Однажды царь акбар начертил прямую линию и спросил своих министров. Притчи

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств – А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй – наследный монархом, а третий военным диктатором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С – диктатор» В: «А – законно избранный президент»

С: «Диктатором являюсь я или А» Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был

монархом. Определите, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиация).

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина).

9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм).

11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы традиционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя (Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Макроэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены. б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным

в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

а) разум б) практика в) опыт

г) ощущение д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества б) Цензурой на СМИ в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия.

________________________________________.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей

_________________________________________.

3.Наиболе четкое разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей, всенародное избрание президента, отсутствие поста премьер-министра, подотчетность правительства перед президентом

__________________________________________________________.

Ответ: отличительные характеристики человека, социальные институты, президентская республика.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

1.____________________ являются результатом сотрудничества парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц 2. __________________. Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число 3______________ из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное 4 __________________. Они действуют преимущественно в период 5________________________________.

6____________________ в большинстве своем сформировались вне парламента. Главная особенность партий такого типа – наличие строгоорганизованной структуры, массовое членство 7 ________________ . Образцом массовой партии стала ____________________ партия.

2. Кадровые

3. Нотабли

5. Избиратели

Немецкая

Членство

Общественно

Политическа

демократическа

политические

социализация

движения

2 3 5 6 9 4 8 10

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Институциональная подсистема, политические идеалы и ценности государства, партии, общественно политические движения, политическая система, культурно-идеологическая подсистема, политическая культура, политическая психология, политическая идеология, функциональная подсистема, политический режим, форма правления, нормативная подсистема.

Политическая система

институциональн

нормативная

функциональная

культурно-

подсистема

подсистема

идеологическая

государств

политически

политическа

е идеалы и

я культура

общественно-

ценности

политический

политическа

политические движения

я идеология

политическа

5.Решите правовую задачу.

5.1. В средствах массовой информации опубликовали, что с этого дня вступают в силу изменения в законодательстве. Клевета как вид правонарушения переходит из уголовного правонарушения в административное. Антон Игоревич обрадовался, так как против него две недели назад было возбуждено дело по данной статье. Он обвиняется в клевете. Его радость объясняется тем, что теперь он понесет ответственность не уголовного, а административного характера. Оправдана ли его радость?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. Водителя трамвая Михайлова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня в парке отдыха, суд приговорил к аресту на 15 суток. После отбытия наказания Михайлов узнал, что его уволили за прогул.

Правомерно ли увольнение Михайлова? В какие органы следует обратиться Михайлову?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Радость гражданина оправдана, так как в современной системе права действует принцип гуманизма, то есть решение вопроса в пользу личности. Несмотря на то, что дело было возбуждено по Уголовному кодексу, оно будет прекращено и возбуждено соответственно КоАП.

5.2. Трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в том числе в случае прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Так как отбывание административного ареста не является уважительной причиной, то увольнение Михайлова следует признать правомерным.

6. Решите логическую задачу.

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: 2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников. Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком – тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство.

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий – оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Использование служебного положения в личных целях (Коррупция)

5. предание суду парламента или отрешение от должности высших должностных лиц государства (Импичмент).

7. деклассированные слои в антагонистическом обществе (бродяги, нищие, уголовные элементы и т.п.) (Люмпен).

8. Родовое наименование всевозможных отношений типа равенства (Эквивалентность).

9. Схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.) (Бюджет)

13. Положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением (Статус).

По вертикали:

1. Форма межгосударственного объединения, союз государств для выполнения определенных задач: экономических, политических, военных и др. (Конфедерация).

2. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба (Референдум).

3. Многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил (Плюрализм).

4. Политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам (Популизм).

6. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности (Гражданство).

10. Решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (Вотум).

11. Обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц (Налог).

12. Политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями (Легальность).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

В III-II тыс. до н.э. произошло разделение между протоиранцами (более древними носителями вед) и индоатиями — новой нарождающейся кастой жрецов. Суть этого размежевания заключалась в следующем.

