Святитель макарий, митрополит московский и всея руси. Мудрец и политик

Макарий, митрополит Московский и всея Руси

Святитель, митрополит Московский и всея Руси.

† 1563; память 30 декабря/12 января и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия.

Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги.

В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени - чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска.

Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя.

4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии - архиепископом Великого Новгорода и Пскова.

29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и "бысть при сем архиепископе владыке Макарий, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть".

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.

На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав (заменив им "особножитие"), разграничил мужские и женские монастыри.

Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украшает свой кафедральный Софийский собор новыми иконами, новыми царскими вратами и богато украшенной завесой, а также устраивает искусной работы амвон. В1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.

В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.

В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил "Великий миротворный круг", в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.

В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей.

16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси. В 1547 году митрополит Макарий венчал на царство Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите. Впрочем, по словам М. В. Толстого, "Макарий умер, когда Иван уже совратился с доброго пути, но не успел еще стать ужасом человечества".

В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию - Казанскую.

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых.

21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы; загорелась церковь Воздвижения на Арбате; при сильной буре огонь потек, как молния, спалил на запад все. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные. Митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в соборе, он вышел из него, неся образ Богородицы, написанный святителем Петром. Митрополиту Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть.

После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви, и святитель Макарий освящает храмы сам.

24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556; память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: "Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем".

23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, - знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные "Лицевой летописный свод" (в нем до 16 тысяч миниатюр) и "Степенная книга царского родословия".

При митрополите Макарий начинается в Русском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии - "благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве".

Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом митрополита Макария. Об этом пишет современник святителя: "Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное (...) так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как детя был умом, оставаясь всегда совершенным".

Известно такое чудное событие, когда митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричина, учрежденная царем вскоре после кончины святителя Макария.

В середине сентября 1563 года, на память великомученика Никиты († 372; память 15/28 сентября), митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Заболев, святитель "повелел послать в Пафнутиев-Боровский монастырь, в место своего пострижения, к игумену с братией сообщить о своей немощи, прося прислать старца духовного для прислуживания ему больному. К нему был послан старец Елисей. У этого старца был обычай утешать всех болящих и скорбных: когда кто из братии в немощь впадал, тогда старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров".

4 ноября святитель был в соборе, молился за молебном и, "подойдя к иконам, прикладывался, никем не держимый, и у великих чудотворцев Петра и Ионы, и у других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе. И слезы сердечные от очей его текли, и много часов плакал перед образом Пречистыя Богородицы Владимирской, и все предстоящие дивились чудному его молению. И помолившись, святитель у всех смиренно испросил себе прощения".

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения - Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.

31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, "преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския Митрополия всеа Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом". На погребении, когда тело святителя заносили в Успенский собор, то открыли лицо его, как свет сияющее за его чистое и непорочное и духовное и милостивое житие и за другие добродетели и видом не как у мертвеца, но как у спящего. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему своего угодника.

Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.

Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.

Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, "любезно их целоваше". Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года.

Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года.

Труды:

Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией. - СПб., М., 1868- 1916.

Чин венчания на царство // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846- 1875. - Т. 1, № 40.

Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1921. - Т. 4, ч. 1; Новгородская четвертая летопись. - Ленинград, 1929, вып. 3.

Послание Василию III // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846- 1875. - Т. 1, № 25.

Уставная грамота (1526-1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 292.

Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа // Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 183, XVI в., л. 801-802. Повольная о постановлении смоленского епископа Саввы Слепушкина // Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 183, XVI в., л. 802 об.

Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846-1875. - Т. 1, № 28. Окружное послание о милостыне Святогорским старцам // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 300. Речь митрополита Макария во Владимире в декабре 1549 - январе 1550 годов перед войском во время похода Ивана IV на Казань // Полное собрание русских летописей: 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841 - 1921. - Т. 13, ч. 2, с. 460-461. Окружное послание митрополита Макария 1547 года об установлении празднования новым русским святым // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 1, № 213. Ответное послание царю о "святительском суде" и о владении церкви недвижимым имуществом // С[убботин Н. И.]. К материалам для истории Стоглава и его времени // Летописи русской литературы и древностей: в 5 т. // Под ред. Н. Тихонравова. - М., 1859-1863. - Т. 5, с. 126-136.

Книга Степенная царского родословия // Полное собрание русских летописей: 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841- 1921. - Т. 21, ч. 1-2. Стоглав. - М., 1913.

Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 159. Учительное послание от 13 июля 1552 года // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 160. Речи, обращенные к войску перед началом похода, перед штурмом Казани и по случаю торжественной встречи царя после одержанной победы // Полное собрание русских летописей: 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1921. - Т. 13, ч. 1, с. 180-183, 192-197.

Литература:

Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. - СПб., 1910, с. 55. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 337, 339, 352-358, прим. 11.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 47, 80. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. - М., 1884-1885.-Т. 6.-с. 499. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 97. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1883, с. 133. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 361.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 344. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. - 2-е изд. - Владимир, 1901- 1902, ч. 2, с. 566.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1405, 1406.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 5, 36,179.

Попов А. Автобиография митрополита Макария, собирателя Великих Миней. - СПб., 1913. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 598.

Цветник Пешношский. - М., 1898, с. 11, 14, 17,19.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. - 5-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 9, гл. 1, с. 27-28.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 523.

Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 2, с. 210.

Сборник для любителей духовного чтения, собранный иеромонахом (ныне игуменом) Никифором. - М., 1888.

Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. - М., 1909, с. 22. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911, 1908, 1916. - Кн. 1, сентябрь, с. 18-20. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила, 1896, с. 46. Православный собеседник. - Казань, 1907, с. 31, прилож. сентябрь. - 1914, январь, с. 29. - 1916, май-июнь, с. 203. Кормчий. - М., 1912, № 50, с. 502-503; № 52, с. 531.

