Как сделать бра из старой люстры. Люстра, сделанная своими руками – элемент уникального интерьера

Мысль, сделать светильник своими руками, пришла в голову, когда после укладки линолеума в доме, осталась картонная труба (на которую был намотан линолеум).

Для изготовления светильника своими руками, осталось докупить самую малость по 2 метра черного и красного провода, 2 метра светодиодной ленты на клейкой основе, блок питания на 12В 1А, краска спрей в баллончике. Светодиодная лента конечно обошлась дороговато, но с ней легче работать. Можно было использовать отдельно сверх яркие светодиоды, но с ними много мороки в плане распайки между собой и креплении внутри трубы.


Изготовление светильника своими руками, было начато с нанесения предварительных эскизов на бумагу. Было желание, чтобы светильник не только был изогнут в плоскости, но и в пространстве, и имел причудливую форму 3d волны.

После того как эскиз на бумаге удовлетворял моим желаниям, приступил к изготовлению светильника. Была измерена каждая труба на рисунке, и по этим размерам производилась резка труб. Чтобы получить необходимые углы, из бумаги вырезались шаблоны и крепились скотчем на трубе.


Все трубы были выложены на столе, и сделана подгонка относительно формы волны.


Пропилы делались на стационарной циркулярке. Таким образом получается ровные пропилы без задиров шириной 2 мм.


Теперь нужно соединить все трубы в одно целое. Главная задача сделать плавные изгибы, для этого не помешает применить шаблон (лист ДВП) на столе. Поскольку трубы картонные, то соответственно соединять их можно при помощи клея ПВА, но я бы рекомендовал использовать клеи которые по крепче и быстрее застывают (момент, суперклей).

С обратной стороны на саморезы были привинчены деревянные планки, чтобы самодельный светильник можно было повесить на стену. И в каждой трубе были просверлены отверстия для вывода проводов от светодиодных лент.


Окраска труб производилась обычной краской в баллончике. Использовался красный цвет, поскольку стена, на которой должен быть расположен светильник, была белой, то хотелось получить некий контраст.


Краска высыхает очень быстро, по этому можно приступать к монтажу светодиодов. Главное запомните, что разрезать светодиодную ленту можно только в специально отмеченных местах. Ленту заранее необходимо разметить, чтобы ее хватило на все 12 труб.

Припаиваем к “+” контакту красные провода, а к “-” черные, чтобы в последствии не перепутать полярность.


Светодиодные полоски размещаем внутри труб и фиксируем клейкой стороной к стенке трубы, а провода выводим через заранее проделанные отверстия. Остается только параллельно соединить все провода (красные содинить с красными, а чертные с черными) и подключить к блоку питания.


Каждой женщине хочется привнести в свой дом оригинальность и уют. Один из важнейших элементов декора – люстра, способна преобразить любой интерьер, а созданная своими руками, придаст ему атмосферу домашнего тепла и уюта. В этой статье мы расскажем как создать люстру в домашних условиях, оригинальные идеи с фото и видео — в помощь начинающим мастерам.

В качестве материалов для изготовления люстры подойдет практически любой подручный материал:

  • бумага, обертка для подарков и картон;
  • текстиль и трикотаж;
  • веревки, ленты и нитки;
  • дерево и стекло;
  • проволока, перья и бусины.

В качестве каркаса можно использовать старую люстру или купить подходящие кольца и стойки в магазинах, продающих материалы и инструменты для ручного творчества.

Совет! Очень важно выбрать правильное цветовое решение материалов для будущей люстры. Абажуры, выполненные из светлых и прозрачных материалов, подойдут для темной комнаты, а для светлой можно использовать более плотные материалы. Использование материалов желтых, оранжевых и красных оттенков придадут помещению тепла, а синие и зеленые материалы – сделают комнату более холодной.

Вариант 1 – Люстра в стиле шебби-шик

Оригинальную люстру легко сделать из обычной металлической канцелярской корзинки для бумаги.

