Древние заклинания ведьм — колдовство не для новичков! Магия языка.

Древние заклинания ведьм - очень опасная магия. Оригиналы многих таких текстов были написаны на латыни. На сегодняшний день большинство текстов утрачено. Ниже вы можете ознакомиться с заклинаниями, которые сохранились до наших дней.

В статье:

Все тексты, что сохранились в книгах заклинаний ведьм, можно разделить по различным признакам. Существует большое количество развернутых и сжатых классификаций, которые помогают определиться с тем, какой же заговор лучше использовать колдуну в определенной ситуации. Всего можно выделить 6 основных категорий, на которые делятся ведьминские заклинания.

Примитивные заговоры. В первую категорию относятся проклятья, заговоры и простые обряды, для выполнения которых не нужна предварительная подготовка. Часто они состоят всего из нескольких слов. Сделано это для простоты осуществления магического обряда.

Природные . К данным текстам относятся те, в которых акцент делается на обращение ко всем стихиям (либо к конкретной), к природным явлениям. Данные заклинания обычно не используются новичками. Обращаться к силам природы могут только опытные колдуны.

Оздоровительные . Данные заговоры направлены , восстановление физических и энергетических сил, корректирование психического состояния. В эту категорию магии входит знахарство.

Молитвы . Этот тип текстов рассчитан на призыв Высших сил. Главное отличие от других категорий в том, что используя такие заклинания, маг обращается за помощью, а не приказывает Высшим силам, что им делать.

Защитные . Это вторая по обширности категория заклинаний. Они рассчитаны на защиту колдуна от любых атак из этого и других миров. Сюда входят тексты, которые используются для з аговаривания амулетов, оберегов, трав и отваров. Нередко при проведении ритуала заговариваются украшения, которые маг может всегда носить на себе. Это гарантирует постоянное действие заклинания.

В основном, в ритуалах с использованием данных заклинаний вызываются духи, боги, демоны. В этих ритуалах практически всегда принимает участие не один человек, а определенное количество. Это важно для создания особой концентрации энергии, которая способная пробудить Темные или Светлые силы.

Заклинания ведьм на латыни - все ли так просто?

Не секрет, что все существующие древние заклинания писались на мертвом языке - латыни . До нас дошло очень мало подлинных текстов. В основном, при проведении магических обрядов используется русский и другие современные языки.

Но, несмотря на то, что все тексты переведены практически дословно и хорошо адаптированы, заклинания, произносимые на латыни, имеют большую силу. Они сохраняют магическую информацию берегут ее на протяжение многих веков. Сравниться с ними могут разве что заклятья, написанные на древнегреческом и других, более древних языках.

Прежде, чем браться за проведение ритуала с использованием текста, написанного на латыни, лучше убедиться в его подлинности. Легче всего в этом плане тем, кто уже изучал этот язык. Достаточно часто новые издания допускают ошибки в написании текста, которые распространяют очень быстро.

В результате обряд может просто не получиться, или все пойдет не так, как нужно. Поэтому, если Вы не знаете латынь, не можете оценить достоверность текста и не уверены в его подлинности, лучше воспользуйтесь адаптированным переводом.

Если Вы не очень опытный маг, то начинать свое знакомство с древними заклятиями лучше осторожно и не торопясь. Помните, что когда Вы произносите заклинание на латыни, важно четко проговаривать каждый звук. Воспользуйтесь учебником и расставьте корректно все ударения, проверьте, как правильно читаются звуки.

Сильные любовные заклинания

Древние колдуны старались найти оптимальные способы и управления человеческими чувствами. Поэтому существуют различные заговоры ведьм, позволяющие завоевать желанного любовника.

Как завоевать желанного мужчину?

Проводится этот магический обряд ночью с пятницы на субботу. Текст заговора для этого обряда переведен с латыни на русский. Поэтому воспользоваться им могут даже не слишком опытные маги, только заранее его нужно выучить.