Журнал Московской Патриархии. - М., 1945, № 12, с. 45, 46. - 1947, № 6, с. 26-40. - 1953, № 5, с. 49-52. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1910, август, с. 375; октябрь, с. 34, 47, 54. Душеполезное чтение. - М., 1897, ч. 2, с. 562, 570.

Макарий, архипастырь Московский при посещении Иосифовского монастыря и города Волоколамска. - М., 1916.

Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. - М., 1889. - Кн. 1, с. 37.

Московский Кремль // Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 7.

Русский архив. - М., 1901. - Кн. 1, № 2, с. 195-197.

1910. - Кн. 1, № 2, с. 312. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. - СПб., 1900-1905. - Т. 12, с. 505.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 18 (кн. 35), с. 396-397.

Всемирный календарь. - СПб., 1917 (истор. отдел), с. 104.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13,18.

Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу // Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). - М., 1995, с. 31-44.

Канонизация святых. - Троице-Сергиева Лавра, 1988, с. 79-91.

Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1989. - Вып. 2, ч. 2, с. 76-88.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

В выставочном зале представлены уникальные предметы, связанные с эпохой деятельности митрополита Московского и Всея Руси Макария. Богатейшее собрание Исторического музея, включающее уникальные книжные своды, рукописи, автографы, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, дает возможность впервые представить эпоху митрополита Макария как яркое, целостное явление отечественной истории и культуры.
Митрополит Макарий - митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Решив избрать для себя монашеский путь, поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия, когда Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико. «Просветителя» святитель цитирует часто, называя это произведение «светилом Православия».

Клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского. Россия. 1673 г.
Серебро, золочение, канфарение, чеканка.


Просветитель — основное богословское (апологетическое) произведение Иосифа Волоцкого, направленное против ереси жидовствующих. Преподобный Иосиф Волоцкий использует в своей книге фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и из истории Церкви.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого. Иосифо-Волоколамский монастырь. 20-30-ее гг. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, скоропись.
Переплет: доски, кожа, тиснение, медные жуковины, две медные застежки.


Становление личности будущего митрополита было связано с крупным центром древнерусской книжности и духовности — Пафнутиевым Боровским монастырем, где юноша Михаил принял постриг с именем Макария и прошел все ступени иноческого послушания, и можайским Лужецким монастырем, где он несколько лет был игуменом.

Стоглав (в составе сборника). Писец Василий Алексеев. Москва. 6 сентября 1764 - 20 июля 1765 г.
Рукопись: бумага, чернила, краски, полуустав, вязь,
наклеенные гравированные заставки, миниатюры первого рисунка, расцвеченные акварелью. Переплет: доски, кожа, тиснение.


На нескольких миниатюрах, помещенных в начале Стоглава (сборник постановлений церковного собора 1551 г.), представлены следующие сцены: царь Иван Васильевич велит митрополиту Макарию созвать церковный собор 1551 г.; царь передает митрополиту текст своего обращения к собору; митрополит беседует с архиереями, участвующими в соборе. Сборник происходит из среды московских старообрядцев. В книге есть запись писца - Василия Алексеева, «бывшего» дьячка Троицкой церкви на Арбате. Он сообщает о времени создания сборника и о принадлежности его оброчному крестьянину Илье Иванову сыну Рубникову, вероятно, заказчику рукописи.

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав (101-я глава добавлена в качестве дополнения после окончания собора). Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Фреска «Господь Вседержитель на престоле». Москва. Первая половина XVI в.
Происходит из Пафнутьева Боровского монастыря.


Стоглавый собор — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя). Стоглав принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства. Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне.

Фреска «Группа старцев из старцев из композиции «обретение мощей святителя Алексея».
Первая четверть XVII в. Грунт известковый, штукатурка, темпера.
Происходит из Чудова монастыря Московского Кремля.

Максим Грек. Послание Николая Латинянину о латинском отлучении. Третья четверть XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, скоропись, вязь.


Полемическое сочинения, главным образом Антилатинской направленности, занимают значительное место в литературном наследии Максима Грека (в миру Михаила Триволиса, ок. 1470-1555), афонского ученого монаха, прибывшего на Русь в 1516 году по приглашению великого князя Василия III для перевода Толковой Псалтыри. В 1526 году переводчик попал под следствие, был обвинен в ереси и заточен в монастырь. Сохранилось послание Максима Грека митрополиту Макарию, в котором книжник жалуется на несправедливые гонения и просит возвратить его на Афон. Однако святитель, будучи не в силах помочь узнику, ответил: «Узы твои целуем, но пособить тебе не можем».

Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Основные ее вехи отражены на выставке: венчание на царство Ивана IV (1547 г.), расширение границ Российского государства и укрепление государственности (Казанский и Астраханский походы 1547-1554 гг., строительство Покровского собора), прославление русских святых на церковных соборах 1547 и 1549 гг., создание фундаментального книжного свода — Великих Миней Четиих, важнейшего историографического памятника русской государственности.

Великие Минеи Четьи (Успенские список). Новгород. 40-50-е годы XVI века.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, темпера, золото. Переплет: доски, кожа, тиснение.


Великие Минеи Четьи - грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день и месяц года - были созданы в 1529 - 1554 гг. по повелению митрополита Макария. Сохранилось три комплекта миней: Софийский, предназначенный для вклада в Софийский собор Великого Новгорода, Успенский - для вклада в Успенский собор Московского Кремля и Царский - для царя Ивана Грозного. Огромные фолианты миней в 12 томах, по тому на каждый месяц, представляют собой энциклопедию древнерусской книжности. В Софийском и Царском комплектах некоторые тома утрачены, полностью сохранился только Успенский список. Все 12 томов Успенского списка миней сопровождаются «Летописцем», в котором говорится о замысле митрополита Микария собрать «все книги, чтомыя на Руси»: «И в тех четьих минеях все книги четьи собраны и написаны, которые в русской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы». В начале томов помещен пространный «Летописец» со сведениями о вкладе митрополитом Макарием в 1552 г. 12 книг Великих Четьих Миней в Успенский собор Московского Кремля «на память своей души и по своих родителях».

