Приемы и способы генерирования идей. Как создавать новые идеи для творчества

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей создания новых товаров, включая выявление источников новых идей и методов их создания.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением либо являются слишком рискованными.

К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.

Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы.

Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей.

Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное -- количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей.

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление -- это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

В групповой работе самая распространенная модель -- определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Ментальные карты.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) -- это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Синектика.

Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий:

Прямая аналогия.

Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.

Символическая аналогия.

Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) -- весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Фантастическая аналогия.

Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия).

Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

Метод фокальных объектов.

Способ генерации идей, известный как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская методика, но не менее успешно он может быть применен и для других целей - например, в журналистике для выбора темы статьи. Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Charles Whiting).

Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.

В первую очередь строится таблица. В верхнюю строку таблицы заносится объект, который необходимо разработать или о котором Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области специализации. Затем случайным образом берутся три произвольных объекта. Это могут любые три существительных, которые вы видите перед собой или же подобранные при помощи словаря, книги и т.п. Далее под каждым из трех выбранных вами слов записываются приходящие в голову свойства, характеристики, определения.

На последнем этапе Вы должны попробовать связать выбранный Вами объект поочередно с каждым из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь получившееся словосочетание, вызывает ли оно у Вас какие-то ассоциации.

В течение четверти часа "метод фокальных объектов" позволяет породить десяток-другой идей, из которых в итоге можно будет отобрать одну-две, которые будут разрабатываться дальше.

В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

К отрицательным сторонам -- невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

Морфологический анализ.

Морфологический анализ -- пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологический ящик), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

Точно сформулировать проблему.

Определить важнейшие элементы объекта.

Определить варианты исполнения элементов.

Занести их в таблицу.

Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод тыка) -- форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

Достоинства метода:

Этому методу не надо учиться.

Методическая простота решения.

Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

Недостатки метода:

Плохо решаются задачи средней сложности (более 20--30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

Нет приёмов решения.

Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.

Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило -- «первое пришедшее в голову решение -- слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределенности и делает то, что пришло в голову первым.

МПиО -- аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО -- это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ-- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году -- это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • - решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • - прогнозирование развития технических систем;
  • - развитие творческого воображения и мышления;
  • - развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы -- такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:

Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

Какие связи являются вредными, мешающими, какие -- нейтральными, и какие -- полезными?

Какие части и связи можно изменять, и какие -- нельзя?

Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие -- к ухудшению?

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).

Вывод: Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.

Не раз были в творческом ступоре? Кофе не поможет проснуться!

Давайте знакомится с методами, которые помогут вам генерировать идеи легко!

1. Первый классической и нашумевший метод, который используют повсеместно - мозговой штурм!

Все в лодку и поехали! Я считаю, этот метод эффективным. Только представьте, вы собираетесь с командой, и каждый предлагает идею, пусть даже самую глупость. Но вы удивитесь, когда вы запишете все идеи от участников, вы перейдете к активному обсуждению, и даже из самой глупой идеи может получиться «конфетка». Не боитесь высказывать глупые идеи, так и действует метод мозгового штурма! Штурмуйте Олимп легко!

2. Еще один классический метод - метод ассоциаций

Безусловно, все о нем наслышаны, в особенности дизайнеры. Принцип прост: есть тема обсуждения - есть ассоциация и еще одна ассоциация и еще.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед тронулся!

По этому принципу работают многие дизайнеры и не только. Данный принцип подходит абсолютно всем, кому нужно «срочно» сгенерировать идею. Вы можете выстроить целую цепочку ассоциаций и обнаружить, что вы далеко ушли от предполагаемой темы. Но не беда, это «глубинные ассоциации», так или иначе связанны с вашей темой, попробуйте использовать и их.

3. Ментальные карты

Мне было лениво их использовать в первое время. Но как обычно нужно превратить это в привычку и увидите результат. Интрига закончена! О самом методе ментальных карт: рисуем с вами планы на сегодня, именно рисуем. В центре вы, от вас идут линии, и задачу вы не прописываете, а рисуете, так чтобы вы потом могли разобраться, что это. Например, одна из задач на сегодня: сходить в кино. Значит прибегая к тому же методу ассоциаций, мы с вами рисуем человечков у большого экрана.

