Белорусские святые. Шесть православных святынь беларуси

Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский… А каких еще белорусских святых вы можете назвать без предварительной подготовки? TUT.BY разобрался в категориях святых, узнал, как церковь причисляет умерших к их лику, а также каким выдающимся соотечественникам поклоняются верующие в нашей стране.

Фрагмент иконы «Собор белорусских святых». Фото: ikony.by

Четверо святых и более двух десятков блаженных

Кто такие святые? Это люди, которых церковь почитает за праведные и благочестивые дела, а также за стойкое исповедование веры. После их смерти церковь собирает доказательства святости этих людей и в случае положительного результата может причислить их к лику святых.

В разных христианских церквях — свои правила. К примеру, в католицизме есть всего две категории: собственно святые и блаженные (хотя существует неофициальное деление на дев, апостолов, мучеников, исповедников, пророков и патриархов). По мнению церкви, блаженные являются спасенными и находятся на небесах. Но в их отношении разрешено только местное, а не общецерковное почитание.

В католицизме есть четыре стадии канонизации (они отсутствуют в православии). Первая — слуга Божий. Так называют людей, в отношении которых лишь начался процесс его беатификации (причисления к лику блаженных). Вторая — достопочтимый (слуга Божий, процесс беатификации которого одобрен Ватиканом). Третья и четвертая стадии — блаженный и святой.

Число святых в католической церкви Беларуси немногочисленно. Сайт catholic.by называет имена четырех святых и более двух десятков блаженных.

Первый из них — это Казимир (1458−1484), второй сын короля польского и великого князя литовского Казимира Ягелончика. Четверо его братьев стали королями разных стран, но Казимира не очень-то прельщала политическая карьера. Он был образованным, скромным и набожным и даже отказался от женитьбы, ссылаясь на обет безбрачия.

В процесс канонизации Казимира (церемония состоялась в 1604 году) отчасти вмешались политические факторы: до этого у ВКЛ не было святого. Хотя, по свидетельству очевидцев, во время церемонии останки Казимира оказались нетронутыми тленом. Вскоре после этого его провозгласили патроном ВКЛ и Польши, а уже после Второй мировой войны папа римский Пий ХII объявил Казимира небесным покровителем молодежи.

Иосафат Кунцевич (1580−1623) — наиболее спорная фигура среди белорусских святых. Назначенный полоцким архиепископом, Кунцевич силой проповедовал унию (объединение католиков и православных при подчинении папе римскому и сохранении православных обрядов), закрывая храмы и запрещая православные богослужения.

Канцлер ВКЛ Лев Сапега даже писал ему письмо, в котором протестовал против таких методов. В результате Кунцевич был убит во время витебского восстания. В 1867 году он был причислен к лику святых. Мощи Кунцевича после Второй мировой войны находятся в базилике святого Петра в Риме.

«Пинский апостол» Андрей Боболя (1591−1657) из ордена иезуитов прославился в середине XVII века. Благодаря его красноречию многие православные семьи переходили в католичество. Во время войны России с Речью Посполитой Боболя был схвачен казаками, подвергнут зверским пыткам и замучен.


Через полвека к могиле Андрея Боболи в Пинске начали приходить паломники. В середине XVIII века его провозгласили мучеником, но канонизировали лишь в 1938 году.

Четвертый святой, признаваемый белорусской католической церковью, получил такой высокий статус в 1991 году. Это Рафаил Калиновский — однофамилец руководителя восстания 1863 года. Рафаил также участвовал в этом выступлении и даже занимал пост начальника военной секции Исполнительного отдела Литвы. При этом при назначении на этот пост он оговорил оставление за собой права не выносить смертные приговоры.

После восстания его приговорили к смертной казни, но благодаря ходатайству родных отправили на каторгу в Сибирь. После освобождения Рафаил вступил в орден кармелитов и был настоятелем монастыря.

В числе блаженных — 22 человека. Они отдали свои жизни во время Второй мировой войны и были провозглашены блаженными Иоанном Павлом ІІ в 1999 году вместе с мучениками других стран. Среди них 11 сестер-назаретянок, которые во время Второй мировой войны сознательно пошли на смерть: они попросили немцев обменять их на местных жителей, приговоренных к расстрелу. Или Марианна Бернадская, которая попросила нацистов обменять ее на свою беременную невестку и добровольно пошла на смерть.

