Тверская епархия. Архивы рубрики: местоблюститель патриаршего престола

Значение МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА в Словаре русского языка Лопатина

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА

Местоблюст`итель Патри`аршего Прест`ола%Местоблюст`итель Патри`аршего Прест`ола (офиц. титулование)

Лопатин. Словарь русского языка Лопатина. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА в Орфографическом словаре:
    местоблюст`итель патри`аршего прест`ола (офиц. …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Местоблюститель - архиерей, временно исполняющий обязанности предстоятеля Поместной Церкви в период до избрания нового предстоятеля. …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    местоблюсти"тель, местоблюсти"тели, местоблюсти"теля, местоблюсти"телей, местоблюсти"телю, местоблюсти"телям, местоблюсти"теля, местоблюсти"телей, местоблюсти"телем, местоблюсти"телями, местоблюсти"теле, …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    местоблюст`итель, …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    местоблюститель, …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    местоблюст`итель, …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    местоблюстителя, м. (церк.). Лицо, временно выполняющее обязанности высшего духовного сановника. Местоблюститель патриаршего …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    местоблюститель м. устар. Тот, кто временно исполняет обязанности высшего духовного …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. устар. Тот, кто временно исполняет обязанности высшего духовного …
  • МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. устар. Тот, кто временно исполняет обязанности высшего духовного …
  • ПЕТР (ПОЛЯНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петр (Полянский) (1862 - 1937), митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Страгородский) (1867 - 1944), Патриарх Московский и всея Руси. В миру Страгородский …
  • СЕРАФИМ (САМОЙЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Самойлович) (1881 - 1937), архиепископ Угличский, священномученик. Память 22 октября в …
  • ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. местоблюститель ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Еще с XV века, …
  • МОСКОВСКИЙ СОБОР 2009 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Архиерейский и Поместный соборы Русской Православной Церкви, состоялись в январе 2009 года. Причиной созыва Соборов …
  • МЕССИЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-15 Time: 07:20:02 = Иудаизм, христианство о мессии = * «И будет Он (Мессия) судить народы, и обличит многие …
  • ЮВЕНАЛИЙ (ПОЯРКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Поярков) (род. 1935), митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный …
  • ЭКЗАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Экзарх (также екзарх - греч.: ἔξαρχος - «правитель», «руководитель», «начинатель») - архиерейский титул в современном …
  • ФИЛАРЕТ (ДЕНИСЕНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Денисенко) (род. 1929), бывш. митрополит Киевский и всея Украины, самозванный "патриарх Киевский и …
  • ФЕОФИЛАКТ (КУРЬЯНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Курьянов) (род. 1974), епископ Смоленский и Вяземский, управляющий приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане …
  • ФЕОКТИСТ (АРЭПАШУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феоктист (Арэпашу) (Teoctist (Arăpaşu)) (1915 - 2007), патриарх Румынский. В миру Арэпашу Феодор …
  • ТРИФОН КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Трифон (+ 933), патриарх Константинопольский, преподобный. Память 19 апреля. С юношеских лет …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • СВЕНЦИЦКИЙ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свенцицкий Валентин Павлович, протоиерей (1882 - 1931) - богослов, философ и духовный писатель. Родился …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь Заграницей - самоуправляемая Церковь в составе Русской Православной Церкви. Архиерейсий Синод: 75 …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Московский Патриархат. Официальный …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПРЕДСТОЯТЕЛИ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список предстоятелей Поместных Православных Церквей, приведён в порядке диптиха. Варфоломей (Архондонис) , Святейший Архиепископ …
  • ПИМЕН (ИЗВЕКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пимен (Извеков) (1910 - 1990), патриарх Московский и всея Руси. В миру Извеков …
  • ПЕТРИКОВ ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петриков Петр Сергеевич (1903 - 1937), священник, священномученик. Память 14 сентября, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Внешняя история Титул «папа» …
  • ПАВЕЛ (СТОЙЧЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (Стойчевич) (1914 - 2009), архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий, патриарх Сербский. …
  • ОТКР 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • НИКОЛАЙ (ДОБРОНРАВОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай (Добронравов) (1861 - 1937), архиепископ, священномученик. В миру Добронравов Николай Павлович. …
  • НИКОДИМ (РОТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Ротов) (1929 - 1978), митрополит Ленинградский и Новгородский. В миру Борис Георгиевич …
  • МОСКОВСКИЙ ХРАМ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский Храм Двенадцати Апостолов в Патриаршем доме в Кремле. Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная …
  • МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Архиерейский Собор Русской Православной …
  • КОРНИЛИЙ (РОДУСАКИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Корнилий (Родусакис) (род. 1936), старец- митрополит Петрский. В миру Еммануил Родусакис, родился в 1936 …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл (Гундяев) (род. 1946), патриарх Московский и всея Руси. В миру Гундяев Владимир Михайлович, …
  • ИОАСАФ (УДАЛОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоасаф (Удалов) (1886 - 1937), епископ б. Чистопольский, викарий Казанской епархии, священномученик …
  • ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иларион (Алфеев) (род. 1966), архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Синодального Отдела внешних …
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата Адрес: 12, rue Daru, 75008 Paris, …
  • ДЕКЛАРАЦИЯ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий (Лебедев) (1878 - 1937), епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии, священномученик. Память …

2017-й год отмечен целым рядом знаковых юбилейных дат. В их числе исторические, культурные, литературные события, не только прогрессивные, но и противоречивые, а иногда и печальные.

2017-й – год 100-летия Февральской и Октябрьской революций в России, потрясших и кардинально изменивших жизнь страны, год 80-летия политических репрессий, унесших миллионы жизней ни в чём не повинных людей. В этой связи показательна судьба Священномученика Петра, Митрополита Крутицкого, местоблюстителя патриаршего престола, имя которого связано и с нашим городом.

Пётр Фёдорович Полянский родился в июне 1862 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Он по первому разряду закончил полный курс Воронежской Духовной Семинарии, вскоре стал студентом Московской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Молодой человек был оставлен при Академии помощником инспектора, одновременно безвозмездно преподавал Закон Божий в частном женском училище, находил время для научных занятий, работал над магистерской диссертацией. Блестящие административные способности Петра Полянского в полной мере проявились в церковном и педагогическом служении.

За выдающиеся успехи на этом поприще он в 1916 году был удостоен ордена Святого Владимира.

В 1917 году Россия и Русская Православная Церковь ступили на путь тяжелейших испытаний. Большевиками был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который лишал её прав юридического лица, предусматривал конфискацию всего церковного имущества, прекращение финансирования из казны всех церковных учреждений, в том числе и Учебного Комитета при Священном Синоде в Петербурге, где служил Пётр Фёдорович.

