкончике за деревянной решёткой.

Ещё одна достопримечательность Чуфут-Кале — караимское кладбище в Иосафатсвой долине, одно из самых старых на территории Крыма. Ученые полагают, что самые древние захоронения на нем относятся к середине XIII в. Ещё в XIX в. среди бело-каменных надгробий на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось большим грехом. Поэтому среди татар кладбище называлось «Балта-Тиймез» (букв. «топор не прикасается»), а ханские чиновники вымогали у караимов очередные подати, угрожая в случае отказа вырубить священные дубы.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Подобно Чуфут-Кале, Эски-Кермен (в переводе с татарского — «старая крепость») располагался на вершине столовой горы с отвесными обрывами. Город был основан в начале УI в. и просуществовал до конца XIII в. «Старая крепость» располагала мощной по тем временам системой фортификационных укреплений, а отвесные скалы, на которых находился город, были практически неприступны. Эски-Кермен развивался и процветал до конца VIII В., когда стал одним из очагов восстания против хазар, притеснявших местное население. Подавив восставших, хазары полностью разрушили систему обороны города.

Однако после этого жизнь в городе не умерла, и он просуществовал еще пять столетий как открытое незащищенное поселение. Эски-Кермен был окончательно разгромлен и сожжен в 1299 г. ордами ногайцев. Постепенно его руины засыпались землей и зарастали кустарником; неизменными остались только многочисленные пещеры.

Со времени разрушения города минуло уже семь столетий, но в некоторых пещерах и сейчас можно видеть остатки культовых сооружений. Например, храм Трёх всадников, получивший своё название благодаря фреске, сохранившейся на стене над вырубленной в скале могилой. Она изображает трёх всадников, средний из которых — Георгий Победоносец — поражает копьем змея. Рядом с одним из всадников на коне видна фигура мальчика. Под изображением — следы греческой надписи: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

В пещере к востоку от городских ворот находится подобие надгробия с высеченным в круге крестом. Археологи предполагают, что здесь было погребение одного из выдающихся жителей города, так как по средневековой традиции наиболее почётных граждан хоронили у ворот.
В Эски-Кермене сохранились многочисленные казематы, оснащенные специальными отверстиями в полу, через которые на штурмующего можно было сбрасывать камни. Неподалеку от казематов находятся зерновые ямы. Из-за частых осад города в них хранился постоянный запас зерна, пополнявшийся жителями окрестных сел, которые укрывались от непрошеных гостей за крепостными стенами.

МАНГУП

«Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности 20 тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршинов глубиной — настоящие бездны ада!» — писал о Мангупе турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби. Подобное впечатление величия производит на путешественников Мангуп и сегодня, хотя прошло уже более двухсот лет с тех пор, как его покинули последние обитатели. у исследователей нет единого мнения о времени возникновения Мангупа.

Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на горе Мангуп существовало небольшое поселение, а первая крепость была построена в V-VI вв. Дошедшие до нашего времени остатки оборонительных укреплений относятся к более позднему периоду — XIV-XV вв., а надписи на камнях и летописные источники говорят о том, что в XIII-XV вв. город назывался Феодоро и был столицей одноименного княжества. Им правили князья из знатного византийского рода Гаврасов, ранее господствовавшие в Трапезунде. В русских хрониках княжество именовалось Мангупским, а в западноевропейских документах часто называлось «Готией».

Княжество Феодоро было одним из самых больших в Крыму. В период расцвета его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до территорий Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, вероятнее всего, принадлежало все побережье от Алушты до Балаклавы. Жители Феодоро — огреченные потомки тавров, скифов, сарматов и аланов — занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремесленничеством, воевали, возводили крепости и основывали порты. В княжестве Феодоро и его столице процветали ремесла и торговля.

Найденные при раскопках орудия труда свидетельствуют о развитии кузнечного ремесла, а керамика, среди которой встречается и херсонесская — об интенсивной торговле, которую вело княжество. Здесь интересы феодоритов часто сталкивались с интересами генуэзцев, обосновавшихся на побережье Крыма и занимавшихся торговлей, что нередко приводило к войнам. Княжество Феодоро считалось серьезной политической силой не только в Крыму: правители соседних государств стремились вступить в союз с ним и заключали династические браки. Сестра последнего мангупского князя Александра была женой господаря Валахии Стефана III, а московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой сестре князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.

«Пещерные города» — название условное. В былые времена их застройка состояла в основном из наземных сооружений — жилых, культовых и оборонительных.

Летом 1475 г. многотысячная армия турок высадилась у стен Кафы (Феодосии) и вскоре заняла все побережье. После того как на сторону турок перешли татары, княжество Феодоро осталось один на один с грозным врагом. Турецкая армия подошла к Мангупу, где встретила отчаянное сопротивление его защитников. Осада обреченного города длилась почти шесть месяцев, пять раз турки штурмовали крепость, но так и не смогли ее взять.

Только в декабре изнуренные голодом феодориты сложили оружие и сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: большинство жителей города, в том числе князь Александр, были зверски убиты, а сам город сожжен и разрушен. Еще триста лет в опустевшем городе размещался турецкий гарнизон, а после присоединения Крыма к России последние обитатели покинули Мангуп.

Кроме оборонительных стен и пещерных казематов, до наших дней дошли руины цитадели V-VI вв., раннесредневековое кладбище, остатки храма св.Константина и Елены, развалины уличных кварталов и большого каменного дома, где, как предполагают исследователи, размещался дворец правителей Мангупа. В южной части дома располагался парадный зал с террасой, стены которого украшали фрески, а наличники дверей были отделаны мрамором. Неподалеку от дома находится самая высокая точка Мангупа, с которой открывается величественная панорама на почти всю территорию бывшего княжества Феодоро — от Чатыр-Дага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, за близлежащей горой просматривается Эски-Кермен, на севере видны скалы Тепе-Кермена и Кнчи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи — колыбель крымской цивилизации, начало и конец «пещерных городов».

Мавзолей Джаныке-ханым (ХУ в.) — одна из немногих хорошо сохранившихся на Чуфут-Кале построек. Внутри мавзолея на невысоком постаменте стоит каменный саркофаг, на котором высечена арабская надпись: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году».