Витус беринг что он открыл кратко. Сообщение о витусе беринге

Доктор исторических наук В. Пасецкий.

Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг A681-1741 годы) принадлежит и числу великих мореплавателей и полярных исследователей мира. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ученым и мореплавателям северо-западные берега Америки.

Очерк о двух Камчатских экспедициях Витуса Беринга, который мы здесь печатаем, написан по документальным материалам, хранящимся в ЦГАВМФ (Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота). Это указы и постановления, личные дневники и научные заметки участников экспедиции, судовые журналы. Многие из использованных материалов раньше не публиковались.

Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.

Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия в 1703 году. Корабль, на котором он плавал, прибыл в Амстердам. Здесь произошла встреча Беринга с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом. По поручению Петра I Крюйс нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот.

В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлину, там по приказу Петра I создавалась военно-морская крепость - Кронштадт. В 1706 году Беринга произвели в лейтенанты. На его долю выпало немало ответственных поручений: следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегонял корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.

В трудах и баталиях прошло двадцать лет. И вот наступил крутой поворот в его жизни.

23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.

Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.

6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.

Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.

К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей.

22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.

Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.

Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на Север.

«...По прибытии к Большерецкому устью,- писал Беринг,- материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего" и умирают».

Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.

11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.

15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.

На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18" с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.

Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дня иногда виднелась «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали»,- писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.

1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.- В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».

Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири. По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далекий предшественник «очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его" возможностях трудно было бы ожидать». Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг... Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск - Енисейск - Илимск - Якутск - Охотск-Камчатка-Чукотский Нос-Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.

Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.

Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.

Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.

В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.

В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св. Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св. Петр» в состав своего экипажа. Так начался путь ученого, получившего потом всемирную известность.

4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шел вперед, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друга друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель - никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.

Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.

Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.

Около четырех недель пакетбот «Св. Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.

«17 июля,- как записано в вахтенном журнале,- с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».

Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.

Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.

Конец июля н август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.

29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.

Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студеным.

Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску...

Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко от Камчатки. Он понимал, что доберется до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.

27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».

С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли...

Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.

Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».

Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.

4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.

Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.

Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку.

Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.

28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей я выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.

Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.

«Это известие,- писал Свей Ваксель,- подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я что нам угрожает полная гибель».

В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях.

Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.

Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.

Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).

Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.

Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.

Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову - одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.

В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».

Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.

На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.

Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

Что сделал Витус Беринг, известный мореплаватель и капитан-командор, исследователь Камчатки, северо-восточного побережья Азии, северо-западных берегов Америки и северных земель Тихого океана, Вы узнаете из этой статьи.

Витус Беринг: что открыл?

Все достижения Витуса Беринга были совершены в двух Камчатских экспедициях:

  • Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов

Первый русский император и его советники знали, что существует пролив между Америкой и Азией и искали мореплавателя, который бы мог исследовать его для использования в практических целях. Петр I в 1724 году составил указ об подготовки к экспедиции, поставив начальником 44-летнего Витуса Йонассена Беринга. К этому времени он уже 21 год служил в России. Команда мореплавателя состояла из 34 человек и вышла из Петербурга в путь 24 января 1725 года. До Охотского моря они шли пешком или верхом на лошадях, а на реках сплавлялись по судам. Голод в пути и страшные морозы привели к тому, что команда экспедиции сократилась до 15 человек. 1 октября 1726 года Беринг дошел до Охотска. Дальше предстояла дорога по морю, поэтому пришлось строить бот под названием «Св. Гавриил». На нем мореплаватель вышел в море 14 июля 1728 года. Им было выявлено полуострова Озерной и Камчатский, Карагинский залив и одноименный остров. Его моряками было положено на карту более 2500 км береговой линии северо-восточной части Азии. В экспедиции было открыто залив Креста, остров св. Лаврентия и бухту Провидения.

16 августа 1728 года Беринг прошел через пролив и оказался в Чукотском море. Но повернув назад, думая, что берег моря дальше простилается, он оказался в Нижнекамчатске. Таким образом, в ходе первой экспедиции Витус Беринг первым описал южную половину западного и восточного берега Камчатки и выявил Авачинскую губу, Камчатский залив.

  • Вторая экспедиция Витуса Беринга на Камчатку 1733–1743 годов

Вернувшись из первой экспедиции, Беринг показал правительству России план новой экспедиции. Его назначили командующим Второй Камчатской экспедиции в 1733 году. Их задача – исследовать американские берега со стороны Камчатки.

