Именины кристины по церковному календарю. Христи́на Тирская

Христина жила на рубеже II–III веков в Тире Финикийском при императоре Септимии Севере (194–211). Отцом ее был могущественный военачальник-язычник по имени Урван. Ревниво охраняя ослепительную красоту дочери, он заточил ее в высокой башне, где ей прислуживали множество рабынь и она могла наслаждаться всеми благами роскоши и богатства. В этой башне Урван разместил статуи богов, украшенные драгоценностями, чтобы дочь могла им поклоняться.

Хотя дева и оставалась взаперти, без всякой связи с миром, благодать Божия посетила Христину и породила в ее душе стремление к познанию истины. Своим правдивым умом она осознала, что бездушные изваяния – творение рук человеческих – никак не могут быть божествами, и, созерцая в окне красоту неба, земли и всех чудес природы, она пришла к заключению, что настолько прекрасная гармония может быть творением только единого Бога и Создателя, бесконечно мудрого. Тогда к деве был послан ангел Господень, наставивший ее в том, что она смутно чувствовала сердцем, – в тайнах Божества и творения. Так, стяжав свет истины и исполнившись ревностной любви к Богу, Христина посвятила жизнь посту и молитве.

Когда родители пришли навестить ее и предложили поклониться идолам, она ответила твердым отказом, объявив, что теперь следует за Христом – истинным Светом, пришедшим в мир. Она отвергла все уговоры отца и попросила дать ей белоснежную рубашку, чтобы принести духовную жертву Богу, Единому в трех Лицах. Урбан исполнил просьбу дочери, не понимая ее сути. Когда Христина погрузилась в молитву, явился ангел, приветствуя ее как невесту Христову, и объявил о предстоящих ей испытаниях, которыми она восславит Господа. Прежде чем удалиться, он отметил деву печатью Христа, благословил и насытил небесным хлебом.

Ночью святая топором изрубила все статуи в башне и пошла раздавать обломки серебра и золота бедным. Увидев это на следующее утро, Урван страшно разгневался и велел обезглавить рабынь Христины, а дочь подвергнуть бичеванию. Двенадцать солдат до изнеможения секли деву, но Христина силой благодати оставалась неколебимой, исповедуя Христа и обвиняя отца. Урван велел бросить ее в тюрьму, заковав в тяжелые цепи, и ушел. Его жена в слезах посетила темницу, чтобы упросить Христину подчиниться и тем самым сохранить жизнь. Но и эти уговоры не принесли результата.

На другой день Христина была вновь подвергнута пытке. Сперва ей разрывали плоть, а затем привязали к колесу и подвесили над пылающим очагом, но по ее молитве Господь угасил пламя. Вновь отосланная в тюрьму, она удостоилась посещения трех ангелов, которые доставили ей пищу и исцелили раны.

Ночью Урван прислал пятерых рабов. Они схватили святую, привязали ей на шею тяжелый камень и бросили в море. Но и тут ангелы пришли на помощь мученице: они отвязали камень, и Христина пошла по водам как посуху. С небес спустилось сияющее облако – и явился Христос, облаченный в драгоценные царские одежды и окруженный сонмом ангелов, которые славили Господа песнопениями и наполняли воздух нежным благоуханием фимиама. Исполняя желание святой, Христос Сам крестил ее в водах моря, а затем вверил архангелу Михаилу, который сопроводил Христину на сушу и в родительский дом.

Обнаружив, что девушка уцелела, несмотря на все покушения убить ее, Урван приказал на следующий день обезглавить ее. Но той же ночью он скончался плачевным образом.

Пост Урвана занял новый магистрат Дион. Ознакомившись с делом, он призвал святую и велел подвергнуть пытке. Она держалась стойко. Тогда он велел остричь ей волосы и провести нагой по всему городу, чтобы покрыть позором. На следующий день мученица сделала вид, будто соглашается исполнить требование Диона и хочет поклониться статуе Аполлона. Придя в храм, она взмолилась истинному Богу и приказала статуе пройти сорок шагов. Однако даже такое чудо не обратило Диона. Тогда святая, призвав имя Божие, опрокинула статую и разбила на куски. Три тысячи язычников, свидетелей чуда, обратились ко Христу.

