Утепление металлического гаража изнутри. Как утеплить металлический гараж снаружи

Металлический гараж защищает машину от осадков, но не в состоянии защитить от воздействия температуры, которая в неутепленном гараже фактически равна температуре на улице.

В нашем континентальном климате, как известно, летом жарко, зимой - холодно, а это вызывает неудобства при пользовании машиной (летом она раскаленная, зимой - ледяная) и работе в гараже. Снять проблему поможет утепление гаража, как того требуют правила эксплуатации автомобиля и здравый смысл.

О том, насколько, как и чем утеплить металлический гараж, расскажет этот текст.

Условия утепления гаража

Главными предпосылками того, до какой температуры нужно утеплять гараж являются господствующий климат и влажность воздуха. Потому что при изменении температуры с положительной на отрицательную и наоборот, влага замерзает или оттаивает, конденсируется или превращается в лед. Например, на все металлические элементы попавшего с «холода» в «тепло» автомобиля выпадает конденсат. Когда машина снова выезжает на мороз, эта влага при замерзании может «порвать» металл, т. к. вода при замерзании расширяется. Это будет происходить не сразу, а постепенно, потому, что из-за присутствия влаги в узлах соединения машины, они начнут корродировать.

Когда температура в гараже -20, то при выезде машину придется согревать не менее пяти минут, а работать при таком морозе трудно и почти невозможно.

Вывод из вышесказанного: гараж нужно утеплить, но так, чтобы температура зимой повышалась на 15-20 градусов и не превышала -1 °С. А если нужно будет работать в гараже, то можно и подогревать воздух до +15 °С.

Этого можно достичь с помощью тепловых пушек различных модификаций: электрической, газовой или дизельной или другим способом, например, используя электрокотел с принудительным током жидкости.

Если в гараже после утепления держится положительная температура, то отсутствие конденсата может гарантировать правильно устроенная вентиляция.

Обычно приточное отверстие, устраиваемое на уровне 10-15 см от земли делается в виде отдушины, а в вентиляционное - на высоте 2,0-2,2 м - вставляется электровентилятор. Работая, он перемещает воздух в помещении, что заставляет «работать» отверстие для забора воздуха.

Для естественной вентиляции необходимо два отверстия; вернее обычно делается в крыше, куда выводится труба. Необходимо, чтобы ход воздуха не перекрывал конек крыши, поэтому труба поднимается выше уровня конька. Если у гаража есть подвал, то нужно искусственно сформировать нижнее вытяжное отверстие, опуская трубу на те же 10 см от пола; верхним будет служить выход на верхний уровень. При устройстве плотно закрывающегося люка нужно позаботиться о вентиляционном отверстии, возможно, прямо на улицу, чтобы обеспечить вентиляцию подвального этажа.

Вентиляция в гараже необходима не только для того, чтобы сушить покрывающийся испариной автомобиль, но и выветривать угарный газ и другие вредные запахи, присущие гаражу.

Свойства утеплительных материалов

Гараж такое место, где хранятся пожароопасные вещества - горюче-смазочные материалы и где работы по обслуживанию автомобиля могут привести к возгоранию. Это значит, что утеплять гараж следует с помощью негорючих или самозатухающих материалов. К ним относятся: базальтовая минеральная вата, стекломагниевый лист (с плотностью выше 800 кг/м³), металлическая и пластиковая вагонка для фасадов.

Правда, отделочный материал также не должен впитывать запахи, должен быть грязеотталкивающим и ударопрочным, чему пластик не вполне соответствует.

Как конструкция для утепления гаража лучше всего подойдут металлические профили - между ними удобно прокладывать утеплитель, также они прочны и негорючи.

Пол в гараже можно оставить бетонный или покрыть керамической плиткой (керамогранитом).

Принципы утепления гаража

Продумывая, как и чем утеплить металлический гараж, нужно помнить главное:

  • Утепляются все поверхности, включая пол, который стоит утеплить с помощью слоя керамзита или полистирольной крошки, которая добавляется в раствор для бетонной стяжки.
  • При прокладке листового или рулонного утеплителя следует особое внимание уделить стыкам материала, укладывая его внахлест или соединяя полотна алюминиевым скотчем. Это нужно, чтобы избежать утечек тепла и мостиков холода, возникающих из-за них.
  • Также нужно с особой тщательностью утеплять углы и места сочленения конструкций.
  • Важно утеплить гаражные ворота. Наиболее практичная конструкция ворот - с дверью, врезанной в одну из створок. При таком решении не происходит утечки тепла через всю створку, предназначенную для въезда автомобиля при перемещении людей наружу и внутрь гаража.
  • Потолок гаража может быть устроен (и утеплен) двумя способами. Первый: когда его утепление подобно утеплению стен и крепится к плоскостям, формирующим крышу. Второй: когда сначала устраивается фальшпотолок, параллельный полу. Затем он утепляется снизу, а его верхняя часть может использоваться, в качестве чердачной системы хранения.

Утепление стен и крыши гаража

Конечно, удобнее и дешевле утеплять гараж одновременно с его строительством. В этом случае можно выбрать не цельный металлический гараж, а каркасную конструкцию, обшитую специальными сэндвич-панелями, которые сделаны из двух стальных листов толщиной 0,45 мм с проложенным слоем пенополиуретана в 40 мм.

При утеплении металлической конструкции, она обшивается профилями, между которыми закладываются листы минваты на основе базальта, а поверх обшиваются негорючим облицовочным материалом. Швы между плитами обшивки стоит залить герметиком, чтобы конструкция была цельной.