В доме Вам нужно остаться в одиночестве, а окно лучше всего распахнуть полностью. Заранее возьмите большую емкость с водой. Разместите ее на подоконнике и склонитесь над гладью. Теперь троекратно почтите текст:

Я, (свое полное имя), вас заговариваю, заклинаю, святые и смелые ангелы, именами Хей, Он, Йа, Садай, Хейа, Йе, Адонай и Садай, который в 6-ой день смог сотворить разных ползучих тварей, животных да человека, и отдал волю свою Адаму над созданиями всеми, и решил благословить имя Великого Создателя в обители своей. Именем всех ангелов, которые служат в 3-м легионе пред могущественным Дагиэлем, сильным и смелым князем. Именем звезды его, получившей название Венера, его печатью священной и всеми упомянутыми именами, заговариваю тебя о могущественный Анаэль, правящий в 6-ой день, помоги мне и сделай так, чтобы (имя любимого человека) полюбил меня жаркой и сильной любовью.

Все это время необходимо думать только об объекте воздыхания. После этого слегка смочите пальцы в воде и омойте свое лицо сверху вниз. Сделайте первое действие левой рукой, потом - правой. Пусть вода стекает по вашему лицу свободно вниз. Не вытирайте ее. Повторите обряд от начала до конца еще 2 раза.

Когда все будет окончено, не лейте жидкость в банку или любой другой сосуд. Половину выпейте сами, другой напоите любимого мужчину . Когда Вы будете пить заговоренную жидкость, мысленно повторяйте слова заклинания. Выпить всю воду нужно в субботу, не оставляя ее на следующий день.

Как привлечь любовь?

Если в вашей жизни еще не появился человек, который бы любил Вас, проявлял заботу и уважение, то его можно довольно просто привлечь. Этот древний ритуал проводится только на полную луну. Прежде чем его проводить, вооружитесь специальными колдовскими атрибутами:

  • маслом жасмина;
  • розовым кварцем;
  • восковыми свечами (5 обычных и 1 красная);
  • гранатом (камень);
  • карнеолом (камень).

карнеол масло жасмина розовый кварц восковые свечи
гранат

Проводите ритуал только в той комнате, в которой сами спите. Дождитесь наступления темноты и распахните окно. Вокруг своего ложа расставьте и зажгите все свечи (красную предварительно смажьте маслом).

После этого разместитесь удобно на ложе и возьмите все камни в свою рабочую руку. Закройте глаза, освободите голову от лишних мыслей и представьте, что ваша мечта сбылась: вы любимы, желанны, о Вас заботятся и вами дорожат.

Представьте, как отдаете себя всю до последней капли любимому, и как он возвращает вам всю эту энергию обратно. Представьте своего избранника. Обрисуйте его черты лица, телосложение, опишите черты характера. Когда атрибуты будут напитаны вашей энергетикой и мыслями, расставьте их рядом с кроватью и скажите заговор:

О, великая Богиня света, принеси мне счaстье, верное и яркое! Пусть новая любовь; крепкaя и нежнaя придет ко мне. Дa будет тaк!

Пусть свечи после обряда догорают, а Вы ложитесь спать.

Как привлечь к себе удачу?

Древние заклинания ведьм помогут привлечь удачу и обрести желаемое. Данный заговор написан на русском языке (адаптированный перевод ). Его следует читать очень тихо. Если для проведения ритуала Вы будете использовать оригинальный текст, то произносите его громко, внятно и не забывайте о правильной интонации.

На растущий месяц выйдите на улицу, повернитесь лицом к ночному светилу и произнесите трижды:

Ангелы Божьи и Архангелы я, (полное имя), вас заговариваю, святые сильнейшие, величайшим именем святого Божества, мудрого и возвышающегося над бескрайними небесами. К тому, кто сотворил в один день землю, мир, небеса, море и все живое, навсегда скрепив их печатью именем своим.
Заговариваю и именами Ангелов Святых, которые правят 4-м легионом и служат сильному Саламию, титулованному и великому Ангелу. Именем звезды с названием Солнце, ее знаком, величайшим именем Бога живого. Я, (полное имя), прошу вас, о, Ангелы великие, потрудитесь для меня, принесите в жизнь мою удачу постоянную и помогите исполнить все желания и просьбы мои согласно воле моей.

Когда основной текст будет сказан, можно самостоятельно изложить мечты, надежды и попросить осуществить желаемое. Удача станет вам сопутствовать в любой сфере, какую Вы назовете.

Новичкам для этого обряда советуют использовать этот адаптированный перевод. Неправильное использование оригинального текста может повлечь за собой нежелательные негативные последствия, которые могут отразиться не только на самом колдуне, но и на его близких родственниках.

