Курс «Библейские открытия. Вильгельм Буш

Транскрипт

1 Когда Бог молчит... Проповедь 1 Перед Вами стенографический текст проповеди, и так как устная речь отличается от письменной, то некоторые нюансы, передаваемые интонацией здесь будут потеряны... (компьютерный набор и редактирование - Людмила Шульга) Есть интересное место в священном писании - это место, возможно, вы не раз читали, но невозможно пройти мимо этих стихов, не задумываясь - А что это такое? В Книге Откровение 8:1: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как-бы на полчаса». Книга Откровение сразу же заинтересовывает-там столько таинственного, столько загадочного; оно привлекает внимание людей, кто читает, но конечно некоторые просто уходят от этой книги, говорят, что это не нашего ума дела - мы не сможем это понять, но это не так. Сама Книга называется - Откровение, а значит, Бог подразумевал, что Он, что-то нам открывает. Бог не мог дать нам книгу, в которой было б что-то сокрытое и непонятное. Конечно, есть такие вещи, которые мы будем постигать, и постигать на протяжении всей вечности в священном писании, в премудрости Божьей. Действительно, есть вещи, которые мы не способны сейчас своим разумом постичь, но, тем не менее, в книге Откровение этот стих есть, и он привлекает внимание Его. Здесь появляется ряд вопросов - А что тут за молчание? А что это такое? А как это понимать? Это молчание в контексте печати. В книге Откровение есть семь печатей, семь труб. Читая о семи печатях, видим, что там - снимаются печати и там печати - ставятся. Именно в этом отрывке Бог сначала начинает снимать печати, а потом, как какой-то перерыв. Иоанн видел, как поставляются печати. Понимаете, что это значит? Даже не вникая глубоко, уже понятно, что что-то открывается, а что-то закрывается. Что мы делаем, когда ставим печать?- Документ закрыт! А что происходит, когда мы снимаем печати? Например, когда мы получаем посылку и там печать?- Вскрываем. Что происходит? Что то открывается. Так вот, эти печати в книге Откровение, - это не темы для сегодняшней проповеди, это только вступление. Вот эти печати в книге Откровение снимаются. И мы понимаем, что что-то Бог начинает открывать. И всем станет ясно, что это значит, что же происходило. Много запутанного, неясного, непонятного происходило в этом мире. Не раз люди смотрели на происходящее, и спрашивали: «Господи, что происходит? До каких пор?». Эта, и тема книги Иова, в которой Иов не понимает, что происходит «Раньше эти люди, которые меня сейчас проклинают, и которые меня обвиняют, они не смели близко ко мне подойти..я для них был авторитетом, а сейчас, что они себе позволяют, Господи, что происходит?» Вся книга Иова пропитана этими вопросами, на которые фактически нет ответов. И если вы посмотрите на протяжении всей истории нашей земли, то столько вопросов повисло в воздухе, а ответа не было. В книге Откровение, в этом отрывке, чуточку раньше. Помните, там под жертвенником, души убиенных взывают: «Доколе, Господи» - это в контексте печати. «Ты не судишь и не мстишь за все, что происходило?». Те же вопросы, что и у Иова: «Господи, где справедливость?» В этой связи, хочу напомнить вам еще один текст в Священном Писании - Книга пророка Аввакума 2:20: «А Господь во святом храме своем, да молчит вся земля пред лицом Его». Коротенькая Книга пророка Аввакума. Вы знаете, что она тоже на эту же тему. Там 3 главы. Она начинается с тех же вопросов, примерно, что и у Иова, с тех же вопросов, которые люди на этой земле так часто задают и спрашивают: «Господи, что происходит? Когда же я увижу, когда праведник получает по своим заслугам? Когда, Господи, порядок будет на этой земле?» И Аввакум эти вопросы поднимает, но ответа нет. И он заканчивает этим стихом и говорит: «А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля..» Вот такие тексты мы находим в

2 священном писании, которые поднимают одни и те же темы - Господи, доколе? Это тот же вопрос, что души убиенных задают Богу: «Господи, когда справедливость будет восстановлена?» Это те же вопросы, что люди задают сегодня Богу, и вам задают Где ваш Бог был во время войны, когда дети погибали? Это все из той же серии вопросов, но ответов нет. Но, вы знаете, ответ - будет! И очень интересный ответ, как в Книге Аввакума. Аввакум задает вопрос, а потом говорит: «А Господь во святом храме своем: да молчит вся земля пред лицом Его». И наступает минута молчания. То же самое в книге Откровение слышим эти вопросы и наступает минута молчания. Слышал я, - говорит Иоанн, - молчание, как бы на полчаса. Интересно, если проследить молчание Божие в священном писании, вы обнаружите, что Бог обычно перед тем, как что-то важное сделать молчит. Какое-то время молчит. Так было и перед первым пришествием. Вначале Господь говорил, как Павел потом в Послании к Еврееям напишет: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне». А знаете, что было между этими всякими способами достучаться до людей? Бог говорил, использовал все возможные методы, чтобы достучаться до людей. А потом наступило - молчание.. Тех, кто исследует Библию, говорят, что это 400-летнее молчание Бога, между заветами. Бог не говорил 400 лет до тех пор! Практически постоянно были пророки, которые сообщали людям волю Божию, а если и был перерыв, то небольшой. Но, после Малахии, наступает молчание. Бог не говорит. Пророков нет 400 лет. Знаете, это как пауза, которая привлекает внимание. И все затаили внимание И вот - эта пауза перед выстрелом. А что же происходит, почему Бог молчит? Почему Он говорил, говорил, говорил, и вдруг замолчал? Следующее молчание это молчание перед вторым пришествием. Вы слышите Бог говорит? Я верю, что каждому Бог как-то говорит. У нас есть опыты с Богом. Мы как-то понимаем волю Божию, но так хотелось бы, чтоб Бог как-то явно открылся, и сказал, что делать. И Бог говорил. Бог использовал Своих рабов-пророков, и сообщал Свою волю. Но знаете, что перед самым Его пришествием наступит - молчание. Мы, адвентисты, называем это трудным временем Иакова время большой скорби. Когда читаете Великую борьбу, то там написано, что в последнее время Дух Святой начнет медленно покидать землю, а что это значит? Ведь Дух Святой это тот канал, та святая личность, которая сообщает нам волю Божию, которая нас утешает, которая нас одобряет, которая нам объясняет непонятное, которая руководит теми, кто прислушивается к голосу Божию. Но в последние дни, мы знаем, что слово Божие говорит об этом, что Дух Святой покинет землю. Как покинет землю? Вы думаете, Его не будет здесь, Он удалится физически? Как может Он удалится физически? Нет. Произойдет то, что происходило во время смерти Христа на Голгофе. Помните, что Христос сказал? «Боже Мой, почему ты оставил меня?» Как Отец оставил, ушел? Просто - молчал. А что можно сказать? Вы знаете, Бог говорит до тех пор, пока есть, кому говорить. Пока еще кто-то слушает. Но Он не будет говорить, если не с кем говорить. Еще одно молчание, помните? Иисуса ведут на Голгофу. До сих пор Он много говорил, Он протягивал руку хромому и говорил: «Вставай!». И это непросто были слова. В этих словах была сила. Все, что Он говорил,- это не были просто слова. Люди ощущали силу Его слов. Но наступил момент, когда Он замолчал. Его спрашивают, а Он - молчит. Что произошло? Вы знаете, Бог всегда говорит, пока есть, кому говорить. А когда не с кем? Что сказать? Задают Ему вопросы: «Прореки, кто ударил Тебя?». А что ответить на этот вопрос? Ирод хочет «сделай чудо!» Что ему сказать? Вы понимаете, если б Он действительно нуждался в чуде. Я знаю, Иисус бы сделал чудо. Но это не тот случай. Когда не с кем говорить


