Гранатовый браслет 7 глава краткое содержание. Гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн

«Гранатовый браслет»

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зелёный камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днём ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший ещё прабабке. Зелёный камешек — это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет — внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», — попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» — спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и её сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал её преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат её Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати — тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казённые деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принёс его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял её порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», — попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме её слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твоё». «Что с тобой?» — спросила Женни, увидев её слезы. «…Он простил меня теперь. Всё хорошо», — ответила Вера.

Именинница княгиня Вера Николаевны Шеина получила свёрток с ювелирным футляром. В нем был золотой, но низкопробный браслет с гранатами. В письме были поздравления и просьба принять подарок. Браслет, говорилось в письме, еще прабабкин, а зелёный камешек в нем - это чрезвычайно редкий зелёный гранат, приносящий дар провидения, оберегающий мужчин от насильственной смерти. Подпись гласила: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла браслет, камни тревожно густо-красно мерцали. Как кровь - пришло ей на ум. Она вернулась в залу к гостям. Муж ее князь Василий Львович Шеин в это время показывал гостям альбом со своими рисунками, сопровождая его веселым рассказом о нелепом, как он его называл, телеграфисте, который до безумия влюблен в Веру, преследует ее даже после замужества, пишет письма и очевидно, следит за ней издалека. Он знает о Вере все - как она одета, где была и что любит делать.

Муж и Николай, брат Веры, решили разыскать навязчивого и нескромного поклонника, чтоб вернуть браслет. Г. С. Ж. оказался молодым человеком 30-35 лет. Он ничего не отрицал, полностью признавая неприличность своих чувств и поступков. Увидев понимание и сочувствие в князе Шеине, он объяснял, что любит Веру так, что ни одна и высылка, ни одна тюрьма не убьют его чувство. Только его смерть может избавить и его самого, и Веру от этого чувства любви. Он признался, что растратил казённые деньги и должен будет теперь из города бежать, поэтому они не услышат о нем больше.

На следующий день Вера прочитала о самоубийстве Г. С. Желткова, чиновника контрольной палаты. Вечером того же дня получила она прощальное письмо. Несчастный писал: в Вере Николаевне была вся его жизнь. Бог за что-то этой любовью вознаградил его. Уходя навсегда, он повторяет только как молитву слова: да святится имя Твоё. Может быть, Вера вспомнит о нём – писал он дальше - тогда пусть сыграет из бетховенской «Аппассионаты» ре-мажорную часть. Он же благодарит её как единственную радость, которая была в его несчастном существовании.

Вера захотела проститься со странным поклонником - теперь она знала его имя и его адрес. Муж понял и не возражал. Она увидела безмятежное лицо Г.С.Ж., словно он хранит какую-то, ему одному известную и великую тайну. Молодая женщина положила ему большую красную розу, поцеловала в лоб. Любовь, о какой мечтают, прошла мимо. Это было ей сейчас так очевидно. Дома ее ждала подруга по институту Женни. На просьбу Веры сыграть что-нибудь, та заиграла ре-мажорную часть сонаты Бетховена. Вера плакала и шептала «да святится имя Твое». Он простил меня – ответила она удивленной подруге. Все хорошо.

Сочинения

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Русский писатель, переводчик.

Дата и место рождения – 7 сентября 1870 г., Наровчатский район, Пензенская губерния, Российская империя.

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1910 году Куприн написал повесть «Гранатовый браслет». которая была основана на реальных событиях.

«Г ранатовый браслет»

Г ерои

Князь Василий Львович Шеин

Является одним из главных персонажей, муж Веры Николаевны Шеиной, и брат Людмилы Львовны Дурасовой; князь и губернский предводитель дворянства. Василий Львович высоко почитаем в обществе. У него налаженный быт и внешне благополучная во всех отношениях семья. На самом деле, жена к нему ничего кроме дружеских чувств и уважения не испытывает. Финансовое положение князя также оставляет желать лучшего. Княгиня Вера всеми силами пыталась помочь Василию Львовичу удержаться от полного разорения.