Через некоторое время число блаженных может пополниться. Еще в 1957 году начался процесс беатификации Зигмунда Лозинского — католического епископа, который возглавлял епархию Минска (1917−1925) и Пинска (1925−1932). В этом году католики попросили митрополита Тадеуша Кондрусевича поспособствовать завершению процесса беатификации, в ответ тот призвал верующих молиться за скорейшее решение Ватикана.

Валентина Минская и Софья Слуцкая

В отличие от католиков, у которых, напомним, есть всего две категории святых, в православной церкви их более полутора десятков! К примеру, бессребреники — это христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры, благоверные — монархи, которые укрепляли церковь и веру, преподобные — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, страстотерпцы — лица, принявшие мученическую кончину. К примеру, к последним относится последний российский император Николай II и члены его семьи.

По словам теолога Натальи Василевич, можно выделить как минимум три категории святых, характерных для православной церкви.

— Гэта мясцовыя святыя (напрыклад, беларускія). Праваслаўнай царкве заўжды было ўласціва шанаванне святых знізу, з боку народа нават без прызнання царкоўных уладаў (напрыклад, Матроны Маскоўскай, Валянціны Мінскай, нават сям"і імператара Мікалая ІІ). Іерархі доўгі час не маглі з гэтым нічога зрабіць, хоць безумоўна, спрабавалі ўрэгуляваць гэты працэс. Другая катэгорыя — святыя, якіх ушаноўваюць на ўзроўні памеснай царквы. Напрыклад, Аляксандр Неўскі добра вядомы сярод вернікаў Рускай праваслаўнай царквы. А ў Грэцыі будуць свае святыя, невядомыя ў нашых мясцінах. А ёсць святыя, якія шануюцца ўсімі праваслаўнымі. Напрыклад, гэта Мікалай Цудатворац.

В 1984 году по инициативе митрополита Филарета был установлен Собор белорусских святых. Это празднование Русской православной церкви в честь святых нашей земли. За три десятилетия их число увеличилось с 14 до шести десятков.

Любопытно, что из-за одной из белорусских святых однажды едва не начались боевые действия. Речь о Софье Слуцкой (1585−1612), самой богатой наследнице Великого княжества Литовского.

Опекуны (представители магнатского рода Ходкевичей) в последний момент запретили ей выходить замуж за своего жениха Януша Радзивилла. Радзивиллы и Ходкевичи едва не устроили междоусобную войну, собрав в Вильне около 20 тысяч человек. По легенде, именно вмешательство девушки остановило кровопролитие. За защиту православия девушка после смерти была причислена к лику святых. Два года назад историки Ольга Бобкова и Анастасия Скепьян заявили , что Софья была католичкой, впрочем, представители РПЦ с ними не согласились .

По словам Натальи Василевич, в Собор белорусских святых включают не только белорусов по национальности, но и тех, кто совсем немного прослужил на территории нашей страны. Причем иногда механически.

— Напрыклад, латышскі архіепіскап Іаан (Помер) з’яўляўся епіскапам Слуцкім усяго год (у пачатку ХХ стагоддзя), але яго таксама ўключылі ў сабор.

Как считает собеседник TUT.BY, «цяпер на ўзроўні Сінода Рускай праваслаўнай царквы змяняецца працэдура. Раней Беларускі Экзархат мог вызначаць сваіх мясцовых святых, якія потым зацвярджаліся ў цэнтры. Такім чынам былі кананізаваны 23 пакутнікі Мінскай епархіі, якія сталі ахвярамі рэпрэсій 1920−1950-х гадоў. Цяпер асобы кандыдатаў будуць разглядацца больш уважліва».

Нафонта Калашникова. «Ефросинья Полоцкая». 1859. Изображение: Википедия

Среди наиболее почитаемых белорусских святых Наталья Василевич, разумеется, называет Евфросинью Полоцкую (умерла в 1167 году). Ее почитание началось, по-видимому, вскоре после ее смерти. Хотя, уточняет Василевич, оно вышло на новый уровень в начале XX века, когда мощи святой были перенесены из Киева в Полоцк.