В 1734 году командующий экспедиции собрал всех участников в Тобольске. Сухопутные партии геодезистов изучали побережье океана. А сам исследователь отправился в Якутск, где провел 3 года, заготовляя продовольствие и снаряжение для своей команды, разделенной на 2 группы.

Только в 1740 году Беринг отплывает из Охотска на судах «Св. Павел» и «Св. Пётр». Зиму его команда провела на востоке Камчатки, около Авачинской губы. Спустя 8 лет после того, как они покинули Петербург, их корабли вышли к берегам американского континента. В дальнейшем корабли потеряли друг друга и плавали автономно. Витус Беринг 4 дня плавал вдоль западного побережья. После было взято курс на Азию. 10 августа мореплаватель решил идти на Камчатку. А спустя две с половиной недели у юго-запада Аляски были открыты пустынные и безлесные острова, которые капитан назвал «Островами Шумагина». Двигаясь в западном направлении, Беринг исследовал Алеутскую цепь. Здесь русские впервые повстречали местных жителей – алеутов.

Беринг Витус Ионассен (1681-1741) – великий русский мореплаватель, капитан-командор российского флота. Возглавлял Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Прошёл пролив между Аляской и Чукоткой, который впоследствии был назван в его честь – Берингов. Также имя мореплавателя носят остров и море на севере Тихого океана. Экспедициям Беринга принадлежит открытие ряда островов Алеутской гряды.

Рождение и семья

Витус родился 2 августа 1681 года. По происхождению он был датчанин. О его ранних годах известно очень мало. Имеются данные, что Беринг появился на свет в датском городе Хорсенсе, где на четвёртый день после рождения мальчика крестили в местной лютеранской церкви. Документ о его крещении до сих пор хранится в старой церковной книге города Хорсенс. Имя ребёнку дали в честь дяди (родного маминого брата), он был знаменитым датским историком, работал придворным летописцем в Королевском суде. От матери досталась фамилия Беринг, их дворянский род был в Дании довольно знатным, но к моменту рождения Витуса уже разорившимся.

По папиной линии мальчик унаследовал второе имя Ионассен. Отец будущего мореплавателя, Ионас Свендсен, был женат на Анне Педердаттер Беринг вторым браком, от первого у него имелось два сына и две дочери. Анна родила мужу пятерых детей – троих мальчиков и двух девочек. Отец работал таможенником и был весьма уважаемым человеком в городе. Семья не относилась к разряду зажиточных, но и родители, и дети были образованными и набожными.

Детство

Проживали Беринги на улице Сёндергаде в доме № 59. А на соседней улице Смедегаде располагалась школа, которую посещал Витус. Учебное заведение принадлежало Педеру Лауритцену Дальхоффу, чей сын Хорлов в 1695 году женился на сестре Беринга – Анне Катринс. Хорлов состоял на службе в военном флоте Дании в качестве фанфариста, поэтому разговоры о море и флотской жизни часто велись и в доме Беринга, и в школе.

С раннего детства Витус стал водить дружбу с матросами и шкиперами, частенько бывал в гостях у них на кораблях. В тот период Дания активно завоёвывала морские территории, король посылал экспедиции по всему свету. Юный Беринг был очарован морем и в подробностях изучил материалы экспедиций Йенса Мунка, который в начале XVII века плавал на остров Гренландия и в Индию.

Несмотря на то, что в семье имелись финансовые затруднения, своим детям Ионас и Анна постарались дать хорошее образование. Два старших брата Витуса учились в Копенгагенском университете. Но юный Беринг избрал для себя иной путь. Окончив школу, четырнадцатилетний подросток записался на голландский корабль матросом.

Первые путешествия и учёба в Амстердаме

Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере, который впоследствии стал русским адмиралом, дважды Беринг принимал участие в плавании в Ост-Индию, пересёк северную Атлантику, побывал в европейских колониях на западном берегу Северной Америки и на Карибских островах. Опыта в путешествиях Витус набрался, а вот знаний в морском деле было недостаточно. И тогда Беринг продолжил учёбу в морском кадетском корпусе в Амстердаме, который на тот период считался лучшим в мире. Морские науки юноша постигал легко, уже тогда было понятно, что из него выйдет превосходный мореплаватель.

В 1703 году Витус познакомился с вице-адмиралом флота России Корнелием Ивановичем Крюйсом (по происхождению он был норвежцем). Тогда по указанию царя Петра I по всей Европе его агенты искали и вербовали на службу в России толковых иностранцев (моряков, военных и других специалистов). В Амстердаме такой работой занимался Крюйс. Он сразу обратил внимание на черты характера и качества молодого Беринга, которые очень ценились в морской службе. В 1703 году Корнелий Иванович предложил Витусу поступить на службу в русский флот. Молодой человек принял такое предложение, он как раз только окончил кадетский корпус с офицерским званием.