Используемые материалы:

  • металлическая корзинка для бумаг;
  • аэрозольная краска нежных или пастельных оттенков: розового, персикового, бежевого, кремового, сиреневого, мятного, нефритового;
  • полоска льняного текстиля контрастного или в тон краски цвета;
  • клеевой пистолет;
  • ножницы;
  • патрон с лампочкой.

Выполнение:

  1. Просверлить в днище корзинки отверстие под электропровод.
  2. С помощью аэрозольной краски покрасить корзинку внутри и снаружи.
  3. Затем в отверстие продеть электропровод с патроном на конце.
  4. Полоску ткани шириной 8 см заложить складками, а затем закрепить с помощью клеевого пистолета вокруг верхней части абажура из корзинки.
  5. Украсить текстильную кайму бантом и розочками из ткани.

Совет! При желании кайму можно декорировать бусинами, декоративными стеклянными камушками, ракушками.

Вариант 2 – Люстра своими руками в стиле арт-деко

Для гостиной или спальни можно сделать несложную и эффектную люстру из шелковой бахромы в виде каскада.

Используемые материалы:

  • 2 деревянных обруча разного диаметра
  • белая шелковая тесьма с длинной густой бахромой
  • белая акриловая краска
  • леска
  • клеевой пистолет
  • ножницы
  • патрон с лампочкой

Выполнение:

  1. Обручи покрасить краской.
  2. Отрезать 3 одинаковых отрезка лески длиной около 50 см каждый, затем с их помощью меньший обруч прикрепить к большему в 3 местах, таким образом, чтобы расстояние между ними было на 5 см меньше длины бахромы. Оставшиеся концы лески затем будут использованы, чтобы прикрепить люстру к электрошнуру.
  3. С помощью клеевого пистолета приклеить шелковую тесьму с бахромой сначала по периметру меньшего обруча, а затем по периметру большего. В местах крепления лески не наносить горячий клей непосредственно из пистолета, поскольку это может расплавить леску. Лучше сначала нанести немного клея на бумагу, а затем после остывания аккуратно проклеить места крепления лески.
  4. Закрепить с помощью свободных концов лески люстру к электрошнуру с патроном.

Совет! Верхний край люстры можно с помощью клеевого пистолета декорировать жемчужными или прозрачными бусинами. Вместо белой бахромы можно использовать серебристую. Если бахрома будет недостаточно густой, ее можно проложить вдоль обручей в 2 слоя. Очень интересно будет выглядеть каскадная люстра, если бахрома будет крепиться на деревянную основу в форме квадрата.

Вариант 3 – Люстра своими руками в стиле кантри

Используя каркас старого абажура можно сделать красивую люстру, просто обтянув его кружевным полотном или гипюром.

Используемые материалы:

  • металлический каркас от абажура произвольной формы;
  • полоска кружевного полотна, гипюра;
  • нитки в тон ткани, иголка;
  • шнур;
  • ножницы;
  • патрон с лампочкой.

Выполнение:

  1. Измерить окружность абажура в самой широкой части.
  2. Отрезать прямоугольник длиной на 4-5 см больше чем окружность абажура и шириной на 8-10 см больше чем высота абажура.
  3. Соединить деталь в кольцо, сшив вдоль коротких концов.
  4. Натянуть деталь на каркас.
  5. Подшить, подогнув, нижний край.
  6. Свободный верхний край нового абажура присборить, аккуратно распределив складки и закрепив их с помощью шнура.
  7. Прикрепить абажур к электрошнуру с патроном.

Совет! При необходимости каркас можно освежить, покрасив из аэрозольного баллончика в подходящий оттенок. Вместо кружевного полотна можно использовать ажурный трикотаж или плотный трикотаж светлых тонов в полоску или с рисунком косы, шишечки.

Вариант 4 – Люстра своими руками в стиле «Тиффани»

Американский дизайнер Луис Тиффани использовал технологию витражей для изготовления своих модернистских светильников. С помощью нехитрых материалов и инструментов можно самостоятельно сделать эксклюзивную люстру в стиле «Тиффани».