В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать помощником в делах церковного управления. К этому времени Церковь переживала кровавые гонения: были замучены тысячи священнослужителей и более десятка архиереев. 58-летний Пётр Полянский, принимая решение сказал родным: «…Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь…, я подпишу сам себе смертный приговор».

Сразу после хиротонии епископ Пётр был арестован и сослан в Великий Устюг. Возвратившись после ссылки в Москву, он стал ближайшим помощником Патриарха, был возведён в сан архиепископа, потом – митрополита Крутицкого.

Незадолго до своей кончины Первосвятитель Тихон составил Завещание, в котором, кроме Митрополитов Кирилла и Агафангела, назвал своим преемником и Митрополита Крутицкого Петра. Патриаршим Местоблюстителем он стал в 1925 году, поскольку Митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке.

Приняв на себя бремя высшей церковной власти, выбирая линию взаимоотношений с государством, Местоблюститель твёрдо отстаивал Православие, был лоялен к новой власти, не роняя достоинства Церкви. Он также помогал многим заключённым и сосланным священнослужителям, лично отправляя им деньги.

В декларации, адресованной Совнаркому СССР, составленной митрополитом Петром, содержатся смелые просьбы о «прекращении административного давления на Православную Церковь», обеспечении «всем верующим полной свободы религиозного самоопределения», о «более гуманном отношении к духовным лицам, находящимся в тюрьмах и отправляемым в ссылку». Конечно, такая деятельность вызывала недовольство, и в ГПУ был разработан план по устранению митрополита Крутицкого.

В декабре 1925 года его вновь арестовали. Для Митропоита Петра началась череда мучительных допросов и истязаний в заточении. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности. Патриарший Местоблюститель держался достойно, принципиально отстаивая свою точку зрения по поводу отношения Церкви к социальной революции, которая по его мнению «строится на крови и братоубийстве, чего Церковь принять не может». Он даже пытался в записке к начальнику ОГПУ, осуществлявшему антицерковные акции, объяснить свою позицию, но не был ни услышан, ни понят.

Вскоре его перевели в Суздальский политизолятор, содержали в одиночной камере в полной изоляции от внешнего мира и отсутствии известий о положении Церкви. В ноябре 1926 года Митрополита Петра приговорили к трём годам ссылки и этапировали в Тобольск. Местом ссылки было назначено село Абалак, куда его доставили в феврале 1927 года с распоряжением поселиться в закрытом монастыре. Около двух месяцев узник жил относительно спокойно, но в апреле был вновь арестован и водворён в Тобольскую тюрьму. Участь главы РПЦ решил ВЦИК, по постановлению которого его сослали за Полярный круг, на берег Обской губы в посёлок Хэ. Тяжело больной, лишённый медицинской помощи, он был обречён.

Ссылка должна была завершиться к концу 1928 года, но постановлением Особого совещания ОГПУ её срок был продлён ещё на два года. Здоровье Петра Фёдоровича ухудшалось, он с трудом переносил суровый северный климат, особенно зимой в условиях полярной ночи. Кроме того, владыка тревожился о судьбе Церкви, гонения на которую не прекращались.

А между тем продолжался тернистый путь его страданий.

Срок ссылки заканчивался, но в августе 1930 года митрополит в очередной раз арестован и направлен сначала в Тобольскую, а потом в Екатеринбургскую тюрьму. Против него возбуждено новое дело по обвинению в «пораженческой агитации и необходимости борьбы с советской властью», что было явной клеветой.

После предъявленного обвинения митрополит Пётр виновным себя не признал. Почти год он находился в одиночном заключении в Екатеринбурге – без передач, свиданий, медицинской помощи, почти без прогулок. После

каждого приёма пищи его мучили боли, ночами – приступы астмы, часто случались обмороки.

На одном из допросов владыке было сделано циничное предложение стать осведомителем. В случае отказа угрожали новым сроком заключения. Он с негодованием отверг предложение, но спустя несколько дней местоблюстителя парализовало: отнялись правая рука и нога. В течение девяти месяцев его не выпускали из одиночки. Митрополит просил облегчить условия содержания. «Я настолько изнурён, что затрудняюсь двигаться, стоять и даже говорить», – писал он Менжинскому, просил освободить из заключения, чтобы «основательно заняться лечением». Всё было тщетно.

В июле 1931 года ОСО ОГПУ постановило: «Полянского-Крутицкого Петра Фёдоровича заключить в концлагерь сроком на пять лет». А в администрацию тюрьмы была направлена служебная записка с просьбой осужденного к заключению в лагерь «содержать под стражей во внутреннем изоляторе».

В тюремном изоляторе священномученик тяжело страдал, обращался к палачам с заявлениями об облегчении своей участи, просил, согласно постановления, отправить в концлагерь.

В 1933 году условия содержания Петра Полянского были ещё более ужесточены.

Его старались заставить отказаться от Местоблюстительства, но дух владыки был крепок, а убеждения и вера непоколебимы.

Шли годы, условия заточения становились более страшными. Священномученика Петра перевели в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, вместо имени обозначив № 114. Содержали в условиях строжайшей изоляции, не давая возможности встречаться с другими узниками.

Срок его заключения заканчивался в июле 1936 года. Но за две недели до его окончания был вынесен приговор о продлении заключения митрополита Петра ещё на три года, о чём ему было объявлено.

В конце 1936 года в Патриархию направили сведения о кончине Местоблюстителя, по всей вероятности, не находя более средств воздействия на него в плане склонения к отказу от звания. Но он был ещё жив! Летом 1937 года Сталин распорядился расстрелять всех находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников в течение четырёх месяцев. Следуя приказу, администрация Верхнеуральской тюрьмы составила обвинение против митрополита Петра в «клевете на существующий строй и органы НКВД».

2 октября 1937 года Челябинская тройка НКВД приговорила Патриаршего Местоблюстителя к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня приговор приведён в исполнение. Великий подвиг увенчался пролитием мученической крови за Русскую Православную Церковь. Место погребения митрополита Петра точно не известно.

Однако, у местного краеведа Василия Ашиткова есть интересная версия: как рассказывала его бабушка, останки «высокого Московского

священнослужителя» покоятся на старинном Верхнеуральском кладбище, неподалёку от восстанавливаемой церкви, под лиственницей, на стволе которой вырезан памятный опознавательный знак в виде креста. Имея в виду заточение митрополита Крутицкого в Верхнеуральской тюрьме, краевед размышляет, может быть это захоронение священномученика… Очень хотелось бы в это верить, но нужны конкретные доказательства.

С момента гибели Митрополита Крутицкого минуло 80 лет, и все эти годы Русская Православная Церковь чтит память святителя Петра (Полянского) – своего верного служителя, подвижника, защитника, который не предал её даже в обмен на жизнь и свободу.

