Брейн-ринг в подготовительной группе. Конспект интеллектуальной игры для дошкольников "Брейн-ринг"

Организация: МБДОУ «Детский сад №253 присмотра и оздоровления»

Населенный пункт: г. Казань

Интеллектуальная игра «Брейн ринг» «Хочу всё знать»

для детей подготовительной группы.

Цель: систематизировать и уточнить представления детей о природных явлениях. Развивать любознательность и познавательную активность.

Задачи: систематизировать представления детей о явлениях природы; закрепить знания детей о круговороте воды в природе; развивать познавательную и любознательность; развивать логическое мышление, умение анализировать ситуации, высказывать ответ от лица всей команды, доказывать свои утверждения; воспитывать честность, правдивость, ответственность; воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

Ход игры

Ведущая. Добрый день всем присутствующим в этом зале. Мы рады приветствовать вас у себя в гостях!

Сегодня состоится интеллектуальная игра «Брейн ринг» –

«Хочу всё знать»

Для того чтобы начать игру на ринг за игровой стол приглашается команда «Знайки» .

Капитан этой команды – Камила Валиуллина.

Речевка :

«Впереди нас ждет успех, наши Знайки – лучше всех!»

(Звучит музыка, на экране появляется фото из жизни детей в детсаду. Ребята проходят по залу в это время ведущий даёт краткую информацию о команде, дети произносят речевку, и садятся за столы).

Ведущая. Ребят этой команды объединяет желание каждый день получать новые знания. Они очень быстрые, веселые и дружелюбные.

Любимая игра «Учимся, считать» .

Любимый мультфильм «Ну, Погоди!» .

Ведущая. За игровой стол приглашается команда «Грамотеи» .

Капитан – Анастасия Полякова.

Эти ребята увлечены исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Любимая игра «Твистер» .

Любимая сказка «Красная Шапочка» .

Речёвка :

«Умные, смелые, к знаниям рвемся- чего хотим - того добьёмся!»

Ведущая. Так игроки заняли свои места.

Игра будет проходить под девизом:

«Что одному не под силу - легко коллективу!»

За игрой команд будет внимательно следить уважаемое жюри (представляются члены жюри) . Правила игры знают все игроки, но у нас они будут немного изменены, так как игра проводится в детском саду, а её участники – дошкольники. Я их ещё раз просто напомню.

Правила игры.

После того как прозвучит вопрос, вам будет дано 30 секунд на обсуждение ответа. Как только время закончилось, бубен прозвенит. Команда готовая к ответу звонит в колокольчик. Отвечает один участник. Если знаете ответ до сигнала, звонит в колокольчик сразу. Чья команда первой позвонит– та и будет отвечать. Если команда дала неправильный ответ, слово предоставляется, той команде, которая была второй. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Желаю всем игрокам успехов.

Начнем наш «Брейн ринг»с первого раунда разминочного назовём его

«Кто знает, тот и отвечает» . Он состоит из шести вопросов.

  1. – Как можно перенести воду в решете? (замороженную)
  2. – Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
  3. – Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар)
  4. – Что образуют капельки воды в небе? (облако, тучи)
  5. – Что мы увидим, если столкнутся две тучи? (молнию)
  6. –Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает металлические гвозди).

Ведущая. Закончился первый раунд. Вы все старались, но жюри оценит ваши знания. Объявляется счет.

Ведущая. Второй раунд. Работа с карточками. Выберите карточки, где изображены явления природы. Назовите их.

Ведущая. Слово для оценки предоставляется жюри.

Ведущая. Дети, пока мы с вами играли в адрес участников «Брейн ринга» поступил вопрос из зала.

Что такое круговорот воды? (Вода из водоема, под действием солнечных лучей испарилась и поднялась в небо, побывала высоко вверху в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе).

Ведущая. Объявляется музыкальная пауза. Танец с зонтиками.

Ведущая. Мы немного отдохнули и наша игра продолжается.

Ведущая. Четвертый раунд.

Дети, вы все помните сказку «Золушка». Злая мачеха, уезжая на бал со своими дочками, оставила много работы Золушке. Я предлагаю вам помочь ей.

Команда «Знайки» будут перебирать семечки подсолнуха и пшено.

Команда «Грамотеи» будут перебирать бусинки и гвоздики.

Но добрая фея приготовила для Золушки два черных мешочка в помощь ей. Как вы думаете, что может быть в одном мешочке, чтобы быстро отделить семечки от пшена? (Дуршлаг).