Лампа в стиле Тиффани из пластиковой бутылки

Используемые материалы:

  • 5-ти литровая пластиковая бутылка;
  • герметик;
  • серебристая или золотистая краска;
  • краска по стеклу 5-7 сочетающихся между собой оттенков;
  • маркер;
  • ножницы;
  • патрон с лампочкой.

Выполнение:

  1. Разрезать пластиковую бутылку пополам. Для создания абажура люстры используем верхнюю часть бутылки вместе с горлышком.
  2. С помощью маркера разметить поверхность пластикового абажура на 6 равных сегментов, проведя вертикальные линии от горлышка к нижнему краю.
  3. Каждый сегмент симметрично разрисовать в стиле модерн: можно изобразить цветы, листья, виноград, стрекозы, капли, взяв за основу любое изображение лампы «Тиффани».
  4. Нижний край бутылки вырезать по контуру нанесенного на поверхность рисунка.
  5. Всю поверхность абажура, в том числе и нижний край, прорисовать по контуру рисунка герметиком, следя за тем, чтобы линии были аккуратными и не толстыми. Дать ему время подсохнуть.
  6. Аккуратно, с помощью тонкой кисточки или ушной палочки покрыть серебристой или золотистой краской поверхность контуров, нанесенных герметиком.
  7. Заполнить пустоты рисунка краской по стеклу, произвольно комбинируя цветовые оттенки.
  8. Аккуратно срезать горлышко бутылки.
  9. Вставить электрошнур с патроном.

Для изготовления люстр своими руками, включив фантазию, можно использовать любые материалы, создавая уникальные светильники в разных стилях. В целях безопасности, используйте для их эксплуатации энергосберегающие лампочки.

Люстра из ниток своими руками — видео

Люстры своими руками — фото





Освещение - важнейшая составляющая интерьера. Именно от освещения зависит уют и уровень комфорта нашего жилища. Игра света и тени позволяет обыграть выигрышные моменты интерьера и отвести внимание от неудачных моментов. А еще - светильники, торшеры, люстры и лампы создают ту атмосферу, которую мы называем «дом». Сделать жилище только «своим», личным, индивидуальным помогут уникальные светильники и лучший способ - сделать абажур своими руками. Самодельные плафоны и абажуры - это тот конек, который выделит ваш дом из прочих.

Пара слов о безопасности

При изготовлении ламп, торшеров и люстр в промышленных условиях предварительно производится расчет минимального расстояния от «тела» лампы до материалов. Зависит это расстояние от мощности и теплового излучения лампы и от типа (горючести) материала, из которого изготавливается плафон/абажур. В домашних условиях вряд ли кто-то будет заморачиваться с такими подсчетами. А чтобы не создать опасную ситуацию, стоит придерживаться определенных правил.

И вообще, сделав абажур и установив его, в первые несколько дней обращайте внимание на то, греется ли плафон. Нагревом считается любое повышение температуры выше окружающей среды. Если плафон ощущается как «теплый», поменяйте лампочку на менее мощную. Снова проверьте. Так до тех пор, пока самодельный абажур не будет греться.

Где взять каркас

Если вы хотите переделать старую лампу, торшер, бра у которых старый абажур пришел в негодность, можно просто использовать уже имеющуюся основу, ободрав старый материал. Перед началом работ, хорошо осмотрите каркас, если есть где-то ржавчина или поврежденное покрытие, может стоит все ободрать и покрасить снова? Заодно и цвет можно изменить. Если старых каркасов нет, можно купить недорогую лампу (в магазине или на блошином рынке) и проделать с ней те же операции. Неплохие абажуры можно, кстати, сделать из корзин для мусора. Они есть проволочные, есть пластиковые. Главное - найти подходящую по форме и размеру. Потом в дне делаете отверстие под патрон. Дальше - дело за украшением/обшивкой, а тут вариантов море.

Если и этот способ недоступен, можно изготовить абажур без каркаса (есть и такие) или сделать каркас самостоятельно. Материал для изготовления каркаса для абажура своими руками это: проволока, древесина (деревянные или бамбуковые палочки, вырезанные специально элементы), пластиковые бутылки.