4. Автобус, кровать, ванна

Метод предлагает нам генерировать идеи в необычных местах, если ты в офисе - давайте работать на свежем воздухе, ожидая, когда на нас упадет долгожданное яблоко. Выпусти идеи наружу, нужно им помочь, и подобно Архимеду в ванной крикнуть «Эврика»!

5. Расшифровка, сэр!

Берем непонятную надпись либо рисунок, к примеру, иероглиф, разглядываем татуировку друга. И «по старинке» рождаем ассоциации, что же это такое! Это отличное упражнение на каждый день, после него вы будете рожать ассоциации на ходу!

6. Ловим идеи сачком!

Все просто: записываем идеи в тетрадь или начитываем на диктофон. Всем знакомо, что идеи приходят внезапно, когда ты к этому не подготовлен! Будь бдителен и подобно детективу или доктору записывай все идеи. Самое главное, потом найти запись!

7. Люблю шляпы! Всем по шесть шляп!

От творческого хаоса в голове поможет методика примеривания шести шляп. Мысленно надеваем белую шляпу и анализируем цифры и факты с серьезным лицом. Надеваем черную шляпку и ищем негатив, критикуем и оценивающе смотрим. Наконец, примеряем желтую шляпу - улыбаемся и смотрим на все позитивно. После чего примерим зеленую шляпу, которая поможет нам в генерации новых идеи. Красная шляпа делает нас эмоциональными, больше эмоций. В конце концов, после примерки синей шляпы или шляпы небесно-голубого цвета, мы подводим с вами итоги. Больше цвета!

Как генерировать идеи легко - насущный вопрос, решений которому огромный океан. Эти проверенные на себе 7 способов помогут вами без особой подготовки вдохнуть новую жизни в ваше творчество!

Желаю всем вдохновения каждый день и в необычной обстановке!

Почем так актуален вопрос креативности в наше время? Если раньше продвижением продуктов работы художников, поэтов, или музыкантов занимались или они сами, или же их спонсоры, то теперь все обстоит немного иначе. Теперь для того чтобы достичь самореализации, необходимо по меньшей мере продемонстрировать свои качества потенциальному работодателю. И затем адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляются в каждой компании. Кроме идеи для творчества должны уметь и представители многих профессий, и обычные люди для решения повседневных задач.

Часто музыканты, поэты, дизайнеры сталкиваются с проблемой застоя в своей деятельности. Каким бы проектом они ни занялись, к ним приходят лишь однообразные схемы решения тех или иных проблем. Тогда перед ними встает задача научиться создавать идеи для творчества. К счастью, для этого придумано немало техник.

Воля случая в помощь творцам

Одна из самых распространенных является так называемая методика слов. Она заключается в следующем: для решения определенной проблемы человеку необходимо подобрать определенное количество случайных слов. И подумать, каким образом они могут быть связаны с потенциальным решением. Для этого можно воспользоваться словарем. Иногда достаточно открыть книгу на случайной странице. Главный принцип - не следует отказываться от того или иного слова, если поначалу оно не вызывает никаких ассоциаций. Чтобы пользоваться этим методом, нужно проявить упорство и настойчивость.

Правильно сформулировать вопрос - половина пути

На это обращали внимание многие ученые. При неверной формулировке вопроса вероятность нахождения правильного ответа весьма мала. Например, совершенно непродуктивным будет вопрос «Когда же мой ребенок возьмется за ум?». То, что может реально принести пользу, будет выражено по крайней мере с помощью вопроса: «Как я могу мотивировать его заниматься определенными предметами? Что и как может в действительности заинтересовать моего малыша?».

Свобода идеям

Как еще можно научиться создавать новое беспрепятственно? не терпят закрепощения. Если человек трудится над решением задачи, которое должно быть креативным, предельно важно в такие моменты не ограничивать себя. Нужно сделать так, чтобы поток идей мог генерироваться в режиме «нон-стоп». А это требует умения на какое-то время лишить права голоса внутреннего критика. Если этого не сделать, то многим гениальным идеям можно попросту не дать шанса даже на рождение.

