Обряды шаманизма. Делаем шаманский бубен своими руками

В этой статье:

Шаманские магические ритуалы и обряды – древнейший вид магии, дошедший до наших дней благодаря народам, продолжающим чтить традиции своих предков. Шаманизм был распространен по всему миру, но сегодня сохранился только у небольших народов, в частности, у американских индейцев, бурят и т.д.

Шаманы в бурятской традиции

В традициях западных бурят, основную роль в проведении магического ритуала всегда играл шаман. По-бурятски шаман – бо или одегон, если говорится о женщине. Это человек, который напрямую общается с духами и богами, совершает жертвоприношения и проводит магический ритуал.

У бурят и сегодня шаман – важный человек, проводящий все обряды, связанные с рождением, смертью человека, он призывает богов и духов-покровителей, чтобы лечить своих соплеменников, его можно назвать посредником в отношениях человека и высших сил.

Легенда о появлении шаманов

Буряты считают, что шаманы появились из-за того, что сами боги хотели принимать активное участие в жизни людей. Ведь изначально человека и вовсе не было, были только небесные, добрые духи, которые и создали людей. Сразу после своего появления, человек был полностью счастлив, он не знал ни боли, ни горя, ни болезней, однако, счастливые времена очень скоро подошли к концу. Человек разозлил злых восточных духов, которых называют тэнгэринами, именно поэтому появились различные болезни и сама смерть. Западные – звездные духи испугались за своих созданий и дали им шамана в виде орла. Орел помогал людям, защищал их от всего плохого и злого, но человек не спешил довериться неизвестному созданию, тем более что у птицы не было языка, и она не могла общаться с людьми и давать им советы.

После этого орел вернулся на небеса и рассказал своим создателям о неудаче, и попросил сделать шаманом простого человека. Боги велели орлу вернуться на землю и передать свой дар первому встречному. Когда первый шаман вернулся, он вступил в связь с первой встречной женщиной, та забеременела и вскоре родила сына, ставшего первым человеком-шаманом.

Другая интерпретация древней легенды говорит о том, что великую силу получила сама женщина, и с тех пор могла общаться с богами, видеть и различать добрых и злых духов, помогать другим людям в сложных жизненных ситуациях.

Атрибуты шамана

Во время совершения любых ритуальных действий, важную для шамана роль играет его одеяние. Сегодня эта традиция исчезла и по одной только одежде шамана невозможно отличить от простого человека, но благодаря многочисленным археологическим исследованиям мы можем представлять себе, как выглядели и одевались шаманы в древности.

Важнейшей частью шаманского костюма была оргой или шуба, которые сегодня надевают только умершим шаманам, когда готовят их к переходу в мир мертвых. Погребальная одежда бывает двух видов: синяя и белая. Белую шубу получает добрый, белый шаман, посвятивший свою жизнь служению добрым божествам и духам, помощи людям. Синий оргой предназначен для шамана черного, который работал со злыми духами и божествами.

Тувинский и бурятский шаманы

Обычно оргой для шамана шьют из бумажной или шелковой ткани, и по своему покрою он практически ничем не отличается от обычной шубы. Главной особенностью оргоя являются прикрепленные к нему металлические фигуры людей и животных.

Шаманские ритуалы болезни и смерти

В Бурятии уже более трехсот лет длится противостояние между шаманизмом и буддизмом. Темные шаманы видят в ламах своих злейших врагов, а потому часто стараются наслать на неприятеля болезнь и даже вызвать его смерть. Сильные шаманы способны убить человека в течение нескольких месяцев.

Один из самых распространенных обрядов на смерть основан на работе с куклой или изображением жертвы. Шаман собственноручно изготавливает куклу или рисует неприятеля, а затем прижигает углем изображению места, где расположены жизненно важные органы, и просит своего духа покровителя наслать на эти места тяжелую болезнь. Но не стоит забывать о том, что буддистские ламы тоже не являются простыми людьми, они обладают громадной духовной энергетикой, а потому способны противостоять даже самым страшным темным шаманским обрядам.

Если обряд с куклой не дал нужного результата, шаман может воспользоваться еще одним эффективным средством – подослать к своему врагу «троянского коня», в качестве которого может быть использовано любое мелкое животное. Шаман проводит над зверем тайный темный обряд и вселяет в него свирепого роуна. Когда дух оказывается в теле животного, он может полностью им управлять и добиться того, чтобы оно попало в руки к нужному человеку. После этого дух может напрямую проникнуть в тело врага шамана, где начнет поглощать его жизненные силы.


Шаманское колдовство имеет огромную силу. И в наше время обращение людей к шаманам означает доверие силам природы и духов.

Считается, что это самое сильное и самое черное средство, доступное шаманам, ведь человек, внутри которого оказывается свирепый роун, начинает высыхать на глазах и умирает в течение нескольких дней.

Попытки навредить мирным буддистам не такое уж и безопасное занятие, как может показаться на первый взгляд. Буддистские ламы умеют защищаться от негатива, они говорят о том, что даря сострадание и любовь всем живым существам, они выстраивают мощную защиту, которая работает по принципу магического зеркала, то есть отражает на шамана весь направленный негатив. В случаях атак через свирепых духов, шаманы просят о защите своих гневных божеств, к примеру, Ямантаку, Ваджрапани или Махакалу, способных уничтожить практически любого шамана. В настоящее время сильных черных шаманов, воюющих с буддистами, осталось очень мало, так как они осознают опасность такого занятия и не хотят рисковать.

