Вадим Дуда: «Сложно приходить на место Екатерины Гениевой. Коробкова евгения сергеевна

Евгении Коробковой.
Корреспондентше Комсомольской правды ратующей за очистку центра столиц от быдла и выделения оного (центра)исключительно для тусовок элит...

"Остапа понесло!" -Ещё одна княгиня (из грязи) возомнила себя великой журналисткой! -Ещё одна "Светская львица" зачислила себя в избранную элиту. Ещё одна " дворянка с колхозного рынка" надумала и людей (в её понимании этого слова) посмотреть, и себя показать (читай -народ посмешить). Я понимаю Ксюшу Собчак с её презрением к "быдлу" -Ксюша так воспитывалась, она реальной жизни просто не видела. Но как и кем воспитывалась Евгения Коробкова для меня загадка. Может у Жени тоже папа был начальником президента, что она так по собчаковски декларирует тезисы Ксюши: "Бедных в лагеря!" "-Толстых выселить за 5000 километр от Малой бронной!": "-Крыльцо МГУ -для любителей покатушек на "геликах" "-Москва и Петербург, только для тусовок элиты!" А как вы думали, надо расчищать место аж для самой журналистки Комсомольской правды Евгении, Великих " Гнойных" и победителей графоманско -онанистических премий Косоговых! Теперь они "танцуют" народ, они диктуют: "где, кому, с кем и как!" Не слишком ли рано вы, женя в небеса взмыли? Как раньше говаривали: "-Раньше сядешь -раньше выйдешь" Чуть перефразирую: -Не стоит взлетать над грязью, есть риск в этой грязи вываляться...

Ознакомившись с творчеством Жени:
..........
"Что где "когду" в деревне КарталЫ,
Смотрел отец под водку с карасями,
И не учел, (народу на беду),
Что будет славить дочь его стихами.
Она теперь столичная мадам,
Она почти из высшей сферы львица.
Всем в "комсомолке" ездит по мозгам,
Как неприятны тёток местных лица...
...................
И ещё Евгении написал:
В принципе все столицы на все сто процентов наполнены "понаехавшими" из глуши. Тут разница только в километраже и давности. Кто-то понаехал вчера из под челябинского Карталы, кто то позавчера из под Иркутского Кутулика, кто то давненько из эфиопских краёв, а иные вообще в незапамятные времена из Архангельских Холмогор. Всё так! -Только не всем дано стать Вампиловыми, Пушкиными, Ломоносовыми и даже Гайдаями -Распутиными -Камовыми. Не всем дано! -А как хочется! Вот и пишут девушки насмотревшиеся сериалов про доярок из деревни Мочалка ставших вдруг, как золушки принцессами о том, что они то тоже не просто так, а равны по происхождению этим самым Вампиловым, Ломоносовым, Распутиным. Девушкам же кажется, что тут дело всё в перемене места жительства. Вот приедет она в МАскву, начнёт свои статейки размещать на сайте "КП" и сразу весь мир будет у её ног. Олигархи стройными рядами выстроятся в очереди претендентов на её руку и сердце, светские львицы признают её равной себе, а тётки из престижных районов столицы, охреневая от таланта девушки безвозмездно отдадут её своё жильё на патриарших и уберутся на съёмные квартиры в Хамовники... Девушки не думают, что прибытие с Урала-Сибири совсем не гарантия признания величия их интеллекта. А как хочется!!!
...................
Продолжил тявкать на друганов Коробковой:
Борис
А правда интересно! Комплекс не столичного жителя. Деревенские доказывают, что они ничем не хуже жителей сёл, жители сёл выпячивают выпуклые и впуклые груди перед райцентровскими, райцентровские рангом пониже надувают губы перед обитателями более крупного городишка по соседству, Те, в свою очередь выпендриваются перед областным центром, "областные" полубрезгливо относятся к Москвичам и Санкт Петербуржцам, ну а те меж собой спорят -кто круче и у кого шире, но завистливо поглядывают на Лондоны-Парижи. И все ищут хоть каких то, хоть чем то прославившихся земляков. У вас Распутин, а зато у нас Анатолий Власов, у вас Камов, зато у нас герой советского союза Шутов, у вас Молчанов -Сибирский, а мы кичимся живописцем Демьяновым, у вас Гашек бывал, а про нас аж сам академик Карпинский писал, у вас Гайдай, а у нас великий футболист Осинов. А в соседнем городке аж сам Владимир Трошин родился. Вот -ведь как!!! -Иркутяне знаменитостей своей ОБЛАСТИ перечислили, а я только своего ПОСЁЛКА, и то не всех -ещё чемпион мира по самбо у нас, и дочка охранника нашей организации замуж вышла в не то Словакию, не то в Чехию. -И у кого толще??? А представляете сколько фамилий я назову знаменитостей из Свердловской области в целом и Екатеринбурга (где я прожил сорок лет) в частности??? Вывод: Талант не от того, что ты родился в Иркутске, или Свердловске, а в чём то другом!!! И не надо примазываться к великим...