В феврале 1997 года Архиерейским Собором Местоблюститель патриаршего престола митрополит Пётр Крутицкий (Полянский) причислен к лику святых. В 2003 году в Магнитогорске на аллее к Свято-Вознесенскому собору в его память воздвигнут крест.

В 2013 году именем священномученика Петра, митрополита Крутицкого назван епархиальный духовно-просветительский центр при соборе.

Он является небесным покровителем, созданной в 2012 году Магнитогорской епархии.

Людмила КУЛАКОВА (с использованием специальных материалов)

10 октября в 9 часов утра в Свято-Никольском соборе состоится традиционное соборное богослужение в память о Митрополите Петре Крутицком. Его возглавит Владыка, Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский, Иннокентий.

Как рассказал настоятель храма иерей отец Сергий (Баклицкий), память небесного покровителя епархии, которой нынче исполнилось пять лет, почтят не только наши прихожане, но и верующие из Магнитогорска. Они приедут на специально предоставленных автобусах.

После службы всем предложат подкрепиться кашей, на территории храма развернут полевую кухню, установят столы.

Став Патриаршим Местоблюстителем, святитель Петр оказался перед необходимостью выбора церковной позиции. Продолжив все основные направления деятельности почившего Патриарха Тихона, главной своею целью он поставил решение двух важнейших церковно-исторических задач. Первая - это сохранение единства Русской православной Церкви перед лицом активизировавшегося после кончины Святейшего Патриарха обновленческого раскола. И вторая - установление взаимоприемлемых отношений между Русской Церковью и Советским государством, которые должны были основываться на строгом соблюдении обеими сторонами декрета о свободе совести и на предоставлении правящим органам Русской Православной Церкви в России гражданской регистрации.

«Следуя примеру своих предшественников на этом посту, святых митрополитов Петра, Алексия, Филиппа и Гермогена, он решил быть возглавителем и вождем прежде всего - большинства верующего народа. Митрополит Петр не был политиком, не был и дипломатом, единственная ясная цель виделась им - это быть со Христом и народом Божиим. И поэтому он уже тогда решил твердо - не обращаться ни по каким вопросам к представителям ГПУ, ни о чем их не просить и в переговоры с ними не вступать» .

Лояльность по отношению к государству, которую декларировал Патриарший Местоблюститель, была лишена роняющих достоинство Церкви заявлений об идеологической близости с ней или о том, что Церковь пользуется в Советском государстве свободой .

Митрополит Петр в общении с людьми отличался вежливостью и мягкостью. Еще при жизни Святейшего Тихона, когда святитель Петр был его помощником, Тучкову казалось, что с этим человеком будет легко договориться. Поэтому в первые месяцы деятельности Патриаршего Местоблюстителя Тучков занял выжидательную позицию и не пытался лишить его свободы действий .

«Пробным камнем» на податливость Патриаршего Местоблюстителя было его известное интервью газете «Известия» .

На вопрос: «Когда намерены вы осуществить чистку контрреволюционного духовенства и черносотенных приходов, а также созвать комиссию для суда над зарубежными архиереями?» - митрополит Петр ответил: «Для меня как местоблюстителя Патриаршего Престола воля Патриарха Тихона священна. Но я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания» .

В свою очередь митрополит Петр требовал согласия властей на создание органа Высшего Церковного Управления. НКВД соглашалось на «легализацию» с определенными условиями. Таковыми было: издание декларации, призывающей верующих к лояльности относительно советской власти; устранение неугодных власти архиереев; осуждение заграничных епископов; будут установлены определенные постоянные деловые связи между Церковью и правительством, которое будет представлять Тучков .

Митрополит Петр, как и ранее Патриарх Тихон, не принял этих условий. Потерпев неудачу, уполномоченный ОГПУ Тучков (он совмещал должности начальника 6-го отдела ОГПУ и заместителя председателя антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б)) стал подыскивать среди православных архиереев такого, который согласился бы захватить церковную власть и быть послушным орудием в руках советской власти.

Уже месяц спустя после смерти Патриарха Тихона ГПУ начало создавать новый раскол в Церкви. Представитель ГПУ Полянский предложил Московскому викарному епископу Борису (Рукину) создать инициативную группу «Защита Православия» (будущие «григорианцы») и подать от ее имени соответствующее ходатайство во ВЦИК. Уверения, что после этого Православная Церковь будет немедленно легализирована и отмежевана от всяких новшеств, включая обновленчество, подействовали. Епископ Борис согласился, но заявил, что один он ничего не сможет сделать, и что лучше обратиться с этим к Местоблюстителю. Но митрополит Петр решительно отверг подобное предложение .

Епископ Борис, однако, не успокоился в своем желании изменить порядок церковного управления. Будучи противником патриаршества, он добивался отмены патриаршего управления и возвращения к синодальной форме правления. Он снова вступил в переговоры с представителем ГПУ и, договорившись об условиях легализации, стал требовать от святителя Петра созыва архиерейского собора. Но Местоблюститель Патриаршего Престола, расценив все его предложения как провокационные, заявил викарию: «Власти, несомненно, не допустят никакого свободного собрания православных архиереев, не говоря уже о Поместном соборе» .

В это время борьба с Церковью и гонения против верующих ужесточились. Усилилась и антирелигиозная пропаганда. В 1925 году под руководством секретаря ЦК ВКП (б) Е. Ярославского был организован «Союз безбожников», который через год после своего создания насчитывал уже 87 тысяч членов.

Для более успешной борьбы с Церковью власти снова использовали обновленцев.

По статистике, «в начале 1925 года обновленцы располагали 13650 храмами, за ними числилась примерно треть всех приходов. Приходы эти были малочисленными, но с избыточным штатом духовенства. Не было вакансий и на раскольничьих архиерейских кафедрах. Власти разрешили обновленцам обзавестись собственными духовными школами, даже академиями в Москве и Петрограде, и Высшей украинской богословской школой в Киеве. Не возбранялось им и издание собственных журнальчиков и газет» .

Как уже говорилось во 2-й главе, поддерживали обновленцев и Вселенские Патриархи. По словам прот. В. Цыпина, «представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) стал большим другом предводителей раскола» . Когда святому митрополиту Петру было предъявлено послание вселенского Патриарха Василия, призывающее «староцерковников» к миру с обновленцами, он сказал: «Надо еще проверить, Православный ли это Патриарх…» А Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский) так прореагировал на признание Константинополем обновленческого Синода: «Пусть признают; от этого обновленцы не стали православными, а только патриархи - обновленцами» .

Поэтому попытки обновленцев прикрыться авторитетом Вселенского Патриарха нисколько не поколебала твердой позиции православных иерархов, клириков и мирян, которые, не взирая ни на какие репрессии, сохранили верность «гонимой и избиваемой Патриаршей Церкви».

