Смазочное оборудование. Оборудование для смазочно - заправочных работ

Смазочно-заправочное оборудование

Назначение и классификация. Устройство и принцип работы. Применяемость оборудования на СТОА.

На смазочно-заправочные операции находится сравнительно большая доля от общей трудоемкости работ как при ТО-1, так и при ТО-2. Особенно большой объем работ проводится при очередных сезонных обслуживаниях (СО), где предусмотрено (в соответствии с картой смазки автомобиля) и полное удаление старой смазки из некоторых узлов, и промывка различных систем автомобиля с заменой рабочей жидкости и т.д. Частично смазочно-заправочные операции проводятся и в зонах ТР, например, при замене агрегатов.

Ранее, при рассмотрении видов трения и процессов, происходящих в узлах трения, уже говорилось о значении смазки деталей, качестве смазочных материалов и необходимости их своевременной замены ввиду чрезмерного загрязнения. Смазочно-заправочные и очистительные операции имеют специфический характер и для их выполнения предусмотрен широкий спектр самого разнообразного оборудования и приспособлений.

Основная классификация смазочно-заправочного оборудования проводится по типу заправляемых в узлы и агрегаты смазочных материалов, и оно делится на оборудование для заправки жидкими маслами и оборудование для пластичных (густых) смазок. Соответственно, имеется и оборудование для сбора отработанных масел. В номенклатуру смазочно-заправочного оборудования входит также вспомогательное оборудование - установки для заправки тормозной жидкостью соответствующих систем автомобиля, установки для отсоса отработанных масел и промывки маслосистем, компрессоры для обеспечения производства сжатым воздухом и установки для накачивания тин и т. д.

Вышеуказанное оборудование может быть стационарным или передвижным, а малогабаритное, используемое в основном в небольших гаражах - переносным. Но типу привода рабочих органов, оно может быть ручным или ножным. Механизированные высокопроизводительные установки для средних и крупных ДТП классифицируют, но типу привода на электромеханические (с приводом от электродвигателя) и пневматические (с использованием поршневых двигателей с золотниковым механизмом).

Классификация проводится также по типу применяемого основного рабочего органа - насоса. В современном оборудовании используют в основном три типа насосов: клапанного тина (с системой впускных и перепускных нагнетательных клапанов) и шестеренного типа - оба для раздачи жидких масел и насосы плунжерною типа для пластичных смазок (с плунжером, совершающим возвратно-поступательное движение в камере высокою давления).

Рисунок 4 Классификация смазочно-заправочного оборудования

Вышеуказанное оборудование может выпускаться в одиночном (изолированном) исполнении для конкретной операции, а может быть комбинированным, комплексным с многофункциональным назначением. В области разработки и создания смазочно-заправочного оборудования различного назначения накоплен большой опыт, как в отечественной промышленности, так и зарубежными фирмами. Но из-за большого сто разнообразия невозможно описать подробно каждый отдельный образец, поэтому в данном разделе рассматриваются лишь принципиальные основы конструкции и работы по основным типам оборудования, а для некоторых моделей воспроизводится лишь их внешний вид (для ознакомления) и приведены отдельные параметры технических характеристик.

В целях минимизации времени проведения смазочно-заправочных работ, удобства их выполнения, контроля за расходом смазочных и других жидких заправочных материалов, соблюдения норм пожарной, санитарной и экологической безопасностей, на рынке представлена широкая гамма оборудования соответствующего функционального назначения, способного удовлетворить запросы владельцев и специалистов СТО.

Оборудование для смазочно-заправочных работ подразделяется на стационарное и передвижное. Подачу масла (жидкостей) обеспечивают нагнетательные устройства, приводимые в действие электроэнергией или сжатым воздухом. Некоторые модели имеют ручной привод.

