Тендер как способ заработка.

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

 

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Сам термин не отражает полностью сущности отечественной бизнес-практики. Во-первых, он никогда не фигурирует в документах, регламентирующих отношения между сторонами, а во-вторых, процедура проведения иногда бывает чем-то похожа на .

Для начала нужно уточнить, что в законодательстве понятие тендера отсутствует, этот процесс называют конкурсом, торгами, аукционом. Но главный признак един для всех этих обозначений. На основании проведенных торгов (тендеров) заключается соглашение между продавцом и покупателем, но первой стороной здесь становится тот, кто выиграл в своеобразном соревновании с другими участниками. По сути, здесь несколько продавцов борются за один контракт, условия которого формирует покупатель.

Практика ведения бизнеса между субъектами различного формата (государственного и частного) обязательно переводится на конкурсную основу. Этот же принцип зачастую применяют и коммерческие организации, находящиеся в поиске выгодных предложений от поставщиков.

Как работает тендер?

Итак, по большому счету тендеров у нас нет. Все, кто практикует такой формат продаж, участвуют в конкурсах, аукционах, торгах… Но как бы это не назвали, здесь есть ряд характерных признаков, которые отличают эту версию бизнес-отношений от других:

  • покупатель заявляет свои условия в жесткой форме;
  • за контракт соревнуются;
  • весь процесс проходит в соответствии с определенной процедурой.

Предпринимателю с тендерами стоит разбираться хотя бы потому, что они дают возможность получить новых клиентов. И это не только может заинтересовать тех, кто ориентируется на покупателей, финансируемых из бюджетных средств. Многие коммерческие организации и компании находят поставщиков через тендеры.

Зачем устраивают тендеры? Собственно, здесь совмещается желание взять максимум от поставщика со стороны покупателя и регламентирование всей процедуры. Государственные структуры устраивают конкурсы и торги потому, что того требует законодательство. Этот формат предполагает, что они сэкономят бюджетные деньги, найдя таким способом самого дешевого и выгодного поставщика. То же самое движет и коммерческими организациями.

И здесь стоит понимать, что не всегда тот из продавцов, кто выиграет тендер, будет в выгодном положении. Это базируется на нескольких моментах:

  • Нужно предложить самую низкую среди участников цену, возможно, даже необоснованно заниженную.
  • Условия контракта придется выполнять даже тогда, когда это экономически невыгодно для поставщика или исполнителя. К примеру, в случае повышения стоимости материалов, комплектующих, энергоносителей и подобного, связанного с инфляционными процессами или ростом курса валют, конечный продукт в адрес контрактодержателя придется отпускать по установленной тендером стоимости. Иногда даже себе в убыток.
  • Для выигрыша тендера необходима длительная подготовка и максимально строгое соблюдение установленных правил по оформлению документов. Кроме того, сам процесс работы на площадках, где проводятся конкурсы, имеет ряд нюансов, и для того, чтобы полностью им соответствовать, предпринимателю необходимо провести определенные затраты, к примеру, приобрести электронную подпись.

Совет : начиная работать с тендерами, не пытайтесь сразу идти на крупные и долгоиграющие сделки, это совсем другой уровень, чем возможность . Не забывайте, что отказ от контракта либо же его неисполнение в полном объеме может повлечь за собой неприятные последствия в виде компенсаций покупателю, возмещения ущерба или недополученной прибыли, занесения поставщика в реестр недобросовестных и подобного.

Виды тендеров и их классификация

Еще раз стоит подчеркнуть, что для отечественного бизнеса термин тендер объединяет закупки, организованные по определенной процедуре на конкурсной основе. То есть он условен. Законодательно же закреплены другие названия.

У тендеров есть своя градация, принятая в отечественном бизнесе:

  1. Конкурсы различаются по составу участников:
    • муниципальные (государственные), где заказчиком выступает бюджетная организация, и для закупок будут использованы бюджетные средства;
    • коммерческие, где приобретение проводится за счет собственных денег компании или привлеченных ею.
  1. Выделяют разновидности тендеров по форме закупок:
    • Конкурс проводится в случае сложных и дорогостоящих контрактов, к примеру, в наукоемких проектах, строительной, IT, оборонной сферах. Может иметь несколько этапов, открытый и закрытый формат, а также быть неконкурентным.
    • Запрос котировок или соревнование прайс-листов. Особенностью этой методики можно назвать небольшую сумму закупки, как правило, до полумиллиона рублей.
    • Аукцион или же электронные торги. Формат используется всеми участниками рынка, имеющими статус муниципального или государственного заказчика. Все электронные торги проводятся на специальных площадках, отобранных правительством РФ. Законодательное обеспечение – Закон 94-ФЗ.