Древние нередко использовали для получения желаемого результата. Прежде чем пользоваться подобным знаниями, необходимо пройти обряд посвящения. Некоторые маги предпочитают породниться со всеми стихиями; те, кто более реально оценивают свои способности, выбирают одну из них.

Именно в таких обрядах чаще всего используют заклинания, написанные на латыни. Они должны создавать неразрушимую связь между колдуном и силами природы. Стихия, к которой относится магиня, является ее защитником, покровителем и при проведении любых сложных ритуалов колдунья обращается к ней.

Если говорить о стихиях, вода охотнее остальных отзывается на просьбы. Она способна очистить от негатива, передать энергию и намерение объекту ритуала, а также запоминать события и делиться своими воспоминаниями с ведьмами. Для магов воды характерно это заклятье.

Умберто Эко (1932-2016) — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист. Ниже размещен фрагмент из книги: Умберто Эко. Поиски совершенного языка в европейской культуре. / Пер. с итал. и примечания А. Миролюбовой. — СПб.: «Александрия», 2007. — (Серия «Становление Европы»).

Магический язык Ди

Флудд в «Apologia compendiaria» («Кратчайшая апология», 1615) вспоминает, что братья-розенкрейцеры прибегали к каббалистической магии, чтобы научиться вызывать ангелов, и это вызывают в памяти как стеганографии Тритемия, так и обряды, более или менее связанные с некромантией, которые совершал Джон Ди: последнего многие ученые считают подлинным вдохновителем розенкрейцеров. Занимаясь заклинанием ангелов, описанным в «А true and faithful relation of what passed for many yeers between Dr. John Dee... and some spirits («Истинное и достоверное изложение того, что происходило многие годы между доктором Джоном Ди... и некими духами», 1659, р. 92), Ди в один прекрасный момент удостаивается со стороны архангела Гавриила откровения по поводу священного языка, и Гавриил, похоже, внушает ему уже устаревшие понятия о первичности еврейского Адамова языка (в котором «every word signifieth the quiddity of the substance»). Далее страница за страницей описываются связи между именами ангелов, числами и тайнами вселенной, а вся книга есть образец использования псевдоеврейских формул в области магических искусств.

Но эту книгу, «Relation», выпустил Мерик Казобон, которого обвиняли в том, что он обнародовал (в неполном виде) эти документы, чтобы опорочить Ди. Нас, конечно, не удивит, что ренессансный маг занимается заклинанием духов, но когда сам Ди дает нам образец шифра, или магического языка, он использует другие приемы. При написании труда, который принес ему больше всего славы, «Monas Hieroglyphica» (1564), Ди вроде бы разрабатывает особый алфавит из простых геометрических фигур, никак не связанный с еврейским. Широко известно, что в поразительной библиотеке Ди имелись рукописи Луллия, и напоминающие Каббалу опыты англичанина с еврейскими буквами в чем-то сходны с использованием букв в комбинаторике каталонского мистика (French 1972, р. 49 и далее).

«Monas» обычно считается трудом по алхимии. И все же, хотя эта книга и пронизана ссылками на алхимию, она скорее предстает как некий способ обнаружить космические связи, созерцая и объясняя основной символ, построенный на окружности и прямой, которые происходят от точки. На приведенном в ней изображении солнце — окружность, вращающаяся вокруг точки, земли, а полуокружность, пересекающая солнечную орбиту, представляет луну. Солнце и луна опираются на перевернутый крест, олицетворяющий принцип троичности (две прямые, соединяющиеся в точке пересечения) и четверичности (четыре прямых угла, образованные пересечением прямых). С некоторой натугой Ди усматривает здесь и восьмеричный принцип, а соединив троичный и четверичный, со всей очевидностью выявляет и семеричный принцип. Если сложить первые четыре числа, можно получить двадцатеричный принцип, и так далее, в головокружительной последовательности, вывести которую возможно из любой арифметической величины. Каждый из этих принципов легко образует четыре сложных элемента (теплота, холод, влажность и сухость) и прочие астрологические явления.