На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей целесообразно применение стационарных универсальных механизированных установок. В большинстве случаев они имеют панель, содержащую несколько барабанов с самонаматывающимися шлангами и раздаточными наконечниками (кранами) для моторного и трансмиссионного масел, пластической смазки, воды, сжатого воздуха. Масла и смазки поступают в раздаточные шланги с помощью пневматических насосов, установленных в резервуарах - стандартных бочках, в которых масла и смазки доставляют на АТП. При подаче жидких масел обеспечивается давление до 0,8 МПа, при подаче пластической смазки - 25-40 МПа. Необходимость столь высокого давления вызвана тем, что при несистематической смазке узлов трения, например шкворневого соединения, продукты износа забивают подводящие каналы. В некоторых случаях приходится применять ручные "пробойники" - приспособления, давление в которых создается парой: цилиндр с резьбовым каналом, заполняемым смазкой, и вворачивая в него резьбовой шток. Кроме настенного варианта, установка может быть напольного или потолочного расположения. Некоторые модели имеют счетчики расхода масел. Есть отдельные установки для одного конкретного вида смазки. Для моторного масла бывают модели, позволяющие его разогреть. Для пластических смазок выпускают нагнетатели, имеющие индивидуальный привод. Основные отличия разных моделей установок одного назначения состоят в конструкции подающих насосов и резервуаров для масла (смазки).

Для заправки, прокачки или замены рабочей жидкости привода гидравлических тормозов выпускаются приспособления, представляющие собой бак на несколько литров, из которого тормозная жидкость под действием сжатого воздуха (0,3 МПа) через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. С таким приспособлением замену тормозной жидкости или прокачку системы может проводить один исполнитель. Некоторые приспособления этого типа позволяют проверять качество тормозной жидкости.

Для нанесения жидких противокоррозионных покрытий на нижние поверхности и оперение автомобиля, в полости коробчатого типа выпускаются установки, распыляющие (с давлением 0,5-1,0 МПа) противокоррозионные эмульсии (с воздухом). Вязкость покрытия 70-150 мм 2 /с.

Широкий спектр оборудования создает для потребителя некоторую проблему оптимального выбора. Проведем классификацию оборудования одного и того же функционального назначения по принципу работы.

Установки для удаления (извлечения) моторных и трансмиссионных масел из агрегатов классифицируются по принципу их действия:

1. Сливные - масло удаляется методом самотека под действием силы тяжести через сливное отверстие в агрегате автомобиля;

2. Декомпрессионные - масло удаляется методом откачки из агрегата автомобиля в емкость, установки, давление в которой ниже атмосферного;

3. Установки, в которых удаление масла происходит путем его откачки встроенной вакуумной электрической помпой через отверстие масляного щупа либо самотеком (наличие предкамеры с индикацией объема и смотрового окна позволяет контролировать объем откаченной жидкости);

4. Пневматические - комплектуются пневмонасосом, подключаемым к пневмолинии;

5. Комбинированные - масло может удаляться как методом откачки (декомпрессии), так и самотеком (методом слива) в зависимости от ситуации.

Выше перечисленные установки бывают переносными, подкатными (передвижными) или стационарными. Следует обратить внимание на способ удаления масел из резервуара установки после его максимального заполнения в емкость для хранения и дальнейшей утилизации. Разгрузка масел из резервуара при объемах меньше 25 литров ведется вручную, при больших объемах - пневматически.

Маслозаправочные установки по принципу действия классифицируются следующим образом:

1. Ручные - насос подачи масла приводится в действие в ручную;

2. Компрессионные - подача масла осуществляется за счет сжатого воздуха в резервуаре установки (важно, что такие установки функционируют независимо от источника сжатого воздуха, например, пневмолинии);

3. Пневматические - подача масла осуществляется дозировано пневматическим насосом двойного действия, подключаемым к пневмолинии (предполагаются различные модели насосов и способы их установки на емкостях любого размера, включая стандартные бочки, возможно настенное закрепление, размещение на подкатных тележках с установленными на них емкостями).

Также применяются пневматические системы (в том числе с электронным управлением) централизованной подачи масел, смазок и жидкостей по трубопроводам со склада расходных материалов к рабочим местам.

В целях минимизации времени проведения смазочно-заправочных работ, удобства их выполнения, контроля за расходом смазочных и других жидких заправочных материалов, соблюдения норм пожарной, санитарной и экологической безопасностей, на рынке представлена широкая гамма оборудования соответствующего функционального назначения, способного удовлетворить запросы владельцев и специалистов СТО.