Совет : свое участие в тендерах предприниматель (потенциальный поставщик) должен начинать с внимательного и детального изучения именно этого Закона - 94-ФЗ. Также не стоит забывать о Законе 223-ФЗ, регламентирующем закупки отдельных юридических лиц. Сами документы довольно сложны для понимания, их придется штудировать и перечитывать раз десять, чтобы полностью вникнуть в подробности. Однако без этого этапа начинать деятельность в качестве продавца на электронных площадках небезопасно, существуют риски не только впустую потратить время, но и навлечь на себя и свою компанию неприятности.

Также нужно отметить, что в этой сфере встречаются особые ситуации. Вокруг этого формата поставок крутится немало мифов о том, что здесь присутствует серьезная коррупционная составляющая. Полностью отрицать такую возможность нельзя, да и бессмысленно. Зачастую тендеры действительно становятся инструментом договорных сделок. Вернее, их предназначение – исключить из практики элементы коррупции, однако она присутствует, и не признавать это невозможно.

«Симптомы» договорных тендеров - как отличать такие предложения?

Здесь нужно учитывать одну особенность той части отечественного бизнеса, где в роли заказчика выступают бюджетные организации. Вся их деятельность переведена на рельсы закупок, зажатых в жесткие рамки процедуры. Выиграть контракт может любой из претендентов, кто правильно оформит заявку и документы, а также предложит наименьшую цену.

А как же другие составляющие? К примеру, умение и возможность поставщика реагировать на экстренные в плане сроков пожелания покупателя, гибкость, некоторые другие нюансы проведения поставок? Очень часто покупатель, уже работавший с определенным поставщиком, хочет, чтобы контракт достался именно ему. Ведь тот уже проверен временем, полностью подходит по всем параметрам… А в ситуации с тендером это совершенно не обязательно. Договор, возможно, придется заключать с какой-либо неизвестной (для заказчика) организацией, которая та еще темная лошадка, и работа с ней не всегда будет комфортной. То есть победа в тендере, базирующаяся на ценовой платформе, не дает гарантии покупателю его исполнения в других частях. Кроме того, у него нет уверенности, что поставщик сможет соответствовать условиям, предпочтительным для заказчика, полностью.

Именно поэтому в практике встречаются вот такие договорные тендеры, когда покупатель всеми правдами и хитро проставленными запятыми создает такие формальные условия, которые целенаправленно затрудняют получение контракта другими участниками, что не получили одобрения заранее. И такой подход далеко не всегда свидетельствует о коррупционной подоплеке, то есть, грубо говоря, о взятках, откатах и подобном. Хотя в таком тендере тоже участвовать не стоит, если только ваша компания не та, что получила предварительное «добро».

Итак, как можно распознать тендер, где стороны уже заведомо пришли к соглашению, а само его проведение – формальность?

5 составляющих «договорных» тендеров

Стоит отметить, что такой подход почти нехарактерен для коммерческих структур. Там участвуют собственные деньги компаний, контроль гораздо более жесткий, цели – сугубо в поиске выгодного поставщика, а подход к процедуре намного более гибкий. То есть у бизнеса нет «обязаловки» проводить тендеры, тут работает целесообразность и эффективность. Хотя известен ряд случаев, когда наемные сотрудники коммерческих структур были весьма заинтересованы в благодарности от поставщиков за «помощь» в заключении контрактов, и, наоборот, исполнители попадали в неприятные ситуации с недобросовестными заказчиками, отработав часть договора и не получив плату за товар или услугу.

Совет : получив приглашение на тендер от коммерческой организации тщательно проверьте деловую репутацию заказчика.

Госзакупки более подвержены такой болезни, как договорные тендеры. Их признаки:

  • нечеткие, неясно прописанные, крайне запутанные, противоречивые в частях условия технического задания;
  • короткие, явно нереальные сроки выполнения (каждый предприниматель, знающий свою сферу, может определить, где временные рамки на пределе возможностей, а где – за гранью);
  • завышенная стоимость контракта в сочетании со странной детализацией требований к поставщику;
  • условие того, чтобы к заявке прилагалась уже выполненная часть работы;
  • тендерная история заказчика состоит из контрактов с весьма ограниченным числом компаний.