Исходя из этого и применяя двадцать четыре теоремы, Ди подвергает первоначальную фигуру ряду вращений, разложений, инверсий и перестановок, подобно тому как составляются анаграммы из последовательности еврейских букв; одновременно он проводит нумерологический анализ и, учитывая также начальные и конечные аспекты фигуры, применяет к ней три основные техники Каббалы — нотарикон, гематрию и темуру. Таким образом, Монада, как и любая нумерологическая спекуляция, позволяет раскрыть тайны космоса. Но с помощью Монады можно также порождать буквы алфавита, и по этому поводу Ди долго распространяется в письме-посвящении, предпосланном книге: «грамматистам» предлагается признать, что в этом труде «объясняется, по какой причине буквы имеют свою форму; чем обусловлено их место и расположение в порядке алфавита; их разнообразные связи; их числовые значения и многое другое (что должно быть учтено в первичном алфавите трех языков)». Упоминание о трех языках, естественно, отсылает нас к Постелю (с которым Ди поддерживал отношения) и к Коллежу Трех Языков, куда тот был приглашен.

В своем труде 1553 г. «De originibus» («О происхождении») Постель, доказывая первичность еврейского языка, напоминал, что всякое «представление» мира исходит из точки, прямой и треугольника и к геометрическим фигурам могут быть сведены не только буквы, но даже и сами звуки; в «De Foenicum litteris» («О финикийских буквах») он утверждал, будто люди научились языку и изобрели алфавит почти одновременно (ту же самую идею, впрочем, расхожую, возьмет на вооружение глоттогонист и поклонник Каббалы Томас Банг в своей книге «Coelum orientis» («Небо востока», 1657, р. 10)).

Похоже, Ди идет в своих выводах до конца. В том же вводном письме он объявляет, что «собрание букв алфавита таит в себе великие тайны» и что «первые мистические буквы Евреев, Греков и Римлян, форму которым придал единый Бог, были переданы смертным (...), так что все знаки, в которых они выражаются, состоят из точек, прямых и окружностей, расположенных с изумительным искусством и великим знанием». И если, читая его восхваление геометрической основы еврейской буквы «Йод», нельзя не вспомнить Дантов панегирик букве «I», нелегко также отрешиться от мысли о близости всех этих рассуждений к традиции Луллия, о которой шла речь в главе 6, особенно к поискам матрицы, порождающей все возможные языки; ко всему прочему, Ди с гордостью называет свою машину, порождающую буквы, «истинной Каббалой (...), более божественной, чем всякая грамматика».

Клули (Clulee 1988, р. 77-116) развил эти тезисы, показав, что в «Monas» предлагается изложение системы письма, снабженной четкими правилами, в которой каждая буква соответствует какой-то вещи. В этом смысле язык «Monas» даже идет дальше заветов Каббалы, ибо последняя помогает анализировать вещи как о них говорится (или пишется), а Монада помогает обозначить вещи как они есть. Благодаря возможности ее универсального применения эта Монада изобретает, или же восстанавливает, язык Адама. Клули считает, что, используя точки, прямые и окружности, Ди ориентируется на то, как художники Ренессанса вычерчивали буквы алфавита, а именно — применяя угольник и циркуль. Таким образом, с помощью одного-единственного приспособления можно породить не только все значения, но и все алфавиты мира. Приверженцам традиционной грамматики и даже евреям, занимавшимся Каббалой, не удалось объяснить форму букв, их местоположение и порядок в алфавите: они не знали истинного происхождения знаков и начертаний и поэтому не открыли Универсальной Грамматики, лежащей в основе как еврейского, так и греческого и латинского языков.

«Нам представляется, что Ди открыл (...) понятие языка как обширной системы символов, а также приемы экзегезы для порождения смыслов путем манипуляции символами» (Clulee 1988, р. 95). Такую интерпретацию вроде бы подтверждает автор, отсутствующий во всех библиографиях (насколько нам известно, его цитирует, причем обильно, только Лейбниц в «Epistolica de historia etymologica dissertatio», 1712; см. Gensini 1991). Это — Иоханнес Петрус Эрикус, который в 1697 г. публикует книгу «Anthropoglottonia sive linguae humanae génesis» («Антропоглоттогония, или Происхождение человеческого языка»), где утверждает, что все языки, включая еврейский, произошли от греческого. Но в 1686 г. уже вышел его труд «Principium philologicum, in quo vocum, signorum et punctorum tum et literarum massime ac numerorum origo» («Филологический принцип, согласно которому произошли слова, знаки, основные буквы и цифры»), и там, опираясь на «Monas Hieroglyphica» Ди, он выводит из единой матрицы — правда, по-прежнему отдавая предпочтение греческому — все алфавиты и все системы чисел, существующие во всех языках.

