Старинные русские меры длины, веса, объёма. Старинные русские меры длины

Локоть – одна из исконно древнерусских мер, равная длине от локтевого сгиба до кончика среднего пальца, была введена уже в 11 веке.
Согласно различным источникам величина составляла от 38 до 47 см. Впрочем, примерно с 16 века локоть пользовался все меньшим спросом и спустя три столетия совсем был вытеснен аршином.

Аршин и шаг

Аршин по современным понятиям примерно равнялся 0,7112 м. Существует несколько теорий появления аршинной меры длины. Основная версия предполагает происхождение данной меры от среднего человеческого шага (по равнинной местности при среднем темпе ходьбы). Аршином именовали отрезок, равный примерно 70 см. Величина явилась базовой для более крупных мер длины или расстояния, вроде или версты. Теорию подтверждает «аршин». Корень («ар») в древнерусском языке обозначал «поверхность земли». Стало быть, эта мера могла использоваться именно для определения расстояния, пройденного пешком. Впрочем, существовало и другое, более очевидное, название аршина - шаг.

Известно, что купцы при реализации товара для быстроты и большего удобства мерили «от плеча» либо специальной линейкой с нанесенными делениями, именуемой «аршином». Но со временем, во избежание обмера был введен своего рода эталон («казенный аршин») в виде деревянной линейки с государственным клеймом, наклепанным по обоим концам рейки.

Шаг (71 см) использовался при необходимости измерить относительно небольшое расстояние. Кроме того, длина могла рассчитываться «малыми саженями» или парами шагов взрослого человека. Например: раз-два - один, раз-два - два, раз-два - три. Существовала и «казённая » равная трем шагам взрослого человека (раз-два-три - один, раз-два-три - два…)

Пядь

Пядь тоже считалась старорусской мерой длины, применялась для более мелких величин. Примерно в 17 веке «пядь» была переименована в «четверть аршина» («четверть», «четь»). Было удобно даже на глаз выделить из пяди половину (равную двум вершкам), а также ¼ пяди, соответственно, приравниваемую к вершку.

Существовало две разновидности пяди: малая и большая. Малая пядь равнялась 17,78 см и представляла собой расстояние от большого до указательного пальцев. Большая пядь (22-23 см) – расстояние от большого пальца до мизинца.

Вершок

1/16 аршина, 1/4 четверти равнялся вершок, 4,44 см в современной системе. Термин восходит к лексеме «верх». В литературе 17-го столетия встречаются упоминания о долях вершка (полвершки и четвертьвершки и тому подобное).

Сажень

Наиболее распространенной и востребованной мерой длины на Руси являлась сажень. Саженей было более десяти, все они различались по длине, а также назначению. «Маховая сажень» - являла собою расстояние между кончиками средних пальцев рук, расставленных в стороны, и составляла около 1,76 м. «Косой саженью» (2,48 м) именовали промежуток между носком левой ноги до кончика среднего пальца вытянутой вверх правой руки. Со временем, в строительном быту для удобства стали использовать саженные веревки и деревянные «складени».

Верста

Верстою именовалось расстояние, покрытое от одного поворота плуга до последующего. Величина версты варьировалась до тех пор, пока в 1649 году не ввели понятие «межевой версты», кратную одной тысячи саженей. А в 18 столетии появилась и «путевая верста» в 500 саженей.

Фут и дюйм, которыми стали пользоваться уже в России, по величине кратны английским мерам.

Дата: 2013-09-30

Все мы знаем, что есть такая древнерусская мера длины – сажень, которой измеряли земельные участки и использовали в строительстве. Кроме этого, все слышали и часто применяют фразу «косая сажень в плечах», характеризуя здорового, физически развитого человека. Мне захотелось узнать больше – что же такое эта сажень, почему она косая, и, раз уж бывает косая, то наверняка есть еще какая-нибудь. Итак, перед вами история сажени, которая, как и многие другие на нашем сайте, оказалась весьма неоднозначной.

Древние зодчие не знали метров и сантиметров, им были неизвестны методы вычислений с помощью дробей и корней из чисел. При этом они могли строить абсолютно гармоничные здания и сооружения, в которых человек и сегодня себя чувствует удивительно комфортно.

Прежде всего, оказалось, что сажень – это не совсем мера длины, а скорее - средство измерения пространства. Основой сажени являются параметры человеческого тела, например: простая сажень

  • простая сажень – это расстояние между кончиками пальцев широко расставленных рук;
  • косая сажень – максимальное расстояние между пальцами одной руки и пальцами отведенной противоположной ноги по диагонали (это максимальный размер, который может дать параметры человеческого тела);
  • малая сажень – это расстояние от вытянутой горизонтально руки до пола.