Переезд в Россию и военно-морская служба

При содействии Крюйса Беринга зачислили в русский Балтийский военно-морской флот в чине подпоручика. В 1704 году Витус приехал в Россию, отныне его судьба навсегда была связана с этой страной. Сначала его поставили командовать небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин с берегов Невы, там Пётр I начал грандиозное строительство военно-морской цитадели русского флота Кронштадта. Беринг проявил в службе прилежание и рвение. Ему всё чаще поручали ответственные задания, к выполнению которых он относился ревностно и очень скрупулёзно. Такая служба, талант и страсть к мореплаванию были оценены по достоинству и в 1707 году Витусу уже присвоили чин поручика.

  • 1710 – в начале весны получил направление на южное побережье Финского залива, где вёл наблюдение за шведской флотилией. Осенью этого же года Беринга перевели капитан-лейтенантом на Азовский флот, где он командовал небольшим парусным военным судном (шнявой) «Мункер».
  • 1711 – летом принимал участие в Прутском походе Петра I (в период русско-турецкой войны поход в Молдавию против Османской империи).
  • 1712 – направлен на Балтийский флот.
  • 1715 – получил чин капитана 4 ранга. Принял в Архангельске судно «Селафаил» и привёл его в Копенгаген. Это плавание стало последним, когда Берингу удалось побывать в родных краях, больше он в Данию не вернулся.
  • 1716 – принял командование линейным парусным кораблём Балтийского флота «Перл», с которым участвовал в плавании к Бронкгольму.
  • 1717 – получил чин капитана 3 ранга.
  • 1719 – принял командование кораблём «Селафаил», с которым совершил плавание по Балтийскому морю к Аланду.
  • 1720 – получил чин капитана 2 ранга.
  • 1721 – принял командование парусным линейным кораблём Балтийского флота «Марльбург», затем командовал судном «Лесное» в соединении одного из создателей Российского военно-морского флота Ф. М. Апраксина.

Отставка и скорое возвращение на флот

Однако за семнадцать лет службы Берингу не удалось получить желаемый чин капитана 1 ранга, даже несмотря на то, что под его командованием в 1720 году был фрегат на девяносто пушек, а в период Северной войны он не раз выполнял особые поручения Государя. Витус считал, что его незаслуженно обошли наградами и повышением по службе. В связи с этим в феврале 1724 года, когда закончилась Северная война, он написал прошение об отставке.

Просьба Витуса была удовлетворена. Но когда царь Пётр I узнал о его отставке, то заявил генерал-адмиралу русского флота Ф. М. Апраксину: «Зря ты обижаешь Беринга. Сей датчанин стал истинно русским человеком и доказал это своею службою. Объяви на Коллегии, что он вновь принят в морской флот и назначен капитаном 1 ранга». В августе 1724 года Витус был отозван из отставки и принят в командование фрегат «Селафаил» на шестьдесят пушек.

Первая Камчатская экспедиция

Одна из великих заслуг Петра I в том, что он стал основоположником научного изучения географии России и близлежащих территорий. В конце 1724 года Государь издал указ об организации Первой Камчатской экспедиции и поручил Коллегии Адмиралтейства подобрать наиболее подходящую кандидатуру руководителя. Петру I предложили доверить это дело Берингу, на что было дано государево согласие. Он собственноручно расписал Витусу основные задачи экспедиции:

  • На Камчатке либо в ином месте соорудить один или два палубных бота.
  • Выдвинуться на этих судах вдоль земли курсом норд, где по имеющимся сведениям должна располагаться Америка.
  • Отыскать место, где соединяется Америка с Азией, высадиться на американское побережье и нанести полученные сведения на карте.

Беринг с командой выдвинулся из Петербурга в январе 1725 года. В течение двух лет речными судами, пешком, на лошадях через Сибирь добирались до Охотска. Здесь они перезимовали, после чего отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках. Летом 1728 года, обосновавшись на восточном побережье Камчатского полуострова, Беринг со своей экспедицией завершил строительство первого бота «Святой Гавриил». К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток, в результате чего на карту были нанесены:

  • остров Святого Лаврентия в южной части Берингова пролива;
  • Карагинский залив Берингова моря с северо-восточной стороны Камчатки;
  • самый крупный в Беринговом море залив Анадырский у берегов Чукотки;
  • залив Креста южного берега Чукотского полуострова;
  • бухта Провидения с юго-востока полуострова Чукотка.