Дион не пережил такого поражения и вскоре умер, а его место занял новый правитель, Юлиан. Он заключил святую в раскаленную печь. Мученица провела там пять дней, на протяжении которых пела хвалебные гимны Господу вместе с ангелами. Тогда правитель велел бросить ее в ров, полный диких зверей и ядовитых гадов, но и там рабы Божией не коснулось никакое зло: аспиды свернулись у ее ног, словно желая ей поклониться, а змеи нежно утирали пот с ее лба. Один лишь Юлиан оказался более свирепым, чем хищные твари, и упорствовал в ненависти к мученице. Он приказал отсечь ей груди, из которых хлынули кровь и молоко, а затем вырвать язык. После всех мучений два воина пронзили копьями сердце и бок святой, даровав ей венец нетленной победы и вечное блаженство в созерцании Небесного Жениха.

После скорой гибели тирана один из родственников Христины, который обратился благодаря ее чудесам, упокоил тело святой в церкви, возведенной в память о ней.

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Одно из красивейших европейских женских сугубо христианских имен - это имя Кристина. В данной статье мы поговорим о том, в какие дни и в честь кого его носительницы празднуют свои именины.

Об именинах

Как известно, каждый крещеный в католической или православной церкви человек нарекается именем в честь того или иного святого, который впоследствии считается небесным покровителем верующего. День церковной памяти этого угодника или угодницы Божией и становится тем, что люди называют Другое название этого дня - именины. Имени Кристина в этом смысле особенно повезло, потому что существует достаточно много святых женщин, им нареченных.

Тем не менее у каждой женщины, как и у каждого мужчины, в году может быть только один День ангела. Поэтому при крещении необходимо выбрать именно свою покровительницу. Для этого мы приведем ниже список основных из них, почитаемых в русской православной церкви. Наверняка есть и другие, но беда в том, что не существует в мире единого перечня всех святых - их сотни тысяч, если не миллионы. И постоянно появляются новые. К каждой святой из нашего списка мы приложим дату празднования и краткое жизнеописание, чтобы можно было решить, какая из них вам больше по душе. Но предварительно нужно отметить еще один момент - в восточной христианской традиции имя Кристина принято транслитерировать на греческий манер, а именно как Христина. Таково его церковное произношение.

19 февраля. Мученица Христина Кесарийская

26 марта. Мученица Христина Персидская

Немногим позже предыдущей мученицы, а именно в 4-м веке, пострадала за веру во Христа еще одна Христина. На этот раз дело было в Персии, где местные язычники также противились распространению христианства. Причем в Римской империи веру во Христа уже легализовали и даже сделали государственной, официальной религией взамен прежнего язычества. Поэтому Персия, которая воспринимала Византию как своего политического противника, видела в христианах потенциальных предателей, агентов влияния Римской империи и политически неблагонадежных людей. Из-за этого верующих христиан всячески гнали и принуждали отрекаться от веры. Святая Христина отказалась это сделать и была до смерти забита кнутами за свою Кристины, нареченной в честь этой святой, празднуются 26 марта.

31 мая. Мученица Христина Лампсакийская

Еще одна мученица времен По приказу императора Диоклетиана в государстве вспыхнула очередная волна притеснений и показательных казней. В ходе этого процесса пострадала и жительница города Лампсака Геллеспонтского. Ее за отказ отречься от своего христианского исповедания обезглавили. Вероятно, она имела римское гражданство, так как только римлян казнили таким образом, потому что иные методы казни по отношению к ним были запрещены. Именины Кристины, носящие свое имя в память об этой женщине, отмечают в последний день мая.