А чтобы быстро бусинки от гвоздей отделить? (магнит).

Ведущий. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Ведущая. Пятый раунд. Конкурс капитанов.

На магнитной доске есть зашифрованное слово. Разгадайте его.

Дополните ответ объяснением.

Капитан команды «Знайки» (вулкан. Вулкан очень опасен для жизни людей и животных. Представляет собой гору с разливающейся огненной лавой. Магма из недр земли поднимается по жерлу и через кратер выливается на поверхность земли. Вместе с лавой выливаются наружу полезные ископаемые, пепел.)

Капитан команды «Грамотеи» (радуга. Радуга появляется в солнечный летний день во время проливного дождя. Солнечные лучи преломляются в капельках воды. Цвета радуги располагаются в определенной последовательности.)

Музыкальная пауза.

Ведущая. – Наши дети знают, что все вещества состоят из мельчайших частиц-молекул. Эти частицы по-разному расположены между собой в твердом, жидком и газообразном состоянии. Расположение частиц они покажут в танце.

Ведущий. На этом наша игра закончилась.

Награждение команд.

Финальная песня.

Литература

  1. Варли К., Майла Л. Энциклопедия: География. М., 1998.
  2. Гомболи М. окошко в твой мир: Земля. М., 1994.
  3. Грешневиков А. экологический букварь. М., 1995.

Брейн-ринг для учащихся 4 классов «Знай! Не знаешь - познай!»

Цели : расширять кругозор детей, закреплять знания, полученные на уроках; формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свой класс.

Материалы : табло с цифрами от 0 до 6, красные карточки; 4 карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; записи мелодий; 4 свистка; 3 таблицы с римскими цифрами; изображение натюрморта; 4 бумажные совы.

Ход игры

Звучат фанфары.

Ведущий . Ребята, сегодня у нас с вами пройдет интересная игра. Шестеро самых эрудированных и подготовленных ребят будут сражаться за звание победителя. А сейчас, ребята, я представляю вам участников игры.

Представление участников поименно.

Ведущий. Послушайте, пожалуйста, правила игры. Они таковы: пока вопрос до конца не задан, участник не имеет права отвечать. После того, как вопрос будет задан, участник, у которого готов ответ, дает звуковой сигнал свистком и получает право на ответ. Если ответ правильный — засчитывается очко. Если нет, право ответа переходит к следующему игроку, который в течение одной минуты должен дать ответ. Если ответ правильный, он получает очко, если неправильный или же участник не успевает ответить за минуту, то очко не получает никто. Счет идет до 6 очков.

У нас на игре присутствуют эксперты. Это наши уважаемые учителя. Они ведут счет игре и показывают его на табло. Л также разрешают спорные ситуации, если такие возникнут. Еще позвольте представить вам наблюдателей. Это наши родители.

У них в руках красные карточки. Если они услышат подсказку зала, они сигнализируют нам этими карточками. Итак, начинаем!

Первая игра.

Вопрос первый:

Дополните пословицу: «Глаза - ..., руки - ...». («Глаза - боятся, руки - делают».)

Вопрос второй (литературный):

Расположите литературных героев по времени, в котором они жили, начиная с самого раннего: Чапаев, Илья Муромец, Гарри Поттер. (Илья Муромец, Чапаев, Гарри Поттер.) Тимур со своей командой, Электроник, Робинзон Крузо. (Робинзон Крузо, Тимур со своей командой, Электроник.)

Вопрос третий:

Вопрос четвертый (математический):

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев.)

Вопрос пятый:

Какое число записано римскими цифрами: XXXIV (показать их)? (34.)

Вопрос шестой (из области природоведения):

В какое время суток человек выше ростом и почему? (Утром. Так как межпозвоночные промежутки растягиваются, когда человек спит.)

Вопрос седьмой (музыкальный):

Послушайте, пожалуйста, мелодию. Как называется эта мелодия, кто ее автор и почему она так называется?

Звучит фонограмма произведения С. Рахманинова «Вокализ». (Произведение Сергея Рахманинова «Вокализ». Мелодия похожа на русские плачевные протяжные песни, так как композитор в начале XX века эмигрировал в Швейцарию, затем в Америку, где из-за тоски по Родине и написал это прекрасное произведение, а в своей усадьбе посадил русские березки.)

Вопрос восьмой (литературный):

У меня растут года,

Будет мне семнадцать,

Где работать мне тогда.

Чем заниматься?

(В. Маяковский «Кем быть?».)

Вопрос девятый (исторический):

Как назывались исторические записи, которые вел монах?

