Запятая между предикативными частями сложносочиненного. «Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Между частями сложного предложения, соединенных союзами: и, да (=и), ни...ни; а, но, да (=но), однако, ...; или, либо, ли...ли, ...; да, да и, тоже, также; то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

    Запятая не ставится

    • Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

      Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

В 8. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

    сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

    сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

    сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения е придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного

Вопрос

Пример

Когда? С каких пор? Как долго?

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

При каком усло­вии?

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Следствия

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Образа действия.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Меры и степени

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .

Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и подготовкой к ЕГЭ. В ходе урока рассматриваются правила постановки запятой, тире в ССП, а также отсутствие запятой между простыми предложениями в ССП. Материал сопровождается презентацией. Содержит повторение орфографии и орфоэпии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

11 класс

Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным,

средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;

  1. Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять знаки препинания.

Оборудование : презентация, карточки, учебник

Ход урока

  1. Оргмомент.

Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок

  1. Орфоэпическая разминка (слайд №2)
  1. Орфографическая работа (по карточкам)

Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм

Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм

Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники

Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.

Индивидуальное задание перед орфографической работой:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.

  1. Проверка орфографической работы

Вопрос классу: Как называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?

  1. Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
  1. Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (слайд № 3)

Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы

1) соединительные 2) противительные 3) разделительные

Как…так и но или

И зато либо

Да (=и) да (=но) то…то

Тоже а не то…не то

Не только…но и однако то ли…то ли

Также

Ни…ни

7. Проверка (слайды №4,5,6)

Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?

Как отличить простое предложение от сложного?

7. Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»

  1. Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 7,8,9,10)

Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)

К слайду №8

1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.

3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.

К слайду №9

1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!

3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

  1. Тренировочные задания в формате ЕГЭ

Класс делится на 2 группы: слабые, средние - сильные

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

  1. В начале апреля уже шумели скворцы () и летали желтые бабочки.
  1. На углу недавно поставили новый киоск () и теперь там продают газеты.
  1. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег () и укладывались правильными рядами.
  1. Темнеет () и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

  1. Мосты разрушены () и мы переезжаем реку вброд.
  1. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки () и терялась в тенистой чаще леса.
  1. Берег постепенно исчезал за кормой () и на востоке росла стена темноты.
  1. За рекой играла гармонь () и пели девчата.
  1. Отдохни () и мы пойдем дальше.
  1. Откуда приехали ваши друзья () и куда они держат свой путь?
  1. Морозная ночь () и заунывный волчий вой.
  1. Водяная пыль () и капли покрупнее окутали лес.
  1. Стало свежо () и резко пропали все запахи.
  1. По улицам бродили только куры () да изредка показывались собаки.

Варианты ответов (слайд №10)

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая

  1. Проверка (слайд №11)
  1. Обобщение (при наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
  1. Итоги урока.
  1. Дом. задание: параграф 94

Упр. 467, А19 вар.10-15


В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

1. Сложносочинённое пр. Запятая ставится между частями сложного предложения, соед-го союзами:

*соединительными (и, да в значении и, ни. . . ни); *противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не); *разделительными (или, либо, ли.

Ли, то. . . то, не те. . . не то); *присоединительными (да, да и, тоже, также); *пояснительными (то есть, а именно).

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:

Если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги); -если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение (Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой); -между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках); -между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?).

Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки).

2. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении:

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел-тот смеется (Л. -К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.);.

В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие: это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно"): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских. . (Л Т.)

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), то запятая ставится один раз: *перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все; *после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

3. Сложное бессоюзное предложение - такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении:

Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.).

Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 42 Знаки препинания в сложном предложении.:

  1. 2. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них.(24)
  2. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.

Пунктуация - довольно непростой раздел русского языка. Он включает в себя огромное количество правил по употреблению знаков препинания в письменной речи. Часть этих правил имеет отношение к сложносочиненным предложениям. В каких случаях ставятся запятые, употребляются ли другие знаки препинания в сложносочиненном предложении, - вопросы, в которых стоит разобраться и школьникам, и тем людям, которые совершенствуют свои знания в области русского языка.

Что такое сложносочиненные предложения?

В русском языке есть такое понятие, как сложные предложения. Существует несколько их видов. Один из них - это сложносочиненные предложения. Под этим термином понимается единица языка, которая в своем составе содержит несколько простых предложений, соединенных интонацией и сочинительными союзами.