Вера Николаевна Шеина

Георгий Степанович Желтков

Анна Николаевна Фриессе

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Генерал Яков Михайлович Аносов

Людмила Львовна Дурасова

Густав Иванович Фриессе

Понамарёв

Бахтинский

«Гранатовый браслет» краткое содержание

Источник – I

В сентябре на даче готовился небольшой праздничный обед в честь именин хозяйки. Вера Николаевна Шеина утром получила в подарок от мужа серьги. Она была рада, что праздник предстояло устроить на даче, так как финансовые дела ее мужа обстояли не лучшим образом. Помогать Вере Николаевне в подготовке обеда приехала сестра Анна. Съезжались гости. Погода выдалась хорошая, и вечер проходил за теплыми душевными разговорами. Гости сели играть в покер. В это время посыльный принес сверток. В нем оказался золотой с гранатами и маленьким зеленым камнем посередине браслет. К подарку была приложена записка. В ней говорилось о том, что браслет является семейной реликвией дарителя, а зеленый камень – редкий гранат, который обладает свойствами оберега.

Праздник был в разгаре. Гости играли в карты, пели, шутили, рассматривали альбом с сатирическими картинками и рассказами, сделанный хозяином. Среди историй была повесть о влюбленном в княгиню Веру телеграфисте, который преследовал свою возлюбленную, несмотря на отказ. Безответное чувство довело его до сумасшедшего дома.

Почти все гости разъехались. Те, кто остался, вели беседу с генералом Аносовым, которого сестры называли дедушкой, о его военной жизни и любовных приключениях. Гуляя по саду генерал рассказывает Вере об истории своей неудачной женитьбы. Разговор заходит о понимании настоящей любви. Аносов рассказывает истории о мужчинах, которые любовь ценили выше, чем собственную жизнь. Он интересуется у Веры историей про телеграфиста. Оказалось, что княгиня ни разу его не видела и не знает, кто он на самом деле.

Вернувшись, Вера застала мужа и брата Николая за неприятным разговором. Все вместе они решили, что эти письма и подарки порочат имя княгини и ее мужа, поэтому этой истории необходимо положить конец. Не зная ничего о воздыхателе княгини, Николай и Василий Львович Шеин разыскали его. Брат Веры накинулся на этого, вызывавшего жалость человека, с угрозами. Василий Львович проявил великодушие и выслушал его. Желтков признался, что любит Веру Николаевну безнадежно, но слишком сильно, чтобы быть способным побороть это чувство. К тому же он сообщил, что больше не побеспокоит княгиню, так как растратил казенные деньги и вынужден уехать. На следующий день из газетной статьи стало известно о самоубийстве чиновника. Почтальон принес письмо, из которого Вера узнала, что любовь к ней была для Желткова величайшей радостью и благодатью. Стоя у гроба, Вера Николаевна понимает, что прекрасное глубокое чувство, о котором говорил Аносов, прошло мимо нее.

Источник – II

ru.wikipedia.org

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень - гранат редкого сорта. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с её мужем князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать ей письма.

Когда брат Николай Николаевич, явившись в жилище Желткова вместе с мужем, вернул ему гранатовый браслет и в разговоре упомянул о возможности обращения к властям, чтобы прекратить преследование, по его словам, княгини Веры Николаевны, Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини позвонить ей. Она сказала ему, что если бы его не было, ей было бы спокойней. Желтков просил послушать cонату № 2 Бетховена. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере жилось спокойно. Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради ее блага. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил, что застрелился по причине растраты казённых денег.

Вера Николаевна, узнав о смерти Желткова, спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вышла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо».

Источник – III

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днем ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший еще прабабке. Зеленый камешек - это весьма редкий зеленый гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет - внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». «Лучше не нужно», - попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» - спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить ее своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати - тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит ее за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», - попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твое». «Что с тобой?» - спросила Женни, увидев ее слезы. «…Он простил меня теперь. Все хорошо», - ответила Вера.

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Нико-ла-евны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выго-во-рила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не реша-лась оторвать именин-ницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невы-сокой пробы дутый браслет, покрытый грана-тами, среди которых распо-ла-гался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содер-жало поздрав-ление с днем ангела и просьбу принять браслет, принад-ле-жавший еще прабабке. Зеленый камешек — это весьма редкий зеленый гранат, сооб-ща-ющий дар прови-дения и обере-га-ющий мужчин от насиль-ственной смерти. Закан-чи-ва-лось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет — внутри камней заго-ре-лись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — поду-мала она и верну-лась в гостиную.