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Летопись.)

Вопрос десятый (литературный):

Как звали трех мушкетеров? (Атос, Портос, Арамис.)

Вопрос одиннадцатый:

Ребята, вы любите собак? И книг про них, наверное, много читали. Узнайте по описанию и назовите кличку собаки, а также произведение, в котором она живет: «Черная шерсть, остренькие ушки и маленькие забавные блестящие глазки. Он никогда не скучал: с лаем прыгал по степи, гонялся за воронами и был бесконечно доволен собой». (Тотошка, А. Волков, «Волшебник Изумрудного города».)

Дополнительные вопросы (задаются, если победитель еще не будет определен):

Вопрос первый:

Зимнее логово медведя? (Берлога.)

Вопрос второй:

Кошка с кисточками на ушах? (Рысь.)

Вопрос третий:

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому? Кто это? (Колобок.)

Вторая игра.

Ведущий. Итак, в первой игре определился победитель. Поаплодируем ему. И я приглашаю следующих двух участников. Представляю членов команд.

Представление.

Ведущий . Начинаем вторую игру!

Вопрос первый:

Дополни пословицу: «... - свет, ... - тьма». («Ученье - свет, неученье - тьма».)

Вопрос второй (литературный):

Расположите литературных героев по времени, в котором они жили, начиная с самого раннего: дядя Степа - милиционер, кот Матроскин, «мальчик-с-пальчик». («Мальчик-с-пальчик», дядя Степа - милиционер, кот Матроскин.)

Вопрос третий:

Из какой сказки взяты слова и кто ее

Вопрос четвертый (математический):

Сколько минут в сутках? (1440.)

Вопрос пятый:

Какое число записано римскими цифрами: XXIX? (29.)

Вопрос шестой (из области природоведения):

Гирлянды маленьких белых колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита. Что это? (Ландыш.)

Вопрос седьмой (музыкальный):

Звучит фрагмент из оперы «Садко» П. А. Римского-Корсакова. (Н. А. Римский-Корсаков, «Колыбельная Волхова» из оперы-былины «Садко». Сам композитор родом из «корсаков» - морских офицеров, окончил Кадетский морской корпус, объездил моря, океаны, как инженер морских путей. Окончил Петербургскую консерваторию, был ее директором. В музыке «Садко» автор изобразил «марины» - морские пейзажи.)

Вопрос восьмой (литературный):

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз...

(Н. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».)

Вопрос девятый (исторический):

- «...Князь Юрий, взыде на гору и обозре с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Боровицких холмов и реки Неглинной, возлюбил села оные и повелел вскоре соделати град мал, дервян и нарече его...» - о каком событии идет речь? (Основание Москвы.)

Вопрос десятый (сказочный):

Как звали трех медведей? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Вопрос одиннадцатый:

Как звали эту собаку? Из какого она произведения и кто автор? «Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу». (А. П. Чехов, «Каштанка».)

Дополнительные вопросы.

Вопрос первый:

Что остается после сгорания дров? (Уголь.)

Вопрос второй:

Птица, которая не боится мороза? (Пингвин.)

Вопрос третий (сказочный):

Как звали сестрицу Иванушки? (Аленушка.)

Ведущий. А сейчас небольшой перерыв - музыкальная пауза.

Исполняется музыкальный номер.

Ведущий. И, наконец, финал. Приветствуем финалистов.

Подробное представление участников: сколько лет, чем интересуются, особые достижения.

Финальные вопросы

Вопрос первый:

Дополни пословицу: «... воробей - ... поймаешь». («Слово не воробей - вылетит, не поймаешь».)

Вопрос второй (литературный):

Расположите литературных героев по времени, в котором они жили, начиная с самого раннего: почтальон Печкин, Гулливер, Алеша Попович. (Алеша Попович, Гулливер, почтальон Печкин.)

Вопрос третий:

Из какой сказки взяты слова и кто ее

Вопрос четвертый (математический):

Трое играли в шашки. Было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (По две партии.)

Вопрос пятый:

Какое число записано римскими цифрами: XXVII? (27.)

Вопрос шестой (из области природоведения):

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из «кожи вон»? (Про змей.)

Вопрос седьмой (музыкальный):

Откуда произошло название этого произведения и кто его автор?

Звучит произведение А. Бородина «Квартет». (А. Бородин, «Квартет» (от греческого слова «кварта», то есть 4 инструмента в квартете).)

Вопрос восьмой : Какой это жанр и как переводится это слово?