Как сделать каркас для самодельного абажура из проволоки

Проволока для каркаса лампы нужна алюминиевая или сталистая. С алюминиевой работать легко, но она легко мнется. Это не очень важно когда абажур уже эксплуатируется, но этот факт надо учитывать во время работы: можно испортить форму. С другой стороны, такая пластичность позволяет во время работы легко и просто вносить изменения в форму. Так что вариант неплохой. Алюминиевую проволоку можно «добыть» из электрических кабелей. Придется снять защитную оболочку и можно использовать.

Сталистая проволока более упругая, так что она хорошо сохраняет форму. Ее можно поискать на строительном рынке. Работать с ней посложнее. Желательно чтобы рядом были сильные мужские руки.

Кроме проволоки для работы понадобятся мощные кусачки и пассатижи. Каркас абажура обычно состоит из двух колец и соединяющих их стоек. От размеров колец и формы стоек зависит форма будущего абажура. Вопросы могут возникнуть по количеству стоек и способам их крепления. Количество стоек зависит от размеров колец и того, насколько «круглым» вы хотите сделать абажур. Чем больше стоек, тем более «гладко» ляжет ткань. Так что выбирать вам, но оптимальное расстояние между стойками по нижнему кругу - около 5-6 см.

Приемы создания каркаса для абажура из проволоки

Способы крепления стек к кольцам абажура зависят от толщины и типа проволоки, а также от имеющихся у вас инструментов. Самый простой - сделать на конце маленький крючок, затем его плотно зажать. А чтобы кольцо не скользило вправо-влево, предварительно проволоку в месте крепления обработать наждачной бумагой с крупным зерном. Это вариант для толстой алюминиевой проволоки. Если проволока стальная, причем диаметром 1,2-2 мм или больше, лучший способ - . Проволоку потоньше можно загнуть и обмотать вокруг кольца или также сделать крючок.

Если делать крючки, обматывать проволоку, внешний вид получается далеко не таким идеальным, как у фабричных каркасов. Но эта неидеальность прикроется самим абажуром. Если она вас все-таки волнует, найдите ленту подходящего цвета (обычно подбирают под цвет абажура) и аккуратно обмотайте полученный каркас. Станет намного лучше. Ленту можно промазать клеем ПВА и, мокрой, плотно, виток за витком, обмотать каркас.

Из проволочной сетки

Если удастся найти сетку из тонкой проволоки, можно быстро сделать почти идеальный цилиндрический плафон для торшера, настольной лампы, ночника, плафон для установки свечи и т.д. Всего-то и надо, что отрезать кусок сетки нужной длины и ширины, свернуть в кольцо и закрепить проволочки, обмотав их вокруг стоек.

Чтобы сетка не распрямилась, отрезая кусок, режьте так, чтобы с обоих сторон оставались длинные свободные концы. Ими и будем скреплять плафон цилиндрической формы. А неидеальность верхнего и нижнего кольца можно замаскировать лентой нужного цвета.

Из пятилитровой пластиковой бутылки

Интересной формы абажур может получиться из пластиковой бутылки большого литража. Есть бутыли на 5-6 литров и даже на 10. Вот их и можно использовать. От емкости отрезаем верхушку иди дно - в зависимости от того, что вам больше нравится. В отрезанной части делаем кольцо под патрон. Если отрезана верхняя часть, для некоторых патронов можно использовать горловину. Для тех что больше диаметром, ее придется срезать.

Затем вырезаем лишний пластик, формирую ободки и стойки плафона. Чтобы не ошибиться, предварительно можно прорисовать все линии маркером. Резать будет проще. Вcе элементарно. Дальше просто украшаем. И да, вырезать пластик обязательно, иначе теплому воздуху некуда будет деваться.

Делаем абажуры на каркасе

Вариантов того, как можно сделать чехол абажура достаточно:


Из лент

Самый простой и быстрый способ преобразить старый абажур для торшера или настольной лампы - использовать ленты. Нужен каркас или абажур в виде цилиндра. Он может быть «голым» или обтянутым тканью. Если использовать «голый» каркас, свет будет пробиваться сквозь щели, что создаст интересные световые эффекты, но освещение будет неоднородным. Читать при таком свете неудобно - это интерьерное решение. Если вам необходимо ровное освещение, сначала обтяните каркас тканью. Она может быть того же цвета что и ленты, на пару тонов темнее или светлее, может быть контрастной. Все зависит от вашего желания. И помните, что чем темнее будет ткань, тем меньше света пропускает абажур.