3 Бог молчит. Интересно то, что люди боялись, когда Бог говорил. Помните, у подножия горы Синай, собрались израильтяне? Бог говорит Моисею: «Пусть народ приготовится. Я хочу лично поговорить с ними. Я хочу лично сказать то, что у меня на сердце». И что говорит народ Богу? «Пусть молчит нам страшно». Моисей передает эти слова Богу. Бог говорит Моисею: «Скажи народу, пусть не боятся. Я пришел не для того, чтобы они боялись». Прочитайте 20 главу, стих 20. Там сказано, что Бог пришел, чтоб не испугать вас, не для того Он явился вам, чтоб вы боялись. Но люди боялись. И попросили Моисея ты лучше говори с Богом нам страшно, когда Он говорит. Но что они творят, когда Бог молчит? Когда надо бы наоборот. Вы знаете, когда Бог молчит не страшно. Не надо бояться пока Бог говорит. В этом как раз благословение, когда Он говорит. Значит, есть с кем говорить. Значит, есть слушатели. Знаете, страшно будет тогда, когда Он замолчит. Книга Аввакума 2:20 «А Господь во святом храме своем, да молчит вся земля пред лицом Его». Что вы слышите? Что произойдет сейчас? Похоже на «Встать - суд идет!». Это действительно так. Когда Бог замолчит, - это значит, картина поменяется, Господь перейдет к решительным действиям. Он все сказал. Теперь каждый услышит приговор. Несколько раз, в священном писании мы слышим, как Бог молчит это перед первым пришествием. Там такая картина прерывается это молчание. Евангелие от Луки это Евангелие, которое раньше всех стало описывать события нового завета. Смотрите, Матфея с чего начинается? С рождества Христа. Евангелия от Иоанна с чего начинается? С крещения Христа. А Евангелия от Марка с чего начинается? Тоже с крещения Христа. А Евангелия от Луки? С предсказания рождения Иоанна Крестителя. Евангелие от Луки начинает повествование первым, с самых ранних событий. Начинается с того, что будущий отец Иоанна Захария, будучи священником в храме, входит в храм совершать служение. Ангел ему является в храме. Это примечательное событие? Нарушено молчание 400 летней давности. Понимаете, с появлением ангела, прервано молчание. Бог заговорил. Никогда такого не было. И люди уже забыли о том, что Бог может сообщатьсвою волю через ангела, через видение, через пророков. Давно забыли. Они просто приходили в храм вдруг, что-то Бог скажет. Священник, как правило, после совершения служения в храме,- выходил, простирал руки, благословлял народ и все. Далее распускал народ по домам. Когда-то, в древности, они знали, что Бог часто являл им Свою волю, и сообщал Свою волю через священников. И священник выходил из Святого Святых, и сообщал им волю Божию. Но те времена давно прошли. 400 лет такого не бывало. Наконец-то, Захария выходит народ его ждет. И люди понимают по виду Захария, что что-то произошло в храме. Захария пытается говорить ничего не может. А знаете почему? Он не поверил, что это правда. Хорошо, - сказал Бог, - молчание продлится. Понимаете, Бог, прежде чем сделать что-то важное, - выдерживал период молчания. Для чего? Понимаете, можно поразному выделить что-то, если хотите. Я могу, например, в тексте что-то пометить двумя способами. Либо подчеркнуть нужную мне строчку, выделив ее маркером; либо выделить все, кроме этой строчки. Правда? Бог говорил, потому что Ему надо было говорить людям. Но люди, когда - слушали, когда нет. Теперь Господь собирается предпринять что-то важное. И Он выделяет это важное предваряя молчанием. Не бойтесь, когда Бог говорит. Хуже, когда Бог молчит. И вы знаете, Его дети, самые Его лучшие дети, с трудом переносили Его молчание. Вспомните Иова. Что он делает, когда Бог молчит? Он места себе не находит Господи, почему молчишь? Аввакум Почему молчишь? Помните Давида, когда он совершил грех? Он приходит к Богу и говорит Ему: «Господи, только не молчи делай же что-нибудь». Плачет, раскаивается в содеянном. Потом мы видим, что у него умирает сын. Что Он делает? Бог заговорил! Вы знаете, что


4 для этого человека лучше, когда Бог говорит, как бы Он ни говорил, но только б не молчал. Вот так переносят Божье молчание настоящие Божьи дети. Они не могут, они не находят себе места, потому что им надо знать, что Бог думает по этому поводу. Если вы почитаете книгу «Великая борьба», то увидите, что будут переживать верующие Божьи дети перед вторым пришествием. Вы увидите ту же картину они места себе не находят. Они не понимают, что происходит. Это трудное для них время. Но они хотели бы знать Господи, покажи хоть что-то. Если есть, какие-то проблемы, которые мы не решили помоги нам увидеть это. Молчание, тишина. Там описаны верующие люди примерно в таких словах: «спасенные (они не знают еще, что они спасенные), с бледными лицами, взывают к Богу день и ночь». Понимаете почему? Потому что они не слышат ответа. Потому что воцарилось молчание. Молчание это суд. Если наступило молчание, значит, Господь идет судить. И, вообще, Он интересно будет судить. Этот последний суд вы фактически не слышите, чтоб он говорил. Вот эта способность Бога судить. Об этом Иисус говорил Никодиму, в Евангелии от Иоанна, 3:19: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет». Бог не пришел судить, люди сами себя осудили, потому что они возлюбили тьму больше, чем свет. В принципе, это и произойдет во время второго пришествия Христа. Вы не услышите, что Бог что-то там судит, что-то предпринимает. Вы практически не услышите, что Бог выносит какой-то приговор, но вы увидите суд. В книге «Великая борьба» есть глава «Освобождение народа Божьего». Вот некоторые предложения из этой главы со страниц, а полную куртину вы прочитаете в книге. «Вскоре на востоке появляется небольшое темное облако величиной в половину человеческой ладони. Это облако окружает Спасителя, издали оно кажется окутанным мглой. Народ Божий знает, что это знамение Сына Человеческого. В торжественном молчании они следят за тем, как оно приближается к земле». Вы слышите исполнение книги Откровение. Люди исполнят вот тот стих, который мы прочитали в начале: «В Его присутствии "лица у всех бледные", и ужас вечного отчаяния овладевает теми, кто отверг Его милость При этих словах песни ангелов смолкают, и наступает страшное молчание». То как описано в «Великой борьбе» «Издевательства и насмешки стихают. Лживые уста смолкают. Бряцание оружия, воинственные крики и шум сражения затихают...». Дальше целый параграф описывает, то, как чувствуют себя нечестивые, что они знают этот голос. Вот, на фоне этого молчания, они понимают, что они знают этот голос, который сейчас молчит. Они слышали, как Он обращался к ним. Они вспоминают моменты из их жизни, когда Господь предоставлял им возможность сделать правильный выбор. Они помнят этот голос. А теперь Он молчит. Целый параграф об этом. Теперь то, кто насмехался над Ним, когда Он называл Себя Сыном Божьим молчат. Это только несколько предложений из этих двух страниц, но когда вы прочитаете всю главу и картину Его пришествия, то вы услышите это молчание. Там Господь не говорит, вы не увидите такой картины, что Он останавливается, объявляет какой-то приговор. Нет, там просто молчание. Но это молчание и есть суд. Именно благодаря этому молчанию, каждый сам способен вынести себе приговор суд идет! Не бойтесь Господа, когда Он говорит. Даже если Он говорит не очень приятные нам вещи о нас. Это роль Духа Святого Он утешит нас, наставит, обличит Не бойтесь это хорошо. Даже, если это неприятно, даже, если нам что-то нужно менять в жизни. Хуже будет, если вы перестанете слышать этот голос. Священное писание об этом говорит. Что происходит, когда мы перестаем слышать голос Духа Святого? Что это значит? Это единственный грех, который не прощается потеря слуха. Пусть никогда в нашей жизни этого не происходит. Пусть слух наш будет настроен, чтоб слышать. Этот голос пока еще можно. Пусть


5 никогда не произойдет в нашей жизни этого страшного зловещего молчания. Нет, Бог ничего не будет произносить. Нечестивые сами себе произнесут последний приговор. Что происходит, когда Бог молчит? Если вы почувствуете, что наступает время молчания, знайте, что приближается тот день. Если вы почувствовали, что вы хотите услышать Его голос, а в ответ тишина Это трудно, но пусть вас радует тот факт, что это признак Его скорого пришествия. Аминь. Copyright Yuri Yunak, All rights reserved worldwide



Серия проповедей «Панорама Библии» Евангелие от Иоанна «Неверие и вера» Цель Евангелия от Иоанна Ин 20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во

Фессалоникийский Диалог ПЕРВОЕ ФЕССАЛОНИКИЙСЦАМ 4:13-18 ПЕРВОЕ ФЕССАЛОНИКИЙСЦАМ 5:01-11 ВТОРОЕ ФЕССАЛОНИКИЙСЦАМ 2:01-12 Главная задача, главная цель пояснить, что Апостол Павел сообщил верующим в Фессалоникийцкой

16 апреля 2017 года Воскресная проповедь ц. «Сонрак» Епископ Ким Ги Донг (Ин.21:15-18) Бог есть любовь. Он явил миру любовь, послав Слово, и это Иисус Христос (Ин.1:14). Наша вера в том, чтобы любить Его.