Показ картины с изображением натюрморта. (Натюрморт - «неживая природа».)

Вопрос девятый (исторический):

- «...Вот я покидаю мир этот, сыновья мои. Имейте любовь между собой, потому что все вы братья... Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим...» Кто сказал эти слова? (Ярослав Мудрый.)

Вопрос десятый (сказочный):

Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

Вопрос одиннадцатый:

Назовите кличку этой собаки? Из какого произведения и кто автор? «Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. Не передней лапе серебряные часы». (Артемон. А. Толстой, «Золотой ключик».)

Дополнительные вопросы.

Вопрос первый:

Сооружение для переправы через реку? (Мост.)

Вопрос второй:

Самое большое животное? (Синий кит.)

Вопрос третий:

Кличка сказочного коня? (Сивка-бурка.)

Ведущий . Итак, приветствуем победителя! Спасибо всем ребятам, показавшим свою эрудицию и знания!

Награждение победителя большой совой, остальным участникам вручаются маленькие совы.

Цель: Показать уровень сформированности умений и навыков, приобретенных в течение учебного года.

Задачи:

1.Образовательные:

Закрепить знания детей о деревьях, птицах, грибах, полевых и садовых цветах, диких и домашних животных и т.д.

Закрепить представление о точке и линии; закрепить навыки количественного и порядкового счета; закрепить названия геометрических фигур; закрепить умение продолжать замкнутую закономерность; закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения размеров.

2.Развивающие:

Развивать мыслительные операции, логику, образное мышление, творческие способности, общие речевые навыки.

3.Воспитательные:

Воспитывать дух соревнования, усидчивость, устанавливать правильные отношения со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №218» общеобразовательного типа

Алтайский край г. Барнаул

Конспект открытого интегрированного занятия.

Тема: «Брейн – ринг».

Старшая группа

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Носова Ольга Владимировна.

Старшая группа №11

Барнаул 2017г.

Цель: Показать уровень сформированности умений навыков, приобретенных в течение учебного года.

Задачи:

1.Образовательные:

Закрепить знания детей о деревьях, птицах, грибах, полевых и садовых цветах, диких и домашних животных и т.д.

Закрепить представление о точке и линии; закрепить навыки количественного и порядкового счета; закрепить названия геометрических фигур; закрепить умение продолжать замкнутую закономерность; закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения размеров.

2.Развивающие:

Развивать мыслительные операции, логику, образное мышление, творческие способности, общие речевые навыки.

3.Воспитательные:

Воспитывать дух соревнования, усидчивость, устанавливать правильные отношения со сверстниками.

Методы:

Словесный (беседа, диалог)

Использование ИКТ, мультимедиа;

Игровой (дидактические игры «Четвертый лишний», «Дикие животные», «Грибы», «Полевые цветы» и т.д.)

Приемы:

Использование здоровьесберегающих технологий;

Использование демонстрационного материала.

Оборудование:

3 стола: 2 – для команд, 1 – для ведущего; фишки для деления команд; презентация «Блиц-опрос»; набор геометрических фигур, набор цифр на каждого ребенка от 1 до10; карточка с точками для каждого ребенка, карандаши простые.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Организационный момент: (эмоциональный настрой)

«Котелок настроения».

Сейчас мы будем варить настроение.

Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки,

И станем варить это все три минутки.

Затем мы добавим небес синевы

И солнечных зайчиков пару,

Положим еще свои лучшие сны

Заглянем под крышку:

Там у нас не варенье,

А что?…Хорошее, отличное настроение!

Ребята, сегодня на занятии мы проведем с вами «Брейн-ринг». Вы будете считать, складывать, соединять точки линиями, отвечать на трудные вопросы, решать веселые задачи. А теперь нам нужно разделиться на команды: команда «синих» и команда «красных». Вы согласны соревноваться друг с другом?

Прежде чем начать игру, я хочу вас предупредить, что за каждый правильный ответ ваша команда получает по одной фишке. Команда «Красных» получит красные фишки, команда «Синих» - синие. В конце игры мы посчитаем ваши фишки и победит та команда, у которой больше фишек.

1 задание:

Чья команда правильно отгадает загадку. Слушайте внимательно:

  • Дом по улице идет, на работу всех везет, не на курьих ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус). Какой это вид транспорта?
  • Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет). Какой это вид транспорта?
  • Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползёт,

Весь обоз одна везёт. (Поезд)

Какой это вид транспорта?