13 июня. Мученица Христина Никомидийская

Так уж сложилось, что все святые Христины, перечисленные в этой статье, - мученицы. Женщина, о которой пойдет речь сейчас, не является в этом смысле исключением. 13 числа первого летнего месяца празднуют свои именины Кристины, названные в ее память. Но вот о подробностях жизни этой святой мало что известно. С уверенностью можно сказать только то, что она происходила из города Никомидия, где и была убита за то, что являлась христианкой и не пожелала отказаться от своих убеждений, когда это потребовалось.

6 августа. Мученица Христина Тирская

Эта святая женщина была не просто христианкой. Она родилась и жила в 3-м веке и происходила из семьи правителя города Тира. По преданию, отец готовил ее к карьере языческой жрицы, но дочь, вопреки надежде родителей, обратилась в христианство и наотрез отказалась исполнять родительскую волю. В гневе отец, как гласит житие святой, сначала избил ее, пытаясь принудить к отступничеству, но, не добившись успеха, отдал ее под суд. В дальнейшем как бы ни пытались родители или судьи склонить девушку вернуться в лоно язычества, она оставалась верной сделанному ей выбору. В конце концов ее зарубили мечом. Память этой страдалицы за веру приходится на 6 августа.

18 августа. Мученица Христина

Это последняя в нашем перечне святых по имени Кристина. Именины православные могут праздноваться в ее память, не смотря на то, что о ней решительно ничего не известно, кроме того, что она когда-то жила и была насильственно умерщвлена за свою веру в Бога.

Му-че-ни-ца Хри-сти-на жи-ла в III ве-ке. Она ро-ди-лась в бо-га-той се-мье. Отец ее Урван был пра-ви-те-лем го-ро-да Ти-ра. В воз-расте 11 лет де-воч-ка от-ли-ча-лась необык-но-вен-ной кра-со-той, и мно-гие хо-те-ли же-нить-ся на ней. Од-на-ко отец Хри-сти-ны меч-тал о том, чтобы дочь ста-ла жри-цей. Для это-го он по-ме-стил ее в осо-бое по-ме-ще-ние, где по-ста-вил мно-же-ство зо-ло-тых и се-реб-ря-ных идо-лов, и ве-лел до-че-ри вос-ку-ри-вать пред ни-ми фими-ам. Две ра-бы-ни при-слу-жи-ва-ли Хри-стине.

В сво-ем уеди-не-нии Хри-сти-на ста-ла за-ду-мы-вать-ся над тем, кто же со-тво-рил этот пре-крас-ный мир? Из сво-ей ком-на-ты она лю-бо-ва-лась звезд-ным небом и по-сте-пен-но при-шла к мыс-ли о Еди-ном Твор-це все-го ми-ра. Она убе-ди-лась, что без-глас-ные и без-душ-ные идо-лы, сто-яв-шие в ее по-ко-ях, ни-че-го не мог-ли со-тво-рить, так как са-ми бы-ли со-тво-ре-ны ру-ка-ми че-ло-ве-ка. Она ста-ла мо-лить-ся Еди-но-му Бо-гу со сле-за-ми, про-ся Его от-крыть Се-бя. Ду-ша ее раз-го-ра-лась лю-бо-вью к Неве-до-мо-му Бо-гу, она все бо-лее уси-ли-ва-ла мо-лит-ву, со-еди-няя ее с по-ще-ни-ем.