Генерирование идей никогда не должно превращаться в рутину. При малейшей подобной тенденции необходимо переключится на другие сферы, поскольку в противном случае этот вялотекущий процесс не принесет плода. Сама идея брэйнсторминга, в процессе которого группе позволено высказывать любые, даже самые нелепые предположения, построена на данной концепции свободного потока.

Вывернуть все наизнанку

Еще одним способом генерировать новые идеи для творчества является так называемая техника «проблема наоборот». В чем она заключается? Для того чтобы найти решение для определенной задачи, нужно заняться поиском антирешения. Несмотря на кажущуюся абсурдность, этот способ быстро позволяет выявить те действия, которые будут совершенно неэффективными в работе с данной проблемой.

Например, у супружеской пары имеются определенные конфликты или недоразумения. Как им кажется, они не могут найти выхода из бесконечных ссор. Применяя на практике метод «проблема наоборот», супруг или супруга могут спросить себя: «Какие мои действия еще более ухудшат наши отношения?». Таким образом, сразу станет понятно, какого рода слова или поступки «раскачивают» семейную лодку и способствуют ссорам и хаосу.

Способ змеек и лесенок

Данный способ является еще одним оригинальным способом решить насущные проблемы и генерировать интересные идеи для творчества. Он не занимает много времени. Но при этом позволяет посмотреть на проблему свежим взглядом. В чем его суть? На листе бумаги необходимо отметить две точки. Первая - это исходное положение человека, у которого имеется определенная проблема. Оно располагается в правом нижнем углу листа. Проблема может быть сформулирована как угодно. Но чаще всего она выражается в виде вопроса. Например, «Как мне улучшить взаимоотношения с коллегами?», «Как вкуснее сварить борщ?» и т. д.

В левом верхнем углу расположена точка, где находится желаемая цель. Далее необходимо нарисовать определенное количество лестниц и змеек, - обычно по пять штук. Это число является оптимальным. Пять лесенок будут обозначать пути решения проблемы. Пять змей - препятствия к их достижению. Помимо этого, нужно продумать, каким образом должны быть упрочнены лестницы, чтобы ускорить приближение к цели. И как можно ослабить или укоротить змей.

Итак, решение любой проблемы может оказаться увлекательным процессом, превращаясь из непосильной и трудной задачи в настоящую игру. Перечисленные способы могут использоваться в работе с любыми трудностями и в каждой жизненной сфере - начиная от руководства корпорациями и заканчивая необходимостью выработать идеи для детского творчества. Универсальность способов позволяет пользоваться ими практически везде.

День добрый, читатели моего блога. Сегодня анализировал статистику запросов от пользователей, искал интересные темы для своих статей и понял, что многие ищут в сети новые бизнес идеи. Уверен, что все хотят найти готовую бизнес идею, которая уже завтра, а то даже и сегодня, начнет приносить прибыль. Скажу сразу, что в сети вы сможете найти бизнес идеи, но не факт, что они будут актуальные. В большинстве случаев в открытый доступ попадают старые бизнес планы, которые уже себя изжили, или такие, что не являются рентабельными. К чему я веду? К тому, что бизнес идею можно разработать самостоятельно, она будет уникальная, она будет авторская, вы продумаете все плюсы и минусы, сможете рассчитать все риски и плюсы данного дела.
Но тут возникает вопрос, а как это сделать? Если честно, то я тоже с самого начала задался таким вопросом. Очень легко сказать – придумать новую бизнес идею, но нужно ж иметь четкое понимание того, как и что делать. Не все от природы могут за секунды выдавать креативный решения, способные давать отличный результат.

Детальней изучая данную тему я понял, что в науке очень много людей тоже задавалось себе таким вопросом, и некоторые из них разработали даже специальный системы позволяющие стимулировать мозг, заставляющие его работать сверх своих возможностей и выдавать новые идеи. Итак, сегодня мы с Вами поговорим о 10 основных методах генерирования новых бизнес идей.