Существуют бесшовные теплоизоляционные материалы: напыляемые (пена) и наносимые кистью или валиком (краска). Напыляемый пенополиуретан (ППУ) закрывает все неровности и пазы, не оставляет щелей, не имеет стыков. Материал имеет в составе антипирены, препятствующие горению, а до достижения температуры 500 °С не выделяет токсичных веществ.

Теплоизоляционная краска может наноситься также с помощью краскопульта. Она не отбирает объем у утепляемого помещения, не требует дополнительных материалов для монтажа, легка и экономична в использовании. Осуществляет антикоррозионную, антигрибковую защиту; имеет хорошую адгезию ко всем материалам, кроме полиэтилена. Температура ее эксплуатации от -60 до +260 °С.

Утепление гаражных ворот

Гаражные ворота утеплять нужно обязательно, так как они являются местом утечки тепла из помещения. Значит, чем меньше проем, пропускающий людей в гараж и чем лучше утеплены сами ворота, тем теплее будет в гараже.

Утеплять ворота можно вышеописанными сэндвич-панелями или способом, аналогичным утеплению стен. Все эти материалы легкие, поэтому они не создадут особой нагрузки ни на конструкцию механизма открывания, ни на петли.

Также нужно позаботиться об уплотнительных прокладках, обеспечивая плотное прилегание по периметрам ворот и входной двери для людей.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Изначально гараж – это помещение, предназначенное для хранения автомобиля, обеспечивающее его защиту от неблагоприятных погодных воздействий и покушений злоумышленников. Однако гараж должен быть не только крепким и надежным, но и правильно обустроенным.

Прежде всего, нужно выполнить грамотную теплоизоляцию, т.к. резкие перепады температуры в совокупности с прочими факторами способны нанести вред не только постройке, но и находящейся в ней машине и другим предметам. Металлический гараж можно безо всяких проблем утеплить своими руками. Нужно лишь разобраться в порядке выполнения такой работы и во всем следовать полученным инструкциям.

Теплоизоляция гаража – это комплексное мероприятие , которое включает в себя отделку не только всех поверхностей, но даже и ворот. Однако прежде чем приступать к каким либо работам подготовьте необходимый инструментарий.

Инструменты и материалы для утепления металлического гаража


Дополнительно вам понадобится материал для финишной обшивки и крепежи, подходящие конкретно для этого материала. В качестве обшивки обычно используется вагонка. Также прекрасно подходит ДВП, сайдинг, влагостойкий гипсокартон и пр.

Соберите перечисленные инструменты и купите требуемые материалы. Заранее измерьте свой гараж, чтобы рассчитать нужное количество материалов и не тратить в дальнейшем время на докупку недостающего. Доставьте все приспособление в утепляемый гараж.

Как уже отмечалось, теплоизоляция металлического гаража начинается с отделки пола . Удалите имеющийся дощатый настил и застелите открывшуюся поверхность полиэтиленовой пленкой. Она будет выполнять функцию гидроизоляционно го материала. Если цельного куска пленки недостаточно для укрытия всей площади, уложите требуемое количество кусков с нахлестом порядка 15 см и обязательным проклеиванием стыков металлизированны м скотчем.

На гидроизоляцию уложите выбранный утеплитель и закрепите сверху него новые доски. Для фиксации используйте саморезы. В качестве теплоизоляции для пола обычно используется минеральная вата или пенопласт. Можно выполнить засыпку, к примеру, опилками или керамзитом. Здесь ориентируйтесь на собственные предпочтения и размер бюджета.

Инструкция по утеплению крыши гаража

В подавляющем большинстве случаев крыша гаража представлена односкатной конструкцией. Это самый простой и бюджетный вариант, который прекрасно подходит для обычного гаража. Основой такой конструкции являются стропила. Традиционно они опираются на мауэрлат. Брусья мауэрлата укладываются поверх стен гаража и соединяются с ними при помощи анкерных болтов. Лучше, если теплоизоляция крыши металлического гаража будет осуществляться одновременно с ее строительством. Тогда на работу уйдет гораздо меньше времени.

Стропильная система собирается из деревянного бруса сечением 15х15 см. Стропила устанавливаются с одинаковым шагом, обычно он составляет 60 см. Здесь основной ориентир делается на ширину плит утеплителя, которая в соответствии со стандартом составляет 61 см. Оставленный запас позволит уложить элементы теплоизоляции между стропилами максимально плотно.

На следующем этапе вам необходимо обустроить пароизоляционный слой. В продаже доступны специальные мембраны, которые прекрасно подходят для пароизоляции. Этот материал крепится к стропилам с помощью кнопок либо скоб. Пароизоляционный слой должен быть как можно более герметичным. Все стыки обязательно проклеиваются скотчем.

Изнутри строения пароизоляция обшивается предпочитаемым материалом. Обычно используется вагонка или ДВП, но по желанию владелец может выбрать и другую отделку. В данном вопросе все сугубо индивидуально. Обшивку нужно крепить максимально осторожно, следя за тем, чтобы пароизоляция оставалась герметичной. Любые дефекты и повреждения нужно сразу же устранять при помощи скотча или герметика.

Уложите утеплитель между стропилами. Прекрасно подойдет минвата. В большинстве случаев достаточно слоя толщиной порядка 15 см. В остальном же ориентируйтесь на климатические условия своего региона. Если в вашей местности очень холодно, увеличьте слой теплоизоляции.