Коробкова Евгения Сергеевна родилась в 1985 г. в городе Карталы Челябинской области. Окончила архитектурно-строительный факультет Южно-Уральского государственного университета, факультет журналистики Челябинского государственного университета, Литературный институт имени Горького (семинар И.И. Ростовцевой). Работала преподавателем геодезии в университете, журналистом в газете «Челябинский рабочий», инженером в Министерстве строительства Челябинской области, вахтером Камерного драматического театра. Публиковалась в журналах «Арион», «День и ночь», «Современники», «Русский репортер», «День поэзии» и др. Автор переводов «Песен невинности и опыта» У. Блейка (Рудомино, 2010). Лауреат премии Артёма Боровика за журналистское расследование (2008). Участник форумов молодых писателей в Липках (2009, 2010). Занимается литературной критикой, переводит поэзию с английского, польского и немецкого языков. С 2002 г. живёт в Челябинске.

Дмитрий Харитонов (Челябинск) о стихах Е.Коробковой:

Есть такое понятие «ситуативная» или «малая городская» скульптура» (иногда ее еще называют «ландшафтной»), под которым разумеют расставленные там и сям, иногда в самых неожиданных местах незатейливые фигурки, олицетворяющие кого-либо или чего-либо, при этом создающие некую гармонию. Явная аналогия с таким подходом прослеживается в творчестве Евгении Коробковой, чью поэзию в полной мере можно назвать ситуативной. Её тексты очень разнородные на первый взгляд объединяются общим пространством: иногда городского, иногда деревенского, но всегда такого, который позволяет расставлять важные вехи и знаки. Поэтесса всегда вводит в текст конкретные указания на топос или локус: «лес», «Липки», «огород», «зала», «пансионат». Даже там, где нет явной картинки места действия, детали сами указывают на него: «афиши», «фейерверк», «дрейфующие рояли» и т.п.
Означенная ситуативность тяготеет в поэзии Евгении Коробковой к созданию колоритных зарисовок с натуры, проникнутых глубиной и философичностью. Показательны в этом плане тексты «Фейерверк» и «Поэзия». В первом случае автор сквозь призму нагроможденных впечатлений выстраивает тот самый органичный образ мира, о котором говорилось ранее. Смешение разноуровневых деталей выстраивает образ фейерверка, заявленного в заглавии. Иная ситуация в стихотворении «Поэзия». Демонстративная простота, точнее даже натуралистичность, искупается «японообразной» формой стихотворения: неординарная ситуация ординарной жизни приводит к важному философско-психологическому обобщению, которое каждый читатель в принципе мгновенно формирует для себя сам.
Не чужд поэтессе и нарочитый примитивизм, уместно используемый в стихотворениях «Страшный сон» и мини-цикле «Липки. Полный пансионат». В «Страшном сне» родительские банальности («одень шапку») влекут за собой интонацию спора, ёрническое передразнивание, приводящее лирического героя к горестной мысли о бренности человеческой жизни на фоне осенней природы. Иная ситуация в «Липках…», созданных по принципу «что вижу, то пою». Здесь создается картина, наполненная иронией и сарказмом по отношению и к старшим товарищам по писательскому цеху и к самой себе. Драматургическая по сути схема «узнавания – неузнавания» работает в каждом из стихотворений цикла. Это может быть настоящее «узнавание» (Ковальджи), «мнимое» (Василевский), поскольку сопровождается словами-деталями «скучно» и словосочетанием «все равно» (название книги). Это может быть и ложное «узнавание, как, например, в случае с «Олесей Николаевой», но это может быть узнавание и «мистификационное» – пресловутый Ласиваськин, конечно, тут вне конкуренции, так как состояние алкогольного опьянения, как известно из бессмертной книги В. Ерофеева, влечет за собой разные формы лицедейства и мнимых узнаваний.
Нельзя обойти стороной и некие «бесплотные» тексты. Это и «Конец искусства», и «Стихи мои – плохие маяки», и «Постели мне ложе на траве». При всей внешней отвлеченности они выстроены в духе современного фестивального кино («Овсянки», «Как я провел этим летом» и аналогичные). Парадоксальность мышления автора формирует не менее парадоксальные метафоры, выводящие читателя если не в «иные», то в инаковидимые миры.
Если говорить о формальных компонентах, то следует отметить предельную традиционность графического оформления, таким образом, сосредотачивающую читателя именно на содержании. Композиция стихов, как правило, линейная (за редким исключением), можно отметить преобладание мужских и женских рифм.
Разговор о поэзии челябинского автора начинался с пространства. Им же (пространством) следует и резюмировать: лирически герой стихотворений Евгении Коробковой находится в постоянном поиске гармоничного поэтического мира, который недостижим, но который будет ждать лирического героя всегда…даже там, куда ему попросту не дойти. Поэзия – это тот путь, которые никогда не сможет пройти поэт, но, случается, проходят его стихи.