Икона «Суббота всех святых». Русский Север. XVI в. Дерево, левкас, темпера.


В экспозиции представлены уникальные рукописные книги, документы, издания анонимной типографии и экземпляры первопечатного Апостола (1564), иконы, в том числе макариевской школы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода.

Стакан царевич Федоровича Иоанновича. Москва. 1560-1584 гг. Серебро, золочение, резьба.


Помимо памятников из собрания Государственного исторического музея, многие из которых экспонируются впервые, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива древних актов.

Фрагмент. Кадило. Россия 1597 г. Серебро, золочение, резьба, чеканка.


Не упустите возможность увидеть памятники средневековой Руси, которые на время покинули свои хранилища. Музей ждет вас, чтобы вы по новому взглянули на нашу историю, открыли новые страницы этой огромной книги.

Адрес : Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы : Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета : 400 рублей. Есть льготы. Подробности .

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 6.

    И вот снова мы вас зовем на выставку «Аристократический портрет», что бы прогуляться по страницам нашей истории в Государственный…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 5.

    Мы вновь возвращаемся в залы Исторического музея, чтобы пройтись по выставке «Аристократический портрет» и насладится работой мастеров…

  • Исторический музей поздравляет всех женщин с 8 марта!

    8 марта 2019 года в Историческом музее и Музее Отечественной войны 1812 г. стартует акция "Международный женский день в Государственном…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 4.

    Мы продолжаем рассказ о портретах, представленных на выставке «Аристократический портрет» в Государственном Историческом музее.…

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского просветителя XVI века митрополита Макария. О личности главы Русской церкви и о новой выставке «Историку» рассказала доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела рукописей ГИМ Елена ЮХИМЕНКО .

Митрополит Макарий. Икона конца XIX – начала XX века

Будучи сам человеком книжным, митрополит Макарий внес немалый вклад в развитие книжного дела. С его именем связан наивысший расцвет русской средневековой культуры, говорит Елена Юхименко. По ее словам, в рамках экспозиции Исторический музей стремится показать широкий круг памятников, связанных с разносторонней деятельностью архиерея. «В этом смысле наша выставка позволит представить эпоху митрополита Макария как яркое, многогранное и в то же время целостное явление отечественной истории и культуры», – отмечает она.

Великая симфония

– Почему новгородский архиепископ Макарий возглавил московскую митрополичью кафедру?

– Новгородская епархия сама по себе была очень значимой ступенью для восхождения по церковной иерархической лестнице (к примеру, в XVII веке митрополит Новгородский Никон стал патриархом Московским и всея Руси). Кроме того, начинания, осуществленные Макарием в период его пребывания в Новгороде, принесли ему славу одного из самых ярких деятелей эпохи. К тому же он был близок к великокняжеской семье, причем еще со времен иночества в Пафнутьевом Боровском монастыре. Эти отношения не прерывались и тогда, когда он возглавлял новгородскую кафедру. Так, в Успенский собор Новгородской епархии в 1526 году приезжал молиться о чадородии великий князь Василий III со своей второй супругой Еленой Глинской . Сопровождал их архиепископ Макарий. Спустя четыре года у 51-летнего Василия и 22-летней Елены родился первенец – будущий Иван Грозный . Таким образом, близость к великокняжескому двору и активная деятельность в Новгороде в конечном счете и повлияли на избрание Макария на митрополичью кафедру.

– Какую роль играл Макарий при Иване IV ?

– Фактически он был вторым лицом в государстве после великого князя, а с 1547 года царя Ивана Васильевича, оказывал ему постоянную поддержку, благословляя на самые разные внутри- и внешнеполитические мероприятия, наиболее известным из которых можно считать Казанский поход. О существовавшем взаимном доверии свидетельствует тот факт, что в период отсутствия царя в Москве его замещал митрополит Макарий.

Напомню, что, когда в 1542 году Макарий стал митрополитом, Ивану было всего 12 лет. К тому времени юный великий князь осиротел (его отец скончался еще в 1530-м, а через восемь лет умерла Елена Глинская) и, безусловно, нуждался в человеке, которому можно доверять, к советам которого можно прислушиваться.

Известно, что митрополит отличался милосердием и состраданием: он первым на Руси ввел практику «печалования», то есть заступничества за опальных. Благодаря своему авторитету Макарий часто добивался смягчения царского гнева. На выставке мы демонстрируем документ 1561 года из Российского государственного архива древних актов – крестоцеловальную запись князя Василия Глинского , обещающего не отъезжать из Москвы в Литву. Под этим документом стоит личная подпись митрополита Макария, который тем самым ручался за Глинского перед подозрительным и мстительным Иваном.

Этот год юбилейный для одного из главных деяний митрополита: 470 лет назад – в январе 1547 года – в Москве состоялось венчание на царство Ивана IV

– Митрополит Макарий был не только одним из основных действующих лиц этой церемонии, но и главным идеологом превращения Великого княжества Московского в православное царство.