  • Не спрашивая броду, смело лезу в воду – на любой глубине, всегда по пояс мне. (Корабль) Какой это вид транспорта?

Молодцы, ребята, каждая команда справилась с заданием и получает фишку.

2 задание:

Следующее задание называется «Блиц - турнир». Каждая команда по очереди быстро отвечает на вопрос, всего получится по шесть вопросов каждой команде. Фишку получит команда, правильно ответившая на все вопросы.

С) Назовите травоядных домашних животных (осел, корова, лошадь. Овца, коза). Почему их называют домашними?

К) Назовите хищных диких животных (тигр, волк, медведь, ёжик, рысь, лиса и тд.). Кто такие хищники?

С) Назовите зимующих птиц (синица, снегирь, свиристель).

К) Каких перелетных птиц ты знаешь?(стриж, жаворонок, скворец, ласточка, грач).

С) Назовите приметы весны.

К) Назовите приметы зимы.

С) Назовите полевые цветы (ромашка, василек, мак, незабудка, одуванчик, анютины глазки).

К) Назовите, какие съедобные грибы вы знаете? (лисичка, подосиновик, подберезовик и т., д.)

С) Четвертый лишний: роза, гвоздика, астра, василек.

К) Четвертый лишний: стрекоза, муравей, пчела, паук.

С) Назовите деревья, которые вы видите на экране:дуб, осина, береза, тополь, ель, сосна.

К) Как называется наша страна? Назовите столицу нашей Родины? Как называется край, в котором мы живем? Назовите столицу нашего края.

3 задание:

В следующем задании каждый из вас получит карточку, на которой изображены точки. Вы должны соединить эти точки по порядку и у вас получится самый быстрый вид транспорта. По команде «1,2,3, начни!» начинаете соединять точки.

Молодцы! Обе команды справились с заданием! Прямые или кривые линии у вас получились?

Физкультминутка:

«Юные космонавты».

5-4-3-2-1- вот и в космос мы летим …

Мчит ракета быстро

К звездочкам лучистым.. (дети бегут по кругу)

Вокруг звезды мы облетели,

Выйти в космос захотели… (движения в невесомости)

В невесомости летим,

В иллюминаторы глядим… (держат руки над бровями и разбегаются на места)

4 задание:

Переходим к следующему заданию. Перед вами на экране расположились геометрические фигуры. Назовите их в порядке очереди. Начнем с команды «Красных». Сколько синих фигур вы видите, команда «Синих»? А сколько красных фигур видит команда «Красных»? Команда «Синих», скажите, сколько кругов в этом ряду? Команда «Красных», сколько треугольников вы насчитали? А теперь, вы должны положить перед собой те фигуры и в такой последовательности, которую вы видите на экране.

Молодцы! Сейчас проверим обе команды. Рита, прочитай какие фигуры и в какой последовательности ты положила перед собой? Данил, теперь твоя очередь.

5 задание:

Следующее задание называется «Веселые задачки».

Задача команде «Синих»

Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя).

Задача команде «Красных».

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один,

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

Задача команде «Синих».

Четыре груши есть у Сани,

Одна у маленького брата.

Все груши посчитайте сами

Ну, постарайтесь- ка, ребята.(5)

Последняя задача команде «Красных».

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала,

Сколько их в лукошке стало? (4)

6 задание:

Ребята, на последнем этапе нашего ринга, я предлагаю такое задание. Вы должны выложить перед собой цифры по порядку. Команда «Синих» выкладывает цифры от 1 до 10, а команда «Красных» выкладывает цифры от 10 до 1. 1,2,3 – начни! Кто быстрее выстроит цифровой ряд, тот и победил.

А теперь посмотрите на экран. Перед вами появился числовой ряд. Команда «Красных», каких чисел не хватает в этом числовом ряду? Команда «Синих», назовите соседей числа 4? Команда «Красных», назовите число, которое больше 5, но меньше 7? Команда «Синих», назовите число, которое стоит между числами 8 и 10.

Молодцы! Обе команды заслужили по одной фишке. На этом наши задания завершены. Пришла пора определить победителя. Давайте посчитаем фишки. Получилась ничья, победила дружба.

Итог:

Ребята, вам понравилось между собой соревноваться? Скажите, что в этой игре вам сложнее всего было выполнить? А что удалось очень легко? А теперь пришло время прощаться!

Методическая литература:

1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.- МТЦ «Сфера» 2004г.

2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.

3.Новицкая М.Ю.. Навуменко Г.Л. Раз, два, три, четыре, пять - мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор.

4. Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие».- М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

- ж. «Дошкольное воспитание» №10, 2005 г.

- ж. «Дошкольное воспитание»№5, 2005 г.

5.Краснощекова Н.П. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».- Ростов на Дону: Феникс, 2006 г.

6.Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!» Пособие по логопедии для детей и родителей.- СПб: «Литера», 2003г.


Сценарий мероприятия (брейн - ринг) для старших дошкольников

Данное мероприятие направленно на закрепление знаний детей о правилах дорожного движения Может быть использовано воспитателями дошкольных учреждений для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения;

2. Развивать внимание, смекалку, находчивость, сообразительность;

3. Способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы общения между детьми и педагогами.

4. Воспитывать у детей культуру поведения в общественном транспорте.

Материал и оборудование: стол с вращающейся стрелкой, 2 колокольчика, черный ящик, конверты с вопросами, скрипичный ключ (для музыкальной паузы), дорожные знаки, жетоны.

Ход мероприятия:

Ведущий : Сегодня в нашем зале игра интеллектуалов «Брейн ринг». Встречаются команда «Знайки» (аплодисменты). Команда «Почемучки» (аплодисменты). Капитаны, пожалуйста, представьте свои команды. (Капитаны знакомят зрителей с членами своих команд). Давайте познакомимся с членами жюри. (Представляет членов жюри)

А теперь начнем игру. Я буду вращать волчок и с его помощью выбирать вопросы, которые лежат на столе. Задаю вопрос, даю одну минуту на обсуждение. У кого ответ будет готов, тот звенит в колокольчик. Если команда отвечает правильно - получает жетон. Побеждает та команда, которая за игру набрала больше жетонов.

Итак, вращается стрелка и выпадает вопрос № …

Ведущий : Внимание, вопросы:

1. Как называется та часть улицы, по которой идут пешеходы?

Мостовая

Тротуар

2. По какой части улицы движется транспорт?

Проезжей

По тротуару

3. Что такое светофор?

Дорожный знак, запрещающий движение транспорта.

Прибор для регулировки движения машин и пешеходов.

4. Для чего служит красный сигнал светофора?

Он разрешает движение

Он запрещает движение

5. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

На красный

На зеленый

6. В каком месте можно переходить проезжую часть?

В любом месте

Там где нет транспорта

По пешеходному переходу

7. Как нужно обходить автобус?

Спереди

8. Можно ли высовываться из окна автомобиля, автобуса, троллейбуса?

Музыкальная пауза «Песенка дорожных знаков» на муз. Ю. Чичкова.

(исполняют дети)

Ведущий: следующее задание - игра «Найди знак».

Две команды стоят шеренгами друг напротив друга, каждый участник держит дорожный знак, кроме двух представителей от каждой команды. Ведущий зачитывает стихотворение о дорожном знаке. Выслушав стихотворение, представители должны найти нужный знак. Тот, кто быстро и правильно нашел знак - получает жетон. Выиграет команда, набравшая большее количество баллов.

Внимание, первое стихотворение:

С тротуара вниз ведет

Под дорогу длинный вход.

Нет ни двери, ни ворот -

Это значит - переход.

(знак «Подземный переход»)

Что за лестница вверху?

Ты идешь как по мосту.

От машин тебя спасет

Наш надземный переход.

(знак «Надземный переход»)

Этот знак для пешехода,

Он на месте перехода.

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

Этот знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте.

(знак «Пешеходный переход»)

В круглом зале «человек»

Перечеркнут красным -

Значит бегать напрямик

Очень здесь опасно.

(знак «Движение пешеходов запрещено»)

Школьница и школьник забежали в треугольник.

Все водители на свете

Понимают - это дети.

(знак «Дети»)

Шли из школы мы домой,

Видим знак над головой:

Синий круг, велосипед,

Ничего другого нет…

(знак «Велосипедная дорожка»)

Круглый знак, а в нем окошко.

Не спеши тут сгоряча,

А подумай-ка немножко.

Что здесь свалка кирпича?

(знак «Въезд запрещен»)

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды -

Отдыхать ей тоже надо.

(знак «Место стоянки»)

Вот так знак!

Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенья

Паровое отопление?

Может быть зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

(знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)

Нарисован человек

Землю роет человек.

Может быть здесь ищут клад?

Их сюда наверно встарь,

Спрятал очень жадный царь.

(знак «Дорожные работы»)

Внимание! Черный ящик! (выносят черный ящик)

Слушаем вопрос:

Он имеет по три глаза

По три с каждой стороны

И, хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу

Все глаза ему нужны

Он висит здесь с давних пор

И на всех глядит в упор.