Мозговой штурм – отличный способ получения новых идей

Мозговой штурм – это то, что практикуется во многих компания, больших и малых. Не важно каким видом бизнеса вы занимаетесь или планируете заняться, мозговой штурм всегда способен выдать новые идеи, интересные концепции и решения поставленных задач.
Данный метод был разработан Алексом Осборном. Основная идея состоит в том, что участники мозгового штурма обсуждаю поставленный вопрос. Сначала задается вопрос, потом каждый предлагает свое решение, высказывая несколько фраз. Идеи должны быть разные, желательно высказывать все, что приходит в голову, не бояться. Даже если решение кажется фантастическим, то говорите. Таким образом идет коллективное мышление, происходит стимулирование творческого процесса. У меня в команде бывало так, что с начала все идет тяжело, но потом кто-то сказал одну идею, его подхватил другой, третий и пошло. Идея за идеей, решение за решением, из сотни высказанных предложений мы обязательно находим парочку толковых. Далее следует их записать и уже более детально обговорить.
Мозговой штурм имеет три этапа:
Постановка проблемы. Определитесь с тем, что будете обговаривать, четко сформулируйте задачу.
Генерация идеи. Самая важная и креативная часть мозгового штурма. Тут нужно соблюдать определенные правила: не ограничивать идеи, говорить все подряд; ни в коем случае не критиковать идею другого участника штурма; самые необычные идеи приветствуются; по возможности объединять и компонировать сказанное.
Группировка и выделение самых интересных идей. Часто этот этап забывается, но именно он позволяет из сотен сказанных идей выделить самые лучшие и достойные.
Думаю, что вы разобрались с тем, что такое мозговой штурм. Уверен, что первые несколько раз будет тяжело, но со временем вы приловчитесь и сможете генерировать очень интересные и полезные идеи.

Новые бизнес идеи: метод «шесть шляп»

Данный метод генерации новых бизнес идей, да и всех идей в целом, принадлежит Эдварду де Боно. В ходе творческого процесса человек должен надеть шесть разных шляп. У каждой свой определенный цвет, который отвечает за ту или иную функцию. Так, надев белую шляпу вы должны беспристрастно проверить все цифры и факты, примеряв черную, нужно искать все негативные черты и риски данного бизнеса, в желтой – проанализировать все плюсы данного дела, в зеленой сгенерировать еще новых идей развития проекта, а в красной можете себе позволить эмоционально высказываться по поводу представленной идеи. И последняя, синяя шляпа – в ней вы должны подвести итоги всей проделанной работы.
Очень интересный метод, который превращается в игру, но тем самым способен невероятным образом стимулировать процесс мышления и увеличивать возможность генерировать новые бизнес идеи.

Метод «ментальные карты»

Данный метод генерации новых бизнес идей получил название «ментальные карты». Его создателем является Тони Бьюзен. Основная идея заключается в том, что весь процесс мышления и креатива тесно связан с памятью человека. Именно ее нужно развивать, стимулировать, стараться как-то взбудоражить. Тони Бьюзен предлагает взять большой ватман бумаги, в центре написать идею, ключевое понятие от которого нужно отталкиваться, а далее создавать ветви на которых писать все возникающие ассоциации. Таким образом у Вас образуется определенная карта, состоящая из множества ассоциаций. Все они будут связаны между собой ключевым понятием. Это позволит включить креативный процесс мышления, создать целую сетку ассоциативных понятий из которых можно вывести интересные и новые идеи.

Новые бизнес идеи: метод синектики

Вот это уже действительно реальный метод, который я использовал в своей практике несколько раз. Не скажу, что он простой, но довольно таки действенный. Понял алгоритм работы, вы сможете с легкостью генерировать новые бизнес идеи, или решать поставленные задачи.
Итак, синектика – главным источником новых идей тут является поиск аналогий. Автором данного метода является Уильям Гордон. Что нужно делать? Вначале выбираем объект, и рисуем таблицу для его аналогий. В первом столбце указываем прямые аналогии, во втором – косвенные, а потом нужно сопоставить цель, прямую и косвенную аналогию.
Тяжеловато понять с первого раза? Я тоже был запутался, по этому приведу простой пример.
Объект – карандаш
Задача – расширение ассортимента и увеличение продаж
Прямая аналогия – большой и объемный карандаш
Косвенная аналогия (отрицание прямой) – плоский карандаш
Сопоставляем цель, прямую и косвенную аналогию и понимаем, что можно сделать плоский карандаш-закладку для книг.
Более детально про метод синектики я написал в статье «Синектика: метод генерации новых идей»

