Тайна пропавшей колонии роанок. Кроатан - тайна исчезнувшей колонии

Колония Роанок — английская колония на одноимённом острове в округе Дэйр (в настоящее время — Северная Каролина, США), основанная на средства сэра Уолтера Рэйли при королеве Елизавете I в целях создания первого постоянного английского поселения в Северной Америке.

Попыток основать колонию было несколько. Первой группе поселенцев пришлось пережить тяжёлое время: незнакомая территория, суровая зима, истощающиеся запасы еды. Кроме того, колонисты находились в тесном соседстве с агрессивными индейцами, постоянно отражая их атаки.

Прожив на острове зиму и весну, люди решили вернуться в Англию. В июне 1586 года колонисты покинули Роанок, но уже через несколько недель после их отъезда на остров высадилась новая группа храбрецов из пятнадцати человек, всецело поддерживавших идею распространения власти Англии в Новом Свете.

В 1587 году сэр Раули предпринял еще одну попытку колонизации Нового Света, отправив вторую группу поселенцев в Америку. Возглавлял группу Джон Вайт, уже побывавший на острове Роанок. Он получил указание перенести поселение с острова на берег залива Чезапик. Но моряки отказались везти людей дальше, чем остров Роанок, и когда 22 июня 1587 года 150 колонистов, включая 11 детей, высадились на острове, но тот встретил их гробовой тишиной. 15 человек, оставленные на острове год назад, исчезли.

Расположившись на новом месте, поселенцы обнаружили явный недостаток инструментов, продуктов питания и других жизненно важных вещей. Джон Вайт согласился вернуться в Англию за необходимым снаряжением и через неделю покинул остров. Из-за ряда проблем он сумел возвратиться на Роанок только через 4 года.

Остров оказался безлюдным. Ещё 150 человек пропали без вести. Вайт обнаружил только вырезанное на дереве слово «Croatoan» (по другой версии было написано только «Cro»), название острова, находящегося в 80 км южнее и населённого индейцами.

Перед своим отплытием Джон Уайт условился с колонистами, что если им придётся покинуть остров, то они вырежут на дереве название места куда отправятся. А в случае любой опасности, под названием нового места колонии, они вырежут крест. Креста под вырезанной надписью не было.

Может «символ угрозы» не успели нанести? Но ни капли крови, ни пряди волос, ни лоскутов одежды - никаких следов борьбы найти не удалось. Всё говорило о том, что внезапной атаки на колонию не было. Поиск могил в окрестностях тоже не принёс никаких результатов. Всё указывало на то, что люди покинули Роанок добровольно.

Версия о том, что колонисты породнились с местными племенами абсурдна. Зачем цивилизованным людям нужно было вливаться к дикарям-индейцам? Да и английские корабли ещё много лет посещали Роанок и исследовали окрестные острова, а также земли на материке, стараясь отыскать следы колонистов. Безуспешно.

Интересен и тот факт, что индейцы поклонялись богу Кроатану (жнецу душ), от которого и происходило название острова «Croatoan», где они жили. Индейцы верили, что это бестелесное существо обитало среди них и могло вселяться в любое тело. Раз в год Кроатану приводили «помощника», сильного воина, которого помещали в запертую хижину с ритуальным алтарём. Когда утром хижину отпирали - ни воина, ни его следов не обнаруживали.

История первого английского поселения в Северной Америке трагична и таинственна. Эта колония была создана на одноименном острове в устье реки Роанок. Королева Елизавета поручила Уолтеру Рэли организовать поселение, чтобы начать укрепляться в Северной Америке так, как это уже делали испанцы. Указ Елизаветы I уточнял, что у Рэли есть 10 лет на основание колонии в Северной Америке, в противном случае он потеряет свое право на колонизацию.

В 1584 г. Рэли снарядил экспедицию для исследования побережья Северной Америки для поиска подходящего места. Ее возглавили Филипп Армадес и Артур Варлоу, которые вскоре привезли образцы флоры и фауны (в том числе картофель) и двух аборигенов. Исследованную Армадесом и Варлоу землю назвали Вирджинией в честь Елизаветы («королевы-девственницы»).

В апреле 1585 г. была послана первая колониальная экспедиция, состоящая целиком из мужчин. Многие из них были солдатами-ветеранами, участвовавшими в войне по установлению английского влияния в Ирландии. Поселенцев возглавлял сэр Ричард Грэнвилл.

29 июля экспедиция прибыла к берегам Америки. Но их флагман потерпел крушение на мелководье, и большая часть продовольствия погибла. Колонисты принялись обследовать побережье. Наладить мирные отношения с местными жителями они не захотели или не смогли. Обвинив индейцев из поселения Аквакогок в краже серебряной чашки, убили вождя, а деревню сожгли.

Несмотря на сложное положение, Грэнвилл все же решил оставить Ральфа Лэйна и около 75 человек для создания английской колонии на северной оконечности острова Роанок, пообещав вернуться в апреле 1586 г. с пополнением и припасами. Лэйн организовал экспедицию для изучения реки Роанок, но индейцы напали на путешественников. Ответом была еще одна уничтоженная деревня, еще один убитый вождь по имени Винджин. Обстановка накалялась, а Грэнвилл запаздывал. Но в июне к берегу подошли корабли Фрэнсиса Дрейка, который возвращался домой из удачного похода в Карибское море. Дрейк предложил колонистам отвезти их в Англию, и те охотно согласились.

Через две недели на покинутый остров вернулся Грэнвилл. Он не захотел смириться с неудачей и, чтобы закрепить английское присутствие в этих местах и сохранить права Рэли на колонизацию Вирджинии, оставил на Роаноке пятнадцать человек. В 1587 г. сэр Уолтер Рэли отправил вторую группу поселенцев в Америку. Ее возглавлял художник Джон Уайт. Благодаря его картинам теперь можно представить себе те события. Ему было поручено перенести поселение с острова Роанок на берег залива Чесапик. В путешествие Уайт отправился с зятем и дочерью, которая ожидала ребенка.

22 июня 1 587 г. 1 21 колонист, включая 11 детей, высадились на острове. Но людей Грэнвилла там не оказалось. Прибывшие нашли лишь один скелет. Индейцы с соседнего острова Кротан (Хаттера) рассказали, что поселок англичан подвергся нападению, но девять человек выжили и добрались до них на лодке. Дальнейшая их судьба неизвестна. Уайт попытался было наладить отношения с другими индейскими племенами, но напрасно. Вскоре после этого колонист по имени Джордж Хоу отправился в одиночку ловить крабов и был убит индейцами. Уайта стали уговаривать вернуться в Англию за помощью. Он сделал это с тяжелым сердцем - 18 августа дочь Элизабет Дэйр родила ему внучку, которую назвали Вирджинией. Это был первый английский ребенок, появившийся на свет на американской земле.

Уайт отплыл в Англию, надеясь вернуться до зимы. Однако в Англии в это время готовились к отражению «Непобедимой Армады», и никто - ни Рэли, ни Дрейк, ни королева - не могли сейчас заниматься маленькой колонией. Но губернатору все же удалось найти два корабля. В апреле 1588 г. они отплыли в Америку, но вскоре отклонились от курса, а в пятидесяти милях от Мадейры натолкнулись на два французских корабля. Англичан взяли на абордаж и ограбили. Пришлось возвращаться на родину. А там все суда - и торговые, и военные - были мобилизованы на борьбу с испанцами. Летом того же года «Непобедимая Армада» была разгромлена, но прошло полтора года, прежде чем Уайт смог отправиться в путь. Правда, ни припасов, ни поселенцев, ни оружия губернатор не вез. Он просто присоединился к организованной Рэли экспедиции в Вест-Индию, которая должна была сначала сделать остановку у Роанока.

Джон Уайт высадился на Роаноке через три года после отправления, а именно 15 августа 1590 г. Тщетно губернатор и матросы обыскивали весь остров. Они нашли только частокол, который окружал место бывшего поселения, остатки фортификационных укреплений и другие свидетельства того, что здесь жили люди. Однако все дома были снесены, а никаких остатков лодок или оружия не было найдено. Не нашли матросы и останков или захоронений белых людей. Только на одном из деревьев была вырезана надпись «Croatoan» а при повторном осмотре острова в одной из канав нашли пять сундуков с вещами губернатора, которые он оставил при своем поспешном отъезде.

Ключ к поиску исчезнувших поселенцев могло дать слово «Croatoan», так тогда назывался остров Хаттера. Уайт объяснил шкиперу экспедиции, что перед его отплытием с острова он условился со своими советниками об условных знаках в случае, если они будут вынуждены покинуть свое поселение. Но рядом с надписью не было никакого знака бедствия да и поселенцы не собирались переселяться с острова миль на тридцать вглубь страны. Так что надо срочно организовать поиски пропавших колонистов. Но у шкипера Уоттса были другие указания. Экспедиция повернула в Вест-Индию, а в октябре 1 590 г. вернулась в Англию. Поисками пропавших колонистов занимался уже не Джон Уайт, а совсем другие люди.

Позднее английские корабли неоднократно посещали остров Роанок и исследовали окрестные острова, а также земли на материке, но никаких следов поселенцев обнаружить не удалось. Потом для колонии в Новом свете нашли место в районе Чесапикского залива, поиски временно прекратились и возобновились в конце XVII в., но прошло слишком много времени, так что они оказались безрезультатными. Так родилась загадка исчезновения поселенцев с острова Роанок.

По одной из версий, поселенцы попытались перебраться в другое место, потомку что у них оставались лодки. Однако во время шторма все утонули. Вторая версия склоняется к тому, что испанцы, узнавшие о поселении на острове Роанок, истребили всех поселенцев или вывезли их в свои колонии. Но никаких следов карательной экспедиции на Роаноке не обнаружено, а вывоз 119 человек в другие колонии трудно было бы сохранить в строгой тайне.

Согласно третьей версии, часть поселенцев присоединилась к местным племенам. Историк Джон Лоусон в 1709 г. общался с индейцами племени хаттерасов (кроатанов), которые одно время жили на острове Роанок, а потом часто посещали его. Среди индейцев были сероглазые люди. Они утверждали, что их предки были белыми людьми и читали Библию.

В 1607 г. в Вирджинии высадился капитан Джон Смит с большой группой колонистов и основал колонию Джеймстаун. Он тоже пытался выяснить судьбу поселенцев Роанока. Индейцы рассказали ему, что в окрестностях живут какие-то англичане, а вождь по имени Уохансунакок сообщил, что это он уничтожил жителей Роанока, потому что они поселились у племени чезапик и отказывались присоединиться к его племени. Вождь показал Смиту несколько железных орудий английского производства. Позднее новые колонисты услышали, что вождь по имени Джекпонокан удерживает англичан с острова Роанок - «четырех мужчин, двух мальчиков» и «одну молодую девушку». Но больше ничего узнать не удалось. Прошло более трехсот лет, и в 1937 г. в 60 милях от Роанока в болоте нашли осколок камня, на котором была обнаружена выцарапанная надпись. Ее расшифровывали как письмо Элизабет Дэйр своему отцу, где она сообщала, что колонисты бежали с Роанока после нападения индейцев.

Конечно, колонисты могли обратиться за помощью к хаттерасам-кроатанам и постепенно ассимилироваться с ними. Но почему, разобрав и вывезя дома, захватив с собой все вплоть до утвари и оружия, они не забрали личных вещей губернатора? И не оставили на месте четких указаний, почему и куда они уходят? Ответа на этот вопрос нет.

1119

Для США Роанок - как перевал Дятлова для России: малоизученное место, где с группой людей однажды случилось нечто ужасное, но что конкретно стало причиной трагедии - никто не знает и уже никогда не узнает, как минимум потому, что непосредственные участники событий уже давно не с нами. Недосказанность, оставляющая сплошные вопросы без ответов, волнует воображение потомков. И пускай отсутствие достоверных свидетельств и общая нехватка информации о «делах давно минувших дней» затрудняют любые попытки серьезных расследований, есть и плюсы: на этом материале отлично произрастают голливудские сюжеты, нагоняющие жути тем сильней, что они замешаны на «реальных событиях».

Основной сюжет шестого сезона «Американской истории ужасов» вращается вокруг Шелби и Мэтта - межрасовой пары, уставшей от разгула преступности в больших городах и решившей начать новую жизнь в глубинке. Купленный ими дом в лесу Северной Каролины оказывается опасным местом, куда по ночам наведываются толпы зловещих личностей в средневековых одеждах. Они подкладывают на порог дохлых свиней, забираются в дом, пугают его хозяев и т.д. Парочка сначала грешит на местных байкеров, решивших поизводить чужаков, но потом начинает подозревать некое паранормальное вмешательство. Даже окружающий лес производит впечатление живого организма: деревья в нем качаются без ветра, а земля двигается, словно дышит… В общем, фантазии авторам сериала не занимать.

Конечно, шоураннер Райан Мерфи не хотел, чтобы зрители узнали раньше времени, что сюжет нового сезона имеет отношение к Роаноку, поэтому подзаголовок, в котором фигурирует это слово, вопреки традиции не оглашался до самой премьеры. Но теперь, когда джинн выпущен из бутылки, никто не мешает нам уточнить, чем именно вдохновлялись сценаристы, а может быть даже, изучив факты, нащупать ключ, объясняющий, что случится дальше с Шелби и Мэттом. Реальная история, связанная с Роаноком, конечно, не в пример более произаична, нежели голливудские хорроры, но по-своему она достаточно занимательна.

Факты

В конце XVI века сэр Уолтер Рэйли - английский государственный деятель, адмирал, ученый, поэт, полиглот, близкий друг Шекспира, один из фаворитов королевы Елизаветы I - взялся организовать на территории Северной Америки первое постоянное британское поселение. С первых же дней при дворе молодой карьерист, быстро ставший одним из самых богатых людей в Англии, искал возможности отличиться, сделав приятное своей стареющей покровительнице; с этой целью он и снарядил в 1584 году в Америку экспедицию, из которой его посланцы привезли табак, кукурузу и картофель. Рэйли немедленно решил углубить успех и проспонсировал новую экспедицию - теперь уже с целью закрепить английское присутствие в Новом Свете.

И королева, выдавшая Рэйли эксклюзивное десятилетнее право на основание колонии, и сам ее любимец сходились в целях: Елизавете нужна была военно-морская база для сдерживания испанцев, активно занимавшихся колонизацией Северной Америки, Уолтера же особо интересовали истории местных индейцев о золотых запасах, скрытых под землей.

Несмотря на то что современники считали Рэйли нахалом и выскочкой, сегодня он почитается как первый британский колонизатор Америки и основатель американской цивилизации вообще. К сожалению, первопроходцам не всегда сопутствует удача: обе организованные Уолтером колонии не прожили и нескольких лет. Впрочем, расхлебывать связанные с их функционированием трудности пришлось не ему, а другим людям, поскольку Рэйли был слишком занят дома и сам никуда не плавал.

Поначалу все шло хорошо. Первая попытка организовать колонию была предпринята сразу после первой экспедиции, в ходе которой возглавлявшие ее Филип Амадэс и Артур Барлоу изучили материковое побережье, наладили отношения с испанскими колонистами и местными племенами секотан и кроатоан. Но следующая экспедиция, организованная летом 1585-го и ведомая знаменитым морским командиром сэром Ричардом Грэнвиллом (другом и родственником Рэйли), оказалась далеко не такой удачной: хотя Грэнвилл выбрал неплохое место для колонии на острове Роанок и быстро построил там небольшой форт, он при этом умудрился перессориться с коренными жителями, обвинив их в воровстве серебряного кубка и подчистую вырезав целую деревню. Грубый нрав корсара, прославившегося умением раскусывать в гневе стаканы и убивать недругов одним ударом кулака, был крайне далек от дипломатических изысков. Вдобавок один из его кораблей сел на мель, и, чтобы освободить его, морякам пришлось выбросить за борт почти все запасы съестного.

В этих обстоятельствах Грэнвилл уплыл домой, пообещав вернуться весной 1586-го с подмогой, но колонисты не выдержали суровых испытаний: почти без еды, окруженные обозленными туземцами, они быстро заскучали по родным местам. Поскольку обещанное подкрепление не появилось ни в апреле, ни в мае, а аборигены неоднократно пытались атаковать форт, его жители при первой же возможности сбежали обратно в Англию (на кораблях Фрэнсиса Дрейка, как раз возвращавшегося с похода на Карибы). В пути они разминулись с Грэнвиллом, который прибыл на Роанок всего через две недели. Найдя форт оставленным, 400 новых колонистов заподозрили, что это нехорошее место, и тоже не пожелали там оставаться. Почти все они повернули домой, в форте же осталось лишь 15 человек охраны - минимальное количество, позволявшее говорить о том, что колония Рэйли номинально функционирует.

Такое позорное положение дел королевского фаворита не устраивало: он уже потратил 2 года, оставалось еще 8, после чего право на колонизацию Северной Америки и освоение ее богатств перешло бы к кому-то более удачливому. Следовало торопиться, и в 1587 году Рэйли снарядил новую экспедицию, руководимую его другом, художником Джоном Уайтом. У того уже был опыт освоения Роанока, поскольку он участвовал в обеих прошлых поездках. Уайт настолько хорошо проявил себя в организации похода, что Рэйли в награду назначил его губернатором острова. Но прибыв на место, англичанин снова нашел опустевший форт. Индейцы племени кроатоан - единственного, с которым бледнолицые еще не успели поссориться, - рассказали, что кто-то из недругов напал на селение, обратив колонистов в бегство. Из 15 солдат якобы выжили девятеро - они сумели уплыть на лодке вниз по реке Роанок, но куда девались после этого, никто не знает.

Вообще-то Уайт намеревался построить другой, более надежный форт в районе Чесапикского залива, а на Роанок лишь ненадолго заскочить на пути к этой точке. Но португальский штурман Саймон Фернандес, с которым у капитана сразу не задались отношения, посчитал унизительным для себя подчиняться «какому-то художнику» и настоял на том, чтобы корабли остались на Роаноке. Как вскоре выяснилось, это была не лучшая идея.

Попытки помириться с местными ничего не дали: решив, что новые колонисты ничем не лучше старых, индейские племена наотрез отказались вступать в контакт. Когда кому-то из пришельцев случалось отбиться от своих товарищей, их безжалостно уничтожали. Англичане приуныли и хотели воспользоваться испытанным средством - вернуться домой, но у Фернандеса, по его словам, был приказ доставить людей лишь в одну сторону, поэтому обратно на корабли их не пустили. Возражения Уайта он проигнорировал, так что фактически это было самоуправство и мятеж.

Вообще, судя по записям в капитанском дневнике, передающем подробности постоянных конфликтов капитана со штурманом, Фернандес был тот еще тип. Отказываясь подчиняться распоряжениям начальника, он со своей командой сделал все возможное, чтобы привести экспедицию к провалу. Профессионал своего дела, когда речь шла о технике и навигации, во всем остальном он оказался совершенно невыносим, неуправляем и очевидно вреден для общего дела - недаром матросы называли его между собой не иначе как «свинья». Доподлинно неизвестно, почему он вел себя так нагло, хотя некоторые историки полагают, что прибегнуть к саботированию экспедиции его подговорил министр разведки и контрразведки Фрэнсис Уолсингем, которого бесил взлет «выскочки Рэйли». Фаворита Елизаветы следовало выставить неудачником, сорвав его колонизаторские планы. А бывший пират Фернандес просто не смог увильнуть от деликатного поручения, поскольку был обязан своему покровителю жизнью: благодаря заступничеству Уолсингема он когда-то сумел избежать повешения за убийство семерых португальских матросов, и теперь, вероятно, расплачивался с ним «услугой за услугу». По другой версии, он и команда рассчитывали пограбить на обратном пути встречные корабли, и не хотели, чтобы колонисты мешались в это время под ногами.

Так или иначе, в Англию в итоге вернулся только Уайт, которого колонисты попросили поговорить с Рэйли и объяснить, что жизнь на Роаноке слишком опасна для европейцев. Уайт не был уверен, что этот довод поможет, но все же считал, что едет в Англию не зря - колония нуждалась в пополнении быстро таявших запасов провизии. А в том случае, если бы с поселенцами произошло что-то действительно плохое, они обещали вырезать на дереве условный знак - мальтийский крест.

Для Уайта отъезд домой в августе 1587-го не был бегством: он действительно хотел, чтобы колония росла и крепла, и не боялся трудностей. В форте осталась его семья, которую он рассчитывал вновь скоро увидеть, а сам форт, когда представится случай, наконец-то перенести в более удобное место. Но с возвращением возникли сложности: сперва никто из капитанов не захотел плыть в Новый Свет ввиду скорого наступления зимы, а к зиме разгорелась англо-испанская война, и королева потребовала задействовать в ней все доступные английские суда. В марте 1588-го морской командир Ричард Грэнвилл планировал новое плавание в Новый Свет, чтобы неожиданно ударить по испанской флотилии на Карибах, а заодно закинуть припасы на Роанок, но поездка была отменена - вместо этого Грэнвилла откомандировали сражаться с «Непобедимой армадой» в район английского Плимута.

А когда месяц спустя Уайт все же сумел направить в колонию два кораблика, их капитаны оказались безответственными людьми и решили попутно ограбить встреченных в море французских «коллег». В итоге они проиграли схватку и лишились всего груза, ехать же в Америку с пустыми руками не имело смысла, поэтому Уайт вернулся в Англию (помимо прочего, он получил ранение и нуждался в лечении). Английскую корону, занятую войной с испанцами, в то время мало заботила судьба оставленной в Новом Свете колонии, поэтому целых три года ее глава не мог попасть обратно на Роанок и не имел оттуда никаких вестей.

Доплыть до острова он сумел лишь в августе 1590-го - без собственного корабля, на правах обычного пассажира, которого подбросило до Роанока направлявшееся на Карибы частное каперское судно. В дороге Уайт волновался, не зная, найдет он колонистов живыми или мертвыми. Но в итоге не нашел ни того, ни другого - точнее, он не нашел вообще никого. Не было даже самого форта, от которого остался только частокол по периметру.

Ситуация не поддавалась однозначной расшифровке. 90 мужчин, 17 женщин и 11 детей, среди которых была родившаяся на острове внучка самого Уайта, пропали бесследно - от них не осталось ни вещей, ни тел (не считая двух безымянных могил недалеко от поселения). Территория деревни вовсе не выглядела так, словно здесь кто-то сражался за свою жизнь. Дома не были разрушены: судя по отсутствию обломков или следов пепелища, их просто аккуратно разобрали и унесли. Мальтийский крест на условленном дереве отсутствовал, что могло говорить о ненасильственном характере переселения. Уайт на всякий случай исследовал все деревья в округе, но нашел лишь буквосочетание CRO, вырезанное на одном из стволов. О том, что могла означать эта незаконченная надпись, он догадался, когда его помощники обнаружили на столбе забора искомое слово, нацарапанное целиком - CROATOAN. И все. Никаких других следов пребывания колонистов Уайт, обшаривший близлежащую территорию с командой своих немногочисленных помощников, обнаружить не сумел.


Имело смысл пообщаться с кроатоанцами, раз уж название их племени (совпадающее с названием острова, расположенного по соседству) кто-то нацарапал на заборе, но на это уже не нашлось времени - да и смельчаков тоже. Приближался шторм, и команда корабля торопила Уайта, желая поскорее отплыть. Помощники Джона не видели смысла оставаться на острове, а тем более забираться с поисками далеко в глубь территории, где могли ждать негостеприимные аборигены. Уайт всерьез подозревал, что переселенцы могли отправиться на остров Кроатоан, о чем и пытались, вероятно, его предупредить с помощью надписи, но проверить эту догадку не успел: корабль мог уплыть без него, а губернатору вовсе не улыбалось остаться на Роаноке в одиночестве. Художнику никогда не хватало авторитетности в разговорах с военными, поэтому на следующий день он покинул остров вместе со всеми, так и не выяснив судьбу 120 колонистов.

Если верить в теорию о том, что к краху колонии привели преступные действия штурмана Фернандеса, действовавшего по наущению шефа английских спецслужб, то в широком смысле выходит, что несчастные колонисты пали жертвой дворцовых интриг. Рэйли, конечно, не простил штурману свинского поведения в походе и сделал так, что через Атлантику тот больше не плавал. Но этого было недостаточно, чтобы спасти колонию. Джон Уайт никогда не узнал, что стало с его семьей, а продолжавшаяся война поставила крест на дальнейших поисках. Спустя три года Джон умер, так и не дождавшись ее окончания.

Кроме того, с грохотом схлопнулась придворная карьера Рэйли, спонсировавшего колонизаторство.

В 1592 году от Рэйли забеременела одна из королевских фрейлин, и тот был вынужден тайно с ней обвенчаться. Сам же попытался удрать на корабле в Америку. Узнав, что ее любимец крутил шашни за ее спиной, да еще и без спроса оставил страну, Елизавета рассвирепела и послала за ним вдогонку целую флотилию. Рэйли вернули обратно и арестовали, но к тому моменту королева успела слегка успокоиться, так что в итоге экс-фаворит был отпущен с миром. Но в «доступе к телу» ему отныне было отказано.

Заскучав в своем поместье, он вскоре махнул рукой на Северную Америку и пошел по испанскому пути: увлекся поисками мифической страны Эльдорадо. В следующие годы Рэйли не мог думать ни о чем, кроме южноамериканского золота, ради которого в 1895-м даже выбрался самолично в полугодичную экспедицию на территорию сегодняшней Венесуэлы. Но ничего не нашел, а золотые прииски в тех местах были разведаны лишь два с половиной века спустя. В Северной же Америке бывший королевский фаворит за всю жизнь так и не побывал.

Версии

Спустя 400 лет ответ на вопрос о том, что стало со второй колонией, так и не получен. Но есть несколько версий.

1. Первая версия связана с погодными условиями. По мнению археологов, изучивших годовые кольца на срезах старейших деревьев Северной Каролины, как раз в 1587 году на Восточное побережье обрушилась самая жестокая засуха за последние 700 лет. Для колонистов с минимумом провизии, пополнявших запасы продуктов в основном через торговлю с местными, это был бы худший из сценариев, поскольку засуха привела бы к повсеместному истощению запасов пресной воды, невозможности вырастить урожай на своей ферме и полному краху торговли - ведь индейцы голодали бы тоже. А за засушливым летом наступила бы еще более голодная зима. Перспектива умереть от голода могла заставить колонистов отправиться в другое место (например, к Чесапикскому заливу, где Уайт намеревался построить новый, более защищенный, практически автономный форт). Смерть переселенцев в дороге не была бы чем-то удивительным: как показала история более поздних колоний, в засушливые годы смертность среди переселенцев резко подскакивала. Впрочем, их могли согнать с места и сами местные жители, никогда не питавшие к чужакам особого пиетета, - с наступлением засухи они могли признать их «лишними» и вынудить убраться подальше, чтобы заниматься собирательством и охотой без лишней конкуренции.

2. Еще одна версия изображает англичан жертвами урагана, стершего их деревню с лица земли. Правда, эта версия бессильна объяснить, почему забор остался нетронутым и почему обломки деревни не рассеялись по лесу на километры вокруг. Уж хоть какие-то узнаваемые щепки должны были уцелеть?


3. По другой версии, погода ни при чем. У колонистов банально закончилась провизия, и им пришлось искать себе новый дом среди тех, кто более приспособлен к жизни в диких местах, - то есть среди индейцев. Многие исследователи верят, что британцы просто рассеялись по туземным деревням, где и остались жить (на что, в частности, указывают заявления некоторых индейцев о том, что «в их жилах течет кровь бледнолицых» - такие истории регистрировались на протяжении следующих 150 лет и подкреплялись тем, что рассказчики владели английским и имели глаза светло-серого цвета). Разумеется, колонисты могли попытаться примкнуть к коренным американцам - хотя бы для того, чтобы дотянуть до прибытия помощи, - но судя по тому, что более сотни людей растворились без видимых следов, их план провалился. У этой версии есть противники, указывающие на достаточно очевидный факт: учитывая информацию о натянутых отношениях пришельцев с туземцами, они имели больше шансов получить стрелу в глаз, чем влиться в индейское общество.

4. Колонистов могли ограбить, убить и закопать сами индейцы (возможно, переманив их сперва под каким-то предлогом на другое место вместе со всеми пожитками или демонтировав деревенские постройки самостоятельно). Неспроста же Уайт упомянул в своем отчете индейские следы, найденные им в окрестностях форта. Как вариант - переселенцев могли угнать и распродать в рабство, чем активно промышляли некоторые материковые племена. Даже племя кроатоан, придерживавшееся нейтралитета, в какой-то момент могло счесть колонистов обузой или угрозой, а то и покуситься на остатки их запасов. Особенно если действительно случилась засуха, приведшая к конкуренции за еду…

5. Существует также версия о том, что англичан могли убить испанские поселенцы, знавшие о существовании колонии и, конечно, не приветствовавшие появление у англичан военно-морской базы. Все-таки шла война, и эти два народа враждовали. Действительно, испанцы были бы рады разгромить конкурентов (в те годы они регулярно громили французские базы), но в данном случае их подвела нехватка информации: судя по сохранившимся записям, испанские попытки найти форт ни разу не увенчались успехом. О непричастности испанцев говорит тот факт, что они не оставляли попыток найти английское селение даже через 10 лет после того, как в самой Англии на нем поставили крест.

6. Надо дать слово и самим индейцам: если верить американской газетной заметке 1885 года, в которой цитируется кроатоанское предание о прибывших из Англии бледнолицых, их колония не погибла, а просто переместилась. Когда у англичан закончилась провизия, индейцы посоветовали им оставить остров и переселиться в глубь материка, что те якобы и сделали. Косвенным подтверждением этому могут служить наблюдения колонистов из новых экспедиций, организованных уже в первом десятилетии XVII века и приведших к образованию городка Джеймстаун. Новые переселенцы искали любую информацию о своих пропавших предшественниках и вот что накопали: в одном источнике сообщается об их встречах с индейцами, которые уже откуда-то знали английский язык и были обращены в христианство, в другом описываются слухи о нескольких группках англичан, якобы удерживаемых в индейских селениях на материке в качестве рабов и работающих добытчиками меди. Эти слухи были записаны в 1610 году, но все поисковые группы, отправленные колонистами Джеймстауна на их проверку, погибли (по другой версии, людей не только не искали, но и умышленно скрыли слухи о рабах от населения джеймстаунской колонии, которому и так хватало стрессов). А проверить их подлинность сегодня, сотни лет спустя, конечно, уже никак невозможно. Но стоит отметить, что британец Уильям Стрейчи, написавший в 1612-м книгу о своей жизни в новой колонии, упоминал в ней, что в некоторых индейских поселениях его коллеги встречали двухэтажные каменные дома, явно построенные по европейской технологии. Есть о чем задуматься, верно?

7. Вариантом предыдущей гипотезы можно считать версию о том, что колония переместилась на материк, но не рассеялась по разным племенам, а примкнула к одному из них и была позднее уничтожена конкурентами. Во всяком случае, существует задокументированное утверждение вождя Поухатана (он же Вахунсунакок, отец легендарной Покахонтас), приписывавшего себе уничтожение английских колонистов, которые якобы поселились в деревне племени чесепиан. После того как они оскорбили Поухатана отказом переселиться под покровительство одного из его племен, возмущенный вождь приказал вырезать всю деревню. Поухатан даже продемонстрировал собеседникам несколько захваченных им железных трофеев - орудий труда с английскими клеймами. Но где он их на самом деле взял, остается под вопросом.

Кадр из сериала "Американская история ужасов"


8. Существует также гипотеза о том, что оставшиеся без еды англичане попытались вернуться домой на оставшихся у них маленьких суденышках, не предназначенных для трансатлантических переходов, и утонули во время шторма. Такое плаванье, конечно, было бы чистым безумием - как минимум поэтому оно и не состоялось: судя по информации Уайта, хотя деревня англичан исчезла, все суда так и остались в бухте.

9. Самой, пожалуй, экзотической версией является гипотеза о гипнозе индейских шаманов, под влиянием которого колонисты сами отправились на берег и утопили себя в воде. Поклонники этой версии уверяют, что при определенных условиях не нужен даже гипноз, поскольку у людей, живущих в уединении, временами развивается особая форма истерии под названием мерячение. Иными словами, они сходят с ума, что выражается в необъяснимой тяге к копированию чужих слов и действий либо выполнению приказов извне. Причем в некоторых случаях это явление может носить массовый характер. Психологи приводят примеры подобного поведения, замеченные у северных народов, азиатских племен и американских индейцев. Эта версия слишком похожа на историю о гаммельнском крысолове, чтобы рассматривать ее всерьез, но любители сериала «Секретные материалы» от нее в восторге. И ведь попробуй докажи, что все действительно было не так!

Разумеется, эти 9 версий исключают мистику и пытаются более-менее разумно объяснить то, что случилось с колонистами. Но и в мистических объяснениях нехватки нет, поскольку писатели-фантасты (Стивен Кинг, Харлан Эллисон, Дин Кунц и др.), а за ними и голливудские режиссеры взяли историю пропавшей колонии в оборот и активно строят вокруг нее сюжеты своих произведений. А загадочное слово «Кроатоан» стало популярной фишкой «с глубоким смыслом»: засунуть его под каким-нибудь предлогом в мистический хоррор стало признаком хорошего тона.

Судьба колонизатора

Что до сэра Рэйли, то его не зря называют основателем американской цивилизации: с Америкой оказался связан не только расцвет его карьеры, но и финал его жизни. Единственную попытку выяснить судьбу пропавшей колонии Рэйли предпринял в 1602 году, купив специально для этого корабль и хорошо заплатив команде в обмен на обещание не отвлекаться на грабежи испанских судов. Вернуть деньги, потраченные на экспедицию, он рассчитывал, запасшись в Новом Свете ароматической древесиной. Но до острова корабль не добрался - испортившаяся погода заставила его повернуть обратно.

А дома Уолтера вскоре ждало потрясение: королева Елизавета умерла, и ее преемник, шотландец Яков I Стюарт, обвинил Рэйли в организации дворцового заговора и государственной измене, приказав его обезглавить, выпотрошить и четвертовать. Приговор был неслыханно диким и жестоким; за Уолтера вступилось столько народу (включая половину присяжных), что казнь отложили, заменив заключением в Тауэре, где Рэйли и провел следующие 13 лет с достаточным комфортом. В камере он писал книги, ставил химические опыты в организованной им мини-лаборатории, принимал сановных гостей, там же он зачал с женой своего младшего сына. Но все же в итоге ему настолько надоело сидеть в четырех стенах, что в 1617 году он решился на новую авантюру, пообещав королю привезти из Южной Америки горы золота.

Это сработало. Хотя монарх положил конец почти 20-летней войне с Испанией еще в 1604 году, страна все еще переживала экономический кризис. Неудивительно, что Яков прельстился посулами Уолтера и дал добро на экспедицию в Гвиану. Оба они знали, что экс-фаворит, приговор которого был отсрочен, но не отменен, в буквальном смысле рискует головой, и это служило наилучшей гарантией его усердия. Но увы - как и в прошлый раз, Рэйли ничего не нашел. Он был бы рад остаться в Новом Свете навсегда, но команда взбунтовалась и вынудила его повернуть домой. Уолтер понимал, что ничего хорошего его там не ждет, и был прав: обозленный Яков уличил его в строго запрещенных стычках с испанцами. Рэйли действительно не сумел избежать в плаванье конфликтов, но это, конечно, была мелочь по сравнению с пустыми трюмами. Считается, что именно обманутые надежды оскорбили короля, заставив отомстить: со второго захода он все же отправил бывшего королевского фаворита на эшафот.

Если считать это расплатой за жизни как минимум 135 колонистов, в исчезновении и вероятной гибели которых на острове Роанок так или иначе был повинен Рэйли (в конце концов он ведь был инициатором и организатором экспедиций), то можно сказать, что справедливость восторжествовала.

Между прочим

Люди с хорошей памятью могли заметить, что история о колонии из Роанока упоминается в «Американской истории ужасов» уже не первый раз. В 11-й серии первого сезона медиум рассказывает свою версию событий: колонисты погибли, а затем вернулись в виде призраков и докучали местным индейцам, пока те не провели обряд изгнания (для чего пришлось сжечь все вещи англичан). Насколько можно понять из первых эпизодов шестого сезона, сценаристы решили действовать в русле, в общем и целом не противоречащем этой истории. По их версии, в Томасину, жену Джона Уайта, руководившую оголодавшей колонией в его отсутствие, однажды вселился некий дух, и та перешла на «темную сторону». После чего Томасина решила перенести колонию на материк, где переселенцев в итоге и настигла смерть.

Так от чего же они все-таки умерли? Это, пожалуй, не столь важно, как тот сюрприз, который создатель сериала Райан Мерфи намерен преподнести зрителям в шестом эпизоде. Все, что мы увидим до этого, он называет не более чем «раскачкой».

Кадр из сериала "Американская история ужасов"


Самые ярые фанаты просеяли через мелкое сито все интервью участников проекта и уже считают себя морально подготовленными к «разрыву шаблона». По некоторым данным, это будет так: главные герои, статично рассказывающие свои истории на камеру в студии реалити-шоу «Мой роанокский кошмар», в какой-то момент перестанут удовлетворяться ролями «говорящих голов» и начнут активно действовать (недаром же IMDb сообщает, что у Лили Рэйб в последнем эпизоде сезона есть дублер-каскадер). А то, может, даже и сломают «четвертую стену», войдя в контакт со своими двойниками. И даже само шоу, судя по намекам актеров, может оказаться вовсе не тем, за что его выдают.

Мы, естественно, что-то такое тоже подозреваем. И будем только рады, если интернет-теоретики окажутся правы. Голливудские псевдодокументальные истории о призраках в «нехороших домах» обросли штампами настолько, что похожи друг на друга как китайская штамповка - и история Шелби и Мэтта, как минимум наполовину состоящая из уже заезженных ходов, имеет все шансы пополнить скорбный список ширпотреба. Самое время сыпануть в эту историю настоящего перца.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Тайна исчезновения целой колонии поселенцев с острова Роанок до сих пор остается не раскрытой. «Они не могли исчезнуть просто так, что не осталось даже следа. Их, может быть, забрал дьявол» — говорил впоследствии командир английского поискового отряда. Кое-кто загадочную пропажу более 117 человек связывает с кровавым божеством индейцев — Кроатоаном .

Первооткрыватели колонии были учеными и путешественниками. В конце шестнадцатого века на остров Роанок прибыл корабль, насыщенный различного рода провиантом и оборудованием для изучения острова. Около ста человек во главе с Ральфом Лейном начали проводить исследования. Кроме этого, целью их экспедиции была колонизация острова с последующим переселением народа Англии .

Сначала дела двигались хорошо в течение первых шести месяцев . Но потом запасы еды начали иссякать, а коренной народ острова, индейцы, были недовольны поступками исследователей. Ученые ждали корабль, который должен был прийти с родины и привезти запасы продовольствия. И даже спустя много времени судно все не приходило. Фрэнсис Дрейк случайно оказался на острове. Он возвращался в Англию после стычек с испанцами. Мореплаватель без проблем разрешил соотечественникам вступить на его корабль и вернуться домой.

«Золотая лань» - Корабль Фрэнсиса Дрейка

Спустя пару недель после того, как первые Англичане вступили на остров, долгожданный корабль с продуктами и первыми поселенцами прибывает на Роанок . К сожалению, им пришлось делать все заново. А судно отправилось обратно за другими людьми.

В конце апреля 1587 года корабль с более чем ста людьми и их губернатором прибывает на остров. Но ситуация на Роаноке им совсем не понравилась. Мало того, что все укрепления острова стерты с лица земли, так еще и нет никого живого. Скорее всего, индейцы попросту решили уничтожить людей, посягающих на их территории. Из тех переселенцев, кто оставался на острове, не нашли никого. Только части тела одного из них были найдены в овраге.

Конечно, нужно было собираться и уезжать с острова . Но было принято решение: тут нужно остаться. Больше ста человек вновь начинают осваивать остров, а корабль уплывает на родину за продуктами. В этой экспедиции людям выживать было гораздо сложнее. Посеять пшеницу они уже не успеют, а обменяться какими-либо вещами с индейцами было практически невозможно.

Губернатор пообещал поселенцам, что вернется через восемь месяцев. Но этому помешала война с Испанией, которая была благополучно выиграна. Таким образом, глава колонистов вернулся на остров через три года, нарушив обещание. Он пребывал в полном шоке, когда обнаружил Роанок совершенно пустым. Пропали больше сотни человек. Никто не смог найти какие-либо следы, подтверждающие, что колонисты были убиты. Единственной зацепкой была аббревиатура «CRO» , вырезанная на дереве. Это могло значить только одно – Кроатон . Это остров, располагающийся неподалеку. Но даже там пропавших людей найти не удалось.

Только спустя десятилетие было решено выяснить, что же произошло с колонией. Самюэль Мейс – глава следующей экспедиции на Роанок . Она отличается от других тем, что корабль принадлежал одному известному человеку, обещавшему платить заработную плату морякам, что, конечно же, усиливало интересы мореплавателей. Но из-за сильного шторма судно так и не доплыло до острова. Было принято решение вернуться на родину, в Англию . По прибытию глава экспедиции был арестован, что говорило только об одном – больше никто не поедет на остров.

18 августа 1590 года, на третий день рождения своей внучки, Уайт наконец прибыл на остров, но нашёл поселение покинутым. Он организовал поиски, но его люди так и не смогли найти каких-либо следов колонистов. Приблизительно 90 мужчин, 17 женщин и 11 детей исчезли; не было никаких признаков борьбы или сражения.

Единственным ключом были буквы «CRO» , вырезанное на одном из деревьев недалеко от форта, а на частоколе вокруг деревни было слово «CROATOAN» . Также было найдено два захороненных скелета. Все здания и укрепления были разобраны, что значило, что поселенцы не были вынуждены быстро уйти. До того как колония исчезла, Уайт постановил, что если что-либо случится с ними, они должны будут изобразить мальтийский крест на дереве неподалеку от них; это бы значило, что они вынуждены были уйти. Никакого креста не было, и Уайт на основании этого считал, что они передвинулись вглубь острова Кроатан . Продолжать поиски казалось немыслимым: надвигался сильный шторм, а его люди отказались идти дальше. На следующий день они покинули остров.

Кроато́ан (англ. Сroatoan , совр. Сroaton , также иногда Кроата́н , Кроато́н ) - название индейского племени, жившего во времена европейской колонизации Северной Америки на одноимённом острове, соседствующем с островом Роанок в нынешнем штате Северная Каролина.

Версии исчезновения

По миру ходит огромное множество версий произошедшего. Начиная с вдруг ни откуда взявшейся страшной болезни, нападения пиратов и заканчивая «черной дырой» во времени.

Также существует версия, что люди просто покинули лагерь в поисках пропитания, и впоследствии смешались с местными племенами. Но возникает вопрос, почему поселенцы так спешно и внезапно покинули свою стоянку? А главное, почему они никак не пытались связаться со своими соотечественниками или оставить элементарные записи о маршруте своего похода?

Самая популярная версия исчезновения колонистов связана с индейцами острова Кроатоан . Местные жители поклонялись своему главному божеству Кроатоану , что в переводе означает «Жнец Душ» , отсюда и название острова. Индейцы верили, что его дух жил среди людей и свободно мог вселяться в любое тело.

С названием «Кроатоан» связана популяризованная Стивеном Кингом история о «потерянной колонии» сэра Уолтера Рэли . Британские колонисты, которые должны были находиться на острове Роанок, исчезли между 1587 и 1590 годами. Следов борьбы обнаружено не было, только на одном из стволов дерева, росшего в центре поселения, было вырезано слово «Cro», которое принято считать начальными буквами слова «Кроатоан» . Проверить нахождение их на острове Кроатоан , с жителями которого колонисты находились в дружбе, не удалось. Ни тел, ни каких-либо следов так и не нашли.

Их верование вдоволь было наполнено мистикой. Например, существовал обряд: раз в год в «помощники» Кроатоану присылался самый сильный и красивый воин. Вечером его запирали в хижину, а наутро человек бесследно исчезал.

После загадочного исчезновения второй колонии, на поверхность всплыли воспоминания о варварском поступке первой. Все начали говорить о возмездии местных индейцев или даже самого жестокого Кроатоана .

Потомки индейского племени до сих пор хранят легенду о том, как покровитель аборигенов вселился в одно из тел англичан и загипнотизировал колонистов. После чего все поселенцы беспрекословно отправились в волнующее море, чтобы навечно сгинуть в морской пучине. Напоминает фольклорную историю о гамельнском крысолове, не так ли? Правда это или вымысел — теперь трудно сказать.

Некоторые ученые говорят, что колонисты были попросту переселены, а все постройки уничтожены. Вождь на острове рассказал, что уничтожение колонии лежит на его плечах. Он сделал это по одной простой причине – люди, прибывшие на остров , отказывались иметь дружественные связи с коренным населением.

Очередная версия гласит о том, что прибывшие колонисты были не в состоянии ждать корабль с едой, поэтому своими силами попытались отправиться домой, в Англию. Попытка провалилась – погибли все.

В искусстве:

Целый сезон (6) посвящен потерянной колонии. Довольно атмосферный и кровавый сериал.

Также в 11-й серии первого сезона «Американской истории ужасов» медиум рассказывает свою версию событий: колонисты погибли, а затем вернулись в виде призраков и докучали местным индейцам, пока те не провели обряд изгнания (для чего пришлось сжечь все вещи англичан). Насколько можно понять из первых эпизодов шестого сезона, сценаристы решили действовать в русле, в общем и целом не противоречащем этой истории. По их версии, в Томасину , жену Джона Уайта , руководившую оголодавшей колонией в его отсутствие, однажды вселился некий дух, и та перешла на «темную сторону». После чего Томасина решила перенести колонию на материк, где переселенцев в итоге и настигла смерть.

В «Буре столетия» Стивена Кинга Кроатоан - имя древнего чародея, который был способен овладевать разумом людей, и таким способом вынуждавшего людей совершать самоубийства. По замыслу Кинга , жители посёлка Роанок исчезли, потому что не пожелали добровольно отдать одного из своих детей чародею.

Также в сериале «Сверхъестественное» упоминается вирус Кроато́н - смертельный демонический вирус, переносящийся через кровь. Этот вирус сводит людей с ума и заставляет их совершать агрессивные действия, вплоть до братоубийства. (Номера эпизодов: 5.04, 5.20, 2.09).

Попыток организовать колонию было несколько: первая группа колонистов из-за бедственного положения покинула остров; прибывшие в качестве поддержки первой группе ещё 400 колонистов, увидев заброшенное поселение, отправилась обратно в Англию, остались только 15 человек. Вторая группа числом больше сотни считается пропавшей. Её глава, Уайт, отправившийся в Англию за подмогой, не обнаружил колонистов по возвращении, зато на столбе частокола было нацарапано слово «Cro» (вероятно, начальные буквы Кроатон).

Популярная история об «исчезнувшей колонии», тесно связанная с соседствующим индейским племенем Кроатон , послужила основой множества художественных произведений и фильмов. Наиболее распространено мнение, что колонисты подверглись пленению местными враждебными племенами, либо были вывезены с острова испанцами.

Предыстория

В 1584 году Рэйли снарядил экспедицию для исследования побережья Северной Америки для поиска подходящего места. Экспедицию возглавили Филипп Армадес и Артур Варлоу, которые вскоре привезли образцы флоры и фауны (в том числе картофель) и двух аборигенов. Исследованную Армадесом и Варлоу землю назвали Вирджинией в честь Елизаветы («королевы-девственницы»).

Растроганная королева дала Рэйли разрешение на колонизацию. Указ Елизаветы I уточнял, что у Рэйли есть 10 лет на основание колонии в Северной Америке, в противном случае он потеряет своё право на колонизацию. Рэйли и Елизавета I организовали это предприятие, понимая, что оно откроет им путь к богатствам Нового Света и послужит основой для набегов на флот Испании.

Первая группа поселенцев

В апреле 1585 года была прислана первая колониальная экспедиция, состоящая целиком из одних мужчин. Многие из них были солдатами-ветеранами, участвовавшими в войне по установлению английского влияния в Ирландии. Лидеру поселенцев сэру Ричарду Грэнвиллу было приказано дополнительно исследовать данный район и вернуться обратно в Англию с докладом об успехе операции.

29 июля экспедиция прибыла к берегам Америки. Поначалу основание колонии было отложено, возможно, потому, что большинство продовольственных запасов колонистов было уничтожено, когда ведущее судно разбилось о мелководье. После первоначальной разведки материкового побережья и местных индейских поселений, англичане обвинили туземцев из деревни Аквакогок в краже серебряной чашки. Деревня была разрушена и сожжена вместе с вождём племени.

Несмотря на этот инцидент и отсутствие продовольствия, Грэнвилл решил оставить Ральфа Лэйн и около 75 мужчин для создания английской колонии на северной оконечности острова Роанок, пообещав вернуться в апреле 1586 года с большим количеством мужчин и свежих материалов.

К апрелю 1586 года Лэйн организовал экспедицию, занявшуюся исследованием реки Роанок и, возможно, поиском легендарного «фонтана молодости». Однако, отношения с соседними племенами были настолько испорчены, что индейцы напали на экспедицию, возглавляемую Лэйном. В ответ на это колонисты напали на центральную деревню аборигенов, где убили их вождя Винджина.

По прошествию апреля флота Грэнвилла всё ещё не было; колония существовала с трудом из-за недостатка продовольствия и конфликтов. К счастью, в июне мимо Роанока проплывала экспедиция сэра Френсиса Дрейка , возвращавшаяся домой из успешного похода на Карибы. Дрейк предложил колонистам плыть с ним в Англию, они согласились.

Вспомогательный флот Грэнвилла прибыл через две недели после отплытия колонистов с Дрейком. Найдя брошенную колонию, Грэнвилл решил вернуться в Англию, оставив на острове только 15 человек для поддержания Английского присутствия и прав Рэйли на колонизацию Вирджинии.

Вторая группа

В 1587 году Рэйли направил вторую группу колонистов. Эту группу из 121 человека возглавлял Джон Уайт, художник и друг Рэйли. Новым колонистам поставили задачу найти 15 мужчин, оставленных в Роаноке и обосновавшихся дальше на севере, в области Чесапикского залива ; однако, никаких их следов не было найдено, кроме костей (останков) единственного человека. Одно местное племя, всё ещё дружественное к англичанам, Кроатан на современном острове Хаттера, сообщило, что мужчины подверглись нападению, но девять выжили и приплыли на их побережье в лодке.

Поселенцы высадились на остров Роанок 22 июля 1587 года. 18 августа дочь Уайта родила первого английского ребёнка, родившегося в Америке - Вирджинию Дэйр. Перед её рождением, Уайт вновь наладил отношения с племенем Кроатан, и попытался наладить отношения с племенем, на которое за год до этого напал Ральф Лэйн. Оскорблённые племена отказались встречаться с новыми колонистами. Вскоре после этого колонист по имени Джордж Хоу был убит туземцами в момент, когда промышлял крабов в одиночку в Альбимейл Саунд. Зная, что случилось во время пребывания Ральфа Лэйна, опасавшиеся за свои жизни колонисты убедили главу колонии Уайта вернуться в Англию, чтобы объяснить ситуацию в колонии и попросить помощи. В момент отправки Уайта в Англию на острове оставалось 116 колонистов - 115 мужчин и женщин и одна девочка (Вирджиния Дэйр).

Пересечение Атлантики в конце года было рискованным предприятием. Планы по оказанию чрезвычайной помощи флота были проведены с опозданием, вызванным отказом капитанов плыть обратно в течение зимы. Попытка Уайта вернуться в Роанок была сорвана недостаточным размером судом и жадностью капитанов. Из-за войны с Испанией Уайт не мог вернуться на Роанок с подмогой на протяжении двух лет.

Судьба исчезнувшей колонии

Основная гипотеза относительно судьбы потерянной колонии заключается в том, что поселенцы рассеялись по местности и были поглощены местными племенами.

Тускарора

В книге Роя Джонсона «Исчезнувшая колония в фактах и легендах » говорится:

Свидетельство, что некоторые из Пропавших Колонистов все еще жили в 1610 г приблизительно в местности Тускароа, впечатляет. Карта внутренней области того, что является теперь Северной Каролиной, составленная в 1608 Джеймстаунским поселенцем Фрэнсисом Нельсоном, является самым красноречивым доказательством этого. Это документ назывемый «Карта Зунига» сообщает «тут находятся 4 мужчины одетые как будто они прибыли с Роанока» всё еще живут в городе Пакерукиник, очевидно это земля Ирокезов на реке Ниси. Это также подтверждается сообщениями в 1609 году в Лондоне об англичанах с острова Роанок, живущих под предводительством вождя «Джепонокан» очевидно в Пакерукинике. Джепонокан удерживал «четырёх мужчин, двух мальчиков» и «одну молодую девушку» (Вирджиния Даре?) из Роанока как добытчиков меди.

10 февраля 1885 года член Палаты представителей Гамильтон Макмилан помог принять «Билль Кроатан» который официально определял индейское население вокруг графства Робисон как Кроатан. Через два дня, 12 февраля 1885 года газета «Фийтевильский наблюдатель» опубликовала статью о происхождении индейцев Робисона. Вот выдержка из неё:

По их словам, предания сообщают, что люди, которых мы называем индейцами Кроатан (хотя они не признают этого названия, и говорят что они были Тускарорами), были всегда дружественными белым; и найдя их лишенными припасов и отчаявшимися когда-либо получить помощь из Англии, убедили их оставить остров, и идти в глубь материка. Они постепенно переселились дальше от их изначального места, и обосновались в местности Робесон, о центре графства".

Местность Персон

Аналогичные легенды утверждают, что коренные американцы местности Персон в Северной Каролине, являются потомками английских колонистов с острова Роанок. Действительно, когда последующие поселенцы столкнулись с этими индейцами, они отметили, что эти коренные американцы уже говорили на английском языке и имели христианскую религию. Но многие обесценивают эти совпадения и классифицируют поселенцев местности Персон как ответвление племени Сапони.

Чесепиан

Другие выдвигают гипотезу, что эта колония переместилась целиком, и была позже разрушена. Когда Капитан Джон Смит и Джеймстаунские колонисты обосновались в Вирджинии в 1607, одна из их основных задач состояла в том, чтобы определить местонахождение колонистов Роанока. Местное население рассказало Смиту о людях живущих в окрестностях Джеймстауна, которые одеваются и живут как англичане.

Вождь Уохансунакок (более известный под именем вождя Поухэйтан) рассказал Смиту о том, что это он уничтожил колонию Роанока, так как они жили с племенем Чесепиан и отказывались присоединяться к его племенам. Для подтверждения своих слов Поухэйтан продемонстрировал несколько железных орудий труда английского производства. Никаких тел не было найдено, хотя были сообщения о индейском могильном холме на Пайн-Бич (в настоящее время - Норфолк), где возможно была расположена деревня Чесепиана - Скиоак.

В художественной литературе

  • В 1937 году американский драматург Пол Грин написал о Роаноке пьесу «Потерянная колония» (en:Lost Colony (play))
  • Согласно фантастическому роману Филипа Фармера «Дейр» (Dare ), жители колонии были похищены пришельцами и увезены на одну из планет в системе