Родилась 2 июля 1985 г. в городе Карталы. Закончила архитектурно-строительный факультет Южно-Уральского государственного университета, затем – факультет журналистики Челябинского государственного университета и Литературный институт имени Горького (семинар поэзии Инны Ростовцевой).

Во время учебы в Москве подготовила кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству поэтессы Ксении Александровны Некрасовой (1912–1958).

С 2002 по 2010 г. Евгения Коробкова жила в Челябинске. В этот период занималась в литературном клубе «Студенческий Парнас» Южно-Уральского государственного университета (рук. Лилия Кулешова) и в литературной студии Челябинской государственной академии культуры и искусств (ныне – институт культуры) «Взлетная полоса» (рук. Нина Ягодинцева). Работала в газете «Челябинский рабочий», инженером в Министерстве строительства Челябинской области.

В 2008 г. стала финалистом премии Артема Боровика за лучшее журналистское расследование. Участник совещания молодых писателей Урала и Сибири в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ, 2009), форумов молодых писателей в г. Липки (Тульская область, 2009, 2010).

С 2010 г. живет в Москве. Специальный корреспондент газеты «Вечерняя Москва», журналист отдела культуры газеты «Известия». Иногда публикуется под псевдонимом Евгения Сундукян.

Е. Коробкова – автор и ведущая ряда передач на телевидении. Как литературный критик приняла участие в программе «Вечерние стихи» – совместном проекте газеты «Вечерняя Москва» и «Стихи.ру» в рамках сетевого телевизионного вещания «Вечерка. ТВ».

В 2010 г. вошла в состав группы переводчиков от Британского Совета под руководством Григория Кружкова и Марины Бородицкой по подготовке книги «Песни невинности и опыта» Уильяма Блейка.

В 2012 г. выступила главным редактором литературного альманаха «Тонкий журнал» (Москва).

В 2013 г. в издательстве «Рудомино» вышел в свет сборник «Поэтический мир прерафаэлитов. Новые переводы», куда вошли, в том числе, произведения известной английской поэтессы XIX в. Кристины Россетти (1830–1894) в переводе Евгении Коробковой.

Подборки стихов Е. Коробковой публиковались в антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 2011), издаваемой Мариной Волковой и Виталием Кальпиди, журналах «Арион», «Урал», «Южный Урал», «Знамя», «Октябрь» и др. Ее произведения переводились на грузинский, армянский, английский и польский языки.

В своем творчестве Евгения Коробкова обращается к философии мистического абсурда, продолжая линию Даниила Хармса, Антона Елина и Леонида Добычина.

Она лауреат Международного литературного Волошинского конкурса (2011, в номинации «Лица современной литературы» за статью «К 100-летию Ксении Некрасовой»; 2015, в журналистике в номинации «Приняв себя, / Собой преобразить…» (репортажи, похожие на стихи) за блестящий материал «Чичук – предводитель желтоперых»), поэтической премии имени Риммы Казаковой «Начало» (2016).

О. Ф. Баталова

Новым директором Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) стал Вадим Дуда. Ранее он занимал должность ректора Академии переподготовки работников искусства (АПРИКТ), культуры и туризма. Корреспондент «Известий» Евгения Коробкова задала несколько вопросов новому директору сразу после назначения.

Легко ли вы согласились возглавить «Иностранку»?

Это трудная работа. Когда я впервые услышал предложение возглавить «Иностранку», поначалу я подумал отказаться. Сложно приходить на это место, место Екатерины Юрьевны Гениевой. Я понимаю, что именно ее авторитет, обаяние, харизма помогали решать огромное количество проблем, придавали этой библиотеке импульс.

Екатерина Гениева превратила библиотеку из традиционного хранилища информации в социокультурную площадку. Будете ли вы продолжать курс, заданный вашей предшественницей?

Безусловно. У нас есть документ, создающий основу преемственности, - это программа развития библиотеки. В течение трех месяцев, до ноября, передо мной и коллегами стоит задача проработать меры по выполнению этой программы. В ноябре вопрос о деятельности «Иностранки» будет вынесен на заседание коллегии Минкультуры.