Князь Василий Львович демон-стри-ровал в этот момент свой юмори-сти-че-ский домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюб-ленный теле-гра-фист». «Лучше не нужно», — попро-сила она. Но муж уже начал полный блестя-щего юмора коммен-тарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, полу-чает письмо с целу-ю-щи-мися голуб-ками, подпи-санное теле-гра-фи-стом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвра-щает Вере обру-чальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг преду-пре-дить тебя: теле-гра-фисты обольсти-тельны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за краси-вого Васю Шеина, но теле-гра-фист продол-жает пресле-до-вания. Вот он, пере-одев-шись трубо-чи-стом, прони-кает в будуар княгини Веры. Вот, пере-одев-шись, посту-пает на их кухню судо-мойкой. Вот, наконец, он в сума-сшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» — спро-сила Вера. После чая гости стали разъ-ез-жаться. Старый генерал Аносов, кото-рого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояс-нить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее пресле-до-вать пись-мами за два года до заму-же-ства. Очевидно, он посто-янно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже пись-менно, попро-сила не беспо-коить ее своими пресле-до-ва-ниями, он замолчал о любви и огра-ни-чился поздрав-ле-ниями по празд-никам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пере-секла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспо-собны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыс-кать поклон-ника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет трид-цати — трид-цати пяти. Он не отрицал ничего и признавал непри-лич-ность своего пове-дения. Обна-ружив неко-торое пони-мание и даже сочув-ствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочи-тала о само-убий-стве чинов-ника контрольной палаты Г. С. Желт-кова, а вечером почта-льон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заклю-ча-ется только в ней, в Вере Нико-ла-евне. Это любовь, которою Бог за что-то возна-градил его. Уходя, он в восторге повто-ряет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетхо-вен-ской «Аппас-си-о-наты», он от глубины души благо-дарит ее за то, что она была един-ственной его радо-стью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим чело-веком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежа-щего в гробу было безмя-тежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера припод-няла его голову, поло-жила под шею большую красную розу и поце-ло-вала его в лоб. Она пони-мала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вернув-шись домой, она застала только свою инсти-тут-скую подругу, знаме-нитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», — попро-сила она.

И Женни (о чудо!) заиг-рала то место «Аппас-си-о-наты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слага-лись слова, как бы куплеты, закан-чи-вав-шиеся молитвой: «Да святится имя Твое». «Что с тобой?» — спро-сила Женни, увидев ее слезы. «...Он простил меня теперь. Все хорошо», — отве-тила Вера.

Краткое содержание Гранатовый браслет

В первой главе описывается­ непогода, которая наступила во второй половине августа на берегу Черного моря. Описывается завывающий ветер и­ непрекращающийся дождь, который отравляли жизнь отдыхающим на своих дачах людям. Описываются бури,­ которые унести жизни нескольких рыбаков и заставили заблудиться в море других. Но самое печальное было зрелище каравана повозок, когда греки и еврея, который были мнительны, покинули свои дома и уехали в город, оставив разбитые стекла и мусор на дачах. Но к началу сентября погода улучшилась, выглянуло солнце и море успокоилось, что очень обрадовало Веру Николаевну Шеину , которая не могла уехать в город, так как ремонт еще был не закончен.

Было 17 сентября, день рождения Веры Николаевны, и ее муж собирался пригласить несколько самых близких людей к ужину. Он уже подарил ей серьги из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше поднял ей настроение. Княгиня срезала цветы в саду и думала о том, обед маленькой компанией - это хорошая возможность сэкономить. Она помогала мужу держать дом в порядке и­ испытывала к нему глубокую привязанность, которая пришла на смену страстной любви. Приехала ее сестра, Анна Николаевна . Они были очень не похожи. Вера – высокая­ стройная блондинка, и Анна – подвижная маленького роста, унаследовавшая монгольскую кровь отца, легкомысленная, женственная и привлекательная. У Веры не было детей, и она обожала детей сестры, мальчика и девочку, которых та родила от очень богатого, но нелюбимого мужа.

Сестры давно не виделись и решили немного посидеть над обрывом, где вид на море был очень красивый. Анна восхищена, но Вера говорит, что уже привыкла к морю, и оно ей, даже, надоело, так как она уже очень давно его видит каждый день. Анна приводит пример, когда они с группой поднялись на очень высокую местность, откуда открывался прекраснейший вид на море, и когда она радостно поделилась впечатлениями с проводником, он ответил в том же тоне, что и Вера, что ему эта красота уже надоела. Анна подарила сестре­ дамский корнет, который был переделан из молитвенника. Она купила его в антикварной лавке и оставила только прекрасный переплет.­ После этого они пошли в дом, перечисляя, кто придет вечером – муж княгини, князь­ Шеин, его сестра, профессор Спешников, их дедушка и еще несколько человек. Они также обсудили стол, и Анна захотела посмотреть морского петуха, которого ей принесли в большой лохани, огромную рыбу с яркой расцветкой.