Оборудование для смазочно-заправочных работ подразделяется на стационарное и передвижное. Подачу масла (жидкостей) обеспечивают нагнетательные устройства, приводимые в действие электроэнергией или сжатым воздухом. Некоторые модели имеют ручной привод.

На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей целесообразно применение стационарных универсальных механизированных установок. В большинстве случаев они имеют панель, содержащую несколько барабанов с самонаматывающимися шлангами и раздаточными наконечниками (кранами) для моторного и трансмиссионного масел, пластической смазки, воды, сжатого воздуха. Масла и смазки поступают в раздаточные шланги с помощью пневматических насосов, установленных в резервуарах - стандартных бочках, в которых масла и смазки доставляют на АТП. При подаче жидких масел обеспечивается давление до 0,8 МПа, при подаче пластической смазки - 25-40 МПа. Необходимость столь высокого давления вызвана тем, что при несистематической смазке узлов трения, например шкворневого соединения, продукты износа забивают подводящие каналы. В некоторых случаях приходится применять ручные «пробойники» - приспособления, давление в которых создается парой: цилиндр с резьбовым каналом, заполняемым смазкой, и вворачивая в него резьбовой шток. Кроме настенного варианта, установка может быть напольного или потолочного расположения. Некоторые модели имеют счетчики расхода масел. Есть отдельные установки для одного конкретного вида смазки. Для моторного масла бывают модели, позволяющие его разогреть. Для пластических смазок выпускают нагнетатели, имеющие индивидуальный привод. Основные отличия разных моделей установок одного назначения состоят в конструкции подающих насосов и резервуаров для масла (смазки).

Для заправки, прокачки или замены рабочей жидкости привода гидравлических тормозов выпускаются приспособления, представляющие собой бак на несколько литров, из которого тормозная жидкость под действием сжатого воздуха (0,3 МПа) через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. С таким приспособлением замену тормозной жидкости или прокачку системы может проводить один исполнитель. Некоторые приспособления этого типа позволяют проверять качество тормозной жидкости.

Для нанесения жидких противокоррозионных покрытий на нижние поверхности и оперение автомобиля, в полости коробчатого типа выпускаются установки, распыляющие (с давлением 0,5-1,0 МПа) противокоррозионные эмульсии (с воздухом). Вязкость покрытия 70-150 мм2/с.

Широкий спектр оборудования создает для потребителя некоторую проблему оптимального выбора. Проведем классификацию оборудования одного и того же функционального назначения по принципу работы.

Установки для удаления (извлечения) моторных и трансмиссионных масел из агрегатов классифицируются по принципу их действия:

  • 1. Сливные - масло удаляется методом самотека под действием силы тяжести через сливное отверстие в агрегате автомобиля;
  • 2. Декомпрессионные - масло удаляется методом откачки из агрегата автомобиля в емкость, установки, давление в которой ниже атмосферного;
  • 3. Установки, в которых удаление масла происходит путем его откачки встроенной вакуумной электрической помпой через отверстие масляного щупа либо самотеком (наличие предкамеры с индикацией объема и смотрового окна позволяет контролировать объем откаченной жидкости);
  • 4. Пневматические - комплектуются пневмонасосом, подключаемым к пневмолинии;
  • 5. Комбинированные - масло может удаляться как методом откачки (декомпрессии), так и самотеком (методом слива) в зависимости от ситуации.

Выше перечисленные установки бывают переносными, подкатными (передвижными) или стационарными. Следует обратить внимание на способ удаления масел из резервуара установки после его максимального заполнения в емкость для хранения и дальнейшей утилизации. Разгрузка масел из резервуара при объемах меньше 25 литров ведется вручную, при больших объемах - пневматически.