Экспедиция вышла в Чукотское море через пролив, получивший впоследствии название Берингов, и повернула домой. Несмотря на то, что североамериканское побережье не было обнаружено, Витус посчитал задачу выполненной – в ходе экспедиции выяснилось, что Америка и Азия не соединяются. Обогнув Камчатку с юга, он ещё нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. После этого весной 1730 года Беринг с командой через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.

По возвращении мореплаватель предоставил доклад, в котором уверенно высказался о сравнительной близости Камчатки и Америки и о том, что было бы целесообразно заводить с американцами торговые отношения. Проехав туда и обратно через Сибирь, Витус был уверен, что на этих землях можно вести добычу соли, железной руды и выращивание ржи, ячменя, овощей. Также мореплаватель представил свои планы, как дальше исследовать российское азиатское побережье на северо-востоке, разведать морские пути к Японским островам и Америке.

Вторая Камчатская экспедиция

Выслушав его соображения и планы, в 1733 году Коллегия вновь назначила Беринга руководителем Второй Камчатской экспедиции. Они посчитали, что задания Государя Петра I были выполнены не до конца: экспедиция не побывала на американских берегах и не полностью доказала, что соединения Азии с Америкой нет. Тем не менее, Берингу присвоили чин капитана-командора и наградили премией в тысячу рублей.

В начале 1734 года Витус выехал в Якутск, где в течение трёх лет заготавливал экспедиционное снаряжение и продовольствие. Власти на местах никак не хотели помогать Берингу, он то и дело сталкивался с их сопротивлением, безразличием и бездействием. Только осенью 1740 года из Охотска отправились к востоку Камчатки на двух пакетботах «Святой Павел» и «Святой Пётр».

В июле 1741 года экспедиция вышла к побережью Северной Америки. Обратно Беринг проследовал вдоль Алеутской гряды и южного берега Аляски. Были открыты и нанесены на карте острова:

  • Святого Стефана (Булдырь);
  • Шумагинские;
  • Кадьяк;
  • Святого Иоанна (Атха);
  • Святого Маркиана (Кыска);
  • Евдокеевские.

Болезнь и смерть

Обратный путь со Второй Камчатской экспедиции оказался очень трудным. Море полностью окуталось туманом, начало сильно штормить. Из-за тумана не было видно не только берегов, но и звёзд, по которым можно было бы определить местонахождение судна. Шли месяцы, а «Святой Пётр» всё ещё находился в открытом море. У членов команды началась цинга, некоторые стали умирать. Заболел и сам Беринг, но из последних сил руководил пакетботом и уцелевшими членами команды.

Корабль практически не управлялся и двигался по волнам и ветрам. В начале ноября 1741 года на горизонте заметили заснеженную землю, которая впоследствии получила название острова Беринга. Было принято решение устроить здесь вынужденную зимовку. Первыми вынесли из душных кают больных, но на свежем воздухе они в скором времени скончались.

8 декабря 1741 года умирал в наспех построенной землянке и Витус Беринг. На самом краю необъятной России из последних сил старался зацепиться за жизнь сражённый цингой великий мореплаватель, болезнь оказалась сильнее. Он не знал тогда, что уходит из жизни на острове, который впоследствии будет носить его имя. Не знал и то, что Беринговым назовут море в Тихом океане и пролив, который разделяет Америку с Азией. Точность этих исследований подтвердил позднее англичанин – мореплаватель Джеймс Кук. Это было его предложение назвать пролив между Чукоткой и Аляской Беринговым.

Личная жизнь

В 1713 году Беринг женился на Анне Христиане Пюльсе, дочери коммерсанта из Швеции. Летом 1716 года у них родился первенец, названный Витусом в честь отца. К сожалению, в скором времени малыш скончался. После этого Анне Христиане рожала много раз, но большинство детей умирало в младенческом возрасте. За пять первых лет супружеской жизни чета Берингов потеряла пятерых детей. Выжили девочка Аннушка и трое сыновей – Йонас, Томас и Антон.

В начале 18-го века Россия завершила своё движение «встречь Солнцу». На карту были нанесены крайние восточные точки её тихоокеанского побережья. Важнейшую роль в оформлении восточных рубежей государства сыграли две экспедиции под руководством Витуса Беринга (1681 — 1741). Талантливый морской офицер проявил себя не только как способный капитан, но и как отличный организатор и снабженец. Достижения двух экспедиций стали настоящим прорывом в исследовании Сибири и Дальнего Востока и принесли выходцу из Дании славу великого русского мореплавателя.