Именно он составил чин венчания на царство, возложил на Ивана царский венец и произнес речь во время обряда, а затем и во время бракосочетания государя с Анастасией Романовной. Из уст Макария прозвучала мысль о том, что Русское царство является преемником Рима и Византии. Важную роль митрополит отводил наставлению, с которым и обратился к молодому царю: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Идея преемственности власти от Рима и Царьграда пронизывает весь текст чина венчания, одним из источников которого послужило «Сказание о князьях Владимирских», повествующее о происхождении русских великих князей от римского императора Августа. Сам чин представлен в нашей экспозиции, причем посетители увидят наиболее ранний его список, датируемый третьей четвертью XVI века.

– Можно ли говорить о симфонии царской и церковной властей во времена Макария?

– Да, это была симфония властей, имевшая впечатляющие политические и духовные результаты. Впрочем, надо отметить, что случались периоды, когда Макарий хотел оставить митрополичий престол и удалиться в монастырь от столичных треволнений. В особенности это проявилось в последние годы его жизни и, по-видимому, было связано с начавшимся тогда, в первой половине 1560-х, ужесточением власти Ивана IV. Однако митрополит сознательно не обострял конфликты, стремился максимально сгладить возникавшие трения.

– Именно благодаря такому поведению он оказался единственным из членов «Избранной рады», избежавшим опалы со стороны Ивана Грозного?

– Конечно, этому способствовала в первую очередь его мудрая позиция. Кроме того, Макарий обладал очень большим авторитетом и влиянием на государя, сказывалась и его давняя близость к великокняжескому двору. Думаю, что в начале 1560-х годов был просто невозможен тот конфликт, который произошел позднее между Иваном IV и митрополитом Филиппом. Позиции последнего оказались куда слабее: тесных связей в Москве он не имел, ко двору не был близок; да и сам царь к тому времени уже изменился.

«Великие Четьи-Минеи»

– Чем прославился архиепископ Макарий на новгородской кафедре?

– Он был невероятно деятельным человеком и, заняв эту кафедру – одну из ведущих в Русской церкви, совершил много важных преобразований. В частности, добился окончательного введения общежительного монастырского устава (до этого в Новгородской епархии превалировали особножительные монастыри), провел реставрацию Софийского собора. К новгородскому периоду относится и введение Макарием пророческого ряда в иконостас русских церквей. Наконец, вместе со священником Агафоном он подготовил сборник «Великий миротворный круг», в котором рассчитаны даты празднования православной Пасхи на 532 года вперед. По сути, мы до сих пор пользуемся этими расчетами.

– Еще будучи в Новгороде, Макарий взялся за составление «Великих Четьих-Миней». Что это за памятник?

– Это фундаментальное собрание текстов, которые не использовались в богослужении, а предназначались для зачитывания за трапезой в монастырях или для соборного чтения. Они выполняли не богослужебную, а скорее духовно-просветительскую функцию. Существенную часть текстов, вошедших в «Великие Четьи-Минеи», составляли жития святых, также туда были добавлены труды Отцов Церкви, патерики, послания и сочинения некоторых церковных деятелей того времени (например, Иосифа Волоцкого ). Все тексты располагались по месяцам и дням – получалось своего рода «чтение на каждый день». Отсюда и название сборника: «Четьи» – то есть «читаемые тексты» и «Минеи» – то есть «помесячные» (от греческого слова μηνιαίος, означающего «месячный»). А наименование «Великие» отражало его грандиозный объем и необыкновенную значимость.

Боровское Евангелие. 1530–1533. Вклад митрополита Макария в Пафнутьев Боровский монастырь, в котором он принял постриг

До XVI века подобного свода в русской церковной практике не существовало, но в эпоху Макария в нем возникла насущная необходимость. Требовался всеобъемлющий сборник внебогослужебных текстов. В свод, который Макарий начал составлять, когда был еще новгородским архиепископом, впервые вошли жития русских святых. Они встали в один ряд с житиями византийских святых, ранее превалировавших в про логах [древнерусских сборниках, содержащих краткие жития святых и поучения, расположенные в последовательном порядке по дням года. – «Историк» ].

Проделанная архиепископом Макарием работа явилась продолжением традиции, заложенной его предшественником – архиепископом Новгородским Геннадием, трудившимся над составлением полной Библии на церковнославянском языке. До того были переведены лишь отдельные книги Священного Писания, и они не были собраны вместе. Архиепископ Геннадий организовал поиски частей церковнославянской Библии по всем русским землям, недостающие же книги переводились специально. Итогом этого масштабного начинания стала так называемая Геннадиевская Библия 1499 года – первый опыт собирания воедино текстов Священного Писания на церковнославянском языке.

Подобную работу инициировал и архиепископ Макарий. Как и его предшественник, он сформировал кружок книжников, которые по его благословению искали в монастырях списки житий и других сочинений и редактировали их в соответствии со стилистическими особенностями своего времени. Макарию удалось привлечь таких видных церковных писателей, как Ермолай-Еразм, Василий Тучков , Дмитрий Герасимов , пресвитер Илья, сербский монах Лев Филолог . В результате был составлен свод «Четьих-Миней», выполненный к тому же в трех списках. Самый ранний из них назван Софийским, поскольку в 1541 году был помещен в Софийский собор в Новгороде. В нем нашло отражение состояние книжности на том этапе деятельности Макария. Работа над вторым, Успенским, продолжилась уже в Москве. Вложенный в 1552-м в Успенский собор в Кремле, он отличался от предыдущего большей полнотой: в него добавили жития святых, канонизированных Макарием. Наконец, третий, самый поздний список «Четьих-Миней» именуется Царским, так как предназначался он для царя Ивана IV. Занимая митрополичью кафедру в Москве, Макарий продолжал дополнять свод, включая туда и другие «чтомые на Руси книги». В итоге получился гигантский комплект из 12 фолиантов. На выставке мы впервые представляем их полностью, чтобы посетители сами смогли оценить ту грандиозную и кропотливую работу, которая была проделана под руководством Макария.