В таких конструкциях части являются равноправными. Союзы, объединяющие простые предложения, не входят ни в одну из частей. Чтобы была понятна сущность термина «сложносочиненное предложение», примеры приведем ниже:

  1. Ветер дул на улице, и желтые листья, кружась, осыпались с деревьев.
  2. Мама ушла на работу, и Вася решил сходить к своему однокласснику за учебником.
  3. Скоро начнется гроза, но Мухтар не спрячется в свою будку.

Классификация предложений сложносочиненного типа

Конструкции, образованные на основе сочинительной связи, классифицируются на предложения со структурой открытой и закрытой. Первые из них могут иметь в своем составе больше двух частей. В предложениях, относящихся к конструкциям с закрытой структурой, выделяют только две составляющие.

Для сложносочиненных предложений с открытой структурой характерно значение одновременности. Их можно расширять дополнительными частями. Используются в конструкциях факультативные соединительные (да, и, ни … ни ) и разделительные (либо, или, то … то ) союзы.

Для предложений с закрытой структурой вышеназванная особенность не характерна. Их можно сравнить с замкнутым рядом. Части предложения структурно и семантически связаны, взаимообусловлены. Союзы, которые используются, - и, а, однако, но, зато .

Примеры сложносочиненных предложений с открытой структурой

Эти конструкции в русском языке подразделяются на несколько типов:

  1. Соединительные предложения. В них выражаются отношения временного следования, отношения одновременности. Знаки препинания в сложносочиненном предложении показывает пример: Дверь отворилась, и вошли в комнату гости.
  2. Разделительные предложения. Они выражают отношения чередования, взаимоисключения. Где-то подожгли костер, либо произошел пожар. Эта конструкция является предложением с взаимоисключением. То Лиза вертелась за партой, то Вася кидал записки в сторону соседнего ряда. А вот это предложение чередования.

Примеры сложносочиненных предложений с закрытой структурой

Для того чтобы безошибочно расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, упражнения делать на отлично, необходимо знать, что конструкции с закрытой структурой классифицируются следующим образом:

  1. Предложения, имеющие значения добавления. Полил дождь, и его мелкие капли начали мягко падать на землю.
  2. Предложения, выражающие результативное значение. Во второй части выражается результат, следствие или вывод, обусловленный первой частью. День близился к концу, и предметы в комнате постепенно теряли свои контуры.
  3. Предложения с противительным значением. Все его знали, и никто не желал с ним общаться.
  4. Сопоставительные предложения. Отец вышел из палаты, а мама осталась со своей дочерью наедине.
  5. Сопоставительно-распространительные конструкции. Вдалеке виднелся старый, развалившийся домик, а рядом с ним лежали бревна, привезенные хозяевами земельного участка.
  6. Предложения несоответствия. На улице взошло солнце, а Вася все еще спал.
  7. Противительно-ограничительные предложения. В таких конструкциях одна из частей сообщает о ситуации, которая ограничивает проявление действия в другой части. Андрей хотел остановить поиски, но Александра не желала сдаваться.
  8. Противительно-уступительные предложения. Дождь давно закончился, но земля продолжала оставаться сырой.
  9. Противительно-возместительные предложения. Обстановка в доме была простой, небогатой, но атмосфера казалась очень уютной и теплой.

Постановка запятых в сложносочиненном предложении

В каждом из вышеприведенных примеров можно заметить запятую. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении объясняется существующим правилом. Оно гласит, что простые части, имеющиеся в составе сложносочиненной конструкции, отделяются запятыми друг от друга.

Если дополнить вышеназванное правило, то можно сказать, что запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, соединенные союзами:

  • присоединительными;
  • разделительными;
  • противительными;
  • соединительными;
  • пояснительными.

Случаи, когда перед союзами и, да, или, либо запятая не ставится

Многие школьники, которые еще не знают всех правил применения знаков препинания, думают, что перед союзами и, да, или, либо всегда ставятся запятые в сложносочиненном предложении. На самом деле это не так. Существует несколько исключений из общего правила. Итак, запятая не ставится:

  • когда у простых конструкций, входящих в состав сложносочиненного предложения, есть общий второстепенный член (По деревенской улице шли жители и ехали дети на велосипедах );
  • когда у простых конструкций из сложносочиненного предложения есть общее придаточное предложение (Когда закончилось представление, занавес опустился и зрители зааплодировали );
  • когда простые конструкции поясняют общую третью часть, связанную с ними бессоюзной связью (Она чувствовала себя плохо: поднялась температура и в голове чувствовалась боль ).