Бонни Джонсон: Сущность Его присуствия высвобождает силу «дюнамис» Апрель 2017 Цвет Любви Недавно я служила на конференции, где они спросили название моей проповеди. Сразу же Господь дал мне его, и я должна

Библия для детей Представляет Человек, посланный Богом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: E. Frischbutter; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible

Библия для детей Представляет Человек, посланный Богом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: E. Frischbutter; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org BFC PO

Виктория Бойсон: Видение принятие огня Святого Духа Иисус подготавливал Своих учеников, чтобы они приняли работу Святого Духа. В Евангелии от Иоанна 16:5-7 Он говорит: "А теперь иду к Пославшему Меня,

Кент Симпсон: Что говорит ваше сердце? Вы знали, что слово "сердце" упоминается в Библии более 800 раз? Вы когда-нибудь задумывались о том, как используется это слово, когда оно не относится напрямую к

Серия проповедей по Евангелию от Иоанна Часть 52 Слепота зрячих и прозрение слепых Ин 9:1-41 2Кор 4:3-4 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог

УРОК 1 ПУТЕШЕСТВИЕ В КНИГУ ОТКРОВЕНИЕ Урок 1. Путешествие в книгу Откровение Этот семинар гораздо важнее, чем любой другой. Он приблизит нас к постижению Откровения последней Книги Библии. Книга Откровение

Библия для детей Представляет Рождение Церкви Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Ruth Klassen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children, Inc. Лицензия:

Урок 1 Божий план для церкви Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18). Это чудесное обетование! Этот стих открывает нам несколько важных понятий о Церкви. Перечислим

Библия для детей Представляет Рождение Церкви Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Ruth Klassen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children, Inc. Лицензия:

Сэнди Фрид: Бог держит открытую книгу новая глава открывается для всех верующих Господь часто веет дыханием на Свое Слово, оживляя его, и оно становится словом на "сейчас" или внезапным словом. И как мы

Урок 57 1. -Почему Иисус устал? -Хотя Иисус был полностью Бог, Он, также, был полностью человек. 2. -Почему Иисус был в состоянии приказать ветру и морю утихнуть? -Потому что Иисус был Бог. 3. -Почему

О РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Господь Бог совершен в Святой Троице, от Него свыше нисходят все дары совершенные. «... Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет менения

Урок Тема Христос умер, потому что любит нас. Христос умер за наши грехи. Христос умер, чтобы мы силою Его побеждали всякий грех. Прочти указанные места из Библии и ответь на вопросы. Ответы запиши в квадратики

ИЛЛЮСТРАЦИЯ МОСТ Как пользоваться иллюстрацией Мост для изложения Благой Вести Иллюстрация Мост один из многих эффективных способов донести Благую Весть до людей. Им успешно пользовались на протяжении

Слово ходатая: Любовь, которая творит великие чудеса Иоанна 5:32,35 «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Он был светильник, горящий

Эсхатология. Часть 1 1 На протяжении всей истории человечества одни люди хотели знать будущее, другие предсказывали будущее. В настоящее время ничего не поменялось. Тема грядущего конца света занимает

Евангелие Царствия Божия Марка 1:14-15 (14) После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия (15) и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие

УРОК 6 БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ И ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ Цель: Понять, что любить людей бескорыстно можно только тогда, когда сердце очищено Господом от греха. Библейский текст: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы

Пророк всегда утешит! ПРОРОК - ВСЕГДА УТЕШИТ! Христианские стихи о Служении Богу в Молитвенной Ревности по Духу Святому, для всех Церквей ХВЕ ПятидесятниковАминь Пророк - всегда утешит, Подаст Душе Молитву,

Находятся ли христиане под законом или не под законом? В одном месте Павел писал: «Вы не под законом»; а в другом месте он говорит о нахождении «под законом Христа». 14 Грех не должен над вами господствовать,

Библия для детей Представляет КИисусу приходит настоятель храма Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Maillot; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010

Сэнди Фрид: Крестите свою Землю Обетованную, призывая Кровь Дорогие верующие, Я всегда удивляюсь Божьей верности. А вы? Так легко любить Бога, в Которого мы верим; особенно когда мы вспоминаем, что Иисус

Колетт Тач: Поручение Моисея Глава 12. Победа над вашими страхами Глава 12 Победа над вашими страхами Лектор: Колетт Тоач Положительные изменения Вот ваш Аарон, и мы благодарим Господа за Ааронов в нашей

Page 1 of 5 CA 03 EMAW 03 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ СЛОВА ФОСТЕР: Подумайте немного о том, что у вас получается хорошо. Ваша работа? Игра на музыкальных инструментах? Может быть, вы хорошо играете в видео или спортивные

Участие в Вечере Библейский подход или Как правильно участвовать в Вечере 1 Кор 11:23-32 Лук 22:7-8 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], 8 и послал [Иисус] Петра

ПОТЕРЯННОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Во времена реформации ни одного человека не рассматривали как христианина, если он не был уверен в спасении. Только того, кто мог о себе сказать, что он пережил возрождение благодатью,

Урок 39 1. -Кто был новым лидером израильтян, которого выбрал Бог, чтобы заменить Моисея? -Иисус. 2. -Бог сдержал своё обещание и дал, потомкам Авраама, землю Ханаан? -Да. 3. -Что сделали израильтяне,

Христос в книге Второзакония Ин 5:39-40 Вы исследуете Писания, чтобы через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. 40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Лк 24:44-45 И сказал

26 июля 2015 года Воскресная проповедь ц.сонрак Проповедь: старший епископ Ким Ги Донг Моя душа, будь счастлива Духом Святым! Получи венец (1Фес.2:17-20) Бог Бог Славы. Он возлюбил этот мир и послал Слово,

Урок 5, 29 июля 2017 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Галатам 3:13) В послании к Галатам 3:1-14 Павел показывает, что у Бога

Конспект проповеди Евангелие Рождества I 1. Что такое Рождество? Гал 4:4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного. Который родился от жены, и подчинился закону. У Бога все точки

Гаррис Элкинс: Никогда не заканчивающаяся Божья любовь Недавно в момент моего уныния Господь сказал мне слово, которое изменило все. Он сказал: "Когда ты очень сильно ощущаешь стыд и осуждение, самое мощное

Сокровища в Храме Урок 18 1. Что видели в Божьем храме когда он был открыт на небесах? Откровение 11:19 2. Что было написано на каменных скрижалях ковчега завета? Второзаконие 10:3-5 Ковчег, содержащий

Джон Марк Пул: Знать его! Бог Отец говорит: «Спросите у Меня!» Более глубокие отношения с любящим Отцом Кажется, что большая часть человечества ищет, блуждает и спрашивает о том, как соединиться с Источником,

Дженнифер Эйваз: 2017 это год, чтобы видеть, сеять, пророчествовать в последующие 100 лет Написание книги, подобно рождению ребенка, и я также снова «ожидаю» и планирую этой осенью выпустить мою вторую

Аманда Уэллс: Бог говорит: «Проси!» А что вы просите? Ночью на прошлой неделе у меня было три видения, и я чувствую, что это слово относится к большей части Тела Христа. После трех видений, на ум мне пришло

Слава креста Флп 2:6-10 1Кор 1:17-18 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,

Библия для детей Представляет Чудеса Иисуса Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: E. Frischbutter; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children,

Библия для детей Представляет Церковь постигает беда Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Ruth Klassen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children, Inc.

Библия для детей Представляет Изекеиль: Человек Видения Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Lazarus Адаптировано: Ruth Klassen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children, Inc. Лицензия:

УРОК 20 ОЗЕРО ОГНЕННОЕ Урок 20. «Озеро огненное» Книга Откровение впечатляюще изображает озеро огненное, ад и то наказание, которое ожидает грешников. Христос упоминает об этом озере огненном 15 раз, обращая

Читаем Библию всем приходом! КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЛАНОМ П ПЛАН ЧТЕНИЯ БИБЛИИ ЗА 1 ГОД [СЕНТЯБРЬ 2017 - АВГУСТ 2018] Прочитывая ежедневно всего три отрывка Молитва перед чтением Священного Писания Господи

Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

Как успешно прожить наступивший год? im WERA-Forum Как успешно прожить наступивший год? Я как-то, посмотрел фильм, героиня которого юная девушка, постоянно отвергаемая родителями, всё время говорит себе:

Урок 7 У вас есть Помощник К этому моменту вы, возможно, говорите себе: Похоже, что христианская жизнь слишком трудна для меня. Не знаю, смогу ли я жить таким образом. Так много нужно делать, что даже

Слушай, Израиль, Я Господь, Бог твой! Псалом 48 1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом. 2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,- 3 и простые и знатные, богатый,равно как

Даниилова структура книги Откровение Даниилова структура книги Откровение Структура книги Откровение построена широко вокруг рассказов о видениях, изложенных в эпистолярной структуре I. Эпистолярный пролог

Библия для детей Представляет Девушка, которая жила дважды Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Ruth Klassen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children,

Колетт Тач: Поручение Моисея Глава 13. Путешествие веры Глава 13 Путешествие веры Лектор: Колетт Тоач Необходима вера Для того, чтобы начать двигаться вперед нужна вера. Без веры угодить Богу невозможно.