Смерть Патриарха Тихона давала новые надежды обновленцам на утверждение своих позиций. Они стали снова искать пути для соединения с Патриаршей Церковью. Уже 11 апреля по поводу кончины Святейшего патриарха Тихона обновленческий синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было состояться, по их планам, на третьем соборе осенью этого же года . На этом соборе они надеялись увидеть многих православных иерархов во главе с Патриаршим Местоблюстителем.

Призывы обновленцев к переговорам в православной среде относились по-разному. Были те, кто, желая преодолеть раскол, считали предложения обновленцев приемлемыми. Очень важно было в такой момент твердая позиция тех, кто стоял во главе Церкви.

Надежды обновленцев не оправдались, - более того, закончились полным крахом, разбились о «твердый камень», каким оказался Патриарший Местоблюститель митрополит Петр. «Он был упрям, как бык; прямо невозможно было к нему приступиться», - говорил о нем А. Введенский .

Самое большее, на что согласился святитель Петр - это принять архидиакона С. Доброва. Этот человек был избран обновленческим Синодом для такого ответственного поручения не случайно: «это была самая безобидная и ничем не замечательная личность, не вызывавшая никаких неприятных ассоциаций» . Архидиакон передал Патриаршему Местоблюстителю письмо от митрополита Вениамина - председателя «Синода». В этом послании было предложение о встрече и о готовности «вести беседу в духе Христовой любви и взаимного уважения», на что святой митрополит Петр ответил кратко: «Нет, встреча состояться не может» .

От имени Синода архидиакон предложил создать комиссию для совместной подготовки к Собору. И здесь святитель Петр дал категорический отказ, сославшись на недостаточность своих полномочий, и обусловил всякие переговоры возможностью консультации с заключенными и сосланными епископами .

28 июля 1925 года, чтобы прекратить подобные попытки обновленцев и в связи с готовящимся собором, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр обратился с посланием к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Российской Церкви, укрепляя всех колеблющихся и малодушных и нанося сокрушительный удар разорителям Церкви .

Указывая на величайшие испытания, ниспосланные Русской Православной Церкви, святитель Петр призывал верных чад Христовых свято хранить канонически законное единство церкви. «В Святой Божией Церкви законно и канонично только то, что благословлено Богоучрежденною Церковной властью, преемственно сохраняющейся от времен апостольских» . «Все же самочинное, - продолжает он, - все, что совершалось обновленцами без соизволения в Бозе почившего святейшего Патриарха, все, что теперь совершается без соизволения нашей мерности - Местоблюстителя Патриаршего, действующего в единении со всей Православной законной иерархией, - все это не имеет силы по канонам Святой Церкви (Апост. Пр. 34, пр. 39), ибо истинная Церковь едина, и едина пребывающая в Ней благодать Всесвятого Духа. Не может быть двух церквей и двух благодатей» .

Святитель Петр прямо называет в послании те преступления, которые обновленцы совершили и продолжают совершать против Христовой Церкви.

«…Отступив самочинно от законной иерархии и ее главы, Святейшего Патриарха, они пытались обновить Христову Церковь самочинным учением («Живая Церковь», № 1-11), они извратили церковные правила, установленные Вселенскими Соборами (пост. Лжесобора 21.4 - 4.5. 1923 г.); они отвергли власть Патриарха, соборно установленную и признанную всеми восточными Православными Патриархиями… и кроме этого, на своем лжесоборе осудили его. Вопреки правилам Св. Апостолов, Вселенских Соборов и Св. Отцов… они разрешают епископам быть женатыми и клирикам двоеженцами, т. е. Нарушают то, что вся Вселенская Православная Церковь признает для себя законом ».

Предостерегая паству Церкви Русской от участия в готовящемся соборе, Святитель твердо говорит, что единственной возможностью присоединения (а не объединения!) обновленцев к Святой Православной Церкви является отречение от своих заблуждений и всенародное покаяние в своем отпадении от Церкви.

В заключение послания святой митрополит Петр, как бы в ответ на клеветнические попытки обновленцев опорочить законную церковную иерархию в глазах гражданской власти и еще раз, отмечая позицию Церкви в отношении к государству, указывает на трудность переживаемых обстоятельств и обращается к верным с призывом: «будем пребывать в союзе мира и любви между собою, будем все едино (Ин. X, XVII, 22 - 23), помогая друг другу охранять нашу православную веру, являя везде и всюду пример доброй жизни и любви, кротости, смирения и повиновения существующей гражданской власти в согласии с заповедями Божьими (Марк. XII, 17;Рим. XIII, 1; Деян. IV, 18 - 19); дабы последняя видела это и Дух Божий возглаголал бы благая о Церкви Святой (Деян. I, Петр. XI, 12 - 14)» .

Послание законного Первоиерарха Русской Православной Церкви было воспринято в народе как «акт благодатного мужества и исповедничества» . Даже те, кто ранее воспринимал Местоблюстителя с некоторым недоверием, признали в нем достойного преемника Святейшего Патриарха Тихона. Всеобщая поддержка Послания - и в центре, и в отдаленных епархиях - показала «насколько крепко стояла гонимая Церковь в духе Истины и как велика была каноническая стойкость и внутренняя дисциплина епархиальных архиереев, пастырей и мирян» .

В Ленинграде - колыбели обновленчества - в послании ленинградских православных епископов-викариев по поводу предстоящего собора говорилось, что «…Господь благословит, будет и законный Собор, а, судя по беззаконному, нечестивому и богомерзкому собору 1923 г., низложившему Святейшего Патриарха, мы знаем, на какие соборы зовут обновленцы» .

Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский), показав свое полное согласие с Патриаршим Местоблюстителем, на предложение обновленческого епископа о переговорах ответил, что может принять его только как желающего принести всенародное покаяние.

«Всюду, где только не побывала делегация, посылаемая синодом к тому или иному епархиальному епископу с письмами примирения, всюду она встречала полный отказ» .

Это был сокрушительный удар по обновленчеству. В среде их живо обсуждали Послание Местоблюстителя. В своих посланиях и воззваниях «к Боголюбивой пастве» они отказывались признавать в нем главу русской Церкви, так как патриарший престол был «упразднен» ими еще в 1923 году. Каноническая стойкость митрополита Петра объяснялась ими как политический способ охранения «старой» Церкви от «революционной обновительной стихии», способной подточить Ее «монархическое и антисоветское нутро» .

На самом деле они паниковали. Иеромонах Дамаскин (Орловский) в жизнеописании святого митрополита Петра приводит яркие примеры обновленческой реакции.

«…Воззвание митрополита Петра определило всю линию поведения староцерковников… Тон, данный «крутицами», уже заранее определил позицию староцерковников по всему фронту, и в дальнейшем возможны были только варианты одной и той же политики. При этом по местам легко было уже просто ссылаться на центр, что мы и видим на самом деле…» .