Среди святых, которые получили статус относительно недавно, теолог называет Иоанна Кормянского (1837−1917), который служил до революции на востоке современной Беларуси.

В 1998 году он был причислен к лику праведных (миряне и священнослужители из белого, немонашеского духовенства, почитаемые за праведную жизнь).

По словам Натальи, одной из самых уважаемых белорусских святых является Валентина Минская (1888−1966). Она провела в постели 33 года, до самой смерти. Долгие годы она принимала посетителей, обычно ее поучения звучали в форме иносказаний и притч и были понятны лишь человеку, на чей вопрос она отвечала.


Согласно воспоминаниям, за долгие годы у Валентины Минской не было ни пролежней, ни других проблем, возникающих у лежачих людей. «Яе шанаванне пачалося яшчэ ў савецкі час, — говорит Наталья. — Сярод вернікаў яна карыстаецца вялікай папулярнасцю».

Почтил Господь Белорусский край!

Каждый год, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице /Троице/, Святая Православная Церковь чтит память всех святых, в земле Белорусской просиявших.
И каждый год в это летнее воскресное утро на Брестчине совершается Крестный ход в память небесных покровителей нашей земли. Шествие традиционно начинается после божественной литургии в Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре в Брестской крепости и заканчивается чтением акафиста преподобномученику Афанасию Брестскому в Свято-Афанасиевском мужском монастыре в Аркадии. Именно здесь, в Аркадии, в ночь с 4 на 5 сентября (по старому стилю) 1648 года был расстрелян игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря Афанасий (Филиппович)...

Празднование Собора Белорусских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апреля 1984 года. Сегодня Собор всех Белорусских Святых насчитывает более 80 имен, из них около 40 - новомученики, пострадавшие за свои религиозные убеждения и деятельность в XX веке.

К именам таких общеизвестных белорусских святых, как святитель Мина, епископ Полоцкий; преподобный Мартин Туровский; святой благоверный Ростислав, Великий князь Киевский и Смоленский; преподобная Евфросиния Полоцкая; святитель Дионисий Полоцкий; святитель Кирилл Туровский; святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский; преподобный Елисей Лавришевский; святитель Симеон Полоцкий; праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская; праведная София Слуцкая; преподобномученик Афанасий, игумен Брестский; преподобномученик Макарий, игумен Пинский; мученик младенец Гавриил Белостокский; святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский; праведный Иоанн Кормянский, добавились новые имена.
В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 - 1950-х годов. А в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была связана и с Белорусской землей, поэтому и они включаются в Собор Белорусских Святых.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года.
В феврале 2006 году состоялось прославление блаженной Валентины Минской.
В августе 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская. А 4 ноября 2007 года Белорусской Православной Церковью была совершена канонизация новомучеников Витебской епархии: священномученика Николая Околовича и исповедника Владимира Еленевского.
В 2011 году в лике святых канонизированы исповедник преподобный Леонтий (Карпович), архимандрит Виленский, священномученик Константин Жданов, священномученик Киприан (Климуц).
В 2012 году в неисчислимый сонм славных сынов отеческой веры были включены следующие Божии угодники: святитель Мелетий (ЛЕОНТОВИЧ), архиепископ Харьковский (1784 - 1840), ректор Могилевской духовной семинарии, настоятель Кутеинского Богоявленского монастыря (память 25 февраля) и священномученик Николай ГАВАРИН, пресвитер (1870 - 1938), клирик гродненского Свято-Софийского кафедрального собора и законоучитель частной женской гимназии г. Гродно в 1906 - 1915 гг. (память 24 апреля).
В этом же году комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви приняла решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом о прославлении в лике новомучеников и исповедников и трех мирян от Витебской епархии: Федора Ивановича Григоровича (1853 - 1918), Бориса Андреевича Бялыницкого-Бирули (1875 - 1918) и Георгия Ивановича Полонского (1890 - 1918). Всех троих расстреляли в ночь с 11 на 12 сентября 1918 года в Витебске возле Духова яра. Похоронены в братской могиле в урочище «Мазурино» под Витебском.