Вскоре стали­ подъезжать гости, муж, князь Василий Львович, с сестрой, Людмилой Львовной, кутила Васючок, подруга Веры, пианистка Женни Рейтер,­ ее брат, Николай Николаевич , муж Анны, профессор Спешников, вице-губернатор фон Зек, генерал Аносов и два офицера,­ Пономарев и Бахтинский. Сестры очень любили генерала Аносова, он им был как дедушка, они встретили его около экипажа и проводили до дома. Он был другом семьи и, так как он не имел своих детей, очень­ привязался­ к сестрам. Он всегда проводил в их имении отпуск.­ Аносов прошел несколько войн,­ и его все уважали, называя самым храбрым. Он получил много ранений и заработал болезни при переходе через Балканы, атаке Плевны, переправе через Дунай, но не хочет уходить в отставку и его назначили комендантом в крепость.­ Его­ все знали и уважали в городе, там он и познакомился с Тугановскими и сблизился с ними. Особенно он­ привязался к детям, так как своих у него не было, он играл с ними и рассказывал о своем прошлом.

Ужин проходил хорошо, было очень тепло и приятно. Василий Львович всех развлекал, рассказывая истории собственного сочинения, которые касались присутствующих. У него была манера рассказывать истории – он брал на основу какую-либо реальную ситуации и утрировал до невозможности, так что невозможно было не смеяться. Он затронул своими рассказами Николая Николаевича, а также мужа Анна Николаевны, Густава­ Ивановича Фриессе. У­ сестер всегда играли в покер, когда собиралась небольшая дружеская компания, то же случилось и сейчас. Веру Николаевну позвала горничная и передала подарок, который принес посыльный. Это был гранатовый браслет и записка от ее тайного поклонника, который вот уже семь лет подписывался­ инициалами­­ Г.С.Ж.. В письме он поздравлял ее с днем Ангела­ и рассказал историю браслета, который передавался в его семье по женской линии. Он поменял браслет и оставил только камни. Раньше он был серебряный, а стал золотой. Он пишет ей, что никто еще касался этого браслета, только камни остались прежними.

Вечер продолжается, полковника Пономарева просят играть в покер, где он имеет успех,­ некоторые играют в вист, а Василий Львович показывает домашний юмористический альбом, где ведется шуточная летопись происходящий событий. Гости постепенно­ перемещаются к нему, так как все в его кружке заразительно смеются. Затем он показывает последний рисунок, который называется «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», где рассказывается история, как княгиня Вера получала письма от тайного обожателя, но дает ему шанса, хотя он даже проникает в ее дом в виде трубочиста и судомойки. Но все напрасно и после того, как он провел какое-то время в сумасшедшем дому, он уходит в монастырь и перед смертью завещает Вере флакон его слез и две телеграфные пуговицы.

Генерал Аносов сидел на террасе­ и рассказывал разные истории совсем как в детстве сестер,­ а они ухаживали за ним, подливали вино, нарезали сыр.­ Он рассказал, как однажды он купил у солдат розового масла, которое они по незнанию успели добавить в кашу, а также кофе, которое солдаты называли турецким горохом и даже пытались варить. Это было­ в Бухаресте, когда они разместились по квартирам. Он рассказал, что испугался только один раз, когда подумал, что у него помутился разум, он начал считать себя не Яковом, а Николаем, но ему подали воды и всего прошло. Он рассказа о своем романе с хорошенькой болгарочкой, у которой он квартировал и о том, что они расстались, когда полк пошел дальше. Затем­ он сказал, что, наверное, не любил никогда по-настоящему и все начали прощаться, а княгиня Вера и Анна пошли провожать Аносова до экипажа. Вера сказал мужу посмотреть подарок.