«…До распространения воззвания Петра Крутицкого большинство духовенства и церковно-приходских советов Тамбовской епархии готовы были принять участие в благочиннических собраниях и епархиальном съезде… на миролюбивое настроение «низов» сильно повлияло воззвание Петра Крутицкого. На благочиннические съезды, собранные после появления этого воззвания, тихоновцы уже почти не явились…» .

«В целом ряде епархий… идущая из Крутиц непримиримая линия тихоновцев выразилась в полном отказе даже от разговоров о церковном примирении. Тихоновские архиереи этого типа или отмалчивались, или сразу резко выражали свое отрицательное и враждебное отношение и вообще боялись вступать в какие-либо сношения с синодальными представителями: очевидно, они буквально исполняли директивы своего начальства, но были и такие архиереи, где, что называется, удавалось «завязать разговор» с тихоновскими главарями, однако кончались эти разговоры обычно той же непримиримостью» .

Так писали о влиянии Патриаршего Местоблюстителя его враги. По словам М. Е. Губонина, «несмотря на кратковременное (всего 8 месяцев) возглавление Церкви, именно этим актом Патриарший Местоблюститель оставил по себе неизгладимый след в Церкви в благодарной памяти Ее верных сынов» .

Послание святого митрополита Петра, сразу же восстановившее твердый дух в Церкви и обрекшее на полный крах надежды и старания обновленцев и богоборческих властей, сыграло решающую роль в личной судьбе мужественного Исповедника. Советская власть, убедившись, что в лице Местоблюстителя Патриаршего престола Православная Церковь имеет неподкупного и бесстрашного главу, решила принять все меры для его устранения.

Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП (б) под руководством Ярославского постановила: «а) поручить Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди «тихоновцев»; б) в целях разоблачения монархических стремлений Петра, местоблюстителя патриаршества, поместить в «Известиях» ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого материалами недавно закончившегося обновленческого собора; в) просмотр статей поручить тт. Степанову, Красикову, Тучкову; г) им же поручить просмотреть готовящуюся оппозиционной группой декларацию против Петра; д) одновременно с опубликованием статей поручить ОГПУ начать против Петра следствие» .

Эта программа на раскол, ослабление Церкви и устранение ее главы (без сомнения ее можно назвать правительственной программой) жестоко и последовательно осуществлялась все 20—30-е годы.

В конце лета 1925 года Тучков еще раз потребовал от митрополита Петра принять условия «легализации», обещая за это официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, которые будут назначены на епархии по соглашению с властью . Предлагая это в то время, когда Местоблюстителю угрожала уже личная опасность, правительство, безусловно, рассчитывало, что, желая сохранить свободу и избежать грядущих испытаний, он невольно пойдет на это предложение. Но несгибаема была воля священномученика Петра. Он в очередной раз отказался подписать предложенный Тучковым текст декларации.

Тогда же Тучков хотел «самочинно сделать Местоблюстителем митрополита Агафангела, а митрополита Петра послать в Ярославль. Местоблюститель на это ответил: «Я охотно передам власть митрополиту Агафангелу, так как он кандидат на местоблюстительство прежде меня, но сам останусь митрополитом Крутицким, так как не дело гражданской власти вмешиваться в дела чисто церковные». Это было сказано с такой твердостью, что Тучков оставил свое намерение…» .

Патриарший Местоблюститель хорошо знал, что никакие уступки с его стороны не будут полезны. Власть все берет и ничего не дает. Поэтому «разные предложения агента власти Митрополит прямо отвергал и даже выпроваживал его из своих покоев с такими словами: «Вы все лжете; ничего не дадите, а только обещаете; а теперь потрудитесь оставить комнату, у нас будет заседание». Такое свое отстранение от церковных дел озлобленный враг не долго мог терпеть»

Тучи сгущались все сильнее над мужественным Первоиерархом. Духовную поддержку и утешение он находил среди братии Данилова монастыря настоятелем которого был выдающийся иерарх - архиепископ Феодор (Поздеевский). К так называемой «даниловской группе» принадлежали многие видные епископы: Парфений (Брянских), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский), Прокопий (Титов), Тихон (Шарапов), Николай (Добронравов), Дамаскин (Цедрик), Гурий (Степанов), Пахомий (Кедров), Герман (Ряшинцев). Все это были архипастыри, разделяющие взгляды митрополита Петра, как на обновленческий раскол, так и на характер возможных переговоров с советской властью .

Митрополит Петр поступал «согласно с мнением архиепископа Фоедора и близких тому архиереев, и, в первую очередь, потому, что в его глазах они были наиболее авторитетными и верными выразителями церковных суждений всего верующего народа, были хранителями и блюстителями чистоты Православия .

Местоблюститель патриаршего Престола часто служил в Даниловом монастыре. Однажды во время богослужения 30 августа (12 сентября) 1925 года на престольный праздник произошел чудесный случай.

«Троицкая церковь, где стояли мощи преподобного Даниила, и весь монастырь были заполнены народом. Путь к раке преподобного устилал ковер из живых цветов, и вся рака была искусно украшена ими. Митрополит Петр, войдя в храм, прошел к мощам преподобного и с благоговением приложился к ним. Некоторые монахи видели, что, когда Местоблюститель затем пошел к солее, то над мощами образовалось как бы облако, в котором возник образ преподобного великого князя Даниила. И во все время, пока митрополит Петр шел к алтарю, преподобный сопровождал его» .

Святой митрополит Петр не оставался равнодушен к судьбе православного духовенства. Известно, что епископу Парфению (Брянских), возглавлявшему - после ареста владыки Фоедора (Поздеевского) - братию Даниловского монастыря, митрополит Петр давал деньги для раздачи их находящимся в ссылках священнослужителям. Он помогал многим заключенным собратиям. Сам отправлял деньги митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю Патриарха Тихона Петру Гурьеву и другим. Также он благословил приходские причты жертвовать деньги и продукты в пользу заключенных священнослужителей .

1 октября в Москве, в третьем Доме советов, обновленцы открыли свой собор, названный ими же «Третьим поместным собором на территории СССР». В нем участвовали: «106 раскольников, именовавших себя архиереями, более 100 лжеклириков и более 100 мирян» . Принимал участие в соборе и представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Василий (Димопуло).

12 делегатов собора подали заявление, в котором просили направить к митрополиту Петру делегацию с предложением мира. Но уже во вступительном докладе предводитель обновленцев А. Введенский «приготовил для своей аудитории столь зловещую провокацию, что вопрос о мире с тихоновцами должен был отпасть в ходе соборных заседаний» .

Введенский огласил письмо некоего южно-американского «епископа» Н. Соловья, в котором тот сообщал «страшную тайну»: в 1924 году Патриарх Тихон в присутствии митрополита Петра вручил ему послание. В этом «послании» говорилось, что «Святая Церковь не может благословить на престол Великого Князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола Великий Князь Кирилл» .