Интересен и тот факт, что именно на белорусской земле - в Бобруйской епархии - в апреле этого года начали собирать материалы для причисления к лику святых внучки великого русского поэта Александра Пушкина графини Натальи Воронцовой-Вельяминовой (1859 - 1912).
Графиня в свое время открыла (и сама в ней преподавала) школу для крестьянских детей, среди выпускников которой уже известно восемь священномучеников. Кстати, в настоящее время Бобруйская епархия также собирает материалы причисления к лику святых одного из воспитанников этой школы - отца Павла Севбо.
Стараниями графини Натальи был открыт и детский сад при этой школе, и дом престарелых. До сих пор действующий Свято-Никольский храм в деревне Телуша Бобруйского района также построен в свое время за деньги графини. Следующим неоспоримым доводом святой жизни внучки Пушкина стало и ее народное почитание: люди приходят на ее могилку помолиться, попросить о помощи и эту помощь получают.
Не исключено, что в течение этого года Собор Белорусских Святых пополнится новыми именами.

ТРОПАРЬ
Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими:
святители, мученики, преподобными и праведными,
верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими.
К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу,
да в вере и делех плод добр принесем.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

© Ольга РОЛИЧ, 2012
Свидетельство о публикации №21206210492

Публикация в "ДВ" за 2012 год.

Духовная история Беларуси это история её святости. Она складывается из многочисленных примеров подвижнической жизни сынов и дочерей земли белорусской, взявших свой крест и последовавших за Христом. Эти угодники Божии подобно путеводным звездам освещают собою историческое прошлое Беларуси, в состав которой испокон веков входи-ли территории Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, а также частично Виленские, Смоленские, Белостокские, Киевские и Галицкие земли. Свет Божией благодати, воссиявший в душах святых, происхождением и слу-жением своим связанных с землей белорусской, проходя сквозь времена, достигает и нас. О «Православных святых земли белорусской» рассказывает книга которая находится сегодня на нашей книжной полке. О ней - далее в нашей программе. ***

Это замечательная книга вышла в свет в Издательстве Белорусской Православной Церкви. В неё вошли очерки о жизни и духовном подвиге православных святых этой древней земли, включая Собор Белорусских святых и Собор новомучеников и исповедников земли белорусской. Жизнеописания подвижников благочестия сопровождаются многочисленными репродукциями икон, цветными иллюстрациями и карто-схемами. Издание адресовано всем, кто интересуется духовной историей Православной Церкви Беларусии и служением на её землях святых угодников Божиих. А молитвенно обращаясь к этим подвижникам благочестия с просьбами о заступничестве, мы глубже осо-знаём духовную связь поколений и единство всех в лоне Церкви.

Как сообщают издатели, в 1984 году Святейший Патриарх Московский к всея Руси Пимен по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) благословил установить празднование в честь Собора Белорусских святых в неделю 3-ю по Пятидесятнице. Самыми древними на белорусской земле являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому одними из первых стали почитаться святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоц-кие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Также в 11-13 веках свой духовный подвиг свершали затворник Мартин Туровский, игумения Евфросиния Полоцкая, игумен Елисей Лавришевский, князья Ростислав Смоленский и Борис Туровский, княгиня-инокиня Евпраксия и княжна Литовская Харитина.

В 13-14 столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого Княжества Литовского. В эти времена совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские. В 15-16 веках Господь прославил митрополита Макария, княжну Иулианию Ольшанскую и игумена Геннадия Могилёвского.Тяжёлым испытанием для Православия стал период насаждения унии на белорусских землях в 17-18 столетиях. Своей стойкостью и пре-данностью Православной вере в это время прославились княгиня Слуц-кая София, архидиакон Никифор Кантакузен, архимандрит Виленский Леонтий, игумен Брестский Афанасий, игумен Пинский Макарий и архиепископ Могилёвский Георгий (Конисский). В эти же времена принял мученическую кончину младенец Гавриил Белостокский.