Маслозаправочные установки по принципу действия классифицируются следующим образом:

  • 1. Ручные - насос подачи масла приводится в действие в ручную;
  • 2. Компрессионные - подача масла осуществляется за счет сжатого воздуха в резервуаре установки (важно, что такие установки функционируют независимо от источника сжатого воздуха, например, пневмолинии);
  • 3. Пневматические - подача масла осуществляется дозировано пневматическим насосом двойного действия, подключаемым к пневмолинии (предполагаются различные модели насосов и способы их установки на емкостях любого размера, включая стандартные бочки, возможно настенное закрепление, размещение на подкатных тележках с установленными на них емкостями).

Также применяются пневматические системы (в том числе с электронным управлением) централизованной подачи масел, смазок и жидкостей по трубопроводам со склада расходных материалов к рабочим местам.

Оборудование для смазочно - заправочных работ

Несмотря на большую номенклатуру такого оборудования, в базе каждого образца заложены относительно простые и идентичные конструктивные элементы - двигатель, насос, резервуар, приборы (манометры или расходомеры), шланги, раздаточные устройства (пистолеты и др.).

Функционально оно должна быть разделœено на оборудование:

· для смазки консистентной смазкой через пресс-масленки узлов трения автомобилей под высоким давлением. Оборудование должна быть стационарным, передвижным, переносным, а по типу устанавливаемых приводных устройств - электрическим, пневматическим, ножным и ручного привода. Рабочее давление, развиваемое нагнетателями, составляет от 250 кгс/см 2 до 400 кгс/см 2 , производительность - до 250 г/мин, вместимость бункера - от 10 л (переносные) до 200 л (стационарные).

· для раздачи жидких масел и заправки агрегатов автомобиля. Различают маслораздаточные колонки и баки. Маслораздаточные колонки предназначены для заправки двигателœей (агрегатов) маслом и измерения разового и суммарного количества отпущенного масла. Колонки комплектуются насосными установками (с электро- или ручным приводом), монтируемыми на горловинœе резервуара с маслом, соединительными трубопроводами, самонаматывающимися шлангами с раздаточными кранами и рядом других дополнительных устройств и приборов. Для подогрева масла при работе в условиях низких температур колонки могут снабжаться дополнительными баками с электроподогревом. Производительность маслораздаточных колонок зависит от типа привода и составляет 10-20 л/мин для колонок с электроприводом и до 5 л/мин для колонок с ручным приводом. Маслораздаточные баки служат для заправки моторными или трансмиссионными маслами двигателя и агрегатов силовой передачи автомобиля. Конструктивно выполняются в виде цилиндрического бака на двух колесах с рукояткой для передвижения. Комплектуются ручными насосами, смонтированными на его крышке, и раздаточным шлангом с трубчатым наконечником и нагнетатель­ным клапаном. Вместимость бака 20 л, производительность - до 3 л/мин. Стационарные маслораздаточные баки с устройством для обеспечения автоматиче­ского режима работы включают в себя насос с электродвигателœем, раздаточные шланги с наконечниками, блок клапанов, релœе дав­ления, фильтры и другие элементы. Производительность установки (при температуре летнего трансмиссионного масла 20°С) не менее 12 л/мин, рабочее давление 8-15 кгс/см 2 , длина шланга - до 4 м.

· для заправки гидропривода тормоза тормозной жидкостью. Оборудование аналогично оборудованию для раздачи жидких масел.

· для обеспечения производства сжатым воздухом и накачивания шин. Оборудование делится на стационарное и передвижное. Воздухораздаточные автоматические колонки предназначены для накачивания и подкачки шин воздухом. Колонки стационарные, включают в себя корпус, манометр, шланг с наконеч­ником, систему управления, другие элементы. Отличаются колонки главным образом установленными на них манометрами. В колонках для легковых автомобилей давление подводимого воздуха составляет 4- 6 кгс/см 2 , пределы измерения 0-4 кгс/см 2 , точность измерения ±0,06 кгс/см 2 . В колонках для грузовых автомобилей соответственно 10-15 кгс/см 2 , 0- 10 кгс/см 2 , ±0,15 кг/см 2 . Компрессоры, служащие для получения и подачи сжатого воздуха потребителям, делятся на поршневые, турбинные, одно- и многоступенчатые, стационарные, передвижные, переносные, с ресиверами для стабилизации давления воздуха, поступающего в магистраль.