Далее работа ведется по стандартной для обустройства крыши технологии. Сначала нужно сделать обрешетку, порядок обустройства которой зависит от выбранного кровельного покрытия, затем уложить на обрешетку гидроизоляцию и завершить «пирог» финишным материалом.

Если работы по теплоизоляции крыши металлического гаража будут проводиться уже после возведения конструкции, ориентируйтесь на эту же схему с некоторыми изменениями. Так, теплоизоляция будет укладываться между стропилами, сверху ее будет укрывать пароизоляионная пленка, а завершит конструкцию обшивка на выбор.

При закреплении теплоизоляционны х плит могут возникнуть определенные неудобства. Для их устранения достаточно попросту закрепить утеплитель, чтобы он не падал до момента устройства финишной обшивки. Для этого прикрепите полосы гидро- и пароизоляционног о материала к стропилам таким образом, чтобы они предотвращали падение утеплителя.

Порядок теплоизоляции стен металлического гаража

Подготовьте материал для утепления стен металлического гаража. Наиболее популярным и весьма эффективным вариантом является минеральная вата. Материал характеризуется высокой огнестойкостью и отличными показателями теплопроводности. Единственный недостаток – плохая переносимость контактов с влагой. Поэтому устройству гидроизоляции тоже придется уделить отдельное внимание. Утеплитель укладывается в обрешетку. Для наружной теплоизоляции обычно достаточно слоя теплоизоляции толщиной 10 см.

Для крепления элементов обрешетки к гаражу используйте металлические уголки. Чтобы работа выполнялась проще и быстрее, рекомендуется предварительно разметить места под установку брусков обрешетки. Размещайте их с шагом в 60 см. Уложите на обрешетку слой пароизоляционног о материала. Затем отрежьте плиты утеплителя подходящей длины, уложите их в пространство между брусьями обрешетки и укройте гидроизоляцией. Для защиты от влаги в большинстве случаев используется полиэтиленовая пленка.

В завершении стены гаража нужно обшить сайдингом, отделать облицовочным кирпичом или оформить другим предпочитаемым способом.

При невозможности выполнения наружного утепления гаража, к примеру, если вплотную к его стенам примыкают стены соседских гаражей, утепление нужно выполнить в такой же последовательнос ти, но изнутри. Для внутренней обшивки подходит ДВП, вагонка и прочие подобные материалы. Перед использованием их следует специальным образом обработать. К примеру, для обработки ДВП используется олифа, а вагонка обязательно покрывается антисептическим и противопожарным составом.

От использования пенопласта для утепления стен в большинстве случаев рекомендуется отказываться. Проблема в том, что этот материал неустойчив к возгораниям и, помимо этого, в процессе горения он выделяет крайне опасные для человека вещества. Поэтому минераловатный утеплитель является самым оптимальным вариантом.

Для теплоизоляции гаражных ворот обычно используется минвата. Также для этого хорошо подходит экструдированный пенополистирол. Последний характеризуется хорошими показателями влагостойкости и теплопроводности, он предельно прост в использовании, продается по доступной цене, но имеет серьезный недостаток – полную неустойчивость к воздействию огня.

Минвата же является огнеупорным материалом, но и у нее тоже есть свои недостатки. При намокании такой утеплитель резко теряет свои эксплуатационные характеристики в целом и долговечность в частности. Поэтому прежде чем приступать к отделке гаражных ворот, тщательно продумайте момент выбора теплоизоляции.

Очистите утепляемую поверхность от любых загрязнений. Лакокрасочное покрытие при его наличии также обязательно удаляется. По контуру изделий устанавливается обрешетка. Для ее сборки подойдут деревянные бруски сечением 30-50 мм. Конкретное значение подбирайте в соответствии со слоем теплоизоляции. Срежьте поперечину до наименее возможной ширины, а затем соедините внутренние углы рамы с внешними.

Приклейте теплоизоляцию к воротам. Для этого используется обыкновенный монтажный клей. Стыки между отдельными элементами теплоизоляции следует заполнить монтажной пеной. Это позволит добиться максимально качественного и эффективного утепления.

В случае использования пенополистирола в качестве утеплителя поверх него нужно будет дополнительно настелить пенофол. Благодаря этому материалу в гараже будет сохраняться комфортный микроклимат в любое время года. Пенофол укладывайте фольгированной частью вовнутрь. Для монтажа используйте все тот же клей. В завершении крепите финишное покрытие. Обычно его функции выполняет пластиковая вагонка.

Минвата крепится в несколько ином порядке. Сначала тоже обустраивается обрешетка. Шаг между брусьями подбирайте так, чтобы он был на 2-3 см меньше, чем ширина утеплителя. Разложите теплоизоляционны е плиты между брусками обрешетки и зафиксируйте их. Для закрепления подойдет монтажный клей и дюбели. Лучше всего использовать их в комплексе.

Теплоизоляцию нужно укрыть паропроницаемой мембраной или обыкновенной полиэтиленовой пленкой. В завершении, как и в случае с пенополистиролом, монтируется вагонка или другой финишный облицовочный материал.

Таким образом, утепление металлического гаража – это предельно простое мероприятие, которое под силу практически каждому . Нужно лишь выполнять все этапы работы в соответствии с инструкцией и помнить, что обеспечить качественное утепление можно исключительно при комплексном подходе со знанием дела.

Удачной работы!

Видео – Как утеплить металлический гараж

Техническое состояние автомобиля зависит не только от особенностей эксплуатации, но и от условий его хранения. Неутепленный гараж отлично защищает машину от дождя и снега, что снижает вероятность появления ржавчины. Однако температурные перепады не идут на пользу металлу, и техника выходит из строя. Проблему можно решить двумя способами: утеплить гараж или обустроить систему отопления. Что лучше? Как утеплить гараж изнутри дешево и надежно? Рассмотрим варианты.