Берем ленту шириной 1-2,5 см. Закрепляем ее с изнаночной стороны абажура при помощи клея ПВА, дополнительно зафиксировав булавкой. Если взяли проволочный каркас без ткани, крепим к верхнему или нижнему ободу (можно пришить руками, можно использовать клей). Затем начинаем оборачивать весь каркас, сверху вниз, располагая витки ленты близко друг к другу, но без нахлеста.

Закончив круг, ленту разворачиваем на 90°. Закрепляем в таком положении (иголкой с ниткой или клеем ПВА, клеем из пистолета, зафиксировав временно булавкой, прижав прищепкой). Дальше ленту пропускаем под первой лентой, вытаскиваем, укладываем поверх второй, потом снова протягиваем вниз, через одну ленту вытягиваем вверх. Так, постепенно, создаем переплетение, заполняя весь абажур.

Как вариант, можно пропускать по две вертикальные ленты. Но тогда надо следить, чтобы каждый следующий ряд сдвигался на одну поперечину. Тогда получится другой тип переплетения. Такой абажур идеален для торшеров, так как направлять свет будет вниз, рассеивание через стенки будет небольшим.

В данном варианте ленты могут быть одинаковыми, могут - одного цвета, но разной фактуры, могут - отличаться на пару тонов или быть контрастными. По кругу ленты можно пускать сплошняком, а можно - через некоторое расстояние. Если найти широкую ленту и накладывать ее с нахлестом, тогда вообще не понадобятся горизонтальные. А если использовать плетеный или крученый шнур (на нижнем фото справа), получим совсем другой по виду абажур. Так что только эта техника отделки абажура дает очень много вариантов.

Коротко представим идеи. Есть множество вариантов того как можно нестандартным образом оформить стандартные каркасы для абажуров. Первый способ был уже озвучен: можно связать чехол на абажур на спицах или крючком. Несколько вариантов на фото.

Не все умеют вязать. Проще работать с бисером, особенно если его клеить. Декорировать старую ткань можно при помощи бусин, пайеток, бисера разной формы и размеров. Такой «новый-старый» абажур своими руками сделаете за пару часов. Подбираете подходящие по цвету украшения, промазываете ткань клеем ПВА, наклеиваете украшения. Для завершения образа можно из бусин и бисера собрать подвески, которые крепятся к нижнему ободу, но это уже кропотливая работа. Хотя эффект интересный.

Можно сшить новый абажур из ткани. Но не обязательно его делать обновленной копией старого. Следует включить фантазию! Если лампа или торшер стоят в комнате девочек, новый чехол на абажур можно сделать в виде юбки. Стиль юбки подбираете сами. Интересно смотрятся в складку. С рюшами и без.

В комнате мальчика можно использовать старую географическую карту. Они есть на плотной бумаге. Если бумага недостаточно плотная, сначала надо наклеить карту на картон, а потом уже из такой заготовки клеить абажур.

Оригинальные плафоны получаются если готовый каркас оплести нитями или веревками. Веревки могут быть натуральными. В таком случае они серые, коричневые бежевые. Можно найти тонкие синтетические цветные шнуры. Из них получатся более «веселые» по цвету изделия. Еще проще дело обстоит с нитками для вязания. Они есть тонкие, толстые, фактурные, с плавно изменяющимся цветом. В общем, вариантов масса.

Берем каркас и по определенной схеме его оплетаем. Можно начать со стоек. Каждую стойку оплести косичкой (длина нитей должна быть раза в 3 больше высоты стойки). Когда эта работа окончена, начинаем протягивать нитки/веревки между стойками. Их надо будет пропускать через косички, так что с нитками удобнее это делать с помощью иголки, а веревки можно просунуть и так.