Не стоит думать, что кукла может быть использована только в негативных целях. Опытные шаманы могут использовать изображения человека для избавления его от самых тяжелых недугов.

В таких обрядах кукле передается болезнь человека, после чего ее относят глубоко в лес и оставляют в укромном месте, где ее никто не найдет. Все бурятские дети с самого раннего возраста знают о том, что подобные предметы в лесу трогать ни в коем случае нельзя, так как это очень опасно, болезнь может переселиться из куклы в первого встречного человека.

Древний ритуал призывания ребенка

Большинство шаманских обрядов направлены на помощь человеку в повседневной жизни, через расположение духа. Когда человек заручился поддержкой своего покровителя, он сможет справиться с любой работой и проблемой, в частности, дух может помочь в сборе урожая, в охоте, в поиске возлюбленного и, конечно, в беременности. В Бурятии вера в силу шаманов настолько сильна, что к ним обращаются даже современные и просвещенные люди.

Ритуал на рождение ребенка необходимо проводить только в благоприятный для этого день, который определяется с помощью специального гадания. В обряде должны участвовать оба родителя будущего ребенка. Важно отметить также, что присутствовать при таинстве могут только посторонние люди мужского пола, существует древние верование в то, что при присутствии другой женщины, вся магическая энергетика может перейти на нее, а потому ритуал не сработает.
Для проведения обряда понадобится также кукла, которую приносят родители (символизирует младенца), игрушечная коляска и кроватка. Для подношения духам нужно будет приготовить молоко, рыбу и немного алкоголя.


Жертвенный огонь в шаманском обряде

Сначала шаман разжигает большой жертвенный огонь, в который выливается немного водки и молока, а также в пламя бросают и кусочки рыбы. После этого шаман приступает к гаданию на тему того, помогут ли духи данной паре обзавестись потомством. Для этого шаман подбрасывает специальную чашку в воздух и смотрит на то, какой стороной она упала на землю. Если чашка приземлилась вверх дном, то духи приняли преподнесенные дары и согласны оказать помощь. В случае отказа, гадание повторяется еще дважды, и если дары так и не будут приняты, весь обряд переносится на другой день.

Когда гадание оказывается положительным, родители отправляются в священную рощу, где вешают люльку с куклой на одном из свободных деревьев. Затем они возвращаются к шаману, выпивают по рюмке водки и каждый делает по три затяжки сигаретой (таким образом они через свои тела подносят жертвы местным духам).
По традиции, за работу, семья должна отблагодарить шамана, поучаствовав в его жизненных делах, к примеру, помощь в уборке урожая или сенокосе.

Ритуал на долголетие и крепкое здоровье

Обряд на крепкое здоровье считается одним из самых простых. Его проводят прямо перед заходом солнца, и обязательным атрибутом является кедровая кора. Шаман поджигает кору и трижды сдувает ее дым на шее «клиента». После этого происходят многочисленные молитвы о даровании человеку долголетия и крепкого здоровья. В конце ритуала «клиент» должен взять головешку от коры в руки и трижды провести ею вокруг своего тела.

Шаманы уверены в том, что кедр обладает просто уникальными целительными свойствами. На основе коры этого дереве создаются снадобья и талисманы от самых разных болезней и недугов.

Старинный ритуал кормления огня

Многие шаманские ритуалы начинаются с процесса разведения огня. По мнению многих народов, огонь произошел тогда, когда небо было отделено от земли, потому эта стихия занимает столь значимое место в церемониях народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири. В Бурятии огонь представляют мужским образом – хозяином огня.
Обряд кормления огня очень распространен, его проводят как сами черные и белые шаманы, так и простые люди. Для этого необходимо выдуть в печь или костер сигаретный дым или вылить стопку любого крепкого алкогольного напитка.

Совсем недавно хозяина стихии настолько почитали, что было принято отдавать ему самые лучшие куски пищи со стола. Сегодня эта традиция постепенно вытесняется, но еще рано говорить о том, что она полностью исчезла или исчезнет.
Люди до сих пор считают, что огонь действительно способен оказать серьезную помощь в самых разных делах, он хранит семейный очаг, защищает от болезней и недугов, приносит удачу и счастье в семью.

Тахиха» является одним из самых важных и достаточно часто проводимых обрядов и проводится дарханом (шаманом-кузнецом). Цель обряда в том, чтобы поклониться онгонам-дарханам (духам-предкам кузнецам) верующего и угостить их. Шаман его проводящий обращается к онгонам-дарханам верующего, от его имени, непосредственно (если известны их имена) или через своих онгонов-дарханов, с выражением почтения и уважения, которое может сопровождаться просьбой о помощи в том или ином вопросе. Кроме этого в молитве шаман обращается к божествам-хатам - Арын 13 ноед (13 Северных божеств), Дархан Тэнгэри (Кузнечные божества) и к хозяевам местности (Оронай тэнгэри) с просьбой оказать содействие в проведении данного обряда.
Вопросы, в которых шаман просит помочь онгонов-дарханов, а также других духов и божеств могут касаться любой сферы волнующей верующего, и выражается как правило, в просьбе «открыть дорогу» для благополучного решения какого-либо события или защите от неприятностей или негативных воздействий.
Для проведения обряда накрывают тахил.
(Тахил - форма поклонения и угощения духов-онгонов. На столе, ориентированном на север, размещают отрез «монгольского» шелка, мужскую рубашку с длинным рукавом, синий хадак, пачку чая и бутылку водки. Кроме того, ставят чашки-пиалы с беленым чаем, водкой и молоком, а также балины сделанные их печенья и конфет.)