На обратном пути Анна шла с Бахтинским, а Вера с генералом под руку. Они говорили, что мужчины и женщины не очень способны на­ настоящую любовь в это время. Генерал рассказал две истории о том,­ что любовь все-таки встречается. Но принимает странные формы. Первая была история о том, как молодой прапорщик влюбился в старую развратницу,­ которой очень быстро надоел, он хотел покончить жизнь самоубийством, бросившись по поезд, но его кто-то схватил в последний момент, и ему отрезало кисти, потому он стал попрошайкой и замерз. Другая история о том, как муж очень любил свою жену, которая открыто изменяла ему и ни во что его не ставила, хотя он был настоящий офицер, смелый и частный. Вера же рассказала о своем поклоннике, и генерал заметил, что, возможно, ее жизнь как раз пересеклась с настоящей бескорыстной любовью.

Когда княгиня Вера­ вошла в дом, она услышала шум. Это разговаривали Василий Львович, ее муж, и Николай Николаевич, ее брат. Они обсуждали подарок и­ записку, которую получила княгиня. Николай был очень категорично настроен. Он раз и навсегда хотел покончить с этими записками, чтобы они не кидали тень на репутацию его сестры. Он­ корил Шеиных, что они не воспринимали серьезно этого поступка, тогда как он­ мог привести к нехорошим последствиям.­ Он и Василий Львович решили на следующий день отыскать таинственного поклонника, отдать ему подарок и попросить больше не беспокоить своими письмами Веру Николаевну.

На следующий день Шеин и Мирза-Булат-Тугановский­ посетили господина Желткова , который снимал квартиру. Он поднялись к нему и увидели молодого человека тридцати или тридцати пяти лет, белокурого и хорошим лицом. Они представились, но никто не сел, хотя Желтков предлагал сесть два раза. Николай­ попросил его больше не писать Вере и вернул подарок, на что Желтков согласился, но он хотел говорить только в Василием. Он объяснил ему, что он и правда любит Веру Николаевну, но очень извиняется и готов больше не писать ей. Он попросил разрешения позвонить ей и написать письмо. Николай был категорически против, но Шеин согласился и дал разрешение. Желтков пообещал, что они его больше не увидят и не услышат. Вечером князь Шеин все рассказал жене, а ее посетило предчувствие, что Желтков убьет себя.

Княгиня Вера не любила читать газеты, но на глаза ей попалась заметка о том, что некто Желтков застрелился в своей квартире, потому что у него были растраты казенных денег. Она была удивлена, что почувствовала его смерть заранее. Вечером ей принести письмо, которое написал Желтков. Он извинялся за свое поведение и за то, что был ей помехой­ так долго. Он признавался в любви, но обещал, что скоро уедет и она никогда его больше не увидит. Он просил ее сыграть сонату D-dur №2, из оркестра Бетховена. Вера сказала своему мужу, что что-то­ ужасное вмешалось в их жизнь, на что тот ответил, что верит в любовь Желткова,­ что он­ не был сумасшедшим. Вера­ решает посмотреть на него. Она спрашивает разрешения у своего мужа, она не хочет его обижать.

Она приехала на экипаже к его дому и попросила увидеть господина Желткова. Хозяйка проводила ее туда, сетуя на то, что так произошло. Она была готова помочь ему с долгами, если бы он сказал. Она рассказал, что­ во время чая его­ нашли уже мертвым, а до этого все слышали, но не обратили внимания на звук выстрела.­ Вера Николаевна увидела его и вспомнила слова Аносова о настоящей любви, она подошла и поцеловала его в лоб дружеским поцелуем. Когда она уже собиралась уходить, хозяйка передала ей записку от Желткова.­ Он сказал ей, если придет­ дама, передать ей записку. Там было написано, что самое лучшее произведение Бетховена­ соната № 2 из его оркестра. Вера не могла сдержаться и заплакала. Женщине она сказала, что смерть всегда вызывает у нее такую реакцию, но на самом деле она плакала именно по Желткову.

Когда Вера вернулась домой, она застала у себя Женни Рейтер. Она была в расстроенных чувствах и попросила ее сыграть что-нибудь, а сама вышла в цветник. Она была уверена, что Женни сыграет сонату Бетховена. Так и произошло и в музыке ей слышались слова, которые приносили ей успокоение. Она плакала, прижавшись к акации. Когда Женни пришла к ней, она целовала ее и говорила, что­ он ее простил теперь и все хорошо. На нее так повлияла музыка и, скорее всего, именно того и хотел добиться Желтков,­ потому что он и после смерти желал Вере Николаевне только счастья и благополучия.