Роб Радости: Обновите свой разум, чтобы стать жителем Царства Славный бурный рост Царства Я наблюдаю, как в это время загорается трезвое понимание Царства, славный взрыв Царства. Как жители Царства мы

Тиффани Энн Льюис: Полагаясь на Господа: доверие Ему и Его планам Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Притчи

Уэйд Э. Тэйлор: Избирая сообразование с Иисусом: выходя за пределы своих способностей "За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными". Иоанн 6:2 "Когда же

Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей... Луки 1:15 Это слово пророчества от Самого Бога для Своего посланника святого Иоанна

Джо Эллен Стивенс: Всплеск крещения Святым Духом Господь говорил со мной о том, что скоро в этом сезоне произойдет всплеск крещения Святым Духом! Он сказал, что люди поднимутся и будут желать силу, которую

Обычный современный человек im WERA-Forum Обычный современный человек Прошли рождественские дни, встреча 2014 года, и начался «обычный» новый год. И его «обычность» с точки зрения человека в том, что от

Манускрипт 76 Вознесение Мессии Др. Арнольд Г.Фрухтенбаум На основе радиослужения Переведено с разрешения миссии «Кехилат Ариел» и «Бет Ариел» Санкт-Петербург Россия Оглавление I. История Вознесения...

Вера Шевченко Библия на каждый день для самых маленьких Ежедневное чтение с молитвой на 365 дней для детей дошкольного возраста Киев «Золотой город» 2017 УДК 27-23-053.2+741(02.053.2) ББК 86.37-2+85.15

Урок 7 Что делает церковь для мира В прошлом уроке мы говорили об ответственности верующих по отношению друг ко другу. Все верующие являются членами Божьей семьи. Христиане имеют особые связи между собой.

Второе крещение? Одним из первых событий в жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном

1. В мире совершаются жуткие дела

Если не ошибаюсь, это было в 1937 году я шел по улицам Эссена и встретил 16-тилетнего юношу, очень расстроенного. Я знал его по моей работе среди молодежи и поэтому спросил. "Что с тобой?" На что он мне ответил. "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка А когда я вернулся домой, моих родителей уже не было". Он больше их никогда не видел. Отца арестовали Мать отправили в концентрационный лагерь в Аушвиц! Единственное, что я смог, это отправить юношу в Голландию. Оттуда он попал в Америку. Но я никогда не забуду вид этого растерянного юноши:

"Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому, что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, то моих родителей уже не было!" А подобных случаев было миллионы! И тогда возникают. вопросы: "А Бог?" "Где же Бог? Почему Бог молчит?"

В оде "К радости" великого немецкого поэта Фридриха Шиллера есть такая строка: "Братья, в том надзвездном крае жив наш любящий Отец!" Но современный человек склонен сказать: "Братья, в том надзвездном крае мертв наш любящий отец".

Кому приходят в голову вопросы: "Где же Бог?" "Почему Он это допускает? Почему Он молчит по поводу таких ужасных дел?"-, у того, возможно, возникнет опасная мысль "Может быть, Бога вообще не существует? Возможно, в небе никого и нет?! Может быть, атеизм все же - истина?!" Друзья мои, у кого возникает такая мысль, тот должен прийти в ужас:

ведь было бы жутко, если бы Бог в действительности не существовал. Тогда бы мы - люди, мы - изверги, были бы оставлены один на один. Тогда бы мы были, как заблудшие дети, которые не в состоянии найти дорогу домой. Бога нет? Это звучит зловеще. Вы себе

даже не представляете, что Вы этим выражаете! Над этим - пустота! Мы предоставлены самим себе! Мы -один на один друг с другом. Никого нет страшнее для человека, чем сам человек, не так ли? У римлян была пословица. "Человек человеку - волк". Ужасно!

Я не в состоянии выразить, как часто ко мне, как к пастору, обращаются с вопросом- "Как только Бог это допускает? Почему Он отвечает молчанием на все это?" А поскольку меня об этом часто спрашивают, я хотел бы сейчас ответить на этот вопрос.

Но я должен сказать заранее: я не личный секретарь Бога. Он мне не доверил своих планов и не продиктовал мне стенограммы. Вы меня понимаете? Уже само по себе довольно глупо ставить вопрос так, будто мы можем понять Бога. Бог, которого я мог бы понять, в крайнем случае, мог бы быть настоятелем или суперинтендантом. Их я еще могу понять. Но тот, кого я действительно мог бы понять. Богом быть не может. В одном месте Библии Бог говорит:

"Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои". Это очень убедительно.

Но все же из Библии я почерпнул некоторые познания и хотел бы, по мере своих возможностей, ответить на вопрос: "Почему Бог молчит?"


2. В корне неправильная постановка вопроса

Во-первых, я должен сказать, что вопрос "Почему Бог молчит?" поставлен превратно. А именно, он поставлен так, как будто в зале судебных заседаний в судейских креслах восседают госпожа Шульце или пастор Буш, а на скамье подсудимых - Бог. И мы говорим: "Подсудимый Бог, как Ты только все это допускаешь9 Почему Ты молчишь?" Я хотел бы Вам со всей ясностью сказать: "Не существует Бога, который позволил бы нам судить в судейских креслах, а Сам бы сел на скамью подсудимых!

Я вспоминаю одну нелепую сцену того времени, когда я был еще совсем молодым пастором. Мне было 27 лет, я только что прибыл в Эссен, где вспыхнула забастовка шахтеров, сильно всех взволновавшая. Однажды я прохожу мимо большой площади. Один человек стоит на ящике из-под мыла и громогласно обращается к людям, стоящим вокруг него. Он говорит о голодных детях, низких заработках и безработице. Вдруг он видит меня, узнает и начинает орать: "А, да вот и пастор! А ну-ка, иди сюда!" Обычно я отзываюсь на приветливое приглашение. Так и на сей раз я подхожу к толпе. Передо мной расступаются, я прохожу к оратору. Вокруг меня столпилось около сотни шахтеров. Мне стало немного не по себе. К такой ситуации меня в университете не подготовили. И он начал: "Послушайте-ка, пастор! Если Бог есть, о чем я не знаю, но возможно Он существует, то тогда я, если умру - предстану пред Ним и скажу,- и он закричал: "Почему Ты допустил кромсать людей на полях битв? Почему Ты допустил умирать от голода детям, когда другие выбрасывали еду, потому, что у них были излишки? Почему Ты допустил чахнуть людям от рака? Почему?! Почему?! И еще я Ему скажу: "Ты, Бог - убирайся! Прочь! Долой!" Так кричал этот человек... И тут я тоже крикнул: "Совершенно верно, долой этого Бога! Долой этого Бога!" Кругом все стихло. Оратор удивленно говорит: "Минутку! Вы же пастор! Вам же не следует кричать: долой этого Бога!" Тогда я ему ответил: "Послушай-ка! Такой Бог, перед которым ты так выступаешь, перед которым ты смеешь разевать свой рот, который должен перед тобой отчитываться, как обвиняемый перед судьей - такой Бог существует только в твоем воображении. Такому и я могу сказать: долой этого Бога! Долой этого глупого Бога, которого сотворила себе наша современность, которого мы можем, по мере надобности, обвинять, устранять или возвращать! Такого Бога не существует! Но я хочу сказать тебе нечто другое: существует иной, настоящий Бог. Перед Ним ты предстанешь, как обвиняемый, и тогда ты даже рта не сможешь открыть, ибо Он тебя спросит: "Почему ты меня не чтил? Почему ты меня не призывал? Почему ты жил в нечистоте? Почему ты лгал? Почему ты ненавидел? Почему ты ссорился? Почему ты...?" Так Oн будет тебя спрашивать. Тогда у тебя слова застрянут в горле! И ты из тысячи ни на один вопрос не ответишь! Такого Бога не существует, которому можно сказать: прочь! Но есть святой, живой, истинный Бог, который однажды может нам сказать: "Прочь от Меня!" Вам я тоже хотел бы сказать: если Вы слышите, что люди упрекают Бога: как Бог это допускает? Почему Бог молчит? - скажите им: "Если бы мы могли обвинять Бога, то это был бы глупый, выдуманный Бог! Существует только один святой Бог, который нас обвиняет, Вас и меня!" Вы соблюдали Божий заповеди? Как же Вы себе представляете? Бог строг по отношению своих заповедей. Мы - обвиняемые, но не Бог! Это первое, что я со всей ясностью должен был Вам сказать: вся постановка вопроса в корне ошибочна! А теперь, второе:

3. Молчание Бога - Его приговор

"Почему Бог молчит?" Да, Бог часто молчит, и Божие молчание - самый суровый приговор для нас! Я убежден в существовании ада. Но он явно не таков, каким его представляют на многих картинах в виде диавола, жарящего души на огне и прочей чепухи. Я представляю ад таким состоянием, когда Богу больше нечего сказать людям. Тогда они будут звать, тогда они будут молиться, кричать - Он им больше не ответит! Русский писатель Достоевский однажды сказал: "Ад - это такое место, на которое Бог больше не взирает",- где мы действительно покинуты Богом. Да, Божие молчание - это Его приговор. Таким образом, ад начинается уже в этой жизни, когда Бог молчит.