Второй вариант - сначала опутать горизонтально весь каркас, а потом оплести стойки. Косичка тут уже не получится, надо просто наклонными стежками с определенным наклоном закрепить витки на стойке. Этот вариант в исполнении несколько проще, но «косички» смотрятся более декоративно.

Самодельные плафоны без каркаса

Многие материалы достаточно жесткие для того, чтобы сохранять форму самостоятельно и, одновременно, они достаточно пластичные чтобы можно было сделать из них что-то интересное. Таких самодельных абажуров ну очень много. И практически все они стоят вашего внимания. Приведем тут только часть, другая часть пойдет в разделе с фото (см. ниже).

Из вязанных кружевных салфеток

Вязанные крючком салфетки есть у многих и лежат они в «загашниках», так как и выбросить жалко, и использовать не знают как. Есть очень интересная идея - сделать из них абажур для люстры на подвесе. Кроме салфеток нужен будет большой воздушный шар или надувной мяч, клей для тяжелых обоев (виниловые, шелкография и т.п.), кисть.

Замачиваем клей согласно инструкции, ждем пока набухнет. Надуваем шар или берем мяч, подвешиваем. Когда клей готов, на какой-то чистой поверхности раскладываем салфетку, промазываем ее клеем, выкладываем на шар.

Выкладывать надо с таким условием, что в центре останется отверстие под патрон. Одну за одной приклеиваем салфетки. Их выкладывать надо так, чтобы края немного перекрывались. Когда все салфетки уложены, еще раз промазываем их клеем и оставляем до высыхания. Когда клей высох, сдуваем мяч или шар (шар можно проколоть, если не жалко) и вынимаем его через отверстие. Вот и все, кружевной абажур готов.

В некоторых случаях возникают проблемы с тем, как готовый абажур подвесить на патрон. Решается проблема просто - берете прозрачную пластиковую бутылку, отрезаете у нее горлышко, при необходимости, расширяете отверстие до нужных размеров (чтобы плотно надевалось на патрон), потом отрезаете пластик так, чтобы получилось кольцо шириной в 5-7 см. Это кольцо промазываете клеем ПВА, и изнутри шара подклеиваете к абажуру.

Круглые плафоны из ниток

Практически по той же технологии можно изготовить круглые и полукруглые стильные плафоны. Выбираете нитки подходящего цвета. Состав их абсолютно неважен - важен цвет, толщина и фактура. Они могут быть мохнатыми, гладкими, кручеными, потоньше и потолще. От этого зависит внешний вид. Удобнее всего работать с хлопковыми нитками средней толщины. Они хорошо впитывают клей и затем, после высыхания, отлично держат форму.

Еще нужен будет мяч или шар. Это будет основа абажура, которая задает форму. Размеры основы подбираете по желанию. Нитки надо будет склеивать, для этого понадобится клей ПВА. Его переливают в емкость, разводят водой в пропорции 1:1.

Можно использовать и другой клей. Важно чтобы он после высыхания становился прозрачным. Это WB-29 фирмы TYTAN Professional и клей D2 для столярных работ. Если будете использовать какой-то из этих типов клея, прочтите инструкцию.

На мяче или шаре нарисуем окружность, которая по размерам будет чуть меньше чем патрон лампы. С противоположной стороны нарисуем окружность побольше - это будет нижний край плафона. Теперь все готово, можем приступать.

Промазываем нити клеем и наматываем их на мяч в хаотичном порядке. Удобнее это делать если клей налит в емкость - туда можно опустить весь моток, и просто тянуть потихоньку нитку. С клеем в тубе все не настолько комфортно: приходится промазывать участки длиной до метра, намотать, промазать снова. Времени уходит намного дольше. Это если использовать не ПВА. Но зато изделия получаются более жесткими и не провисают, не меняют форму со временем, как это может случиться с нитяными абажурами на ПВА.