· комплексного назначения (комбинированное). К комбинированному оборудованию относятся установки и другие изделия, предназначенные для выполнения нескольких функций - заправки различными видами масел и смазок, заправки и прокачки гидропривода тормозов и др.
Размещено на реф.рф
Так, смазочно-заправочная установка модели 3141 служит для централизованной механизиро­ванной смазки автомобилей и заправки их маслами, водой и воздухом. Установка стационарная, состоит из трех баков с погружными насосами для масел и смазок, пяти самонаматывающихся шлангов с раздаточными барабанами, три из них соединœены с упомянутыми баками, четвертый через редуктор соединœен с воздушной магистралью и служит для подачи сжатого воздуха в шины, пятый связан с водопроводной системой и предназначен для заправки водой радиаторов. Элементы уста­новки бывают разобщены и использованы независимо. Другая установка модели 1147 для промывки маслосистем двигателœей служит для подачи промывочного масла, откачки его из двигателя и очистки для повторного использования. Установка передвижная и состоит из шестеренчатого насоса, электродвигателя, бака для масла, вместимостью 60 л, центробежного маслоочистителя, приемного фильтра с магнитной пробкой, фильтра тонкой очистки, указателя уровня масла в баке, манометра, магнитного пускателя, автоматического выключателя электродвигателя, трехходовых кранов изменения рода работы аппарата͵ шланга с комплектом сменных штуцеров, ввертываемых в поддон картера двигателя, двухколесной телœежки с рукояткой. Производительность установки 12 л/мин при давлении масла 25 кгс/см 2 , мощность электродвигателя 0,6 кВт.

Оборудование для смазочно - заправочных работ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Оборудование для смазочно - заправочных работ" 2017, 2018.

Оборудование для смазочно-заправочных работ предназначено для выполнения работ: по заправке моторными маслами картеров автомобильных двигателей, трансмиссионными маслами картеров коробок передач, задних мостов, рулевых управлений; по сбору отработавших масел; по смазке через пресс-масленки отдельных узлов пластичными смазками; по заправке систем охлаждения, тормозных систем рабочими жидкостями; по проверке давления воздуха в шинах и накачке шин.

Это оборудование может быть переносным, передвижным и стационарным, а по виду привода - с ручным, пневматическим и электрическим приводами.

К маслораздаточному оборудованию для выдачи моторных масел относятся различные маслораздаточные баки, установки и маслораздаточные колонки.

Переносные маслораздаточные колонки с ручным приводом предназначены для дозированной выдачи и учета общего количества моторного масла непосредственно из стандартной тары (бочки вместимостью 100‑200 л) при заправке картеров двигателей автомобилей. Основным узлом колонки является насос двойного действия.

Кроме маслораздаточных колонок с ручным приводом для дозированной раздачи моторного масла применяют передвижные маслораздаточные устройства с пневматическим приводом (рис. 7.1).

При подаче воздуха от компрессора в пневматический двигатель 3под давлением 0,8 МПа масло непрерывно подается в магистраль до тех пор, пока при закрытии клапана раздаточного пистолета 5 в напорной магистрали не возникнет противодавление порядка 2,4 МПа. Подача насоса - 12 л/мин при температуре масла 18°С.

Передвижные маслораздаточные установки с пневматическим приводом для удобства перемещения размещают на двухколесной тележке.

Наибольшее распространение получили стационарные колонки с электромеханическим приводом. Стационарные маслораздаточные колонки с электроподогревом предназначены для дозированной выдачи и учета общего количества моторного масла из маслохранилища при заправке двигателей автомобилей или выдаче в тару потребителю с одновременным его нагревом в случае необходимости.

Основными узлами колонки являются утепленный корпус, внутри которого монтируется счетчик масла, барабан с самонаматывающимся рукавом и раздаточным краном, нагревательный бак с трубчатыми электродвигателями мощностью 4 кВт и терморегулирующим устройством, гидроаккумулятор с реле давления, пускорегулирующая аппаратура, расположенная в аппаратном шкафу.