Все это – признаки того, что покупатель применяет методику отпугивания «левых» поставщиков. В некоторых случаях тендер проводится «для галочки», исполнитель уже давно работает над проектом. Бороться за такие контракты – себе в убыток, лишняя головная боль, временные и денежные затраты. Нет, конечно, можно результаты тендера обжаловать, подав соответствующее заявление в ФАС. Но делать это стоит только в том случае, если у компании уже наращена «мышечная масса», она имеет опыт в подобного рода торгах, компетентных специалистов в штате, способных доказать вашу правоту.

Хотя нужно понимать, что распространенное мнение о массовости договорных тендеров - миф. Подавляющее большинство заявок от заказчиков на площадках для электронных торгов не имеют коррупционной составляющей, и участие в них гораздо менее рискованно, чем вложения в .

Если вы хотите начать зарабатывать на госзакупках, то вам понадобится пройти предварительный этап подготовки к этому. Причем он довольно сложен и трудоемок.

Как работать с тендерами для чайников - пошаговая инструкция

Еще раз нужно озвучить, что коммерческие структуры действуют при выборе поставщика на конкурсной основе немного иначе, чем государственные. Первые разрабатывают процедуру самостоятельно, они не ограничены жесткими рамками, могут привлекать к участию тех, кто им знаком или представляет интерес, либо же объявлять открытый конкурс в СМИ или на специализированных интернет-площадках.

Государственные или муниципальные организации действуют в рамках законодательно прописанной процедуры. Поэтому, чтобы стать участником тендера, предпринимателю необходимо:

  • изучить Закон 94-ФЗ, а именно прописанную в нем процедуру выбора поставщика, где изложены правила для участника тендера;
  • выбрать ЭТП из пяти, что отобраны правительством РФ (для электронных аукционов по госзакупкам);
  • получить электронно-цифровую подпись (удостоверяющий центр, выдающий ЭЦП, должен входить в число тех, что аккредитованы на выбранной площадке);
  • установить необходимое программное обеспечение;
  • пройти аккредитацию на ЭТП для участия в тендере;
  • принять участие в электронных торгах;
  • подписать контракт при выигрыше.

Собственно, сам алгоритм не так и сложен, если это не впервые. Есть несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание:

  • К сожалению, универсальных ЭЦП еще не придумали. Поэтому выданную в налоговой справку для участия в тендере использовать будет нельзя, придется получать другую.
  • Подбирая площадку для электронных аукционов, нужно обращать внимание на ее специализацию и условия работы.
  • На каждом сайте из 5-ти отобранных есть детальные инструкции и руководства для пользователей. Они написаны подробно, даже слишком. Не стоит пренебрегать их внимательным изучением прежде, чем начать работу на какой-либо из ЭТП.
  • Залогом успешной работы может стать такая банальная вещь, как оформление документов. Неплохим источником сведений и получения нужных навыков может стать конкурсная документация конкурирующих организаций.
  • Как правило, во всех электронных аукционах существует принцип обеспечения намерений, то есть денежный залог. Он исчисляется небольшим процентом от суммы сделки, но тем не менее, как и , участие в тендере стоит денег. Хотя это и возвратная сумма, однако при крупных контрактах собственных денег компании-поставщику может и не хватить, да и «замораживать» оборотные средства бывает нецелесообразно. Поэтому стоит или позаботиться о наличии резерва, или о банковской гарантии, которую можно использовать для этих целей.

Как участвовать в тендерах по строительству?

Алгоритм прохождения подготовительного этапа уже описан выше. Никаких отличий для строительной сферы практически нет. Существует только ряд нюансов, которые необходимо учесть фирме-новичку в тендерах:

  • Одно лишь участие в тендерах даже без выигрышей поможет компании заявить о себе, на нее могут обратить внимание, это позволит повысить статус.
  • При подготовке заявки особое внимание следует уделять не только сути оферты (предложению претендента), но и ее обоснованию, которое содержится в информации о компании. Это может быть описание спецоборудования, применяемых технологий, представление аналогичных объектов, введенных в эксплуатацию, отзывы состоявшихся заказчиков и подобное.
  • Как правило, строительные тендеры проводятся в два этапа. Первый – оглашение начала конкурса и сведений о предполагаемом проекте, второй – анализ поданных заявок и выбор победителя. При закрытом формате торгов стать участником можно только по приглашению от заказчика. Стоит учесть, что присланный входной билет не всегда означает, что компания – желанный гость. Если сроки для подачи заявки и подготовки документации очень сжаты, то это обязательно должно натолкнуть на мысль о том, что все уже договорено с другим исполнителем, которого и хотят видеть второй стороной, подписавшей контракт. Ваше же участие нужно для формального соблюдения процедуры.
  • Сегодня все большее распространение получает такой формат в сфере строительства небольших и малых объектов, частного жилья. То есть на тендерную основу ставится практически вся строительная отрасль. Ряд экспертов считает, что это позволит улучшить качество работ в целом и перевести на новый уровень всю сферу. По сути, за конкурсами или аукционами будущее.
  • Вконтакте

    Заработать на тендерах и госзакупках можно, более того, можно построить бизнес без вложений. Свои риски присутствуют, но без них никуда, как и в любом деле.

    Важная информация ! Появилась возможность за копейки находить отличные госзакупки и так же за смешные деньги получать услуги сопровождения госзакупок. .

    За счет чего можно зарабатывать на тендерах

    Если говорить о заработке с нуля и не вкладывая своих средств, то нас интересует:

    Можете посмотреть на котором можно неплохо заработать.

    Так же тендеры можно рассматривать как дополнительный канал продаж или дополнительный ранок для продвижения своих услуг, но это уже не относится к заработку без вложений. Если кому то не важно во что вкладывать, важнее быстрый возврат инвестиций, то рекомендую посетить .

    Если кто не знал, что такое тендер

    Для начала, кратко опишу что из себя представляют тендеры и госзакупки, вдруг кто то не в курсе.

    Тендер является способом отбора наиболее выгодных предложений по поставке товаров и предоставлению услуг для различных государственных и муниципальных объектов.

    Для примера, есть какая то котельная, они проводят ремонт оборудования и им нужен новый дымосос. Они знают где его купить и по какой цене, но тратить бюджетные деньги самостоятельно они не могут, для покупки должны использовать сервис госзакупок. Пусть даже они заранее договорятся с поставщиком у которого хотят купить, но все равно эта операция должна пройти через госзакупки.

    Так вот, предположим котельная пообщавшись с поставщиком, попросила их участвовать в своем тендере. И тут возникает вопрос, сможем ли мы вклиниться в этот тендер и вообще есть реальный шанс у простого человека заработать на этом?

    Теоретически, госзакупки для того и предназначены, что бы любой человек мог беспрепятственно участвовать в взаимовыгодном сотрудничестве с государством.

    Что нужно для того что бы выиграть тендер?

    Во первых, у вас должно быть оформлено юридическое лицо , например ИП или ООО. А во вторых, у вас должно быть самое выгодное предложение по цене , которое будет полностью подходить под описание и характеристики тендера.

    Как платит заказчик

    Разрыв договора возможен но обычно по суду, чаще все заканчивается мирным путем, до суда мало кому хочется доводить дело.

    Ну и имейте ввиду, что происходит выплата не так быстро как хотелось бы, может пройти 30-60 дней.

    Заработать как посредник

    Возьмем для примера опять ту же котельную. Они в тендере указали модель дымососа, его характеристики и цену за которую готовы купить. Предположим, они указали цену 300 т.р. Вы поискав в интернете, находите этот дымосос за 210 т.р. С этим уже можно участвовать в тендере, скажем вы предложите его поставку за 270 т.р. Если никто из конкурентов по торгам не предложит цену ниже, то вы выиграете и заработаете на разнице в цене.

    Если цель именно заработать без вложений, то тут конечно будет трудность в том, что не каждый продавец согласится на продажу с отсрочкой платежа. Котельная перечислит на ваш расчетный счет, но они могут произвести оплату в срок до 30 дней после выполнения условий контракта.

    Точно так же можно заработать и на услугах. Опять берем эту же котельную. Например, им нужна услуга сварщика по ремонту котла, какой нибудь теплообменник например сварить. Вам как бизнесмену, конечно же не нужно самому уметь варить, ваша цель найти сварщика, который сделает эту работу дешевле чем просит заказчик, разницу положите себе в карман.

    Уступка тендера конкуренту

    Вы выиграли тендер, после этого конкурент занявшей второе место обращается к вам с просьбой уступить право на заключение контракта, в замен предлагает некоторое вознаграждение. Вообще то, данные участников не должны разглашаться, но факт остается фактом, такие случаи существуют. По идее, в таком случае можно и штраф получить. Прямо как метод заработка я бы не стал это рассматривать, скорее как редкую и сомнительную возможность получения дохода.

    Услуги по выигрышу тендеров

    Наверное многие видели объявления, типа «Выиграем тендер для вас». Есть фирмы которые имеют большой опыт в выигрыше и зарабатывают исключительно на этом, это заработок на тендерах без вложений. Но опять же это не бизнес с нуля, нужно обладать опытом.

    Есть те кто проводит обучение как выигрывать, но это все теория, без практики все равно не обойтись.

    Живой пример с госзакупок

    Ну раз уж зашла речь о дымососе, то возьмем его для примера.

    Нашел на госзакупках тендер на приобретение дымососа ДН — 8. Максимальная сумма которую готов заплатить заказчик — 112 800 рублей.


    Оптовая цена 38 т.р, розничная — 40 т.р. Как видим, есть возможность наценки в 70 т.р. Конечно же, максимальную цену указывать при заполнении заявки на участие в тендере не стоит. Не забываем что торги проходят по системе аукциона и выиграет тот кто предложит самую выгодную цену.

    Получение госзакупок чужими руками за копейки

    Итак, появился способ делать всю муторную работу по получению и ведению госзакупок чужими руками.

    Для этого просто покупаем за копейки .

    К примеру, исполнители на кворке готовы за 500 рублей находить по 5 тендеров. При этом все перелопачивают вручную. Представляете насколько проще будет если всю «черную» работу сделают за вас.

    Тоже самое с документацией и сопровождением, исполнители за символические суммы готовы трудиться.

    Кстати, если кто совсем не разбирается в госзакупках, но заработать хочется, .

    Сотрудничество с муниципальными и федеральными властями в рамках государственных закупок дает гарантию, что все условия договоры будут выполнены. Заработать на госзакупках возможно, надо лишь знать особенности, подводные камни и быть готовым не только к тяжелой работе после победы в конкурсе, но и проигрышу.

    Продать свою продукцию или услуги бюджетным учреждениям возможно только одним способом – (электронных торгах). Также это хороший шанс выйти на крупные корпорации, которые чаще всего также объявляют тендеры и конкурсы для приобретения необходимой продукции (или услуг).

    Приняв участие в электронных аукционах, откроются новые рынки сбыта. Так, работая в Санкт-Петербурге, к примеру, с помощью выигранных торгов вы легко можете продать свой товар учреждению, которое находится в другом регионе РФ. Еще большой плюс участия в электронных торгах – это экономия времени и денег, так как общение проходит без посредников.

    Заработок на госзакупках реален, потому что государство – это крупный и надежный заказчик.

    Распространено мнение о невозможности заработать в системе государственных закупок, потому что там «все куплено и давно определено». Это не так, новый Федеральный закон ФЗ-44 «О государственных закупках» сводит к минимуму уровень коррупции.

    Важно! Как работать с госзакупками – принимать участие в торгах.

    Изучая тендеры и котировки, важно знать несколько деталей:

    • заходите на сайт госзакупок, как минимум, два-три раза в неделю. Это позволит не пропустить хороший тендер;
    • если в объявленном конкурсе заявленная цена разнится с рыночной в несколько раз, лучше позвонить организатору и прояснить ситуацию. Возможно, в заявке допущена техническая ошибка и тогда вы станете участником торгов, тогда как большинство ваших конкурентов просто откажутся от участия в котировках;
    • если вы обнаружили, что условия участия очень выгодны, скорее всего, документация делалась под конкретную организацию, которая должна победить. Если вы отвечаете всем требованиям, не бойтесь участвовать в подобных торгах, у вас есть хорошие шансы победить, если вы хорошо торгуетесь;

    Важно! Если вы озаботились вопросом как научиться работать с госзакупками, в первую очередь, необходимо трезво оценить свои возможности, так как участие в торгах дает не только хороший шанс заработать и выйти на новый уровень, но и накладывает большую ответственность в виде строгого соблюдения условий контракта.

    • Далее проходите регистрацию на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, изучайте котировки и подавайте заявки.
    • Подробно изучайте документацию объявленного конкурса и условия контракта. Невыполнение условий автоматически занесет вас в «черный список».
    • уделите время и проверьте репутацию учреждений, которые организуют тендер, а также составьте список компаний, которые не подходят как партнеры. Если обнаружите, что на протяжении последних лет в учреждении выигрывали одни и те же компании, можно даже не тратить деньги и время на участие в торгах;
    • уточняйте в ФАС почему результат в конкурсе именно такой. Вы имеете право получить информацию об этом, даже если не принимали в нем участие;
    • для участия в конкурсах в большинстве случаев требуется финансовое обеспечение, которое иногда непросто получить. Поэтому будьте готовы.

    Как участвовать в закупках

    Чтобы зарабатывать на продажах своих товаров и услуг государству надо принимать участие в госзакупках. Иначе не получится. Остается решить еще вопрос: госзакупки — как работать.

    Здесь все просто, надо:

    • пройти регистрацию на официальном портале государственных закупок (см. );
    • пройти все формальности в виде предоставления различной документации;
    • сделать цифровую подпись (для удобства и оперативности);
    • провести мониторинг заявок;
    • подать заявку (если это котировка), либо подготовить пакет документов и отправить (в случае проведения конкурса или электронных торгов).

    Важно! Портал госзакупок уравнивает всех участников, предоставляя им одинаковые шансы на победу.

    Подводные течения

    Большая часть участников торгов жалуется на госзаказчиков, оперируя тем, что:

    • без откатов невозможно;
    • в контракте прописываются очень жесткие условия;
    • оплату по контракту часто задерживают;
    • конкуренция в этой отрасли очень высока;
    • заказчик вынуждает снижать цены до минимума.

    Да, никто и не говорил, что будет легко, везде есть недобросовестные конкуренты, про откаты в государственных структурах слышали все. Но, несмотря на то, что заказчиком выступает государство, здесь также есть конкуренция, свои особенности и возможности, как и в любой другой отрасли. Потому что это бизнес.

    К тому же:

    • если вы считаете, что проиграли конкурс или торги, потому что конкурент дал откат (или является родственником/подставным лицом), обращайтесь в ФАС. Если вы окажетесь правы, то результаты конкурса будут отменены и у вас вновь появится шанс на победу;
    • как в любом договоре с контрагентом, в госконтракте прописаны все условия, которые необходимо соблюдать. Особенности могут быть лишь в том, что государство очень жестко контролирует расходование бюджетных средств, поэтому и условия предоплаты, сроки поставок и проч. также могут несколько отличаться от договора с коммерческой структурой. Не забывайте, деньги государства – это налоги, собранные в том числе и с вас;
    • минимальные цены дают в большинстве своем маленькую прибыль, однако взамен вы получаете колоссальный опыт сотрудничества с государственным аппаратом, повышаете товарооборот в своей компании, выходите на новый уровень. Каждый выигранный конкурс дает, пусть и очень небольшое, преимущество для победы в следующем конкурсе. Репутация очень много значит.

    Безусловно, как и в любой сфере бизнеса, заработать на госзакупках возможно, но есть свои минусы:

    • неоплата по контракту при выполнении всех условий. Здесь остается лишь одно – идти в суд. Это нервы, деньги, упущенные возможности – но свои деньги вы все равно получите. К тому же в последнее время с подобными проблемами власти на местах борются;
    • работа, что говорится, «за еду». Для небольших компаний выигрыш в конкурсе дает возможность повысить обороты, продержаться «на плаву», что может стать спасением. Для крупных компаний – это возможность выйти на новый уровень. Тем не менее, заработок на госзакупках – реален, хоть и небольшой в ряде случаев.

    Что получаем в итоге

    Далеко не всегда все куплено в госзакупках. Часто действительно необходим качественный товар (или услуга) по приемлемой цене. Сектор государственного заказа – стабильный и большой.

    Участие в конкурсах и котировках дает возможность бизнесу:

    • расширить рынка сбыта;
    • выйти на новые территории;
    • иметь постоянный поток заказов.

    Заработать на госзакупках нелегко, не стоит надеяться на случайную победу, к ней надо тщательно готовиться. Подготовка и непосредственно процедура торгов требует от участников хорошо продуманного подхода, важно понимать также, что в торгах надо принимать участие постоянно, имея сформированную на перспективу стратегию участия и развития.

    Заработок на госзакупках требует времени, усилий и вложений. Тогда победить и заработать станет более чем реально.