Разновидностей саженей существует несколько десятков, но основными из них являются следующие (сразу приведу их эквивалент в метрах):

  • городовая – 2,848м;

  • сажень без названия (сажень Пилецкого) – 2,055м;
  • египетская - 1,663м;
  • меньшая – 1,345;

  • казенная – 2,176м;
  • народная – 1,760м;
  • малая – 1,424м;

  • греческая – 2,034м;
  • церковная – 1,864м;
  • простая – 1,508м;

  • великая – 2,440м;
  • царская – 1,974м;
  • кладочная – 1,597м;

  • большая – 2,584м;
  • сажень фараона – 2,091.

В зависимости от способа использования, любая сажень может быть одинарной, полуторной, двойной и двухсполовинной. Эти параметры определяют принцип размерности последующего строительства и должны неукоснительно соблюдаться.

На рис.1 схематично представлена простейшая геометрия некоторых саженей, применявшихся древнерусскими зодчими.

Как видно, большинство саженей находятся в прямой зависимости друг от друга, и, зная длину одной из них, можно легко вычислить все остальные. Для этого используется метод «наугольников», суть которого заключается в возможности определения разных саженей построением равнобедренных, прямоугольных или равносторонних треугольников, например, зная длину мерной сажени (а она соотносилась с ростом взрослого человека), можно легко вычислить и другие виды саженей:

На рис.2 видно, как, зная размер мерной сажени (а для этого брался средний рост взрослого человека), можно быстро установить и длины остальных саженей:

  • великая сажень – это линия соединяющая концы двух мерных саженей, расположенных друг к другу под прямым углом;
  • простая сажень – это высота равностороннего треугольника, сторона которого равна мерной сажени;
  • косая сажень– это линия соединяющая концы двух простых саженей, расположенных друг к другу под прямым углом (подобно великой сажени из мерной);
  • сажень без чети образуется стороной равнобедренного треугольника, в котором основанием и высотой является мерная сажень;
  • трубная сажень – это сторона равнобедренного треугольника, в котором основанием является косая сажень, а высотой – простая сажень.

Современных строителей ставит в тупик непостоянный, плавающий размер саженей, которые зависят от человеческих параметров – роста, ширины шага, длины рук и т.д. Здесь важно понять, что все сажени пропорциональны друг другу вне зависимости от их длины. Теоретически, каждый строитель мог использовать собственные сажени, и они будут также соотноситься друг с другом, как и сажени другого человека, даже если он будет выше и ниже ростом. Тем не менее, за тысячелетия применения саженей в проектировании и строительстве произошло относительное усреднение индивидуальных параметров разных людей и такая же относительная стандартизация длин разных саженей. Конкретный механизм этого процесса до сих пор не ясен, потому что общегосударственных эталонов мер до недавнего времени не существовало.

Метр – это стандартная величина, полученная в результате деления длины меридиана, проходящего через Париж на десять миллионов.

Проектирование строений древними зодчими всегда начиналось с наивысшей его точки. Размерность высоты, ширины и длины определялось разными саженями, поэтому абсолютно все здания получаются ассиметричными по всем параметрам. Из-за малой величины этой разницы в размерах, человеческий глаз ее не воспринимает, и выявить ее можно лишь на исполнительном чертеже. Этот принцип гармоничной ассиметрии используется для предотвращения образования стоячей волны от вибраций стен и других элементов с одинаковыми параметрами.

Для того чтобы современные архитекторы не сошли с ума, пытаясь понять систему строительства наших предков, математики долгое время пытались найти определенную закономерность в соотношениях саженей. Результаты их исследований привели к весьма неожиданному результату. Оказалось, что некоторые пары саженей при делении друг на друга дают всегда одинаковое число, а именно – 1,618…(много знаков). Напомню, что 1,618… – это так называемое число Ф или золотая пропорция. Это число вместе с числом пи и числом е является иррациональным, т.е. десятичное представление его является числом бесконечным и непериодичным.

Число Ф называется так по имени великого древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Фидий считается основоположником классического стиля европейского искусства, в свое время он пользовался огромной популярностью и уважением. Самыми известными работами мастера являются статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Промахос. Большинство его произведений не сохранилось, но даже многочисленные описания работ мастера позволяют живо представить грандиозность и величие его скульптур. Признание его таланта всем миром сохраняется и до сих пор: в списки семи чудес света статуя Зевса находится на третьей строчке. Вот полный список:

  • Пирамида Хеопса;
  • Висячие сады Семирамиды;
  • Статуя Зевса в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Мавзолей в Геликарнасе;
  • Колосс Родосский;
  • Александрийский маяк.