Од-на-жды Хри-сти-на удо-сто-и-лась по-се-ще-ния Ан-ге-ла, ко-то-рый на-ста-вил ее в ис-тин-ной ве-ре во Хри-ста, Спа-си-те-ля ми-ра. Ан-гел на-звал ее неве-стой Хри-сто-вой и пред-воз-ве-стил ей бу-ду-щий стра-даль-че-ский по-двиг. Свя-тая де-ва раз-би-ла всех сто-яв-ших у нее идо-лов и вы-бро-си-ла их за ок-но. Отец Хри-сти-ны Урван, по-се-щая свою дочь, спро-сил ее, ку-да ис-чез-ли идо-лы? Хри-сти-на мол-ча-ла. То-гда, при-звав ра-бынь, Урван узнал от них прав-ду. В гне-ве отец на-чал бить дочь по ще-кам. Свя-тая де-ва сна-ча-ла без-молв-ство-ва-ла, а по-том от-кры-ла от-цу свою ве-ру в Еди-но-го Ис-тин-но-го Бо-га и что сво-и-ми ру-ка-ми она уни-что-жи-ла идо-лов. То-гда Урван при-ка-зал убить всех при-слу-жи-вав-ших до-че-ри ра-бынь, а Хри-сти-ну пре-дал же-сто-ко-му би-че-ва-нию и бро-сил в тем-ни-цу. Узнав о слу-чив-шем-ся, мать свя-той Хри-сти-ны с пла-чем при-шла к до-че-ри, про-ся ее от-речь-ся от Хри-ста и вер-нуть-ся к оте-че-ским ве-ро-ва-ни-ям. Од-на-ко Хри-сти-на оста-лась непре-клон-ной. На дру-гой день Урван при-звал дочь на суд и на-чал ее уго-ва-ри-вать воз-дать по-кло-не-ние бо-гам, про-сить про-ще-ния за свой грех, но уви-дел твер-дое и непре-клон-ное ее ис-по-ве-да-ние.

Му-чи-те-ли при-вя-за-ли ее к же-лез-но-му ко-ле-су, под ко-то-рым раз-ве-ли огонь. Те-ло му-че-ни-цы, по-во-ра-чи-ва-ясь на ко-ле-се, об-жи-га-лось со всех сто-рон. За-тем ее бро-си-ли в тем-ни-цу.

Ан-гел Бо-жий явил-ся но-чью, ис-це-лил ее от ран и под-кре-пил пи-щей. Отец, уви-дев ее на-ут-ро невре-ди-мой, при-ка-зал уто-пить в мо-ре. Но Ан-гел под-дер-жал свя-тую, ка-мень по-гру-зил-ся, а Хри-сти-на чу-дес-но вы-шла из во-ды и яви-лась к сво-е-му от-цу. В ужа-се му-чи-тель от-нес это к дей-ствию вол-шеб-ства и ре-шил на-ут-ро каз-нить ее. Но-чью же сам неожи-дан-но умер. При-слан-ный на его ме-сто дру-гой пра-ви-тель, Ди-он, при-звал свя-тую му-че-ни-цу и так-же пы-тал-ся скло-нить к от-ре-че-нию от Хри-ста, но, ви-дя ее непре-клон-ную твер-дость, вновь пре-дал же-сто-ким му-че-ни-ям. Свя-тая му-че-ни-ца Хри-сти-на дол-го бы-ла в тем-ни-це. К ней ста-ли про-ни-кать лю-ди, и она об-ра-ща-ла их к ис-тин-ной ве-ре во Хри-ста. Так об-ра-ти-лось око-ло 3000 че-ло-век.

На ме-сто Ди-о-на при-был но-вый пра-ви-тель Юли-ан и при-сту-пил к ис-тя-за-ни-ям свя-той. По-сле раз-лич-ных му-че-ний Юли-ан ве-лел бро-сить ее в рас-ка-лен-ную печь и за-тво-рить в ней. Через пять дней печь от-кры-ли и на-шли му-че-ни-цу жи-вой и невре-ди-мой. Ви-дя про-ис-хо-дя-щие чу-де-са, мно-гие уве-ро-ва-ли во Хри-ста Спа-си-те-ля, а му-чи-те-ли свя-тую Хри-сти-ну за-ру-би-ли ме-чом.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Годы жизни святой мученицы Христины Тирской в разных источниках определяются по-разному: по одним она жила во второй половине II века и пострадала за Христа около 205 года, по другим, более распространенным, Христина Тирская приняла мученический венец около 300 года, во времена правления императора Диоклетиана. По восточному преданию, святая Христина родилась в городе Тире, который сегодня называется Сур и находится на территории современного Ливана. Западные церковные историки утверждают, что имеется в виду некий город Тир на острове Волсены у западных предгорий Центральных Апеннин. Теперь там, в кратере потухшего вулкана, находится Больсенское озеро, по названию города Больсена, и святая Христина (Кристина) считается его патронессой-покровительницей. Однако мы будем следовать восточному преданию, закрепленному Православной Церковью, по которому Тир – это современный ливанский Сур.