Производя, несомненно, сложную процедуру, он отталкивается от основных знаков Зодиака, перестраивает их в Монаду, рассуждает о том, как Адам дал каждому животному соответствующее имя, воспроизведя звук, который оно издает, и разрабатывает вполне достойную внимания фонологию, различая буквы, производимые per sibilatione per dentés (путем свиста с помощью зубов), per tremulatione linguae (путем дрожания языка), per contractione palati (путем смыкания нёба), per compressione labrorum (путем сжатия губ) и per respiratione per nares (путем дыхания через нос). Отсюда он заключает, что Адам при помощи гласных звуков назвал птиц, полугласных — земноводных, немых — рыб. Из этой элементарной фонетики он выводит музыкальные тоны и семь букв, которыми они традиционно обозначались; из них и выводится фигура «Monas Hieroglyphica». Потом Эрикус показывает, как, вращая Монаду (в конечном итоге, составляя наглядные анаграммы из ее знаков), можно получить все буквы известных алфавитов.

Устойчивость подобной традиции от Постеля до Эрикуса говорит о том, что магический язык розенкрейцеров, если розенкрейцеры прибегали к искусству Ди (тайна, которая останется неразгаданной, ибо, несмотря на явные показания их защитников, розенкрейцеров никто никогда не видел), мог быть той самой матрицей (по крайней мере, на уровне алфавита), порождающей все языки, а значит, и всю мудрость мира. Если это так, то они пошли дальше любой универсальной грамматики, мечтая не только о грамматике без синтаксических структур, но даже (как отмечается в Demonet 1992, р. 404) о «грамматике без слов», безмолвном общении, сходном с общением между ангелами, что очень напоминает идею иероглифического символа, предложенную Кирхером. Итак, вот еще один совершенный язык, но основанный на мгновенном откровении, доступном лишь посвященным.

На первом занятии мы познакомимся с языком, на котором нам с вами придётся общаться всё время обучения, а кое-кому, возможно, и дальше по жизни.

Язык и точка зрения

Можно было, наверное, выбрать для нашего курса язык живописи, или музыки, или язык высшей математики (очень ёмкий и специально созданый чтобы оперировать абстрактными понятиями, которые занимают важнейшее место в магии:)... К сожалению, эти языки потребовали бы от Вас дополнительного времени на изучение, и к тому-же произведения на этих языках пока плохо индексируются поисковиками, поэтому для заочной формы обучения мы выбрали обычный человеческий язык: в нём есть и живопись, и музыка и математика, а кроме того, он для того и создан, чтобы передавать максимально широкий спектр магической реальности от человека к человеку.

Язык, которым владеет человек, определяет его точку зрения - и наоборот, точка зрения определяет язык, которым человек её выражает. Чем ближе языки - тем ближе описываемые ими точки зрения. Изучение нового языка - это всегда приобретение новой точки зрения на мир, и наоборот - приобретая новую точку зрения человек рано или поздно приобретает также и язык для её описания и действий из неё. Большая часть людей сейчас живёт в похожих мирах, отличительной особенностью которых является почти полное отсутствие магии. *** Но мы можем добавить магии в нашу жизнь просто привнеся её в нашу речь.

Итак, вернёмся к нашему человеческому языку.

Особенности магического языка

Магический вариант языка отличается от разговорного, которым владеют все. Слова остаются те же, но меняются правила их использования. Именно от неправильного использования любой изначально магический (то есть настраивающий на определённый этим языком взгляд на описываемые явления) язык превращается в "разговорный". Всем известны все "магические" слова, но мало кто знает, что они на самом деле значат, и поэтому пользуются ими как попало. Поэтому большинство человеческих слов сейчас утратили свою силу от частого бессмысленного применения, и рядовой пользователь языка не способен составить из них даже самое простенькое заклинание.

Так что основная задача этого занятия - прямо на ваших глазах вернуть словам смысл, научить вас слушать и разговаривать на магическом языке.

И да будут слова Ваши: да - да, нет - нет, а остальное - от лукавого

Основное отличие языка магического от человеческого "разговорного" языка (именуемого также "болтовнёй"), это обязательное наполнение каждого слова смыслом, соответствие формы используемых слов содержанию, которое при их помощи передаётся, соответствие слов говорящего его намерениям. То есть постоянное отслеживание, то ли вы говорите что хотите сказать, а заодно проверка - что же именно вы в результате говорите, к чему подводят вас собственные слова? При таком магическом способе обращения ваш язык становится вашим надёжным союзником, а слова начинают прояснять смысл всего, а не запутывать, и разговор превращается в сознательное выяснение и выражение словами и действиями своей точки зрения, своего места в мире.