Отапливать или утеплять – вот в чем вопрос

Идеальная температура для хранения автомобиля – +5 градусов. Она некомфортна для человека, но именно в таких условиях механизмы меньше подвергаются разрушительному воздействию коррозии. Также машину следует оберегать от резких перепадов: разница температур внутри и снаружи помещения должна быть минимальной. Поэтому подключать гараж к системе отопления и добиваться «человеческих» +20 градусов нежелательно.

Утепленный гараж на две машины

Почему такой режим оптимален для машины? Если в помещении слишком жарко или холодно, в механизмах начинает скапливаться конденсат. Это способствует возникновению коррозии. Из-за повышенной влажности интенсивно размножаются грибки и плесень, что негативно сказывается на состоянии салона. К образованию конденсата приводят и резкие перепады температур, когда машина въезжает с мороза в излишне теплое помещение.

Основные требования к утеплению гаража

Для строительства гаражей чаще всего выбирают кирпич, шлакоблок или металл. Толщина кирпичных и шлакоблочных стен обычно составляет 120-250 мм. Они плохо защищают от холода, поэтому нуждаются в качественной теплоизоляции. Необходимо добиться т.н. «эффекта термоса», чтобы помещение как можно медленнее остывало и прогревалось.

При утеплении гаража изнутри не нужно стремиться заделывать все вентиляционные отверстия. Это мало скажется на качестве теплоизоляции, зато может привести к появлению других проблем. Если нет доступа свежего воздуха, влага не испаряется и на металле появляется ржавчина. Кроме того, в помещении скапливаются вредные газы. Если нет вытяжки или вентиляции, это может стать фактором риска для людей.

Как утеплять – изнутри или снаружи

Многие владельцы автомобилей ратуют исключительно за наружное утепление, объясняя это экономией пространства внутри помещения. Есть и более весомые аргументы, например, забота о здоровье людей.

Обратите внимание! Некоторые эффективные утеплители выделяют вредные вещества в атмосферу. Их нежелательно использовать внутри помещений, а вот для наружной теплоизоляции они прекрасно подходят.

Выбирая, чем обшить гараж снаружи, можно меньше внимания обращать на экологичность материалов и покупать, ориентируясь на эксплуатационные характеристики и цену.

Имеет смысл утеплить гараж изнутри. В этом случае материалы меньше подвергаются воздействию негативных факторов окружающей среды. При намокании теплоизоляторы изменяют свои свойства. Если они находятся внутри помещения, то служат гораздо дольше.

Совет. Если бюджет позволяет, лучше всего утеплять гараж изнутри и снаружи.

Обзор рынка материалов: выбираем лучшие

Большинство материалов для теплоизоляции изготовлены из отходов производства. В их состав входят стекло, целлюлоза, агрессивные химические вещества и т.п. Чем дешевле изолятор, тем больше недостатков он имеет. Предлагаем обзор популярных материалов с акцентом не только на их плюсы, но и на минусы, ограничения в применении.

Монтаж минваты на потолок

Вариант #1: минеральная вата

Это традиционный теплоизолятор, который применяют уже не одно десятилетие. Есть несколько разновидностей минваты, среди которых лучше всего зарекомендовала себя базальтовая. Она является отличным тепло-, звукоизолятором, не нарушает микро циркуляцию воздуха в помещении.

Минеральную вату выпускают в виде твердых, мягких или полужестких матов различной толщины. Твердые плиты удобнее всего в монтаже и отличаются более высокими технико-эксплуатационными характеристиками. Кроме того, жесткие маты не сползают со стен и не сбиваются книзу, как иногда случается с мягкими.

Технология монтажа относительно простая. Для работы не требуется специального оборудования, поэтому многие владельцы выбирают минвату для утепления гаража изнутри своими руками.

Обратите внимание! Минеральная вата плохо переносит воздействие влаги. Намокая, она гораздо хуже держит тепло. Рассчитывая расходы на материалы, следует добавлять стоимость качественных паро-, гидроизоляторов.

Схема утепляющего пирога с минватой

Вариант #2: стекловата

Стекловата – один из самых дешевых теплоизоляторов. На этом ее преимущества перед другими материалами заканчиваются. При монтаже стекловаты необходимо использовать средства защиты. Попадая на кожу или в глаза, частицы материала ранят, вызывают микротравмы, зуд, покраснение.

Утеплитель нуждается в качественной гидроизоляции. Если во время монтажа или эксплуатации на него попадает влага, стекловата комкается, утрачивает теплоизолирующие свойства. Еще один минус – запах. В помещении, утепленном изнутри стекловатой, еще долго неприятно пахнет.

Совет. Стекловату необходимо тщательно изолировать пленками или фольгой.

Стекловата для утепления стен гаража

Вариант #3: пенопласт

Решая, чем недорого утеплить гараж изнутри, многие выбирают пенопласт. Это дешевый, надежный и долговечный материал, способный прослужить несколько десятилетий. Он не гниет, не боится насекомых и грибка. Его можно резать обычными инструментами. Для монтажа не нужны помощники. Материал легкий, удобный в работе.

Как и все остальные теплоизоляторы, пенопласт не идеален. Он не пропускает воздух, поэтому в утепленном помещении нужно организовать качественную вентиляцию, а стыки между листами материала хорошо загерметизировать, чтобы не скапливался конденсат.

Пенопласт устойчив к воздействию многих химических соединений, но при этом боится прямых солнечных лучей. Его с удовольствием грызут мыши. Если не позаботиться о дополнительных мерах защиты, грызуны могут уничтожить утеплитель уже через пару лет после монтажа.

Вариант #4: пенополиуретан

Пенополиуретан относительно новый материал, но уже стал популярным. Его ценят за устойчивость к внешним воздействиям. Изолятор не боится влаги. После высыхания он образует плотное гидрофобное покрытие.

После нанесения пенополиуретан расширяется, заполняет все щели и пустоты, прочно прилипает к материалам, поэтому под ним не скапливается конденсат. Материал не поддерживает горение и может прослужить более полувека.

При всех достоинствах утеплитель не лишен недостатков, главный из которых – сложности с монтажом. Для нанесения пенополиуретана требуется специальное оборудование. Желательно, чтобы работу выполняли профессионалы. Все это ведет к удорожанию теплоизоляции, зато готовое покрытие оправдывает вложенные средства.

Нанесение пенополиуретана на металлические стены

Вариант #5: отражающая теплоизоляция

Преимущество изоляции с фольгированным слоем заключается в том, что тепловая энергия отражается обратно в помещение. В качестве утеплителя обычно используют пенополиуретан. Общая толщина многослойной отражающей теплоизоляции может достигать 50 мм.

Фольгированные материалы предотвращают теплопотери, которые происходят за счет инфракрасного излучения, но хуже справляются с теми, которые происходят при конвекции и индукции тепла. Это минус. А к плюсам следует отнести малую толщину изолирующего слоя, долговечность материалов и устойчивость ко всем видам воздействий.

Вариант #6: теплая штукатурка

Как еще можно утеплить гараж изнутри? Если стены изготовлены из блоков или кирпича, подойдет утепляющая штукатурка. В ее состав входят специальные добавки, которые хорошо держат тепло: пенополистирол, опилки или вермикулит.

Материал отличается неплохими теплоизоляционными характеристиками, однако чтобы он действительно был эффективными, приходится наносить толстый слой раствора. Это создает дополнительную нагрузку на строительные конструкции.

Совет. Теплую штукатурку лучше использовать в комбинации с другими видами утепляющих материалов.

Вариант #7: теплоизоляционная краска

Обдумывая способы, как утеплить железный гараж, обратите внимание на теплоизоляционную краску. Этот материал представляет жидкий раствор из полимеров с синтетическими добавками.

Готовое покрытие отличается хорошими теплоизоляционными свойствами. Если сравнивать его с минеральной ватой, то показатели различаются в 50 раз (1 мм теплой краски держит тепло так же, как 50 мм минваты).

После застывания слой раствора превращается в плотное паропроницаемое покрытие, которое не препятствует микро циркуляции воздуха и при этом защищает конструкции от воздействия воды. Материал подходит для деревянных, металлических поверхностей. Дополнительный плюс – простая технология нанесения.

Как утеплить гараж снаружи – пошаговая инструкция

Для наружной теплоизоляции следует выбрать водостойкие материалы, лучше всего – в виде жестких матов. Самый дешевый вариант – пенопласт. Его необходимо закрывать снаружи, поэтому придется закупать еще и отделочные материалы. Толщина утеплителя должна быть не менее 5 см. Также потребуются инструменты для разрезания плит, зубчатый шпатель для нанесения клея, крепеж.

Порядок работ:

  • Подготовка поверхностей. Стены тщательно очищают от старых покрытий, выравнивают, обеспыливают. Трещины, щели, зазоры заделывают. Поверхности лучше обработать грунтовкой. Это необязательно, но очень желательно, чтобы клеевой состав хорошо схватился.
  • Приклеивание листов. Листы смазывают клеем с помощью зубчатого шпателя, плотно прижимают к поверхности, контролируя силу давления, чтобы не повредить хрупкий материал. Первый ряд кладут на заранее подготовленную планку, закрепленную на дюбели. Остальные – в шахматном порядке.
  • Дополнительный крепеж. Когда клеевой состав высохнет, каждый лист пенопласта следует дополнительно закрепить пластиковыми дюбелями.
  • Оштукатуривание. После монтажа утеплителя его поверхность покрывают клеем слоем в 3-5 мм и укладывают стекло волоконную сетку, снова наносят клей и штукатурят.
  • Завершающий штрих – покраска. Когда штукатурка полностью просохнет, ее красят фасадной краской. Количество слоев зависит от особенностей покрытия, поэтому следует внимательно читать рекомендации производителя.

Наружное утепление стен пенопластом

Как самому выполнить внутреннюю теплоизоляцию

Чтобы качественно утеплить гараж, нужно отделать не только стены, но и пол, потолок, ворота. Выбор материалов обширен, каждый автовладелец может найти именно те, которые подойдут для его помещения. Чаще всего останавливаются на пенопласте, минвате, а для пола покупают керамзит. Имеет смысл комбинировать теплоизоляторы, т.к. строительные конструкции выполняются из различных материалов.

Рассмотрим основные этапы работ по теплоизоляции гаража.

Теплоизоляция изнутри своими руками

Этап 1: утепление пола

Обычно пол в гараже заливают бетоном, поэтому теплоизолировать его лучше на этапе строительства. Если помещение куплено готовым, то от утепления придется отказаться, т.к. уровень пола существенно поднимется, что может создать неудобства. Альтернатива – вынуть лишний грунт и углубить пол.

Керамзит для бетонного пола

Порядок работ:

  • Земляное покрытие пола выравнивают, тщательно уплотняют.
  • Сверху на грунт засыпают слой песка в 10-30 см, утрамбовывают.
  • Поверх песчаной подушки заливают стяжку, дожидаются высыхания раствора.
  • В качестве утеплителя используют керамзит или песок. Материалы смешивают с цементом, разводят водой. Готовым раствором заливают пол, просушивают.
  • Когда утепляющий слой высохнет, заливают финишную бетонную стяжку.
  • По окончании работ пол нельзя эксплуатировать в течение ближайшего месяца. Это время нужно для полного затвердения материалов.

Этап 2: теплоизоляция потолка

Как утеплить потолок в гараже изнутри и зачем это нужно? Теплый воздух поднимается вверх – это всем известно из школьного курса физики, поэтому потолок обязательно нужно изолировать. В качестве утеплителя подойдет пенопласт. С учетом особенностей монтажа материалов на потолок, трудно найти альтернативу этому легкому и удобному изолятору. Иногда используют минвату.

Схема изоляции потолка минватой

Особенности монтажа пенопласта на потолок:

  • Выбор технологии зависит от материала, из которого выполнено перекрытие. Если потолок деревянный, то пенопласт можно прикрепить непосредственно к поверхности обычными дюбелями или гвоздями.
  • Если перекрытие – бетонная плита, придется монтировать каркас и укладывать теплоизолятор на него. В этом случае листы материала крепят скотчем, а потом прижимают наружной обшивкой.
  • Щели и зазоры задувают пеной.
  • Поверхность утепленного потолка можно обработать антисептиками, оштукатурить, покрасить.

Этап 3: утепляем стены

Перед тем как утеплить металлический гараж изнутри, необходимо выровнять стены, если они погнуты. В качестве теплоизоляторов лучше всего подойдут пенопласт, пенополиуретан и теплоизолирующие краски. Для помещений, построенных из блоков и кирпича, часто используют минеральную и стекловату.

Подготовка поверхностей к монтажу утеплителя

Как монтировать ватные изоляторы:

  • Стены очищают от старых покрытий, изготавливают каркас.
  • На каркас укладывают ватный утеплитель, закрепляя специальными гаками.
  • Утеплитель защищают дышащими пароизолирующими пленками.
  • Внешняя отделка может быть любой. Ее монтируют после укладки пароизоляции.

Подгонка листов минваты по размеру

Утепление металлического гаража пенопластом:

  • Поверхности подготавливают, обезжиривают.
  • Пенопласт монтируют на клей, плотно прижимая к стенам.
  • Листы укладывают встык, зазоры задувают монтажной пеной.
  • Когда пена затвердеет, излишки обрезают. Поверхности шпаклюют и красят.

Обратите внимание! При использовании пенопласта помните, что в случае пожара он выделяет ядовитые вещества в атмосферу. Нужно строго соблюдать правила техники безопасности, также желательно держать в гараже огнетушитель.

Нанесение монтажной пены на лист утеплителя

Этап 4: защищаем ворота

Как утеплить ворота гаража изнутри? Створки можно отделать пенопластом точно так же, как и металлические стены. Если этого недостаточно, можно сделать завесу. Для ее изготовления подойдет плотная ткань или толстая полиэтиленовая пленка.

Теплоизоляция стен и ворот

Общая схема утепления ворот гаража изнутри:

  • Для начала изготавливают обрешетку, в ячейки которой потом вставляют листы утеплителя, крепят с помощью клея, дюбелей.
  • Стыки, швы, зазоры тщательно заделывают, чтобы не образовались мостики холода.
  • Пенопласт шпаклюют, красят или закрывают листами наружной обшивки.
  • Когда работы по теплоизоляции будут закончены, перед воротами вешают завесу из полос полиэтилена шириной 20-30 см. Длина должна быть такой, чтобы между полом и завесой было расстояние 1-2 см.

Пенопласт на створках гаражных ворот

Видео: утепление гаража изнутри

Теплоизоляция пенопластом:

Утепление ворот отапливаемого гаража:

Утепление потолка в гараже минватой:

Каждый автолюбитель сам решает, как и чем утеплить гараж. Главное, чтобы он сам был уверен в надежности выбранных методов. Если есть сомнения, всегда можно посоветоваться с другими владельцами автомобилей, узнать, как они решали проблему. Еще лучше – обратиться за консультацией к профессиональным строителям. Они помогут правильно скомбинировать материалы, чтобы теплоизоляция была эффективной, долговечной и относительно недорогой.

Металлический гараж – конструкция прочная, надежная, с высокой степенью взломостойкости. Но есть у нее один серьезный недостаток – высокая теплопроводность стальных листов, из которых сооружение собирается. То есть уличная температура через оградительные конструкции спокойно перекочевывает внутрь гаража. Зимой в нем холодно, а летом жарко. Поэтому перед хозяином постройки стоит важный вопрос, как утеплить металлический гараж, из которого вытекает ряд других вопросов:

  • какой теплоизоляционный материал лучше для этого использовать;
  • как лучше проводить теплоизоляцию – снаружи или изнутри.
Гараж, утепленный пенопластом

Наружное или внутреннее утепление

Оптимальный вариант – наружное утепление. Таким образом достигается смещение точки росы (образования конденсата на границе соприкосновения холодного и теплого воздуха) ближе к внешним поверхностям утеплительного слоя. И если правильно подобрать теплоизоляционный материал с максимально низкой теплопроводностью, то можно добиться смещение точки росы на поверхность отделки. Второй положительный фактор – низменность внутреннего объема пространства гаража в плане габаритных размеров.