Жрецы Арианы считали, что их основная миссия заключается в воспитании высоконравственной личности. Поэтому человека необходимо учить «благим мыслям, благим словам, благим делам», т.е. прежде всего он должен постичь суть действия этой божественной триады в своей жизни на практике. Высшие же приоритеты ведической религии должны быть завуалированы, ибо только достигший высокого уровня сознания сможет открыть и постичь их эзотерическую суть.

Жрецы Индии полагали, что, прежде всего, необходимо определить высшие божественные понятия (Брахма, Абсолют, Атман и т.д.). Смысл жизни заключается в устремлении к их постижению, в познании самого себя. Материальному же миру отводилась второстепенная роль.

Эти положения и определили всё дальнейшее духовное и социальное развитие народов Индии и Арианы (Ирана).

Индуизм сформировался в результате развития ведической религии, брахманизма и процесса их дальнейшей ассимиляции с народными верованиями в I в. н.э.

Рождение брахманизма приходится на 9-7 вв до н.э., время непрекращающегося духовного поиска браминов, суть которого заключается в тезисе: «Мысль стремится к постижению "жизненного сока вещей", также как и самого "жизненного сока", сути и истины явлений. Это стремление к познанию сути есть неизбежное искание единства в многообразии». (Упанишады).

Опираясь на древние верования ведической эпохи, расширяя рамки своего сознания в постоянном поиске, молитвах, жертвоприношениях и медитациях, проникая сквозь нагромождения фантазий доарийских культов, брамины открыли новый идеал, высшее божество, Творца мира, Создателя Вселенной — Брахму.

Прообразом Брахмы в ведах был Праджапати — «существовавший прежде всех богов и всех существ, творец миров, бывший вначале один и взывавший: "Стать бы мне множеством, пойти бы мне в расплод"» (Ригведа).

Но брахманизм даёт более цельное, всеобъемлющее понятие Единого сущего: «Брахма — это высшая объективная реальность, Абсолют, творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает своё существование» (Брахманы).

Это было время усиленной литературной деятельности браминов (10-7 вв до н.э.), давшей множество священных книг индуизма — Брахманы, Упанишады, Араниака.

И если в Брахманах излагались дополнительные описания и толкования ритуалов ведической религии, то в Упанишадах («сокровенное знание») — практические цели достижения духовного освобождения. Стержневая мысль Упанишад — тождественность Брахмана и Атмана.

Атман — второе основное понятие брахманизма. Впервые оно встречается в «Брахмане ста стезей» как субъект, в котором находят опору и основание все жизненные силы человека (т.е. высшее психическое существо человека, его душа). В Упанишадах сказано, что «из гимна, изречённого слова и песни сложилась природа Атмана». «Атман был изначала духообразен; он огляделся вокруг и не увидел ничего кроме себя, он произнёс первое слово АУМ» (Аз есмь, Аминь, Амен, I am, и т.д.). В универсальном значении Атман — всеобщая основа и первопричина, пронизывающая всё сущее.

Брахман — это объективная первичная реальность (макрокосм), Атман — субъективное индивидуальное начало (микрокосм). В конечном итоге они тождественны, как капля воды и океан. Из осознания сути природы этих понятий вытекает одна из основных заповедей индуизма — должное почитание Атмана и Брахмана, т.е. субъективного и объективного начал.

К наиболее важным понятиям брахманизма следует отнести понятие «карма» (деяние, поступок, кара) — совокупность всех добрых и дурных дел, совершаемых человеком и определяющих его судьбу. Понятие карма отчасти восходит к древне-ведическим представлениям о посмертной судьбе человека: «пути богов» или «пути предков», определяющих в соответствии с поведением человека его невозвращение или возвращение к земному существованию.

Согласно ранним упанишадам, человек становится добрым от доброго деяния, дурным — от дурного. Люди сами связывают себя эгоистическими помыслами и делами; действующий же без заинтересованности и стремящийся к постижению высшей реальности, Атмана, способен преодолеть цепь рождения и закон кармы. Вожделение (Кама) и поступок (Карман) — главные силы, удерживающие человека в пределах конечности: «Вожделения присущи человеческой природе; каковы его вожделения, таковы и стремления; каковы его стремления, таковы и поступки; каковы его поступки, такова и ожидающая его судьба». (Брахмана ста стезей). Человек, преодолевающий закон кармы, попадает в нирвану — состояние покоя, свободы и блаженства. Считается, что состояния нирваны можно достичь и при жизни.

В I в. н.э. брахманизм, слившись с местными доарийскими культами, породил собственно индуизм, существующий в современное время в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.

В ведической религии бог Вишну — солнечное божество, не игравшее значительной роли. В брахманизме его значение возрастает. В индуизме он — Великий Бог, охранитель. Первостепенное значение бог Вишну занимает в эпосе и пуранах, оформившихся к середине 1 тыс. до н.э. Имя Вишну трактуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий». Аватарами его (земными воплощениями) считаются Рама и Кришна.

Основной мотив эпоса об аватарах Вишну — торжество добра над злом. Во всех своих воплощениях Вишну олицетворяет энергию, благоустраивающую космос, которая предстаёт во всевозможных обликах: от неописуемого Абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную духовную привязанность (бхакти).

Шиваизм распространён, в основном, на востоке и юге Индии, где влияние индоариев было менее сильным. Шива (др.-инд. «благой», «приносящий счастье»), был включён в пантеон богов лишь во 2 в. до н.э. Истоки его культа уходят в глубокую древность. В процессе ассимиляции в Шиве синтезировались черты различных арийских и доарийских богов, которые противоречиво переплетаются в его образе. Шива — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме.

Считается, что Брахма, Вишну и Шива имеют функции, соответственно, создателя, хранителя, разрушителя и образуют триединство (тримурти). (Пураны).

Тысячелетиями складывался менталитет индийского народа на основных понятиях ведической религии, брахманизма, индуизма, отражаясь в мифах и легендах. Более же всего понять глубину, красоту и утончённость духовной мысли народов Индии позволяют притчи, возрождающие живые образы Мастеров и дающие возможность отыскать в своей душе отклик на происходящие в них события.

Кукушкин С. А.; Ганус Г. А. Притчи. Ведический поток. (2)

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Однажды кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец: «Спроси его, в чем истина, и он поведает тебе об этом».

Юноша нашел колодец и задал свой вопрос, в ответ из глубины прозвучало:..
Читать полностью -->

Весы и мальчик

Жил в одном городе купец по имени Надука. Истратив свое состояние, он задумал отправиться в другую страну. А дома у него были весы, сделанные из тысячи пал железа, доставшиеся ему в наследство от предков. И, отдав их на хранение начальнику купцов Лакшмане, он отправился в другую страну...
Читать полностью -->

Отравленная вода

Жила одна королева, всецело преданная господу Кришне. Узнав о Сатсанге, она стала ходить туда и усаживалась с простыми людьми послушать Сатсанг.

Король очень сердился на нее, потому что она не придерживалась королевского этикета при дворе. Напротив, она общалась с разными людьми ниже себя по положению и касте...
Читать полностью -->

Обезьяна и шахматы

Есть на Тибете гора, окруженная облаками и туманом. Вздымается она до самого неба. Растет на той горе могучее, тысячелетнее дерево. Ежедневно прилетали туда, оседлав ветер, двое небожителей. Садились они в тени могучего дерева и играли в шахматы...

Акбар часто приезжал к Мастеру Фариду побеседовать. Люди из деревни, в которой жил Фарид, знали это. Однажды они пришли к Мастеру и сказали:

Сам император бывает у тебя. Почему бы тебе ни попросить его построить в деревне школу или больницу?

Люди в деревне жили бедно и невежественно. Фарид подумал и сказал:

Всю свою жизнь Кабир прожил в Бенаресе. Индусы верят, что если умереть в Бенаресе, то обязательно вознесёшься на небеса. Поэтому люди специально приезжали умирать в этот город. Когда Кабир стал старым и больным, он попросил своих учеников перевезти его в Магахар. Магахар - это небольшая бедная деревня на противоположном берегу Ганга. Существовало предубеждение, что все, кто умирает в этом месте, попадают прямо в ад. Наверное, потому что он противоположен Бенаресу. Кабир сказал:

Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл камушек. Камушек выглядел очень красивым, и крестьянин подумал, что он мог бы понравиться его детям. Они могли бы играть с ним, ведь он такой красивый, - поэтому он принёс камушек домой.

Дети - везде дети! Они играли с камушком до тех пор, пока он им не надоел, после чего оставили на окне и забыли про него.

Однажды ночью явилась Бирбалу Махакали (супруга бога Шивы) в страшном образе - огромная, многоликая. Взглянул Бирбал на богиню, засмеялся, простёрся перед ней ниц, а потом встал и с горестным видом опустил голову.

Мой верный Бирбал! Почему ты, когда увидел меня, сперва засмеялся, а потом опечалился? - спрашивает Многоликая.

Пребывая в Индии, Александр Македонский увидел однажды дряхлого старца, сидевшего на камне. Александр заговорил с ним, и речи старца очень понравились ему. Он позвал его с собой.

Нет, мне и здесь хорошо, - ответил тот.

Я властелин мира, - сказал Александр, - и дам тебе всё, что ты только пожелаешь: богатство, почести, всё…

Но мне ничего этого не нужно, - отвечал старец.


. Прямая линия
Однажды царь Акбар начертил прямую линию и спросил своих министров:
- Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?
Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел, и начертил рядом с этой линией другую, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.
(индийская притча)


. Абсолютная Истина
Однажды Мастер Никеда сказал своим ученикам:
- В мире нет Абсолютной Истины.
Один из учеников спросил:
- А эта истина абсолютна?
- Нет, конечно, - улыбнулся Мастер.
(восточная притча)


. Вкус жизни
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
- Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?
- Не могу, - последовал ответ.
- Тогда хотя бы скажи - в чем ее смысл?
- Не могу.
- А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
- Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
- Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.
(восточная притча)


. Все в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: *А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?* Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
(восточная притча)


. Все проходит
Ехал купец и увидел работающего раба, он его напоил, поговорил с ним, посочувствовал ему, но раб сказал: *Все проходит, пройдет и это*.
Через пару лет купец снова был в тех землях, и увидел его уже визирем. Тот его узнал, пригласил к себе, поговорили, как он добился этого, купец восхитился таким переменам. Бывший раб осыпал купца драгоценностями и сказал то же самое.
Еще через пару лет купец вместе с другими пошел одаривать падишаха за то, что хорошо поторговали, и в нем он узнал своего старого друга. При встрече тот сказал то же самое.
В следующий раз купец пошел поклониться на его могилу, а на ней было выбито: *Все проходит*. *Ну, это уже не пройдет*, - горько подумал купец.
Затем уже глубоким стариком купец снова был там и пошел на кладбище, но не нашел его. Как оказалось, его смыло рекой не так давно. И тогда купец сказал: *Да, действительно все проходит*.
  (восточная притча)


. Рыбачки и цветы
Несколько рыбачек, возвращаясь домой с отдаленного базара, были застигнуты сильным градом, а было уже поздно. Им пришлось искать убежище в одной цветочной лавке. Цветочник по доброте своей разрешил провести им ночь в своей лавке - в одной из комнат, где стояло много цветов. Воздух в комнате был наполнен ароматом и рыбачки никак не могли заснуть...
Наконец одна из них надоумила остальных; пусть каждая держит под носом корзину из-под рыбы - тогда этот надоедливый запах цветов не будет мешать спать. Все с радостью приняли это предложение и тотчас захрапели.
(притча от Рамакришны)


. Вызов и благоговение
Однажды Мастера спросили, по какому критерию он отбирает себе учеников. Он ответил:
- Я веду себя скромно и смиренно. Тех, кто в ответ на мою скромность ведет себя вызывающе, я отвергаю немедленно. Тех, кто проявляет благоговение перед моей смиренностью, я отвергаю не менее решительно.
(восточная притча)