Для магического способа владения языком характерно создание в каждый момент времени между понятиями и словами связи типа "одно понятие - одно слово", в отличие от связей "одно понятие - много слов" (за которыми человек пытается скрыть смысл того, должен сказать) и "сам не знаю о чём - а слов всё равно много" (за которой человек пытается спрятать от себя отсутствие точки зрения, и наличия вместо неё "мнения", которое является величиной мнимой).

Также важно не допускать перерасхода сил на любой разговор, то есть говорить только то, что стоит сказать.

Построение достоверной модели

Грамотное описание чего-либо с помощью слов - построение достоверной модели описываемого. И если модель достаточно достоверна - она вступает в резонанс с первоисточником, и играя с моделью можно управлять оригиналом. Нельзя задеть одну из одинаково натянутых струн, чтобы вторая не зазвенела. Методы построения моделей из слов могут быть различными - от логически-описательного, до эмоционально-впечатлительного, от научного труда до поэмы.

Итак, главное в деле овладения магическим языком - осознать, что большинство слов не "обозначает" что-то, являются не ярлыками, а копиями объектов и понятий, что между точным словом и предметом или действием, о котором оно говорит есть связь, как прямая так и обратная.

Морфология

Конечно, язык развивается. Когда язык только рождался все слова были отражением (при восприятии) или выражением (при действии) Намерения, одно понятие соответвтвовало одному слову, и даже не слову ещё, а корню слова. Но и самих понятий и их оттенков тогда было немного. Современнный язык обогатился многими частицами, уточняющими значение, но при этом потерялся общий план, за деревьями стало не видно леса.

Поясню на примерах. Возьмем, например, слово "СЧАСТЬЕ". Всякие философы и прочий праздный люд из века в век ломают головы - что же обозначает это слово, что же такое счастье, где его искать? А ответ - в самом слове, которое, как мы видим, состоит из притягательной частицы "С", значимого корня "ЧАСТЬ" и частички "Е", обозначающей наличие. На современном языке это будет звучать примерно так: "НАЛИЧИЕ ПРИЧАСТНОСТИ". После такого нехитрого расклада сразу проясняется печальная истина, что человек, как, впрочем, и прочие существа нашего мира вовсе не самодостаточен. Ему непременно нужна связь - с семьей, с ремеслом, с родиной, с тотемом, с богом, духом, дьяволом, кому что ближе, каждому свое, или даже со всем понемногу, а уже через это - со всем необьятным Миром. Только если такая связь есть - человек "счастлив". А если он стремится к самодостаточности через разрывание связей - это прямой путь к несчастью.

Отчего люди несчастны

Что ещё может помешать человеку быть счастливым? Отчего люди бывают несчастны, отчего не имеют причастности ни к чему? Только от незнания себя, своего собственного достоинства, также известного как своё место в жизни. Достоинство - это то, чего конкретный человек стОит, и на чём стоИт. Ведь раз человек жив, значит у него ещё есть силы, энергия, а энергия - это универсальная валюта, и её всегда можно во что-то вложить, получив взамен акции причастности.

Но когда человек забывает о реальном размере своего достоинства, у него появляются либо слишком большие, необоснованные амбиции, либо наоборот, заниженная самооценка. Больше всего он боится узнать что действительное положение вещей гораздо меньше его амбиций, и что он может гораздо меньше чем хочет. Такой человек не знает и не желает знать, кто он такой на самом деле и что ему надо, пренебрегает тем хорошим, что имеет, а вместо этого начинает придумывать и желать что ему не полагается, как хорошего, так и плохого, чего ему просто не надо. И даже если диким напряжением он добьется чего захочет - счастливее он не станет, потому что это - не его, и нужно кому угодно, но не ему.

Что такое ЧЕЛОВЕК

Ну а что же такое сам ЧЕЛОВЕК? ЧЕЛО-ВЕК. ЧЕЛО - древнее слово, обозначает определённый законченный набор качеств (из всех возможных для вида определяемой особи), ВЕК - срок, отведенный для их реализации, то есть попросту жизнь.