Как показывает практика, такой способ применим, если гараж – это отдельно стоящее строение. Если стоит задача провести утепление сооружения, расположенного в ряду нескольких гаражей, то придется теплоизоляционные процессы проводить изнутри постройки.


Утепление снаружи пенополиуретаном

Материалы для утепления гаража

Переходим к вопросу, чем лучше всего утеплить железный гараж. Рассмотрим, какие материалы применяются для теплоизоляции с наружи и изнутри.

Материалы для наружного утепления

Необходимо обозначить, что стены и крыша гаража утепляются по-разному с использованием различных материалов. И чаше всего крыша теплоизолируется изнутри, потому что стальной лист, ее формирующий, в данном случае будет выполнять функции кровельного покрытия.

Что касается стен, то здесь несколько вариантов. Традиционным считается облицовка кирпичом (в половину или в целый). В этом случае кладка кирпича производится под расшивку, то есть с точной установкой каждого камня по горизонтали и вертикали, с толщиною шва не более 8 мм. Швы по окончанию работ выравниваются специальным инструментом – скребком, изготавливаемым своими руками или приобретенным в магазине.

Есть несколько позиций, которые необходимо учитывать при утеплении кирпичом:

  • под облицовку заливается небольшой фундамент: глубина заливки до 15 см, ширина в пределах 12-15 см;
  • стальные листы, формирующие крышу, должны создать карниз длиною не меньше 15 см, чтобы закрыть облицовку от дождя и воды от таящего снега.

Металлический гараж, облицованный кирпичом снаружи

Сегодня производители выпускают специальные краски, увеличивающие теплоизоляционные качества металлических сооружений. В их состав входят теплоизоляционные наполнители в виде гранул из пеностекла, керамики, или волокон из стекловолокна. По своему виду они напоминают густую пасту, а наносятся на металлические поверхности толщиной 2-4 мм.

Это лучший инновационный вариант утепления гаражей, простой в применении, но дорогой в плане стоимости самого материала. Поэтому в быту он свое широкое применение так и не получил.

Материалы для внутреннего утепления

Переходим к внутреннему утеплению железных гаражей, как к самому часто используемому. Все теплоизоляционные материалы, которые применяются для утепления зданий и сооружений, можно использовать и при проведении теплоизоляции гаража изнутри. А значит, здесь достаточно большой список предлагаемых материалов.

Но для многих хозяев гаражей вопрос ставится с один дополнением, чем утеплить железный гараж изнутри самостоятельно и недорого. То есть в приоритете две позиции: своими руками за небольшие деньги (дешево).

Что касается недорогих материалов, все будет зависеть от того, какой элемент строения надо утеплить. Если это стены и крыша, то оптимально или минеральная вата в матах толщиною 100 мм, или пенопласт (бытовое название), он же пенополистирольные плиты толщиною в пределах 30-50 мм. Но если делать выбор из минваты и пенополистирольных плит, то предпочтение лучше отдать второму. Причина одна – низкая гигроскопичность. То есть материал не впитывает влагу, поэтому после его монтажа нет надобности закрывать теплый слой изнутри гидроизоляционной мембраной. В случае с минватой это сделать придется.


Пенополистирольные плиты

И еще одна причина. Монтаж плит пенопласта можно провести на специальный клеевой состав. Минеральная вата укладывается по каркасной технологии, что увеличивает себестоимость и сложность проводимых работ за счет элементов каркасной конструкции.

Что касается утепления пола, то для этого лучше всего использовать керамзит. Его добавляют вместо щебня в бетонный раствор, используемый для заливки стяжки. И этим проблема теплоизоляции напольного основания гаража закрывается.


Керамзитобетон для пола в гараже

Как провести утепление пенопластом

Процесс утепления пенопластом металлического гаража – это два этапа: подготовка и монтаж утеплителя. В подготовительный процесс входит очистка поверхностей металлических листов, формирующих крышу и стены, от грязи, ржавчины и отслоившегося слоя краски. Подойдет любой способ, гарантирующий качество конечного результата. Чаще всего для этого используют обычную наждачную бумагу. Для увеличения скорости процедуры применяют болгарку с насадкой в виде металлической щетки.

Теперь о клеевом составе. Так как утеплению подвергается металлическое строение, то для пенополистирольных плит лучше использовать специальный клей в баллончике. Это универсальный клеевой материал в виде пены, гарантирующий прочность крепления утеплителя к металлу. Он устойчив к влаге и перепадам температур. Одного баллончика хватает на крепление 10 м² плит, на застывание уходит 30 минут.

Внимание! Пена для полистирола в объеме после ее нанесения не расширяется, как монтажная.


Пена для пенополистирола

Обратите внимание, что стены и крыша гаража – это стальные листы, приваренные к каркасу строения. Последний изготавливается из металлопрофиля, чаще из уголка 50х50 мм. Каркас закрывается листами железа снаружи, то есть он остается внутри. Поэтому важно точно подрезать листы пенополистирола под размеры каркасной конструкции, чтобы утеплитель лег между элементами каркаса, плотно прижимаясь к ним. Подрезка производится острым ножом.

Теперь на плиты надо нанести клей: по периметру и по диагоналям. Листы пенополистирола прикладываются по месту установки и прижимаются руками, но не сильно. Монтаж лучше проводить снизу-вверх. Есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание:

  1. Плиты утеплителя имеют небольшой удельный вес, что дает возможность на вертикальных плоскостях стен не устанавливать подпирающие элементы. Самой пены достаточно. Но на скатах крыши придется подпорки продумать. Один из вариантов – обычный скотч, один конец которого приклеивается к утеплителю, второй к стальному элементу каркаса.
  2. Если между плитами теплоизоляционного материала и каркасом гаража остается небольшой зазор, его надо просто запенить клеем.

Ворота и двери утепляются точно так же, как и стены гаража.


Установка пенополистирольных плит на клей

Утепление крыши стального гаража

Вариант с использованием пенопласта, который укладывается по внутренним плоскостям скатов кровли, самый простой. В состав гаражной конструкции входят перемычки, удерживающие продольные стены строения между собой. Иногда эти перемычки используют для формирования потолка. Их подшивают листовыми материалами: фанерой, ДСП, ОСП или железными листами, которые укладываются на деревянные рейки. Последние крепятся к перемычкам или саморезами, или болтами, или вязальной проволокой.

Именно утепление потолка решит поставленную задачу с крышей. Для этого придется поверх перемычек, а это все те же стальные уголки 50х50 мм, уложить листовой материал, из вышеобозначенных. Крепят листы к перемычкам обычной вязальной проволокой с шагом в пределах 50 см. То есть надо:

  • просверлить в настиле отверстия с каждой стороны от перемычек;
  • просунуть в них проволоку так, чтобы концы свисали вниз с разных сторон от элемента каркаса;
  • сделать скрутку проволоки по нижнему ребру, притягивая листы к перемычкам.

Теперь к уложенным листам приклеивается пенопласт, а затем вся потолочная конструкция подшивается листами фанеры, ОСП, ДВП или ДСП. Хотя вариантов отделки здесь огромное количество.


Утепление потолка пенопластом

Внутренняя отделка гаража

Сложность внутренней отделки металлического гаража после проведения теплоизоляционных работ заключается в том, что отделочный материал не к чему крепить. Если использовался бы каркасный способ утепления, то есть с монтажом каркаса из деревянных реек, то крепление отделки проводилось бы к нему. Но так как был рассмотрен самый простой вариант – бескаркасный, то необходимо рассказать, каким способом можно прикрепить, к примеру, фанерный лист к стене гаража.

Для этого придется провести дополнительную подготовку, которая заключается в том, что к стальным листам, формирующим поверхности гаражной конструкции, изнутри надо приварить определенное количество болтов М6 или М8. Приваривать надо шляпками к листам железа.

Длина крепежного изделия выбирается из расчета толщины утеплителя и толщины отделки. К примеру, толщина пенопласта – 50 мм, толщина фанеры – 8 мм, значит, потребуются болты длиною 70 мм, где 12 мм уйдет на крепление гайкой с шайбой. Количество крепежей определяется расстоянием между ними. Здесь нет точный данный, поэтому приблизительно 40-50 см.

Сам процесс утепления на крепежи производится в следующей последовательности:

  • на лист пенопласта наносится клеевой состав;
  • его устанавливают по требуемому месту и плотно прижимают руками;
  • утеплитель – материал рыхлый, так что болты сквозь него пройдут легко;
  • под необходимый размер подрезается отделочный материал;
  • концы болтов обрабатываются мелом или краской;
  • прикладывают отделочную панель по требуемому месту, на его поверхности останутся от мела или краски следы;
  • по отметкам делают отверстия при помощи дрели и сверла, диаметр которого должен быть чуть больше диаметра болтов;
  • отделочная панель надевается на крепежи и зажимается гайками, под которые надо подложить широкие шайбы.

Крепление пенопласта и листа ДВП к гаражным воротам

Утепление гаража изнутри кирпичом

Нет никаких противопоказаний использовать кирпич для утепления гаража изнутри. Просто кирпичная облицовка уменьшит объем строения. Это более сложный процесс в плане проведения работ, он и дороже, чем применение пенопласта. К тому же кирпич по показателю теплопроводности намного уступает пенополистирольным плитам:

  • 0,81 Вт/м К – теплопроводность сплошного кирпича;
  • 0,032 – 0,044 Вт/м К – диапазон теплопроводности пенопласта в зависимости от его плотности.

Получается так, что уложенный толщиною в 30 мм пенопласт заменяет собой кладку из трех кирпичей, уложенных вдоль.

Пенополиуретан для утепления гаража

И несколько слов о пенополиуретане, теплопроводность которого – 0,019 Вт/м К. То есть он лучше, чем пенопласт. Но он дороже, и для его нанесения требуется специальное оборудование. Еще совсем недавно такое оборудование представляло собой огромных размеров емкости и компрессор. Сегодня производители предлагают компактные аппараты, вес которых не превышает 30 кг.

Это два баллона и мини-компрессор со шлангами и насадками. В баллонах два компонента, которые соединяются и подаются через шланги под давлением. Небольшой толщины наносимый слой (15-20 мм), обратите внимание – сплошной, без швов и стыков, эффективнее многих современных теплоизоляционных материалов, используемых для утепления гаражей. Но если сравнивать по себестоимости, то он проигрывают все тому же пенопласту. Хотя хорошее утепление не может быть дешевым.


Утепление металлического гаража пенополиуретаном

Существует несколько эффективных и недорогих технологий утепления железных гаражей. Но, как показывает практика, чаще всего используют пенопласт, если разговор заходит о процессах, проведенных своими руками. Нет никаких ограничений или противопоказаний в использовании этого материала. При этом утеплитель обладает рядом неплохих технических характеристик, плюс невысокая цена самого изделия.