По этому поводу я хотел бы Вам рассказать одну историю из Библии. Однажды существовало два города: Содом и Гоморра. города высокой культуры с утонченной цивилизацией. Бога они не отвергали. Возможно, там были и пасторы, некий жалкие типы. Но Бога просто не принимали всерьез. Возможно, на свадьбах и похоронах еще обращались к Богу. но во всем остальном Он им был не нужен. Все Его заповеди попирались ногами. В Содоме жил праведник по имени Лот. Время от времени он говорил: "Так нельзя обращаться с Богом" Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнет!" - "Ах,- отвечали ему люди,- не шути! Ты же не пастор! Перестань же городить ерунду о том, что человек посеет, что пожнет!" Но вот однажды на рассвете случилось так, что Бог пролил на эти города дождь серный и огонь с неба. Как это выглядит, мы испытали во время военной бомбежки. Но Бог может это совершить без самолетов Я представляю себе, как люди вскакивали со своих постелей и кричали: "В подвалы!" Но в подвале становится жарко, как в печи. Уже невозможно терпеть. Новые крики: "На выход!" И ринулись наружу. Но снаружи всюду льет дождь из серы и огня Беспомощные люди: выйти они не могут, а в подвалах они, наверняка, задохнутся. Об этом повествует Библия. Я себе представил разноликую толпу людей, находящихся вместе: молодая светская дама, которая до сих пор была безразлична к Богу, считая Его эдаким добряком; пожилой господин, который мог каждую марку вина распознать по вкусу. Он тоже ничего не имел против Бога, но был к Нему полностью безразличен. Такие типы были там в подвале вместе: славные, порядочные люди, честные граждане, исправные налогоплательщики. Все они имели свои темные тайны, как и сейчас каждый человек. В погребе становится все жарче. Они хотели бы выйти, но не могут, потому что вокруг бушует погибель. И тогда их охватывает ужас. Вдруг тучный господин говорит: "Люди, а Лот - то был прав: Бог действительно жив!" А молодая светская дама говорит: "Тогда только одно поможет: сейчас нужно молиться! Но кто же может молиться?!" И вот поднимаются руки (в древности молились с поднятыми руками), которые до сих пор никогда не поднимались. Вдруг раздается: "Господи, смилуйся! Мы согрешили! Мы пренебрегли Тобой! Но услышь же! Ты же любящий Бог, Ты же милостив! Господи, смилуйся!" Но Он молчит! Только слышны рев и треск огня. Тогда распростертые руки опускаются и сжимаются кулаки: "Бог! Почему Ты молчишь?!" Но все тихо! Слышен лишь рев огня. Они могут сейчас молиться, браниться - Бог больше не отвечает! Существует граница, через которую ни один человек, ни один город, ни один народ перешагнуть не может - граница равнодушия живого Бога. С этой поры Бог больше не слышит или не отвечает! Тогда они могут молиться, браниться - Он больше не ответит. Вы понимаете, что это молчание было страшным приговором Бога над Содомом. В Библии написано о Боге: "Я вас звал, а вы не отвечали". Почему ты молчишь, человек, когда Бог тебя зовет? Итак: молчание Бога является самым страшным приговором Бога! Третье, что я хотел бы Вам сказать, это:

Post Views: 148

Анонс проповеди: В жизни каждого христианина приходит момент, когда он не слышит Бога. В Библии приведены примеры из жизни людей которые проходили такое. Для чего Бог проводит нас через это? Чему Он хочет нас научить? Что Он имеет ввиду Своим молчанием?

Слава Господу, братья и сестры!

Четвертый день подошел к концу, и мне очень хотелось бы надеяться на милость Божью в этом дне, и в этой проповеди. Я хотел бы сказать, то что Бог сегодня хочет сказать.

Если посмотреть на такой период, который Израилю пришлось пережить, находясь в египетском рабстве, вы помните, как Бог говорит Аврааму что потомки твои, будут пришельцами в земле не своей, в земле чужой, где они станут рабами. И это рабство будет на протяжении, как нам известно, 400 лет. 400 лет они будут находится в этом рабстве. И сказано что после сего восстал иной фараон, который не знал Иосифа, фараон восстал, и этот период некоторое время продолжался. И мы видим Бога, Который разрывает это молчание, мы видим Бога, говорящего через Иакова, мы знаем Бога, говорящего через Иосифа, мы видим, что Слово Божье разрушает это молчание, и начинает что-то говорить. Дорогие мои, когда я думаю о том, что Бог молчит, и что происходит в тот период, когда голос Божий затихает, то я скажу вам что всегда, рассматривая Слово Божье — тенденция всегда одна. Когда Моисей, который был для израильского народа голосом Божьим, потому что Бог говорил с ним, поднимался на гору, Моисей передавал народу то что Бог передавал непосредственно ему. Мы видим, что народ сел есть, пить и играть. То есть отсутствие Божьего голоса, или Моисея, который был для них человеком через которого говорил Бог, с таким огромным народом, говорило о том, что народ не слышавший этот голос, попал в состояние такой деградации. Когда Божий голос говорит, то он препятствует этому разложению, этому растлению. Но мы видим, что, когда Моисея не стало на протяжении небольшого отрезка времени, народ попал в это состояние растления, и отчуждения от Бога.

Когда я думаю о том, что написано в первой книге Царств, что Слово Божье было не часто, и видения редки. Мы не говорим о том, что его вообще не было, оно просто было не частым. И в промежутке с какого-то определенного периода времени. И соответственно мы видим ту деградацию, которая постигла Израильский народ – они лишились ковчега, когда пророк пришел, и в конечном итоге вынес приговор всему дому Илия, и потом мы видим, как этот приговор нашел свое осуществление.

Мы видим, что нам демонстрируют первые главы первой Книги Царств – они говорят нам о растлении, которое было среди Израильского народа, мы смотрим на этих двух сыновей, на Офни и Финиеса, которые поступали не так как должно поступать священникам. И мФ можем сказать, что за этой красной чертой подводится так сказать итог, по какой причине это растление было среди дома Божьего, и безусловно, это одна причина того что Слово Божье было не часто, и видения были редки. И еще ко всему этому – в той среде где Бог молчит на протяжении какого-то определенного периода времени, происходит то же самое, что в свое время произошло с Саулом. Саул готовился к сражению, и Самуилом было сказано, чтобы он не приносил жертвоприношений, и не начинал никакого сражения до тех пор, пока Самуил не придет. И мы видим что Саул, не дождавшись Самуила, по той причине, что в момент этого ожидания Израильтяне начали разбегаться, и Саул оказался в очень критической ситуации, и поддался панике.

Мы с вами жизненно важно нуждаемся в Слове Божьем, мы нуждаемся в слове, которое приходит от Бога, и можно сказать подкрепляет нас в том, чтобы мы могли противостоять той тенденции, которая была выражена в Израильском народе, тенденции тяготения народа ко злу.

Всякий раз, когда Моисей задерживался там, на горе, он находил народ не в том состоянии, в котором он их оставлял. Деградация приходила в среду Израильского народа, и постигала его. И я знаю что для того чтобы нам можно было противостоять этой деградации, которая как принцип заложена в человеческой природе, чтобы нам можно было противостоять растлению, нам необходимо слово Божье. Слово Божье останавливает это. Библия говорит, что без откровения свыше народ необуздан.

Но нам с вами известны такие серьезные и длительные периоды Божественного молчания. Что же нам делать в тот момент, когда Бог молчит, когда Он по какой-то причине перестал говорить? Зачастую мы нуждаемся в Божьем слове в критические моменты нашей жизни. Я смотрел на Давида, и на то, в какие моменты своей жизни он нуждался в Божьем Слове.

Я хочу прочитать вам несколько таких моментов которые описаны в Библии – это 34 и 38 псалом. В этих псалмах есть такой крик к Богу: «Господи, скажи!». Почему он так сильно нуждался, и что за жизненные ситуации были у Давида на тот момент, когда он кричал: «Господи, скажи!». Почему он был так нетерпим к этому Божественному молчанию? можно сказать что он делает это слово, приходящее от Бога, тем на что он уповает, что разрешит вот эту ситуацию, с которой он столкнулся, что станет выходом из того, в чем он оказался.

Братья и сестры, я скажу вам что тенденция всегда только одна. Написано: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Во все времена народ Божий рано или поздно приходил к осознанию той истины что Слово приходящее с небес способно разрешить любую жизненную ситуацию! Написано, что Словом Божьим устроены небеса и земля. От того что Бог сказал непосредственно произошло все видимое из невидимого. Мы верой познаем что из невидимого произошло видимое. И в какой бы критической жизненной ситуации мы не оказались, если мы станем обладателями этого Божественного принципа — « Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», то рано или поздно мы получим этот ответ от Господа. Слово, приходящее с небес способно изменить кризис, в котором мы с вами оказались.