В третьем веке от Р.Х. в Тире правил языческий царь Урбан, у которого росла красавица дочь. По неизвестному совпадению с именем Спасителя при рождении она была наречена Христиной, но, видимо, на то была воля Божия, и ее судьба была предопределена самим Господом на служение Ему и принятие мученического венца во славу Его. Мученичество любого, кто исповедовал в те времена христианство, было неизбежностью, ибо Римская империя охватывала своим владычеством большинство земель, а императоры ее были непримиримыми гонителями и истребителями христиан – исповедников и носителей веры в Бога Единого, в Христа Спасителя.

Как сказано выше, Христина была исключительно хороша собой, и даже когда она еще была подростком, многие заглядывались на нее в надежде на брак с родовитой красавицей. Однако Урбан желал, чтобы его дочь стала языческой жрицей, и для этого построил особое помещение, поставил в нем золотые и серебряные изваяния языческих богов, приставил к Христине прислуживать ей, а заодно и присматривать за ней, двух девушек-рабынь и велел дочери непрестанно воскуривать фимиам перед статуями римских богов.

Но недаром Христина носила имя в тезоименитстве с Христом. Находясь в заточении, будучи девушкой разумной и мыслящей, она начала раздумывать, глядя из окон своей богатой палаты, которая стала ее темницей, на мир вокруг, и к ней стали приходить необычные мысли. Она стала думать, что должен ведь быть Кто-то, Кто сотворил красоту и гармонию этого мира, и, по всей вероятности, это Кто-то Единый. Девушка стала просить, чтобы ей открылось, Кто Он, этот Всемогущий Творец? Ведь стоящие в ее комнате молчащие и бездушные фигуры сами были творением рук человеческих, а Кто же создал мир, лежащий вокруг, и привел в действие законы, по которым менялись времена года, день сменялся ночью и существовало в гармонии все живое? Она молилась пока неведомому ей Богу и отказывалась от пищи, кроме самого необходимого количества ее, еще не зная, что это и есть важнейшие составляющие христианской аскезы – пост и молитва.

И вот, после таких трудов, святой Христине явился Ангел Божий. Назвав ее невестой Христовой, он дал ей наставления в богопознании, которые она приняла всем сердцем, поскольку уже размышляла об этом, и через эти наставления получила теперь ответы на все свои вопросы о Божественном мироустройстве. Вместе с тем Ангел поведал ей, что она примет мученический венец от трех мучителей, и укрепил ее на подвиг, а также, чтобы она укрепила и свои земные силы после поста, дал ей пищу.

Обрадованная и вдохновленная ангельским посещением, святая Христина продолжила молиться Господу, но уже зная, к Кому обращены ее чистые молитвы. Тогда же она разломала и сокрушила статуи идолов и выкинула их вон в окно, а проходящие внизу прохожие собрали обломки, которые теперь были только кусками драгоценных металлов.

Когда Урбан посетил дочь и не нашел в ее покоях статуй, то спросил, где они. На вопрос его юная святая ответила молчанием. Тогда он обратился к рабыням с вопросом, что происходило здесь, и те ему рассказали, что сделала с идолами Христина. Урбан стал бить дочь по щекам, она по-прежнему молчала, но затем рассказала ему, что отныне она чтит лишь Бога Единого и исповедует христианство.