– Какова была дальнейшая судьба макарьевских «Четьих-Миней»?

– Составленный им свод использовался до начала XVIII столетия, когда появились «Четьи-Минеи» митрополита Димитрия Ростовского. Тексты макарьевского свода, написанные высоким стилем, со временем стали сложны для понимания, и Димитрий решил переработать 12-томник. При этом он в значительной степени опирался на макарьевские тексты, в Киев для работы ему присылали тома «Четьих-Миней» XVI века – без них он не смог бы подготовить свой вариант. Эта редакция, более приближенная к современному языку, до сих пор используется в церковном обиходе, но без митрополита Макария она не появилась бы на свет.

– При Макарии произошел масштабный процесс канонизации русских святых. С чем это было связано?

– Это была самая обширная канонизация русских святых за все предшествовавшее время. В 1547 году специально созванный церковный собор прославил 14 святых, после чего митрополит Макарий призвал епископов собрать сведения о житиях и чудесах других подвижников. Спустя два года состоялся второй собор, на котором было канонизировано 39 святых. В числе тех, кого прославили на этих соборах, оказались столь почитаемые ныне благоверный князь Александр Невский , митрополит Московский Иона, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также благоверные Петр и Феврония Муромские.

Макарий стремился увеличить число русских святых. До того почиталось только 22 святых русского происхождения, а в 1547–1549 годах их стало почти втрое больше! Не будем забывать, что к тому времени Русская православная церковь уже сто лет как была автокефальной и не зависела от Константинополя. Деятельность митрополита Макария, связанная с канонизацией русских святых, стала выражением этой самостоятельности и полноты духовной жизни.

– Какова роль Макария в распространении на Руси книгопечатания?

– В этом эпохальном процессе его роль была ведущей: до «Апостола» Ивана Федорова , выпущенного в 1564 году, с благословения Макария вышло по крайней мере пять анонимных изданий. Иными словами, «репертуар» книг подготавливался заранее, стало ясно, какие именно рукописи нужно напечатать в первую очередь, была составлена своего рода программа дальнейшего развития типографского дела. В нашей экспозиции этой теме посвящен особый раздел, поскольку коллекции Исторического музея позволяют показать почти все анонимные издания и сам первопечатный «Апостол». У нас даже представлен особый экземпляр «Апостола» Ивана Федорова, на переплете которого присутствует предполагаемый профиль царя Ивана Грозного. Кроме того, мы демонстрируем несколько рукописных книг, которые дают возможность увидеть, как печатное дело было связано с предшествующей рукописной традицией.

Макарий: от рождения до прославления

Ок. 1482 – рождение в Москве, имя при крещении – Михаил.

Начало XVI в. – пострижение послушника Пафнутьева Боровского монастыря Михаила в монашество с именем Макарий.

1523 – поставление монаха Макария в архимандриты Можайского Лужецкого монастыря.

1526 – рукоположение архимандрита Можайского Лужецкого монастыря Макария в сан архиепископа Новгородского и Псковского.

1529 – начало составления «Великих Четьих-Миней».

1542 – избрание архиепископа Макария митрополитом Московским и всея Руси.

1547 – венчание митрополитом Макарием Ивана IV на царство.

1551 – кодификация церковной практики на Стоглавом соборе.

1552 – благословение Макарием похода против Казанского ханства.

1563 – смерть митрополита Макария.

1988 – канонизация в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви.

Беседовал Никита Брусиловский

ВЫСТАВКА « XVI ВЕК. ЭПОХА МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ»

Адрес: Москва, Красная площадь, д. 1

Режим работы: понедельник-воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы до 17:00); пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы до 20:00); вторник – выходной

Мака́рий (1482 - 31 декабря 1563, Москва), русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года, глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 году добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Макарий руководил антиеретическими соборами 1553-1554 годов, был редактором «Четей-Миней» и «Степенной книги».

Макарий был пострижен в Пафнутьевом Боровском монастыре, где проникся умеренным и сдержанным учением Пафнутия Боровского. Позднее Макарий был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря, в 1526 году был поставлен новгородским архиепископом, а в 1542 - возведен партией бояр Шуйских на престол митрополита московского и всея Руси. Макарий пользовался репутацией мягкосердечного человека и Шуйские рассчитывали, что смогут им манипулировать. В то же время Макарий был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Особенности характера и убеждения Макария определили относительно скромное влияние митрополита на ход государственных дел. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и после их падения их сохранял положение высшего официального советника Ивана IV Грозного, но никогда не настаивал на выполнении своих советов. В ответ царь всегда с уважением отзывался о митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже князь Андрей Курбский, противник иосифлян, не решался резко высказаться о митрополите. Макарий входил в состав Избранной рады, именно его влиянию приписывают провал планов секуляризации церковных земель.

Будучи новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитийный устав, заботился о распространении христианства среди народностей Северной Руси. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило политический характер. Как по количеству канонизованных святых, так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 годов носила уникальный характер. Значительное место в истории русской церкви заняли соборы, созванные по поводу ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого. С именем Макария тесно связан созыв и работа Стоглавого собора (1551), постановления которого известны под названием Стоглава. Макарию приписывают как редакцию всего Стоглава, так и большую часть ответов на царские вопросы (да и сами вопросы). На это указывает сличение многих мест Стоглава с более ранними сочинениями Макария. Заслугой Макария является открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он умело защищал.