Запятые перед разделительными и соединительными союзами также не ставятся, если в состав конструкций входят вопросительные, восклицательные или побудительные предложения. Пример: Когда начнется собрание и какие вопросы обсудят присутствующие?

Тире в предложении сложносочиненного типа

Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении? Конструкция может содержать в себе не только запятые, но и тире. Этот знак препинания употребляется в тех случаях, когда во второй части предложения имеется резкое противопоставление или неожиданное присоединение. Тире как бы служит заменой запятой. Незнакомец бросил рукопись в костер - и внезапно прогремел гром .

Знак препинания также ставится в тех конструкциях, в которых их части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями. Вот несколько примеров, показывающих тире в сложносочиненном предложении:

  1. Внезапный раскат грома - и в небе вспыхивает ослепляющая молния.
  2. Еще часа два-три - и спектакль закончится.
  3. Один выстрел - и охотник поразил поднимающуюся в небо птицу.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении: правило применения точки с запятой

Этот знак препинания применяется в нескольких случаях. Во-первых, он необходим тогда, когда части сложносочиненного предложения значительно распространены. Точка с запятой делит конструкцию на две части, что значительно облегчает восприятие информации. Он постоянно дарил ей цветы, красиво ухаживал, говорил ласковые и нежные слова, способные вскружить голову любой женщины; а она не обращала на него внимания, не видела всех его достоинств и положительных качеств.

Стоит отметить, что точка с запятой ставится в основном в тех предложениях, в которых части разделяются союзами да и, зато, однако, но . В редких случаях знак препинания употребляется в конструкции перед союзом а .

Некоторые дополнительные нюансы в использовании точки с запятой

Перед союзами и, да (со значением и) точка с запятой не всегда ставится. Этот знак препинания употребляется лишь в том случае, когда в сложносочиненном предложении объединяются две части, которые без названных союзов могли бы быть разделены точкой. Утром на столе был вкусный суп, блинчики с начинкой и мясные котлеты; и пока ели, мама заходила в кухню спросить, что приготовить нам на обед.

Иногда постановка точки с запятой факультативна, то есть является необязательной. Вот пример: Свету он уже знал, ее привели не издалека, из соседнего села, да и раньше ее водили к нему. Стоят запятые в сложносочиненном предложении. Входящие в состав части соединяются союзом да и . Он образует связь между двумя односоставными неопределенно-личными предложениями.

Двоеточие в сложносочиненном предложении

Двоеточие - это знак препинания, разделяющий предложение на две части. Одна из них связана с другой причинными и пояснительными отношениями. В сложносочиненных предложениях двоеточие может присутствовать. На улице изменилась погода: поднялся ветер, и тучи затянули небо.

Как видно из вышеприведенного примера, часть, содержащая информацию о ветре и тучах, показывает то, каким образом изменилось погода. Если в конструкциях отсутствуют поясняющая и обобщающая части, то знаки препинания в сложносочиненном предложении в виде двоеточий не применяются.

Выводы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении могут быть разными (запятая, тире, точка с запятой). В некоторых случаях необходимо двоеточие. При этом стоит помнить, что очень важно правильно отличать сложносочиненные конструкции от простых предложений, которые осложнены однородными сказуемыми. Вот несколько примеров:

  1. Ученики задали вопрос, и учитель ответил на него.
  2. Солнце заглянуло в окно и осветило лучами интерьер .

Первое предложение является сложносочиненным. В нем части разделены запятой и союзом и . Во второй конструкции из примера тоже есть этот союз. Однако запятая в предложении не ставится, так как оно не является сложносочиненным.

В заключение стоит отметить, что наша речь состоит из предложений, часть из которых является сложносочиненными. Очень важно знать правила постановки запятых, тире, точек с запятой, двоеточий. Дело в том, что в устной речи мы применяем интонацию, для того чтобы нас лучше поняли, а в письменной речи используем знаки препинания. Они имеют огромное значение, могут даже решить судьбу человека. Важность функции знаков препинания в сложносочиненном предложении, как и в любом другом, подтверждается знаменитой фразой «казнить нельзя помиловать». Именно поэтому необходимо запоминать правила, учиться их применять на практике.