Новые бизнес идеи: метод фокальных обьектов


Метод фокальных объектов – довольно интересный способ генерации новых бизнес идей. Его автором является Чарльз Вайтинг, который отмечает, что данный способ призван объединить признаки разных объектов в одном целом, и за счет этого вывести новый объект, более интересный для людей.
Например: за основу берем праздник Новый Год. Ассоциаций много, но у меня сразу в голову приходят апельсины, подарки, бенгальские огни и свечи которые родители ставили на стол. Идея такова, что можно в воск свечи добавить перетертые бенгальские огни, и мы получил интересную свечу, которая будет искриться. Пример простой, но думаю, что он позволил Вам понять как это работает. Метод фокальных объектов используется везде – в технике, в машиностроении, в промышленности. Даже взять технику от Apple – все новые гаджеты (iPhone, iPad) –это генерация различных устройств, свойства которых объединили в одно и доработали.

Морфологический анализ

Данный метод был предложен Фрицем Цвике. Если честно, то я не до конца его понял, несколько раз старался сгенерировать новые идеи таким образом, но не получалось. Возможно я тяготею к другим способам, но в своей статье не мог обойти этот стороной.
Итак, метод морфологического анализа заключается в том, что исследуемый объект нужно разложить на компоненты, среди которых нужно выбрать самые важные и существенные. Далее их нужно изменить всевозможными методами и попытаться собрать, в результате получив другой, качественно новый объект.

Метод непрямых стратегий

Данный метод генерации новых идей довольно забавный. Лично я несколько раз его использовал, сказать, что идея пришла гениальная – будет не правдой. Возможно из-за того, что я воспринимал все как игру, больше хотел протестировать метод непрямых стратегий на действенность, нежели получить какой-то конечный результат.
Непрямые стратегии были разработаны Брайаном Ино и Питером Шмидтом. Суть состоит в том, что вы даете определенные инструкции самому себе, но предварительно не знаете, что должны будете выполнить и куда приведет результат выполнение того или иного указания. Раньше для этого использовались специальные карты, на которых писали команды типа «Спроси свое тело», «отбрось обычные инструменты», «сделай это наоборот». Были также и немного непонятные команды – «Послушай тихий голос», «Прокрути хребет» или «Проделай умывание». Именно такие указания использовал сам Брайан Ино.
В наше время, когда интернет доступен практически каждому, вам не нужно писать карточки, или искать специальные карты непрямых стратегий. Достаточно зайти на сайт futura.ru/Oblique.htm и вы получите найдете генератор случайных указаний.

Метод «автобус, кровать, ванна»

Данный метод основывается на том, что идеи приходят к нам всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое. Как правило, самые интересные идеи застанут Вас врасплох, в 3 часа дня, в какой-то обычный рабочий день. Помните, что озарение приходит спонтанно, но вы должны быть к этому готовы. Носите с собой ручку и блокнот, записывайте все, что кажется интересным.

Новые бизнес идеи: метод расшифровки

Тут в дело идет фантазия. Берете какое-то высказывание на иностранном языке, такое, что Вам не понятно, и стараетесь расшифровать его, использую аналогии, ассоциации, перебирая десятки возможных вариантов. В таком творческом процессе может зародиться интересная идея. Если вы хотите получить новую бизнес идею, то лучше выбирайте какие-то бизнес цитаты на иностранном языке.

Ловушка для идей

Данный метод чем-то схож с предыдущим – автобус, кровать, ванная. Тут вы тоже должны фиксировать все-все-все, что приходит в голову. Записывайте в блокнот, на диктофон, в телефон или планшет. Но не нужно сразу анализировать записанное. Как правило, вернитесь к идеи через несколько дней, обдумайте ее еще раз, сделайте анализ и определенные выводы.
Новые бизнес идеи генерировать не так уж и сложно. Поверьте, если вы освоите один из 10 методов, что я описал, то новые идеи станут обычным делом в вашей жизни. Другой вопрос в том, что любая идея должна быть подобающим образом реализована, чтоб превратиться из концепции в стоящее дело.