Обряд «Лусад»

Обряд «Лусад» является одним из достаточно редко проводимых обрядов и проводится белым шаманом-баряшином (шаманом-костоправом). Причиной проведения обряда является, как правило, осквернение верующим воды. Это может произойти в результате выливания в водоемы нечистот, выбрасывания мусора или грязи, а также мытья или стирки в них. Женщины могут осквернить воду во время купания в критические дни. Цель обряда в том, чтобы поклониться лусад-ханам (духам хозяевам воды), попросить прощения и умилостивить их совершив подношение-угощение. Шаман его проводящий обращается к своим духам-онгонам просьбой о том, чтобы они передали подношение-угощение духам хозяевам воды. Кроме этого в молитве шаман обращается к хозяевам местности (Оронай тэнгэри) с просьбой оказать содействие в проведении данного обряда.
Для проведения обряда необходимо: водка, молоко, далга, а также специальное угощение для хозяев воды.

Обряд «Галаа тахиха»

Обряд «Галаа тахиха» является одним из достаточно редко проводимых. Причиной проведения обряда является, как правило, осквернение верующим огня. Это может произойти в результате выливания в огонь (печь) нечистот, выбрасывания мусора или грязи. Цель обряда в том, чтобы поклониться духам хозяевам огня (Сахяадай буурал бабай и Саядай хаатан эжи), попросить прощения и умилостивить их совершив подношение-угощение. Шаман его проводящий обращается к своим духам-онгонам просьбой о том, чтобы они передали подношение-угощение духам хозяевам огня. Кроме этого в молитве шаман обращается к божествам-хатам - Арын 13 ноед (13 Северных божеств), и к хозяевам местности (Оронай тэнгэри) с просьбой оказать содействие в проведении данного обряда.
Для проведения обряда необходимо: водка, молоко, далга, а также специальное угощение для хозяев огня.
(Далга - выложенные на тарелку печенье, иногда под него укладывают нарезанный хлеб или вафли, на печенье выкладывают конфеты, сверху желательно положить кусочек сливочного масла.)

Обряд «hyнэhээ оруулха»

Обряд «hyнэhээ оруулха» является одним из самых важных и достаточно часто проводимых обрядов и может проводиться любым шаманом. Цель обряда в том, чтобы в тело верующего вернулось hyнэhэн. Шаман его проводящий обращается к своим духам-онгонам просьбой о том, чтобы они нашли и вернули в тело hyнэhэн, просьба сопровождается угощением. Кроме этого в молитве шаман обращается к божествам-хатам - Арын 13 ноед (13 Северных божеств), и к хозяевам местности (оронай тэнгэри) с просьбой оказать содействие в проведении данного обряда.
Для проведения обряда необходимо: водка, молоко, далга, в некоторых случаях добавляют чай с молоком, а также немного любимой пищи верующего.

(hyнэhэн - одна из «душ» человека, его «энергетическая оболочка». hyнэhэн может покинуть тело человека в результате бузар - «энергетического» загрязнения или стресса - сильного переживания, испуга. Результатом hyнэhэн гараха (выхода души) может стать плохое самочувствие, состояние разбитости, упадок сил, утомляемость, пессимистическое настроение, сонливость или наоборот расстройство сна. Кроме этого могут возникнуть проблемы в отношениях с людьми, на работе, учебе, вообще в делах, а также может произойти обострение хронических заболеваний или возникновение новых. Поэтому рекомендуется при hyнэhэн гараха провести обряд «hyнэhээ оруулха»).

Поклонение родовым онгнам (духам) «Угаа хундэлхэ»