При наматывании ниток на шар, старательно обходим нарисованные окружности. Если случайно залезли на «запретную территорию», просто подвигаем нитки, формируя ровный (более-менее ровный) край. Когда нитки закончатся или вы решите, что плотности достаточно, процесс можно останавливать. Край нити заправляем между другими. Все. Дальше мяч с намотанными нитками еще раз промазываем клеем (ПВА можно полить) и оставляем до просушки (минимум на 2 суток). Чтобы мяч не катался, находим миску или кастрюлю и используем ее как подставку.

Последний этап - сдуваем мяч или шар. Если мяч имеет ниппель, нажимаем на него тонкой проволочкой, выпуская воздух. Спущенный мяч вынимаем. На этом все, можно продевать внутрь лампу и испытывать абажур.

Технология та же, но внешний вид очень отличается…

По описанной выше технологии можно делать не только круглые плафоны. Прямоугольные, треугольные, трапециевидные. Выбираете основу, которую легко удалить, наматываете смоченные в клее нитки, тесьму, даже палки, газетные трубочки и т.д. После высыхания удаляете основу и вот, вы сделали абажур своими руками. Пару примеров в фото ниже.

А еще можно использовать палочки…. Только мяч тоже обмотайте пищевой пленкой и используйте не клей ПВА, а прозрачный столярный

Это пастообразная полимерная глина в тюбике, которую нанесли на пакет из-под молока, затем высушили и пакет удалили…

Креативные самодельные плафоны для ламп, торшеров и люстр

Просто диву даешься, из чего только люди не делают красивые и необычные вещи. Плафон из чашки, терки, бутылки, пивной или стеклянной банки, металлических деталей и колец от пивных банок… Кажется, все можно использовать…

Есть старые слайды и фотоаппараты? Сделайте уникальный светильник для фотографа!

Подсвечники превращаются в лампы… можно без абажуров

В жизни не скажешь, но эти плафоны сделаны из крючков, которыми открывают металлические банки для напитков и консервы… если их покрасить, будет еще интереснее

Не знаете что делать с хрусталем бабушки? Сделайте из него плафоны…

Нет никаких сомнений в том, что правильно выполненное освещение кухни задает звучание всему интерьеру. А люстра способна стать центральным элементом в этом уютном и теплом помещении.

Используя подручные материалы — или даже бросовые — можно сделать абажур из ниток, светильник в стиле эко из джутового шпагата или пластиковых бутылок, а можно смастерить настоящий шедевр – красивую люстру из деревянных или стеклянных бусин.

А еще светильник, сделанный своими руками можно не только повесить на кухне или в столовой зоне, но и подарить близким.

Способ 1. Из подручных материалов – сможет каждый!

Самый простой светильник своими руками делается из ниток. Действительно, с подобной конструкцией может справиться даже ребенок. Итак, чтобы сделать люстру из ниток, нам потребуются:

  • Нитки – можно взять обычный джутовый шпагат или хлопчатобумажные толстые нитки, общей длиной не менее 100 метров, цвет выбирается, исходя из вашей фантазии и уже имеющегося интерьера;
  • Клей ПВА и кисть для его нанесения;
  • Вазелин;
  • 2 воздушных шарика – один для работы, второй для проверки; шарик лучше брать не обычный, а круглый, тогда форма светильника будет правильной формы.

Совет! Также подойдет детский или резиновый пляжный мячик. Для очень больших светильников подойдет мяч для фитбола, например.

Работы по созданию шарика из ниток ведутся в такой последовательности:

  1. Надуваем шарик нужных размеров. Не забываем, что получившийся абажур из ниток будет повторять форму шарика. Нарисуйте маркером одну или две окружности сверху и снизу (снизу можно побольше).
  2. Клей наливаем в емкость и тщательно обрабатываем нитки. А сам шарик можно обмазать кисточкой вазелином.

Совет! Не стоит сразу наносить клей на все нитки – лучше продвигаться по месту наматывания.

  1. Далее следует наматывание ниток на шарик с учетом нарисованных отверстий – от плотности наматывания зависит, каким в итоге получится ваш абажур.