Словно подталкивая ГПУ расправиться с митрополитом Петром, обновленцы характеризовали его в своей резолюции как заматерелого бюрократа «саблеровского издания, который не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных революцией: бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с современной властью» .

После этого «собора» и «разоблачающего» письма о Патриаршем Местоблюстителе говорили как о человеке, имеющем связь с заграничными монархистами и принадлежащем к черносотенцам.

Началась бурная газетная шумиха. О митрополите Петре писали грубые статьи, обвиняя его во всевозможных политических преступлениях.

15 ноября, во исполнение предписаний антирелигиозной комиссии, в газете «Известия» с обвинениями и угрозами в адрес святого митрополита Петра выступил некий гражданин Теляковский . В статье сообщалось, что Послание Патриаршего Местоблюстителя расценивается обновленцами как контрреволюционный акт. А признание митрополита Петра карловацкой иерархией доказывает наличие отношений между Местоблюстителем и епископами-беженцами. Автор объявлял святого исповедника орудием и ставленником зарубежных монархистов .

После такой статьи было ясно, что Местоблюстителя ждал неминуемый арест, если он все же не решится «оправдаться», как рассчитывали те, кто стоял за «гражданином Теляковским».

Не случайно сразу после опубликования статьи к митрополиту Петру явилась делегация недовольных церковным правлением иерархов, сколоченная Тучковым, во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Они потребовали от Патриаршего Местоблюстителя публичной политической реабилитации себя «перед лицом советской общественности» и верноподданнических заверений от имени всей Церкви, наряду с проклятиями в адрес церковной эмиграции . Свои требования эти архиереи объясняли заботой о благе Церкви.

Святитель Петр обещал подумать по поводу сделанных ему предложений. Но в самом тоне, с которым обратились к нему эти архиереи, «он обнаружил и критику своей линии, и некое недоверие к нему как к Главе Церкви и потому вынужден был заявить, что за судьбу Русской Церкви отвечает он как временный преемник почившего Патриарха» . Этот ответ означал, что Патриарший Местоблюститель сделал выбор и внутренне подготовился к подвигу исповедничества и тюремным узам» .

Между тем власти в лице представителей ГПУ настойчиво требовали от святителя принять их предложение о легализации. Митрополит Петр решил составить декларацию, адресованную Советскому правительству, в которой он собирался показать, какими он видит отношения Церкви с государством в сложившихся обстоятельствах. По черновому проекту Местоблюстителя текст декларации написал епископ Иоасаф (Удалов). Но святитель хотел лично передать его главе правительства, а не через посредников ГПУ . Но, зная позицию Местоблюстителя, председатель Совета министров Рыков не хотел встречаться с главой Церкви.

В конце ноября были произведены массовые аресты священнослужителей, близких Патриаршему Местоблюстителю. Предчувствуя, что его арест неминуем, святой митрополит Петр, ожидая для себя худших последствий, составил два завещательных документа.

Первый, датированный 5 декабря, утверждал, что в случае кончины митрополита Петра права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя «до законного выбора нового Патриарха» переходят временно, согласно завещанию Святейшего патриарха Тихона, митрополитам Кириллу или Агафангелу; а в случае невозможности обоих вступить в должность - митрополиту Новгородскому Арсению. Если же и ему не представится возможности осуществить это, то права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя переходят к митрополиту Нижегородскому Сергию .

Другой документ написан 6 декабря на случай, когда он будет не физически устранен, а изолирован от внешнего мира, отстранен от возможности управления Церковью. Этот документ не отменяет первый, а дополняет его. Стремясь предусмотреть все возможные последствия своего ареста и понимая, что митрополиты Кирилл и Агафангел уже отстранены от возможности управления Церковью, митрополит Петр поручает временное исполнение обязанностей Местоблюстителя митрополиту Сергию. В случае если это окажется невозможным, в должность Местоблюстителя вступает Экзарх Украины митрополит Михаил или архиепископ Ростовский Иосиф .

Далее следовало очень важное уточнение: «Возношение за богослужением Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остается обязательным». Таким образом, митрополит Петр подчеркивает временность и вынужденность сделанного им распоряжения .

Такой шаг был сделан лишь по одной причине - забота о благе Церкви о судьбе церковного управления для святителя Петра, как некогда и для Патриарха Тихона, была на первом месте. Он горячо желал «оградить Российскую Православную Церковь от анархии и расколов, захвата церковного управления группами, имеющими корыстные интересы, что всегда ведет к разрыву с канонами и традициями Православия»

И Указ №362

- И здесь мы подходим к так называемому «Завещанию патриарха Тихона»…

Правильно. Имеется в виду «Завещательное распоряжение святейшего патриарха Тихона, на случай своей кончины, о преемстве высшей церковной власти» от 25.12.1924 (07.01.1925), согласно которому указывался основной и первый кандидат на должность временного местоблюстителя патриаршего престола – наиболее уважаемый в Российской Церкви пастырь-исповедник, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и два дополнительных кандидата – митрополиты Ярославский Агафангел (Преображенский) и Крутицкий Пётр (Полянский). Так как два первых кандидата – митрополиты Кирилл и Агафангел – были арестованы и не смогли вступить в права, то местоблюстителем стал третий кандидат – митрополит Пётр…

- …Который тоже в свою очередь оставил завещание, и им назначил Сергия Страгородского своим заместителем, по которому Сергий законно возглавил Российскую Церковь, когда Пётр был арестован!

Не спеши. Давай разберемся сначала с количеством завещаний, а потом – и с их законностью. Во-первых, митрополит Пётр оставил два «завещания»: первым, от 22 ноября 1925 года, он подтвердил, что, «согласно воле почившего патриарха», местоблюстителями после него должны стать Кирилл или Агафангел. Другим – от 23 ноября (6 декабря) 1925 года – он назначил тех, кто временно должен исполнять его обязанности в случае невозможности исполнения им обязанностей местоблюстителя, – и вот среди них первым значится Сергий. То есть он не назначал Сергия «заместителем». Эта должность – «заместитель местоблюстителя патриаршего престола» – вообще отсутствует в каких-либо документах, даже в самом «завещательном распоряжении» митрополита Петра от 23 ноября (6 декабря) 1925 г. Её Сергий придумал и присвоил себе сам. И, в-третьих, тебя ничто не смущает во всей этой истории с завещаниями?

Ну, смущает, если честно… Мне непонятно, как можно передавать власть в Церкви по завещанию? Ведь патриарший престол – это всё-таки не царский трон, чтобы его кому-то завещать, пусть даже и временно…

Ты совершенно верно уловил суть. С точки зрения канонов, конечно, это неправильно. 76-е правило св. Апостолов и 23-е правило Антиохийского Собора прямо запрещают передавать кафедры по наследственному завещанию и объявляют такие передачи недействительными.