Как показывает жизнь, в тех семьях, где предки были шама¬нами и если они не угощены, то там начинаются проблемы у людей, связанные со здоровьем, бытом, работой. Если оно раньше насило единичный характер, то в данное время это явле¬ние наблюдается повсеместно. Об этом говорят не только наши земляки, но гости из-за рубежа, которые приезжают к нам в Бурятию, на ежегодную научно-практическую конференцию, на острове Ольхон, проводимую религиозной организацией шама¬нов «Тэнгэри». На мой взгляд, человечество, проделав долгий путь, возвращается к своим истокам к шаманизму, откуда, про¬изошли все мировые религии. В своих предсказаниях великий провидец, живший в 16 веке, в эпоху Возраждения, пишет о том, что в начале нашего тысячелетия возродится из «давно засохшей ветви» мировая религия.
Не о шаманизме ли предсказывал Нострадамус, говоря о том, что новая суперрелигия может объединить все народы, живущих на разных континентах и остановит разваливающийся на куски мир.
Параллельный мир такой же «живой организм», где в другом измерении живут души умерших людей. Шаман, умирая, стано¬вится родовым онгоном (богом), занимая олределенную нишу в небесной иерархии. Интересен тот факт, когда шаман, уходя из жизни в раннем возрасте, тогда, попадая в другой мир, он там продолжает свое обучение.
Если судить по тем людям, которые приходят на прием к ша¬манам, то можно сделать вывод, что за последние годы участи¬лись случаи, когда семьи начинают страдать от воздействия ро¬довых онгонов. Особенно тяжело приходится тем людям, кото¬рые должны стать шаманами. Обычно таких людей онгоны ме¬тят в утробе матери или же во младенчестве. До определенного возраста родовые онгоны их не трогают. Когда наступает время посвящения в шаманы, и если этот человек не знает или не при¬нимает меры, то онгоны начинают мучить его, посылая болезни, травмы, ввергают в беспробудное пьянство, а иногда забирает к себе. Если и дальше родственники не принимают мер, то все это заново повторяется. В таких случаях проводится обряды покло¬нения, угощения предков начиная, с мая месяца, когда появляется трава и начинает куковать кукушка до осени. В это время открываются небесные ворота и можно проводить все обряды. Для проведения обряда поклонения предкам должны пригласить шамана, который прошел посвящение, имеет связь с богами. По сути, говоря, шаман - это посредник между богами и людьми. Во время обряда люди должны говорить - не только с онгоном самого шамана, но и со своим родовым онгоном, которому пре¬подносят угощение. Разговор можно записать на магнитофон. Онгон - это сгусток энергии, который обладает силой и разу¬мом. Шаман во время камлания впадает в транс, при котором душа шамана выходит из его тела, освобождая место онгону.
И на определенное время онгон пользуется его телом, прини¬мая пищу, разговаривает с людьми. Продолжается это иногда до 1 часа. Выходя из транса, шаман ничего не помнит, потому что он находится в совершенно другом месте. Все это время разго¬вор с онгоном поддерживает толмач - помощник шамана.
Если шаман всего этого не умеет делать, то подношения не дойдут по адресу. Просто боги не спустятся с небес и не примут угощение с рук такого шамана. Люди во время беседы со своим родовым онгоном должны услышать своими ушами и убедиться в том, что не напрасно готовились к этому. Во время разговора они могут расспросить своего родового онгона о всех присутст¬вующих, их проблемах, здоровье и т.д. И получат исчерпываю¬щую информацию от своего предка. Мы не открываем Америку, просто возрождаем давно забытое старое, когда наши предки веками оберегали обычаи и традиции шаманизма.
Для проведения обряда поклонения родовым онгонам готовят 3 идеальные березы, без разветвлений. Одна береза (ур модон) берется с корнем высотой 2,5-3 м, затем (заяша и сэргэ модон) без корней, 3 березы - рабочие, для приготовления стола.
Все три березы украшаются снизу до середины дерева желто¬-красными ленточками (привязывают к веткам). С середины до вepxa сине-белыми ленточками. Желто-красные ленточки озна¬чают - золото, cинe-белое - серебро.
На верхушке березы привязывают синие хадаки. Перед бе¬резой с корнем сооружается столик из рабочих берез, куда уста¬навливаются белый чай, водка, молоко и тарелка с (хлебом, пе¬ченьем, конфетами и масло), затем немного погодя, приготов¬ленная баранья туша. Поверх туши устанавливается баранья голова. Баран должен быть без рогов, 2-3 лет, кастрированный. Перед тем, как забить барана, шаман, читая молитву, отправляет душу барана, затем специально назначенный человек старым методом освежевывает барана. После этого мяса варится в котле и раскладывается на деревянном подносе.Закончив приготовле¬ние, шаман вызывает своего онгона для проверки правильности подготовки. Онгон выходит на улицу и все тщательно проверя¬ет. Обходит деревья, рассматривает каждую веточку, приготов¬ленного барана. Если не будет замечаний, он дает добро на то, чтобы вызвали их родового онгона.
Обычно на первом обряде онгоны ведут себя очень нервозно. Начинают упрекать, угрожать своим в том, что они были безот¬ветны на его знаки. Припоминают случаи, когда спасли того или иного человека oт гибели и что приходили несколько раз во сне и говорили им, что делать.
В таких случаях за дело берется толмач, который должен ус¬покоить онгона и примирить его с потомками, создать благопри¬ятную обстановку для разговора - диалога. После угощения ча¬ем, водкой, белой пищей, успокоившись онгон начинает расска¬зывать о себе, семье, детях. Какую жизнь прожили много лет назад, в зависимости от того, в какое время жили они. Обряды поклонения проводятся каждый год. Нa третьем большом обряде сажаются 12 деревьев. На этом обряде родовой онгон называет на того человека, который должен стать преемником