Только не надо думать, что некий "чело/век" сидит где-то, попыхивая папироской и ждет, пока его наделят качествами, а рядом сидит другой, третий и гадают, кому что достанется. Нет же! Сами наборы способностей и качеств, наделенные осознанием, свободой воли и помещенные в поток времени и создают то, что обозначается как "чело/век". И ничего личного! Не имеет смысла сравнивать людей и их судьбы, все люди изначально находятся не в равных условиях.

Таким образом, вслушиваясь в слова, а потом постоянно держа в голове их истинный смысл при употреблении их в речь можно достичь оччень многгогого!

Язык - путь к восприятию

При пользовании любым языком, при выражении или при восприятии чего-либо с его помощью, обязательно нужно помнить, что слова - это только описание точки зрения, а не она сама. НЕ НАДО пользоваться словами для восприятия, слова - только для НАСТРОЙКИ на восприятие или действие, сами действия или восприятие безмолвно.

Сами факты - безмолвны. Свист ветра между камнями на горной вершине перед рассветом несопоставим ни с одним произведением медитативной музыки стиля "Нью Эйдж", ни даже с дзенским хайку на эту тему. Человек, рассказывающий о чём-то всегда говорит не о том что было, а о том, что он сам почувствовал когда увидел то, что было, Я уж не говорю о том, что присутствие наблюдателя часто меняет картину происходящего...

Нельзя умалять значение описаний и карт, именно они показывают нам дорогу, но нельзя заменять ими саму дорогу.

Язык может указать, подвести нас вплотную к восприятию чего-то, или к какому-то действию, но последний шаг, само восприятие или действие можно сделать только в безмолвии. Именно поэтому во всех магических и религиозных традициях столько внимания уделяется медитации или остановке внутреннего диалога, также как и поддержанию тела в хорошей форме. И именно поэтому так часто получается непонимание между людьми, один из которых внятно и доходчиво что-то объясняет второму, а второй несмотря на это "не воспринимает сказанное", невзирая на очевидную простоту изложения. На самом деле сказанное он воспринимает, он не воспринимает то, на что слова указывают.

Так что даже если вы с всё поймёте в нашей школе - это ещё не значит, что вы станете магом. Для этого Вам потребуется ещё много шагов, в безмолвии и одиночестве. Наши лекции могут только настроить вас на нужный лад.

Вы всё поняли???

Любой язык обладает магическими свойствами. Каждое слово имеет определенное значение и несет в себе определенную энергетику, во всяком случае, в это верят мистически настроенные люди. Тем не менее формулы традиционной магии близки древним языкам.

Санскрит

Так называют язык посвященных жрецов (браминов) древней Индии. Предположительно он сформировался в начале II тысячелетия до нашей эры. На санскрите написаны Веды – священные книги древних индусов. Считается, что в них содержится описание всего устройства мироздания. Предполагается, что от санскрита произошло множество других языков и диалектов индоевропейской группы. В русском языке тоже много заимствований из санскрита.

Древнееврейский язык

Этот язык возник в I тысячелетии до нашей эры. Именно на древнееврейском написаны Пятикнижие - Тора, священная книга иудеев, а также каббалистические тексты.

Слово «каббала» переводится с иврита как «получение», «принятие», «предание». Это религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и претендующее на знание божественного откровения. Она связана с осмыслением понятий Творца и творения, роли и целей Творца, а также человеческой природы и смысла существования. На практике каббала применяется и при гаданиях.

Древнегреческий язык

Этот язык - предок современного греческого - был распространен в пределах греческой ойкумены с начала II тысячелетия до нашей эры вплоть до IV века н. э. Сегодня он используется в греческих церквях как язык богослужений.

На древнегреческом было написано множество трактатов по магии, в частности, «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста; Новый Завет и некоторые главы Ветхого Завета. Древние греки приписывали буквам своего алфавита также цифровые значения: каждый символ обозначал одновременно букву и число. Именно греки стали родоначальниками нумерологии – науки о магии чисел.

Латынь

Предполагается, что латинский язык сформировался к середине II тысячелетия до нашей эры. Вначале на нем говорило лишь население небольшой области Лаций, расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова. Жители Лация называли себя латинами. Впоследствии центром этой области стал Рим, а объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами. К концу II века до нашей эры латынь уже господствовала во всем Западном Средиземноморье. В XII-XV веках ее вытеснили романские и германские языки, но она осталась официальным языком католицизма и по сей день используется в научной терминологии.