Гранатовый браслет – одно из самых проникновенных и печальных произведений А. И. Куприна. Оно было написано в 1910 году, сюжет основан на реальных событиях. Эта повесть – гимн силе любви, которая может наполнить жизнь человека смыслом и одновременно причинить невыносимые страдания. Многомудрый Литрекон передает эту книгу в сокращении, чтобы избавить от страданий читателя, который, вероятно, уже приготовил носовые платки в ожидании трагедии.

(580 слов) Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена князя Василия Шеина, находилась на своей даче у моря в ожидании окончания ремонта в городской резиденции. В день своих именин — 17 сентября, она просыпается и идет в сад, чтобы срезать цветы к праздничному столу. Услышав звуки подъезжающего автомобиля, она выходит к воротам, где встречает свою сестру – княгиню Анну Николаевну Фриссе. Сестра вручает Вере подарок – старинную записную книжку ручной работы. Посидев на скамейке и полюбовавшись видами моря, сестры возвращаются в дом.

К вечеру на дачу съезжаются остальные гости: сестра князя, Людмила Львовна Дурасова, кутила Васючок, пианистка Женни Рейтер, муж Анны, профессор Спешников, вице-губернатор фон Зекк, родной брат княгини Веры, Николай Николаевич и отставной генерал Аносов, дедушка сестер.

За ужином в честь именин все веселятся, князь Василий рассказывает гостям истории. Когда ужин заканчивается, гости перемещаются за стол для игры в покер. Вера Николаевна решает не принимать участия в игре, ее зовет из гостиной горничная и вручает ей предмет, оказывающийся футляром для украшения. Внутри находится поразительной красоты браслет, украшенный кроваво-красными гранатами, и письмо, подписанное инициалами Г. С. Ж. Это подарок от давнего поклонника героини, который был безответно влюблен в нее на протяжении семи лет и теперь преподносил ей на именины браслет своей прабабки. Княгиня не обрадовалась этому подарку и недоумевала, что ей делать дальше: когда рассказать о письме мужу и рассказывать ли вообще. Она вернулась в гостиную, где князь Василий демонстрировал гостям домашний юмористический альбом и рассказывал истории собственного сочинения. Одна из историй называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». В ней князь Василий в шутливой форме повествует историю о безответной любви скромного телеграфиста к его супруге, которая заканчивается его смертью. Гости пьют чай и уезжают. В доме остаются только князь с княгиней, Анна, и генерал Аносов. Генерал пускается в воспоминания о своей солдатской жизни, связанные с любовными похождениями его самого и его сослуживцев, после чего покидает поместье.

Вера Николаевна дает мужу и брату прочитать письмо поклонника. Ее брат приходит в ярость, увидев злосчастный браслет, и они с князем Василием принимают решение непременно найти Г. С. Ж., пристыдить его за столь дерзкий поступок и заставить забрать украшение обратно.

Василий Львович и Николай находят адрес квартиры Г. С. Ж. и отправляются к нему домой. Г. С. Ж. оказывается господином Желтковым, который объясняет, что любит княгиню всей душой и ничего с этим не может поделать, а браслет — это последнее, чем он может показать свою любовь. Князь Шеин позволяет Желткову в последний раз поговорить по телефону с Верой Николаевной, после чего тот возвращается в ужасном расположении духа и заявляет, что более не имеет претензий на сердце княгини.

Приехав домой, князь рассказывает жене, как прошла встреча с Желтковым, на что княгиня с уверенностью отвечает, что поклонник собрался покончить с собой. Она оказывается права, и вскоре в газете появляется объявление о трагической кончине чиновника. После известия в поместье приходит его прощальное письмо, в котором он описывает всю историю своей любви: где впервые увидел Веру, как посещал все светские мероприятия, которые посещала она, и как боготворил каждое ее движение.

Прочитав письмо, женщина едет в город, чтобы проститься с телом Желткова. Когда она уходит из его квартиры, хозяйка дома передает ей последнюю просьбу покойного, обращенную Вере: послушать сонату Бетховена. Героиня возвращается домой, где нет никого, кроме пианистки Женни Рейтер. Княгиня отдает ей бумажку Желткова, на которой написано, какое место из сонаты нужно послушать, и просит его сыграть. Повесть заканчивается тем, что Женни играет, а Вера обнимает в саду ствол акации и плачет – она понимает, что поклонник простил ее, но ту великую любовь, о которой мечтает любая женщина, она упустила, даже не узнав об этом.