Более того, согласно определению Поместного Собора 1917–18 гг. от 28 июля /10 августа 1918 года «О Местоблюстителе Патриаршего Престола», местоблюститель должен не назначаться патриархом, а избираться Священным Синодом и Высшим Церковным Советом и только на семь месяцев – срок организации созыва Поместного Собора.



Выходит, завещание патриарха о назначении местоблюстителей – полностью антиканонично? Но на чем-то он должен был основываться!

Было еще одно соборное определение от 25.01.1918, принятое по предложению 36-ти членов Собора, которое давало патриарху право в чрезвычайных обстоятельствах назначить себе местоблюстителя. Это право было дано в виде исключения, то есть в порядке икономии и именно для чрезвычайных обстоятельств – в случае прекращения функционирования всех других высших церковных органов. Однако следует учесть следующие моменты: это право, хотя оно и дано было Поместным Собором и предусмотрено для чрезвычайных обстоятельств, – все-таки нарушает каноническую норму о недопустимости назначения преемников по завещанию, а также основное соборное определение о порядке избрания местоблюстителя. Это значит, что назначенные в силу этого чрезвычайного права местоблюстители должны иметь довольно-таки условный статус – в виде чисто символических представителей, и никакой реальной властью они располагать не могут.

- А что говорится в определении Поместного Собора о правах местоблюстителей?

Самое интересное, что местоблюстители, даже если они избраны в соответствии с нормальной процедурой, не располагают практически никакими реальными управленческими правами! Фактически их значение сводится к тому, чтобы председательствовать в Синоде и Совете, представительствовать от имени Церкви в сношениях с другими автокефальными Церквями, обращаться к Российской Церкви с учительными и пастырскими посланиями и управлять делами патриаршей области (московской епархии) и иметь попечение о замещении вдовствующих кафедр. Ну и, конечно, прилагать усилия к созыву Поместного Собора. Но это если местоблюститель избран. А если назначен на сомнительном каноническом основании, по икономии?



Тогда у него прав еще меньше, чем у избранного… Или, по крайней мере, он должен даже с имеющимися, в основном представительскими и символическими, правами обращаться крайне осторожно, чтобы не спровоцировать раскол.

Совершенно верно. Но это если говорить о местоблюстителе. Тут можно хотя бы сказать, что патриарху Тихону, по икономии, в обход канонов и установленного порядка избрания, ради сложившихся чрезвычайных обстоятельств, было дано Собором такое вот право – единолично назначить местоблюстителя (с очень скромными полномочиями). Но это право было дано только патриарху Тихону ! И сам патриарх Тихон это прекрасно понимал. Поэтому и он нигде не писал и не говорил, что это право передает кому-то еще.

Ты хочешь сказать, что завещания уже самого местоблюстителя митрополита Петра о передаче кому-то прав по управлению церковными делами вообще не имели никакого основания ни в канонах, ни в решениях Поместного Собора?

Да. Нигде ни в каких соборных или патриарших актах мы не найдем такого права – о передачи своей власти и прав – для самого местоблюстителя. Так же понимали это дело и новомученики, вот, например, что пишет священномученик Кирилл Казанский:

«Сохранение надлежащего порядка в церковном управлении со смерти Святейшего Патриарха Тихона и до созыва законного Церковного Собора обеспечивалось завещанием Святейшего Патриарха, оставленного им в силу особого, ему только данного и никому не передаваемого права назначить себе заместителя».

И такого установления в принципе быть не может, так как тогда то, что было единичным исключением, допущенным соборным решением Церкви для патриарха, становится правилом и обычаем. А мы с тобой, когда беседовали об экуменизме, уже говорили о том, что икономия – исключение из правил – не может сама становиться правилом, разрушающим церковное устроение. Ведь порядок передачи кафедр и связанной с ними власти в Церкви по завещанию полностью разрушает соборное устроение Церкви как Тела Христова, подменяя апостольский и соборно-иерархический строй каким-то монархо-династическим!

- Как же тогда относиться к завещанию митрополита Петра о назначении Сергия?

Относиться так, как относились к нему новомученики, да и все епископы: Сергий просто представляет персону местоблюстителя и следит за делопроизводством в его канцелярии, но никаких самостоятельных властных прав на управление церковными делами не имеет.

В том же письме священномученик Кирилл пишет: «При замедлении дела с выбором патриарха местоблюститель остается на своем посту до смерти, или собственного добровольного от него отречения, или устранения по церковному суду. Он не правомочен назначить себе заместителя с правом, тожественным его местоблюстительским правам. У него может быть только временный заместитель для текущих дел, действующий по его указаниям».

То есть заместитель просто должен поддерживать существующий порядок, ни во что не вмешиваясь, быть «сторожем» установившегося течения дел и техническим секретарем, – а вовсе никаким не самостоятельным главой Церкви, «священноначалием», издающим самостоятельные указы и в нарушение церковных канонов, и с превышением прав не только местоблюстителя, но даже и патриарха!

Ты говоришь, что местоблюститель должен просто поддерживать существующий порядок и ни во что не вмешиваться… Но как же тогда поддерживать порядок в Церкви, если нет никаких реальных высших органов церковной власти? Ведь получается замкнутый круг – полномочия Синода и Высшего Церковного Совета истекли, патриарха уже нет, Собор большевики собрать не позволяют, местоблюстители арестованы, заместитель местоблюстителя Сергий имеет только символические полномочия…

Это замкнутый круг только в пределах «административной модели» церковного устройства, о которой я не устаю повторять и которая, увы, сидела в головах и в привычках у большинства епископов-выходцев синодальной системы.

Здесь надо сказать о нескольких вещах. Во-первых, канонические правила Православной Церкви вовсе не требуют, чтобы во главе национальной поместной Церкви в обязательном порядке стояли какие-либо «высшие органы», в виде патриарха, Синода, ВЦУ, местоблюстителя или какой-либо иной структуры – даже Поместного Собора. Как я уже тебе говорил, 34-е апостольское правило относилось изначально к поместным церковным организациям другого рода – митрополичьим округам. Однако епископы не очень понимали этот момент, хотя он был даже закреплен соответствующим церковным документом.

- Что же это за документ?

Это знаменитый так называемый «Указ патриарха Тихона №362» от 7/20 ноября 1920 г. Прежде всего, хотя этот документ и был разослан патриархом, – это отнюдь не единоличный его указ, а Постановление, принятое на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета. То есть это соборный документ.

- И о чем он говорит?