В то же время на латыни написано множество магических формул, например, алхимиков. Некоторые магические ритуалы, совершаемые с помощью этого языка, копируют католическую мессу.

Руны

Руны представляют собой символы, высекаемые обычно на камне, металле, дереве, кости. Они возникли в I веке нашей эры как письменность древних германцев и использовались вплоть до XII-XIII веков на территории современных Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Гренландии. После принятия христианства в североевропейских странах руническое письмо было вытеснено латиницей.

Издавна рунические знаки применялись для различных магических ритуалов. Не случайно само слово «руны» происходит от древнегерманского корня run, что означает «тайна». Древние скандинавы приписывали рунам мистическое происхождение от верховного арийского бога Одина.

Руны часто наносят на талисманы и амулеты, используют в татуировках. Рунические знаки нередко встречаются в нацистской символике. Так, символом SS являлись две белые руны «s» на черном фоне.

Арабский язык

Первые свидетельства о формировании древнеарабского литературного языка относятся к концу VII - началу VIII века, когда арабы еще вели кочевой образ жизни. Арабская письменность связана, прежде всего, со священной книгой мусульман Кораном. Считается, что в ней зашифрованы все знания о мироустройстве и законах человеческой жизни. Поэтому Коран - не только главная книга традиционного исламского учения, но и текст, используемый в магических целях.

Существует несколько видов так называемой коранической магии. Это илм ал-хавасс – наука о свойствах чисел и букв; илм ал-филактйрат - искусство изготовления амулетов и талисманов; илм ар-рукйа – наука о применении различных магических формул, заклинаний и заговоров; илм ал-фа д – наука о предсказаниях и знамениях; илм ал-кур а – наука о толковании значений текстов Корана; илм тамима – наука об использовании сур Корана для создания талисманов и оберегов.

Вначале было слово…, и потом, тоже было слово, и далее, и даже сейчас, если слова нет, значит, не существует такого понятия, никто не думает о нем, никто не может его использовать. Такова суть слова, и язык магии , в этом отношении, лучшее подтверждение правил. Когда-то давно, когда люди только осваивали возможность передачи информации словами, у магии не было собственного языка, и, прежде всего, потому, что первые знания важно было сохранить, распространить, а не спрятать. Язык магии появился намного позднее.

Был этап, когда развитие магического языка шло по правилам, которые распространяются вообще на все языки мира - включение новых слов, с соответствие, с увеличением понятийного аппарата и заимствований, расширение словоформ и прочее. Позднее, этот процесс замедлился. На современном же этапе, в магическом языке, если и есть какие-то изменения, то они касаются только того уровня, который имеет широкое распространение. Это, прежде всего, любительская деятельность, единичные случаи использования магии в домашних целях, Интернет и так далее. Профессиональная магия, и белая, и черная предпочитают использовать языки старинные, а то и вовсе, древние.

Что же следует знать, о языке магии? Прежде всего, язык магии наполнен энергией, причем, наполненность эта на несколько порядков выше, нежели чем у других слов. Поэтому, книги, содержащие готовые формулы заклинаний и других магических действий, так же как и собственные записи, не следует держать на виду. Даже случайное произнесение формулы, может иметь неприятные последствия.

Те, кто был свидетелем работы магов, наверняка обратил внимание, что слова, словосочетания, предложения весьма трудны и для произнесения, и для запоминания. Во-первых, в целях безопасности, а во-вторых, скрытая суть магического языка - призвать энергию, расположить составляющие в определенном порядке и запустить в работу магическую конструкцию. Здесь вообще ошибаться нельзя, ибо эффект непредсказуем.

Кроме того, следует избегать использования слов из магического лексикона в обыденной жизни, причина та же самая, свободная магическая энергия, пусть даже и в малых количествах постоянно присутствует в пространстве, она притягивается к словам, пусть даже и случайно произнесенным, как металлическая стружка к магниту. Произвольное, неупорядоченное сочетание может сработать совершенно случайно, непредсказуемым образом. Особенно значимы и опасны в этом отношении конечные слова магических конструкций, которые являются пусковыми и работают как детонатор, это же относится и к именам собственным. Именование ангелов, архангелов, духов и различных сил, буквально, пробуждают их к действию.