Разгневанный Урбан велел убить рабынь, бывших у дочери в услужении, за то, что недоглядели – он же не мог предположить, что на принятие веры Христовой воля была не человеческая, а Божия. Понимая, что отец не пощадит свое дитя, мать Христины в слезах просила ее отречься, но святая была непреклонна даже к материнским молениям. Тогда, чтобы вынудить святую дочь отказаться от веры в Бога Единого, Урбан созвал на другой день суд, чтобы судить Христину не как дочь свою, а как преступницу против языческой веры. Но ни угрозы, ни увещевания не дали желаемого результата, и он приказал пытать ее огнем, а затем заточить в темницу. В темнице святой Христине вновь явился Ангел Господень, исцеливший ее от ран, и наутро она была вновь перед судилищем совершено невредимой. Отец счел это за волшебство и велел утопить святую Христину в море, привязав к ней тяжелый камень. Однако Ангел Божий и тут по велению Господнему явился ей, отвязал камень и вынес из пучины, а святая пошла по воде к берегу. Урбан ужаснулся этому и опять счел спасение святой Христины за чародейство, несмотря на то, что святая постоянно свидетельствовала: все чудесные спасения исходят только от Господа по святой воле Его, и призывала всех поклониться Ему.

После всего свершившегося Урбан решил на другой день казнить Христину, но в ту же ночь внезапно сам скончался. На его место был прислан другой правитель, Дион. Сначала ласковыми обращениями к ней, посулами он пытался склонить святую Христину к отречению, но также потерпел неудачу и, поставив перед ней статую Аполлона, приказал пытать девушку огнем, обещая, что, как только она поклонится статуе, пытка прекратится. Но святая молила Господа дать ей силы перенести муки, а статую сокрушить, и по молитве ее статуя была сокрушена, а сам Дион, видя это крушение, упал замертво. Вновь была святая Христина заточена в темницу, но весть о таком противостоянии разнеслась далеко по округе. В заключении она пребывала потом достаточно долго, и к ней стали проникать люди, пожелавшие знать больше о Боге, Которого она любила и почитала, святая дева говорила с ними о Христе, о Боге Едином, о Духе Святом. Приходившие к ней, слыша ее разумные и проникающие в сердце добрые речи, видя, сколько она перенесла, и при этом, богоспасаемая, оставалась невредима, уверовали в Бога Истинного, Животворящего. По словам Димитрия Ростовского в его «Житиях святых», благочестивыми стараниями святой Христины Тирской тогда уверовало до трех тысяч человек.

Третий мучитель, правитель Юлиан, присланный на замену первым двум, также предал ее многим мучениям, но ни одно из них снова не причинило святой Христине вреда. Тогда Юлиан повелел казнить святую через усечение мечом, и святая мученица, подвижница Христова Христина, наконец узрела Господа и удостоилась венца, который на земле был мученическим, а у Престола Его воссиял вокруг ее головы нимбом Света Преображения.

Значение иконы
Святая мученица Христина Тирская в иконографии обычно изображается в виде юной девы со строгим и прекрасным ликом, обрамленным свободно падающими на плечи локонами волос. В правой руке ее, как и полагается для иконописных изображений мучеников, крест, на который она указывает левой рукою, как бы призывая наш дух следовать за Христом, как когда-то последовала она.

У каждого своя мера на каждом этапе личного богопознания, свои возможности, и всякий священник посоветует сегодня Вам взять на себя испытание по силам – известно, что аскеза свыше сил может привести к унынию, а уныние – к опасным колебаниям и сомнениям. Нам не придется сегодня идти на испытания, какие выпали на долю святой Христины и иных первомучеников, но в чем житие ее и иных мучеников ранних лет христианства, житийные образцы всех наших Божиих угодников и исповедников являются примером, так это в неизменном выборе приоритета жизни духовной над жизнью физической. А чтобы следовать этому приоритету, в наше время необязательно идти на крайние меры, ибо делать это так самоотверженно, с такой неподдельной и безграничной любовью к Господу и радостью о Нем, как это делали они, смогут на земле лишь единицы.

Однако в мученичестве, в отшельничестве, любом другом подвижническом самоотказе от земного во славу Божию главным оказывается не страдание. Это лишь ярчайшее, как это ни покажется кому-то неверующему парадоксальным и нелогичным, свидетельство непреклонной, живой, наперекор всему, любви в ответ на Божию любовь к нам, той любви, какую явил давший распять Себя ради нас Иисус Христос и о которой писал апостол Павел (1 Кор. 13: 1–13). Без нее страдание жертвоприношения становится ненужным, и что хуже – бессмысленным. С ней – любой, даже самый малый по сравнению с подвигом, например, святой Христины Тирской, подвиг во имя Господне обретает высокий смысл, о чем говорит Сам Господь наш, приводя слова из Книги пророка Осии (Ос. 6:6): «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9: 12–13). Так и мы, через жития святых Господних, живших по слову Его, учимся этой священной милости как проявлению спасительной для наших душ любви к Богу и всему, сотворенному Его волей и милосердием.