  1. После того, как шарик будет обмотан, нужно оставить будущую люстру сохнуть как минимум на 24 часа.
  2. Шарик лопается и его остатки легко извлекаются из ставшей прочной конструкции. В результате и получился абажур из твердых ниток.
  3. Прорезается отверстие сверху – под патрон.
  4. Нужно проверить прочность – в светильник вставляется еще один шар и надувается. Это позволит продемонстрировать гибкость конструкции.

Таким образом можно выполнить и местное освещение на кухне, создав своими руками несколько светильников из ниток. А можно повесить в столовой зоне, как показано на фото.

Не забывайте, что для шарика из ниток можно сделать дополнительный декор в виде интересного окрашивания, бусин, бабочек или искусственных цветов, а можно сделать целую гроздь шаров разных размеров.

По этому же принципу вы сможете придумать свой уникальный дизайн светильника. Например, из кружева, или потолочный светильник как на фото ниже.

Способ 2. Создаем шедевр – нужно постараться!

Прекрасное освещение кухни получится и если сделать своими руками светильник из бусин, либо ткани. Получится светильник в стиле или настоящая люстра-канделябр.

Для такой работы вам понадобятся:

  • Старые пяльца, садовая корзина, подвесное металлическое кашпо, либо проволока для создания каркаса;
  • Декоративные цепи;
  • Бисер, бусины, ленты, прочные нити;
  • Патрон с лампой.

Светильник будет представлять собой двух- или трехуровневую конструкцию из колец, расположенных друг над другом и соединенных цепями либо проволокой.

Кольца можно брать разного размера, создавая абажур в духе винтажной классики, или одинакового – именно такое освещение выполняется в .

Основание светильника непременно окрашивается, обматывается или декорируется, после чего приступают к нанизыванию бус.

Расход бусин в этом проекте такой:

Нижняя часть: бусины диаметром 16 мм, 15 шт. на нить;

Верхняя часть: бусины диаметром 12 мм, 31-32 шт. на нить.

Здесь вы можете варьировать степень натяжения и количество нитей.

Совет! Работы стоит проводить, предварительно подвесив люстру и вставив в нее патрон.

По аналогии можно создать для кухни люстру из искусственных фруктов. А приглушенное освещение получится, если использовать для обшивки каркаса ткань. Как правило, такой абажур выполняется для стилей кантри и .

Способ 3. Светильники из бросовых материалов – для современной кухни!

Наиболее оригинальный светильник можно сделать из такого бросового материала, как пластиковые бутылки и одноразовые ложки – это и красиво, дешево и экологично!

Делаем абажур в стиле минимализм и – никаких дополнительных украшательств из ниток и бусин, только матовый белый или цветной пластик. Чтобы сделать такое приглушенное освещение кухни своими руками, нам понадобится:

  • Основание из 5-литровой пластиковой бутылки;
  • Патрон с проводом и лампой;
  • Клей для качественной фиксации;
  • Много одноразовых ложек.

Чтобы сделать своими руками люстру, вырезаем у бутылки дно и обрезаем ручки у ложек (не полностью, так, чтобы остался небольшой черенок). С помощью клея фиксируем обрезанные ложки на бутылке-основании. Их нужно располагать равномерно, порядово, тогда и абажур будет выглядеть привлекательно.

Совет! Каждый следующий ряд располагается внахлест, без пропусков.

Получившаяся люстра будет напоминать рыбью чешую. Однако следует помнить, что такая конструкция довольно плотная, а значит, в кухне обязательно понадобится дополнительное освещение.

Форма светильника может быть разной, например, в виде лотоса.

Из одноразовых ложек можно сделать и такие украшения.

Светильник из пластиковых бутылок, а точнее из их донышек, изготовленный своими руками, может казаться кружевным или состоящим из множества маленьких цветочков.

Совет! Такой абажур можно сделать не белым, а цветным – значит, нужно брать цветные бутылки или покрасить его краской оригинального цвета: медного, золотого, стального, розового, черного и т.д.

Получившийся абажур можно повесить на кухне или над обеденным столом.

Пусть на вашей кухне будет уютно и светло! Желаем вам творческих успехов и представляем еще несколько прекрасных идей изготовления кухонных светильников своими руками из подручных средств.

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.