Итак, я хотел, чтобы вы посмотрели эти 2 ситуации в жизни Давида 34 и 38 псалом. Написано в 34 «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною, возьми щит», а уже дальше он говорит: «Скажи», то есть он просто показывает каким образом то, в чем он нуждается может иметь осуществление. Чтобы Бог мог вступить в тяжбу, которая есть в твоей жизни, с тяжущимися с тобою, возможно вы никогда не сталкивались с такими конфликтными ситуациями, где вы чувствовали себя одиноким, сталкиваясь с противостоянием, когда вас пытались убедить, или переубедить, но Давид проходил через такие ситуации, и он чувствовал себя гораздо слабее того, что противостояло ему в его жизни. Когда он столкнулся с сыновьями Саруи, то он где-то в глубине себя казал: «Сыновья Саруи сильнее меня». Может быть ты на сегодняшний день находишься в какой-то тяжбе, и твой противник сильнее тебя, и ты понимаешь, что сам в глубине себя не можешь противостоять тем ресурсам и тому потенциалу, которым обладают тяжущиеся с тобою. И ты можешь подобно Давиду кричать: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною», а дальше мы видим посредством чего Бог может вступить в тяжбу с тяжущимися с тобою. Он говорит: « Скажи только слово». Посредством того что Бог скажет Свое Слово в ситуацию, в которой ты находишься, она сможет найти свое разрешение. В 38 псалме в 4 стихе написано: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». То есть он принял определенное решение. А дальше он сказал: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно», он нуждался в том, чтобы Бог проговорил к нему в тот момент, когда внутри него разгорелся этот огонь. И вы знаете по какой причине этот огонь разгорелся? В нутрии этого человека воспламенилось сердце, и возгорелся огонь, и знаете каков его вопрос, из-за чего был вот этот огонь, горящий внутри него? « Скажи причину мне».

Мы так часто в своей человечности, можем быть подобно Давиду можем быть в таком же внутреннем стенании, мы можем попасть в какую-то ситуацию. Мы такие же люди, мы тоже можем быть озадачены вопросом: «Сколько дней жизни мне еще определил Бог?». У него внутри воспламенился определенный огонь, может быть он испытывал страх, где-то в глубине себя. на счет того, сколько ему отведено.

Как много людей на сегодняшний день испытывают страхи, где-то в глубине себя, внутри своего сердца они слышат, что их дни сочтены. Только пережив какую то небольшую болезнь, или проходя через какую то жизненную ситуацию они уже слышат что из маленькой родимки вырастет большой рак, и они вот — вот умрут, особенно когда они сталкиваются с какой то скоропостижной смертью, внутри них может возгореться огонь: « Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» . и в конечном итоге он приходит в этом состоянии обеспокоенности за свою жизнь, в страхах которые его мучили всю жизнь, к Богу, потому что конец всех страхов – это слово приходящее от Бога!

Вы можете мучится в своих жизненных переживаниях, и я на сегодняшний день знаю многих христиан, которые мучаются в своих жизненных страхах, с которыми они не в состоянии справится. Внутри них горит этот огонь, они сильно переживают за количество дней отведенных им здесь, на земле. И он сказал: «Скажи. Бог, я не хочу быть под этим давлением, не хочу находиться под этим влиянием в своей жизни».

Всякий раз, когда мы с вами оказываемся в какой-то критической жизненной ситуации, мы могли поступить совершенно неверно, мы могли предаться этим страхам, пуститься на поводу как Саул. Он говорит: «Почему ты не вопросил у Господа, а пошел к гадалке?» мы можем прибегать к каким-то неверным методам, потому что страх толкает человека на неверные поступки, как это было в ситуации, когда Саул поступил неверно, принеся жертву и начав это сражение. Я думал сегодня об этом, и когда я спрашивал у Бога, Бог, а как Ты собирался помочь Саулу? Я услышал внутри себя: « А как разрешилась эта ситуация?». Два человека – его сын Ионафан и оруженосец, вышли и одержали победу над всеми, кто противостоял Саулу. Там не было даже 600 человек. Он нашел тот момент, который он положил в основу своего упования. 2 человека стали ответом на сложившуюся ситуацию.

Я просто хотел, чтобы вы сердцем услышали этот Божий призыв, к которому мы обязательно придем. Когда я читал эти 2 псалма, я увидел что Давид, когда он боролся за это слово: «Скажи только, Господи, в мою тяжбу, в мои жизненные страхи, скажи, Господи!». Он имел в подчинении нескольких пророков, и почему бы ему оказавшись в таких жизненных стенаниях, не прибегнуть к тому, чтобы Бог проговорил к нему через Нафана, или через Гада? Бог несколько раз использовал Нафана в жизни Давида, несмотря на то что у Давида, как у царя, был доступ к Нафану в любое время, но обращался он к Нафан всего несколько раз, и не то он обращался к Нафану, а Нафан сам приходил к нему. Один раз мы видим Давида прибегающего к Нафану. Два раза Нафан приходил к нему, когда он упал — с Вирсавией, и когда нужна была помощь при восстании Адонии. Один раз пришел пророк Гад для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, которая была сделана Давидом, по пересчету народа. Мы видим, как Бог Сам, в этих жизненных критических ситуациях, приводил пророка. Почему Бог в тот момент приводил пророка? Потому что Давид находился в неверном состоянии, и Бог привел к нему и Нафана и Гада. И всего лишь один раз мы видим Давида обращающегося к Нафану за советом, по поводу того, строить ли дом Божий. Почему же этот человек, находящийся в таких серьезных жизненных мучениях, и имея при себе нескольких пророков, через которых явно говорил Бог, открывая тайны Божьи, которые были бесстрашны в своем использовании перед Богом, и не побоялись царского титула, высказали все то, что Бог имел против этого царя. Мы не можем не уважать пророков, но в то же самое время мы не можем обесценивать то, что Бог называет личными взаимоотношениями с Ним. Мы не можем обесценивать роста, который необходим человеку в личных борения, мы просто не можем обесценивать того что Давид неоднократно оказавшись в каких то жизненных ситуациях, боролся сам, а не бежал к кому то другому. «Скажи только, Господи!». Это не были какие-то простые ситуации, но его враги ополчались вокруг него неоднократно. «Скажи только, Господи!». Он переживал на себе серьезное давление — «Скажи только, Господи!». Что сегодня с нами? Как реагируем мы, когда только жизненный кризис, или стенание в жизни? Мы ищем Господа в этих жизненных стенаниях? Зачем нам лично слышать этот голос, приходящий с небес?

Когда я думал о Сауле, не дождавшемся этого голоса Божьего в свою жизнь, и принесшим эту жертву, то я вижу Самуила, который приходит и говорит: «Ныне бы упрочилось царство твое». Есть что то, что становится прочным посредством этого ожидания, этого личного стенания. Есть что то, что буквально приобретает ценность, оно становится прочным.

Есть верующие, и царство в их жизни, которым хотелось бы чтобы их жизнь была прочной и надежной.

Когда на сегодняшний день даешь оценку тому что мы имеем среди народа Божьего, то, когда подует ветер и разольются реки, неизвестно устоят ли те люди, которые попадут в какие-то жизненные испытания. Я, как пастырь, знаю, что когда трудности приходят в чью-то жизнь, у меня одно переживание – только бы этот человек устоял! Но здесь написано, что Господь упрочил бы посредством этого личного ожидания в критических жизненных ситуациях, а не в поиске легкого пути, несмотря на то что у каждого из нас может быть есть какая-то возможность. Что мы делаем, когда переживаем это давление, или тягость?

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, как на то, что не является верным. О жизни Иова. Я знаю, что он проходил серьезную жизненную ситуацию, и на протяжении этих 40 глав Бог молчал. Говорил кто угодно, но только не Бог. Мы с вами часто можем проходить через этот жизненный кризис, и Бог будет молчать: Нам не на что будет положиться, нам не чем будет противостоять тому через что мы будем проходить. Потому что мало того что мы будем проходить через кризис, и Бог будет молчать, мы будем еще испытывать давление и осуждение со стороны тех людей, которые будут склонять нас, к тому чтобы мы признали свою неправедность.

И вы знаете, что было ошибкой Иова, не по отношению к его друзьям, а по отношению к Богу? Его ошибка подчеркивается Богом в 3 стихе 40 главе: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?». Бог укоряет его во всей этой ситуации, через которую он проходил.

Перед нами человек, который по-прежнему в струпьях, и лишившийся всего в жизни, но, если мы посмотрим на его реакцию, которая у него была, когда Бог заговорил-таки с ним – он был полон ликования. Написано 42:3 «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал». Перед нами человек, который торжествует по той причине, что Бог с ним заговорил, когда Бог разорвал этот длительный период молчания. Тяжелее всего человеку, когда от проходит жизненные трудности, а Бог молчит, от того что он не понимает Его воли. Не слышит того к чему Он благоволит.

Знаете, в чем была ошибка Иова? Он в этот момент пытался доказать Богу свою праведность: Бог, это все не имело права прийти в мою жизнь, Бог, я разобрал себя на зап. части – я был праведен, оно не имело права прийти в мою жизнь.

Когда Давид в период Божьего молчания в 12 псалме говорит: «Я же уповаю на милость Твою». Когда Бог молчал в жизни Давида, он не доказывал Ему свою праведность, как доказывал Иов, он уповал на милость Божью. Павел говорит такие слова: «Я не знаю за собой ничего, но тем не оправдываюсь, Дело не оправдывает, Судья же мне – Господь». Несмотря на то что я за собой ничего не знаю, я человек, который может быть осужден Богом, потому что суд у Бога. Потому что Бог праведен! Слава нашему Господу!

Но я думаю, что сегодня Божий голос совершенно не об этом, потому что я знаю многих людей, которые не поступили так, как поступил Давид, я знаю многих людей, которые не смогли дождаться, и не смогли не уповать на свою праведность, не смогли не доказывать Богу, как это доказывал в свое время Иов.

Когда я думаю об учениках Иисуса Христа, и о том небольшом периоде, когда Он перестал с ними соприкасаться. Я смотрю на Петра, который говорит: «все, я иду ловить рыбу, я больше не выдерживаю этот момент Божественного давления, я вообще не понимаю, что происходит, я Его не слышу, я Его не вижу, я иду ловить рыбу». Нам известны люди, которые не смогли в период Божественного молчания в их жизни, не смогли противостоять вот этой тенденции тяготения к старому, к прошлому, ко злу. И которые таки сделали этот шаг, и в этом состоянии Божественного молчания сделали неверный шаг.

Я хочу, чтобы мы с вами прочитали Книгу Исайи 54 главу, здесь говорится о том, что люди, которые на протяжении какого то периода были подвержены Божественному молчанию, они просто нуждаются в милости Божьей. Почему они нуждаются в милости Божьей? По той причине, что где-то они поступили неверно, они не смогли подобно Давиду продолжать эту стенающую молитву, «Скажи, Господи!». Кто-то не смог найти в себе сил, и сдался. Я хочу, чтобы мы с вами прочитали эту 54 главу: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь». Аллилуйя!

Я вижу в данной ситуации что есть та, от которой Господь на время сокрыл Свое лицо, и когда Он сокрыл Свое лицо, она превратилась в безутешную, бросаемую бурею, ее эта буря расшатала так, как лодку учеников, оказавшихся посреди моря. Никто не мог утешить ее когда Бог молчал, и сокрыл от нее Свое лицо! Было ли у вас такое состояние, когда Бог молчал, и никто не мог утешить вас в этой буре разыгравшейся в вашей жизни? Когда это молчание прерывается, и мы слушаем этот Божий голос, я вспомнил как Он тут сказал: «На малое время я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя». Может быть от кого-то из вас Бог сокрыл Свое лицо, и вы в таком состоянии: «Я не знаю, что со мной», и вы нуждаетесь в Божьей милости?

В моей жизни было много неверного, и как сейчас мне встречаться с Ним? Но Он говорит, что с великой милостью Я хочу сегодня принять тебя, Я с великою любовью хочу принять тебя.

Мало того, что у Бога есть милость для людей, которые не смогли подобно Давиду подвизаться в молитве, и поступили опрометчиво в момент их жизненной бури, Бог обращается к этим людям и показывает по какой причине этот момент был в их жизни. Он говорит: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево».

Когда Бог скрывает от нас свое лицо, в этот момент происходит формирование такой сущности, которая способна обладать тем, чем она не обладала до того момента.

И каков бы не был период этого молчания, Бог все равно приходил к уставшему от молчания человеку, и Он говорит: «В этот момент ты выросла для того чтобы обладать большим». Никто из нас может даже не подозревать что настоящий урок происходит не тогда, когда Бог говорит, а тогда, когда Он молчит.

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Аудиозапись можно прослушать и скачать.

Ваши комментарии - наша награда!

К этому материалу их могут оставить только зарегистрированные пользователи на этой странице сразу после текста.

Примеры страданий

Пример апостола Павла:

Второе послание к Коринфянам 12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть , ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Другой пример - страдания Господа Иисуса. Его истерзанное тело было выставлено на всеобщее обозрение.

Когда нам тяжело, хочется облегчения, мы начинаем просить Бога: "Открой нам Лицо Свое! Что нам нужно сделать? Дай нам правила! Покажи нам, в чем мы ошиблись? Тогда я буду уверен, что у меня все будет хорошо."

Но все это уже было - во времена Ветхого Завета. Бог уже давал Израилю Закон после исхода из Египта. Перед этим Он сделал явные чудеса: разделил море, сыпал с неба манну, давал воду из скалы. Но все это привело только к жалобам, ропоту и бунту. У евреев было четкое руководство и явные чудеса, но любить Господа они от этого не стали.

Бог ограничил Себя

Когда Бог создавал людей, Он пошел на риск, давая свободную волю: захотят ли они любить Его? не отвернутся ли? будут ли слушать? Бог дал свободу и может научить каждого, что делать. Но выбор остается за людьми. Адам и Ева использовали свободу для мятежа, и с тех пор страдания и зло вошли в жизнь человечества.

Страдания Иова

Есть мнение, что вся эта книга посвящена страданиям и обсуждению этих страданий. Но, думаю, она на самом деле о Самом Боге.

С самого начала говорится о человеке по имени Иов, который был непорочен перед Богом, которого не за что было наказывать.

В книге Иова 1:6-12 начинает происходить что-то из ряда вон выходящее: Господь заключает с сатаной пари! Они хотят проверить, благословит ли Иов Бога, если забрать у него все, что у него было? С сатаной понятно, это его природа. Но как же может наш человеколюбивый и милостивый Бог так поступать с человеком, который столько времени был Ему послушен?!

Здесь мы видим то, что происходит за кулисами скрытого для нас духовного мира.

Духовная война

В Книге Даниила 10:1-13 описывается еще одно событие на земле, и то, что происходило в это время в духе: по молитве Даниила ему был послан ангел. Но он не мог прийти сразу, потому что князь царства Персидского (имеется в виду бесовский дух) двадцать один день стоял против него. И только после того, как с небес был послан архангел Михаил на помощь, ангел смог прорваться к Даниилу.

Часто мы молимся, но не слышим ответа. Тоже самое было у Даниила. На самом деле его молитва была услышана сразу, но из-за того сражения ответ задержался. Где-то по нашим молитвам происходят духовные сражения. Духовный и физический мир тесно связаны. Иногда Бог показывает, что происходит, иногда нет.

Испытания в жизни Иова

В результате того пари сатана получил доступ сначала к имуществу и семье, а потом и к телу Иова: его детей убили, его стада украли, он сам заболел проказой. Тот не мог понять, в чем же дело. Он начал делать то же, что делаем в похожих ситуациях мы: начал вопить к Богу. К нему пришли его друзья и пытались его "утешить": не жалуйся, наверное, ты согрешил, и поэтому Бог тебя так жестоко наказывает. Иов не соглашался.

Бог Творец

Тогда вступил в разговор Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, только он не рассуждал, виновен Иов или нет. Он говорил о Боге как Творце, Вседержителе. С ним уже никто не спорил, но Сам Бог вступил в разговор:

Иов 38:1,2 Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Господь никак не ответил на все вопросы и стоны Иова, но описывает творение Вселенной, как бы спрашивая его: кто ты, что подвергаешь Мои действия суду, как ты можешь это делать? Неужели ты, заключенный в свое ограниченное тело, своим разумом можешь охватить Мой грандиозный замысел?!

Этот ответ полностью удовлетворил Иова, он больше ничего не спрашивал:

Иов 42:3-6 ...Так, я говорил о том, чего не разумел , о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле .

Раньше Иов знал о Господе, теперь он увидел и узнал Его . Теперь он уверен: все, что делает Бог - правильно . От этого может быть больно, но все подчинено Божьему замыслу.

Почему Бог допускает страдания

И все таки, зачем все это было нужно? Была ведь какая-то цель и результат. Мы знаем, что Иова Бог благословил потом еще больше, чем раньше.

Наказание за грехи?

Когда с нами происходит подобное, мы не знаем, какой будет результат. Мы страдаем за наши грехи? Если да, зачем тогда умирал Иисус? Он принял на Себя все последствия наших грехов - прошлых, настоящих и будущих. Наша ответственность - как можно быстрее покаяться.

Восстановление Царства Божьего на Земле

С самого грехопадения идет война за восстановление Царства Божьего на земле. Вся жизнь Иова до его страданий была подготовкой к решающей битве. А потом его бросили на самый трудный участок, как самого верного, самого храброго, самого стойкого.

Мы тоже являемся Божьими солдатами. Наша цель - восстановление задуманного Богом Царства . После, казалось бы, незначительного поступка Адама и Евы на земле происходит столько зла: войны, эпидемии, голод и пр. Как положить этому конец? Каждый из нас может что-то сделать для этого. Кому-то достается трудный участок, как Иову, и это - только доказательство нашей верности.

Господь ожидает от нас верности в любой ситуации. Мы можем искать обходных путей и начинаем просить: "Господи отмени". И часто Господь отменяет. Но, бывает, что нет. А на наши жалобы отвечает: "Посмотри на все творение. Неужели ты думаешь, что сможешь управлять им лучше Меня?" Нам нужно быть послушными, независимо от того, согласны мы или нет.