Маслораздаточное оборудование для заправки трансмиссионными маслами может быть передвижным и стационарным. При заправке картеров агрегатов автомобилей трансмиссионным маслом применяются передвижные маслозаправочные установки с ручным приводом. Установки состоят из двухколесной тележки-подхвата, специального бака, насоса, раздаточного шланга с наконечником.

Стационарные заправочные установки предназначены для заправки трансмиссионным маслом агрегатов автомобилей непосредственно из масляного резервуара. Установки являются автоматическими, состоят из насосной установки и могут иметь до двух раздаточных рукавов с пистолетами.

На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей используются многофункциональные смазочно-заправочные установки. Такие установки предназначены для централизованной механизированной дозированной выдачи моторного и трансмиссионного масел, пластичной смазки, охлаждающей жидкости и воздуха с измерением давления в шинах.

Для сбора отработавшего масла служат переносные и передвижные баки с воронками и стационарные сборники-резервуары, установленные под полом помещения с маслоприемными воронками.

Передвижные установки для сбора отработавшего масла, сливаемого из агрегатов автомобилей на постах, не оборудованных стационарными сливными устройствами, состоят из специального приемного бака (баллона), оборудованного для его перемещения группой колес, приемной воронки со съемным поворотным лотком.

Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилей предназначено для подачи пластичной смазки через пресс-масленки в трущиеся узлы транспортных средств. К нему относятся различные нагнетатели смазки.

Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом (рис. 7.2) состоят из специального бака (баллона), размещенного на тележке, и насосной установки с насосами высокого и низкого давления.



В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пистолетом.

Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перекачивающим насосом обеспечивают работу одновременно нескольких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.

Оборудование для заправки тормозной жидкостью предназначено для заливки тормозной жидкости в тормозную систему автомобилей с гидроприводом, приведения ее в рабочее состояние и выполнения, в зависимости от требований, отдельных контрольных операций. Оборудование для заправки тормозной жидкостью может быть переносным, передвижным и стационарным.

Переносный бак для заправки тормозной жидкостью представляет собой закрытый стальной резервуар, давление в котором контролируется с помощью манометра. Заправка бака тормозной жидкостью осуществляется через горловину.

Передвижные установки для заливки и прокачки гидравлических тормозов автомобилей предназначены для проведения комплекса работ по обслуживанию гидравлического привода тормозов.

Современные авторемонтные хозяйства и специализированные станции для централизованного управления системой раздачи, сбора и утилизации всех видов масел, смазок и технических жидкостей применяют средства компьютерного контроля.

Централизованная компьютерная система раздачи технических жидкостей позволяет одновременно отслеживать раздачу нескольких видов технических жидкостей на всех постах, контролировать наличие всех видов жидкостей и автоматически оповещать о необходимости доливки определенного вида жидкости. Эта система обеспечивает автоматическое запрещение выдачи жидкости, уровень которой в резервуаре сравнялся с минимально допустимым для безопасной работы насоса.

Воздухораздаточное оборудование предназначено для подачи поступающего в него сжатого воздуха на накачку шин автомобилей или при необходимости снижения давления в них с обеспечением контроля величины давления в шинах. Наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга (рис. 7.3) предназначен для подключения оборудования к шине и контролю давления в ней.

Стационарные воздухораздаточные колонки позволяют выполнять работы по накачке, снижению давления, контролю его в шинах в автоматическом режиме. Современные колонки состоят из пульта и двух воздухораздаточных рукавов с наконечниками для подсоединения к вентилям шин. Воздухораздаточные рукава могут размещаться в барабанах в виде самосматывающихся шлангов.

На электрической панели смонтированы приборы, управляющие включением и выключением электропневматических клапанов, а также для установки величины подаваемого давления. Конструкция колонки для различных модификаций может обеспечивать возможность монтажа как в напольном, так и в настенном варианте. Подача воздуха к колонке осуществляется от воздушной магистрали через фильтр влагоотделителя.

Контрольные вопросы к разделу

1. Для чего предназначено смазочно-заправочное оборудование?