Через одну минуту вы должны назвать то, что лежит в этом черном ящике.

Ведущий : Волчок вращается и показывает №… Конкурс «Собери разрезные машинки». Команды получают задание. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт мозаику.

Ведущий: А сейчас игра на внимание «Светофор». Я называю «Красный свет» - все молчат, «Зеленый свет» - топают ногами, «Желтый свет» - хлопают в ладоши. Тот, кто ошибается - выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше игроков.

Ведущий : крутит волчок и зачитывает задание: «По дороге в детский сад».
Командам раздается рисунок-схема: «Путь в детский сад», нужно показать на ней правильный маршрут. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Ведущий : Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками. Игра - пантомима называется: «Опознай нарушителя».

Задание 1. Сценка-пантомима: мальчик с мячом выбегает на дорогу и попадает под машину.

Задание 2. Сценка-пантомима: мальчик сидит, рядом стоит старушка.

Задание 3. Сценка-пантомима: изучает дорожные знаки.

Ведущий : Молодцы! А теперь слово предоставляется жюри для подведения итогов игры.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

«Что за прелесть эти сказки…»

Брейн ринг для детей старшего дошкольного возраста

клуб «Вместе»

Педагог дополнительного образования Ващенко В.С.

Цель: содействовать созданию условий для развития духовно-нравственных качеств личности, коммуникативных навыков посредством литературной игры ; способствовать ; созданию положительной эмоциональной атмосферы общения меж ду детьми и родителями.

Задачи:

развивающие:

Продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями,

Развивать внимание, память, логическое мышление, смекалку, находчивость, чувство юмора, сообразительность;

образовательные:

Научить детей в новую игру – «Брейн-ринг»,

Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов, учить детей разгадывать загадки;

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и любовь к народным и литературным сказкам,

Создавать условия для развития таких чувств, как сопереживание, желание помочь товарищу;

Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Оборудование: 2 стола для игроков, 1 стол для жюри, 1 стол для ведущего; гонг, 2 колокольчика (для игровых столов), рулетка на игровом поле, разбитом на 10 секторов; секундомер, игровой реквизит ( 2 «цветных ящика», скрипичный ключ для обозначения сектора «Музыкальная пауза»), конверты с вопросами, жетоны, счетное табло с 2-мя комплектами карточек разного цвета; магнитофон, диск с записью "позывных" игры и легкой музыки, таблички с названиями команд, призы, плакат с темой брейн ринга «Что за прелесть эти сказки…», портрет А.С. Пушкина.

План проведения:

1.Организационный момент.

Приветствие команд. Объяснение правил игры. Представление членов жюри.

2.Игра. Вопросы–задания 5 раундов.

Физкультминутка «Колобок» для участников на время подсчета очков.

3.Подведение итогов . Награждение.

Ход игры:

1.Организационный момент.

« Брейн-ринг» - это интеллектуальная игра, в которой, в нашем случае, соревнуются две команды детей 6-летнего возраста при поддержке родителей («помощь друга», которой можно воспользоваться 1 раз в течение одного раунда). Всего в игре 5 вопросных раундов. Главная задача игры – найти правильный ответ быстрее соперника. Сегодня здесь собрались любители и знатоки сказок. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости. В сказках собрана народная мудрость. И это замечательно, что уже в самом начале своего жизненного пути вы познакомились со многими сказочными героями, а некоторых даже полюбили. Я всем желаю удачного дебюта в новой игре, которая называется «Брейн ринг» и посвящена сказкам.

Правила игры «Брейн-ринг»:

1. Встречаются две команды детей одного возраста.

2. Ведущий задаёт вопрос, после чего произносит слово «Время» и даёт звуковой сигнал (звук гонга), означающий начало минуты обсуждения.

3. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой сигнал (колокольчик), которым управляет капитан или специально назначенный им человек.

4. Отвечающего на вопрос назначает капитан.

5. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

2. Интеллектуальная игра «Брейн ринг». Тема игры: «Что за прелесть эти сказки…».