Как отмечают издатели, в истории Беларуси и Православной Церкви на её землях мирные созидательные времена чередовались с периодами испытаний и гонений. Так, после революции 1917 года мученичество ради Господа приняли тысячи христиан, в числе которых были новомученики и исповедники земли белорусской. В начале 21 века прославлены в лике святых угодниц Божиих бла-женная Валентина Минская и преподобная Манефа Гомельская, кото-рые в тяжёлые времена войн, социальных потрясений и общего безверия оставались светочами Православной веры, помогали, утешали, вселяли надежду в сердца многих сотен людей - страждущих, отчаявшихся, не-мощных духовно и физически.

В Соборе Белорусских святых самой, пожалуй, известной является преподобная Евфросиния Полоцкая. Она почитается как небесная заступница не только полоцкой земли, но и всей Беларуси. Евфросиния, в миру Предслава, родилась в Полоцком княжестве в семье князя Святослава-Георгия. Она была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. С раннего детства княжна была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Несколько строчек в Житии отмечают её образованность: «...и толма бысть любящи учение». Любовь к книжному учению сочеталась у Предславы с усердной молитвой, а внешняя красо-та — с целомудрием. Слава о красивой, мудрой, скромной и набожной княжне распространилась широко, и многие князья просили её руки. Но Предслава, отвергнув брак и земные блага, решила посвятить себя служению Богу.

Тайно от родителей ушла юная подвижница в монастырь, настоятельницей которого была её тётя. Игумения долго отговаривала племянницу, но, видя её решимость, при-звала священника, и тот совершил обряд пострижения и нарёк именем Евфросиния. Вскоре по благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, и в качестве послушания занималась переписыванием книг. Вырученные от продажи книг деньги раздавались нищим. Однажды в сонном видении Евфросинии явился Ангел Господень и повелел ей пребывать в местечке под названием Сельцо, что под Полоцком. Затем Ангел явился к епископу Илии и объявил ему волю Божию в отношении Ефросинии. Владыка с подобаю-щим торжеством передал подвижнице Сельцо для устроения там обители.

Свою просветительскую деятельность и труды по устроению монастыря святая Евфросиния совмещала с заботой о насельницах и мирянах, не взирая на их чины и сословия. Она самым решительным образом предотвращала ссоры и распри и между князьями, и между простолюдинами. Всем нуждающимся преподобная давала духовные советы согласно учению Церкви. И многие, зная силу ее молитвы, приходили к ней за духовной помощью и обретали её. На склоне лет игумения Евфросиния решила выполнить своё давнее желание — отправиться в паломничество на Святую землю, поклониться Святому Гробу Господню. Получив благословение она отправилась в дальний путь.

В Иерусалиме преподобная обошла многие места, знаменованные земной жизнью Спасителя. Но вскоре занемогла и после 24 дней болезни, в мае 1173 года, предала свою душу Господу. Святая Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия близ Иерусалима. Но несколько позже года тело святой было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году состоялось торжественное перенесение мощей в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся и ныне. Святость Евфросинии была признана в Полоцком княжестве уже в конце 12 века. Именно тогда было написано её Житие и составлена Служба. Местночтимой святой она оставалась до середины 16 столетия, пока её Житие не вошло к «Великие Четьи-Минеи» святителя Макария Московского. В наши дни преподобная Евфросиния почитается не только как небесная заступница Беларуси, но и как покровительница женского монашества.

*** Ныне Собор Белорусских святых включает в себя Собор святых угодников Божиих (это 28 имён) и Собор новомучеников и исповедников земли белорусской, включающий 47 имён. И Промыслом Божиим в этот сонм святых будут включаться новые имена подвижников благочестия, которые своей жиз-нью явили подвиг веры и стали небесными ходатаями и молитвенника-ми перед Богом за своих земных соотечественников. Помимо общего празднования Собора Белорусских святых, для каждого из подвижников установлен день памяти, о чем достаточно полно и интересно рассказывает рассмотренная нами книга.

Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Собор Белорусских святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице, в 2015 году - 21 июня.

Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В то время на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и был лишь один Свято-Успенский Жировичский монастырь. Время перемен тогда ещё не наступило, и единственным упованием и отрадой церковного народа было предстоящее в 1988 году празднование 1000-летия Крещения Руси. Именно этот великий праздник и стал для Матери-Церкви началом возрождения веры, нового этапа устроения Православной Церкви в Беларуси.

Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо встали рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому.

Святость

Смысл библейское понятие святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святые - избранные - это люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Среди сонма святых выделяют: равноапостольских (тех, кто, подобно апостолам, просветили светом Христовым целые народы); мучеников и страстотерпцев; святителей - (церковных иерархов: святых патриархов, митрополитов, епископов), преподобных (монахов, благой жизнью своей наиболее уподобившихся Христу, отрекшихся от суетных благ земных) и праведных (проявлявших любовь христианскую в миру, отрекшихся от мирских искушения). Среди же праведных выделяют святых юродивых, которые, по слову апостола Павла (1 Кор. 1, 18-21) восприняли подвиг сознательного самоуничижения.

Люди, исходя из представлений земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. И, чтобы явить благодать подвижника, чтобы она была замечена всеми, Господь одаряет Своего избранника при жизни или по смерти чудотворениями.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствуют о святости умершего. Первое из них - нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2.23). Не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями именуют «мощами». Мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности. Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение. Но, к примеру, святые мученики сразу причислялись к лику святых уже в силу самого их подвига - очищения мученической смертью.

Белорусские святые

Самыми древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения Белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII и XIII столетиях.

В этот же период свой монашеский подвиг свершали преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.

В XII столетии существовала еще одна древняя епархия, в состав которой входили белорусские земли, - Смоленская. Здесь прославился своей добродетелью и праведностью благоверный Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Им были построены множество храмов и монастырей на белорусских землях, своей жизнью он являл личный пример благочестия и добродетельности.

В XIII–XIV столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Не всегда это проходило мирно. Именно здесь совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские - первые на Беларуси мученики ради Христа. И, по-видимому, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и образования. В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой почти не существует сведений. Но в ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших и ныне свершающих свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский.

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик младенец Гавриил Белостокский.

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. Во главе этой епархии стоял святитель Георгий (Конисский). Он вел активную просветительскую деятельность. Своим служением архиепископ Георгий готовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередуются с периодами испытаний и гонений. Соответственно с этим в мирные времена наиболее проявляется подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершаются подвиги мученичества и исповедничества.

Так, с упокоением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывается окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси. После этого начинается период гонений, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей. Из их числа Господь открыл судьбы 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославленные в 2002 году.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона.

Также в 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис, князь Туровский был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году, Нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры.

К числу белорусских святых присоединен святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в 1937 году был осужден и расстрелян.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и принявший мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 года состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной Валентины Минской, которая в тяжелейшие времена общего безверия сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская, которая несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенной и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.

На состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата в Собор Белорусских святых включены имена двух прославленных угодников Божиих: святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1784-1840), ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутеинского Богоявленского монастыря священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора,

Всего Собор всех Белорусских святых насчитывает более 80 имен.

Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти.

Святость человека в православной аскетической традиции, Доклад профессора МДА А.И. Осипова pravoslavie.ru

Cобор Белорусских святых blagobor.by

Cобор Белорусских святых azbyka.ru

Александр А. Соколовский

В начале XIV века православная вера в Литве делала первые шаги. Православным христианином был и великий князь литовскій Ольгерд. Однако в первые годы княжения он был вынужден для укрепления власти подчиниться языческим жрецам. После князь снова вернулся к православию, крестил своих детей, а перед смертью постригся в схиму и был похоронен в постоенном им храме Пречистой Девы.

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий принадлежали к роду знатных литовских бояр и несли придворную службу у князя Ольгерда. Иоанн и Антоний - родные братья - приняли от святителя Нестора святое Крещение. От него молодые придворные узнали про Христа, Новый завет и христианскую веру. Однако христианский образ жизни даже внешне отличался от языческого и не позволял долго держать в тайне свою религиозную принадлежность. На вопрос Ольгерда, почему они нарушают древние обычаи, братья открыто назвались христианами. Не желая распространения христианской веры среди своих слуг, быть может, мучимый совестью за измену православию, великий князь начал склонять их к измене. «И принуждал их отказаться от благочестия, съесть на трапезе мяса, а то был день постный», - говорится в житии святых мучеников. Отказавшись исполнить это, братья были отведены в темницу, чтобы там можно было склонить их к возвращению в язычество.