Условная и безусловная любовь

Когда мы только приходим к Богу, обычно все для нас легко: Бога слышишь, ответы на молитвы получаешь, чудеса происходят. Но потом наступает момент, когда вдруг перестаем слышать. Тогда проверяется наша вера и любовь.

Любить Господа можно по-разному. Дети, например, любят своих родителей условно: подарили что-то хорошее - любят, наказали - не любят. Такая любовь нормальна до определенного возраста.

Господь называет нас Своей Невестой. Она уже должны любить без условий. Это значит, что мы уже достаточно знаем нашего Жениха, видели много Его дел, уже можем делать что-то сами.

Теперь уже мы достаточно обучены для ведения войны. Он дал нам для этого оружие: вера, Слово, молитва, любовь, свидетельство, прощение, милость. Противник наш, дьявол, бессилен против этого оружия. Его способы: ложь, страх, депрессия.

Соработники Бога

Господь говорит каждому: радуйтесь! Вашим терпением и послушанием, верой отвоевывается еще один участок Царства Божьего. Мы - соработники у Бога, не Он Один будет исправлять этот мир.

В испытаниях наш характер закаляется, тогда нам можно доверить самые ответственные участки.

Победители

Иов стал в конце концов победителем в своем сражении. И Сам Бог сказал, чтобы друзья его покаялись и просили Иова молиться за них, потому что они неправильно свидетельствовали. Они представляли Господа не любящим Отцом, а экзекутором, который только и ищет, за что бы наказать. Бог - прежде всего Отец, а потом Судья.

Возлюбить Бога все сердцем - заповедь, которая звучит так: "Даже если ты болен, поднимись! Пусть ты томишься от жажды, пой от радости! Иди вперед на сломанных ногах!" Мы должны Его любить всегда и везде, даже посреди пустыни! В особенности в пустыне! В этом наша победа. Господь с нами и за нас. Он проведет нас через испытания победителями!

«Верующему все возможно», - сказал Сам Господь Иисус Христос. И еще сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет». У читающего Евангелие может сложиться впечатление, что для верующего возможно все, чего бы он ни пожелал. Нужно передвинуть гору - помолись с верой, и гора подвинется. Нужна работа - помолись, и она непременно появится. Хочется избавиться от надоевшей болезни - только помолись… Однако горы почему-то переставляются очень редко - всего несколько примеров есть в житиях святых. И молитвенные просьбы Господь не всегда исполняет…

В чем дело? Разве Спаситель сказал неправду? Или вера наша не такая?

Первое правило при чтении Священного Писания: неясные и спорные отрывки следует толковать в связи со всем Писанием, в контексте всего Писания. Если сложен для понимания вопрос об исполнении молитв, то уместно вспомнить, что ещё говорит Писание на эту тему. Первое же, что приходит на память, это слова апостола Иакова: Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 2–3).

Обладаем ли мы знанием, что для нас - добро, а что - во вред нам? Очевидно, что утвердительный ответ на этот вопрос будет слишком самоуверенным. Мои мысли - не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55, 8). Так, задача молящегося - стремиться узнать Его мысли, Его о себе волю, а не навязывать Богу собственный сценарий. Одной твердокаменной уверенности, что Он может всё, для молитвы недостаточно.

Знание воли Божией не означает прозрений будущего. Скорее, речь о том, чтобы стать истинно Божиим человеком и предаться в Его руки настолько, чтобы действовать согласно с Его волей. Апостол Павел писал: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Значит, чтобы познавать волю Божию, нужно жить не так, как мир велит, но как Бог велит. Нужно преобразоваться обновлением ума, то есть так укоренить себя в Боге постом, молитвой, любовью, милосердием к ближним, чтобы сам ум у нас уже был новый - ум Христов. Тогда и сможем всегда просить у Бога только того, что согласно с Его волей.

Чего же хочет от нас Христос? Пусть не в полноте, пусть и не о каждом событии в нашей жизни, но всё-таки в самых важных вопросах из Священного Писания мы можем узнать, чего Он ждёт от нас.

В Писании мы не найдём указаний двигать горы. Разве не Сам Господь создал весь мир, возвысил горы, насадил леса, разлил моря? Нужно ли Ему теперь переставлять горы туда-сюда с нашей помощью? Богу ведь и Самому ничего не стоит совершить такое чудо, но куда более значительным чудом было то, что Он всю неимоверную гору грехов человеческих поднял и утопил в водах Крещения. Более значительным чудом было то, что Бог всю гору Своего непостижимого Божества подвинул с Небес и вместил на земле в теле человека. Вот где настоящее чудо, свершившееся по воле Божией.

Мало кто может сказать о себе, что он преобразовал свой ум и познал волю Божию, а потому всегда просит только блага, только того, что угодно Богу. Что же делать человеку, который не получает просимого, а просит у Бога того, что по его человеческому рассуждению кажется добрым и духовным? Я прошу у Бога здоровья своему больному другу, друг никак не выкарабкается из болезни, а я лишь теряюсь в догадках о воле Божией… У святых отцов можно встретить совет не оставлять молитвы в таком случае. Даже если я искренне заблуждаюсь, даже если телесное здоровье моего друга станет ядом для его бессмертной души и нет воли Божией исполнить мою просьбу - всё равно нужно молиться. Если человек просит не угодного Богу, но просит не для того, чтобы употребить это для своих страстей, то Бог подаст не то, что человек просит, а то, что на самом деле нужно. В этом не может быть никаких сомнений: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 9–11).

В Евангелии есть притча о ситуации, когда просьба долго не исполняется. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 2–8).

Господь медлит исполнять наши просьбы. В этой притче Он не объясняет, почему Он медлит, но обещает, что всё будет исполнено. Думается, одно из возможных объяснений промедления (хоть и не единственное) - в том, что Господь даёт нам время самим глубже осмыслить свою просьбу. Легко разок попросить у Бога чего-нибудь возвышенного, даже не догадываясь, что на самом деле, в глубине своего сердца, ты не хочешь того, о чём попросил.

В фильме Тарковского «Сталкер» есть характерный эпизод. Сюжет этого фильма строится вокруг комнаты, в которой исполняются заветные желания. Один человек по прозвищу Дикобраз вошёл в эту комнату. Он просил здоровья своему больному брату (или чего-то в этом роде; его желание было красивым и благородным). Однако брат здоровья не получил, а сам Дикобраз, вернувшись домой, вдруг сказочно разбогател. Комната исполнила не поверхностное, а самое заветное, самое сильное желание, к которому стремилось всё его существо. И Дикобраз не выдержал такого открытия о себе - он повесился.

Замедления в исполнении наших прошений помогают нам глубже понимать свои желания. Только долговременная, неотступная, изо дня в день возносимая просьба может претендовать на звание всецелого сердечного стремления. Только такая просьба может быть осмыслена на глубине. Угодно ли Богу моё прошение? Нужно ли, полезно ли мне на самом деле то, о чём я прошу? Истинно ли стремится к этому моё сердце?

Вопрос о том, какой должна быть наша вера, также стоит внимания. Ведь даже вера, творящая чудеса, - не даётся один раз и навсегда. Вспомним ещё один важный эпизод из Евангелия. Отправляя апостолов на служение, Христос дал им власть изгонять бесов из людей. Ученики возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём (Лк. 10, 17). Но дальше мы читаем, что спустя какое-то время они не смогли изгнать беса из мальчика, и главной причиной этого Господь назвал их неверие.

Возникает вопрос: как же могли апостолы не верить в свою власть над бесами, если они её неоднократно употребляли и убеждались в её силе? Они обладали уже не просто верой, но опытным знанием этой своей власти над нечистыми духами.

Очевидно, вера-знание не творит чудес: И бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Так какой же веры лишились апостолы?

Думается, речь здесь идёт скорее о доверии Богу, о преданности в руки Божии. Речь идёт о такой вере, когда человек становится одним целым с Божией волей, становится её проводником в мире. Вера - это чудесный дар свыше, но этот дар человек, несомненно, должен сохранить и приумножить. Не может быть такого, чтобы человек однажды принял Господа, исповедал Его своим Спасителем - и с того времени уже был спасён, независимо от своих собственных усилий.

За такую веру нужно бороться, такую веру нужно возгревать в себе, иначе она может превратиться в недейственную веру-знание: знаю, что Бог есть, знаю, что Господь нас спас на Кресте, но Богу не доверяю, и Бог в моей жизни не действует.

Но как возгревать веру? Святитель Феофан Затворник говорил, что если душа холодна, нужно её тереть - она и согреется. Тереть - значит размышлять о Боге, читать Его живое слово, молиться Ему, делать добро ближнему, бороться со своими страстями.

Молитва - это неисчерпаемая тема. Опыт богообщения в Церкви накоплен огромный, но лучший Учитель молитвы, по слову святых отцов, - это Сам Господь. Твёрдо ступив на путь личного общения с Ним и продвигаясь по этому пути, человек и находит разрешение всех вопросов о молитве.

Иеродиакон Савва (Гамалий)