Поэты пушкинской поры. Пушкин и кюхельбекер

3 Батюшков К.Н. Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской семье. Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где хорошо изучил иностранные языки, основательно познакомился с литературой и сам начал писать стихи. По воспоминаниям современников, облик Батюшкова точно отвечал представлениям людей начала XIX в. о том, каким должен быть поэт. Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его светилось вдохновение.


4 О.Э. Мандельштам - Батюшкову Словно гуляка с волшебною тростью, Батюшков нежный со мною живёт, Он тополями шагает в замостье, Нюхает розу и Дафну поёт. Ни на минуту не веря в разлуку, Кажется, я поклонился ему, В светлой перчатке холодную руку Я с лихорадочной завистью жму. Он усмехнулся. Я молвил: «Спасибо»,- И не нашёл от смущения слов: Ни у кого – этих звуков изгибы… И никогда – этот говор волов! Наше мученье и наше богатство Смело с собой он принёс - Шум стихотворства и колокол братства, И гармонический проливень слёз.




6 Жуковский В.А. «У нас писатель с гением сделал бы больше Петра Великого». Поэт придавал исключительное значение содержанию, цели искусства. Сын пленной турчанки и русского помещика, он с глубоким сочувствием относился к судьбам крепостных интеллигентов. Более половины всего написанного Жуковским составляют переводы. Жуковский открыл русскому читателю Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Уланда, Бюргера, Саути, бр. Гримм, Юнга и многих других менее значительных, но не менее известных тогда западноевропейских поэтов и писателей.


7 А.С. Пушкин – «Жуковскому» (1818) Ты прав, творишь ты для немногих, Не для завистливых судей, Не для сбирателей убогих Чужих суждений и вестей, Но для друзей таланта строгих, Священной истины друзей......Кто наслаждение прекрасным В прекрасный получил удел И твой восторг уразумел Восторгом пламенным и ясным.






10 Давыдов Д.В. Давыдов создал всего около пятнадцати «гусарских» песен и посланий. Объем его творчества вообще невелик, но след, оставленный им в русской поэзии, неизгладим. Манера Давыдова навсегда осталась исключительной благодаря своей прямолинейности.


11 Романс Не пробуждай, не пробуждай Моих безумств и исступлений, И мимолетных сновидений Не возвращай, не возвращай! Не повторяй мне имя той, Которой память – мука жизни, Как на чужбине песнь отчизны Изгнаннику земли родной. Не воскрешай, не воскрешай Меня забывшие напасти, Дай отдохнуть тревогам страсти И ран живых не раздражай. Иль нет! Сорви покров долой! Мне легче горя своеволье, Чем ложное холоднокровье, Чем мой обманчивый покой. 1834




13 Д. Самойлов «Стихи о Дельвиге» Дельвиг… Лень…Младая дева… Утро… Слабая метель… Выплывает из напева детской ёлки канитель. И к чему на самом деле нам тревожить дух времён! Белокурые метели… Дельвиг… Дева… Сладкий сон… … Нет – нет, не зря хранится идеал, принадлежащий поколенью!.. О Дельвиг, ты достиг такого ленью, чего трудом не каждый достигал!


14 Дельвиг А.А. Мемуары, письма, стихотворения донесли до нас облик Дельвига - ленивца, сонливого и беспечного. Родился Антон Дельвиг 6 августа 1798 года в Москве. Он происходил по отцу из старинного, но обедневшего рода прибалтийских баронов. Учился Дельвиг сначала в частном пансионе, а затем в Царскосельском лицее, где ближайшим товарищем его был А. С. Пушкин.




16 Вяземский П.А. «Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...» В отличие от лирического героя Давыдова, образ автора в поэзии Вяземского сугубо интеллектуален. При этом острота интеллекта в стихах Вяземского, так же как храбрость у Д. Давыдова, представляется свойством натуры.


17 Вяземский П.А. Вяземский на склоне лет казался себе самому лишь обломком прошлых поколений, но это не так. Начавший одно из своих лучших стихотворений словами «Я пережил и многое и многих...», умерший через сорок один год после смерти Пушкина, он за эти четыре десятилетия вместе с русской лирикой приблизился к новым поэтическим рубежам, открывшимся уже после его смерти.




19 Кюхельбекер В.К. Друг Пушкина и Грибоедова, собеседник Гете, которому внушил интерес к молодой тогда русской поэзии, запальчивый литературный критик (но, по отзыву Пушкина, «человек дельный с пером в руках»), филолог-эрудит, блестящий лектор пропагандист вольности и русской литературы в Париже, легендарный поэт-чудак, посмешище для литературных врагов и даже друзей, возможный прототип пушкинского Ленского...


20 Кюхельбекер В.К. Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо стоял на просветительских позициях и при этом усвоил революционный смысл просветительства. Декабристы понимали совершенствование человека и общества как переделку, перестройку, преобразование. Наиболее характерный тип декабриста тип политического энтузиаста. Энтузиазм основа личного психического склада Кюхельбекера, основа его жизненного поведения, политических убеждений, эстетических теорий.




22 Языков Н.М. Языков с самого начала своего поэтического поприща готовился к славе и триумфам. «Придет время, когда будет у меня много, очень много нового и когда стихи мои будут во сто крат достойнее...» «И тогда... о, тогда много, очень много, может быть, прекрасного меня ожидает...» «Только дай мне бог здоровья, а я наделаю чудес в мире литературном... все пойдет у меня в гору, время запляшет по моей дудке...» В письмах к родным Языков полностью сосредоточен на своих талантах и успехах в настоящем и будущем.


23 Языков Н.М. Свойством натуры является у Языкова и свободолюбие. Языков был близок здесь не к традиции Байрона, создавшего первый в европейской литературе свободолюбивый характер, а к Денису Давыдову. Давыдов и Языков в этом их оригинальность рисуют не общеромантический тип «исключительной» личности, а «национальный характер», овеянный романтикой удали и сильных страстей. Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства «натуры» подаются в его стихах как свойства русского национального характера.


26 Баратынский Е.А. Е. А. Баратынский родился 19 февраля 1800 года в Тамбовской губернии, в дворянской семье. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по- итальянски. Позже продолжил обучение в Петербурге сначала в частном пансионе, а затем в Пажеском корпусе.


27 Поэты пушкинской поры Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы. Они усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных -, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств.


28 Дмитриев Михаил Александрович (1863) «Нынче время переходное!»- Просветители твердят. Мне уж это слово модное Надоело, виноват. – В слове мало утешения, Слово – звук, вопрос не в том! Пусть их просто, без зазрения, Скажут вслух: куда идём? … Вот как будем с переходами Мы без хлеба – что тогда? Перед умными народами Будет стыдно, господа!




Вильгельм Кюхельбекер родился 10 (21) июня в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян.

Отец - статский советник Карл Кюхельбекер (28 декабря 1748 года - 6 марта 1809 года), саксонский дворянин, агроном, первый директор Павловска (1781-1789).

Младший брат - Михаил Карлович Кюхельбекер.





Петербург. Английская набережная, где находилась коллегия иностранных дел.

Подписи Грибоедова, Кюхельбекера, Пушкина и др. под обязательством о неразглашении служебных тайн и указом Петра I "О присутствующих в коллегии", данная в 1817 году при поступлении в коллегию иностранных дел.





Крепость Корела – Кексгольмская крепость

Осужден по I разряду 10 июля 1826 года. Приговорен к каторжным работам сроком на 20 лет. 27 июля 1826 года переведен в Кексгольмскую крепость. 22 августа 1826 года срок каторги был сокращен до 15 лет.



12 октября 1827 года по указу царя вместо Сибири отправлен в арестантские роты при Динабургской крепости. 15 апреля 1831 года отправлен в Ревель через Ригу. Из Ревеля 7 октября 1831 года отправлен в Свеаборг.

Развалины Северного форта Динабургской крепости.

Динабургская крепость.










«Смерть Байрона», 1824;

«Тень Рылеева», 1827),

«Аргивяне», 1822-1825,

«Прокофий Ляпунов», 1834,

«Ижорский» (опубл. 1835, 1841, 1939),

«Вечный жид», (опубл. 1878),

«Последний Колонна», роман (1832-1843; опубл. в 1937 году)

«Дневник» (написан в заключении, опубл. в Ленинграде в 1929 году)

Собрание стихотворений декабристов. - Лейпциг, 1862. - Т. 2;

Избранные произведения: В 2 т. - М., 1939;

Избранные произведения: В 2 т. - М.; Л., 1967;


Горька судьба поэтов всех времён:

Тяжёле всех судьба казнит Россию

.................................

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! Чувства в них восторженны и пылки,-

Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,

Морят морозом безнадёжной с сылки...

В.Кюхельбекер



Так, в октябре 1818 года Кюхельбекер, приехавший в Царское Село на празднование лицейской годовщины, писал: "…многие из нас бродят по родным, по заповедным местам, где провели мы лучшие годы своей жизни…иной сидит в той же келье, в которой сидел шесть лет. Забывает все, что с ним ни случилось со времени его выпуска, и воображает себе, что он тот же воспитанник, тот же лицейский".

Все без исключения выпускники Лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе.

Одним из одноклассников Пушкина в Лицее был Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846), родившийся в Лифляндии (территория части нынешних Латвии и Эстонии) в семье обрусевших немецких дворян.
В Лицее у него было прозвище Кюхля. Был он долговяз, нескладен и застенчив, за что получал свою порцию насмешек от одноклассников. Впрочем, вообще к нему они относились хорошо. Вот что написано о нём в "Русском биографическом словаре" (1896—1918, изд. Русского исторического общества):


Уже в Лицее проявилась его страсть к стихотворству, но он долго не мог справиться с техникой нашего стихосложения, за что подвергался частым насмешкам со стороны своих знаменитых впоследствии товарищей; в стилистических же погрешностях против русского языка его упрекал совершенно основательно A. И. Тургенев даже в 1820-х годах. Но как доброго, милого товарища Кюхельбекера очень любили его однокашники, в числе которых были Пушкин, Дельвиг, Пущин, барон Корф и др. К Кюхельбекеру-юноше влекло всех, его знавших, его способность искренне увлекаться, его чувствительность, доброта сердца, доверчивость; этих черт не изгладили в его характере даже и тяжкие испытания, какие выпали на долю злополучного писателя в продолжение его жизни. Грибоедов писал о нем: «он отдается каждому встречному с самым искренним увлечением, радушием и любовью»; Жуковский говорил ему: «вы созданы быть добрым... вы имеете нежное сердце»; кн. Вяземский находил в нем «много достойного уважения и сострадательности»; для Пушкина он был всегда «лицейской жизни милый брат». Да и весь круг его знакомых, среди которых были чуть ли не все выдающиеся наши писатели того времени (Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Гнедич, Баратынский, Грибоедов, Одоевский, Тургенев, кн. Вяземский и др.) всегда относился к нему с радушием, все сострадали ему в его несчастиях, столь часто его постигавших, и все, чем могли, старались облегчить его существование. В 1823 г. В. И. Туманский писал ему: «какой-то неизбежный fatum управляет твоими днями и твоими талантами и совращает те и другие с прямого пути».

То ли в 1817, то ли в 1818 году - до сих пор точно это не установлено, Пушкин написал эпиграмму
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

Сделал он это не со зла - Кюхельбекер, Дельвиг и Пущин были его лучшими друзьями. Однако, Кюхля обиделся и вызвал Пушкина на дуэль.
Как пишет Юрий Тынянов, первые сведения об этой дуэли зафиксированы на рассказе одноклассника Пушкина Фёдора Матюшкина и записке Даля о дуэлях Пушкина, написанном вскоре после кончины Пушкина. Сведения эти опубликованы историком Петром Бартеневым: "Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились".
Тот же Тынянов приводит другую версию, согласно которой дуэль была, но не между Пушкиным и Кюхельбекером:


В 1875 г. в «Русской Старине», № 6 были опубликованы «Биографические заметки о Кюхельбекере, собранные редакцией при содействии его семейства» (делается ссылка на сына Михаила Вильгельмовича Кюхельбекера, дочь Юстину Вильгельмовну Косову и племянницу Александру Григорьевну Глинку). В основу этих заметок легла в достаточной степени искаженная (а кое-где и дополненная) редакцией рукопись Ю. В. Косовой, представляющая в основном полемику с появившимися в 1858 г. «Записками» Греча.
В записке своей об отце Ю. В. Косова между прочим пишет: «В лицее подружился он со многими из своих товарищей и остался с ними в сношениях до самой смерти, несмотря на различие их последующей судьбы, [короче всех сошелся он с Пушкиным, Дельвигом, Горчаковым, Яковлевым]; на долю большей части из них выпали почести и слава, на его — заточение и изгнание. Один только из них И. Ив. Пущин был его товарищем не только на скамьях лицея, но и в рудниках Сибири. О дружбе его с Пушкиным остались более достоверные и благородные памятники, чем пустое четверостишие, приведенное Гречем. Во многих отдельных стихотворениях, особенно в одах своих на 19-ое Октября (Лицейские Годовщины) Пушкин с любовью и уважением упоминает о товарище своем, называя его своим братом «по Музе и Судьбе». Кстати упомяну здесь — и о дуэли, которую Кюхельбекер имел по словам Греча с Пушкиным — [в действительности] она если существовала, то только в воображении Г-на Греча или вернее всего придуманна просто им в виде остроумного анекдота. — Еще в лицее, или тот час же по выходе из него Кюхельбекер действительно дрался с одним из своих товарищей — да только не с Пушкиным, а с Пущиным; верно Греча сбила схожесть фамилий (безделица!). Причина поединка мне неизвестна, знаю только, что он не помешал их обоюдному уважению и что я и теперь обязана И. И. Пущину возможностью издать бумаги отца, так как они были собраны и сохранены им».
Недооценивать это свидетельство дочери не приходится главным образом вследствие особых отношений детей Кюхельбекера к Пущину, после смерти отца опекавшему их; это же позволяет категорическое высказывание Косовой возводить к личному рассказу Пущина.
Тем не менее факт какой-то ссоры Пушкина и Кюхельбекера, так или иначе связанный с дуэлью, приходится считать установленным, вследствие наличия прямых свидетельств Матюшкина и Даля, на которые ссылается Бартенев.

14 декабря 1825 года Вильгельм Кюхельбекер был среди декабристов на Сенатской площади. Он пытается стрелять в Великого Князя Михаила Павловича, но пистолет дважды дает осечку. Эта осечка спасла жизнь двоим - и самому Михаилу Петровичу, и Кюхельбекеру - в случае успешного выстрела он был бы шестым повешенным декабристом. Кюхельбекер бежал и, намереваясь скрыться за границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщенным его бывшим другом — Булгариным. Приговоренный к смертной казни, он был помилован по просьбе великого кн. Михаила Павловича, и осужден на вечные каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.
12 октября 1827 года по указу царя из Шлиссельбургской крепости Кюхельбекер был отправлен в арестантские роты при Динабургской крепости(ныне в Даугавпилсе, Латвия).
13 октября, за неделю до ежегодной лицейской встречи 1827 года, Пушкин выехал из Михайловского в Петербург. 14 октября случилась неожиданная встреча Кюхельбекера и Пушкина на глухой почтовой станции Залазы.
"Мы кинулись друг другу в объятия, - записал потом в дневнике Пушкин, - жандармы нас растащили...". Друзьям поговорить толком не дали - Кюхлю спешно отправили дальше. Пушкин рванул было по грязи вслед за арестантской телегой, но дюжий фельдъегерь сгреб его в охапку и держал как безумного.
Вот что написал в своём рапорте перевозивший Кюхельбекера фельдъегерь Подгорный:

«Господину дежурному генералу Главного штаба его императорского величества генерал-адъютанту и кавалеру Потапову фельдъегеря Подгорного
РАПОРТ
Отправлен я был сего месяца 12-го числа в гор. Динабург с государственными преступниками, и на пути, приехав на станцию Залазы, вдруг бросился к преступнику Кюхельбекеру ехавший из Новоржева в С.-Петербург некто г. Пушкин и начал после поцелуев с ним разговаривать. Я, видя сие, наипоспешнее отправил как первого, так и тех двух за полверсты от станции, дабы не дать им разговаривать, а сам остался для написания подорожной и заплаты прогонов. Но г. Пушкин просил меня дать Кюхельбекеру денег, я в сем ему отказал. Тогда он, г. Пушкин, кричал и, угрожая мне, говорил, что по прибытии в С.-Петербург в ту же минуту доложу его императорскому величеству, как за недопущение распроститься с другом, так и дать ему на дорогу денег, сверх того не премину также сказать и генерал-адъютанту Бенкендорфу. Сам же г. Пушкин между угрозами объявил мне, что он посажен был в крепость и потом выпущен, почему я еще более препятствовал иметь ему сношение с арестантом, а преступник Кюхельбекер мне сказал: это тот Пушкин, который сочиняет. 28 октября 1827 года».

Художник Олег Коровин отобразил эту встречу на картине "Встреча. Пушкин и Кюхельбекер."

В 1831 году Кюхельбекер был отправлен сидеть в Свеаборг, а в 1835-м году определён на поселение в город Баргузин Иркутской губернии (ныне село Баргузин Баргузинского района Бурятии).
В Баргузине уже жил его брат Михаил Карлович, тоже сосланный декабрист. Михаил Карлович открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу, в которой, возможно, преподавал Вильгельм Кюхельбекер.
В ссылке Кюхельбекер продолжал писать стихи, занимался переводами с европейских и древних языков. 15 января 1837 года женился на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой (1817—1886).
В дальнейшем жил в Акшинской крепости и в Кургане, где потерял зрение. 28 января 1846 года Кюхельбекеру было разрешено выехать в Тобольск на лечение, куда он прибыл 7 марта 1846 года. 11 августа того же года он скончался от чахотки.
Вот одно из его последних стихотворений, написанное в 1846 году:
Участь русских поэтов
Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщённые мечтою,
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки, -
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки…
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлёт пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвёт,
Чей блещущий перунами полёт
Сияньем облил бы страну родную.

Батюшков К.Н. Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской
семье.
Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где
хорошо изучил иностранные языки, основательно
познакомился с литературой и сам начал писать стихи.
По воспоминаниям современников, облик Батюшкова
точно отвечал представлениям людей начала XIX в. о
том, каким должен быть поэт.
Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он
читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его
светилось вдохновение.
3

О.Э. Мандельштам - Батюшкову

Словно гуляка с волшебною тростью,
Батюшков нежный со мною живёт,
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поёт.
Ни на минуту не веря в разлуку,
Кажется, я поклонился ему,
В светлой перчатке холодную руку
Я с лихорадочной завистью жму.
Он усмехнулся. Я молвил: «Спасибо»,И не нашёл от смущения слов:
Ни у кого – этих звуков изгибы…
И никогда – этот говор волов!
Наше мученье и наше богатство
Смело с собой он принёс Шум стихотворства и колокол братства,
И гармонический проливень слёз.
4

Жуковский Василий Андреевич

5

Жуковский В.А.

«У нас писатель с гением сделал бы больше Петра
Великого». Поэт придавал исключительное значение
содержанию, цели искусства.
Сын пленной турчанки и русского помещика, он с
глубоким сочувствием относился к судьбам
крепостных интеллигентов.
Более половины всего написанного Жуковским
составляют переводы.
Жуковский открыл русскому читателю Гете, Шиллера,
Байрона, Вальтера Скотта, Уланда, Бюргера, Саути, бр.
Гримм, Юнга и многих других менее значительных, но
не менее известных тогда западноевропейских поэтов
и писателей.
6

А.С. Пушкин – «Жуковскому» (1818)

Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей...
...Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным.
7

Давыдов Денис Васильевич

8

Давыдов Евграф Владимирович

9

Давыдов Д.В.

Давыдов создал всего около пятнадцати
«гусарских» песен и посланий. Объем
его творчества вообще невелик, но след,
оставленный им в русской поэзии,
неизгладим.
Манера Давыдова навсегда осталась
исключительной благодаря своей
прямолинейности.
10

Романс

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений,
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!
Не повторяй мне имя той,
Которой память – мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной.
Не воскрешай, не воскрешай
Меня забывшие напасти,
Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай.
Иль нет! Сорви покров долой!
Мне легче горя своеволье,
Чем ложное холоднокровье,
Чем мой обманчивый покой.
1834
11

Дельвиг Антон Антонович

12

Д. Самойлов «Стихи о Дельвиге»

Дельвиг… Лень…Младая дева… Утро…
Слабая метель…
Выплывает из напева детской ёлки канитель.
И к чему на самом деле нам тревожить дух
времён!
Белокурые метели… Дельвиг… Дева…
Сладкий сон… …
Нет – нет, не зря хранится идеал,
принадлежащий поколенью!..
О Дельвиг, ты достиг такого ленью, чего
трудом не каждый достигал!
13

Дельвиг А.А.

Мемуары, письма, стихотворения донесли до
нас облик Дельвига - ленивца, сонливого и
беспечного.
Родился Антон Дельвиг 6 августа 1798 года в
Москве. Он происходил по отцу из старинного,
но обедневшего рода прибалтийских баронов.
Учился Дельвиг сначала в частном пансионе, а
затем в Царскосельском лицее, где ближайшим
товарищем его был А. С. Пушкин.
14

Вяземский Петр Андреевич

15

Вяземский П.А.

«Да сколько я вам раз, милостивые государи и
безмилостивые деспоты, сказывал, что я не
хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как
Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев,
а хочу писать как Вяземский...»
В отличие от лирического героя Давыдова,
образ автора в поэзии Вяземского сугубо
интеллектуален. При этом острота интеллекта
в стихах Вяземского, так же как храбрость у Д.
Давыдова, представляется свойством натуры.
16

Вяземский П.А.

Вяземский на склоне лет казался себе самому
лишь обломком прошлых поколений, но это не
так.
Начавший одно из своих лучших
стихотворений словами «Я пережил и многое и
многих...», умерший через сорок один год
после смерти Пушкина, он за эти четыре
десятилетия вместе с русской лирикой
приблизился к новым поэтическим рубежам,
открывшимся уже после его смерти.
17

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

18

Кюхельбекер В.К.

Друг Пушкина и Грибоедова, собеседник Гете,
которому внушил интерес к молодой тогда
русской поэзии, запальчивый литературный
критик (но, по отзыву Пушкина, «человек
дельный с пером в руках»), филолог-эрудит,
блестящий лектор - пропагандист вольности
и русской литературы в Париже, легендарный
поэт-чудак, посмешище для литературных
врагов и даже друзей, возможный прототип
пушкинского Ленского...
19

Кюхельбекер В.К.

Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо
стоял на просветительских позициях и при этом усвоил
революционный смысл просветительства.
Декабристы понимали совершенствование человека и
общества как переделку, перестройку, преобразование.
Наиболее характерный тип декабриста - тип
политического энтузиаста.
Энтузиазм - основа личного психического склада
Кюхельбекера, основа его жизненного поведения,
политических убеждений, эстетических теорий.
20

Языков Николай Михайлович

21

Языков Н.М.

Языков с самого начала своего поэтического поприща
готовился к славе и триумфам.
«Придет время, когда будет у меня много, очень много
нового и когда стихи мои будут во сто крат
достойнее...»
«И тогда... о, тогда много, очень много, может быть,
прекрасного меня ожидает...»
«Только дай мне бог здоровья, а я наделаю чудес в
мире литературном... все пойдет у меня в гору, время
запляшет по моей дудке...»
В письмах к родным Языков полностью сосредоточен
на своих талантах и успехах в настоящем и будущем.
22

Языков Н.М.

Свойством натуры является у Языкова и
свободолюбие.
Языков был близок здесь не к традиции Байрона,
создавшего первый в европейской литературе
свободолюбивый характер, а к Денису Давыдову.
Давыдов и Языков - в этом их оригинальность -
рисуют не общеромантический тип «исключительной»
личности, а «национальный характер», овеянный
романтикой удали и сильных страстей.
Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства
«натуры» подаются в его стихах как свойства русского
национального характера.
23

Баратынский Евгений Абрамович

24

Баратынский Е.А.

«Читая стихи Баратынского, не можешь
отказать ему в своей симпатии, потому
что этот человек, сильно чувствуя, много
думал, следовательно жил, как не всем
дано жить»,- писал о Баратынском
Белинский.
25

Баратынский Е.А.

Е. А. Баратынский родился 19 февраля 1800
года в Тамбовской губернии, в дворянской
семье.
В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в
6 лет хорошо говорил по-французски и поитальянски.
Позже продолжил обучение в Петербурге
сначала в частном пансионе, а затем в
Пажеском корпусе.
26

Поэты пушкинской поры

Своим творчеством они способствовали развитию
национальной литературы.
Они усовершенствовали стихосложение, внесли много
новых тем – социальных, исторических, личных -,
приблизили поэзию к народу.
Но главная их заслуга в том, что они чутко
откликались на нужды и интересы своего народа,
пропагандировали идеи патриотизма, выступали в
защиту прав и достоинства человека.
И стихи их близки нам сегодня искренностью своих
чувств.
27

Дмитриев Михаил Александрович (1863)

«Нынче время переходное!»Просветители твердят.
Мне уж это слово модное
Надоело, виноват.
– В слове мало утешения,
Слово – звук, вопрос не в том!
Пусть их просто, без зазрения,
Скажут вслух: куда идём? …
Вот как будем с переходами
Мы без хлеба – что тогда?
Перед умными народами
Будет стыдно, господа! Главная > Урок

ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР

(1797 – 1846)

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – поэт, драматург и литературный критик. Родился в Петербурге, в обрусевшей немецкой семье. В 1811 году поступил в Царскосельский лицей, его друзьями стали Дельвиг и Пушкин. В 1820 году Кюхельбекер совершил поездку за границу, посетил Германию, Италию, Францию. В Париже он с успехом читал лекции о русской литературе. В Германии познакомился с Гете. В 1825 году в Петербурге Кюхельбекер вступил в Северное общество. После поражения декабрьского восстания пытался бежать из России, но был схвачен в Варшаве. Его приговорили к смертной казни, которую заменили 20 годами каторжных работ. Затем и эта мера была изменена – 10 лет Кюхельбекер провел в одиночном заключении, а в 1835 году его сослали в Сибирь. Больной туберкулезом, потерявший зрение Кюхельбекер скончался в Тобольске. Ранние произведения поэта тяготеют к сентиментализму. Постепенно в его стихотворениях начинают преобладать гражданские и вольнолюбивые настроения. В поэзии Кюхельбекера своеобразно сочетались гражданские традиции классицизма и просветительства с веяниями революционного романтизма. В лирике поэт предстает певцом-гражданином, борцом за народное благо. ЛГ Кюхельбекера выступает против тирании, готов смело вступить в бой и принять смерть. После 1825 года в творчестве Кюхельбекера все чаще звучат ноты отчаяния и скорби. 1827. Тень Рылеева . ТЕНЬ РЫЛЕЕВА В ужасных тех стенах, где Иоанн, В младенчестве лишенный багряницы, Во мраке заточенья был заклан 1 Булатом ослепленного убийцы – Во тьме, на узничном одре, лежал Певец, поклонник пламенный свободы 2 . Отторжен, отлучен от всей природы, Он в вольных думах счастия искал. Но не придут обратно дни былые: Прошла пора надежд и снов, И вы, мечты, вы, призраки златые – Не позлатить железных вам оков! Тогда (то не был сон) во мрак темницы – Небесное видение сошло – Раздался звук торжественной цевницы 3 – Испуганный певец подъял чело: На облаках несомый, Явился образ, узнику знакомый. «Несу товарищу привет Из той страны, где нет тиранов, Где вечен мир, где вечный свет, Где нет ни бури, ни туманов. Блажен и славен мой удел: Свободу русскому народу Могучим гласом я воспел, Воспел и умер за свободу! Счастливец, я запечатлел Любовь к земле родимой кровью – И ты, я знаю, пламенел К отчизне чистою любовью. Грядущее твоим очам Разоблачу я в утешенье – Поверь, не жертвовал ты снам: Надеждам будет исполненье!» Раздвинул стены, растворил затворы – Воздвиг певец восторженные взоры – И видит: на Руси святой Свобода, счастье и покой. 1827 У. Во что верит ЛГ Кюхельбекера? В какой момент жизни герою стихотворения является образ Рылеева? Д. … 1838.19 октября. У. «19 октября» - день лицейской годовщины. Александр Пушкин неоднократно посвящал свои стихотворения этой памятной для всех лицеистов дате: 1825. 19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…». 19 октября 1827 («№Бог помочь вам, рзу4ья мои…»). 19 октября 1828 («»Усерлдно помолившись Богу…») Как и Пушкин, Кюхельбекер посвятил свое стихотворение этому дню. (Читает.) 19 ОКТЯБРЯ Блажен, кто пал, как юноша Ахилл, Прекрасный, мощный, смелый, величавый, В средине поприща побед и славы/, Исполненный несокрушимых сил! Блажен! Лицо его, всегда младое, Сиянием бессмертия горя, Блестит, как солнце вечно золотое, Как первая эдемская заря. А я один средь чуждых мне людей Стою в ночи, беспомощный и хилый, Над страшной всех надежд моих могилой, Над мрачным гробом всех моих друзей,. В то гроб бездонный, молнией сраженный, Последний пал родимый мне поэт… И вот опять Лицея день священный; Но уж и Пушкина меж вами нет. Не принесет он новых песней вам, И с них не затрепещут перси ваши, Не выпьет с вами он заздравной чаши: Он воспарил к заоблачным друзьям. Он ныне с нашим Дельвигом пирует; Он ныне с Грибоедовым моим: По них, по них душа моя тоскует; Я жадно руки простираю к ним! Пора и мне! Давно судьба грозит Мне казней нестерпимого удара: Она того меня лишает дара, С которым дух мой неразрывно слит. Так! перенес я годы заточенья, Изгнание, и срам, и сиротство; Но под щитом святого вдохновенья, Но здесь во мне пылало божество! Теперь пора! Не пламень, не Перун Меня убил; нет, вязну средь болота, Гроб давят нужды и забота, И я отвык от позабытых струн. Мне ангел песней рай в темнице душной Когда-то созидал из снов златых; Но без него не труп ли я бездушный Средь трупов столь же хладных и немых? Участь русских поэтов. 1845. Горька судьба поэтов всех племен; 188 яжелее всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рожден: Но юноша в свободу был влюблен… Стянула петля дерзостную выю. Не он один; другие вслед ему, Прекрасной обольщенные мечтою, Пожалися годиной роковою… Бог дал огонь их сердцу, свет уму. Да! Чувства в них восторженны и пылки: Что ж? их бросают в черную тюрьму, Морят морозом безнадежной ссылки… Или болезнь наводит ночь и мглу 1 На очи прозорливцев вдохновенных; Или рука любезников презренных 2 Шлет пулю их священному челу; Или же бунт поднимет чернь глухую 3 , И чернь того на части разорвет, Чей блещущий перунами 4 полет Сияньем облил бы страну родную. 1845 У. Кюхельбекер начал печальный для русской поэзии список. Можете ли вы его продолжить? Д.

АНТОНАНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ

У. . Антон Антонович происходил из семьи обрусевших немецких баронов. Родился он в Москве. В 1811 году поступил Царскосельский лицей, где сблизился с с Кюхельбекером и Пушкиным. Некоторое время спустя после окончании лицея он примкнул к оппозиционной молодежи – подружился с Рылеевым и Бестужевым. В 1830 году Дельвиг основал свою газету. Деятельное участие в создании газеты принял Пушкин. Поддержали газету Жуковский, Крылов, Вяземский. Но просуществовала газета недолго: в 1831 году газета была закрыта. В том же году Дельвиг заболел и скончался. Дельвиг приобрел известность своими элегиями, романсами и русскими песнями. Дельвиг, как отмечал Пушкин, стремился к гармонической, классической стройности. Стихотворение «Элегия» было положено на музыку А.Алябьевым. М.Глинкой. М. Яковлевым, а «Русская песня» - А. Алябьевым. <1821 или 1822> Элегия . 1825. Русская песня.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИТЧ ПОЛЕЖАЕВ (1804 – 1838)

ГИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ (1803 – 1846)

У. А теперь проверим, как вы выполнили дома задание № 19 в тетради .Задание 19. Прочитайте стихотворения двух авторов из круга поэтов пушкинской поры – А. И. Полежаева (1804–1838) «Песнь погибающего пловца» и Н. М. Языкова (1803–1846) «Пловец». Сравните эти стихотворения.1828. А. Полежаев «Песнь погибающего пловца».

Вот мрачитсяСвод лазурный!Вот крутитсяВихорь бурный!Ветр свистит,Гром гремит,Море стонет –Путь далек…Тонет, тонетМой челнок!

Все чернееСвод надзвездный,Все страшнееВоют бездны.Глубь без дна –Смерть верна!Как заклятый,Враг грозит,Вот девятыйВал бежит!

Горе, горе!Он настигнет:В шумном мореЧелн погибнет!Гроб готов…

Треск громовНад пучинойЯрых вод –Вздох пустынныйРазнесет!

Дар заветныйПровиденья,Гость приветныйНаслажденья –Жизнь иль миг!Не привыкУтешатьсяЯ тобой, –И расстатьсяМне с мечтой!

СокровенныйСын природы,НеизменныйДруг свободы, -С юных летВ море бедЯ направилБыстрый бегИ оставилМертвый брег!

На равнинахВод зеркальных,На пучинахПогребальныхЯ скользил:И шутилГрозной влагой –Смертный валЯ отвагойПобеждал!

Как минутныйПрах в эфире,БесприютныйСтранник в мире,Одинок,Как челнок,Уз ЛюбовиЯ не знал,Жаждой кровиНе сгорал!

1829. Н.Языков «Пловец» Сначала несколько слов об авторах. Александр Полежаев (1804 – 1838) был внебрачным сыном богатого помещика и его крепостной, которая после рождения сына была выдана замуж за мещанина Ивана Полежаева. В 1826 году Александр Полежаев окончил Московский университет, а годом раньше им была написана поэма «Сашка», ходившая в списках. За эту поэму через месяц после окончания университета Полежаев был отдан в солдаты Бутырского пехотного полка, и в 1829 году был отправлен на Кавказ. В Москву вместе с полком Полежаев возвратился в1833 году. В тяжелые годы солдатчины он пристрастился к вину и однажды напился и продал амуницию. За это Полежаева подвергли жестокому телесному наказанию. И только незадолго до смерти поэта наконец произвели в прапорщики, что значительно облегчило его участь. Поэзия Полежаева выражала революционный протест в годы реакции после подавления восстания декабристов. Его герой – одновременно «друг свободы» и «пленник». Николай Языков (1803 – 1846) – сын богатого помещика, учился в Петербургском горном кадетском корпусе, затем в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Затем, не кончив курса, уехал в Дерпт (ныне Тарту) и стал учиться на философском факультете местного университета. Но и оттуда он вернулся в Петербург, не кончив курса. В 1838 году тяжело больной уехал за границу. Скончался он на родине, в Москве. Литературное творчество Языкова началось веселыми, озорными, вольнолюбивыми стихотворениями. Но после разгрома восстания декабристов его творчество приобретает более умеренный, консервативный характер. Стихотворение «Пловец», с которым вы работали дома, стало популярной песней. Сравнение стихотворений «Песнь погибающего пловца» и «Пловец». Итоги обсуждения. А теперь подведем итоги вашей домашней работы: в чем сходство и в чем различие стихотворение «про пловца» этих поэтов? Все романтики отрицают окружающий мир, но их пути начинают расходиться. ЛГ Языкова спорит со стихией, продолжает борьбу, ЛГ Полежаева смирился, не видит смысла в продолжении борьбы с роком.

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ

Евгений Абрамович Баратынский родился в небогатой дворянской семье. Учился в Пажеском корпусе, из которого был исключен в 1816 году за неблаговидный поступок с запрещением поступать на какую-либо службу, кроме военной. Юношеское озорство, повлекшее неумеренно строгое наказание, тяжело отразилось на дальнейшей судьбе поэта. С 1820 по 1825 год он служил унтер-офицером в Финляндии. В 1825 году благодаря хлопотам друзей получил офицерское звание, а в 1826 году вышел в отставку и переехал в Москву. В 1843 году поэт побывал в Германии, во Франции, а затем отплыл в Неаполь. В Италии Баратынский внезапно заболел и скоропостижно скончался. Литературная позиция поэта складывалась под непосредственным воздействием общественных настроений, связанных с движением декабристов. В их взглядах его привлекала свобода чувства и мысли, но он не сочувствовал их революционным устремлениям. Главными темами в его лирике становятся крушение романтических иллюзий, судьба поэта и место искусства в жизни. У. Евгений Абрамович Баратынский – самый значительный из поэтов пушкинской поры. <1821> Разуверение РАЗУВЕРЕНИЕ 1 Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты. <1821> Звучит романс на музыку М.Глинки «Не искушай меня без нужды…» <1823> Две доли ДВЕ ДОЛИ Дало две доли провидение На выбор мудрости людской: Или надежду и волнение, Иль безнадежность и покой. Верь тот надежде обольщающей, Кто бодр неопытным умом, Лишь по молве разновещающей С судьбой насмешливой знаком. Надейтесь, юноши кипящие! Летите, крылья вам даны; Для вас и замыслы блестящие, И сердца пламенные сны! Но вы, судьбину испытавшие, Тщету утех, печали власть, Вы, знанье бытия приявшие Себе на тягостную часть! Гоните прочь их рой прельстительный; Так! доживайте жизнь в тиши И берегите хлад спасительный Своей бездейственной души. Своим бесчувствием блаженные, Как трупы мертвых из гробов, Волхва словами пробужденные, Встают со скрежетом зубов, - Так вы, согрев в душе желания, Безумно вдавшись в их обман, Проснетесь только для страдания, Для боли новой прежних ран. <1823> У. О каких двух жизненных позициях размышляет ЛГ? Какая доля ему ближе и почему? А вам? Д. … <1828> «Мой дар убог, и голос мой не громок…» * * * Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мой потомок В моих стихах; как знать? Душа моя Окажется с душой его в ношенье, И как нашел я друга в поколенье, Читателя найду в потомстве я. <1828> У. Как оценивает ЛГ свой поэтически дар и свое назначение? Д. У. К какому жанру вы отнесете это стихотворение? Д. Элегия. У. Элегия как жанр обычно предполагает любовную тематику. А здесь? Д. Здесь скорее философская тема. <1834> «Весна, весна! как воздух чист!...» * * * Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! Счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далеко от нее Он, дивный, унесет! <1834> ? Как вы понимаете смысл шестой строфы? У. Со стихотворением «Весна., весна! Как воздух чист!...» вы знакомились еще в начальной школе. Помните ли вы, на какой особенности этого стихотворения акцентировали ваше внимание? Д. У. В этом стихотворении, относящимся к пейзажной лирике, яркая картина весны создана с помощью звукописи (читает, акцентируя внимание на звуковом рисунке стихотворения). <1835> Последний поэт. У. Как и многие другие поэты, Баратынский размышлял и о роли поэта и поэзии. Послушайте стихотворение «Последний поэт» (читает фрагменты стихотворения). ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы. Для ликующей свободы Вновь Эллада ожила 1 , Собрала свои народы И столицы подняла; В ней опять цветут науки, Носит понт торговли груз, Но не слышны лиры звуки В первобытном рае муз. Блестит зима дряхлеющего мира, Блестит! Суров и бледен человек; Но зелены в отечестве Омира Холмы, леса, брега лазурных рек. Цветет Парнас! пред ним, как в оны годы, Кастальский ключ живой струею бьет; Нежданный сын последних сил природы – Возник Поэт, - идет он и поет. Воспевает, простодушный, Лон любовь и красоту, Пустоту и суету; Мимолетные страданья Легкомыслием целя, Лучше смертный, в дни незнанья Радость чувствует земля. Поклонникам Урании 2 холодной Поет, увы! Он благодать страстей; Как пажити Эол бурно погодный, Плодотворят они сердца людей; Живительным дыханием развита, Фантазия подъемлется от них, Как некогда возникла Афродита Из пенистой пучины вод морских. И зачем не предадимся Снам улыбчивым своим? Жарким сердцем покоримся Думам хладным, а не им! Верьте сладким убежденьям Вас ласкающих очес И отрадным откровеньем Сострадательных небес! Суровый смех ему ответом; персты Он на струнах своих остановил, Сомкнул уста, вещать полуотверсты, Но гордыя главы не преклонил; Стопы свои он в мыслях направляет В немую глушь, в безлюдный край; но свет Уж праздного вертепа не являет, И на земле уединенья нет! Человеку непокорно Море синее одно, И свободно, и просторно, И приветливо оно; И лица не изменило С дня, в который Аполлон Поднял вечное светило В первый раз на небосклон. Оно шумит перед скалой Левкада. На ней певец, мятежной думы полн, Стоит… в очах блеснула вдруг отрада: Сия скала… тень Сафо 1 ! Голос волн… Где погребла любовница Фаона Отверженной любви несчастный жар, Там погребет питомец Аполлона Свои мечты, свой бесполезный дар! И по-прежнему блистает Хладной роскошию свет, Серебрит и позлащает Свой безжизненный скелет; Но в смущение приводит Человека вал морской, И от шумных вод отходит Он с тоскующей душой! <1835> У. Что же думает ЛГ о поэте? Почему он последний? С оптимизмом ли глядит ЛГ в будущее? Д.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ

Алексей Васильевич Кольцов занимает особое место среди поэтов пушкинской поры. Он родился в Воронеже в семье мещанина. Девятилетним мальчиком был отдан в местное уездное училище, но не кончил его, так как был вынужден помогать отцу в торговле скотом. В 1830 году он встретился с Н. В. Станкевичем, который заинтересовался стихами юноши. Два года спустя в Москве Станкевич познакомил его с В. Г. Белинским, ставшим впоследствии другом поэта. В 1836 году Кольцов побывал в Петербурге, где был тепло встречен поэтами – В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским и другими. В расцвете яркого дарования поэт безвременно скончался. Кольцов впервые в русской поэзии создал образ лирического героя – носителя мыслей и чаяний трудового народа. Этому герою свойственны богатырская удаль, безудержное веселье, глубина и искренность чувств, широта натуры. Поэзия Кольцова воспроизводит народный быт и внутренний мир простого человека в формах близких народной поэзии. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Разлука» («На заре туманной юности…»), которое было положено на музыку разными композиторами. 1831 .Песня пахаря.

ПЕСНЯ ПАХАРЯ

Ну, тащися, сивка, Пашней десятиной! Выбелим железо О сырую землю. Красавица зорька В небе загорелась, Из большого леса Солнышко выходит. Весело на пашне Ну, тащися, сивка! Я сам-друг с тобою, Слуга и хозяин. Весело я лажу Борону и соху, Телегу готовлю, Зерна насыпаю Весело гляжу я На гумно, на скирды, Молочу и вею… Ну, тащися, сивка! Пашенку мы рано С сивкою распашем, Зернышку сготовим Колыбель святую. Его вспоит, вскормит Мать-земля сырая; Выйдет в поле травка – Ну! тащися, сивка! Выйдет в поле травка – Вырастет и колос, Тянет спеть, рядиться В золотые ткани. Заблестит наш серп здесь, Зазвенят здесь косы; Сладок будет отдых На снопах тяжелых! Ну, тащися, сивка! Накормлю досыта, Напою водою, Водой ключевою. С тихою молитвой Я вспашу, посею: Уроди мне, Боже, Хлеб – мое богатство! 1831
У. Какие особенности стихотворения «Песня пахаря» свидетельствуют о фольклорный источниках творчества Кольцова? Д. … 1837. Лес .

(Посвящено памяти А.С.Пушкина)

Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился? Что Бова-силач Заколдованный, С непокрытою Головой в бою, Ты стоишь – поник И не ратуешь С мимолетною Тучей-бурею. Густолиственный Твой зеленый шлем Буйный вихрь сорвал – И развеял в прах. Плащ упал к ногам И рассыпался… Ты стоишь – поник И не ратуешь. Где ж девалася Речь высокая, Сила гордая, Доблесть царская? У тебя ль, было, В ночь безмолвную Заливная песнь Соловьиная… У тебя ль, было, Дни – раскошество, – Друг и недруг твой Прохлаждаются… У тебя ль, было, Поздно вечером Грозно с бурею Разговор пойдет: Распахнет она Тучу черную, Обоймет тебя Ветром-холодом. И ты молвишь ей Шумным голосом: «Вороти назад! Держи около!» Закружит она, Разыграется… Дрогнет грудь твоя, Зашатаешься; Встрепенувшися, Разбушуешься: Только свист кругом, Голоса и гул… Буря всплачется Лешим, ведьмою, И несет свои Тучи за море. Где ж теперь твоя Мочь зеленая? Почернел ты весь, Затуманился… Одичал, замолк… Только в непогодь Воешь жалобу На безвременье. Так-то, темный лес, Богатырь Бова! Ты всю жизнь свою Маял битвами, Не осилили Тебя сильные, Так дорезала Осень черная. Знать, во время сна К безоружному Силы вражие Понахлынули. С богатырских плеч Сняли голову – Не большой горой, А соломинкой… 1837.
У. Стихотворением «Лес» Кольцов откликнулся на смерть Пушкина. Как отразилось это событие в тексте стихотворения? В чем особенность подобного отражения? Д. … 1840. Разлука. РАЗЛУКА На заре туманной юности, Всей душой любил я милую; Был у ней в глазах небесный свет, На лице горел любви огонь. Что пред ней ты, утро майское, Ты, дубрава-мать зеленая, Степь-трава – парча шелковая, Заря-вечер, ночь-волшебница! Хороши вы – когда нет ее, Когда с вами делишь грусть свою, А при ней вас – хоть бы не было; С ней зима – весна, ночь – ясный день! Не забыть мне, как в последний раз Я сказал ей: «Прости милая! Так, знать. Бог велел – расстанемся, Но когда-нибудь увидимся…» Вмиг огнем лицо все вспыхнуло, Белым снегом перекрылося, – И, рыдая, как безумная, На груди моей повиснула. Не ходи, постой! Дай время мне Задушить грусть, печаль выплакать, На тебя, на ясна сокола…» Занялся дух – слово замерло… 1840 У. Какой фольклорный жанр послужил истоком этого стихотворения7 Д. У. Стихотворение «Разлука» - самое известное произведение поэта, оно неоднократно перелагалось разными композиторами на музыку Послушайте одно из таких переложений (звучит песня).

1 П и и т –поэт (древнерусское).

2 П а р н а с – гора в Греции, на которой, по представлению древних греков, обитали покровитель искусства бог Аполлон и 9 муз, покровительниц искусств и наук..

3 Х а р и т ы – три древнегреческие богини красоты и веселья.

4 Н а п е р с н и к – задушевный друг.

5 А о н и д ы – то же, что музы.

6 Ф е б – Аполлон.

1 Ф и а л – у древних греков и римлян – плоская низкая чаша.

2 В а к х –бог вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.

3 П а р н и – Эварист Дезире де Форж (1753-1814), французский поэт, творчество которого высоко ценили Батюшков и Пушкин.

4 Элизий – в древнегреческой мифологии загробный мир, где блаженствуют души праведников.

5 О память сердца! – афоризм принадлежит французскому педагогу и философу Масьё (1772–1846).

1 Т и р а с - греческое название Днестра.

2 Ц е р е р а 1) в древнеримской мифологии богиня, покровительница земледелия; 2) одна из амалых планет.

3 О м и л о й, с е р д ц у н е з а б в е н н о й – имеется в виду А.Ф.Фурман (1791 – 1850), с которой Баатюшков был помолвлен, но узнал, что невеста его не любит и уехал из Петербурга.1 Мельхиседек – библейский царь, первосвященник (буквально: «царь правды»).1 Брут Марк Юлий (85–42 гг. до н. э.) – в древнем Риме глава (вместе с Кассием) заговора в 44 г. против Цезаря. По преданию, одним из первых нанес ему удар кинжалом.2 Риега – Риего-и-Нуньес Рафаэль (1785–1823) – испанский революционер, возглавививший восстание 1820 г., положившее начало Испанской революции. После революции был казнен.1 Иоанн VI Антонович, номинальный русский император (1740–1741), свергнутый с престола в младенчестве и заключенный в Шлиссельбургскую крепость. Убит в 1764 г. 2 Певец, поклонник пламенный свободы… – здесь поэт имеет в виду себя.3 Цевница – русский и украинский духовой музыкальный инструмент. Тип флейты греческого бога Пана.1 Или болезнь наводит ночь и мглу – В 1845 г. Кюхельбекер ослеп.

2 Или рука любезников презренных – Речь идет о гибели А. С. Пушкина.

3 Или же бунт поднимет чернь глухую – имеется в виду гибель А. С. Грибоедова в 1829 г.4 Перун – в славянской мифологии бог грозы (грома); перуны – молнии.

1 Широкую известность стихотворение получило как романс на музыку М. И. Глинки.

1 Вновь Эллада ожила… - В 1830 году Греция освободилась от турецкого ига.2 У р а н и яв греческой мифологии муза астрономии.1 С а ф осогласно преданию, древнегреческая поэтесса Сафо (Сапфо) (конец – начало в. до н. э.) бросилась в море с Левкадской скалы из-за неразделенной любви к юноше Фаону.