Совершенство и великолепие творений Фидия дало повод считать, что мастер владел какой-то тайной своего искусства. Когда же миру открылось золотое сечение, было решено увековечить его имя, используя букву Ф, как название этого числа.

Исходя из этого, можно утверждать, что любая сажень входит в число параметров «золотого сечения». Это раз и навсегда прекратило разговоры о возможном заимствовании русскими строителями различных мер длины из опыта других народов. Теперь же, учитывая тысячелетний возраст сажени, можно смело предполагать, что именно старославянская система саженей была заимствована скандинавами, римлянами, греками и египтянами. Все сооружения Древнего Египта были построены с пропорциями золотого сечения, а сам принцип таких измерений изображен на деревянных панелях из захоронения Хеси-Ра. Хотя логичней всего выглядит версия, в которой древнеегипетская и древнерусская системы основаны на одном источнике, но он ни к Древней Руси, ни к Древнему Египту отношения не имеет.

Принцип деления саженей на части существенно отличается от градации статического метра, который, как известно, имеет единицы деления, кратные десяти. Сажень же делится только пополам. Первое и последующие разделения сажени образуют полусажень (1/2), локоть (1/4), пядь (1/8), пясть (1/16), и вершок (1/32 часть полной сажени). В итого получается, что такой способ деления на две равные части всегда стремиться к нулю, но никогда его не достигает. Именно поэтому сажень является процессом измерения, а не его единицей, как метр.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что сажень – это не четко фиксированная единица длины, а процесс соизмерения параметров строения и строителя. Иррациональность взаимоотношений саженей объясняет живость, эстетическую красоту и гармонию в возводимых с их помощью зданиях и сооружениях. Ведь динамически изменяющаяся длина сажени передает свое движение и готовой конструкции.

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта .

В древности на Руси для измерения расстояния и длины пользовались своим телом. Мерили пальцами, ладонью, шагами. Самой распространенной мерой длины была сажень. Ее название происходит от глагола "сягать", что означает - дотягиваться рукой. Этот корень сохранился еще в слове "недосягаемый". Считается, что такие меры длины очень субъективны, ведь рост и размеры рук у всех людей разные. Но несмотря на это, на Руси строились прекрасные храмы и гармоничные сооружения. С введением в СССР метрической системы длины о старых мерах забыли. Поэтому сейчас редко кто знает, сажень - это сколько.

Древние меры длины

Расстояние наши предки мерили шагами или аршинами, которые равнялись 72 сантиметрам. При измерении счет вели парами шагов - простой саженью или тройками - казенной саженью. Большие в верстах. В древности эту меру еще называли "поприще". Ее длина менялась в зависимости от длины саженей и их количества. Различались также межевая и путевая версты. Среднее расстояние версты - чуть больше километра. Сколько саженей в версте, невозможно определить точно. Обычно от 500 до 750, а в середине 17-го века была установлена верста в 1000 саженей.

Для измерения небольших расстояний пользовались другими мерами. Ткань мерили локтями, поэтому купцы выбирали продавцов маленького роста. Еще одна очень древняя мера длины - Она равнялась расстоянию между кончиками вытянутых пальцев: большого и среднего. Это приблизительно от 19 до 23 сантиметров. И самая маленькая мера длины - вершок - почти 4,5 сантиметра. Это расстояние измерялось сложенными вместе двумя пальцами - указательным и средним.

История русской сажени

Долгое время ученые не могли понять, каким мерилом пользовались древнерусские строители. Но после того как археологи нашли камень, на котором было высечено: "Глеб князь мерил. 10 000 и 4000 сажен", удалось вычислить значение сажени в 151 сантиметр. Это совпало с результатами других русских народных мер. Существовало несколько разных саженей, которыми пользовались при различных измерениях и в строительстве. Для этого делали специальные саженные веревки и деревянные "складени".

Сейчас сложно сказать, сажень - это сколько? В середине 17-го века была принята казенная сажень, равная 216 сантиметрам. Она содержала в себе три аршина по 72 сантиметра. Но Петр Первый уравнял русские сажени с английскими мерами длины - и поэтому изменилась длина аршина. Она уменьшилась. И, соответственно, длина сажени стала равна 213 сантиметров. А в 1924 году эти меры длины совсем вышли из употребления, для измерений стали использовать метрическую систему. Самой распространенной мерой длины стал 1 метр. Сколько саженей в него входило, сейчас сложно сказать. Многое из древних знаний утрачено, но ученые постепенно восстанавливают старинные системы мер.

Сажень - это сколько?

Первоначально все русские меры длины и расстояния мерялись человеческим телом. И если шаг и локоть - это понятно сколько, то как определяли длину сажени? Если казенная была установлена в сообветствии с длиной аршина, то наиболее распространенная в народе "маховая сажень" определялась по расстоянию между расставленными в стороны руками взрослого мужчины. Она равнялась приблизительно двум с половиной аршинам или 176 сантиметрам. Но это самая древняя мера длины, в соответствии с которой была построена колокольня Ивана Великого в Кремле. С 17-го века она использовалась только неофициально.

Разные виды саженей на Руси

Происхождение многих из них до сих пор неизвестно. Считалось, что какие-то появились на Руси, а другие были заимствованы. Например, говорят, что церковная сажень, равная 186 сантиметрам, имеет в своей основе древнеримские меры длины, царская - египетские, а великая - литовские. Существовала еще греческая, которая имела длину 230 сантиметров. Известны также малая, аршинная, городовая, казенная, простая и много других. Они не были пропорциональны и кратны друг другу. Даже часто так случалось, что разные люди пользовались разными видами для измерений.

Самые распространенные сажени

Существовало несколько популярных видов, которыми пользовались все. Это самые древние: простая сажень, равная 150 сантиметрам, народная или маховая - 176 сантиметров и косая сажень - 248 сантиметров. Ее длина определялась по расстоянию между вытянутой вверх рукой и пальцами противоположной ноги по диагонали. Это понятие сохранилось в пословице "косая сажень в плечах". Так говорили про богатырей. Была еще малая сажень, равная расстоянию от вытянутой вперед руки до пола. Равнялась она 142 сантиметрам. Поэтому очень сложно сказать: сажень - это сколько сантиметров. Нужно сначала определиться, о какой мере длины идет речь.

Как использовались сажени на Руси

Деревянные и веревочные мерила использовали при измерении расстояний, например, для определения размера земельного участка и в строительстве. Часто случалось, что у каждого мастера была своя персональная сажень. Распространены были около 10 разных их видов, которые все являлись не целыми числами и не были кратны друг другу. Они использовались, в основном, для измерения средних величин. Сейчас одна сажень приравнена к двум метрам, но вообще ее размер колеблется от 142 до 248 сантиметров. Поэтому те, кто интересуются, сколько саженей в метре, задают не совсем корректный вопрос.

Русское зодчество

Несмотря на то что для строительства на Руси пользовались разными саженями, древние храмы и другие сооружения поражают удивительной гармоничностью и пропорциональностью. Почему же это так? При сооружении зданий древние зодчие опирались на природные пропорции. Какие же принципы применялись в строительстве?

Длина стен и высота зданий складывалась из целого количеств саженей. Это соответствовало принципам "золотого сечения".

Для строительства всегда использовались не одна, а несколько саженей. Одна для измерения ширины здания, другая - для длины. Высоту определяли при помощи третьей сажени, а внутренние помещения планировали четвертой. Если у здания был еще один этаж, то при его возведении пользовались снова иной саженью.

Еще одна особенность - при строительстве получение меньших мер длины производилось при делении сажени на два. Получались полсажени, четверть сажени (или локоть), одна восьмая (пядь), а одна тридцать вторая (вершок).

Почему древние здания кажутся такими гармоничными

Несмотря на сложности вычислений и использования разных систем саженей, древние сооружения до сих пор радуют людей своей пропорциональностью и эстетическим совершенством. Любой чувствует себя в них комфортно, потому что построены они с использованием И неважно, что сажени не имели определенного постоянного значения. Каждая из них появилась из измерений, произведенных при помощи ладоней, локтей, рук или ног человека.

Все древние здания кажутся удивительно гармоничными и пропорциональными еще и потому, что при их членении использовался природный трехчастный, а не современный двухчастный принцип. Кроме того, ученые выяснили, что соотношение более длинных саженей к малым соответствует "золотому сечению". Причем вычисляется это число с точностью до четырех знаков после запятой.

Современные люди знакомы с понятием "сажень", в основном, из произведений русских классиков или из пословиц. Кроме выражения в плечах", употребляются такие, как "ты от дела на недельку, а оно от тебя - на саженьку", "полено к полену - сажень" и некоторые другие. Поэтому неудивительно, что многие интересуются вопросом: сажень - это сколько? Хотя, на самом деле, однозначного ответа на него дать нельзя.

С введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

  • Городовая сажень ≈ 284,8 см
  • Большая сажень ≈ 258,4 см .
  • Греческая сажень ≈ 230,4 см
  • Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трёхаршинной (213,36 см) [ ] . По другому исследованию «косая, казенная» сажень ≈ 216 см
  • Кладочная сажень ≈ 159,7 см
  • Косая сажень , она же великая - расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248,9 см (по другим исследованиям: «великая, косая» ≈ 249,46 см, великая ≈ 244,0 см)
  • Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
  • Маховая сажень , она же народная - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Иван Великий в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых = 2,5 аршина ≈ 152-177,8 см
  • Морская сажень ≈ 183 см (по другому исследованию, 183,35 см)
  • Простая или прямая сажень ≈ 152,8 см (по другим исследованиям: 152,76 см или 150,8 см)
  • Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197 см (по разным исследованиям, 197 см или 1 968 мм , следует учитывать, что она была народной мерой измерения и потому точное значение могло различаться ).
  • Трубная сажень - мерили длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
  • Царская сажень ≈ 197,4 см
  • Церковная сажень ≈ 186,4 см
  • Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

История

Первое упоминание термина «сажень» содержится в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора . Сажень также упоминается и в других русских источниках XI века (тмутараканский камень (1068), Ипатьевская летопись).

Многие литературные источники указывают на то, что метрологическая реформа, в результате которой сажень была приравнена к 7 английским футам, была проведена ещё Петром I в начале XVIII века . На основе этого некоторые исследователи делают вывод о том, что в XVIII веке сажень равнялась 2,16 м . Однако соответствующий нормативный акт до сих пор не найден .

См. также

Напишите отзыв о статье "Сажень"

Примечания

Литература

  • Пилецкий А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 140.
  • Пилецкий А. Системы величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре // Архитектура СССР. 1980. № 10. С. 53.
  • Романова Галина Яковлевна. Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. - «Наука», 1975. - С. 19-32. - 176 с. - 9800 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сажень

– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?

Сажень – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. 1 сажень = 48 вершкам = 7 футам = 84 дюймам = 2,13360 м.

***

Сажень или сажень (сяжень, саженка, прямая сажень) - старорусская единица измерения расстояния. С 11 октября 1835 года, согласно указу Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, т. е. "ровно " к 2,1336 метрам. С введением в 1924 в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метрам

1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально была равна расстоянию от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»), который, в свою очередь, произошёл от старославянского с?гн?ти - «протягивать руку»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

* Великая сажень = 244,0 см

* Городовая сажень = 284,8 см

* Греческая сажень = аттический стадий = 6 английских футов 1 дюйм = 185,42 см

* Земляная сажень - расстояние, которое засевается четвериком ячменя

* Казённая (трёхаршинная) сажень. В ХVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трехаршинной. До 1835 года казённая сажень? 217,6 см

* Кладочная сажень 159,7 см

* Косая сажень - расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали? 248 см

* Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола? 142,4 см

* Маховая сажень - расстояние в размах обеих рук, по концы средних пальцев = 2,5 аршинам = 177,8 см

* Морская сажень = 6 английским футам = 182,88 см

* Народная сажень = 176,0 см

* Простая сажень = 150,8 см

* Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки? 197,2 см.

* Трубная сажень = 187 см

* Царская сажень = 197,4 см

* Церковная сажень = 186,4 см

* Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, большая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мерная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

Происхождение многих видов саженей неизвестно. Считается, что одни из них появились на Руси, а другие заимствованы. Так, предполагается, что прародителями царской сажени являются египетские меры, греческой - Греция, церковной - римские пассады, великой - литовские локти.

История

Первое упоминание термина «сажень» содержится в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора. Сажень также упоминается и в других русских источниках XI века (тмутараканский камень (1068), Ипатьевская летопись).

В 1835 году сажень была официально приравнена к 7 английским футам (2,1336 метрам), хотя первоначально она была значительно меньше - различные исследователи, правда, расходятся в мнениях от 142 см до 152 см - последняя величина равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека. Эта сажень, называвшаяся простой или прямой саженью, содержала 4 локтя в 38 см, или 8 пядей в 19 см.

Сажень

старая русская мера длины, впервые упоминающаяся в русских источниках в начале 11 в. В 11-17 вв. встречалась С. в 152 и в 176 см. Это была так называемая прямая С., определявшаяся размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Так называемая косая С. - размером в 216 и 248 см - определялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой по диагонали. Указом 1835 размер С. был определён в 7 английских футов, или 84 дюйма. Это соответствовало 3 Аршинам, или 48 вершкам (См. Вершок), что равнялось 213,36 см. Производными от С. были: квадратная С., равная 9 квадратным аршинам, и кубическая С., равная 27 кубическим аршинам. После Октябрьской революции 1917 с введением в 1918 в РСФСР метрической системы мер (См. Метрическая система мер) С. перестала употребляться.