Тайлган"
Тайлган - является коллективным обрядом, и проводятся за благополучие живущих в данной местности или регионе людей. Объектом поклонения могут быть духи или божества хозяева данной местности или региона. Во время обряда на равнее с ними вызываются духи - онгоны Буха нойон, Бахар хара нойон, Бухэ шара нагарай нойон и другие. Во время тайлгана проводится обряд омовения и получения небесного благословления для всех присутствующих.
Тайлган проводится только в летнее время, в начале сезона проводят Весенний тайлган «Открытие небесных врат», а в конце Осенний тайлган «Закрытие небесных врат»
В середине сезона проводится Ольхонский тайглан - обряд угощения Арын 13 ноед (13 Северных божеств) и испрощения у них благополучия и мира для всех живущих. Этот обряд, начиная с 2003 года проводится в рамках международной научно-практической конференции на тему "Ольхон - сакральное сердце Сибири", в котором участвуют представители Агинского АО, Бурятии, Усть-Ордынского АО, Иркутской и Читинской областей, Германии, Китая, США, Монголии, Красноярского края, Московской области. Обряд проводится шаманами, которые вызывают 13 Северных божеств-онгонов, посещающих тела шаманов во время транса. Все духи-божества благосклонно относятся к проводимому обряду и присутствующим на нём. Каждый тайлган они соглашаются взять под своё покровительство на 11 месяцев жителей региона и защищать их от войн, пожаров, наводнений, эпидемий и других стихийных бедствий.
Кроме этого проводятся тайлганы посвященные духам или божествам хозяевам местности в разных частях этнической Бурятии.
- «Тайлган Бата Сагаан Нойону — хозяину Бархан Ундэр». Курумканский район, с.Барагхан.
- «Тайлган Бухэ Баатар Нойону -хозяину р.Селенга». г. Улан-Удэ.
- «Тайлган Табан хурган». Мухоршибирский район, с.Галтай.
- «Тайлган Шилсана буурал баабайда». Кижингинский район, с. Кижинга.
- «Тайлган Буха Нойону и Хан Шаргай Нойону». Тункинский район.

Шаманизм относится к числу древнейших религиозных верований человечества. Это удивительное явление в культуре, силу шаманов признают даже те, кто скептически настроен по отношению народной медицине или экстрасенсорике. Стать таким жрецом по собственной воле невозможно, для этого необходимо быть избранным, иметь предрасположенность к общению с духами. К числу важнейших обрядов относится камлание, с особенностями и сутью которого предлагаем познакомиться.

Определение

Камлание - это слово, произошедшее от «кам», что по-тюркски значит «шаман», соответственно, камлание - это основная деятельность шамана, включающая в себя погружение в транс, общение с миром духов и исцеление. Также этот термин включает в себя сопровождение души усопшего в другой мир.

Особенности проведения обряда

Можно выделить несколько специфических особенностей проведения обряда камлания:

  • Публичность. В некоторых деревнях считается, что чем больше людей будут присутствовать в сакральном действии, тем более результативным будет обряд. Нередко зрители подбадривают шамана криками или песнями.
  • Сопровождение музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах: бубне, барабане. Сам жрец исполнял священные тексты, которые, по его уверению, были дарованы ему свыше.
  • Тексты песен имеют особый тайный смысл, направленный на открытие двери в мир духов.
  • Проводится чаще всего в темное время суток, вечером либо ночью. Однако при необходимости обряд может быть проведен днем.
  • Камлание - это серьезный ритуал, поэтому проводить его следует только по особым случаям, дважды в день камлать запрещено.

Эти черты говорят о том, что шаманский обряд представляет собой не развлекательное мероприятие, а серьезное сакральное действо.

Какие же цели имел обряд камлания?

  • лечение больных;
  • охрана народа от злых духов;
  • помощь в привлечении удачи на охоте;
  • предсказание несчастий в селении или конкретной семье;
  • реже - предсказание погоды.

И если привлечение охотничьей удачи интересовало людей в ранние периоды, то исцеляться тяжелобольные едут к современным шаманам и в наши дни.

Подготовка к обряду

Камлание - это важное ритуальное действо, поэтому начинать готовиться к нему следует заранее. Процесс включает в себя несколько процедур:

  • Очищение самого шамана, его бубна и места, где будет проходить действо.
  • Окуривание помещения травами - это помогало его освободить от злых сил.
  • Очищение водой - важнейший этап подготовки. Нередко использовали предварительно заговоренную жидкость. Сам шаман также совершал омовение.
  • В некоторых местностях принято совершать жертвоприношения, чтобы задобрить богов.

Только после этих подготовительных процедур можно было приступать непосредственно к самому обряду.

Как проходил обряд

Камлание - это обряд, проведение которого незначительно отличалось в различных шаманских культах, однако общие черты можно обнаружить во всех них. Шаман обязательно облачался в особый наряд, брал в руки бубен.

Завершив подготовительную работу, он обращался к духам, призывал их на помощь. Это могли быть духи-хранители дома, покровители местности, племени или деревни, далее шло обращение к духам Нижнего, Среднего и Верхнего миров и личным помощникам шамана. Сам жрец впадал в это время в транс.

Затем следовала беседа шамана с пришедшим духом, который вселялся на время в его тело. А дух самого шамана совершал путешествие в Нижний или Верхний мир. Все, что происходит с ним, жрец подробно описывал вслух, и находящиеся рядом люди внимали каждому слову. Для успеха обряда исцеления крайне важно, чтобы все присутствующие испытывали сочувствие и сострадание. Наблюдатели нередко отмечали, что во время такого ритуала от тела шамана исходили огненные лучи, которые касались тела больного. Это энергия, целебная сила, которая помогала избавиться от недуга.

Последний этап - возращение. Дух покидал землю, а шаман возвращался в свое тело. Нередко после ритуала приносились повторные жертвы, чтобы поблагодарить невидимых помощников.

Особенности проведения обряда

Предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями проведения камлания:

  • Важнейшую роль в ритуале играл шаманский бубен, на котором жрец исполнял священную мелодию. Чаще всего ударов в этот инструмент было 8, но использовались и иные комбинации. Так, задать ритм «Змея» можно при помощи трех медленных ударов.
  • Исполняя ритуал, шаман совершает движения по кругу: в направлении «юг - восток - запад - север». Это направление символизирует собой созидающий небесный круг.
  • Второе направление - гармонизирующий небесный круг, «восток - юг - запад - север».
  • Третье направление - созидающий земной круг: «запад - юг - север - восток».
  • Наконец, последний круг, гармонизирующий земной: «юг - запад - север - восток».

Во время каждого ритуала, в зависимости от его цели, шаман выбирал направление и двигался строго по нему. Верный выбор круга - вопрос, очень важный в камлании. Не меньшее значение играл и ритм бубна.

Значение ритуала

В чем смысл шаманского камлания? Этот обряд помогал проникнуть в мир духов, попросить их о помощи, поэтому нередко ритуал проводился, чтобы исцелить больного. Известны случаи, когда шаман помогал людям в борьбе с недугами, с лечением которых официальная медицина не справилась.

Согласно идеологии шаманизма, болезни и неприятности на человека насылают злые духи, обычные люди не в силах бороться с ними. Тогда на помощь и приходит шаман, у которого имеются помощники и покровитель - Аями. Благодаря действиям добрых духов удается остановить болезнь, очистить человека и вернуть его к нормальной жизни в физическом мире.

Отношение к обряду

Не все современные люди верят в то, что шаман действительно общается с духами. Для таких скептиков камлание - это театрализованное представление, на котором жрец использует музыку, игру на бубне, особые ароматы, даже гипноз. Он делает все, чтобы находящиеся рядом люди поверили в его путешествие в иные миры.

Именно пение и музыка, ритмичные удары в шаманский бубен, погружают зрителей обряда в особое состояние, когда кажется, что дверь в иную реальность слегка приоткрылась.

Верить или нет в мистическую силу обряда шаманского камлания - каждый решает для себя сам. Однако можно с уверенностью отметить два факта: система религиозных верований, шаманство, существует уже достаточно давно. Если другие культы, будь то тотемизм, анимизм и прочие, ушли в прошлое, то камлающих шаманов можно встретить и по сей день. Второй момент - нередко в ходе этих обрядов были исцелены люди, помочь которым официальная медицина не могла. Такие факты документально зафиксированы.

Эти два обстоятельства говорят о том, что камлание шамана действительно обладает некой тайной силой.

Сам термин «шаман» происходит от слова «саман» - воодушевленный, возбуждённый человек. Последователи такого учения, как шаманизм, предполагают, что человек может вступать в контакт с миром духов, если придёт в определённое экстатическое состояние.

Именно этому и обучались шаманы - камлание с помощью бубна и (иногда длящиеся несколько дней) позволяли им достигать нужного состояния. Шаманизм - это занятие, требующее хорошей физической выносливости. Те, кто пользовался услугами шамана, был преподнести ему дар, возмещающий затраты энергии не проведение обряда.

Практический шаманизм - ритуалы дождя

Чтобы вызвать дождь, шаманы использовали следующий ритуал. На ночь под открытым небом выставлялась ритуальная чаша, наполненная родниковой водой. Наутро её следовало взять двумя руками, поднять над головой и произнести заклинание:

«Призываю небесную влагу, чтобы приблизилась она к влаге земной. Да прольётся дождь на землю и даст жизнь зелёным всходам! »

Олицетворением Хозяйки Дождя является также обыкновенная улитка. Чтобы вызвать дождь, нужно отыскать её в лесу и относиться к ней с особым почтением - отнести её домой, вырыть ямку в тени. В углубление ставят тарелку со свежими листьями и водой, кладут туда улитку. В полдень следовало подойти к улитке с ритуальной чашей, побрызгать на неё водой и попросить ниспослать на землю дождь. настойчивые - если результата не было, то всё повторялось на следующий день. Если дождь был, то улитку следовало с почестями отнести на место.

Ритуал огня - как шаманы приобретали себе защитника

Проводят ритуал в лесу, пищу принимать запрещается. Это один из ритуалов шаманизма, позволяющих приобрести союзника в своих делах. Когда стемнеет, следует развести в костёр и внимательно смотреть в огонь. Необходимо подготовить себя к встрече с Хозяйкой Огня, которая может явиться в образе старухи или обнажённой девушки.

Далее шаман начинал танцевать вокруг костра (по ходу солнца), имитируя руками волнообразные движения пламени. Затем брызгал на пламя маслом и бросал в костёр красный лоскут. Как предписывает шаманизм, это следовало делать только по завершении ритуала. Исполняющий обряд, таким образом, благодарит Хозяйку Огня.

Ритуал приглашения духов

Этот обряд позволяет шаману обрести связь со своими духами - помощниками. Для его проведения шаман удалялся в тихое, безлюдное место - лес или поле, значения не имеет. Затем он брал бубен и начинал ритуал камлания. Удары должны быть негромкими и ритмичными, неторопливыми. В шаманизме применялись также специальные окуривания, позволяющие отпугнуть всех духов, кроме союзников. Когда духи являлись, шаман мог с ними общаться, иногда даже .

Ритмы шаманского бубна

Для обретения решительности и накопления внутренней силы - ритм змеи. Три медленных удара в бубен, пауза, снова три удара. Для разделения, разобщения чего-либо используется ритм оленя - два медленных удара, затем два быстрых. Для созидательных процессов и примирения подходит ритм черепахи - один удар, потом два быстрых и опять один удар. Для накопления физической силы применяется ритм быка - один удар и четыре быстрых. Если нужно преодолеть препятствие, то выбирать нужно ритм цапли - два быстрых затем два медленных удара. Этот ритм используют в любовных делах.

Шаманизм - это учение практической направленности. Так для помощи в спорном деле шаманы используют ритм паука - два быстрых удара, один медленный и опять два быстрых. Если последователю такого верования, как шаманизм, нужна защита от окружающих, то к его услугам ритм медведя - четыре быстрых и один медленный удар.

Выполнять камлание шаман начинает с нижней части бубна, затем переходит к средней и верхней его частям.

Ритуал благодарения духов

Последователи такого учения, как шаманизм, должны были выполнять этот ритуал, чтобы почтить своих духов-покровителей. Для проведения обряда им требовались голубая или красная ткань, листья можжевельника или шалфея, а также сандаловое благовоние. Принесённые с собой предметы следовало положить на ткань, листья поджечь, а дым направлять таким образом, чтобы он окутал шамана.

Ароматическими палочками следовало три раза махнуть в сторону Отца-Неба и три раза в сторону Матери-Земли. Затем шаман разводил костёр и ожидал, пока духи не дадут знак, что ритуал принят ими благосклонно. После он мог поблагодарить духов и удалиться.

Как выполнять камлание

Во время проведения этой процедуры шаман обычно движется по кругу. Есть 4 разновидности круга: гармонизирующий небесный, созидающий небесный, гармонизирующий земной и созидающий земной.

По созидающему небесному кругу шаман движется с юга на восток и запад, заканчивая движение в северной стороне. Начинать гармонизирующий небесный круг следует на востоке, проходя поочерёдно через юг, запад и север.

С запада начинается созидающий земной круг, он проходит через юг, север, а заканчивается на востоке. Для выполнения гармонизирующего земного круга нужно пройти такую последовательность - юг, запад, север, восток.

Такое учение, как шаманизм, и сегодня не теряет своей актуальности. Некоторые ритуалы забыты, но шаманы всё ещё бережно хранят наследие своих предков.

Шаманские обряды так же разнообразны, как шаманские путешествия, способы курения священной трубки или варианты танца животного. Целью обряда может быть решение конкретной задачи, например исцеление или получение информации для решения какой-либо проблемы. Обряды, кроме того, могут иметь и другие цели: отметить наступление нового времени года, отпраздновать важное событие в жизни, собрать вместе людей, практикующих один и тот же вид шаманизма, с тем, чтобы укрепить их связи между собой.

Обряд - это любая последовательность действий, которые выполняются неоднократно с определенной целью. Поэтому даже то, что вы заводите часы перед тем, как лечь спать, - это разновидность обряда. Однако здесь обряд понимается как более или менее регулярная последовательность действий, цель которой - помочь или исцелить.

Типы обрядов

Многообразие обрядов позволяет шаманизму стать частью повседневной жизни и создать единство тех, кто стоит на тропе шаманизма. В традиционных культурах подобные церемонии использовали, чтобы отметить времена года, важные события, например, начало сбора урожая, дни равноденствий и солнцестояний, и шаманы часто играли важную роль в таких церемониях.

Позднее, с возникновением более развитых типов общественных отношений с большей специализацией социальных ролей, такими церемониями стал распоряжаться жрец или священник. Но и в это время в маленьких общинах или родовых группах внутри больших сообществ подобными действиями по-прежнему руководил шаман.

Шаманы проводят обряды следующих типов:

  • обряды исцеления других или самих себя
  • обряды получения сведений для решения своих собственных или чужих проблем
  • обряды в честь времен года, которые иногда называют Колесом года, поскольку четыре времени года постоянно сменяют друг друга, что похоже на вращение колеса с четырьмя спицами, одна - на каждое время года
  • обряды в честь и для использования природных стихий
  • обряды, позволяющие путешествовать в верхний, средний и нижний миры
  • обряды для установления связи и получения помощи от магических животных
  • обряды, усиливающие связь с учителями и наставниками
  • обряды в честь достижения определенных уровней овладения шаманизмом, которые в некоторых традициях называются степенями знания
  • обряды, во время которых все, кто практикуют шаманизм, собираются вместе и ощущают свое единство

Шаманские обряды подобны аналогичным обрядам в других сферах жизни. У нас много нерелигиозных обрядов, посвященных празднованию какого-либо времени года, важной даты в жизни и др.

В различных общинах (христианских, иудаистских, мусульманских) имеются свои собственные обряды, например дни искупления грехов, поминовения, прощения, воздержания, и праздники.

Бывают также дни, когда люди отказываются от своих старых ролей и примеряют новые, хотя бы на время: во время французского праздника Марди Грае или на Хэллоуин можно побыть не самим собой. Вес? основные общественные институты также имеют свои обряды, например выпускные вечера в школе, корпоративные пикники и праздничные вечеринки.

Так же обстоит дело и с шаманизмом, хотя его обряды отличаются от других тем, что во время их проведения участники с какими-то целями входят в измененное состояние сознания. Или обряд может быть предназначен для того, чтобы отдать дань каким-либо символам, событиям, людям, природным стихиям, животным и традициям, имеющим особое значение для шаманизма.

Кроме того, обряд может служить напоминанием или источником энергии для тех, кто встал на тропу шаманов; он может собрать вместе людей для того, чтобы они прославляли шаманизм, поддерживали друг друга и служили друг для друга источником энергии.

Зачастую усиление интереса к шаманизму и его обрядам объясняется в наши дни отсутствием в современном западном обществе сильных традиций духовных ритуалов. Обряды проводятся в светской обстановке - например, на Рождество главное внимание уделяется раздаче подарков, а Хэллоуин превращается в костюмированный бал.

Таким образом, для многих подобные праздники теряют первоначальный смысл и воспринимаются поверхностно.

Обряды пронизывают повседневную жизнь

Как и шаманизм в целом, обряды весьма различаются в разных частях света. Существуют простые обряды, выполняемые одним человеком, а бывают многодневные церемонии, в которых принимает участие вся община; например, 4 - 8-дневная церемония Солнечного танца у таких индейских племен, как арапахо, шейенн, крау, сиу, оджибуэй и блэфут.

Обряды помогут найти душевное пристанище в повседневной жизни. Реальные моменты осознания природы, духовных свойств растений и животных, мысли о том, где взять сил, чтобы справиться с дневными делами, подобны маленьким обрядам в контексте действительности, которая включает и простые обряды, и пышные публичные церемонии.

Практикующие шаманизм живут в мире духовной энергии, где время, место, мысль и действие взаимосвязаны.

Говоря о шамане, для которого духовная сила подобна плащу, Уоллис Черный Лось отмечает:

«Духовная сила, которой я укрыт, намного красивее и мощнее. Мы называем ее мудростью, знанием, силой или даром любви. В этой духовной силе есть четыре части, и я ношу их все.

Помните:

Даже самые простые действия можно считать обрядами, так как шаманы утверждают, что они живут в мире духов и духовной энергии, где все взаимосвязано. Поэтому каждое действие, даже самое незначительное, возможно, оказывает влияние на духовный мир.

Когда вы укрыты силой, она делает ваш ум и дух лучше. Вы становитесь красивым. Все, что создает Тункашилла, красиво».

Короче говоря, помните, что практически любое действие может стать ритуалом или обрядом после того, как вы займетесь шаманизмом, поскольку каждая мысль, каждое действие оказывают влияние на вас и тех, с кем вы общаетесь, а также - в большей или меньшей степени - на весь мир.

Это похоже на длинную причинную цепь из ряда отдельных действий. Развивая шаманское мастерство, вы усиливаете свою способность воздействовать на мир с помощью разных видов духовной энергии и силы.

Шаманские обряды в разных частях света

Интересно сравнить разнообразные виды обрядов, существующие в мире. Некоторым образом они являются отражением той или иной культуры.

Краткий обзор поможет вам определить, к каким обрядам, в соответствии с вашими личными склонностями и образом жизни, вас больше влечет.

Обряды различаются по следующим характеристикам:
  • цель обряда, а также его объект
  • продолжительность обряда, а также привязанность его к определенному времени года
  • время проведения обряда - днем, ночью или в любое время, когда это не имеет значения
  • частота проведения обряда - ежедневно, еженедельно, ежемесячно, сезонно или от раза к разу
  • проведение обряда одним человеком или с одним или несколькими помощниками
  • роль других людей - являются ли они зрителями или участниками
  • спонтанность или четкая структура обряда
  • пение и молитвы во время обряда - импровизация или выученный текст

Остальное дополните сами. Какие еще особенности вы можете отметить, когда наблюдаете ритуалы в исполнении разных групп людей?

Возьмем обряды исцеления. Иногда - как, например, у сибирских шаманов - они очень простые, и заранее к ним не готовятся. Шаман появляется перед соплеменниками всего лишь с несколькими атрибутами шаманского ритуала: в кожаном одеянии, с барабаном и погремушкой - и начинает церемонию, состоящую из двух частей.

В каждой из этих частей шаман по большей части импровизирует, полагаясь на собственные чувства и ощущение энергии духов, текущей в нем. Выбор песен и распевов, их слова, движения в танце - все они создаются во время яркого представления, в котором участвуют все присутствующие.

Они время от времени поют и произносят молитвы вместе с шаманом. По-видимому, эта спонтанная, не подготовленная заранее церемония как нельзя лучше подходит к тому небольшому набору инструментов, которые используются для лечения.


Церемония может проходить по строгим правилам, как у знахарей в прибрежных районах на севере Перу. Не только магические предметы, выставляемые на алтарь, но и сама церемония жестко подчиняются традиции.

Образ включает два этапа, каждый из которых организуется по определенным правилам: так, предметы на алтаре устанавливается строго в соответствии с их космогоническими структурами.

Обряды различаются не только по степени подготовленности и возможности импровизаций, но также по своим целям и тематике. Например, у индейцев навахо, придающих большое значение прогулкам по живописным местам и достижению гармонии в жизни, прекрасные картины из песка находятся в центре исцеляющей церемонии, что отражает то внимание, которое они уделяют красоте и гармонии.