Год, проведенный в неволе, действительно сломил волю старшего из братьев - Иоанна. Он либо смалодушничал, и ужаснувшись будущих телесных мучений, послал наконец к князю с прошением об освобождении и обещанием вернуться к язычеству, либо предпринял хитроумный ход, для того, чтобы выйти из темницы. Отступничество Иоанна было для Ольгерда достаточным, чтобы отпустить на свободу обоих братьев. Однако и теперь Антоний не пожелал изменить христианский образ жизни, за что вскоре снова попал в темницу. Иоанн же, переменившийся лишь внешне, остался в душе поборником истинной веры и был упрекаем в измене - христианами, в непостоянстве - язычниками. Измученный совестью, Иоанн просил пресвитера Нестора - духовника Антония, который мог посещать его в неволе в то время, как сам Иоанн не допускался к брату - даровать ему прощение, но тот не согласился «никакого иметь общения с ним, пока не исповедает явно свое благочестие».

Однажды, когда Иоанн прислуживал Ольгерду в бане и остался с князем наедине, он рассказал своему господину, что лишь для вида изменил своей вере. Ольгерд не причинил ему никакого вреда, ибо действительно был равнодушен к вопросам религии, на что, вероятно, и рассчитывал Иоанн. Впрочем, такое половинчатое решение проблемы не избавило Иоанна от душевных мук, и он вновь, теперь уже перед множеством народа, исповедовал Единого в троице Бога. Эта дерзость не могла остаться незамеченной и прощенной язычниками, и Ольгерд был вынужден снова лишить свободы упрямого придворного.

Во мраке темницы, в ожидании немилосердной кары, объединились единым духовным порывом сердца обоих братьев Через несколько дней после ареста Иоанна языческое окружение Ольгерда потребовало крови исповедников, и властитель отдал, возможно против своей воли, соответствующее распоряжение. Еще накануне Антонию был оглашен приговор, и всю ночь он провел в молитвенном бдении и исповеди своему духовному отцу и наставнику Нестору; утром 14 января, приняв из его рук святое причастие, он был повешен на дубе, где обычно проходили смертные казни, через десять дней был задушен и святой Иоанн, а тело его было повешено на том же дубе.

Третьим мучеником за веру стал Евстафий. Однажды он прилюдно назвал себя христианином и отказался нарушить пост. Его жестоко пытали, поддержанный и укрепленный Святым Духом, Евстафий не только стал нечувствителен к боли, но находил душевные силы утешать братьев во Христе, оплакивавших его горький удел: «Не плачьте, братия, обо мне, что рушится ранами земная храмина тела моего, уповаю ибо получить от Христа Бога нашего храмину нерукотворную вечную на небесах» . Его также повесили.

На месте кончины святых мучеников по воле жены Ольгерда Иулиании была построена каплица, а князь Константин Острожский поставил там храм во имя Святой Троицы.

В 1374 году Виленские мученики канонизированны Вселенским Патриархом Филофеем, мощи их были доставлены в Византию.

В XVI столетии мощи святых угодников перенесли в Свято-Духов монастырь, а во время второй мировой войны - в Москву. Возвращение мощей состоялось в 1946 году.

В 1993 году состоялось очень важное событие в жизни православных верующих Беларуси: из Виленского Свято-Духова монастыря в Минский Свято-Петро-Павловский собор были перевезены частицы мощей святых Виленских мучеников. Мощи вложены в икону трех Виленских мучеников, написанную смоленским иконописцем Сергеем Кульмановым. Митрополитом Филоретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, был отслужен торжественный молебен перед иконой с мощами в старинном Минском Замчище. После этого икона со святыми мощами торжественно перенесена в Минский Свято-Петро-Павловский собор на постоянное местонахождение.

Каждую среду перед иконой со святыми мощами происходит богослужение с акафистом святым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию.