Материал на тему: Народные игры и забавы. Презентация на тему: Забытые старинные русские игры (без предметов)
























1 из 23

Презентация на тему: Забытые старинные русские игры (без предметов)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Горелки Выходи, тебе гореть! Игру можно начинать и просто по сигналу водящего. А суть ее вот в чем. Играющие, держась за руки, становятся парами в затылок друг другу. Впереди колонны - водящий. Как только сказана приговорка или прозвучит другая команда водящего, последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один - по левую, другой - по правую сторону колонны. Задача - увернуться от водящего и успеть взяться за руки.Если водящему удается поймать одного из игроков, он вместе с пойманным становится первой парой колонны, а водить идет оставшийся без пары. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки, то они идут в голову колонны. Водящий же начинает все сначала. Есть еще и двойные горелки. В этом случае уже две колонны становятся одна против другой на расстоянии до 30 шагов. Водящих тоже двое. По сигналу или считалке последние пары из каждой колонны разъединяются и бегут к противоположной колонне. В отличие от простых горелок здесь необходимо соединиться в пару с игроком противоположной колонны. Задача водящих все та же - запятнать бегущих, не дать им взяться за руки.

№ слайда 5

Описание слайда:

Жмурки «Жмурки» - старинная игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами- «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не даст команду «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.Разновидность «Яша и Маша». Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них - «Яша», другая - «Маша». Им завязывают глаза и они поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик)-и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

№ слайда 6

Описание слайда:

Пятнашки Число участников до 10 человек разбегаются по площадке, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обусловленных границ. Осаленный становится водящим.В игру можно внести дополнительные правила. Вот некоторые из них.Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, выдергивает у него ленту, тогда убегавший поднимает руку и говорит: «Я - Пятнашка!» Играющий может спастись от пятнашки, если возьмется за руки с другим товарищем, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т.д.Если Пятнашка гонится за кем-либо, а ему пересек путь другой игрок, то он обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.Водящий, преследуя убегающих, должен держаться одной рукой за то место своего тела, по которому он был осален.Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.На площадке очерчивают 1-2 круга диаметром 2 шага – «дома», где убегающие могут спасаться от преследования. Однако больше 5 секунд в таком домике находится нельзя.

№ слайда 7

Описание слайда:

Прятки Играют 3-10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют "коном". Водящий громко считает до 20-30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разных местах.Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев кого-либо, называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.Иногда на кону кладут палочку. Тогда каждый прибежавший раньше на кон должен постучать палочкой о предмет и сказать: "Палочка-выручалочка, выручи меня!" После этих слов он считается вырученным. Спрятавшиеся могут не дожидаться, когда их найдет водящий, и в удобный момент бежать на кон. Поэтому водящему надо следить и за этим.Можно условиться и о таком правиле: если последнему игроку удастся прибежать на кон раньше водящего, он кричит, ударяя палочкой: "Палочка-выручалочка, выручи нас всех!" После этих слов все считаются вырученными и снова водит прежний игрок.

№ слайда 8

Описание слайда:

Пустое место Это игра с бегом по виражу, играющие образуют круг. Выбирается водящий, который бежит по кругу (с внешней стороны), дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный на соревнование устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие приветствуют друг друга, пожимая руки. Продолжая бег, они стремятся занять свободное в круге место. Кто прибежит вторым, продолжает водить.В итоге побеждает игрок, который после 5 – 8 мин игры не побывает в роли водящего, то есть занимает место первым. Можно разделить игроков на два круга (например, мальчики и девочки) и проводить в них игру самостоятельно.

№ слайда 9

Описание слайда:

Ворота Играть в нее можно мальчикам и девочкам разного возраста и в любом месте. И число участников не ограничивается, лишь бы вас было не меньше двенадцати человек. Считаться не нужно.Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться, например, «василек» и «ромашка» или «сосна» и «елка», «день» или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна». Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Должны еще условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад». Ну, а пока идет эта скороговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Значит, первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики. Почему так, вы поймете из дальнейшего описания игры.Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки.Игра начинается, но ворота пока заперты. Как их отпереть? А вот как.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ворота Матка подводит цепочку к воротам и просит их открыться, они поднимают руки, открывая ворота. Руки надо поднимать повыше и, конечно, не расцепляя их. Матка проходит в ворота первой и ведет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного «ворота» потихоньку спрашивают: «К клену или к березе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.После того как выбор сделан, пойманному говорят, кто это дерево, выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клена» или «березы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось! А цепочка в это время не останавливаясь делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встал на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется. Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и, выбрав себе дерево, отправляется направо или налево...Вот тут «ворота» и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти. Дальше начинается самая веселая часть игры. Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба. А борьба вот какая: кто кого перетянет (по-нашему - «перетянушки»).Для этого «ворота» проводят между собой по земле черту и крепко берутся за руки. А все остальные обитатели рая и ада прицепляются за своими предводителями, причем каждый охватывает стоящего перед ним за талию. Как только встали, « ворота » командуют: « Давай!» И начинается перетягивание. Перетягиваться надо до тех пор, пока одна партия не перетянет всех других за черту. А когда все черти попадут в рай или всех ангелов черти утащат в ад, игра заканчивается

№ слайда 11

Описание слайда:

Волки и овцы Самое подходящее место для игры - полянка с кустами или опушка леса, чтобы волк мог отойти от овец и незаметно спрятаться в кустах или за деревом.В начале игры волк определяется при помощи считалки. А все, кто вышли раньше его, называются овцами.Овцы отворачиваются, а волк уходит прятаться. Как только волк спрячется, он должен крикнуть: «Пора!» После этого овцы осторожно идут его искать. Та овца, которая первой заметит волка, кричит в страхе: «Волк!», и все овцы бросаются врассыпную, подальше от волка. Ну, а волку надо поймать какую-нибудь зазевавшуюся овцу. Если это ему удается, пойманная овца становится волком, а волк превращается в овцу, и игра начинается сначала. А если волк бегал, бегал, да так никого и не поймал, придется ему опять идти прятаться и пытаться поймать овцу. Иногда в игре может случиться, что волку все время не везет и никак ему не удается никого поймать. Тогда после двух неудач волк считается проигравшим и его надо сменить - снова посчитаться и выбрать нового волка. И вообще старайтесь, чтобы все играющие побывали «в волчьей шкуре».

№ слайда 12

Описание слайда:

Кошки и мышки Эта старинная русская игра была настолько известной, что даже название ее вошло в поговорку «Играть в кошки-мышки», что значит: хитрить друг с другом, притворно поддаваться, лукавить.Когда соберется человек десять мальчиков и девочек, уже можно начинать игру в кошки-мышки. Перво-наперво выберем главных героев нашей игры - кошку и мышку. Для этого посчитаемся. Когда останутся двое последних, они считаются между собой, и тот, кто выйдет, будет мышкой, а кто останется - кошкой.Все вышедшие ранее игроки становятся в кружок, на расстоянии примерно шага друг от друга, и берутся за руки, образуя между собою ворота. Обычно эти ворота закрыты, то есть руки игроков опущены. Мышка залезает внутрь круга, а кошка остается снаружи.Теперь кошка должна поймать мышку. Но прежде, чем поймать, ей надо каким-то образом проникнуть в круг. А это совсем непросто, потому, что задача игроков, образующих круг, в том и состоит, чтобы оберегать мышку от кошки. Поэтому кошка и ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Когда кошка попадает внутрь круга, она бросается к мышке, но... ее уже и след простыл! Игроки, в том месте, где только что была мышка, успели отворить ей ворота, то есть подняли руки, выпустили мышку наружу и тут же опять опустили руки. Ворота перед кошкой закрылись.

№ слайда 13

Описание слайда:

Кошки и мышки Теперь кошке надо ловить мышку снаружи, то есть опять преодолевать дружную цепь игроков. А когда кошка выскочит из круга, ближайшие к мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.Казалось бы, при таких удобных для мышки правилах эта беготня может продолжаться до бесконечности, и кошке мышку поймать никак невозможно. Но в игре это случается очень редко, и, в конце концов, кошка все-таки настигает мышку.Как это ей удается? Так же, как и настоящей кошке, для этого нужны хитрость, ловкость и быстрота. Ну, например, как лучше преодолеть цепь игроков?Во-первых, старайтесь прорывать цепь неожиданно, чтобы игроки и не подозревали, что вы собираетесь именно здесь прорваться. Тогда они не будут особенно крепко держаться за руки.Во-вторых, можно применить такую уловку: быстро нагнитесь, делая вид, что вы здесь хотите поднырнуть под руки, а когда игроки опустят руки или даже присядут - мгновенно перепрыгивайте через опущенные руки. Можно несколько раз резко нагибаться и выпрямляться, заставляя игроков то опускать, то поднимать руки, пока они вконец не запутаются. И в какой-то раз, только обозначив движение вверх (при этом они тотчас же поднимут руки), проскакивайте под руками. Иногда, заметив широкий просвет между игроками (а значит, руки у них натянуты довольно высоко), можно на бегу, с ходу, «рыбкой» нырнуть внутрь круга. При этом кошке надо помнить, что если в каком-то месте ей с первой попытки не удалось силой прорваться через круг, то она обязана отойти и попытать счастья в другом месте. Если и там не удалось, идите дальше. Кошке лучше всего не возвращаться к месту неудачи, а искать более слабые места.

№ слайда 14

Описание слайда:

Каравай Играть в каравай можно ребятам разного возраста и даже взрослым вместе с малышами. Сначала кого-нибудь ставят посередине, причем обычно начинают с самого маленького, а еще лучше - у кого сегодня день рождения. Все остальные становятся вокруг и берутся за руки. Потом идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Сашины именины испекли мы каравай...» (называть надо имя того, кто стоит посередке). После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!» - опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» - все опускают руки и идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг. Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь - выбирай!»Саша подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берет за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати, Так может повторяться много раз. Правило здесь только одно. Катя должна выбрать кого-нибудь другого. И вообще выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками». Водить каравай лучше всего на улице, причем даже в холодную погоду, так как бегать и скакать не надо и пальтишки нам не помешают.

№ слайда 15

Описание слайда:

Казаки - разбойники Играющие разделяются на две команды. По жребию одна команда - разбойники, вторая - казаки. Отличают их по нарукавным повязкам, ленточкам или каким-либо значкам. Задача казаков - выследить разбойников, задача разбойников - надежно спрятаться.Разбойники разбегаются прятаться, а казаки выбирают место для "темницы", куда потом будут приводить пойманных разбойников. Границы ее надо чем-нибудь обозначить, например, палками или камнями.Казаки расходятся на поиски разбойников, их надо не только найти или увидеть, но надо еще догнать и запятнать. Как только первый из разбойников попался, поймавший его казак отводит пленного в "темницу". Ведет он его, взяв за руку или за рукав, причем пленный разбойник должен идти смирно - вырываться он не имеет права. Но если казак почему-то сам разжал руку, разбойник может убежать. Так, постепенно, в "темницу" приводят пойманных разбойников, оставляя их под охраной кого-то из казаков.Основное же правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в "темницу", то любой разбойник может подбежать и запятнать казака - тогда казак обязан отпустить пленного, и оба разбойника убегают прятаться снова. Но казак, если он расторопный, может ухитриться первым запятнать разбойника, попытавшегося вызволить своего товарища. Если сумеет - ведет уже двух пленных.Разбойники могут освобождать своих товарищей даже из "темницы". Самые быстрые из разбойников могут не прятаться, а просто держаться подальше от казаков. Такие бегуны могут даже выручать товарищей.

Описание слайда:

Гуси - лебеди Для игры нужны четыре - шесть гимнастических скамеек и два − четыре гимнастических мата. На одной стороне зала проводится черта. Она отделяет гусятник, куда становятся все играющие, кроме двух, которые отходят в сторону. Это волки. Посередине зала ставят четыре скамейки, образуя коридор (дорога между гор), а на другом конце зала кладут маты. Это - гора. За ней логово волков.Руководитель произносит: «Гуси-лебеди, в поле!» Гуси проходят по горной дороге в поле (место между матами и скамейкой), где и гуляют. Затем руководитель говорит: «Гуси-лебеди, домой, волк за дальней горой!» Гуси бегут сначала к концам скамеек, пробегают по горной дороге (между скамейками), а затем разбегаются в разные стороны, стараясь быстрее оказаться в гусятнике.Из-за дальней горы выбегают волки и догоняют гусей. Остальные останавливаются. Волки преследуют гусей до гусятника, затем возвращаются в логово. Пойманные подсчитываются и возвращаются в свое стадо гусей. Выбираются новые волки - и игра повторяется. Отмечаются ни разу не пойманные игроки и волки, сумевшие поймать больше гусей.Правила разрешают ловить гусей только после слов «за дальней горой» и преследовать только до гусятника. Нельзя прыгать через скамейки.

№ слайда 18

Описание слайда:

Чехарда Само название Чехарда есть татарское, и игра эта перешла к нам от Татар...» - говорится в одной старинной книге. Значит, чехарда существует на Руси уже более пяти веков! Проживут ли столь долго многие из современных игр? Говоря по-простому, чехарда - это перепрыгивание друг через друга. Кто в школе прыгал через «козла», тому не составит труда играть и в чехарду. Но тут есть некоторые особенности и даже правила. Играть в чехарду могут только мальчики, и не моложе тринадцати лет. Девчонок ни в коем случае не допускайте. Это не девчоночья игра. Лучшие места для игры - ровная площадка, поросшая невысокой травой, или песчаный берег, или простая земляная дорога, по которой редко ездят. На полу или на асфальте старайтесь не прыгать, особенно когда среди вас есть новички. Для того чтобы сыграть в чехарду, нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают «козел». Потом они поменяются местами. Так и прыгаем, пока не устанем или не допрыгаем до какого-нибудь препятствия или поворота дороги. Правило здесь то же: кто не сумел благополучно перепрыгнуть любого из козлов, сменяет его, а козел идет назад и начинает прыгать.

№ слайда 19

Описание слайда:

Чехарда Когда вы все уже хорошо научитесь перепрыгивать, то можно будет козлам становиться и поближе друг к другу, шагов на семь-восемь, а то и на шесть. Но это, будет труднее. Только перепрыгнул через козла, а перед тобою уже следующий... Понадобится более быстрая реакция во время прыганья. Игроки разделяются на две половины... Половина... становится к стене, и один из игроков упирается об стену своею головою; позади его становится другой, в таком же положении, как первый, исключая того, что он держит голову под мышкою первого, для предохранения ее от ушибу во время игры; за ним становится третий точно так же, а потом и все остальные. Составляющие другую половину, прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась. Вспрыгнувший последний, ударяет три раза в ладоши и кричит: «Чехарда - ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второю. Кто промахнется из них, тогда теряется игра и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доводится иногда до крайности: «от вскакивания и соскакивания насаживают спину и бока, от чего долго не могут разогнуть их».Чехарда развивает силу в ногах и руках, ловкость, чувство равновесия и координацию движений, глазомер, смелость и уверенность в себе. Очень полезная игра!

№ слайда 20

Описание слайда:

Змейка Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят. Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собою всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» - «Готовы!» - отвечают ему. «Ну, держитесь!» - говорит вожак и начинает бежать вперед, сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку. На бегу он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже бежать по кругу или резко поворачивать назад. А если вожак крикнет последнему, чтобы тот остановился, а сам подбежит к нему и пойдет от него расширяющимися кругами, то вся змейка завьется клубком, а когда движение дойдет до последнего и он потянется за змейкой - она сама собою раскрутится. Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения со змейкой, вожак должен не забывать о том, что в конце концов ему ее и придется расплетать. Если он так запутает змейку, что не сможет ее расплести, ему придется уступить место другому игроку, и игра начинается сначала. В этом случае вожака в наказание ставят в самый конец змейки. А если вожак просто устанет и сам остановит змейку, его тоже надо сменить.

№ слайда 21

Описание слайда:

Змейка Часто бывает, что кто-нибудь в змейке упадет на крутом повороте, но не расцепится. Тот, кто бежал перед ним, должен сразу отпустить руку, чтобы упавший не тащился по земле. Разумеется, упавший выбывает из игры. Чтобы такого не случалось, игроки должны быть порезвее и не отставать от вожака. Вожак ведь не паровоз, ему всех тащить трудно. Да и не так велик риск оторваться, если вы не слишком натягиваете руку игрока, бегущего перед вами.Когда вожак устанет и почувствует, что в змейке остались крепкие игроки и расцепить их ему не удастся, он останавливается и заканчивает игру. А новым вожаком становится кто-нибудь из оставшихся в змейке игроков. К нему прицепляются все остальные, и игра начинается снова.Цель других игроков прямо противоположна цели вожака и состоит в том, чтобы удержаться в змейке до конца игры.Самое безопасное место змейки - это в ее голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Но если в конце змейки стоит сильный игрок, который крепко держится, то он может и не оторваться. Тогда змейка будет разрываться в других местах, игроки будут выбывать из игры, а последний будет все приближаться к вожаку и сможет даже доиграть до конца.И последнее замечание. Когда желающих побегать и повеселиться наберется слишком много, ну, например, больше двадцати человек, то вожаку придется чересчур долго водить, чтобы укоротить змейку хотя бы наполовину. Ведь для этого ему надо не меньше десяти раз ухитриться разорвать змейку. Тут никаких сил не хватит!В этом случае советую заранее обговорить условие, что из игры каждый раз выбывает весь оторвавшийся хвост. Это бывает еще веселее.Кстати говоря, в прошлом веке на Севере России эта игра называлась по – другому: «Растеряхи». Не правда ли, очень меткое название?

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Выводы Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды; в игре он старший. Победив, не зазнавайтесь (ведь можно играть ещё лучше). Не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы – противники, вне игры – товарищи. Проиграл – не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.В игре не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они были всегда исправны и красивы. Судьёй должны быть довольны и победители и побеждённые!

Игры любого народа, и особенно русские народные игры (названия и правила, как и песни, танцы, сказки), ярко отражают культуру людей. Выявляют самые важные черты характера.

В игре да в дороге узнают людей

По тому, как люди ведут себя в играх, можно сложить впечатление, какие люди в жизни, быту, отношениях с другими. На Руси издавна - с ранней весны до первых осенних ливней, а потом и снежной зимой - на все народные и христианские праздники люди собирались, чтобы всем вместе отметить торжество. Торжества эти никогда не обходились без игр. Народные игры русского народа отражают вековой опыт людей - это развлечения и тренировки одновременно. Это весело, шумно, с песнями, плясками, хороводами. Это радость и удовольствие, это широко, как широка душа славян. А между тем любая игра всегда требует интеллекта, развивает сообразительность, находчивость, быстроту реакции. Русские народные собирали исобирают многолюдные команды, соревнующиеся в силе, ловкости, выносливости. И в то же время между игроками царит командная сплоченность, взаимовыручка, поддержка в трудные моменты. Соревнования проходят на свежем воздухе и поэтому укрепляют здоровье, тренируют тело, способствуют развитию выносливости.

Единство в многообразии

Названия народных игр русского народа емкие, лаконичные, запоминающиеся. Они придумывались самими людьми: мудрыми, наблюдательными, изобретательными, сметливыми. К каждой отдельной игре, когда в нее играли в разных областях Руси, прибавлялись свои нюансы, свой местный колорит. Сопровождались такие игры песнями и игрой на местных музыкальных инструментах. Поэтому и название русских народных игр в разных местах тоже могли отличаться.

Духовный человек - сильный человек

Почти все русские народные подвижные игры уходят корнями в религию, красочностью напоминают старинные языческие обряды. В культуре Руси не было жрецов и жертвоприношений, а было поклонение земле и солнцу, воде и огню. А в повседневной жизни была жестокая эксплуатация и тяжелый крестьянский труд. Все это переносилось в народное творчество и отражалось в название русских народных игр. Отголоски ритуалов можно видеть и сейчас в обрядах и игрищах на Масленицу, Святки, Троицу и др. В ночь после самого длинного летнего дня парни и девушки сходились на берегах рек. Жгли костры, соревновались в прыжках через огонь, купались, чтобы в чистоте встретить восходящее солнце. Девушки плели венки и пускали по реке. А парни доставали из воды венок своей суженой. А какая народная игра появилась из старинного русского обряда, где парни пели: "То не огонь горит, не смола кипит, то кипит-горит сердце по красной девице"? Это игра "Горелки".

В игре, что в поле

Без охоты - и человек болван

Прежде чем вовлекать детей в игру, взрослым обязательно нужно самим искренне любить это. Тем более что, не зная название русских народных игр, истории появления той или иной из них, если не учитывать колорит и особенности, не добиться воспитательного момента. Не добиться полного и емкого проявления талантов. Дети, если забава для них интересна, играют увлеченно, порой до полного утомления. Но при этом испытывают радость от общения и побед, а иногда просто горе от поражения. И нужно уметь сделать так, чтобы эти сильные эмоции были только во благо ребенку. Русские народные игры для детей - это пример высокого мастерства воспитателей и педагогов. Одна из целей, стоящая перед учителями, - развивать фантазию и изобретательность ребенка. Важно, чтобы дети не просто запоминали правила, а умели импровизировать, сочинять их сами. Поощрение самостоятельности в играх и в то же время чувство локтя, солидарности трудно переоценить. Дети от младших до старших любят игру «Фанты», в которой есть широкое поле для развития и демонстрации талантов. Играть могут от пяти участников. Сначала выбирают ведущих, их должно быть двое. Ведущие собирают у всех участников фанты. Это могут быть любые небольшие предметы, важно, чтобы они были разными и точно определяли хозяина. Сбор фантов - это уже весело и увлекательно. Если участников мало, можно собирать с каждого больше одного фанта. А дальше одному из ведущих завязывают глаза, а другой выборочно достает фанты и спрашивает: «Что этому фанту сделать?» И тут уж важно, чтобы второй ведущий был изобретательным и имел хорошее Можно оговорить заранее возможный диапазон заданий, на юмор ограничений нет. Когда все фанты возвращены участникам, начинается целое представление с песнями, плясками, юмором.

То не утица, то лебедь белая

Самым маленьким особенно нравятся игры на подражание. Русские народные игры для детей дошкольного возраста основаны на копировании отношений в семье, нежных и доверительных. Играя, дети впитывают тепло и любовь. Так, в русской народной игре «Утица» создается светлый и ласковый образ мамы утки. Ведущий под нежную песенку показывает незамысловатые движения, которые самые маленькие стараются повторить. Есть и разновидности такой игры, когда показывают характерные движения разных домашних животных, а дети угадывают и повторяют. Вспоминают стишки про этих животных. Побеждает тот, кто точнее покажет любимое животное, расскажет стишок, а может, и песенку споет про него.

«Я садовником родился»

Для долгих зимних вечеров есть русские народные игры в помещении. Названиесамых любимых и увлекательных известны многим. Это в большинстве своем интеллектуальные игры, требующие знаний, умений, опыта. Детские - это игры «Съедобное - не съедобное» или «Я садовником родился». Еще это целая масса настольных игр, начиная с «Бирюлек», где важны твердость характера, сноровка и усидчивость. В качестве бирюлек выбирают палочки одинакового размера. Высыпают их горкой на стол, а потом по очереди стараются вынуть как можно больше палочек, не развалив горку. Очередь переходит к следующему игроку при малейшем нарушении горки. Побеждает тот, у кого будет больше всего палочек после разбора всей горки. Игру усложняют, вытаскивая палочки одной рукой, или рукой на весу, или палочкой, а не пальцами.

Деньги да игра не доведут до добра

Есть у любого народа игры, где в качестве выигрыша ставятся на кон деньги. Не исключение и русские азартные игры. Это игры для взрослых. И народный опыт подтверждает, что добром они не заканчиваются.

Трудно переоценить значение игр для людей, причем это не зависит от возраста, ведь с большим удовольствием играют и взрослые люди, правда, иногда в более "взрослые", но все же игры. А в нынешний век компьютеров, с его мощной игровой индустрией, папы и мамы подчас проводят за монитором времени не меньше своих любимых чад, с азартом расстреливая полчища зомби, или гоняясь на машине, или создавая очередную виртуальную империю, не говоря уже о бесконечном числе онлайн-игр, заставляющих многих взрослых регулярно заходить в игру так же, как они ходят на работу. Да куда там папы и мамы, если даже убеленные сединой дедушки и бабушки взялись за мышку... А вы говорите дети...
Конечно, компьютерные игры, к счастью, еще не являются синонимом игры для каждого человека, но стремительно отодвигают на второй план игры обычные. Для многих подростков, да и взрослых - лишить их возможности "погамать" - смерти подобно, а вот обойтись без, скажем, футбола во дворе или там бадминтона - да пожалуйста. Не буду пускаться сейчас в размышления о пользе или вреде компьютерных игр и куче сопутствующих им "болячек" - упомянула о них только потому, что многие справедливо считают компьютерные игры "убийцами" игр подвижных, тех самых, что способствуют здоровому развитию человека.
Но давайте представим на одно мгновение, что не станет компьютерных игр - куда пойдете? Большинство в холодном поту постарается отогнать от себя эту мысль о конце света, но все же... во двор, на улицу и вернемся к мячам, догонялкам, пряткам и другим прелестям докомпьютерной эпохи. Вы можете сказать, что автор бросается в крайности, дескать, можно совмещать - да, можно, но, к сожалению, в большинстве случаев невиртуальным играм остались второстепенные роли.
А если вспомнить наших далеких и даже не очень далеких предков, то в их жизни игры имели огромное значение, воспитывая качества, необходимые в повседневной жизни и прочно вошедшие в жизненный уклад народа. Конечно, были игры для самых маленьких, в них и сейчас играют с малышами заботливые мамы и бабушки - "сорока", "ладушки" и многие другие - они помогали развивать у карапузов движения рук, внимательность, "точность" пальчиков. Этих игр мы касаться не будем, а поговорим о тех, в которые играли с большим удовольствием на все "от мала до велика".

На Руси, как и у любого другого народа, игры были любимы во все времена - они отличались огромным разнообразием, девичьи и мужские, подвижные и нет. Игры отражали дух народа, его историю и занимали важное место в жизни людей. Выполняя свою главную роль - развлечения, игры несли большой социальный смысл, способствуя живому общению людей, и оставались основным средством физического воспитания, развивая силу, ловкость, скорость, меткость и другие качества. А теперь вычеркните "социальную" и "физическую" составляющие и Вы получите... современных "гамеров". Возможно, это и дает повод врачам говорить о деградации физических и умственных способностей подросткового поколения в наше время, и, к примеру, как доказательство последнего приводить рост количества троллей в различных социальных сетях.
Но вернемся к играм народным, традиционным. Иногда приходилось слышать, что виновником забвения старых игр стал... футбол, вытеснивший с улиц прежние игры. Очень странное и спорное суждение. Из бесед с людьми не очень старшего поколения, я бы даже сказала среднего, можно сделать вывод, что футбол прекрасно уживался с традиционными народными играми, и что примечательно, правила этих игр зачастую не отличались от тех, по которым играли наши далекие предки. Оказалось, что на переменах мальчишки с удовольствием играли в "чехарду", а во дворах и на улице в "ножички", которые так близки старым "свайке" и "тычке". Девочки водили "ручеек", живо напоминающий хоровод "Заплетися, плетень." А как дружно носились по улице в "горелки", то есть в самые разные "догонялки". И не только на улице, но даже и в квартирах резвились в "жмурки". Играли даже в "бабки", только зачастую вместо костей использовались разные предметы, вплоть до монет и металлических крышечек от бутылок. Причем эта игра в своих разновидностях так прочно вошла в обиход мальчишек, что играли и на деньги, что придавало дополнительный азарт этой древней игре.
К сожалению многие из этих озорных и веселых игр незаслуженно забыты - о них мы и расскажем дальше.

Происхождение этой игры уходит корнями в глубь веков. На древнеегипетских рисунках можно найти изображения людей и богов, играющих в "бабки", а документальные подтверждения об игре появляются в Древней Греции, где игра получила название "астрагалос". Затем ее переняли римляне, а от них уже игра распространилась по всей Европе. Что же это за игра и откуда она получила такое название?
Бабкой называли первую фалангу пальца копытных животных. Кости обваривали в кипятке и сушили. Они отличались по размерам - самые крупные использовались, как "биток" - кость для бросания. В более поздние времена в биток иногда заливали свинец. Материал бабок, кстати, дал название широко известным до сегодняшнего дня игральным костям.
Основное правило игры состояло в том, чтобы, метая биток, сбить бабки других игроков и забрать их себе. Сшибленные бабки клали в свою казну - за пазуху, карман, в шапку - после игры их оставляли себе и продавали или меняли на что-то. Разновидностей игры существовало несколько и отличались они в основном расположением бабок на земле, способом "конания", то есть выбора начинающего, и способом броска битка. Разбирать все разновидности мы не будем, но упомянем лишь о трех, наиболее знакомых до настоящих дней, с той лишь разницей, что вместо костей использовались другие предметы, о чем мы упоминали выше.
"Плоцка". При игре в плоцку играющие располагали по две бабки, каждая такая кучка называлась "гнездом". Метали биток строго по очереди, для определения которой собирали все битки перед игрой и швыряли на землю, определяя очередность в зависимости от того, как далеко и каким боком легли кости. Начинающий бросал свой биток в гнезда, если попадал, то забирал сбитые бабки себе, если промахивался, то добавлял пару своих бабок к уже лежащим на земле, и так по кругу пока не останется ни одной бабки.
"Кон". Кон отличается лишь тем, что бабки складываются друг на друга, по этим правилам зачастую играли и монетами вместо бабок и было необходимо броском одной монеты сбить столбик сложенных на земле монет.
Следующая разновидность игры в бабки, вероятно, тоже знакома многим - это "пристенок" . Бабкой ударяли о стену так, чтобы приземлившись на землю, она коснулась чужой бабки или упала на расстоянии пяди, т.е. расстояния между кончиками растянутых большого и указательного пальцев руки. Это называлось чоканием, а игрок, совершивший такой бросок, забирал чокнувшиеся бабки себе. Играли и монетами - в фильме "Уроки французского" есть сцена игры в "пристенок" на деньги.
Вообще, стоит отметить, что игра бабками как раз и дала толчок использованию вместо костей монет.

Название игре дал инструмент, представляющий из себя заостренный металлический стержень с массивной головкой на конце и по виду похожий на гвоздь больших размеров. Весить свайка могла до 4-5 фунтов (до 2 кг). Игра в свайку была широко распространена на Руси в древности и была любимой забавой не только детей. Возраст этой игры определить достаточно трудно, но упоминание о ней можно найти в древних русских былинах. К примеру, в былине 12 века о Ставре Годиновиче, где жена его, Василиса Микулична, говорит мужу: "А доселева мы с тобой в свайку игрывали: У тебя де была свайка серебряная, А у меня кольцо позолоченное." Конечно же, слова Василисы были намеком на супружесткие отношения, ведь свайка и кольцо были у древних славян образом мужского и женского начал, что даже дало рождение русской поговорке "именье идет не в кольцо, а в свайку", но это дает основания считать, что игра имеет достаточно древнее происхождение. Археологические находки подтверждают существование игры уже в 16 веке. К этому же периоду относится и документальное подтверждение самого известного случая игры - гибели царевича Дмитрия в 1591 году, который, по словам очевидцев, "тешился сваею в кольцо".
В чем же заключалась игра в свайку? Правила были достаточно просты. На земле клали кольцо и игроки должны были, взяв за острие свайки, метнуть ее так, чтобы та воткнулась в землю, пройдя через кольцо. Метали свайку по очереди. Удачные броски считались "пирогами" и игра велась до определенного числа, оговариваемого игроками заранее. Бросок в середину кольца измерялся в три пирога. Самым же ценным броском считался такой, при котором свайка втыкалась в землю и при этом отбивала кольцо в сторону. Расстояние от свайки до кольца мерили пядями и по числу пядей засчитывали "пироги" за бросок. Если свайка втыкалась в землю, задев кольцо, но не попав в середину и не отбив его, такой бросок засчитывали за один пирог. Глубоко всаженная в землю свайка называлась редькой, а бросок такой - "засадить редьку". Если свайка уходила глубоко в землю шляпкой, то бросок назывался "репой" и вытаскивать такую свайку было довольно тяжело. Промах называли "ляпа". Игрок, сделавший ляпы несколько раз подряд, выбывал из игры и обязан был подавать ее другим игрокам до тех пор, пока его не сменял другой промахнувшийся. Над "подавальщиками" всячески подшучивали и посмеивались.
Игрок, набравший большее число пирогов, считался победителем. Он садился верхом на игрока с наименьшим числом и, сидя верхом, вбивал несколько раз подряд свайку в землю. Проигравший обязан был вытащить свайку и подать ее победителю, причем иногда оговаривали, что вытаскивать свайку из землю надлежит зубами.
От игры в свайку произошла игра "в тычку" . Для игры использовали нож, держа который за острие, нужно было воткнуть его в землю. Существовало много ее разновидностей. Самый ранний вариант игры отличался достаточной простотой. На земле чертили линию, играющие отходили и метали нож так, чтобы он воткнулся в землю за чертой. Чей нож втыкался дальше всех, тот и считался победителем. Позднее игру разнообразили, придумывая различные способы держать нож и виды бросков, что в конце концов превратилось в известную до нынешних дней игру в "ножички".

Игра в кости имеет давнюю историю и происхождением своим она обязана гаданию на косточках животных. Неизвестно, кто придумал эти костяные кубики, но археологами в Месопотамии были найдены нарды, возраст которых датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Первое упоминание об игре в кости мы находим у греков, которые заслугу изобретения игры приписывали лидийцам. А Софокл утверждал, что греков научил играть в кости герой Троянской войны Паламед. Так или иначе, но от греков игра попала к римлянам, где приобрела четы исключительно светского развлечения. После падения Рима игра в кость распространилась по всей Европе, несмотря на противодействие христианской церкви.
В средневековой Европе игра приобрела огромную популярность и постепенно превратилась в азартную, т.е. игру на деньги. В отличие от Европы, где игрой в кость увлекалась знать и даже духовенство, в России игра была распространена среди простого народа и была особенно популярна в 16-17 веках. Называлась она "зернь" и суть игры была проста - бросить кости так, чтобы набрать большее число. Были в этой игре и мастера своего дела, которые в любой момент могли бросить кости так, чтобы они упали нужной им стороной.
Игра в зернь на Руси преследовалась повсеместно: игроков надлежало наказывать, а сами кости уничтожать. Тем не менее зернь прочно вошла в обиход народа и долгие времена служила не только, как игра азартная, но и как предмет домашнего досуга.

"Чехарда", или правильнее "Чекарда", пришла к нам от монголов в 13-14 веках, о чем и говорит ее название, происходящее от татарского "чикерткә" - кузнечик. Сама суть этой игры выразительнее слов говорит нам о ее происхождении, ведь монголы были искуснейшими наездниками. Посудите сами. Игроки делятся на две половины и конаются, т.е. определяют кому быть нагнувшимися. Затем один из них, нагнувшись, встает к стене и упирается в нее головой, позади него встает другой в таком же положении, но держа голову под мышкой первого и так все игроки, кому по жребию выпало стоять у стены. Другая половина игроков друг за другом вспрыгивают верхом на стоящих у стены, при этом они не должны ни за кого и на за что держаться руками. Когда запрыгнут все, то последний запрыгнувший командует "Чекарда, ярда!" и сидящие верхом должны соскочить на землю. Если при запрыгивании и соскакивании никто не упадет, то все повторяется, в обратном же случае игроки меняются местами.
Есть и более простой вариант игры, когда игроки поочередно перескакивают друг через друга. Ставший первым нагибается и ждет пока через него перепрыгнут все идущие за ним. Таким образом переместившись в конец, игрок уже в свою очередь начинает перепрыгивает через нагнувшихся впереди. И так до бесконечности. Кстати, этот вариант игры послужил причиной происхождения переносного значения слова "чехарда" - частых изменений в чем-либо, создающих путаницу и неразбериху.

Горелки есть не что иное, как беззаботное и веселое бегание, повод порезвиться. Игра в основном была девичья, но часто в нее принимали и юношей. Дети более младших возрастов играли все вместе. Игра состояла в следующем. Собравшиеся становились в круг попарно. Какую-то одну девушку ставили в центре круга "гореть". Как только девушки из круга начинают разбегаться в стороны, причем делать они должны это попарно, т.е. взявшись за руки, стоявшая в середине бросается их догонять. Если "горевшей" удается догнать какую-то пару и коснуться рукой - "разлучить" - то одна из разлученных девушек, становится в круг вместо нее.

Жмурки, как и описанные выше горелки, представляют собой резвую, веселую беготню. В жмурки играли не только девушки, но и дети, а также взрослые молодые люди. Играли в жмурки и на улице, и в доме. В разных регионах России она могла называться по-разному, но суть игры оставалась похожей. Одной из девушек, а выбирали наиболее изворотливую, ловкую и резвую, завязывали глаза и отводили к стене. Ей отводилась роль слепого козла. На ее стуки в стену сбегались остальные девушки и начинали хлопать ее ладонями по спине и спрашивали, переменив голос: "Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас". В Малороссии имя Афанас заменяли на Апанас, что, собственно, разное звучание одного имени.
После того, как козел развернется, девушки разбегались во все стороны, а козел должен был ловить их с завязанными глазами. Во время игры разбежавшиеся постоянно дразнят козла, шутят над ним, хлопают в ладоши или по спине козла. Когда удавалось поймать кого-то, то пойманная сменяла козла. Если же долго не удавалось кого-то поймать, то уставшего и запыхавшегося козла могли сменить из одного сожаления к нему.
В некоторых областях козел должен был угадать имя пойманного, и если ему удавалось правильно назвать по имени, то они менялись местами. В противоположном случае козел продолжать ловить дальше.

Организуйте дворовых или деревенских друзей своего ребенка и предложите им одно из таких развлечений.

Игра «У мишки во бору»

На земле чертятся две прямые на расстоянии 6-7 метровдруг от друга. За одной линией стоит «мишка» (водящий), за другой - дети. Игроки выходят из дома и идут в лес (пространство между двумя линиями), чтобы собирать ягоды и грибы. Они «дразнят» мишку, подходя максимально близко к его берлоге и распевая хором веселую песенку:

Как у мишки во бору

Ягоды-грибы беру.

А мишка не спит,

Все на нас он глядит.

Как только текст закончится, мишка должен выскочить из своей берлоги и постараться осалить кого-то из играющих. Дети стремятся поскорее забежать в свой дом (за черту). Тот, кого водящий поймает, сам становится медведем.

Игра «Красочки»

Эта старинная русская народная игра имеет несколько названий, одно из которых - «Светофор». Выбирается «монах» (водящий) и «продавец». Остальные участники игры договариваются и загадывают цвета красок так, чтобы не было повторов (у каждого участника будет свой цвет). Монах приходит к продавцу и просит дать ему красочку. «Продавец» говорит: «Красок у меня много, а тебе какая нужна?» Монах называет какой-нибудь цвет, к примеру, синий.

Игра «Салки»

Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий - он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.

Если такого цвета никто не загадывал, продавец отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана, игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и осалить удается, то монах становится «краской», а осаленный игрок - монахом. Если нет - игра начинается заново с тем же водящим.

Игра «Казаки-разбойники»

Знаменитая народная русская игра для дошкольников и ребят постарше. Дети делятся на две команды - казаков и разбойников. У казаков имеется свое укрытие, в котором сидит сторож - он будет в течение всей игры охранять пойманных разбойников. Казаки сначала дают возможность разбойникам разбежаться и спрятаться. При этом команда должна оставлять за собой «улики» - на земле рисуются стрелки, оставляются записки и т.п. подсказки. Но следы могут нести и ложную информацию.

Спустя 10-20 минут казаки выходят из своего укрытия и начинают искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут найдены и отведены под охрану сторожу. Затем разбойники с казаками меняются ролями.


Игра «Гуси»

На детской площадке на расстоянии10 метроврисуются две параллельные линии - это «дома». За одну черту заходят игроки (гуси), за другую один человек (хозяин). Меж домами стоит волк (водящий).

Гуси-гуси? (хозяин) - Га-га-га! (гуси) - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну, летите! - Нет-нет-нет! Серый волк за горой не пускает нас домой!

После этого гуси должны перебежать на сторону хозяина так, чтобы «волк» их не осалил. Тот, кто попадется водящему, сам становится «волком»

Игра «Прятки»

Эта русская народная игра для детей знакома каждому, но не все пользуются ее вариантами. Основное правило заключается в том, что «вода» ищет спрятавшихся на улице или в помещении детей. То, место, возле которого он начинает отсчет вслух до 20, 50 или 100 называется коном. Это бывает стенка, дерево и т.п. Как только водящий увидит, кого-то из игроков, он бежит на кон, стучит по нему и громко произносит имя найденного человека.

Если обнаруженный участник успеет добежать до кона раньше «воды», пойманным он не считается - ребенок отходит в сторонку и ждет конца игры. В следующий раз на роль ведущего назначается тот, кто был обнаружен самым последним, если тот, конечно, не успел постучать по кону. Когда «вода» находится очень далеко, каждый игрок имеет право выскочить и тихонько пробраться к кону, постучать и назвать свое имя - это будет гарантией того, что он не станет последним из найденных игроков.


Игра «Поймай рыбку»

Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» - он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.

Игра «Тише едешь»

Отличная народная игра в детском саду. «Вода» и игроки встают по разные стороны от двух линий (они рисуются на расстоянии 5-7 метровдруг от друга). Цель участников - как можно скорее достичь водящего и до него дотронуться. Тот, кто сделает это раньше остальных - занимает его место. Во время движения игроков вода периодически произносит: «Тише едешь - дальше будешь. Замри!» На этом слове играющие должны замереть. Теперь задача ведущего - сделать так, чтобы кто-то пошевелился, посмеется, заговорит. Тогда участнику придется вернуться на начало пути - за черту. Разрешается строить игрокам гримасы, рассказывать что-то забавное, внимательно вглядываться в глаза, но не дотрагиваться.


Игра «Горелки» Одна из русских народных зимних игр. Малыши выстраиваются в колонну по двое, держась за руки. Ведущий становится к ним спиной в нескольких шагах и произносит: «Гори-гори ясно, чтоб не погасло! Раз, два, три - последняя пара выбеги!» Ребята, которые стоят последними в колонне, быстро перебегают и встают впереди. Ведущий же должен поторопиться, чтобы опередить их, заняв одно место первой пары. Кому места не хватило, сам становится «водой», который сам назначает бегущую пару (последнюю, вторую, четвертую и т.п.). Задача игроков - быть внимательными и помнить, какими по счету в колонне они стоят.


Игры народов мира для детей


Игра «Аисты» (украинская)

В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) - это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга - «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.


Игра «Хромая курица» (туркменская)

Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.

Игра «Квинта» (литовская)

В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра - в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.

Игра «Шпень» (белорусская)

По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников - с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.


Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты - мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).

Игра «Один в кругу» (венгерская)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» - перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

Игра «Балтени» (латышская)

Для такой подвижной игры народов мира для детей лучше выбрать летнее время. Местом проведения может стать парк или полянка. Все игроки ложатся лицом вниз на травку и закрывают глаза. Водящий закидывает балтени (биту) как можно дальше в заросли травы или кусты. По его сигналу участники бегут искать предмет. Тот, кто его первым отыщет, становится водящим.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Удар по веревочке

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Шаром в лунке

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

Зайки

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Прыганье со связанными ногами

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Без соли соль

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат "Без соли" и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать "Соль" и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Укротитель диких зверей

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Елы

Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех "полевых" игроков также есть палки. Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять "пустое место", ямку, игрок которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.

В ногу

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Гуси

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Перетяжка

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Волки во рву

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

Переездной конь

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".

12 палочек

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Наседка и коршун

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.


© Все права защищены