Объединительным характером отличается литературная деятельность Макария. Став новгородским архиепископом, он поставил себе задачу собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». В результате получился громадный сборник «великих Миней Четий». Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал кружок книжников, в числе которых были дьяк Дмитрий Герасимович Толмачев и боярский сын Василий Михайлович Тучков. Сам Макарий был не только руководителем этого кружка, но сам работал над созданием житий. Под его пером окончательно утвердилось в русской агиографии направление, которое возникло в 16 века, когда на первый план стало выходить нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение ранних житий заменяется витиеватым «плетением словес», народный язык вытесняется церковнославянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся после его кончины. Такой характер носят как переделки старых житий, так и вновь составленные при Макарии; число последних достигло 60. В последние годы жизни Макарий основное внимание уделял Степенной книге. В этой первой попытке интерпретации русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Макарию приписывают составление «сводной кормчей книги» и «Великой книги правила келейного и путного». Из литературных произведений, непосредственно написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются простотой и безыскусственностью изложения, чем подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности митрополита ясно и доходчиво выражать свои мысли. Послания Макария написаны с обычной в русской церковной письменности 16 века искусственностью, витиеватостью, многословностью.

Святой Макарий, митрополит Московский и всея Руси - человек-эпоха. К несчастью, величайшие люди Русской Церкви, те, кто сделал для нее бесконечно много, те, чьими трудами церковное здание приобрело блеск и великолепие, малоизвестны образованной публике. О ком говорят? Кого знают? Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Рублева...

Еще, пожалуй, Иоанна Кронштадтского. Да, это поистине великие святые. Но никто из них не стоял у «штурвала» Церкви.

А кого припомнит наш современник, пусть даже интересующийся родной историей, из первоирерахов? В бесконечно длинном ряду митрополитов и патриархов, правивших духовенством допетровской Руси, всплывет, пожалуй, один только Никон. Да и то, скорее всего, с усмешечкой: вот, мол, чего наворотил... А Никон занимал патриаршую кафедру всего шесть лет. Между тем владыки, на протяжении десятилетий обладавшие первенством в самой большой Церкви евразийского пространства, словно растворились в тени. В лучшем случае, одна какая-нибудь яркая сцена, одно слово, застрявшее в памяти у потомков, составляют их личностям ту или иную репутацию. А скорее - ничего: тишина, размытые силуэты.

Среди них есть персоны величественные и трагические. Святой Филипп посмел отказать в благословении опричнине. Святой Гермоген жизнью пожертвовал за веру... Их судьбы - подвиг. Святой Макарий, митрополит Московский и всея Руси, умер от старости, в добром согласии с государем, наблюдая вокруг себя одно из самых благополучных времен в истории России. Он не стал мучеником, исповедником, он не страдал от голода, пыток, потери близких. Нет о нем фильмов, нет о нем исторических романов, компьютерных игр о нем тоже нет. Мало он знаком нашим современникам... Но имя его на церковном небосводе стоит чрезвычайно высоко. Может быть, выше всех святительских имен допетровской эры. Или, во всяком случае, вровень с самыми значительными из них.

Макарий так много сделал для Церкви и так много изменил в ней, что без него история русского Православия немыслима. Веско звучали мнения, согласно которым период, именуемый по традиции «грозненским», уместнее именовать «макарьевским» - столь масштабна созидательная деятельность митрополита!
Митрополит Макарий обладал выдающимися достоинствами, благодаря которым он остался в русской истории как великая историческая личность. Это, во-первых, широкий кругозор и ясное понимание: Церковь Руси более не может жить по обычаям, которые сложились в удельную эпоху. Появление огромного Московского государства и новые отношения с центральной властью требовали серьезных преобразований. Макарий провел их бестрепетной рукой. Во-вторых, умение благотворно воздействовать на мятущуюся душу молодого государя Ивана Васильевича. Пока был жив митрополит Макарий, монарх не помышлял о странных дорогостоящих «экспериментах» вроде опричнины, а страна не знала большого кровопролития. Политические дела ее складывались счастливо. Наконец, в-третьих, этот человек являлся духовным писателем и просветителем чрезвычайно высокого уровня. Мудрость его собрала вокруг Московского митрополичьего дома целую плеяду блистательных книжников, а сильный ум пастыря - через его писания и проповеди - оставил глубокий отпечаток на коллективном сознании русских людей того времени.

Просветитель

В нашей исторической литературе так много сказано об «изуверстве» и «мракобесии» духовенства, якобы тормозившего в допетровскую эпоху развитие культуры, косневшего в невежестве и начетничестве! Особенно часто пишут о том, какие помехи создавала Церковь работе первопечатников. Ну как же, они - просветители, они - прогресс, они - свет знаний, а на другой стороне - орда мрачных типов в черных одеяниях, и все они мечтают железною рукой задавить просвещение.

Это, мягко говоря, заблуждение. Правда же состоит в том, что сам митрополит поддерживал, как мог, благое начинание первопечатника Ивана Федорова.
Масштабное государственное книгопечатание было учреждено при самом активном участии Макария.

В послесловии к печатному «Апостолу» Ивана Федорова о роли митрополита Московского сказано следующее: «Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые

книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов. Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде». Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. «Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар». И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг.

На протяжении нескольких десятилетий Московский печатный двор выпускал исключительно церковную литературу, и более ничего. А в выходных данных большинства изданий той поры обнаруживается благословение первоиерарха. Немудрено: печать мыслилась как лучшее средство от безграмотности и отсебятины писцов. Конечно же, Макарий, крупнейший «книжник» эпохи, понимал это. Отсюда и полная поддержка митрополита ново-рожденному Печатному двору.

Его преемники ничуть не отошли от этой линии. Например, патриарх Гермоген посреди разорения великой Смуты велел построить для Печатного двора новую большую хоромину, привлек новых высоко-квалифицированных специалистов, способствовал выходу новых книг. И это в годы, когда рушилось само здание российской государственности, когда Москва то и дело оказывалась в осаде от злого неприятеля!