Можно ли, не дожидаясь ноября, сказать что-то конкретное - что точно будет реализовано, а что не будет?

Министр сформулировал задачу: библиотека должна быть самым лучшим местом межкультурных коммуникаций. Он хотел бы, чтобы для изучения иностранных языков и приобщения к сокровищам мировой литературы дети приходили в «Иностранку». Это достойная задача. Могу сказать, что, несмотря ни на какие перестановки, авторитет учреждения не пострадает.

Министр сказал, что уличное кафе, о котором мечтала Екатерина Гениева, наконец заработает.

И не только кафе. Минкультуры обещает, что в библиотеке побывают все ведущие иностранные деятели культуры, которые приезжают в нашу страну. Всем им будет предложено поработать в библиотеке, а также провести встречи, семинары, конференции.

Сотрудникам библиотеки не нужно ждать революций?

Я вообще не склонен к революциям. Лично мне всегда по душе путь эволюционный. Я считаю, что только договоренность со всеми заинтересованными сторонами, а также детальная проработка планов приносят результаты. Сейчас для меня важно услышать мнение людей. Для меня люди и отношения внутри коллектива всегда были огромной ценностью.

На сегодняшний день в библиотеке действуют четырнадцать международных культурных центров других государств. Давно ходили слухи, что американский центр закроют. Будете ли вы отстаивать его?

Я сам узнал о моем назначении несколько часов назад. Да, я посмотрел в интернете, о чем идет спор. Это какая-то непонятная история, и мне нужно в ней разобраться.

Я считаю, что министерство не должно оказывать политическое давление на то, что происходит в библиотеке. Мы должны оставаться самостоятельными в своих решениях. И, откровенно говоря, у меня нет жестких указаний от Минкультуры насчет американского центра.

Екатерина Гениева как-то сказала, что библиотека должна стать не просто хранилищем книг, но местом, где захочется проводить свободное время молодым людям.

Я абсолютно согласен с этой точкой зрения. Сегодня далеко не у каждого в доме есть даже книжный шкаф. И концепция библиотеки как третьего места мне близка.

Как познакомились с Екатериной Гениевой и с самой «Иностранкой»?

Впервые с инновационностью «Иностранки» я столкнулся очень холодной зимой 2000 года, когда вернулся в Москву после пяти лет жизни на Ближнем Востоке. В то время мало где был интернет, а мне нужно было срочно отправить какие-то документы. И, как ни странно, интернет нашел я здесь, в компьютерном зале на втором этаже. По тем временам это было потрясающе. А с самой Екатериной Юрьевной мы познакомились на одной из библиотечных конференций два года назад. Я делал доклад по НЭБ (Национальная электронная библиотека. - «Известия»), и в лице Екатерины Юрьевны я встретил очень жесткого оппонента.

- Она вас раскритиковала?

Конечно, это же был первоначальный проект НЭБ. Я, по сути, стал тем, кого отдали на заклание. Впрочем, критика оказалась невероятно полезной. Впоследствии мы много беседовали и нашли общий язык с Екатериной Юрьевной. Наша общая концепция состояла в том, что НЭБ должна стать федеральной общедоступной системой.

- Будете ли вы продолжать работу над НЭБ?

Безусловно. А вот вопрос с моим руководством АПРИКТ еще не решен, но, видимо, придется расставаться. Хотя мне жаль, там очень хороший коллектив, с которым мы провели два года.

Вы человек, который ускорил процесс превращения бумажной книги в музейный экспонат, теперь становитесь директором обычной, неэлектронной библиотеки. Будете ли вы работать в интересах бумажной книги?

Я не соглашусь с вашими оценками. Да, я участвовал в создании первой концепции НЭБ, но, сказать честно, я не верю в глубокое чтение электронных ресурсов. Ничто не сможет заменить атмосферу бумажной книги, а также линейный характер подачи информации. В конце концов моторика - сложная вещь. Мы запоминаем не только текст, но и расположение на странице, ощущение, перелистывания. Это важно. Я верю, что у каждого должно быть свое предназначение. Вы не будете отрицать, что газета и глянец - разные вещи. Аналогично - книга бумажная и книга электронная. Серьезное чтение возможно только в первом случае.

Екатерина Гениева славилась своей демократичностью. Ей можно было звонить в любое время суток, она могла принять человека с улицы. А вы?

В этом смысле - ничего не изменится. Я открыт для идей и предложений. Единственное «но»: я убежденный жаворонок, поэтому звонить мне лучше в семь утра, чем в два часа ночи.