Мученица Христина, память которой празднуется сегодня, жила в III веке. Её отец мечтал о том, чтобы она была жрицей, но она, созерцая красоту мира, пришла к мысли о том, что есть Единый Бог, и была чудесно наставлена ангелом в вере Христовой.

Святая Христина родилась в богатой семье. Отец ее Урван был правителем города Тира. В возрасте 11 лет девочка отличалась необыкновенной красотой, и многие хотели жениться на ней. Однако отец Христины мечтал о том, чтобы дочь стала жрицей. Для этого он поместил ее в особое помещение, где поставил множество золотых и серебряных идолов, и велел дочери воскуривать пред ними фимиам. Две рабыни прислуживали Христине.

В своем уединении Христина стала задумываться над тем, кто же сотворил этот прекрасный мир? Из своей комнаты она любовалась звездным небом и постепенно пришла к мысли о Едином Творце всего мира. Она убедилась, что безгласные и бездушные идолы, стоявшие в ее покоях, ничего не могли сотворить, так как сами были сотворены руками человека. Она стала молиться Единому Богу со слезами, прося Его открыть Себя. Душа ее разгоралась любовью к Неведомому Богу, она все более усиливала молитву, соединяя ее с пощением.

Однажды Христина удостоилась посещения Ангела, который наставил ее в истинной вере во Христа, Спасителя мира. Ангел назвал ее невестой Христовой и предвозвестил ей будущий страдальческий подвиг. Святая дева разбила всех стоявших у нее идолов и выбросила их за окно. Отец Христины Урван, посещая свою дочь, спросил ее, куда исчезли идолы? Христина молчала. Тогда, призвав рабынь, Урван узнал от них правду. В гневе отец начал бить дочь по щекам. Святая дева сначала безмолвствовала, а потом открыла отцу свою веру в Единого Истинного Бога и что своими руками она уничтожила идолов. Тогда Урван приказал убить всех прислуживавших дочери рабынь, а Христину предал жестокому бичеванию и бросил в темницу. Узнав о случившемся, мать святой Христины с плачем пришла к дочери, прося ее отречься от Христа и вернуться к отеческим верованиям. Однако Христина осталась непреклонной. На другой день Урван призвал дочь на суд и начал ее уговаривать воздать поклонение богам, просить прощения за свой грех, но увидел твердое и непреклонное ее исповедание.

Мучители привязали ее к железному колесу, под которым развели огонь. Тело мученицы, поворачиваясь на колесе, обжигалось со всех сторон. Затем ее бросили в темницу.

Ангел Божий явился ночью, исцелил ее от ран и подкрепил пищей. Отец, увидев ее наутро невредимой, приказал утопить в море. Но Ангел поддержал святую, камень погрузился, а Христина чудесно вышла из воды и явилась к своему отцу. В ужасе мучитель отнес это к действию волшебства и решил наутро казнить ее. Ночью же он сам неожиданно умер. Присланный на его место другой правитель, Дион, призвал святую мученицу и также пытался склонить к отречению от Христа, но, видя ее непреклонную твердость, вновь предал жестоким мучениям. Святая мученица Христина долго была в темнице. К ней стали проникать люди, и она обращала их к истинной вере во Христа. Так обратилось около 3000 человек.

На место Диона прибыл новый правитель Юлиан и приступил к истязаниям святой. После различных мучений Юлиан велел бросить ее в раскаленную печь и затворить в ней. Через пять дней печь открыли и нашли мученицу живой и невредимой. Видя происходящие чудеса, многие уверовали во Христа Спасителя, а мучители святую Христину зарубили мечом.