Один из историков Церкви назвал Макария «покровителем книжного делания». Сущая правда! Митрополит любил «виноград словесный», холил и лелеял русскую лозу духовного просвещения. Со времен преподобного Сергия Радонежского Русь полнилась монашеским подвижничеством, яркой, лучистой святостью. Но рядом с этой святостью жила дикая, пугающая малограмотность духовенства. Наши митрополиты долго и трудно дробили холодную глыбу невежества, укоренившегося среди духовных лиц. Искали помощников, выписывали добрых книжников от греков, создавали библиотеки, сами брались за писательские труды. Макарий в этом смысле - самый яростный и самый неутомимый работник.

Даровитый писатель, он создал множество грамот, посланий, поучений и иных сочинений «малого жанра».

Под его присмотром целая дружина умудренных книжников переписывала уже известные и составляла новые тексты для колоссального двенадцатитомного собрания «Четьих Миней». Туда попали жития всех святых, почитаемых на Руси, в том числе и тех, кого знали исключительно жители какой-либо невеликой области. Туда же вошли все памятники церковной литературы, считавшиеся на Руси в то время наиважнейшими. Работа шла на протяжении многих лет. «Четьи Минеи» Макария состоят из 27 000 рукописных страниц! Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) сказал о них: «Это целая библиотека книг; мало трех лет, чтобы прочесть ее».

Если бы не воля Макария, если бы не его колоссальный «культурный багаж», не появилась бы эта «библиотека» - великие «Четьи Минеи», коими Россия пользовалась до времен Петра Великого!

Вообще, Русской Церкви середины XVI столетия бесконечно повезло. На протяжении 46 лет ею правило подряд пять митрополитов-книжников, митрополитов-мудрецов, митрополитов-просветителей. Вот их имена: Даниил, Иоасаф, Макарий, Афанасий, Филипп. Больше всех успел сделать митрополит Макарий, и он занимает почетное место «первого среди равных» в этом ряду. Трудами этих людей книжная культура нашей Церкви высоко поднялась над тем провинциальным уровнем, какой был у нее в XV веке.

Старина и «новина»

Святитель видел и знал: Русская Церковь во многом живет стариной - неписаными законами, родившимися в эпоху политической раздробленности.

Всякий архиерей, а то и настоятель монастырский или даже приходской поп норовили внести свою «новину» в церковный быт. Иногда она касалась мелочей, а иногда попирала основы христианского вероучения. Расплодились ереси, занесенные из Европы, которая была в ту пору охвачена Реформацией.
Если здраво оценивать состояние русского духовенства середины XVI века, то оно, рождая великих иноков-подвижников, слабо чувствовало единство церковного организма и оставалось страшно уязвимым для ядовитых идей, приходящих извне.

Митрополит Макарий потратил немало усилий, чтобы преодолеть эти проблемы тогдашней церковной жизни.
К примеру, борьба с еретиками велась в его годы весьма энергично, собор следовал за собором. С тех пор сохранились «дела на еретиков» - обширные материалы расследования. Но если сравнить методы, которыми пользовалась Церковь при Макарии и до него, то станет ясно: митрополит предпочитал «борьбу слов» кострам и пыткам. Задолго до Макария Москва узнала, каков запах паленого мяса, когда отступник от Православия отправляется на огонь... Глава духовной власти имел и право, и возможность истребовать у власти светской то же самое наказание для новых «идейных врагов». Однако подобных требований Макарий не выдвинул. Противодействие еретикам в его время отличалось большой дотошностью, но особенной жестокости не знало. Осужденных за явное еретичество не жгли, не пытали, не мучили, а всего лишь отправляли на покаяние в дальние обители. Макарий видел цель этой борьбы в торжестве Церкви, в победе истины, но не в физическом уничтожении заблудших овец.

Каждая крупная область имела собственных особо почитаемых святых, мало известных за ее пределами. В 1547 и 1549 году Макарием созывались большие церковные соборы, где было прославлено 39 святых.
При нем же, на Стоглавом соборе 1551 года, Церковь приняла обширный свод единых правил. Они касались разных сторон церковной жизни: нравственной, административной, богослужебной, экономической. Общие правила касались всего русского духовенства «от Москвы до самых до окраин» и должны были исполняться невзирая на «местные особенности».

Царский пастырь

Святитель Макарий был перемещен с Новгородской архиепископской на Московскую митрополичью кафедру в скверное, опасное для Русской Церкви время.
Его предшественники заканчивали пребывание во главе нашего духовенства при печальных обстоятельствах. В 1530-х - 1540-х годах Московским государством управляла своевольная, богатая и могущественная аристократия. Государь-сирота, Иван Васильевич в ту пору был еще отроком. Он лишился отца и матери, а при дворе хозяйничали «партии» высокородной знати, правившие от его имени. Эти-то «великие люди царства» и свергли насильственным образом двух глав нашей Церкви. По воле русского «княжья» лишился сана сначала митрополит Даниил, а потом и митрополит Иоасаф, оба - великие «книжники». Знать нагло лезла в церковные дела, желала диктовать свою волю архиереям.


Поставление Макария в архиерейский сан совершилось 19 марта 1542 года. Первое время он подвергался унижениям со стороны высокопоставленных аристократов - как и предыдущие митрополиты. Все его просветительские и реформаторские труды начинались с элементарного, на первый взгляд, но труднодостижимого требования: освободить Церковь от гнетущей «опеки» знати.