2.1. Первый раунд. Конкурс «Разминка». Договорки «Назови героя»:

1-я команда (Звук гонга):

Муха … (Цокотуха)

Пчела … (Мая)

Курочка … (Ряба)

Уточка … (Серая шейка)

Крыса … (Лариса)

Черепаха … (Тортилла)

Лиса … (Алиса)

Кот … (Базилио)

Пудель... (Артемон)

Крокодил … (Гена)

2-я команда (Звук гонга):

Старик … (Хоттабыч)

Дядя … (Степа)

Почтальон … (Печкин)

Папа … (Карло)

Доктор … (Айболит)

Карабас … (Барабас)

Баба … (Яга)

Кащей … (Бессмертный)

Царевна … (Лягушка)

Иван … (Царевич)

2.2. Второй раунд. Конкурс «Из какой они сказки?».

На игровом поле 10 сказочных картинок и символ музыкальной паузы – скрипичный ключ.

(Звук гонга. Игроки по очереди вращают волчок):

а) Корзина с подснежниками – «Двенадцать месяцев»;

б) Печка – «Гуси-лебеди»;

в) Тыква – «Золушка»;

г) Лягушка – «Царевна -лягушка»;

д) Крот – «Дюймовочка»;

е) Сапоги – «Кот в сапогах»;

ж) Корзина – «Маша и медведь»;

з) Яйцо – «Курочка-Ряба»;

и) Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

к) Репка – «Репка».

2.3.Третий раунд. Конкурс «Цветной ящик»

(Участникам предъявляются 2 «Цветных ящика», капитаны команд тянут жребий, чтобы определить какой команде достанется который из 2-х ящиков с секретом. Задание: Выслушать вопрос и сказать, что находится в ящике).

Вопрос 1-й команде:

- Здесь находится вещь, которую проглотил крокодил из сказки К. И. Чуковского. Назовите предмет, который находится в ящике, и сообщите нам название сказки. (Мочалка. «Мойдодыр»).

Вопрос 2-й команде:

- Здесь находится игрушка – главный герой книги Э. Успенского, которому дали очень смешное имя только за то, что он свалился (упал) со стола. (Чебурашка).

(Резерв 1: С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного персонажа русских сказок (Игла).

Резерв 2: С помощью вещи, которая находится здесь, сказочный принц нашел свое счастье – молодую, красивую, хотя и не богатую жену. Как звали девушку? Что находится в ящике?

(Золушка. Хрустальная туфелька).

2.4. Четвертый раунд. Загадки-обманки:

- Все преграды одолев, бьёт копытом верный… лев? (конь)

Под луною песню петь сел на веточку… медведь? (соловей)

Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку… ёж? (жираф)

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова? (обезьяна)

- В тёплой лужице своей громко квакал… муравей? (лягушонок)

- По горной круче проходил обросший шерстью… крокодил? (козёл)

- Быстрее всех от страха несётся… черепаха? (заяц)

2.5. Пятый раунд. Конкурс для болельщиков (т.е. для родителей) «Сказка в нашей семье» (заработанные родственниками баллы будут зачислены на счет команд):

- Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках)

Второе название скатерти? (Самобранка)

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)

Какие цветы собирала падчерица в сказке 12 месяцев? (Подснежники)

Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

Веселый человечек-луковка? (Чиполлино)

Лиса- спутница кота Базилио? (Алиса)

Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш)

Прозвище дяди Степы? (Каланча)

Герой сказки, путешествующий на печи? (Емеля)

Содержимое Страшилы? (Солома)

Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)

Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)

2.6. Итак, наш Брейн ринг завершается. Пока наше уважаемое жюри подсчитывает баллы, чтобы определить победителя, участники могут немножко отдохнуть, размяться. Игра-физминутка не отвлекает нас от темы встречи и называется «Колобок».

Замесила бабушка не булку, не оладушки (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево - вправо).

Доставала из печи (приседания)

Не пирог, не калачи (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол (наклон вперед и руки вытянуть).

Он от бабушки и дедушки ушел (прыжки).

Кто же бегает без ног? (хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок! (ходьба на месте).

Ведущий: Все участники занимают свои места, а я хочу, наконец, услышать от членов жюри, кто же стал победителем.

Ребята! Совершилось Чудо! Помощь взрослых знатоков сказок оказалась столь существенной, что счет команд-участников сравнялся! Спасибо нашим мамочкам и бабушкам! Благодаря вам сегодня никто не проиграл. Победила ДРУЖБА!

У нас получилось всё так, как в настоящей Сказке – нет грустных глаз, потому что всё закончилось хорошо, даже здорово!

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, хочу пожелать, чтобы все ваши жизненные истории всегда имели счастливый конец. Дружите со сказкой, она поможет решить очень многие проблемы!

(Звучит легкая музыка. Все присутствующие приглашаются на дружеское чаепитие).