1. В честь Беринга названы не только Командорские острова, море, мыс, посёлок, пролив, ледник и остров, но и огромная биогеографическая область. Берингия включает в себя восточную часть Сибири, Камчатку, Аляску и многочисленные острова.

2. Знаменитый датский бренд часов также назван именно в честь Витуса Беринга.

3. Витус Беринг родился, вырос в Дании, получил морское образование в Голландии, но служил, за исключением нескольких юношеских лет, на русском флоте.

4. Как и многие иностранцы на русской службе, Беринг происходил из знатного, но разорившегося рода.

5. За восемь лет Беринг проскочил в званиях все четыре существовавших тогда в российском флоте капитанских ранга. Правда, для того, чтобы стать капитаном I ранга, ему пришлось подать прошение об отставке.

6. Первая Камчатская экспедиция была первой в истории России экспедицией, перед которой стояли исключительно научные цели: исследовать и картографировать морские берега и обнаружить пролив между Евразией и Америкой. До этого все географические исследования выполнялись как второстепенная часть походов.

7. Беринг не был инициатором Первой экспедиции. Её приказал снарядить и отправить Пётр I. Беринга в руководители предложили в Адмиралтействе, император не возражал. Инструкции Берингу он написал собственноручно.

8. Берингов пролив уместнее было бы назвать проливом Семёна Дежнёва, который открыл его ещё в 17-м веке. Однако отчёт Дежнёва застрял в бюрократических жерновах и был найден лишь после экспедиций Беринга.

9. Морская часть Первой экспедиции (переход с Камчатки к Берингову проливу, плавание по Северному Ледовитому океану и обратно) продолжалась 85 дней. А для того, чтобы добраться по суше из Петербурга в Охотск, Берингу и его команде понадобилось 2,5 года. Зато была составлена подробная карта пути из европейской части России в Сибирь с описанием дорог и населённых пунктов.

10. Экспедиция была очень успешной. Карта морских берегов и островов, составленная Берингом и его подчинёнными, была очень точной. Это вообще была первая карта северной части Тихого океана, составленная европейцами. Её переиздали в Париже и Лондоне.

11. В те времена Камчатка был исследована крайне плохо. Для того, чтобы добраться до Тихого океана, грузы экспедиции перевозили на собаках по суше через весь полуостров на расстояние более 800 километров. До южной оконечности Камчатки от места переноски было каких-то 200 км, которые вполне можно было пройти морем.

12. Вторая экспедиция была целиком и полностью инициативой Беринга. Он разработал её план, контролировал снабжение и занимался кадровыми вопросами — предусматривалось участие более 500 специалистов.

13. Беринг отличался фанатической честностью. Такая черта пришлась не по нраву властям в Сибири, рассчитывавших изрядно поживиться во время снабжения такой крупной экспедиции. Оттого Берингу приходилось тратить время, опровергая поступавшие на него доносы и контролируя весь процесс поставок для своих подопечных.

14. Вторая экспедиция была более амбициозной. Её план исследования Камчатки, Японии, берегов Северного Ледовитого океана и северного американского побережья Тихого океана назвали Великая Северная экспедиция. Только подготовка припасов к ней заняла три года — каждый гвоздь нужно было везти через всю Россию.

15. Город Петропавловск-Камчатский основан во время Второй экспедиции Беринга. До экспедиции поселений в Петропавловской бухте не было.

16. Итоги Второй экспедиции можно считать катастрофой. Российские моряки добрались до Америки, но ввиду истощения запасов вынуждены были сразу повернуть обратно. Суда потеряли друг друга. Корабль, капитаном которого был А. Чириков, хоть и потеряв часть экипажа, сумел добраться до Камчатки. А вот «Святой Пётр», на котором шёл Беринг, разбился на Алеутских островах. Беринг и большая часть команды умерли от голода и болезней. Из экспедиции вернулись всего 46 человек.

17. Вторую экспедицию погубило решение искать несуществующие Компанейские острова, якобы состоящие из чистого серебра. Из-за этого корабли экспедиции вместо 65-й параллели шли по 45-й, что удлинило их путь к американским берегам практически вдвое.

18. Свою роль в неудаче Беринга и Чирикова сыграла и погода — всё плавание небо было закрыто тучами и моряки не могли определить свои координаты.

19. Жена Беринга была шведкой. Из десяти родившихся в браке детей шестеро умерли во младенчестве.

20. После обнаружения могилы Беринга и эксгумации останков моряка выяснилось, что он, вопреки сложившемуся мнению, умер не от цинги — его зубы оказались целыми.