Вот характерный случай. Осенью 1543 года придворная партия бояр Шуйских решила удалить от монарха его любимца, Федора Воронцова. Фаворита избили, опозорили и собирались уже убить. Но тут Иван Васильевич отправил к ним митрополита Макария и своих ближайших советников - умолять о смягчении его участи. Государь-отрок не мог сладить с могучей группировкой Шуйских. Он смел лишь просить о сохранении жизни несчастному Воронцову. Бояре смилостивились, не стали убивать дорогого монарху человека, - его отправили под арест. Иван Васильевич вновь послал главу Церкви со своими доверенными лицами: нельзя ль Воронцова послать на службу поближе к Москве - в Коломну? Макарий вновь беседовал с большими вельможами, отстаивая желание государя. Но те и слушать не захотели. Воронцов отправился в дальнюю Кострому. Притом сам митрополит, первоиерарх русского духовенства, подвергся издевательствам со стороны истинных правителей державы. Один из «столпов государства», показывая, сколь сильно он и его товарищи «почитают» главу духовной власти, наступил ногой на мантию Макария, а потом рванул «...и мантию на митрополите подрал».

Такая уж знать заправляла большой политикой. И так она ставила себя по отношению к Церкви...

Но Макарий постепенно добился должного почтения к митрополичьему сану. В дальнейшем никто не смел бесчестить его.

Для юного монарха он стал одновременно духовным водителем и верным помощником.

Скорее всего, именно Макарий высказал идею о необходимости переменить титул московских государей с великокняжеского на царский. Он понимал, на какую высоту возносит Ивана Васильевича над его подданными, в том числе и самыми знатными. Проще говоря, над теми, кто еще вчера вершил дела по всей стране, не спрашивая позволения у правителя-мальчика... Макарий также понимал, что обретение царского титула - дело не только русское, оно касается всего православного мира. Московский самодержец выдвигался на арену общеевропейской политики как защитник и покровитель православных общин повсюду и везде.

Став другом и наставником юного царя, митрополит Московский по-ст-о-янно обращался к нему с посланиями, увещеваниями, наставлениями.

Так, например, по случаю венчания на царство 16 января 1547 года Макарий выступил с поздравительной речью. В ней нарисован идеал христианского монарха. Таким Макарий хотел видеть Ивана Васильевича: «Боговенчанный преславный царь, князь великий Иван Васильевич... всея Руси самодержец, имей страх Божий в сердце и храни веру христианскую Греческаго закона чисту и непоколебиму... К святой же соборной Церкви и к всем святым церквам имей веру, страх Божий и воздавай честь... Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству и... ко всему христолюбивому воинству будь... милостив и приветен... За обиженных же стой царски и мужески, и не давай обидеть не по суду и не по правде». Сам чин венчания на царство, кстати, был составлен лично митрополитом.

Вскоре государь Иван Васильевич и его супруга Анастасия Романовна, молодожены, получили от Макария другое наставление - о христианском браке.
Когда наступала военная пора, митрополит Московский ободрял царя перед лицом опаснейшего неприятеля. Так, он благословил борьбу с Казанью, откуда совершались на Русь набеги, куда угонялись десятки тысяч пленников-христиан.

В 1552 году Иван Васильевич отправился на войну с казанскими татарами. До наших дней дошло послание Макария, «укрепляющее на брань». Там предстоящее вооруженное противоборство объявлено делом веры. Митрополит призывал царя со всем «христолюбивым воинством» храбро постоять «за святые Божьи церкви и за всех православных христиан, неповинно в плен уведенных... и всяческими бедами томимых».

Во время другого похода Макарий укреплял дух русского воинства, просил его честно послужить под рукою молодого царя, взявшегося за трудное дело. В те годы русская армия жестоко страдала от раздоров между воеводами, постоянно высчитывавшими, кто из них знатнее, кому подобает первенствовать, а кому - смиренно склонять голову. Делу от этого причинялся немыслимый урон - вплоть до тяжелых поражений на поле брани. И вот глава Церкви увещевает ратников: «Вы бы, господие и чада, государю послужили великодушно... за святые церкви и за православное христианство. Не гордостью друг на друга, но Христовою любовью связуйтесь... а розни бы... никакой меж вас не было...».

Царь видел в митрополите одно-временно верного слугу и доброго учителя. Тот имел пастырскую власть над монархом, но помимо формальной высоты своего сана имел власть большую. А именно ту, которую дает дружеское расположение и признание духовного авторитета. Этой властью Макарий никогда не злоупотреблял.

Бывали случаи, когда митрополит, пользуясь ею, отводил царя от пагубных намерений.

Например, он не раз «печаловался» за опальных аристократов, упрашивая не казнить их, проявить к ним милосердие. Человечность была одной из главных черт личности митрополита. Двадцать лет управлял Макарий епархией Московской, и за всё это время не знала Россия ни массовых казней, ни бессудных расправ, ни иного державного свирепства.

Конечно, и в отношениях с государем случались трудности. Макарий выходил из них с честью.

Со времен Ивана III - деда Ивана IV - светская власть неоднократно проявляла охоту урезать церковное землевладение. Российским правителям иной раз так хотелось раздать земельные богатства монастырей и архиереев своим военным слугам! Подобный соблазн не исчез и при Иване IV. Макарию пришлось отстаивать права Церкви от посягательств. Митрополит справился с этой задачей блистательно. Он даже составил правовой трактат, где приводились ссылки на древние законы и постановления вселенских Соборов, доказывавшие, что отбирать имущество у Церкви - недопустимо. Напротив, по мысли Макария, царь обязан защищать духовенство со всеми его владениями: «А против всех, кто обижает святые церкви и монастыри, все православные цари и святители крепко стояли... Так же [повелось] и в нашем христолюбивом Российском царстве от... святого прадеда твоего великого князя Владимира Киевского».

Русская Церковь, измененная митрополитом Макарием, получившая глубокий отпечаток его деятельной личности, пережила опричнину и Смуту такою, какой оставил ее святитель. Он укрепил церковное здание, а во многом и перестроил его. Запас прочности и тяга к духовному просвещению, заложенные Макарием, определяли судьбу нашей Церкви до времен патриарха Никона.