О том, что если по каким-то причинам деятельность высших органов церковного управления во главе с патриархом прекратится или связь епархий с ними прервется, – то епархии целиком переходят на самостоятельное управление, соорганизуясь, по возможности, с находящимися по соседству епархиями (то есть образуя митрополичьи округа) или решая дела полностью самостоятельно, вплоть до учреждения новых самоуправляющихся епархий, приходов и собраний верующих по домам, смотря по обстоятельствам.

Иными словами, в чрезвычайных обстоятельствах епархии могут вести себя как самостоятельные поместные церковные общины, как будто над ними нет никакого высшего церковного органа?

Именно так. Более того, этот указ уже применялся, когда обновленцы организовали свое самозваное ВЦУ. Тогда назначенный патриархом местоблюститель митрополит Агафангел разослал послание, в котором призвал все епархии, не желающие признавать обновленцев, руководствоваться этим указом и устраивать дела самостоятельно.

- Но ведь это означает призыв к полной децентрализации церковного управления!

Совершенно верно! По сути дела, этот указ призывает жить в условиях гонений по образцу жизни Церкви первых трех веков, когда не было никаких централизованных патриархатов и элементарной церковной единицей была поместная община-парикия. В условиях непрекращающихся преследований епархии и переходили на такой режим жизни, постепенно приобретая опыт самостоятельного решения проблем. Более того, этот указ восстанавливал изначальный смысл 34-го апостольского правила об организации митрополичьих округов. Но это все было еще в зачатке, лишь медленно нарождалось, а вот административная психология была очень сильна. И она требовала наличия если не полновластного, то хотя бы символического возглавления. И именно в рамках такого символического возглавления Собор и утверждает права местоблюстителя, а заодно разрешает патриарху в чрезвычайных обстоятельствах назначить себе местоблюстителя.

Беседа 11. О сергианстве.

Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую духовную семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора. После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Пётр Фёдорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. При всей своей занятости он находил время для научных занятий и в 1897 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Первое послание святого апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования». Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917‒1918 годов. После революции Пётр Фёдорович до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь». Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода. В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в местоблюстители патриаршего престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности патриаршего местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года. В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу.

В недолгое время своего Первосвятительского служения в Москве Митрополит Петр часто совершал Божественную литургию в московских приходских и монастырских церквах. Особенно он любил бывать в Свято-Даниловом монастыре, арестованного священноархимандрита которого, архиепископа Феодора (Поздеевского), Местоблюститель высоко ценил за его непоколебимое стояние на страже Православия, за неукоснительное следование канонам, за обширную богословскую образованность и глубокий ум. 30 августа (12 сентября) 1925 г. на престольный праздник Патриарший Местоблюститель служил в Троицком соборе монастыря, где покоились мощи благоверного князя Даниила Московского. Монастырь был заполнен молящимся народом. Путь к раке со святыми мощами устилал ковер из живых цветов. Войдя в храм, Митрополит Петр прошел к мощам святого и благоговейно приложился к ним. Некоторые монахи видели, что, когда он пошел к солее, над мощами образовалось как бы облако, в котором возник образ святого князя Даниила; и во все время, пока Митрополит шел к алтарю, образ этот сопровождал его. После службы Митрополит Петр, предвидя свой скорый арест, передал возглавлявшему после ареста архиепископа Феодора Даниловскую братию архиепископу Парфению (Брянских) завещание о своих заместителях и деньги для пересылки находившимся в ссылке священнослужителям. В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения. Агенты ГПУ. предлагали ему пойти на уступки, общая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: «Лжёте; ничего не дадите, а только обещаете...» В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. Но в той же ссылке Владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от местоблюстительства, взамен обещая свободу, но святитель категорически отказался от этого предложения. Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. Все годы тяжёлого одиночного заключения он даже словом не проявил ни к кому неприязни или нерасположения. В то время он писал: «Как предстоятель Церкви я не должен искать своей линии. В противном случае получилось бы то, что на языке церковном называется лукавством». На предложение властей принять на себя роль осведомителя в Церкви, патриарший местоблюститель резко ответил: «Подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре». И хотя первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за богослужением, надёжным островком твёрдости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти. Условия заключения святителя были очень тяжелы. Владыка страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, он был лишён всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем. Когда же до него дошли сведения о выходе «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), являвшегося его заместителем, Владыка был потрясён. Он был уверен в митрополите Сергии, в том, что тот осознаёт себя лишь «охранителем текущего порядка», «без каких-либо учредительных прав», что святитель ему и указал в письме 1929 года, где мягко укорил митрополита Сергия за превышение им своих полномочий. В том же письме Владыка просил митрополита Сергия «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения...» В начале 1928 года с Владыкой имел возможность встретиться и беседовать участник одной научной экспедиции, профессор Н. Ему Владыка так сказал о своей оценке деятельности митрополита Сергия: «Для первоиерарха подобное воззвание недопустимо. К тому же я не понимаю, зачем собран Синод, как я вижу из подписей под воззванием, из ненадёжных лиц. В этом воззвании набрасывается на Патриарха и меня тень, будто бы мы вели сношения с заграницей политические, между тем, кроме церковных, никаких отношений не было. Я не принадлежу к числу непримиримых, мною допущено всё, что можно допустить, и мне предлагалось в более приличных выражениях подписать воззвание, но я не согласился, за это и выслан. Я доверял митрополиту Сергию и вижу, что ошибся». В 1929 году священномученику Дамаскину, епископу Стародубскому, удалось наладить через связного общение с митрополитом Петром. Через этого связного святитель устно передал следующее: «1. Вы, епископы, должны сами сместить митрополита Сергия. 2. Поминать митрополита Сергия за богослужением не благословляю». В 1930 году из зимовья Хэ Святитель написал ещё одно, последнее, письмо к митрополиту Сергию, где выразил огорчение, что тот, как лицо ему подчинённое, не посвятил его в свои намерения относительно легализации Церкви путём недопустимых компромиссов: «Раз поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше». Выражая своё отрицательное отношение к компромиссу с коммунистами и к уступкам им, допущенным митрополитом Сергием, Владыка прямо требовал от последнего: «Если Вы не в силах защищать Церковь, уйдите в сторону и уступите место более сильному». Таким образом, святитель считал, что русские архиереи должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния. Возможно, для этого и было подготовлено в 1934 году Послание священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) о запрещении митрополита Сергия в священнослужении. В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего святителю стать осведомителем ГПУ. Ещё ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции. Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра, вся церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Пётр, дождавшись дня освобождения — 23 июля 1936 года — в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения ещё на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, которому, согласно завещанию Митрополита Петра, составленному 5 декабря 1925 года, в декабре был усвоен титул патриаршего местоблюстителя — ещё при живом митрополите местоблюстителе Петре. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя. В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против святителя обвинение: «Проявляет себя непримиримым врагом советского государства... обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана местоблюстителя». 27 сентября (10 октября) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа. Место погребения священномученика Петра остается неизвестным. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.